Культура 
11.02.2019

Опера Ивановна в гробу и при парадном макияже

«Пиковая дама» на Шаляпинском фестивале: гармоничное соседство тривиальности графоманской поэзии и дидактичности букваря. Часть 4-я

Работой ветерана оперной режиссуры Юрия Александрова, нынешнего фаворита дирекции театра им. Джалиля, продолжился Шаляпинский фестиваль – 2019. «Пиковая дама», как и остальные репертуарные постановки казанской оперы, играется крайне редко, оттого моментально ветшает, замечает музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Иона Койфман. О том, насколько успешной на этот раз была операция по эксгумации спектакля, — в нашем материале.

У «Пиковой дамы» Чайковского, как и полагается игральной карте, два лица У «Пиковой дамы» Чайковского, как и полагается игральной карте, два лица

КАЗАНСКАЯ «ПИКОВАЯ ДАМА» — ЭТО КАРТА РУБАШКОЙ ВВЕРХ

У «Пиковой дамы» Чайковского, как и полагается игральной карте, два лица. Посмотришь сверху — там кружащая голову перспектива художественных и философских смыслов. Взглянешь снизу — там самодостаточная партитура, которую нужно просто прилично исполнить, «развести» солистов и хор по сцене, предварительно укомплектовав сценографию соответствующими видами Петербурга, и вуаля — готов быстрорастворимый спектакль, на который не страшно привести родственников старшего поколения. Шаляпинский фестиваль, представив в очередной раз постановку Юрия Александрова 2017 года, выбрал третий вариант — расположить карту вверх рубашкой, аляповатой и уже слегка засаленной.

Шаляпинский фестиваль из года в год с упорством завзятого игрока делает ставку на нарядную сценографию и столичных солистов. Традиционно фестиваль представляет одну премьеру (в этом году «Царскую невесту»). Остальная часть программы составляется из спектаклей постоянного репертуара ТАГТОиБ, которые в течение сезона исполняются очень редко и оттого моментально ветшают. Фестивалю нужно быстро эксгумировать спектакль, подгримировать, чтоб он стал хоть немного похож на живой, ввести в него новых солистов — и потому результат всегда отмечен печатью поспешности.

Среди многочисленных традиционалистских постановок театра «Пиковая дама» выглядит уступкой критикам, упрекающим казанскую оперу за рутинерство: хотите, чтоб была видна режиссерская работа получите, распишитесь. За несмываемый визуальный макияж «Пиковой дамы» отвечают художники: Виктор Герасименко (декорации), Данил Герасименко (видеопроекции) и Антон Стихин (свет). За менее стойкий музыкальный слой дирижер и музыкальный руководитель постановки Марко Боэми.

Гибкая эффектная фразировка, живой нерв и естественность музыкального пульса сильные стороны дирижерской работы Боэми. И он в очередной раз использовал их с профессионализмом, достойным лучшего применения. Сольным номерам маэстро осторожно проаккомпанировал, слегка трещащие по швам ансамбли собрал, в хорале-отпевании Германа в последней картине нанес эффектный завершающий штрих слегка, впрочем, смазанный нестройным аккордом оркестра.


НАСПЕХ НАЛОЖЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГРИМ

Наспех наложенный пусть и умелой рукой музыкальный грим бросался в глаза: оркестр озвучивал рельефные музыкальные фразы Чайковского буквально по слогам, лишь бы не разойтись с певцами. Хор и солисты чувствовали себя уверенно только когда стояли неподвижно лицом к дирижеру, и нельзя было не заметить их нервных перебежек от одной стратегической точки к другой. Герман, поющий безжизненно и опять же по слогам, зато отменно громко (солист Большого театра Олег Долгов), фальшивящая в дуэте Полина (московская певица Екатерина Лукаш), Томский, у которого практически отсутствовала кантилена (солист ТАГТОиБ Юрий Ившин), истошное звучание хора в кульминациях и шаткость ансамбля в «Игрецкой» подтвердили отсутствие тщательной музыкальной подготовки.

На этом фоне экспрессивный, но несколько разболтанный в верхнем регистре вокал Лизы (Мария Лобанова, Большой театр), аккуратное, ладное исполнение партии Елецкого (Владимир Целебровский, «Санктъ-Петербургъ Опера»), благородный тембр и отточенная подача реплик Графини (Татьяна Ерастова, Большой театр), да и исполнение партий второго положения, особенно Прилепы (Венера Протасова, солистка ТАГТОиБ) выглядели и правда эффектно возможно, гораздо эффектнее, чем это было бы в обычном, хорошо отрепетированном спектакле.


«МУЗЫКАЛЬНО СПЕКТАКЛЬ БАЛАНСИРОВАЛ НА ГРАНИ РАСПАДА
»

Что касается собственно постановки Александрова, чьи «Пиковые дамы» наводняют ныне российские театры от московской «Новой Оперы» до Петрозаводска, то в ней гармонично соседствуют тривиальность графоманской поэзии и дидактичность букваря. Появления Графини наяву и в грезах безумного офицера сопровождаются балетными сценами целой толпы пиковых дам так это оттого, что она персонаж роковой, не упустите суть. Князь Елецкий и Герман швыряются растерзанными цветами из букетов, словно Киса Воробьянинов ассигнациями,  а это потому что чувства Лизы будут растоптаны. В первой картине Герман накидывает на лицо белый платок, во второй Лизу заматывают с головой в белую же простыню ну просто в конце все умрут.

Пресловутый петербургский саспенс, на котором, по словам постановщиков, сделан акцент в спектакле, представлен изобильной, поначалу почти не приторной атмосферной видеографикой и эффектным световым оформлением. Но как только дело доходит до мистики, сцену заливает потоками банальностей. Когда в пасторали Златогор предлагает пастушке Прилепе горы «злата и сребра, и всякого добра» на видеопроекциях появляются нити качающихся бус, похожие на перламутровые анимированные открытки. Образ игорного дома представлен химерой «златым тельцом» в духе графики скверных видеоигр. А во время воспоминаний ностальгирующей Графини вокруг нее кружат портреты героев ее светского прошлого, больше напоминая заставку «Летающего цирка Монти Пайтон», чем видения.

На всем печать циничного презрения к никем не виданной, несуществующей, но явно предполагаемой публике-дуре фирменный знак Шаляпинского фестиваля, гордо стоящий на рубашке его карточной колоды.  Очередное бессмысленное и к тому же претенциозное зрелище, по слогам проартикулированное режиссурой разъяснение содержания либретто, притворяющееся интерпретацией и оттого еще более фальшивое, чем честная дежурная «разводка», не опровергает, а лишь подтверждает тезис о смерти Оперы Ивановны, владычицы фестиваля. О «красивом оперном пении», которое в XXI веке довольно смешно фетишизировать, речи не идет музыкально спектакль балансировал на грани распада. Подобно Графине, отчаянно заигрывающей с Германом в спектакле Юрия Александрова, Опера Ивановна пытается казаться соблазнительной, уже лежа в гробу, зато при полном макияже. Флиртовать с трупом дело пустое, но вполне добровольное.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.02.2019 09:36

А что вы хотите от "звезд" такого уровня, приглашенных или купленных для фестиваля имени гениального певца. Это уже не фестиваль, участие в котором должно быть привлекательно и не только за счет гонораров, что тоже важно. Это просто ряд дежурных опер + 2 гала концерта, уровень которых катиться вниз из года в год. фестиваль - это фестиваль, праздник. А кто-нибудь почувствовал шаляпинский праздник в Казани - родине певца. За державу обидно.

  • Анонимно
    11.02.2019 08:53

    "...На всем печать циничного презрения к никем не виданной, несуществующей, но явно предполагаемой публике-дуре — фирменный знак Шаляпинского фестиваля, гордо стоящий на рубашке его карточной колоды..." - как же я согласна с этим театральным критиком!!! Чувствую себя именно публикой-дурой, начиная с похода в кассу театра за билетами.

    Очень интересно было БЫ предложить к прочтению статьи БО театральных критиков профессиональным врачам-психиатрам. Весьма может быть, что наши мнения совпадут...

    • Анонимно
      11.02.2019 10:04

      Любая опера воздействует в первую очередь на чувства, а не на разум. Поэтому прикидываться и выглядеть дурой на спектакле не зазорно.

      • Анонимно
        11.02.2019 12:22

        Считать самой себя дурой не зазорно - кем хочу, тем себя и считаю в глубине души. Хоть на спектакле, хоть в жизни...

        Но когда тебя другие автоматически записывают в дуры и навязывают этот образ - тут уже другие эмоции.

        • Анонимно
          11.02.2019 16:38

          Исчо бы))) Правда глаза колет!

          Далеко ходить не надо, достаточно открыть программку Сочинского фестиваля искусств и прочувствовать амбре затхлости Шаляпинского.

          • Анонимно
            12.02.2019 10:03

            Уколю немного правды и в ваш адрес!

            Давно ли Сочи стали образцом и центром всяческих фестивалей искусств?

            Вам там нравиЦЦа? ЗначиЦЦа, вам ТАМ по Сеньке и шапка! По Хуану сомбреро! По ведру крышка!

  • Анонимно
    11.02.2019 09:22

    А нам зрителям понравилось, и считаю лучшей из последних постановок Оперного.

  • Анонимно
    11.02.2019 09:29

    Раньше я реагировал хоть как то на критику, а эта вызывает смех за свои брызги в разные стороны. Спасибо, повеселили с утра))

  • Анонимно
    11.02.2019 09:36

    А что вы хотите от "звезд" такого уровня, приглашенных или купленных для фестиваля имени гениального певца. Это уже не фестиваль, участие в котором должно быть привлекательно и не только за счет гонораров, что тоже важно. Это просто ряд дежурных опер + 2 гала концерта, уровень которых катиться вниз из года в год. фестиваль - это фестиваль, праздник. А кто-нибудь почувствовал шаляпинский праздник в Казани - родине певца. За державу обидно.

  • Анонимно
    11.02.2019 09:48

    Сколько желчи у этого критика-злопыхателя. Уничтожены все, от публики-дуры до Марко Боэми, который свои "сильные стороны дирижерской работы использовал с профессионализмом, достойным лучшего применения". Хотелось бы знать, какое применение следует найти маэстро лучшее, чем дирижерство в опере.

  • Анонимно
    11.02.2019 12:03

    Иона Койфман-интересный критик! Нигде нет никакой информации о ней! Даже фотографии. Кто вы, Иона? Где вы учились? Просто мистика!!

    • Анонимно
      11.02.2019 12:23

      Иона - мужское имя

    • Анонимно
      11.02.2019 12:28

      Почему вы решили, что этот критик - ОНА? Вдруг это ОН? Может, это псевдоним, а на самом деле - Вася Пупкин ))) Вроде Юлиана Макарова - он же Юрий Журин )))

      А какой стиль письма у критика! Ни одного слова запросто не сказано - всё с выходом из-за угла, как в цыганочке! Интересно, ХХДЕ учат так кудряво писать?

  • Анонимно
    11.02.2019 12:04

    Самое интересное, что все статьи этой газеты всегда за упокой. Никакого проблеска жизни. Все всегда плохо, ужасно и надо умирать.

  • Анонимно
    11.02.2019 12:10

    Очень необъективная статья.
    Это знаете, люди делятся на мух и пчёл. Пчёлы всегда найдут мёд, а мухи, сами знаете, что)))

    • Прочитал статью про "Пиковую даму" на другом ресурсе. Там приглашен автор исключительно для того, чтобы рассказывать, какие великие спектакли показывают на Шаляпинском фестивале и какие гениальные голоса поют.

      И что же я читаю. Понятно, что Чайковский - это гений, а хор Дразниной хорош. А что солисты:
      - Долгов (Герман) - запорол "Что наша жизнь - игра"
      - Лукаш (Полина) - проблемы с низкими обертонами
      - Целебровский (Елецкий) - "песочек" в голосе
      - Ившин (Томский) - просто разочарование

      Согласитесь, что для "фестиваля голосов" как-то чересчур? И это, повторю, на ресурсе, который является главным инфоспонсором и должен рассказывать, как всё здесь прекрасно. Возникает вопрос: значит, в реальности всё еще хуже? А текст на БО - это ответ.

      • Анонимно
        11.02.2019 16:39

        Айрат, кто вы по профессии?

        • Анонимно
          11.02.2019 17:08

          Вы же спортивный комментатор )) идите и комментируете))) я в шоке просто. Какое отношение вы к опере имеете.

          • Если вы внимательно познакомитесь с содержанием культурного раздела "БО", прочтете большие интервью, например, с Дмитрием Черняковым или Василием Бархатовым (редкими гостями российских СМИ в последние годы), то вы поймете, что имеем отношение. Если вы захотите что-то прочесть о творчестве Аиды Гарифуллиной (не о том, кто отец ее ребенка и прочее), а именно о спектаклях и ролях, то, по-моему, во всяком случае на русском языке, лучше, чем интервью БО, я материалов не встречал. Могу ошибаться, конечно.

            И когда еду в свой выходной в Москву специально на "Альцину" или "Путешествие в Реймс" в Большой, то, в общем, тоже имею отношение. И когда скачиваю, чтобы посмотреть, какую-нибудь "Лулу" в постановке Варликовского или ищу запись "Годунова" Иво ван Хове или "Троянцев" Чернякова из Парижа, то тоже имею отношение к опере.

            Когда-то, действительно, писал о футболе и комментировал по местному ТВ хоккей и волейбол, а что в этом зазорного? У Шостаковича была книжка, в которую он записывал все результаты матчей "Зенита". Доминго - ярый болельщик "Реала", а Каррерас признавался, что на матчах любимой "Барселоны" орёт как потерпевший. Так что одно другому никак не мешает.

        • Вам моё резюме прислать?)
          КФУ - социология (2002), кандидат исторических наук (2006). так нормально?

          Но, вообще, я руковожу отделом культуры на "БИЗНЕС Online".

      • Анонимно
        11.02.2019 17:02

        Боже мой, вы ходили на спектакль? Вы там были? Вы вычленяете какие- то там блохи. Хорошего было очень много. Спектакль и певцы- это живой организм и может быть все. Кому- то кажется так, кому-то так.

        • Как раз в этом и дело, что "спектакль и певцы- это живой организм". Поэтому, когда спектакль идет на сцене раз в полгода, а солисты приезжают за пару дней, то "может быть всё".

          • Анонимно
            11.02.2019 17:32

            Да, согласна с вами. Просто многие очень категоричны в суждениях.

      • Анонимно
        22.02.2019 17:12

        Анна Нетребко не взяла однажды ми-бемоль и часто занижает интонацию. Паваротти киксанул в « Дон Карлосе» , Вильясон киксанул в « Травиате» , и можно продолжать долго. Что делать теперь?

        • Анонимно
          22.02.2019 18:14

          Проблема в неотрепетированности и несметности с оркестром, отсюда все. На каждый спектакль нужно минимум неделя. А тут один день, что говорить.... бедные певцы

  • Анонимно
    11.02.2019 12:39

    Разболтанный в верхнем регистре вокал))
    Откуда ты прелестное дитя?

    • Вам бы тоже не мешало представиться в таком случае.

      • Анонимно
        11.02.2019 15:15

        Айрат, как вы импозантный мужчина! Вы вокалист?

      • Анонимно
        11.02.2019 17:43

        Айрат, на правах авторства по 12.39, отвечу, что моё ФИО в оперных кругах неизвестно. Не специалист, но нравятся голоса оперных див, слушаю иногда. Занимаюсь своего рода писательством, ответами на письма, составлением программ и т.п.
        Зашел почитать из любопытства и не пожалел.
        В моей заметке нет отрицания изложенной сути, ибо не специалист в этом, не в праве оценивать. Статья, если отстраниться от сути, понравилась.
        Скажите, Иона Койфман существует? Или это псевдоним? Если автор не будет тратить себя на критику и перейдет в позитивное русло - сможет получиться хороший писатель.
        Марат.

        • Марат, немного странно, вы говорите, что не специалист, но в комментарии от 12:39 вы как раз ставили под сомнение профессиональный разбор автора с консерваторским образованием.

          • Анонимно
            11.02.2019 18:51

            По моему глубокому убеждению, "... профессиональный разбор автора с консерваторским образованием..." был БЫ уместен в специальном музыкальном издании, а не в БО. То есть там, где печатаются свои такие же - они БЫ поняли и образный язык статьи, и нестандартные сравнения, и замеченные тонкие огрехи в исполнении.

            А для обычного зрителя много значит понятная ему подача информации в любой статье. И когда автором писано очень кудряво, поверьте, это вызывает только отрицательные эмоции.

          • Анонимно
            11.02.2019 19:12

            Спасибо, засвидетельствуйте автору с консерваторским образованием моё почтение.
            Просьба - кого автор посоветует слушать без разболтанного верхнего регистра?
            Помогите страждущему, очень нужно. Дайте направление поиска.

  • Анонимно
    11.02.2019 12:43

    Сокольской респект! Правильная статья!

    • Анонимно
      11.02.2019 19:40

      Да, вы - хороший зритель. Не более.

      • Анонимно
        11.02.2019 21:06

        Айрат, вы меломан, это понятно. И это замечательно. Но вы не критик, вы просто хороший зритель. Так что не беритесь судить об опере. Футбол вам ближе. Успехов!

        • И вам успехов! Только я от анонимных трусливых хамов советы не принимаю, уж извините.

          • Анонимно
            11.02.2019 21:52

            Айрат, я представился, как Вы просили. Просьбу от 19.17 Вы уважите?
            Марат.

            • Я не являюсь автором этого текста. Про наличие или отсутствие кантилены и про доскональное знание сюжета не самой любимой оперы - точно не к скромному журналисту БО. А автор, если захочет, то вам ответит.

  • Анонимно
    11.02.2019 13:15

    Ушли со второй половиной не дождавшись окончания спектакля, по рецензии - в целом резковато, но суть отражена.

  • Анонимно
    11.02.2019 14:12

    Как же не любят этот театр))))))

  • Анонимно
    11.02.2019 20:32

    Как вы не поняли, это тенор Йонас Кауфман написал!))

  • Анонимно
    11.02.2019 20:51

    Ха ха!Его забыли позвать спеть партию Германа) вот он и написал))) Читаю и удивляюсь,автор вообще ничего не понимает .Долгов пел по слогам!))Смешно)

    • Судя по количеству слегка дебиловатых комментов со странными смайликами, люди, отвечающие за PR театра им. Джалиля, наконец-то начали работать. Хотелось бы верить, что так, а то непонятно, за что люди зарплату получают.

  • Анонимно
    11.02.2019 20:52

    В точку статья! Были на "Пиковой даме", заметили и фальшь в женском дуэте, и "кач" у Лизы, в некоторых местах казалось, что исполнители не слышат оркестр. Были и другие шероховатости, которых не хотелось бы видеть и слышать на Шаляпинском. Люблю оперу, но в этот раз чуть не уснула.

  • Анонимно
    11.02.2019 21:50

    ,,Завалил арию ,»Что наша жизнь!»Ну это бред!Ее завалил Александров,когда стол поставил в конец сцены .Надо было за сцену поставить петь певца.тогда бы его вообще слышно не было.От этого нашему искусствоведу и показалось тихо ,и вяленько.)))

  • Анонимно
    11.02.2019 21:53

    Странно.. Я тоже был на этом спектакле.. Из этой статьи и некоторых комментариев напрашивается неприятный вывод, что "истинные знатоки" оперного искуства-"продвинутая" публика или проспала весь спектакль или ушла, не дождавшись финала.. А весь остальной "мусор", такие, как я, кричали Браво и аплодировали стоя после спектакля. Странно..

  • Анонимно
    11.02.2019 22:11

    Да вообще!развели тут бред!Спектакль был замечательный !.Больше всех понравился Герман!Зал апплодировал стоя!И театр свой надо уважать хоть немного!!!

    • Анонимно
      12.02.2019 09:59

      "... И театр свой надо уважать хоть немного..."(с)

      А разве театру недостаточно уважения западно-европейских зрителей? Театр так МНОГО выступает для них! Это нам - местным - трудно, почти невозможно купить билеты, а на заграничных гастролях заграничных зрителей любят и ждут с распростертыми объятьями.

      Лично для меня, например, всегда готовы билеты на 2 и 3 ярусы в последние ряды. Кассиры полагают, что в 70 лет мне ТАМ самое место. Да я ТАМ уже насиделась в молодости, начиная с 12 лет!!! Сейчас же хочется посидеть в первых рядах партера - но увы и ах!!! Силы уже не те, чтобы каждый раз изощряться в погоне за билетами. Надоели уже эти скачки с препятствиями!

  • Анонимно
    12.02.2019 00:18

    Спектакль был чудесный! Многих солистов я знаю по Московским сценам. Если говорить про шероховатости, то квинтет Мне страшно, дуэт Лизы и Полины был неточным интонационно , имелись некоторые расхождения с оркестром , скорее всего было мало времени на подготовку. Из безусловных плюсов- Олег Долгов- у него яркий , стабильный голос, для меня не было никакого пения по слогам или ора. Все было выдержано до конца на ура! Мария Лобанова обладает весьма мощным голосом, хотелось больше мягкости, но она поразила меня и очаровала. Лукаш очень хорошо спела Арию Полины, без труда вышла наверх, красивый голос,Дуэт Прилепы и Миловзора сочетался по голосам- это было прилично! Целебровский очень понравился , красивый голос, ария была достойной и благородной. Графиня - благороднейшая певица , оставила лучшее впечатление! А ведь уже возраст!из маленьких партий заметен был Валентий.
    В целом, хочется только пожелать большей слаженности, командности, отрепетированности. Я желаю театру удачи и хочется больше искренности людей и доброты!

  • Анонимно
    12.02.2019 01:13

    Да, прошло время доброты и интеллигентности. Я видел спектакль и мне он понравился!
    Хочется отметить старания обхаять всех и вся- друзья! Угомонитесь! Давайте оставим эту ерунду и болтологию. Сидя на диване.

  • Анонимно
    12.02.2019 12:03

    можно писать что угодно,главное чтоб вот такого не было- Графиня спрашивает про Германа- кто этот офицер,а Герман в штатское одет...

    • Анонимно
      12.02.2019 15:01

      А как вам понравились опричники-городовые-черносотенцы в Царской невесте? Не хватает им пистолета в кобуре и шашаки в ножнах на боку. Залетели в эпоху Ивана Грозного случайно из другой оперы...

  • Анонимно
    12.02.2019 18:19

    после Царской в Михайловском ничего не страшно.

  • Анонимно
    12.02.2019 21:44

    Автору статьи можно пойти к Вадиму Журавлеву в подмастерье! Будет отличный тандем!

  • Анонимно
    13.02.2019 20:30

    Это точно!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль