Общество 

В Татарстане праймериз русский, но с региональным компонентом

Рафаэль Хакимов
2016-04-09 11:00:00

Праймериз внутри «Единой России» на фоне экономического спада, за что она несет ответственность, выглядят слишком театрально, считает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Такой праймериз большого интереса у населения не вызовет и на отбор достойных депутатов повлияет минимально, уверен автор «БИЗНЕС Online». Если бы у единороссов было две фракции, то праймериз стал бы чем-то похож на американский первоисточник, считает Хакимов и вспоминает дебаты при создании нынешней партии власти.

«Когда создавалась «Единая Россия» и были в душе какие-то надежды, Минтимер Шаймиев на певом съезде весьма дальновидно предложил создать две фракции — право-центристскую и лево-центристскую»
«Когда создавалась «Единая Россия» и были в душе какие-то надежды, Минтимер Шаймиев на первом съезде весьма дальновидно предложил создать две фракции — правоцентристскую и левоцентристскую»

НЕ УВЕРЕН, ЧТО ПРАЙМЕРИЗ В ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ ВЫЗОВЕТ ТАКОЙ ЖЕ ИНТЕРЕС, КАК АМЕРИКАНСКАЯ ГОНКА ЗА ГОЛОСАМИ

Зима идет своим порядком —
Опять снежок. Еще должок.
И гадко в этом мире гадком
Жевать вчерашний пирожок.

И в этом мире слишком узком,
Где все потеря и урон
Считать себя, с чего-то, русским,
Читать стихи, считать ворон.

Разнежась, радоваться маю,
Когда растаяла зима...
О, Господи, не понимаю,
Как все мы, не сойдя с ума,

Встаем-ложимся, щеки бреем,
Гуляем или пьем-едим,
О прошлом-будущем жалеем,
А душу все не продадим.

Вот эту вянущую душку —
За гривенник, копейку, грош.
Дороговато? — За полушку.
Бери бесплатно! — Не берешь?

Георгий Иванов

По новостям после информации о новых терактах и крушениях самолетов передают результаты дебатов потенциальных кандидатов в президенты США в ходе праймериз республиканцев и демократов. Скандалы вокруг Трампа и Клинтон комментируют так, будто это происходит в России. Такое же ощущение остается от новостей на Украине — тамошние события освещаются так, будто все происходит в одной из российских республик: идет падение экономики, рост цен и инфляции, борьба с коррупцией не дает результатов, и началось расследование деятельности очередного олигарха. Слава Богу, оказывается, не у нас! С этими новостями могут посоперничать только сюжеты о военных учениях и успехах российской армии. Но если новости об Украине со временем начинают надоедать, то праймериз в Америке смотрится свежо.

Не уверен, что праймериз в татарской деревне вызовет такой же интерес, как американская гонка за голосами. Впрочем, выборы в Госдуму в целом могут оказаться не такими же интересными, как борьба республиканцев и демократов. А что если президентом США станет женщина? Интрига завидная для любого пиарщика. При всем уважении к выборам в нашей стране, мне затруднительно перевести праймериз на татарский язык, а объяснить суть — тем более. Болезненная страсть подражанию американцам при том, что в СМИ доминирует антиамериканская риторика, может сбить с толку любого трезво мыслящего человека. Если уж копировать американскую систему демократии, то надо было скопировать в целом и двухпартийную систему или купить технологию целиком, как покупаем целые заводы. Видимо, решили запустить свой истинно русский праймериз.

Когда создавалась «Единая Россия» и были в душе какие-то надежды, Минтимер Шаймиев на первом съезде весьма дальновидно предложил создать две фракции — правоцентристскую и левоцентристскую. Правая фракция нужна была в качестве мотора экономических реформ, а левая в качестве тормоза растущим аппетитам олигархов. Делегаты проголосовали за единый и неделимый централизм. Прошло время, оказалось, что без правого мотора экономика просто захлебнулась собственным сырьем. Теперь сырье девать некуда, и о переработке не думают, а искусственные «Ё-партии» оказались неспособны стимулировать структурные реформы. Потребность в правоцентристском моторе остается, но ее может выполнить только освященная верховной властью страны фракция внутри ЕР, иначе никакой демократизации в стране не будет. На левом фланге политической палитры «Справедливая Россия» опять-таки оказалась «Ё-партией»: она не сумела донести до масс идеи настоящей социал-демократии и с олигархами бороться неспособна. Все партии страны сгрудились вокруг центра, включая ЛДПР. В России нет такой партии, которая могла бы стать властителем дум, поэтому праймериз внутри ЕР на фоне экономического спада, за что она несет ответственность, выглядит слишком театрально. Такой праймериз большого интереса у населения не вызовет и на отбор достойных депутатов повлияет минимально. Если бы у единороссов было две фракции, то праймериз стал бы чем-то похож на американский первоисточник.

«Демократия — процедура выборов по принципу: «один человек — один голос». Считается, что таким образом население выражает свою волю»
«Демократия — процедура выборов по принципу «один человек — один голос». Считается, что таким образом население выражает свою волю»

В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОБРАНЫ САМЫЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ПОЛИТИКИ, ОНИ НАЙДУТ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

«Демократия — не что иное, как припугивание толпой толпы в интересах толпы».

Оскар Уайльд

Интерес к событиям в США всегда высок, причем во всем мире. За поведением ФРС США следят все экономисты, будто речь идет об учетной ставке национального банка собственной страны. Выборы президента США рассматривают так, будто выбирают своего собственного президента. А может, так оно и есть?

США активно продвигают идею либеральной демократии, ради этого они могут свергнуть главу какой-нибудь страны или даже развязать маленькую войну. Для идеологов США принципы демократии такой же инструмент, как для экономистов доллар, — и тот, и другой помогают завоевать мир. Политологи любят рассуждать о тонкостях демократии, особенностях власти в ХХI веке, пишется несметное количество монографий, защищаются сотни диссертаций во всех странах мира. Интересно, что кроется за научной ширмой?

Демократия — процедура выборов по принципу «один человек — один голос». Считается, что таким образом население выражает свою волю. В США демократия сводится к выбору из двух кандидатов двух партий самого достойного. На самом деле этих кандидатов определяют не партии, ведь они подконтрольны спонсорам, т. е. ведущим корпорациям. Из примерно 50 определяющих мировую экономику корпораций 47 являются американскими. Этими 50 корпорациями руководят где-то примерно 118 человек. Значит, в Америке всего лишь 100 человек определяют, кто станет следующим президентом. Народ голосует не за кандидатов в президенты, он одобряет согласованное решение корпораций. Это все равно что вам предложили выбор между гамбургером и чизбургером. В принципе, вы можете предпочитать любую на свете кухню и долго рассуждать об этом — в США позволено об этом высказываться сколько душе угодно, хотя СМИ там тоже подконтрольны тем же самым 50 корпорациям. Короче, чего бы вы не заказали из богатого меню, вам на стол принесут или гамбургер или чизбургер.

После успешных выборов все законы, естественно, пишутся в интересах тех же самых корпораций. Весь мир оказывается под влиянием этих 50 корпораций, их деятельность становится легитимной. Они могут действовать так, как считают нужным.

В России совсем другая кухня, она — НАША, т. е. самая правильная. Как хорошо жить и осознавать, что именно в России самая правильная демократия и настоящие выборы в интересах народа, а не американских корпораций. Правда, не очень ясно, как старушке из татарской деревни объяснить, что такое праймериз и с чем его едят. Впрочем, в «Единой России» собраны самые выдающиеся политики, они найдут правильное решение.

«Раз праймериз проводится в России, значит, он не американский, а русский, как все что находится на русской земле»
«Раз праймериз проводится в России, значит, он не американский, а русский, как все что находится на русской земле»

ПО АНАЛОГИИ СЛЕДОВАЛО БЫ И ПРАЙМЕРИЗ НАЗВАТЬ РУССКИМ

«Обращаться с языком кое как — значит и мыслить кое как». Лев Николаевич Толстой

У Федора Достоевского в романе «Подросток» Версилов говорит, что когда русский увлекается положительными принципами Европы, он становится более европейцем, чем сами европейцы — французы, англичане, немцы, — потому что он свободен от их национальной ограниченности. Можно ли эти слова отнести к нашему времени? Наверное, можно, но с некоторыми оговорками о своеобразии России. Тема подражательства сохраняется в традиции России, но к ней добавляется собственный русский акцент. То, что исходило от самой России, как органически присущее, не всегда одобрялось не только в мире, но и в стране. Например, Россия — родина анархизма. Этим можно было бы гордиться, если бы анархизм не противостоял «вертикали власти». В основном идеологи России брали готовые схемы на Западе и пытались приспособить к условиям страны. Петр I и Екатерина II взяли шведско-немецкие выкройки, которые явно не подошли к русской фигуре. Империю кроили по римско-византийскому образцу, а страна по факту была евразийской. Марксизм взяли немецкий, адаптировали к России, поэтому социализм превратился в тоталитаризм. В ходе перестройки основным трендом стала либеральная демократия, но в результате не получили ни демократии, ни либерального рынка, а вертикаль власти плавно и уверенно перестроилась в коррупцию.

В российском сознании постоянно идет борьба авторитарных наклонностей с анархической душой. В результате время от времени страна оказывается в клинче двух тенденций. Стремление к подражанию всему западному постоянно сталкивается с желанием все, что видит глаз, назвать русским. Любое завоевание или достижение окрашивается в русские цвета. Например, Великая европейская равнина, простирающаяся от Пиренеев до Уральских гор, как только переходит на территорию России, сразу же становится Русской равниной, что очень правильно — все на русской земле должно быть русским. Добились успехов в космосе — теперь даже российский медиаконкурс в Самаре проводится с гордым названием «Русский космос». Надо полагать, что существует также американский, китайский, европейский и японский космос.

По аналогии следовало бы и праймериз назвать русским. В Татарстане праймериз, конечно же, русский, но с региональным компонентом, так же, как православие оказалось с татарским акцентом, ведь кряшены читают свои проповеди на татарском языке. Раз праймериз проводится в России, значит, он не американский, а русский, как все, что находится на русской земле. На днях я купил «Татарский острый кетчуп», который продается с брендом «Настоящий русский кетчуп». Сразу скажу, что он очень неплохой. Фирма «Балтимор» рекомендует: «Балтимор любит русскую кухню». На картинке девушка в красивом татарском наряде и калфаком на голове, а юноша не в тюбетейке, а шапке, значит, русский. Отличное название — подходит и для русских, и для татар. Учтен как общероссийский приоритет, так и региональный компонент. К «Балтимору» имеет отношение СЕО Unilever (Британия + Нидерланды) — всюду торчат уши глобальных корпораций.

Если кругом все русское, то почему бы и коррупцию, воровство и бездарное управление тоже не называть русскими? Все же лучше русским называть только позитивное, а негативное оставить в качестве татарского наследия...

«В начавшемся в Татарстане праймеризе уже прозвучало гордое утверждение, что западные санкции не учли, насколько силен дух русского человека. Его не сломать мелкими уколами, мы, мол, и не такое переживали»
«В начавшемся в Татарстане праймериз уже прозвучало гордое утверждение, что западные санкции не учли, насколько силен дух русского человека. Его не сломать мелкими уколами, мы, мол, и не такое переживали»

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

«Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские». Антон Павлович Чехов

В стремлении подражать Западу, видимо, заложен комплекс неполноценности, чему сопротивляется обратная тенденция хулить все западное и называть все подряд русским. В начавшемся в Татарстане праймериз уже прозвучало гордое утверждение, что западные санкции не учли, насколько силен дух русского человека. Его не сломать мелкими уколами, мы, мол, и не такое переживали. Этот дух со временем якобы только закаляется, а потому никому не задушить страну, занимающую 1/7 часть суши. Замечательная отповедь либералам.

Присвоение всему, что видит глаз, этнического оттенка весьма любопытное явление, не встречающееся у других народов. Его можно было бы назвать этнической приватизацией — что-то увидел новенькое и быстро его назвал русским. В научной литературе не встречается описание и анализ подобных явлений. На мой, пока еще весьма поверхностный взгляд, в подобном стремлении все и вся обрусить проявляется желание самоутвердиться, хотя русским никто не угрожает. То ли это остатки мессианского сознания, когда шла активная экспансия империи, то ли ответ на угрозу глобализации. В любом случае голое подражание чревато опасным перерождением, а потому требует взвешенного подхода. Политика не терпит заготовленных схем. Гениальность Ленина была не в следовании марксистским установкам или в подражании Парижской Коммуне — он ориентировался на ситуацию и принимал решения, исходя из реального положения вещей. «Русский марксизм» появляется при Сталине, когда социал-демократическая оболочка понадобилась для прикрытия тоталитарного режима.

В политике невозможно воплотить умозрительное, пусть даже самое «правильное» решение. Оно может быть гениальным теоретически, но на деле выигрывает тот, кто смотрит на жизнь абсолютно трезво и принимает решения вопреки своим желаниям, но в соответствии с реальной обстановкой.

«Если ты воплощаешь в политике то, что считаешь правильным, то обязательно проиграешь. Нужно смотреть на реальность и следовать ей, даже если она тебе противна».

Николло Макиавелли

Французы говорят: «Поскребите русского, и вы найдете татарина». Эта поговорка затем перешла и в российскую литературу, а вот французский историк Анатоль Леруа-Болье, много изучавший Российскую империю, высказывает обратное положение: «Снимите налет татарского ига, и вы найдете в русском европейца». В доказательство он приводит остроумное соображение: длинная густая борода великороссов, говорит он, служит доказательством преобладания в них славянской крови над монгольской. У Леруа-Болье есть маленькая ошибка в рассуждениях: татары не имеют никакого отношения к монголам, к тому же среди татар немало экземпляров с густой бородой. Кстати, почему-то в Средней Азии татар считают европейцами? Более того, еще никто толком не изучал влияния татар на Европу в Средние века. Но это уже самостоятельная тема.

Мы всегда тяготели ко злу,
Завивая свой танец нескромный,
Собирался роще укромной,
Поклонялись любовно козлу.
И носили извивы одежд,
Штоб греховней была сокровенность,
Для блудящевзыскующих вежд
Нежноформ обольщающих пенность —
(Не луны замерзающий луч)
И не мрамор блестяще каррарский
Исступленною страстью тягуч
Тетивы сухожилья татарской.
Остролоктных угольники рук,
Ненасытность и ласк и свиваний —
Жгучепламенный розовый круг,
Что охочей, длинней и желанней...
Мы всегда прибегали козлу,
Распустив свои длинные косы
И нас жалили жадные осы,
Припадавших истоме ко злу.

Давид Бурлюк. Хор блудниц

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.04.2016 11:05

    Да, согласен с автором. Просто такой праймериз время отнимает у людей и кандидатов, ничего полезного в нем нет. Удивительно, неужели , что нибудь полезное не могут придумать.

  • Анонимно
    9.04.2016 11:08

    Я боюсь читать даже его творения.

  • Анонимно
    9.04.2016 11:15

    про это мероприятие даже читать не хочу- спекталь, причем худший, который заслуживает одной
    оценки" не верю!".

    • Анонимно
      10.04.2016 11:33

      дорогу осилит идущий
      люди понемногу учатся и на смену "Черномырдину" приходит Мутко который уже по английски изъясняются

      Петр1 начинал с бород а в момент расцвета были Чайковский, Павлов, Толстой и т.д.
      Т.е. звезды аировой величины

  • Анонимно
    9.04.2016 11:23

    Богат русский язык, а вы все у американцев словечки перенимаете...
    Критикуя запад - постоянно пытаетесь что то у них перенять. Все головы только в их сторону повернуты...

  • Анонимно
    9.04.2016 11:50

    Мурад Аджи достаточно много работал по тюрко-татарам в европейской истории - не надо стесняться...

  • Анонимно
    9.04.2016 12:17

    Хорошо написано.

  • Анонимно
    9.04.2016 12:28

    в Татарстане да и в России один и тотже бомонд депутатов идут на выборы а это застой

  • Анонимно
    9.04.2016 12:38

    Наконец-то Рафаэль Сибгатович заговорил о вещах близких и понятных домохозяйкам и гурманам. Мне понравился сюжет с кетчупом. Но как-то мало кулинарной информации. Чем академику понравился "Настоящий русский кетчуп"? Хотелось бы смачных подробностей. Интересно было бы услышать мнение автора о хрене в тюбиках, в частности о марке "Русский хрен"

  • Анонимно
    9.04.2016 12:40

    Праймериз, сплошная показуха
    правильно пишет БО.
    Хочется всегда как лучше,
    А выходит вечно ... оно.

  • Анонимно
    9.04.2016 12:42

    Зачем эти показушные дебаты, праймериз, зачем нас держать за идиотов. Скоро кончится терпение у народа.

  • Рафаэль Сибгатович, а можно ссылочку, где МШШ на 1-м съезде дальновидно предлагал двублочную, по сути, систему в ЕР: правоцентристкую и левоцентристскую? А то я ведь Вас прекрасно понимаю в желании отблагодарить - заблаговременно создаёте нерукотворный пантеон "вождю". А нужна правда. Как же без неё. Согласны? А МШШ до ВИЛ явно не дотягивает. Причём намного. Некрасиво может получится в итоге. " Да по трудам награда будет", - так по моему в Евангелии говориться.

  • Fandas Safiullin
    9.04.2016 13:01

    Ещё не вся природа приватизирована.
    Осень — русская. Зима — тоже. Давно, будем считать: легитимно.
    А весна? И лето? Пока свободны и ничьи.
    Почему бы нам — татарам не иметь достойных нам времен года?
    Весна татарская! Лето татарское!
    Неплохо звучат, правда?

    А «праймериз» можно было бы перевести на русский язык просто как «ярмарка».
    Ярмарка «Единой России». Ярмарка «КПРФ». Или даже «Ярмарка «слуг народа».

  • Анонимно
    9.04.2016 13:15

    Если все списки уже согласованы зачем обманывать. Люди теряют последнюю веру и уважение к этой партии. Всё строится на показухе и обмане, всё будет нарисовано!!!!!

  • Анонимно
    9.04.2016 13:57

    Друзья!!
    Фандас мне нравиться но РОБКИЙ какой то!!
    Однако здесь Прав наш мудрый Фандас!!
    Только с поправкой формулировки.
    "Ярмарка внутри ЕР,ярмарка для ЕР"
    Когда объявили о ПРАЙМЕРИЗ у людей появились надежды!!
    А ЕР взяла это хорошее начинание и скомкала превратив в ЯРМАРКУ!!
    Бардак продолжается!
    С уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    9.04.2016 14:25

    В 53 регионах России третьему ребенку до трех лет выплачивают больше 7 тысяч в месяц!В Татарстане нет.Региональный компонент?Наши БУЛДЫРАалмыйлар!знакум

  • Анонимно
    9.04.2016 15:25

    Я детей не ради денег рожал.....

    • Анонимно
      9.04.2016 16:11

      Это объясните Лениногорскому мужику,который работал на 8 тысяч и у которого вся семья и малолетние дети сгорели именно из-за бедности!знакум

      • Анонимно
        9.04.2016 16:59

        жестко и ко всем - социальная справедливость и поддержка бедных - это национальная задача этой территории

        • Анонимно
          9.04.2016 20:25

          Сам родил сам кормлю сам воспитываю и детей тому же учу.

    • Анонимно
      9.04.2016 17:03

      Начинается - я детей не ради денег рожал, еще - лучше чем в РТ нет дорог, сел итд. Можно еще - я не считаю денег в чужом кармане.

    • Анонимно
      9.04.2016 18:41

      любая нормальная семья детей ради денег не рожает, речь об отсутствии/наличии дополнительных региональных выплат )

    • Анонимно
      10.04.2016 15:44

      ну да.для химграда.

  • Анонимно
    9.04.2016 16:18

    за седьмого внука платить будут?

  • Анонимно
    9.04.2016 17:51

    Али.

    Праймериз - фарс - политика.

    Два созыва был депутатом.!
    Правила просты.!
    Выиграл выборы - будь ближе к избирателям в течении всего периода. Не бойся и стесняйся ходить ногами по своему округу.
    Наказы исполняй , помогай даже в мелких вопросах , заведи моб.тел.для контакта с округом и ТД.

    PS.
    Миллиардер А. Хайруллин , ушёл в другой округ , есть опасения..!?
    Ему бы выделить 1% со своих доходов , на решение мелких вопросов - успех обеспечен и без смены округа.
    А. Н. слабо..?

  • Анонимно
    9.04.2016 23:19

    7 тысяч ежемесячно третьему ребенку? А наш президент об этом не знает, наверно.

  • Анонимно
    9.04.2016 23:21

    Министерша соцзащиты об этом тоже не знает? 7 тыс ежемесячно - это круто. Молодцы регионы.

  • OlegBelg
    9.04.2016 23:41

    "На самом деле этих кандидатов определяют не партии, ведь они подконтрольны спонсорам, т.е. ведущим корпорациям". Кандидатов определяют три группы: 1)"ТАИФ" 2)СИНХ, АкБарс и самая слабая - 3) "Банк Казани", "Лизинг-Трейд". Выборы - это договориться между собой в Казани и согласовать с Москвой.

  • Анонимно
    10.04.2016 06:56

    Никто в начале создания ЕР не предлагал сразу создавать 2 фракции. Это вранье, полностью согласен с Юссоном. Да такого и быть не могло. Как ты будешь делить? Фракции могли появиться, если бы были какие то споры внутри партии. А какие споры возможны в искусственной, театральной партии, где все роли уже расписаны заранее. Зная это, Путин и отмежевался от нее, создав " народный фронт".

  • Анонимно
    10.04.2016 07:45

    Предлагаю Хакимову написать о выдающихся научных достижениях АН РТ. Очень интересно было бы почитать, а то складывается мнение, что сей мощный научный институт занят лишь борьбой с "русским злом".

  • Анонимно
    10.04.2016 10:29

    Вся его публицистика стала скучна и предсказуема.
    Странно, что он обвиняет ЕР в экономическом спаде. Или в РТ спада нет? если его нет - может какие-то производства в РТ построены?
    Может Камаз вдвое увеличил производство? Неужели какой-то данафлекс избавил РТ от спада? Хотя нет, наверное это Иннополис избавил от спада нашу республиканскую экономику. Хотя будет вернее сказать экономику того, кому дали строить.

    Перефразируя слова персонажа из "Золотого теленка" - Хакимов опять ругает власть. Как та злая старушка из очереди.
    Система ему не нравится, видишь ли.

    Кто виноват - по Хакимову всегда есть. Что делать - вот тут сразу ступор.

  • Анонимно
    10.04.2016 11:17

    Чингисхан(Сталин) нужен с мощной идеологией тенгрининианства(коммунизма) Вера в светлое будущее в господство над всем миром.

  • Анонимно
    10.04.2016 11:26

    Я бы добавил вера в справедливость. За справедливость наши народы горы свернут.

  • Анонимно
    10.04.2016 16:08

    Праймериз - (с английского) общие собрания избирателей от ОДНОЙ партии по выдвижению кандидатов на выборы. Можно же честно пользоваться русским языком. А по сути, власть ищет пути своего эффективного формирования. До настоящего времени нет чёткой системы управления такой большой и разной по регионам и по географии страной. Как-то всё идёт спонтанно. Знают ли сами кандидаты в депутаты Госдумы, что они хотят и должны сделать, чтобы в конце концов определить: куда должна идти Россия во внутренней политике и экономике? Народ уже стал привыкать к разного рода суждениям, зачастую прямо противоположным даже от "однопартийцев". Такими разномастными рассуждениями политиков на фоне реального упадка уровня жизни и чиновнической глухоты недовольство может дойти до критической отметки. Тогда что, включать Нацгвардию?

  • Анонимно
    13.04.2016 12:02

    Самое главное в выборах не допустить к урнам Маргинальные паразитические элементы. По другому говоря правом быть избранным и выбирать должны иметь право только те кто хотя бы один рубль заплатил налогов. Причем налог должен человек собственноручно платить а не через работодателя только тогда он будет интересоваться активно судьбой этих денег и контролировать.

  • Анонимно
    1.08.2016 03:47

    «В начавшемся в Татарстане праймериз уже прозвучало гордое утверждение, что западные санкции не учли, насколько силен дух русского человека. Его не сломать мелкими уколами, мы, мол, и не такое переживали»

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль