21.05.2014

Иван Грачев: «Китай позарез был заинтересован в газовом контракте»

Россия получила гарантированный рынок сбыта ресурсов на случай «неадекватных реакций» со стороны ЕС, а Китай нашел выход из энергетического тупика

Сегодня «Газпром» и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC в Шанхае подписали договор на поставку российского газа в КНР по восточному маршруту. Речь идет о 30-летнем контракте на поставку до 38 млрд. кубометров газа в год. Депутат Госдумы России, председатель комитета по энергетике Иван Грачев в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, что проект, несмотря на масштабные инвестиции, окупится менее чем за 10 лет. Кроме того, он назвал баснями снижение потребления российского газа в Европе, а наиболее оптимальным вариантом европейских поставок — транзит через неспокойную Украину.

.Иван Грачев

«ЦЕНЫ МОГУТ БЫТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ ЕВРОПЕЙСКИХ»

Событие, которого ждали с прошлого года, произошло. Сегодня был заключен контракт между «Газпромом» и китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC на поставку российского газа в КНР. Речь идет о 30-летнем договоре на поставку до 38 млрд. кубометров газа в год. Меморандум о взаимопонимании по проекту поставок газа был подписан еще в марте 2013 года, однако сторонам с тех пор никак не удавалось окончательно согласовать вопрос цены. Стоимость 30-летнего контракта с Китаем по газу составляет $400 млрд., сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Свое мнение об этом событии газете «БИЗНЕС Online» высказал депутат Госдумы России, председатель комитета по энергетике Иван Грачев.

— Иван Дмитриевич, подписание газового контракта — событие нерядовое и для России, и для Китая. Как вы оцениваете значимость заключения контракта для обеих из сторон?

— Китай в ближайшие годы будет нуждаться примерно в 100 миллиардах кубометров газа в год. Взять его гарантированно по нормальным ценам, кроме как у России, Китаю негде. Поэтому Китай, я так думаю, позарез был заинтересован в этом контракте. России, я думаю, развивать восточные газоносные провинции, которые уже пошли в рост, и тем более осваивать Север без дополнительных стран сбыта практически невозможно. Поэтому наша страна была заинтересована в этом контракте. Споры шли несколько лет назад с Китаем, что у них там свой сланцевый газ. Я им всегда объяснял, что это утопия. Никакого сланцевого газа по цене, сопостовимой с российской, не будет. Теперь иллюзии кончились, контракт был подписан.

— Тем не менее меморандум о взаимопонимании был подписан больше года назад, а контракт заключили только сейчас, так как были разногласия по цене газа. Какая цена, на ваш взгляд, оптимальна?

— Объективно есть европейские цены — 350 - 400 долларов за тысячу кубометров. Япония сегодня готова покупать сколько угодно газа по 500 долларов. Я считаю, что с учетом транспортировки цены будут на уровне европейских. Ну транспортные «плечи» там поменьше, чем до Европы, соответственно, цены могут быть по факту чуть-чуть ниже европейских. Но разница, на мой взгляд, должна быть несущественной.

— Что будет с пошлинами? Надо ли их отменять? Кто в этом случае будет главным выгодополучателем?

— Таможенные пошлины, я думаю, отменять не надо. Я вообще не сторонник таких мер. Ну разве что когда осваивают новые месторождения по новым технологиям. Да и то временно. Так что, на мой взгляд, ДПИ, НДСы всякие — это все можно отменять на достаточно долгие сроки, а пошлины я бы не отменял.

— Какие геополитические выгоды есть у России и у Китая?

— Китай получает гарантированные поставки в растущих объемах, потому что мы и Охотское море освоим, и Север. Команды, которые могут это сделать, они есть, я их видел, они готовы. Соответственно, других вариантов у Китая и не было. Потому что южные морские поставки всегда будут проблемными. Иран? Ну это такая история сложная. Туркменистан — да, они в значительной степени его осваивают. Но я так думаю, что они уже получили то, что могли получить. Объемов там недостаточно. Конечно, они решают проблему чистой энергии. Это совершенно фундаментальная проблема. Мало кто понимает, но не СО2 цену имеет, а объем чистой энергии на единицу площади. Китай в этом смысле по своей угольной технологии на пределе. Это только казалось, что они по угольной технологии могут и дальше по 7 процентов в год увеличивать объемы.

А Россия получает на случай каких-то глупых неадекватных реакций со стороны Европы гарантированный рынок сбыта.

«ЕВРОПЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕОБХОДИМ РОССИЙСКИЙ ГАЗ»

— Насколько инфраструктура готова для реализации столь крупного контракта? Будет ли что-то строиться и на каких условиях?

— Я думаю, что трубы проложат, конечно. Западный маршрут, который идет по ветке нефтепроводов, построят в короткие сроки. На мой взгляд, там все готовы, чтобы сделать это быстро и эффективно — до Владивостока с ответвлением на Китай. Другой маршрут, с той стороны Байкала. Я там не был, не видел, не знаю, какие там команды, что там может быть. Но тоже думаю, что серьезных проблем ожидать не приходится. Поэтому на цифру порядка 30 миллиардов кубометров в год Россия быстро выйдет.

— Инвестиции в проект оцениваются на уровне 55 миллиардов долларов со стороны России и 22 миллиарда — со стороны Китая. Эти деньги пойдут на разработку месторождений. Как по-вашему, в какие сроки окупятся эти вложения?

— Ну давайте прикинем. Почти 40 миллиардов кубометров газа, условно по 500 долларов за тысячу кубов возьмем. 20 миллиардов долларов в год выручки. Там рентабельность обычно хорошая. Окупится все в очень короткие сроки, это даже не десятилетие.

— Каково будущее украинско-европейского направления поставок — закроют, переформатируют, сократят поставки?

— Прежде всего, вопреки мнению многих экспертов, я считаю, что никакого снижения потребления российского газа в Европе не будет. Это все басни. Реально же еще около 100 миллиардов кубометров газа Европе будет нужно. И в основном покупать его будут в России, потому что все остальные там сворачивают поставки. Поэтому я уверен, что не только нынешние объемы — рекордные по прошлому году — более 160 миллиардов кубометров, но и больше российского газа Европа будет требовать и получать. Следовательно, желателен украинский маршрут, потому что дорого там обходить, особенно с юга. «Северный поток» легче достроить.

Я бы считал, что правильнее с Украиной договориться, используя Европу, потому что она тоже заинтересована, во-первых, в гарантированном транзите, а во-вторых, в меньших затратах. Потому что, если обходить с юга, это будет дороже. И лишние расходы лягут все же на конечного потребителя. Я всегда и везде говорю, что надо тройственный консорциум по украинским трубам собирать — Германия, Россия и Украина.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (91) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.05.2014 13:50

    RIP EU

  • raf
    21.05.2014 13:52

    Вау,коммунистический Китай победил капиталистическую РФ.Уррра!!!!!!!!!!!

    • Анонимно
      21.05.2014 20:15

      Победа! Только вот по этому контракту Китай будет ежегодно закупать у России газ меньше, чем Украина и дешевле.

      • Анонимно
        21.05.2014 21:12

        Шито-шито? Газ меньше и дешевле? Это т.е. гарантированно оплачиваемые 400$ с копейками за 1000 кубов меньше чем негарантированных 265$ за 1000 кубов которую всё просит Украина? Да ещё в перспективе рост китайского потребления до 100 млрд. кубов в год? С математикой у вас проблема, да и с пониманием репутационной политики Украины то же.

        • Анонимно
          21.05.2014 23:46

          Знаток! Китай в Туркмении покупает газ в 3 раза больше по 230 долларов. У России он дороже не купит. Но при этом еще Россия должна трубу построить. Дальше сам считай, раз у тебя с математикой порядок.

  • Анонимно
    21.05.2014 14:00

    По какой цене?

    • Задумчивый
      21.05.2014 14:09

      РБК 21.05.2014, Пекин 13:47:25 Цена на поставки газа в Китай является коммерческой тайной. Об этом сообщил глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер, передает ИТАР-ТАСС.

    • Анонимно
      21.05.2014 14:43

      Явно, что раза в два или три дешевле чем Европе.

    • Анонимно
      22.05.2014 10:11

      Лично я покупаю у Газпрома за 132 доллара/1000м3 (4,6рх1000м3/35р). Хотелось бы дешевле, но увы.........

  • Анонимно
    21.05.2014 14:05

    вот и всё... да про цену то не написали

  • настоящий
    21.05.2014 14:09

    Цена? Значительно дешевле, чем для братьев-славян с Украины!

  • Анонимно
    21.05.2014 14:13

    Пускай цена будет дешевле, чем для зажравшейся Европы. Главное - получить политического и военного союзника в лице Китая.

  • Анонимно
    21.05.2014 14:14

    Цена 350!!!

  • Анонимно
    21.05.2014 14:15

    лучше брать в юанях

  • Анонимно
    21.05.2014 14:19

    350 $ за 1000 кубов

    • Анонимно
      21.05.2014 14:29

      Это ваши домыслы, цена не раскрывается.

    • Анонимно
      21.05.2014 21:17

      Считаем. 400 лярдов на 30 лет, по 38 мдрд. кубов в год - 350$ за 1000 куб., плюс доставка. Гарантированно по 1,3 лярдов зелени в месяц с перспективой увеличения потребления до 100 лярдов кубов в год. Думаю за этим дело не встанет когда новые месторождения разовьём. Отличная сделка для всех!

  • Анонимно
    21.05.2014 14:30

    Кстати, цена не озвучена (350$ расчетная), а только рамочные объемы и сумма, поэтому не исключено, что цена будет в нац. валютах.Завтра ждем заявления псаки о том, что сделка не законна, газ не легетимен, т.к. нарушены права меньшинств европы. Ну и... санкции естественно...

  • Анонимно
    21.05.2014 14:33

    лучше брать в рублях

  • Анонимно
    21.05.2014 14:36

    путем арифметических действий на калькуляторе цена вышла 0,35 за кубометр. но это просто арифметически полученное число. ведь нужно учесть что газ может существенно подорожать в течение 30 (!) лет. таким образом еще непонятно выгоден этот контракт или нет)

  • Анонимно
    21.05.2014 14:46

    о каких 350 долл вы говорите тут ? вам сказано - ЦЕНА ЗА КУБ НЕ ОЗВУЧЕНА - значит есть что скрывать !А в общую цену (исходя из которой пара умников пытается вывести 350 долл) может кроме газа входить что угодно ! может там пошла обязаловка по кап. вложениям на миллиарды. в конракт могли включить ЧТО УГОДНО. лишь бы подписать. ну да - у соседа сын родился - он рассчитается.

  • Анонимно
    21.05.2014 15:11

    Европа нервно курит

  • Анонимно
    21.05.2014 15:12

    Весело! Мы Украине поставляем газа больше, чем договорились с Китаем. Видимо им он настолько сильно нужен, когда есть газ из Туркмении и Казахстана.

  • Анонимно
    21.05.2014 15:17

    Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер объявил, цена на газ в рамках контракта не раскрывается: "Это коммерческая тайна". Что за беспредел???, госкомпания "наше достояние" скрывает от народа реальную цену.

    • Анонимно
      21.05.2014 15:49

      ну,а если узнаете вы что цена 280,00 баксов за куб., что предпримете - аннулируете контракт?)))

    • Анонимно
      21.05.2014 16:26

      350,25доллара за тыс. м3. полегчало?

    • Анонимно
      21.05.2014 21:19

      Это делается для того, что бы конкуренты не начали суетиться.

  • Задумчивый
    21.05.2014 15:19

    Китай сам является крупным производителем природного газа, занимая по этому показателю 7-е место в мире. Собственная добыча газа в Китае выросла с менее 30 млрд кубометров в год в 2000-м до более 100 млрд сейчас и в последнее десятилетие росла в среднем на 7–8% в год. Разрыв между собственной добычей и потреблением газа – нетто-импорт – составляет всего около 40 млрд кубометров, это меньше, чем мы поставляли на Украину в лучшие годы. И это весь газовый импорт Китая! Так что проект идет под грифом "Ну ваще как все секретно" ))))

    • Анонимно
      21.05.2014 16:27

      Так Китай растет и наращивает объем внутреннего рынка/потребления в отличии от многих других развитых экономик, в погоне за американской/китайской мечтой. Так что потребление ресурсов в Китае будет расти как минимум ближайшие 20 лет. Это развитие которое невозможно остановить никакими мировыми кризисами. У них создается своеобразная самодостаточная растущая капиталистическая экономика.

  • Анонимно
    21.05.2014 15:43

    Возможно, этот контракт просто доп аргумент для серьезного разговорас ЕС: типа,если будете сильно напирать - мы разворачиваемся и уходим на Восток))) Переговоры с Китаем по поводу газа шатко-валко шли в течении 10 лет, а тут все вопросы сняли за один визит...

  • Анонимно
    21.05.2014 15:46

    очередной бессмысленный проект

  • Анонимно
    21.05.2014 15:50

    Почему не поровну?

    • Анонимно
      21.05.2014 16:51

      Каждый на своей территории

    • Анонимно
      21.05.2014 16:54

      Потому что китайцы умные. Плюс ко всему-изначально не называют цену газа. Из этого следует, что проект на грани рентабельности, и убытки будет восполнять население России.Как всегда.

      • Анонимно
        21.05.2014 17:01

        +100 именно на грани рентабельности. это уже и в рбк сообщили

  • Анонимно
    21.05.2014 16:25

    Общая протяженность газопровода составит около 4 тыс. км (Якутия - Хабаровск - Владивосток - около 3200 км, Иркутская область - Якутия - порядка 800 км). Пропускная способность газопровода составит 61 млрд куб. м газа в год. Ввод в эксплуатацию первой части "Силы Сибири" - магистрального газопровода Якутия - Хабаровск - Владивосток - намечен на 2017г.Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/21/05/2014/925265.shtml#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[main_body]-[main_item]-[title]

  • Анонимно
    21.05.2014 16:41

    ВОТ ЗАВТРА И ВОЙСКА В УКРАИНУ ВВОДИТЬ .....

  • raf
    21.05.2014 16:52

    Да-а-а!Так,это Китай!!!

  • Анонимно
    21.05.2014 17:00

    Тут кое кто с аватаром Лупус доказывал что китайцы не выжмут с нас скидку. Где он?? будем продавать на 8% дешевле чем в Европу..

  • Анонимно
    21.05.2014 17:03

    Китайцы те еще бухарики! И видео - яркое тому доказательство. Даже нашего ВВП (который ранее только с бокалом пива или шампанского появлялся на публике) горькую вынудили пить

  • Анонимно
    21.05.2014 19:14

    Нет у Китая энергетического тупика. Во-первых, как оказывается месторождения сланцевого газа много и они еще даже не начаты для разработки. Во-вторых, в Китае не такие суровые зимы, чтобы думать о газе как источнике тепла, а энергию они могут получать и из других источников. Только для химического производства нужен газ, но тут уж сам Китай имеет большую зависимость от США и ЕС. Но мы опять попадаем в сырьевую зависимость, но еще на более худших условиях. Китай не Европа, кинут не удастся.

  • Анонимно
    21.05.2014 19:37

    еще один пророк нашелся

  • Анонимно
    21.05.2014 20:06

    Главное обеспечить приток валюты в Россию чтобы рубль раньше 2018года не обвалился и надо ещё на пенсии и з/п чиновникам и силовикам набрать а народ в России в очередной раз кинут под какой-нибудь бредовой идеей.
    Китайцы очень комфортно живут в Сибири,имеют землю,разворачивают и расширяют свои бизнесы. Многие китайцы в Сибири имеют уже взрослых детей и в недалёком будущем они станут чиновниками...

  • ЧеКа
    21.05.2014 20:43

    Господа "эксперты" расслабьтесь. Через некоторое время появится побольше информации и тогда уже можно будет Газпром ругать или хвалить. Это с экономической точки,а с политической все сделано вовремя. Это существеннный плюс в нынешней ситуации для дружеского поддавливания Европы и более жесткого Украины (совместно с Европой)..Не зря Яценюк на днях предложил Европе принимать газ на Российско-украинской границе. Он понял что за газ скоро их европейцы начнут бить и бить сильно.

  • Анонимно
    21.05.2014 22:21

    Странно рассуждает о перспективах перекачки газа через Украину после строительства трубопровода южный поток.

  • Анонимно
    21.05.2014 23:00

    Нефть продают в Китай дешевле в два раза чем в Европу. Много разговоров, домыслов, обвинений было по этому поводу в СМИ. Учась на ошибках, точные объемные и ценовые параметры по газу по каждому году договора с Китаем - решили засекретить.

  • Анонимно
    22.05.2014 00:18

    Скоро вентиль в Украину Путин закроет. Всех уже давно в письмах предупредил. Шоу начнется.

  • Анонимно
    22.05.2014 08:15

    Мы говорим про себя, что Россия – великая держава, верно? А что такое великая держава? Великая держава – это страна, могучая экономически и способная проводить сильную, независимую политику. Теперь еще раз смотрим на самих себя и что видим? Видим страну, которая не только в уже далекие лихие 90-е, но и при гордом, православном собирателе земель русских Путине была главнейшим сырьевым придатком развитых стран Запада. Но вот взыграло в нас ретивое. Обиделись мы на этот Запад. Стали пугать граждан нашествием геев, растлением и бездуховностью, приближением НАТО к нашим границам и прочей мутью. Но своего-то мы ни хрена делать не научились. И со всей своей гордостью великороссов, со всей нашей независимостью, особым путем и тому подобными скрепами, стали искать, кому теперь можно выгодно продаться. А особых альтернатив тут и нету.

  • Анонимно
    22.05.2014 08:28

    Поставки газа в Китай - это сплошные убытки и грабеж России. Поясню, используя исключительно открытые источники. Продажа газа в год составит 38 млрд куб. м. Общая выручка за 30 лет - составит 400 млрд долларов. Отсюда не трудно вычислить, что цена газа составит примерно 350,8 долларов за тысячу кубометров. Путин заявил, что общий объем инвестиций с российской стороны составит 55 млрд долларов. Такие огромные деньги необходимы для освоения якутских газовых месторождений и строительства газопровода "Сила Сибири". Пока конь не валялся, но обещали начать строительство завтра. А теперь посчитаем: 55 млрд долларов "Газпром" должен занять на рынке, поскольку свободных средств у компании нет. Предположим, что "Газпром" занял их под щадящие 5 процентов годовых на 30 лет. Одних процентов "Газпром" заплатит на кругленькую сумму в 40 млрд долларов. А общий объем выплат по кредиту составит 95 млрд долларов. Оптимистично предположим, что прибыль "Газпрома" от продажи газа в Китай будет примерна равна прибыли, которую монополист получает сейчас, продавая газ в Европу и внутри России. А это 15 процентов от выручки. Имея в виду, что выручка за весь контракт составляет 400 миллиардов долларов, получим, что "Газпром" заработает 60 миллиардов. Таким образом чистый убыток от "сделки века" составит 35 миллиардов долларов.

    • Анонимно
      22.05.2014 09:06

      Наблюдая за действиями Путина (кгб-шника, между прочим), давно понял, что он далеко не дурак, каких до него было много со времен Сталина... И команда у него - поумнее всех писак с БО вместе взятых.И пожалуй он один осознает - сколько денег в стране, чего они стоят, и какие проекты за какие деньги следует делать... Да, его поступки не всегда для народа, но всегда - для государства...

      • Анонимно
        22.05.2014 09:24

        Есть вопрос выбора основной версии- 1)в действиях руководителей имеется корыстный умысел; 2)контракты заключаются по причине низкой квалификации менеджеров 3) контракт с Китаем заключен прежде всего по политическим мотивам. http://echo.msk.ru/blog/aleksashenko/1324886-echo/

    • Анонимно
      22.05.2014 09:25

      Скажите, а России это надо? Что в связи с этим вы услышите вскоре? Во-первых, освобождение "Газпрома" от налогов, и не только от НДПИ, но и от экспортных пошлин, как это было с поставками газа через "Голубой поток" в Турцию. Во-вторых, вскоре вы увидите главных бенефициаров сделки - Ротенберга и Манасира, вечных подрядчиков "Газпрома", зарабатывающих миллиарды на строительстве газопроводов в пять-семь раз дороже европейских. В-третьих ждите повышения тарифов на газ внутри страны. Надо же "Газпрому" покрывать убытки от торговли с Китаем.

    • Анонимно
      22.05.2014 12:05

      бред. вы не финансист, это сразу видно.

  • Анонимно
    22.05.2014 09:14

    Если не дружишь с Западом - иди в Китай. И теперь мы с китайцами братья навек. Теперь будем им продавать газ и всё остальное в обмен на стеклянные бусы и прочие цацки, которыми китайцы обеспечивают весь мир. Россия ни на грамм не прибавила величия. Она просто из придатка Запада превратилась в придаток Востока. Сейчас нам со всех каналов будут гадить на мозги, как это клево дружить с китайцами.

  • Анонимно
    22.05.2014 13:33

    Лучший и единственный друг Китая – это сам Китай. Они воздерживаются по всем вопросам в ООН не потому, что поддерживают нас, а потому, что не поддерживают никого, кроме себя. И все эти контракты, которые сейчас килограммами подписывает Путин под бешеные аплодисменты кремлевских пропагандистов, подписаны только потому, что выгодны в первую очередь Китаю. Конечно, нам тоже кое-что перепадет. Но даже не сомневайтесь, что все компромиссы, на которые пришлось идти – все в пользу китайцев! Китай достиг такого экономического могущества, что спокойно может вести торговые войны хоть с Европой, хоть с Америкой.

  • Анонимно
    22.05.2014 13:38

    Мы не можем говорить с Китаем с позиции силы ни по одному вопросу. Мы пугаем детей натовской угрозой? А нас не пугает, что самая населенная страна мира Китай и его самая многочисленная в мире армия нависают над бескрайней территорией на востоке России, где полно природных богатств, неосвоенных земель, но где порою часами можно лететь на вертолете, прежде чем встретишь жилище или человека.

  • Анонимно
    22.05.2014 17:52

    Путин и Миллер могут вздохнуть спокойно – то, чего от них ждала вся "прогрессивная общественность", случилось. 400-миллиардная сделка века по поставке российского газа в Китай подписана. Можно расслабиться. А мы можем посчитать и прослезиться. Полученная в контракте цена российского газа на границе с Китаем – 350 долларов (здесь и далее – за 1000 куб м) по оценкам аналитиков или чуть больше по словам представителей газовой монополии – судя по всему, не покроет простой себестоимости газа, доставленного по трубе на границу с Китаем. В газпромовском обосновании инвестиций эта величина (себестоимость) была определена в размере 360-400 долларов. При том условии, что стоимость построенной трубы уложится в плановые размеры. Что-то я не помню хотя бы одну трубу (или стройку века), которая уложилась в определённые перед началом строительства рамки.

    • Анонимно
      22.05.2014 19:10

      Зачем же нужна эта сделка, если Газпрому она невыгодна? Точно не потому, что она выгодна российскому государству – Путин уже отказался от НДПИ, следует ждать, что и экспортную пошлину отменят. Точно не потому, что российский платежный баланс немедленно получит весомую прибавку в части экспорта. Во-первых, первые доллары за проданный газ (не авансы) придут в Россию лет через пять-шесть. Во-вторых, даже в нынешних объемах экспорта 10 млрд.долларов в год составляет менее 2% от стоимости всего экспорта. Колебания цен на сырье порою дают больший эффект. Точно не потому, что Россия производит слишком много газа и его девать некуда. Для начала поставок в Китай потребуется вложить десятки миллиардов долларов в разработку месторождений, откуда этот газ предстоит добывать. И в нужном объеме (38 млрд.куб.м в год) его будут добывать только лет через 12-15.

  • Анонимно
    22.05.2014 23:41

    Голубая мечта Газпрома — продавать СПГ всему миру, как это делает Катар, но вот незадача: сами мы не умеем строить ни заводы по сжижению газа, ни газовозы. А после санкций, которые "смешные и нам не вредят", Россия не сможет покупать ни заводы по производству СПГ, ни корабли-газовозы, ни даже технологии гидроразрыва газоносных пластов для добычи сланцевого газа. То, что крымнаш, я писать не буду, все наверное уже итак об этом в курсе. Самое неприятное, что этими переговорами Россия хочет не столько заработать деньги, сколько "отправить месседж Западу".

  • Анонимно
    23.05.2014 09:52

    Визит Путина проходит на фоне обострения отношений между Китаем и Вьетнамом. Страны находятся на грани войны: тайваньские СМИ сообщили о продвижении китайских войск и тяжёлого вооружения к границам Вьетнама. Тайвань в этой ситуации тоже не чужой. Островитяне и вьетнамцы, как те два человека из анекдота, которые вместе бегут от тигра. Задача Тайваня — бежать не быстрее китайского тигра, а быстрее Вьетнама. Но рано или поздно тигр придет и за ним.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль