Машиностроение 
27.04.2016

Зеленодольские «Гепарды» допрыгнут до Вьетнама вопреки Украине

Татарстанские корабелы больше не будут вести бизнес с николаевскими двигателестроителями

Выполнение зеленодольцами контракта по строительству фрегатов для Вьетнама могло быть сильно осложнено, если бы азиаты не надавили на Украину. Об этом сегодня на церемонии спуска на воду первого из данных сторожевиков узнал корреспондент «БИЗНЕС Online». По нашим сведениям, военные СРВ одобрили доработанный проект третьей пары фрегатов «Гепард». На сегодняшнем мероприятии немало говорили о дружбе между нашими странами, однако эксперты предупреждают, что в спину татарстанцам дышат конкуренты.

. Сегодня на заводе им. Горького спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама

«НАДЕЖНО ОБЕСПЕЧИВАЮТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЬЕТНАМА»

Сегодня на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» торжественно спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Социалистической Республики Вьетнам. Хотя церемонию точнее было бы назвать обрядом разбивания о борт традиционной бутылки шампанского (это сделал заместитель начальника генштаба Вьетнамской народной армии, вице-адмирал Фам Нгок Минь): корабль уже находится на воде, как и его систершип по заказу. «Между Вьетнамом и Россией всегда были только отношения взаимной поддержки, сотрудничества и единых стратегических позиций, — задал тон торжеству премьер-министр РТ Ильдар Халиков. — И сегодняшнее событие — еще одно тому свидетельство. Первые два корабля доказали, что они надежно обеспечивают безопасность Вьетнама, и это побудило наших партнеров заказать новые корабли».

Напомним, проект «Гепард» стал первым экспортным успехом завода им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») в постсоветское время. В декабре 2006 года Рособоронэкспорт подписал контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9». Финансирование контракта велось холдингом «Ак Барс» по агентскому соглашению с Рособоронэкспортом. Интересно, что первоначально заказчик присматривался к проекту 20382 «Тигр» от ЦМКБ «Алмаз» с «Северной верфью» в роли исполнителя, но ВМФ Вьетнама смутило то, что «Тигр» существует лишь в проектной документации. Это обстоятельство сыграло в пользу Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ). Оно предложило вариант, который можно было считать обкатанным: прообраз «Гепарда» сторожевик «Татарстан» проекта 11661 к тому времени уже три года служил на Каспии.

10 июля 2007-го был заложен первый корабль, а 28 ноября того же года — второй. Головной Dinh Tien Hoang введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года, второй — Lee Thay To — 22 августа 2011-го. Видимо, сторожевики вьетнамцам понравились. В сентябре 2013-го завод приступил к строительству еще двух «Гепардов-3,9» (контракт с азиатским государством подписан в феврале того же года). Первый корабль отправят на испытания в августе 2016-го, второй — в ноябре. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 - 2018 годах.

. .

Не раз говорилось, что Вьетнам может заказать еще пару «Гепардов 3.9». Как полагает научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов, вполне вероятно, что вьетнамцы третью пару закажут. «Но против сейчас могут играть непонятности с Украиной по двигателям», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». Дело в том, что двигатели для «Гепардов» поставляет украинская компания «Зоря» — «Машпроект». Судя по отчетности завода им. Горького, они пришли в Зеленодольск с опозданием в 15,5 месяцев для первого фрегата и 10,5 — для второго. В итоге первый корабль завод передаст заказчику через 51 месяц после начала постройки (при предусмотренном контрактом сроке в 42 месяца), второй — через 54 месяца (по контракту — 46).

«УКРАИНА ОТКАЗЫВАЛАСЬ ПОСТАВЛЯТЬ ДВИГАТЕЛИ»

Можно предположить, что такая непунктуальность не понравилась вьетнамской стороне. И это наверняка станет фактором сомнений при новом заказе, тем более и конкуренты не дремлют. «Вьетнамцы сегодня предпочитают не складывать все яйца в одну корзину, например, заказали в Голландии серию фрегатов типа Sigma», — рассказал «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов из Санкт-Петербурга.

«Цена из-за [валютного] курса сейчас выгодная, но Вьетнам пока реализует программу четырех «Гепардов» и четырех Sigma, и будет ли потребность/ресурсы на дополнительные «Гепарды», неизвестно, — обрисовал «БИЗНЕС Online» ситуацию независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин из Москвы. — Отдельный большой плюс был бы в установке «Калибров». Кстати, по словам гендиректора завода им. Горького Рената Мистахова, оценив результаты работы российских кораблей по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.), вьетнамцы пожелали установить на третьей паре — если она будет — вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр». «Установка экспортного «Калибра» придаст «Гепардам» новые свойства», — полагает Глухов. В целом он считает вероятность нового заказа Зеленодольску высокой: «Вероятность заказа третьей пары, на мой взгляд, весьма высока, даже несмотря на проблемы с поставками главной энергетической установки украинского производства. Корабль освоен, успешно эксплуатируется, хорошо вооружен, не слишком дорог. Сам заказ второй пары как раз говорит о хорошем качестве постройки «Гепардов» и в целом о том, что проект, как сейчас говорят, годный. Проектант — ЗПКБ — может быстро «подстроить» проект под заказчика — по вооружению и техническим средствам».

Обряд разбивания о борт традиционной бутылки шампанского сделал замначальника генштаба Вьетнамской народной армии, вице-адмирал Фам Нгок Минь

По его словам, есть еще один важный фактор — срок постройки, и здесь зеленодольцы — молодцы: они стараются выполнять контрактные обязательства, а задержки из-за объективных причин им прощаются. Для Вьетнама актуален еще и комплекс политико-экономических причин, в частности разногласия с политикой «великого северного соседа» в вопросе освоения богатств Южно-Китайского моря и вокруг. «Вьетнаму, очевидно, очень нужны боевые корабли. И их проще заказать у нас, тем более что процесс отработан. Наше «железо» вьетнамцам давно привычно и нареканий не вызывает. Во всяком случае, ни о каких серьезных проблемах или тем более скандалах с Вьетнамом касательно качеств нашего оружия мне неизвестно. Если что и есть, то дело решается к взаимной выгоде каждой из сторон. Проект 11661 — основа «Гепарда» — для ВМФ России считался «непродвинутым» (даже несмотря на то, что в нашем флоте это самый первый носитель знаменитых теперь на весь мир «Калибров»), предпочтение отдали другим проектам, но в своей экспортной ипостаси он оказался очень и очень успешным», — сказал собеседник нашего издания.

Судя по всему, проблемы с украинскими двигателями удалось решить только благодаря вьетнамским партнерам. «Хотел бы поблагодарить Республику Вьетнам за то, что поддержала нас в непростое время, когда принималось решение по поставкам турбин... В итоге эта миссия была выполнена», — обтекаемо отметил сегодня на церемонии Мистахов. «БИЗНЕС Online» предложил прояснить ситуацию генеральному директору ЗПКБ Виталию Волкову. «Украина просто откровенно отказывалась поставлять двигатели, — рассказал он. — Драматическая была ситуация! И вьетнамцам большое спасибо за то, что они этот вопрос решили. Мы бы технически тоже решили, но это были бы немалые затраты».

На вопрос, какие турбины будут стоять на третьей паре «Гепардов», если Вьетнам ее закажет, Волков ответил: «Сегодня мы не ведем разговора о поставках двигателей с Украины, это будут другие двигатели. Какие — пока рано говорить». Но, по его мнению, третья пара кораблей будет. «Сегодня представляли вьетнамцам доработанный проект, получили одобрение», — рассказал гендиректор ЗПКБ.

НА ОЧЕРЕДИ — ШРИ-ЛАНКА?

Неудивительно, что «Гепардами» заинтересовались Бангладеш (два корабля) и Шри-Ланка (один фрегат), которую сторожевик интересует в патрульном варианте: то есть без ракетного вооружения — только с артиллерией и «системами ближнего зенитного огня». Впрочем, здесь эксперты не испытывают особого оптимизма. «Конкуренция высокая, — отметил Тебин. — Да, курс валюты и «сирийская реклама» — большие плюсы, но говорить о серьезных перспективах сложно». С ним соглашается Барабанов. «Перспективы не очень высокие. Для Шри-Ланки корабль дороговат даже в патрульном варианте, а Бангладеш (тоже не назовешь богатой) покупает корветы в Китае, для береговой охраны берет списанные корветы в Италии», — говорит он.

По мнению Волкова, о Бангладеш пока рано говорить, а вот Шри-Ланка «погорячее, это достаточно реальный проект». Кстати, напомним, что 25 апреля с представителями руководства министерства обороны Шри-Ланки встречались Халиков, его зам — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров и Мистахов. В беседе с «БИЗНЕС Online» гендиректор завода им. Горького подчеркнул, что экспортная тематика становится для предприятия все более важной: следующий год будет пиковым с точки зрения гособоронзаказа (90% продукции завода), а далее он пойдет на спад.

Кстати, о гособоронзаказе. В 2015 году завод им. Горького подтвердил статус одной из самых плодовитых российских военных верфей.

Во-первых, главному управлению глубоководных исследований минобороны был сдан транспортный плавучий док «Свияга» (проект 22570).

Во-вторых, флоту передали сегодня уже ставшие знаменитыми малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М» «Зеленый Дол» и «Серпухов». Ведется строительство аналогичных МРК «Вышний Волочек» (сдача — в 2017 году), «Орехово-Зуево», «Ингушетия» (оба — 2018-й), «Грайворон» (2019).

В-третьих, ведется строительство головного патрульного корабля проекта 22160, он будет сдан ВМФ в 2017 году. В разной степени готовности — еще 6 таких кораблей.

В-четвертых, ведется строительство трех противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».

В-пятых, для ВМФ строятся два кабельных судна проекта 15310.

В-шестых, в Кронштадте готовится к началу госиспытаний «Полярная звезда» — головной пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». На стапелях в Зеленодольске находятся еще два «Океана», которые пограничники получат в 2019 году.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.04.2016 17:29

    Удивительно конечно, есть в Казани КМПО на КАМАЗе дизеля делают, а для кораблей разработать и построить не могут.

    • Анонимно
      27.04.2016 17:47

      Но на судовых двигателях они не специализируются.

    • Анонимно
      27.04.2016 17:54

      Вы хоть представляете, во сколько раз судовой дизель больше автомобильного?

      • Анонимно
        27.04.2016 21:19

        Насколько я понял, речь идет о турбинных установка, которые больше даже судовых дизелей. Судовые дизеля выпускают в Питере. А выпуск турбин вполне мог бы освоить компрессорный завод или КМПО, так как, насколько я себе представляю, между газотурбинной установкой корабля (ГТУ) и газоперекачивающими турбинами (компрессорами) или самолетными двигателями разница не очень-то большая. Вот освоило же КМПО выпуск компрессоров для Газпрома, значит сможет освоить и ГТУ для флота.

  • Анонимно
    27.04.2016 17:42

    Молодцы!!!
    Так держать !!!!

  • Анонимно
    27.04.2016 17:46

    Зеленый!!когда в Челны учебное судно Североморец вернете???лет 5 уже ремонтрируете

  • Анонимно
    27.04.2016 18:34

    Мы его сдали на металлолом)

  • Анонимно
    27.04.2016 18:38

    а батут что не поставили вместо двигателя?

  • Анонимно
    27.04.2016 20:09

    я конечно не спец в кораблестроении но почему он выглядит как будто ему 50 лет ?слеплен из кусков листовой стали?

    • Анонимно
      27.04.2016 20:19

      Вы наверное замечали разницу в покраски мерседеса с 180 например и лады калины,здесь тоже самое,те же причины,нет у нас технологий,ладно хоть не тонет)))

      • Анонимно
        27.04.2016 21:24

        Неудачное сравнение. Для покраски кораблей применяются специальные краски, но даже в этом случае нужен постоянный уход: постоянно подкрашивается и, обычно один раз в год, перекрашивается все по новой. Соленая морская вода свое делает. А если применять краски, применяемые в автопроме, даже если в немецком автопроме, корабль будет стоить значительно дороже. При этом эту краску также придется постоянно обновлять и перекрашивать, что приведет к значительному подорожанию еще и содержания корабля.

    • Анонимно
      27.04.2016 21:03

      Въетнамцам лишь бы подешевле... Против серъезных кораблей всё равно воевать не будет.

      • Анонимно
        27.04.2016 21:39

        У каждого корабля свое предназначение. Современные корабли рассчитаны на 20-30 минут боя. За это время они успевают использовать весь свой боезапас и или будут уничтожены, или, если сильно повезет, выйдут из района боя.

  • Анонимно
    27.04.2016 20:11

    Одним словом...молодцы зеленодольцы!

  • Анонимно
    27.04.2016 20:40

    выглядит реально не айс .... Продали стране третьего мира морально устаревший продукт, а шуму столько будто это технологический прорыв. Жалко и за державу обидно. Наше настоящее - это поставки древних вертолетов и боевой техники второй свежести странам аутсайдерам мирового разделения труда, вот что приходит в голову при виде этих фото.Про то что слеплен из кусков и абы как покрашен наглядно видно на фото. А что еще можно создать на устаревших советских мощностях ?????

    • Анонимно
      27.04.2016 21:27

      Вы, наверное, никогда не видели военный корабль.

    • Анонимно
      27.04.2016 21:33

      А как вы представляете себе постройку цельнометаллического корабля? Весь мир так строит.
      Более того, компания Самсунг известен не только цифровой техникой, но и как строитель нефтяных и газовых танкеров. У них своя технология постройки. Каждый отсек строят от киля до палубы полностью и потом только из соединяют между собой. И это танкеры, которые по размеру несколько стадионов.

    • Анонимно
      27.04.2016 21:35

      Технологичный прорыв будет тогда, когда вы предложите способ изготовления металлического проката таких размеров, чтобы можно было из него сразу же хотя бы один борт корабля, а может быть сразу же и на два борта хватит. Уверен, тогда для вас нобелевская премия будет обеспечен.

      • Анонимно
        27.04.2016 22:50

        сказано же - секциями, а не плоскостями - все просто но не всем понятно.

        • Анонимно
          28.04.2016 19:16

          Это у Самсунга секциями строят. А другие кораблестроители на стапелях сразу закладывают основу (шпангоуты) на всю длину корабля и строят от киля до палубы постепенно весь корабль сразу.

  • Анонимно
    27.04.2016 20:44

    Строят хорошо , а живут плохо....

  • Анонимно
    27.04.2016 21:57

    Как я вижу все Вы знатоки ! А в жизни хоть что то построили !
    Если заказчик в лице Вьетнама заказывает и хотел бы еще заказать вот и есть оценка завода , холдинга , Республики Татарстан и России !

    • Анонимно
      27.04.2016 22:51

      а когда плоскодонки для Волги будут строить? Так и нету ничего с осадной в метр. Нерешаемая задача? Волга мертвая стоит...

    • Анонимно
      27.04.2016 23:03

      Сам в советские годы служил на малом противолодочном корабле (МПК) зеленодольской постройки. Отличные корабли были. К сожалению, в девяностые годы на волне общей бесхозяйственности, очень много кораблей пустили на иголки, а они (МПК) были у каждого флота минимум бригада, а то и несколько бригад. Еще до сих пор несколько кораблей осталось у нас, а также на флотах Украины и какой-то из прибалтийских стран.

  • Анонимно
    28.04.2016 07:46

    Молодцы!! Так держать!

  • Анонимно
    30.04.2016 14:52

    В 21-м веке актуальны беспилотные средства вооружений. Потому что жизнь человека превыше всяких амбиций проворовавшихся илиток.

  • Анонимно
    6.05.2016 16:34

    1. модератору почему Вы не публикуете - потому, что руководство?
    2. спасибо, что своим молчанием Вы подтвердили, мою правоту, приятно, но горько...
    3. сколько в налогах мы потеряем без этих двух единиц?
    4. сколько мы у же потеряли в престиже, в том числе благодаря Вам;
    5. Иванов в 2007 года указал, что нельзя проектировать под забугорное оборудование, ну и что?
    6. когда принимали китайцев - хаер, о работягах Серго никто не думал? или подумали?;
    7. если я вру покажите финансовоэкономическое обоснование, что для татарстана это выгодно, и в том числе Зеленого дола;
    8. здесь тоже самое - мы сами - это следует из вашей публикации не два, а фактически 4 заказа отдаём голландцам -они же жрать больше хотят. так у тех кто это делает есть финансово - экономическое обоснование, что РФ и РТ выгоднее кормить тамошнюю публику, чем свою?
    9. и последнее - кому нужен Ваш такой пиар в преддверии выборов?
    10.справка: предыдущее 2016.05.04 писалось только с одной целью - что выгоднее:
    10.1.башня на карсте, сделанная чужими руками?
    10.2. или свои движки из татарстана (узбеки металл обрабатывают, но пока не в таком количестве) и это не Универсиада;
    10.3. диме, не юристу, а другому сделали выговор за кабель и Вы верите Дименым "два - три года"и в рыбинск?
    я верю в многонациональный народ Татарстана - мы можем это сделать и обязаны кормить своих.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль