Общество 
5.04.2014

Рафаэль Хакимов: «Сегодня от историков требуют обоснования близости тюрков. К этому подтолкнул Крым»

На средневековых картах Крым называли «Маленькой Татарией»

В последнее время было много вопросов о крымских и урало-поволжских татарах. Некоторых смущает, что и тех и других называют татарами, хотя вроде бы принято считать их разными народами, отмечает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он пишет, что по аналогии с «Большой Россией» можно говорить и о «Большом Татарстане», имея в виду кроме республики татарские общины Поволжья, Урала, Западной Сибири, Москвы, Оренбурга, Казахстана, Узбекистана и т.д. Академик считает, что Татарстан может взять на себя обязательства по сохранению культуры всех татар в России.

НАКОНЕЦ, «ВОЗВРАЩЕНИЕ» КРЫМА В РОССИЮ

Над зыбкой рябью вод встает из глубины
Пустынный кряж земли: хребты скалистых гребней,
Обрывы черные, потоки красных щебней —
Пределы скорбные незнаемой страны.
Я вижу грустные, торжественные сны —
Заливы гулкие земли глухой и древней,
Где в поздних сумерках грустнее и напевней
Звучат пустынные гекзаметры волны.
И парус в темноте, скользя по бездорожью,
Трепещет древнею, таинственною дрожью
Ветров тоскующих и дышащих зыбей.
Путем назначенным дерзанья и возмездья
Стремит мою ладью глухая дрожь морей,
И в небе теплятся лампады Семизвездья.
Максимилиан Волошин. 1907, Коктебель

Крым. Перекресток истории. Скифы, гунны, греки, болгары, хазары, татары, русские. Одна волна накатывала на другую, сметая одни народы и закрепляя другие. Венецианские и генуэзские города вдоль побережья для торговли с Великой Степью. Толпящиеся корабли в портах Каффы (Феодосии), Солдайи (Судака), Таны (Азова). Разноязыкие матросов голоса. Тугие паруса, увозящие товары по всем уголкам Европы. Расцвет Золотой Орды.

Смешение исторических судеб на маленьком перекрестке. В Крыму остались памятники всех культур: древнегреческой, генуэзской, венецианской, исламской, православной, иудейской, армянской и др. Неисчерпаемый кладезь для историков и археологов.

На средневековых картах Крым называли «Маленькой Татарией», как части «Большой Татарии». После распада Великой Орды наступил период протектора Оттоманской империи над Крымским ханством, сменившийся зависимостью от России. Любимое место отдыха царской семьи, богатых вельмож, рай для богемы. Дворцы и парки в итальянском стиле. Затем гражданская война, бегство Врангеля с Белой армией в Константинополь. Всесоюзная здравница. И вновь война. Партизанское движение. Депортация крымских татар. Советский курорт. Последние дни первого президента СССР в Форосе. Наконец, «возвращение» Крыма в Россию. Замирение...

.
Специалисты умело доказывают, что казанские и крымские татары — разные народы. Похоже, интересы науки и потребности жизни сильно разошлись (фото: http://tatar-congress.org/)

НАМ ВАЖНО ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА, ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ИСКАТЬ ТО,
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ, А НЕ ПСЕВДОРАЗЛИЧИЯ

Фиалки волн и гиацинты пены
Цветут на взморье около камней.
Цветами пахнет соль...
Один из дней,
Когда не жаждет сердце перемены
И не торопит преходящий миг,
Но пьет так жадно златокудрый лик
Янтарных солнц, просвеченный сквозь просинь.
Такие дни под старость дарит осень...
Максимилиан Волошин. 1926, Коктебель

В последнее время у журналистов было много вопросов о крымских и урало-поволжских татарах. Некоторых смущает, что и тех и других называют татарами, хотя вроде бы принято считать их разными народами. Тем более крымских татар депортировали, а наших не трогали. Казалось бы, все очевидно. Но вот в Крыму состоялась встреча президента Татарстана Рустама Минниханова с руководством меджлиса крымских татар. Обе стороны говорили на своем наречии и понимали друг друга. Если лексика в основном общая, то это один язык или разные языки? Раз не нужен переводчик, то язык, видимо, можно считать единым, так подсказывает здравый смысл. Нюансы сленга, акцента, говора или даже наречия можно оставить диалектологам (кстати, самая бесполезная псевдонаучная специальность). В конце концов, мы живем не научными категориями, а своими житейскими потребностями и представляем реальность, как она есть, а не по диссертациям. Специалисты умело доказывают, что казанские и крымские татары — разные народы и подкрепляют рассуждения докторскими степенями и монографиями. Ученые в диссертациях приводят подробную классификацию татар на этнографические группы, доходя порой до дробления народа не только на крымских, казанских, сибирских, астраханских, касимовских татар, мишар и кряшен, но и по отдельным районам и деревням. Похоже, интересы науки и потребности жизни сильно разошлись, ведь нам важно понять друг друга, для этого нужно искать то, что объединяет народ и народы, а не псевдоразличия. Возникает вопрос: «Кому это нужно?» Только ли ученым? Только ли для диссертаций?

В свое время Петр Столыпин предложил политику разделения тюрко-татарских наречий и говоров с тем, чтобы на их основе создать отдельные народы. С этой целью он в 1910 году созвал особое совещание, в протоколе заседаний которого было отмечено, что «15-миллионное мусульманское население России, относящееся по преимуществу к одному племени и говорящее хотя и на различных наречиях, но имеющих в своей основе один язык, переживает в настоящее время новый фазис своего развития, стремится к просвещению и, разрушая старый, создает новый быт, который угрожает культурной самобытности России». (Sic! Столыпин понимал, что у тюрков один язык, но разные наречия).

Озабоченность Столыпина вызвало то, что все мусульмане России подпадают под влияние просвещенных татарских имамов (джадидов), изучают русский язык и культуру. Он угрозу видел в эволюции мусульманского мира, его конкуренции с русской культурой, а потому предлагал осуществить децентрализацию Духовного управления мусульман и одновременно запретить преподавание в медресе русского языка и общеобразовательных предметов, иначе говоря, вернуть их в лоно ханафитского мазхаба. Одновременно в оборот был пущен термин «пантюркизм», который стал пугалом и в таком качестве сохранился по сей день. В 1911 году на циркуляр Столыпина стали приходить ответы губернаторов, которые не усмотрели среди мусульманского населения панисламизма и турецких эмиссаров. А громкое дело по медресе Иж-Буби, которое составило 12 томов, не смогло доказать распространения идей пантюркизма и панисламизма среди татар.

Столыпин думал, что, унизив татар, он сохранит российское государство, но он не хотел считаться с историей, которая имеет не только русские и православные, но и татарские корни. Борясь с народами России, он призывал революцию. Он заглянул в бездну, но когда долго смотришь в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя.

РАНЬШЕ РАССУЖДЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ГРОЗИЛО ОБВИНЕНИЕМ В ПАНТЮРКИЗМЕ

«Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство,
одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах»
Лорд Байрон

Политика поощрения этнических различий и создания многочисленных тюркских народов была успешно продолжена в советское время. Но нельзя все сводить к национальной политике государства, тем более что временами она просто отсутствовала и не всегда была шовинистической. Так, в ходе перестройки появилась тенденция к самоопределению и самоутверждению народов. На волне свободы слова, митингов и «парада суверенитетов» проявилась своего рода «детская болезнь» — выпячивание этнических особенностей. Тюркские народы боялись ассимиляторской политики государства, а потому отчаянно защищали малейшие этнические и даже этнографические особенности в культуре, поведении, одежде. Нужно было время с тем, чтобы тюркские народы осознали, какую угрозу несет с собой глобализация и почему нужно, наряду с противодействием ассимиляции на государственном уровне, думать о противодействии опошлению культур со стороны глобальных сетей, англо-саксонского китча.

Тщательно поделив народы административными границами, алфавитами, культурной символикой, придумав каждому народу свою историю и отыскав в них уникальные особенности, гордо возведя говоры в ранг самостоятельных языков, мы вдруг обнаруживаем, что не только башкирский нам близок, но и балкарский, карачаевский, кумыкский, ногайский, уйгурский понятны без переводчика, а если немного напрячь слух, мы легко поймем казахский, киргизский и узбекский.

Раньше рассуждение о единстве тюркских народов грозило обвинением в пантюркизме. Слава Богу, сегодня от историков требуют обоснования близости тюрков. На это подтолкнул Крым. Руководству России срочно понадобилось найти общий язык с крымскими татарами, для чего использовали авторитет Казани. О пантюркизме забыли на какое-то время...

Нельзя сказать, что русских обошли языковые и культурные проблемы. И на них влияет глобализация в негативном плане. Мало того что с панславянством не получается, совершенно неожиданно русские столкнулись с запретом родного языка на территории Украины. Казалось, вся мощь российской державы стоит на страже русской культуры. Никому и в голову не приходила сама возможность запрета русского языка. Это другие языки считались неперспективными, но не русский. Как он мог оказаться ненужным?! Абсурд! Стало очевидным, что пора учреждать «Большую Россию» и попытаться уберечь русскую культуру от недружественных соседей и глобализации.

ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА — ПОДСПОРЬЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТАТАРСТАНА И ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕСА

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
Федор Тютчев. 1839

По аналогии с «Большой Россией» можно говорить и о «Большом Татарстане», имея в виду кроме республики татарские общины Поволжья, Урала, Западной Сибири, Москвы, Оренбурга, Казахстана, Узбекистана и т.д. Суть «Большого Татарстана» состоит в том, что республика берет на себя обязательства по сохранению культуры всех татар в России. В статье 14 Конституции записано: «Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан». Эта же норма была записана в договоре 2007 года. В реализации этой статьи Конституции участвует не только государство, но и общественные организации (например, Всемирный конгресс татар), и федеральная национально-культурная автономия татар. Существуют спутниковые телеканалы, вещающие на всю Евразию. Проводятся многочисленные и довольно популярные мероприятия, такие как Сабантуй, фестивали татарской песни, конкурсы моды и т.д. Татарстан имеет соглашения практически со всеми субъектами Российской Федерации, а также независимыми государствами, где проживают татары. Отдельная программа предусматривает сохранение татарских сел в России. Если ко всему этому добавить и исламский фактор в России, который во многом связан с татарами и башкирами, то феномен «Большого Татарстана» предстает как значимое явление. Это явный ресурс Татарстана.

Татарская диаспора — подспорье для экономического развития Татарстана и повышения его политического веса, в то же время и татарский народ опирается на культурный потенциал республики. Прочность «Большого Татарстана» зависит, с одной стороны, от межнационального согласия в республике, с другой — от солидарности татарского народа и мусульманской уммы России.

Полноценная реализация такого проекта, как «Большой Татарстан», зависит от множества факторов: транспортной инфраструктуры, общего информационного поля, системы образования на татарском языке, экономических программ, соединяющих партнеров в республике и за ее пределами, формирования сети махалля, опирающейся на татарские традиции и противостоящей влиянию извне. Эти темы рассмотрим в следующих статьях.

Мысли поют: «Мы устали... мы стынем...»
Сплю. Но мой дух неспокоен во сне.
Дух мой несется по снежным пустыням
В дальней и жуткой стране.
Дух мой с тобою в качанье вагона.
Мысли поют и поют без конца.
Дух мой в России... Ведет Антигона
Знойной пустыней слепца.
Дух мой несется, к земле припадая,
Вдоль по дорогам распятой страны.
Тонкими нитями в сердце врастая,
В мире клубятся кровавые сны.

Дух мой с тобою в качанье вагона.
Мысли поют и поют без конца...
Горной тропою ведет Антигона
В знойной пустыне слепца...
Максимилиан Волошин. Февраль 1906, Париж

Читайте также:

Рафаэль Хакимов: «Крымский вопрос разбередил старые раны и пробудил новые амбиции»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (81) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.04.2014 11:32

    При всей настороженности, не нашел изъяна.

    • Анонимно
      5.04.2014 23:01

      Татары-единая нация, евразийские тюрки.

      • Анонимно
        6.04.2014 12:32

        Хоть бы что-нибудь почитали прежде, чем писать глупость. Нация формируется из разных этносов, которые столетиями проживает в одном государстве.

        • Анонимно
          6.04.2014 18:29

          Ню-ню. У цыган не было и нет государства, у евреев государство появилось в середине 20 века. И те, и другие прекрасно себя чувствуют, несмотря на то, что есть среди них черные, белые, желтые, индийские, африканские, немецкие, румынские, российские ну и т.д.

  • Анонимно
    5.04.2014 11:48

    Добрый день Татарстан!Полностью поддерживаю рассуждения Уважаемого Рафаэля Хакимова,потому что это чистейшая правда.Но необходимо паралельно наращивать экономическую мощь Татарстана.Надо усиливать мощь финансовых институтов и инструментов влияющих на экономику.Можно и почему то до сих пор Татары не организовали свою Российскую платёжную систему типа Виза-карт,к сожалению СБЕРБАНК перехватил инициативу.Ув. Президенту Р.Минниханову надо окружить себя дополнительно качественными финансовыми советниками и развивать финансовую систему до уровня Швейцарии Гонконга и т. д.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      5.04.2014 13:49

      Уважаемый простой человек, чтобы наращивать финансовую мощь надо иметь высокие интеллектуальные и технические способности населения. Сколько татарских университетов и предприятий входят с 100 лучших в мире? То-то.

      • Анонимно
        5.04.2014 19:57

        А их вообще нет, татарских.

        • Анонимно
          7.04.2014 18:29

          Так же как и нет махаллей в Казани, либо в других местах.

      • Анонимно
        5.04.2014 22:02

        Очнь много чисто российского интеллектуального продукта не скопированного у запада: вконтакте и проч., там очень большие творческие способности, сколково в лидерах у нас

  • Анонимно
    5.04.2014 11:49

    Рафаэль Хакимов: «Сегодня от историков требуют обоснования близости тюрков. К этому подтолкнул Крым». Татаристанским историкам любая задача по плечу, обоснуют все чего изволите! Без булдырабыз!

    • Анонимно
      5.04.2014 12:04

      обосновать у нас умеют, это запросто

    • Анонимно
      5.04.2014 12:11

      Эту задачу поручите Фатиху Сибагатуллину.

    • Анонимно
      5.04.2014 12:13

      +1000.Надо будет,окажеться,что и Приднестровье основали татары

      • Анонимно
        5.04.2014 12:40

        Сиразин и Сибагатуллин - это наши татарские историки Носовский и Фоменко. Поручим им в соавторстве издать школьный учебник и продадим каждому за 1000 рублей. Вот где бестселлер таится!

        • Анонимно
          5.04.2014 15:13

          Этим неучам до Фоменки, как до Луны!

        • Анонимно
          5.04.2014 15:19

          Не можешь позволить себе купить в интернет-магазине книжки Носовского А. Т. по 400-500 рублей, не знаешь его концепцию и поэтому злишься здесь публично на академика, которому не можешь оппонировать. Иди, подготовься к зачёту.

      • Анонимно
        5.04.2014 17:13

        Что там Приднестровье? Бери выше и Поднебесную... Уйгуры в Китае тоже братья татарам.

      • Анонимно
        5.04.2014 21:56

        Тюркоязычный народ Огузы проживающий в Молдавии, есть вопросы?

        • Анонимно
          5.04.2014 23:51

          Не огузы, а гагаузы. У меня много друзей гагаузов, с которыми вместе служили на флоте. Почему-то их на флоте их было очень много.

        • Анонимно
          21.06.2014 14:50

          на территории Молдавии много древних татарских городов. Это что, секрет какой?

  • Анонимно
    5.04.2014 12:00

    Вопрос к Р.Хакимову, что имеется ввиду: "Это другие языки считались неперспективными, но не русский."?Или это очередной демагогический выверт?

    • Анонимно
      5.04.2014 12:22

      "демагогический выверт" у некоторых в мозгах...,кои исподволь заменяет прелая солома...Хакимова не трожь.....

    • Анонимно
      5.04.2014 12:25

      Тюрки разные это и чуваши и кумыки и якуты и гагаузы.Если обьеденять то с Турцией во главе. Но что то не хочеться в Турции быть нацменьшинствами и людьми второго сорта.

    • Анонимно
      5.04.2014 12:35

      Уважаемый Хакимов, если разные народности и нации говорят сегодня на Русском языке, то это не зачит, что все они русские. Ну и что если язык у тюрков схож, это не значит, что все они один народ. Вы господин Хакимов " притягиваете все за уши" и любыми путями хотите писать историю к своей "рубашке". Касаясь крымских татар, то они ничего общего окромя основы языка и то с довольно значимыми различиями с татарами не имеют, я уже не говорю о довольно значимых внешних различий. И не однократно и открыто представители крымо-татарского народа в том числе крымо-татарские ученые говорят и пишут, что крымо- татары и татары это разные народы. А вы все в "родственники" напариваетесь. Если вы хотите объективность, то и вы должны быть оьбективны. А куда вы дели такой самый важный исторический период Крыма как Византийский период. Вы делаете это специально?

      • Анонимно
        5.04.2014 13:24

        Никак не могу понять . Русские ,украинцы ,белорусы -это один народ?. если это совершенно разные народы , то тогда Киев не мать городов Русских и что же тогда Киевская русь?А куда деть татарский период Руси . Народ России -зто русский народ? А тогда кто такие Татары ,чуваши ,чеченцы,морддва ...- русские татары, русские чуваши? ,Тогда русские тоже Русские русские . Я совсем запутался. Объясните мне тов. Ученые пож-та!

        • Анонимно
          5.04.2014 13:42

          Вам только Сиразин объяснит;0)

        • Анонимно
          6.04.2014 00:00

          Вам этого никто не объяснит. Для объяснения этого заново надо переписать историю убрав оттуда всю идеологию: сначала европейскую средневековую, принесенную историками-немцами начиная со времен Екатерины, потом советскую.

      • Анонимно
        5.04.2014 13:54

        Татары, крымские татары и башкиры это один народ!

        • Анонимно
          5.04.2014 14:54

          Вы наверное хотели сказать -один этнос. Есть понятия этнос-как народ, имеющий один язык, одну веру и проживающий долго более 100 лет вместе на одной территории; нация -это жители единого унитарного национального государства; и народ, как граждане одной империи, цивилизации или федеративного государства.Поэтому, руские, татары, крымские татары и башкиры и многие другие -это народ, который проживал в Российской империи, затем СССР и РФ. А проживали ли татары, крымские татары и башкиры до этого в одном государстве -это большой вопрос. А вот единым этносом они могли быть.

          • Анонимно
            5.04.2014 17:19

            В период Орды они предки всех народов современной России проживали в Великой Татарии как и русские, значит они были одним народом -Татарами.. Хотя один Историк как-то объяснял что народ Великий Татарии ( Тартарии) были русскими и называли себя Татарами по имени древних русских богов Тарха и Тары.Тогда вывод : в древности русские были татарами ,а вот кем были Татары в древности не понятно

        • Анонимно
          5.04.2014 17:13

          А монголы? А как же снежный барс?

          • Анонимно
            5.04.2014 20:00

            А как же двуглавый орел? Или птица с двумя головами и с хвостом от павлина?

            • Анонимно
              5.04.2014 21:55

              Орел водится в России а вот ак барс увы в Монголии?!

              • Анонимно
                6.04.2014 00:17

                В Монголии барсы не водятся, ни белые, ни полосатые, ни пятнистые, также как и в России двуглавые орлы не водятся. Между прочим, еще задолго до появления герба Российской империи монеты с двуглавыми орлами чеканили некоторые ордынские ханы и мамлюкские правители Египта.

                • Анонимно
                  6.04.2014 16:06

                  Уважаемый набеги в гугла ареал белого барса надеюсь для тебя не будет сильным ударом что ак барс и Монголия близнецы братья

                • Анонимно
                  7.04.2014 08:19

                  Жертва переписанной татарской истории

        • Анонимно
          5.04.2014 17:15

          По Дарвину все произошли от обезьяны, значит один народ.

          • Анонимно
            5.04.2014 19:41

            Сейчас выдвигается другая концепция креационизма. По одному из вариантов путём экспериментов в генной инженерии инопланетяне создали наших предков из остатков популяций деградировавшей предшествовавшей цивилизации. Глядя на некоторых наших современников, можно согласиться с такой гипотезой.

  • Анонимно
    5.04.2014 13:53

    Нас пытаются загнать в средневековье. Сейчас весь мир создает зоны свободной торговли, инвестиций и инноваций. Только мы опять за железным зановесом будем собирать пеньку. Пора думать о будущем республики, будущем наших детей и внуков.Например, молодежь из Крыма бегут в Европу и Украину, а не РФ. Да и молодежь РФ и РТ мечтают о США и ЕС.

    • Анонимно
      5.04.2014 14:25

      Население СССР дорого заплатило за 1 Железный занавес. Голодомор, ГУЛАГ и война. И сейчас мы загоняем всех жителей РФ за очередной Железный занавес. Все уже хором отвечают -мы этого не хотим. Запад сам выстраивает нам Железный занавес. А может нам самим пора начать жить по нормальным законам 21 века как все, а не мечтами о былом величии то ли 14 века, то ли 19-20 века.

  • raf
    5.04.2014 14:29

    Любой народ,который не знает,"Кто он?",то им можно рулить как угодно.Русские не знают,откуда они.Рюриков берут в отцов основателей.Татары,приняв кличку,лезут к тюркским племенам.Задаюсь вопросом,что пытаемся найти в исторических дебрях,родо-племенных,феодальных отношениях?Из ныне живущих в РФ,копни любого,предки из крепостных.Нелюдь.Их бы спросить,как они жили?Только ли большевики-ленинцы "стравливали"вчерашних плебеев,против помещиков,капиталистов.Глубокая,социальная пропасть отделяла эксплуататоров и эксплуатируемых.Это ведь продолжалось в поколениях,изо дня,в день.Социальный кошмар,откуда выхода нет.Смерть избавляла от такой тягости,оставляя проблемы детям.И когда пытаемся установить капитализм отдаем ли отчёт,что мы вчерашние советские люди?Отвергая советский период,мы все без истории,без памяти.Мы никто.Мы никому не нужны.Нам выписан счёт,нас должно остаться 15 млн человек,на 1\5суши.Неужели данное обстоятельство не делает нас думающими?Мы что,не пуганные идиоты,где совместились две характеристики.Не будет,ни "Большой Рссии",ни"Большого Татарстана".Не тот путь,путь войн и обездоленности.Надо заново строить Дом.СССР называется.

    • Анонимно
      5.04.2014 15:32

      мелко копаешь - не все крепостные...

      • raf
        5.04.2014 17:08

        Это ты, копай могилу предков,может,по костям определишь вольного стрелка,землепашца.

        • Анонимно
          6.04.2014 08:07

          на Алтае - глубина штыка лопаты - и археологи уже на 2000 лет в прошлом. А там и нет крепостных - только гунны. Вот уже сто лет все копают шелковый путь.

  • Анонимно
    5.04.2014 15:09

    Это хлеб Хакимову придумывать историю

  • Анонимно
    5.04.2014 15:26

    Читая Р. Хакимова,Ф. Сибгатуллина и других т. н. ,, историков" приходишь к убеждению, история стала мелкой разменной монетой в руках наших современных,, слуг народа". Кто пишет современную историю -вчерашний физик- лаборант, потом инженер философ,идиолог компартии и ТОЦ ,советник Президента , директор института истории. Другой ветеринар, секретарь райкома, министр с/х , глава района , признанный специалист по водке и лошадям. Главное- они депутаты с большим стажем и лучше других знают, какой должна быть ,,история на текущий момент в свете решений и целей партии" от которой прошли в депутаты. Достойно отрабатывают !

  • Анонимно
    5.04.2014 15:33

    "Сегодня от историков требуют обоснования близости тюрков". Кто требует? Фамилии и должности можно озвучить.

  • Анонимно
    5.04.2014 15:42

    Ценю начитанность Хакимова и знание им пожалуй самого крымского из русских поэтов Волошина. Что, же касается большого Татарстана то идея "маниловская" и не им конечно придуманная.Кто только не приложил руку к идее объединения все тюрок, даже М.Султан - Галиев мечтал о великом Туране. При всем сходстве языковых основ пути народов давно уже разошлись.Даже самый великий "проект" ХХ века СССР не сумел это сделать. А там были ресурсы не чета теперешним.Что сейчас реально. Помочь Крыму, в частности нашему подшефному Бахчисараю.Тут у нас будет соревнование с Башкортостаном, которому тоже дали район только без такого "брендового" названия почище чем Ак -Барса с Салаватом.Что же касается помощи в развитии культуры татарским общинам других регионов, то работа ведется давно.Ну а о большом Татарстане почему бы не поговорить, под это дело можно получить деньги на конференции, командировки и книги.

  • Анонимно
    5.04.2014 16:24

    В числе великих татарских историков несколько раз помянули Сиразина. Если это фермер то он по другой части упражняется, то мулл учит, уму разуму, то кулич с фаллосом сравнивает.А историю он пока не трогает и конкурентом ни Сибагатуллину ни Фоменко не является.Пока!

    • Анонимно
      5.04.2014 18:48

      Вы видать недавно здесь и не читали опусы Сиразина про "венгра" Марко Поло, "чеченца" Муслима Магомаева, тотем "Гусиная лапка" и т.п. У Мурата просто пока нет "дитературного негра", чтобы эту кашу переработать, а в остальном они с Фатихом близнецы и старики-разбойники;-)

  • Анонимно
    5.04.2014 16:39

    Хакимов эфенде, что там говорить об объединении тюркских народов, когда сами не можем даже полноценную систему образования от садика до университета, не можем выстроить.

  • Я вижу грустные, торжественные сны —Историка склонённого над картойЗемли глухой и названную Спартой,И где курай звучит под шум волны.Он зрит арба, скользит по бездорожью,Скрипит она таинственною дрожью.А рядом с ней, танцуя апипа,Идут спартанцы полные возмездья,Научат Крым как варится шурпаПод небом чистым, где горят созвездья.

  • Анонимно
    5.04.2014 17:48

    Большой Татарстан, что-то мелковато берете, то ли дело "Идель-Урал". Вместе с Волжско-татарский легионом (легион «Идель-Урал» — подразделение Вермахта, состоявшее из представителей поволжских народов СССР (татары, башкиры, марийцы, мордва, чуваши, удмурты). Волжско-татарские легионеры (всего около 40 тыс. человек) входили в состав 7 усиленных полевых батальонов; 15 хозяйственных, саперных, железнодорожных и дорожно-строительных рот; и 1 боевой группы Восточно-тюркского соединения СС. Организационно подчинялся Штабу командования восточными легионами (нем. Kommando der Ostlegionen).

    • Анонимно
      5.04.2014 21:22

      Видимо за заслуги перед вермахтом присваивали звание Героя Советского союза .Иначе как объяснить второе место в России по количеству Героев среди татар а в процентном отношении к численности населения -первое место. Это еще не считая крещенных татар т.к. по христианским фамилиям и именам их как и многих представителей других народов -христиан отнесли к числу героев -русских. При этом не сколько не умаляю роль русского народа как государствообразующего и несшего основную тяжесть по факту своего положения и численности. А ведь многие думают как ВВЖирик котрый недавно выступал на митинге ,по моему к 23 февраля, где говорил ,что все малые народы России в войну служили в тыловых частях и в обозах и в боях не участвовали. Отсюда и отношение молодежи к инородцам в России

    • Анонимно
      5.04.2014 21:49

      Вижу Вы большой знаток истории. А не смогли бы Вы для объективности просветить нас на счет Славянских частей Вермахта наверняка знаете и количество и состав, а также чем жил народ на оккупированных территориях,видимо круглосуточно боролись с оккупантами в отличии от крымских татар .

    • Анонимно
      5.04.2014 23:35

      wikipedia: Русская освободительная армия, РОА — исторически сложившееся название вооружённых сил Комитета Освобождения Народов России (КОНР), воевавших на стороне Третьего рейха...Знаки различия Русской освободительной армии (нарукавный знак) в разные периоды времени носили около 800 000 человек...http://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_освободительная_армия

    • Анонимно
      5.04.2014 23:39

      Все-таки не 40 тысяч человек, а поменьше - 12,5 тысяч. Ни один из этих батальонов никогда не участовал в боевых действиях. Два из них (825 и 827), кстати, восстали и перешли к партизанам практически полностью. В одном восстание было раскрыто и батальон как боевая единица не функционировал. И т.д. - из остальных люди бежали при первой возможности взводами и ротами. Это все вполне известная история (Джалиль и все такое прочее).

    • Анонимно
      5.04.2014 23:39

      А вот генерал Власов на стороне немцев: "пошёл на сотрудничество с руководством Третьего рейха против политического строя СССР, став руководителем военной организации коллаборационистов из советских военнопленных и эмигрантов — Русской освободительной армии (РОА)."http://ru.wikipedia.org/wiki/Власов,_Андрей_Андреевич#.D0.9D.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D1.86.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BD_.D0.B8_.D1.81.D0.BE.D1.82.D1.80.D1.83.D0.B4.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.D1.81_.D0.BD.D0.B5.D0.BC.D1.86.D0.B0.D0.BC.D0.B8

    • Анонимно
      6.04.2014 02:56

      А вот РОА где русские под командованием генерала-предателя Власова были на стороне фашистов.wikipedia: Русская освободительная армия, РОА — исторически сложившееся название вооружённых сил Комитета Освобождения Народов России (КОНР), воевавших на стороне Третьего рейха...Знаки различия Русской освободительной армии (нарукавный знак) в разные периоды времени носили около 800 000 человек...http://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_освободительная_армия

  • Анонимно
    5.04.2014 17:50

    Относительно достижений татарских историков, очень четко сказано:"После научной сессии 1946 г. в Казани изданы десятки книг и сотни статей о происхождении татар. Казанская школа этногенеза все свои гипотезы строит на ложной основе, полагая, что татары генетически связаны с болгарами — физически и духовно, по языку и культуре. Казанские археологи приписывали болгарам поздние татарские памятники, этнографы и искусствоведы — позднюю татарскую культуру и искусство. Казанские языковеды утверждают, что болгарский язык — это татарский язык. Они решились на подлог мирового масштаба. Хорезмийским поэтом Кул Гали (Али) в начале ХIII в. на огузском языке была создана поэма «Кысса-и-Йусуф» (Сказание о Йусуфе). Сюжет связан с великим шелковым путем, проходящим через Среднюю Азию, и Египтом. Туркмены, узбеки, азербайджане и турки считают её выдающимся произведением их литературы. В ХVII—ХVIII вв. рукописные списки этой поэмы, переведённые на татарский язык, стали проникать в среду казанских татар. В 1983 г. казанские литературоведы объявили, что Кул Гали родился в Болгаре в 1183 г. и умер в Биляре в 1236 г., хотя для такого утверждения не имеется никаких оснований. Они провели широкое торжественное чествование 800-летия со дня рождения Кул Гали. Теперь казанский языковед М. З. Закиев изучает лексику и грамматику болгарского языка по тексту поэмы «Кыса-и-Йузуф». Он уже более 20 лет рьяно выступает против теории Н. И. Ашмарина. Он стремится опровергнуть ашмаринскую теорию не лингвистическими, а политическими доводами: Ашмарин, мол, был царским цензором татарских изданий (хотя этот цензор не изъял ни одной татарской книги), служил русской буржуазии, хотел поссорить чувашей с татарами, не был марксистом. Стремясь опорочить и ликвидировать теорию болгарского происхождения чувашей, Закиев то заявлял, что чуваши поселились на своей земле во II в. н. э., ещё до прибытия болгар, то объявлял чувашские слова в эпитафиях словами мёртвого языка, используемого татарами в богослужении [31]".

  • raf
    5.04.2014 19:27

    "Интересы рабочего класса и его борьбы против капитализма требуют полной солидарности и теснейшего единства рабочих всех наций, требуют отпора националистической политике буржуазии какой бы то ни было национальности.Наемному рабочему все равно, будет ли его преимущественным эксплуататором великорусская буржуазия предпочтительно перед инородческой или польская предпочтительно перед еврейской и т. д. Наемный рабочий,, сознавший интересы своего класса, равнодушен и к государственным привилегиям капиталистов великорусских и к посулам капиталистов польских или украинских, что водворится рай на земле, когда они будут обладать государственными привилегиями. Развитие капитализма идет и будет идти вперед, так или иначе, и в едином пестром государстве и в отдельных национальных государствах.Во всяком случае наемный рабочий останется объектом эксплуатации, и успешная борьба против нее требует независимости пролетариата от национализма, полной, так сказать, нейтральности пролетариев в борьбе буржуазии разных наций за первенство. Малейшая поддержка пролетариатом какой-либо нации привилегий “своей” национальной буржуазии вызовет неизбежно недоверие пролетариата другой нации, ослабит интернациональную классовую солидарность рабочих, разъединит их на радость буржуазии." (Ленин В.И.О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ)

  • Анонимно
    5.04.2014 20:16

    Публично признаюсь в своем невежестве ибо не читал никаких исторических опусов фермера и поэтому считал, что он не конкурент другим корифеям татарской исторической мысли.Недооценил этого энциклопедиста который как могут судить читатели БО высказывает "нетленку" по любым вопросам.Правда на теорию Эйнштейна пока не замахивался. Но кто знает. Что же касается Закиева, то он в отличие от Сиразина имеет научные степени, но это не равно знаниям. Его опусы, а нередко просто невежество еще в 90 -е да и в наши дни являлись предметом насмешек историков.Хотя филолог он вроде бы знающий.Спасибо за информацию. Буду впредь более сдержан в оценках указанных выше титанов мысли.Кто его знает, может быть не дорос до их уровня.

  • Анонимно
    5.04.2014 20:40

    Полагаю вполне уместным напоминание известных слов В.И.Леина. Неслучайно, что "бандеровцы" разного пошиба, мастей и национальностей всегда начинают с уничтожения памятников ему.Да и у нас в Казани судя по газетам, один человек всю жизнь кормившийся на Ленине выступил с предложением убрать его памятник подальше от входа в главное здание университета, и нарисовал отвратительную картину - пасквиль его поведения в студенческие годы. Но вроде бы получив письменный отпор пока замолчал.Что тут скажешь как не чудны дела господни. Впрочем господь тут не причем, скорее это проделки шайтана, который в разных обличьях есть в любых религиях.

    • Анонимно
      5.04.2014 23:56

      Я за то чтобы убрать памятники Ленину цивилизованным образом. Также зато, чтобы его труп убрали с центральной площади страны и похоронили по-человечески, как он и завещал....

      • raf
        6.04.2014 11:26

        Обязательно, у тебя спросим.Только пистолет к виску приставим,и попросим повторить,что ты написал тут.

  • Анонимно
    5.04.2014 21:09

    Сибгатуллины,мингазовы,и прочие похерили татарские деревни ,вынули душу народа набивая свои карманы.Ведь абсалютно нет своего примера построения общества ,а лезут в Крым .Они совершенно другой народ и не татары они,осколки османской империи.Усебя наведите порядок ,и покажите на своем примере.

  • Анонимно
    5.04.2014 21:59

    По моему не нужно ограничиваться только историками. Надо фонд "Возрождение" поднять на более высокий уровень: не только возрождать Свияжск и Болгар, а заявить о себе как всероссийском центре по изучению тюрко-татарско-хазарско-булгарской истории и восстановлению памятников не только в РТ но и в Поволжье и Крыме. МШШ пробить в Москве этот статус ну соответственно и деньги под это выбить. Надо восстанавливать не только памятники в Свияжске и Болгаре, но Свинцовую мечеть в Старом Крыме(пока ее окончательно не уничтожили), арабатскую крепость, организовать масштабные археологические исследования в Селитерном городище и т.д., археологические экспедиции в Ульяновской и Саратовской областях. Имея соответствующий статус, местные власти чинить препятствия в деятельности фонда наверное побоятся. Да и еще, татарстанские банки имеют много филиалов в других регионах, не в одном нету рекламы о фонде, поэтому в фонд перечисляют деньги только жители РТ.

  • Анонимно
    5.04.2014 23:26

    Более примитивного анализа не видела давно))) Надо же, ещё кто-то ведётся на подобную политическую муть. Друзья, изучайте историю и желательно из разных источников. А если сильно захочется, то конечно все тюркские и некоторые не тюркские народности можно будет собрать в одну великую нацию ТАТАРЫ. Малая Татария же никогда не было названием Крымского п-ва, так называется карта относящаяся к середине 18 века, на которой форма полуострова и расположение городов оставляет желать лучшего. Оставьте эти лекции для скучающих необразованных бабушек. На территории Крыма было единственное Крымское ханство, ранее было название Таврия и тот факт, что какое то количество крымских ханов переселилось на территорию современной Казани не делает эти два родственных по происхождению, но совершенно разных по этническому составу народа одним и тем же. Удачных исследований господа чайники.

  • Анонимно
    5.04.2014 23:44

    Политика "разделяй и властвуй" по отношению к татарам - это даже ежу понятно и это не первый год и не второй... Татарский народ дробят и дробят чтобы максимально ослабить и управлять... Нужны татарские историки, которые учились бы заграницей (Европа, Америка) и писали независимо... Мне кажется, что Советско-Российская история татар лжива и насквозь политизирована и просто является выполнением политического заказа...

    • Анонимно
      6.04.2014 00:23

      Да,нужна пятая колонна, из США, Европы, потому что своих нормальных нет

  • Анонимно
    6.04.2014 03:36

    А какая история не политический заказ? Почитайте хотя бы о баталиях которые идут вокруг концепции (еще не текста)единого учебника истории России.Да и даты которые мы отмечаем 23 февраля и 4 ноября символичны,и не опираются на бесспорные факты.Но к 23 февраля мы уже привыкли, а вот о другой приходится постоянно и настойчиво убеждать. Пока есть только одна дата которая объединяет всех - 9 мая, по крайней мере в РФ.Как обстоит дело в других бывших составных частях единой и неделимой красной империи не знаю.Но предполагаю, что в Грузии и на Украине будут покушения и на эту дату.

  • Анонимно
    6.04.2014 07:04

    Еще раз повторю, что любая история является выполнением политического или иного заказа.Даже летописцы не взирали на добро и зло равнодушно. Про своего князя - святой, а про его супротивника - окаянный или душегуб.Почитайте какие баталии идут вокруг концепции единого учебника России.Это еще не текст а только концепция.Пока из за событий в Крыму чуть притихли, осмысливают. Но скоро опять начнется битва интеллектов, где не особенно почитают даже академические погоны с большими звездами на них.

  • Анонимно
    6.04.2014 08:39

    Давно известно, что этническая общность или родство практически ничего не значит. Главное политические судьбы народов. Яркий пример взаимоотношения русских и поляков. В свое время И.В.Сталин пытался наладить общеславянское единство в годы войны и даже создал такой комитет во главе с генералом Гундоровым. Однако из этой затеи ничего не вышло и комитет прикрыли.КПР.

  • Анонимно
    7.04.2014 18:01

    Какая дикость читать такие высказывания от вице-президента академии наук. Конечно, если уметь воспринимать "реальность, как она есть", тогда вся наука лжива, не говоря уже о "псевдонаучности" диалектологии (кстати, не специальность, а раздел "псевдонауки" лингвистики). Все научно выявленные различия реальны, но какое они имеют значение в вопросе сближения крымских и казанских татар? Какой стыд.

  • Анонимно
    11.05.2014 14:06

    Написать фальцифицированную историю можно,то что состоялоь в прошлом в интиресах , временно можно исказить или просто спрятать.сегодня Турция "пишет" историю Османской империи такой справедливой игероической ,что каждый Турок должен гордиться и восхищаться прошлым своего народа. но авторы исполнители заказа "написать"красивую историю турков не принимают во внимание одного , что рядом еще живут болгары,греки,и десятки других народов которых они заваевывали и они тожу "пишут"свои истории "а они в угоду туркам не будут переписовать то что написали и пишут турки и в лубом случае напишут правду или близко к ней. об этом не помешает и помнить кто намерен написать новые учебники истории для России, и в ней обязательно не забыть упомянуть;Зачем к переписи 2010г.татарам "демократично" рекомендовали , что они вправе выбирать "новые" национальности и в переписи могут указывать себя - татарами,булгарами,крященами,мишарями,ногайбаками, и так татарам предложено разделиться еще на 39 "новых"наций вот в этом ответ кто поделил один народ на крымских,казанских,сибирских и т.д.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль