Общество 

«Каково быть татарином?»

Многие постоянные читатели нашей газеты последние недели задавались вопросом: почему Рафаэль Хакимов перестал публиковать на «БИЗНЕС Online» свои блоги, неизменно вызывающие споры и диспуты? Дело в том, что профессор Хакимов работал над новой книгой «Каково быть татарином?» и теперь готов ее представить публике. Для начала предисловие, где наш постоянный автор рассказывает о сути задумки, а также о том, как ему пришлось ужимать 7-томную «Историю татар» до пяти страниц по просьбе главы республики.

«Минтимер Шаймиев прочитал эту книженцию и высказался так: «У тебя было много разных книг, ну, таких проблемных... А вот теперь, наконец, ты написал нормальную книжку!» «Минтимер Шаймиев прочитал эту книженцию и высказался так: «У тебя было много разных книг, ну, таких проблемных... А вот теперь, наконец, ты написал нормальную книжку!»

НАДО ОБЪЯСНИТЬСЯ

Для начала нужно объясниться. К предыдущему юбилею я выпустил маленькую книжку под названием «Смешная политика» — сборник поучительных анекдотов (мәзәкләр) из нашей политической жизни с фотографиями и шаржами.

Минтимер Шаймиев прочитал эту книженцию и высказался так: «У тебя было много разных книг, ну, таких проблемных... А вот теперь, наконец, ты написал нормальную книжку!» Редкая похвала. А казахский поэт Олжас Сулейменов сказал про «Смешную политику», что это новый жанр. Я-то писал о своей жизни, которая проходит за кулисами публичной политики, а получился новый жанр.

Многие спрашивают, не будет ли продолжения «Смешной политики»? В принципе, с тех пор накопилось немало любопытного, но я уже ушел из политики, а писать с чужих слов не в моем стиле.

«Очень соблазнительно по аналогии со «Смешной политикой» написать «Смешную историю» «Очень соблазнительно по аналогии со «Смешной политикой» написать «Смешную историю»

Очень соблазнительно по аналогии со «Смешной политикой» написать «Смешную историю». Анекдотичных ситуаций в моей жизни было достаточно. Так, однажды на очень важной встрече в Москве я оказался лицом к лицу с Рустамом Миннихановым, и он дежурно спросил:

— Ничек хәлләр? (Как дела?)

Отвечаю:

— Все нормально. Издание семитомной «Истории татар» завершили. Аллага шөкер.

— Напиши мне на двух страничках.

Я в шоке:

— Как на двух страничках всю историю татар?

Вид у меня, видимо, был таким растерянным, что он уточнил свою просьбу:

— Ну ладно на трех страничках.

И похлопал по плечу, мол, договорились.

Приехал в Казань — и к ребятам: «Задание. Семитомник надо изложить на трех страницах. Не обсуждается. Разговоры отставить». Все в шоке. Но задание есть задание. Три страницы написать не удалось, получилось пять. Мы отправили их через руководителя аппарата Асгата Сафарова президенту. Сафаров звонит: «Вот, эти ваши пять страниц, ничего так получились. Можете размножить?» Чего проще. Мы их красиво отпечатали в типографии и не успели принести в институт, как весь тираж разлетелся. Бывает же, на раскаленную сковородку нечаянно падает капля воды, и нет ее. Так и тираж этих пяти страниц испарился.

«Приехал в Казань и к ребятам: «Задание. Семитомник надо изложить на трех страницах. Не обсуждается. Разговоры отставить» «Приехал в Казань — и к ребятам: «Задание. Семитомник надо изложить на трех страницах. Не обсуждается. Разговоры отставить»

Значит, 200 человек со всего мира в течение 15 лет писали фундаментальный труд в 7 томах по тысяча страниц каждый, и все это можно изложить на пяти страницах? А ведь в этом что-то есть. Наше время настолько стремительное, что некогда сидеть у камина и читать фолианты. Надо предложить что-то сжатое до предела. Сжатая до предела история — суть нашего времени.

В 2015 году в Казанском кремле открывали обновленную выставку «История государственности Республики Татарстан». Минниханов стремительно пробежался по ней, по ряду моментов задал интересующие его вопросы. В принципе, увиденным остался доволен. Выходя, попросил: «Ты уж нам объясни все попроще и одинаково, чтобы мы не путались». Сказано — сделано. Мы поменяли парадигму, стали рассуждать кратко, емко, символами, без цитат.

Можно было бы собрать подобные поучительные сюжеты в одну книгу, но этот жанр остался позади. История не повторяется или же она становится фарсом. С другой стороны, не предлагать же к 70-летию мемуары или какую-то серьезную толстую книгу, которую от силы прочитают два-три человека. А потому я решил написать что-то серьезное, но не в виде научного трактата, а как маленькие сюжеты по больным вопросам истории.

Каждый рассказ — это уже целая история. Это то, что накипело у людей на душе. Многие испытали унижение в школе или услышали по телевидению, узнали из СМИ о якобы немыслимых ужасах татаро-монгольского нашествия, тяготах татарской дани. Они требовали ответов на мучившие их вопросы. Многие самостоятельно пытались докопаться до истины. Наконец, это просто моя боль.

«Глаза видят одно, а мысль — тысячу»

Татарская пословица

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (120) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.09.2016 17:09

А я люблю мой народ, Татар, и мой Татарстан!

  • Анонимно
    17.09.2016 11:23

    В целом это правильно -когда задача ставится заинтересовала людей, если не заинтересовал человека на первых нескольких страничках, то кому интересно тома читать. Лозунги для людей вообще пишутся одни предложением. А для нескольких историков и десятка фанатов при задаче поразить таких же историков обилием научной и возможно подтверждей информации, возможно интересно прочесть все семь томов. И эти семь томов информации понимаем историком и из академий должны вылится в Результат на 2-3 страницах, понимаешь простыми людьми. Основной массой народа. И перефразируя одной узнай мысли бывшего казанцы- когда идея овладевает массами, она становится материальной. Также можно и подумать - что когда история овладевает массами, она становится материальной. А если сформулировать в 2 -3 лозунгами результата -Идеи - то ещё и создаст силу для движения дальше.

    • Fandas Safiullin
      17.09.2016 12:16

      Сформулируйте, пожалуйста, 7-и томную «Историю татар» в одном лозунге из 7-и слов!

      • Анонимно
        17.09.2016 12:26

        А зачем придумали так много? Имею ввиду аж 7 томов? .

        • Анонимно
          17.09.2016 12:30

          Это Ваша история выдуманная. И не скрываете этого.

          • Анонимно
            17.09.2016 16:11

            Выдуманная? Это история Руси выдуманная с начала до конца. Состоит из мифов и откровенной лжи.

            • Анонимно
              24.09.2016 10:55

              "Русские" знают про Куликовскую битву ВСЁ, но не знают кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом. Историю пишут победители-этим всё сказано.

          • Анонимно
            19.09.2016 08:08

            Скорее состоящая по большей части из домыслов и предположений, но по сути выдуманная, т.к. просто нет такого объёма письменных или иных источников, на основе которых можно создать такой объёмный труд. Это как постройки в Болгаре, где на основе фундаментов или просто на голом месте понастроили сказочный восток и потом говорят, что так и было на самом деле.

      • Анонимно
        17.09.2016 12:53

        Живу сейчас, люблю свою Россию и семью.

      • Анонимно
        17.09.2016 13:47

        Пожалуйста, лозунг из семи слов. "Татары всегда были, есть и будут. Аминь" )))

        • Анонимно
          17.09.2016 14:57

          Правильный лозунг!
          А злопыхатели пусть подавятся своей злобой и лопнут от зависти.

        • Анонимно
          17.09.2016 19:24

          Можно покороче - татары,как нация,созданы большевиками.

          • Анонимно
            17.09.2016 20:13

            Прадеды Большевиков еще были в пеленках когда татары имели свое государство)

            • Анонимно
              17.09.2016 21:14

              Именно так и утверждают романовские и большевистские изТорики.Более существенных подтверждений нет,остальное высосано из пальца.

              • Анонимно
                18.09.2016 10:30

                Ну тогда история т.н. "Руси" высосано вообще ...не знаю откуда. Одни сказочки и мифы, да и те не русские...

                • Анонимно
                  18.09.2016 16:33

                  И это тоже правильно,официальная история Руси ничем не лучше татарской.По тому-же принципу создавалась,чем больше лжи-тем более правдиво выглядит.

      • Анонимно
        17.09.2016 14:09

        Тарихыбыз, татарлыгыбыз, динебез белэн горурланабыз, каршы булсалар да

      • Анонимно
        17.09.2016 15:04

        Фандас -абы, рад что люди из народа уже сформировали первый лозунг-правило (что говорит об ожидании народа от татарской интеллигенции простых правил бытия - для сохранения и развития татарской нации):

        №1
        Татары всегда были, есть и будут! Аминь...

        Отсюда -татары - это хранимая Всевышним и силами истории нация...

        №2

        История показала основной показатель развития татарина - татарского народа, выражен в формуле:

        Татары -это те, у кого внуки татары...

        Благодаря чему, татары и сохранились и татарский культурный код воспроизводится...

        При этом важно сохранение показателя демографии на текущий момент коэффициента рождения 2,3 татар умноженный на "коэффициент ассимиляции" на одну женщину. И при превышении данного коэффициента - развитие нации успешно.

        Отсюда же - если дети сейчас неопределившейся нации (не путать нацию с гражданством), то задача татар - воспроизвести во внуках детей татар.

        Ведь это так понятно и близко, что дети должны быть похожи на родителей, а не на соседа. И нужны простые истории - как сохранить детей и целостность семей.

        №3

        История татар -это многолетняя история успеха и сохранения уважаемой, самодостаточной и саморазвивающейся культурно-цивилизационной модели сформированной в рамках татарской ветви/основы тюркской цивилизации, включающая сильное влияние исламской и советской цивилизационной моделей, препятствующая разным формам ассимиляции, выстроенная на гармонизации лучших практик народа и окружающих цивилизаций через призму татарской идентичности, культуры и саморазвития... и направленная на развитие идентичности, культуры и других качественно-количественных характеристик татарской цивилизационной модели выраженного в формах существования татарского народа.



        Соответственно задача Татарской интеллигенции и элиты - выстроить систему простых и понимаемых жизненных правил и создать меры экономического и морального стимулирования для соблюдения этих правил.

        И таких правил не может быть 7 томов - они должны тезисно сжаты быть в небольшой документ -на 2-3 листах. Желательно в 7 правилах.

        Иначе приходим к пословице "История учит тому -что она ничему не учит"

        И здесь как выше уже говорилось - кто заказчик Истории ? Академики для академических целей? тут и 100 томов будет мало!!! и потом еще 100 лет обсасывать кто что сказал и где неправильно, что истрактовано. И никогда они не придут к единому знаменатели -без политической воли. Так как двойные стандарты человеческих слабостей - никто еще не отменял.

        А руководство Татарстана в Хакимове - видит не сколько историка, сколько идеолога (если я правильно понимаю его роль ) соответственно ему нужны практические вещи для текущих и дальнейших решений .

        или заказчик народ-налогоплательщик для практических целей - тут чем практичней и понятней и проще -тем лучше.

        Мне нравилась книга от "Скифов до татар" Гареева Р.А.- там на 50 страницах изложена вся история -за 1 час можно прочесть и ознакомиться

        Почему выше говорится о цивилизации - потому что культура, это не только в узком смысле песни и пляски, а именно цивилизационная модель поведения татарина во всех случаях жизни.


        С уважением, Айдар

        • Анонимно
          17.09.2016 20:35

          А может просто-Аллах дал нефть и благоразумие руководителям правильно этим распорядиться?

        • Анонимно
          17.09.2016 20:46

          Примерно так можно передать слова прочитанные где то, но внутри согласен с ними я-не делите Вы людей на крови эта, а иначе будет Вам беда..... Не берите на себя деяния Всевышнего, КАЖДЫЙ ребенок - Его подарок. За внуков не знаю, но в чистоте крови-не Вам решать, не вам, ой как далеко не вам выносить вердикты. Тщеславие в делах не ваших-смертный грех и такие речи записывает и передает Всевышнему Атиб, а не Ракиб. Просто повторюсь, лучше не играйте с нациями и чистотой крови иначе познаете кару Аллаха еще до Судного дня, при жизни накажет... Воистину Атиб передал слова Ваши...

          • Анонимно
            17.09.2016 22:16

            Может неправильно поняли? Вопрос не совсем в крови-чистокровных наций нет. Можно лишь говорить об некоем едином антропологическом единообразии и то в очень больших границах. Вопрос в воспитании - кем они будут себя чувствовать.

          • Анонимно
            17.09.2016 22:47

            Зачем вы подменяете понятия и сводите вопрос сохранения нации к "чистоте крови"? Если бы от смешанных браков все причислялись к татарской нации и служили ее приумножению, я бы двумя руками голосовал за такие браки. Но ведь в 99 случаях из 100 происходит отпадение от татарской нации в таких смешанных семьях. А посему нет причин радоваться тревожным процессам.

  • Анонимно
    17.09.2016 12:31

    Ужас. Дожили. Что предлагает академик - перейти на "Краткий курс"? Голую схему? Идеологические построения? А в предыдущем комментарии - предложение писать историю для "простых людей"? Докатились. Факты истории, источники, взгляды и мнения - все в сторону. Действительно, что то происходит с умами людей, ответственных за науку и культуру. Теперь, все эти "исторические анекдоты" будут навязываться общественному мнению, как "правдивая и объективная информация". Бедная академия, бедная гуманитарная наука

  • Анонимно
    17.09.2016 12:41

    Академия действительно бедная,а сотрудники института истории на грани нищеты.

    • Анонимно
      17.09.2016 12:57

      Про автопарк академии и какие закупки делала в последнее время "бедняга" не в курсе? А может Академия неумеет правильно расходовать выделенные бюджетом деньги оттого и вы все институты нищие?

    • Анонимно
      17.09.2016 13:03

      Институт истории уже не относится к академии Татарстана, так что бедность сотрудников института, это забота министерства образования. А с положением Ан Рт все в порядке, республика ежегодно и стабильно финансирует академию. А то что это финансирование не доходит до рядовых сотрудников институтов академии наук в виде повышения зарплаты, так это вопрос к руководству академии. Может они тоже купили квартиру для хранения денег, и ее надо заполнить.

      • Анонимно
        17.09.2016 15:07

        институты нищие - это факт. все деньги на Бормана-20. но там наука никому не нужна. =Филолог

  • Анонимно
    17.09.2016 12:45

    Историю татар по идее надо бы преподавать в школе. Ввести как дополнительный региональный компонент в школьную историю в Татарстане. Мы должны знать свою историю и гордиться ею. Знание своей истории повышает национальную самооценку. Этот большой труд не должен лежать мертвым грузом или для консультации ученых-историков. На базе семитомника надо создать учебник для школьников. На мой взгляд, это просто обязательно. Естественно, при поддержке Президента и Правительства Татарстана.

    • Анонимно
      17.09.2016 13:02

      Желательно чтобы учебник тоже состоял минимум из семи томов.

    • Анонимно
      17.09.2016 13:34

      А какая она история? Если не знаем даже кто башню Сююмбике построил. Если не знаем происхождение, от булгар или Золотой Орды?

      • Анонимно
        17.09.2016 14:14

        Эта башня....простая сторожевая русская вышка...

      • Анонимно
        17.09.2016 14:25

        Если вы неуч, не обязательно все такие.

        • Анонимно
          17.09.2016 14:31

          Так расскажите нам неучам наконец то.

          • Анонимно
            17.09.2016 18:12

            А зачем? Таким своя история не интересна, наверное, доллары в глазах все закрывают.

            • Анонимно
              17.09.2016 20:51

              Последняя история показывает что доллары любят удащливые из татар больше, чем просто татары.

          • Анонимно
            17.09.2016 23:41

            книги читать умеете? думать пробовали? а объяснять тем, кто априори не готов думать и вникать - зачем? смысла не вижу.

      • Анонимно
        20.09.2016 17:37

        1640е годы. Плюс минус 5-10 лет.

    • Анонимно
      17.09.2016 13:50

      Да! Но только чур каждый день! И чтоб по 7 уроков в день! По четным - чтоб про Чингисхана и что мы монголоиды, а по нечетным - что чистые невинные булгары ими же (монголоидами) уничтоженные!
      В общем чтоб все как с языком татарским - было всем на пользу.

      • Анонимно
        17.09.2016 15:57

        Иван Грозный спалил,сварил,уничтожил Великий Новгород,Псков,кучу народа.Мне вот интересно в истории одной нации могут быть такие страницы? Вполне себе могут!Так почему война одних татар с другими не может происходить.Это по поводу Чингисхана и Булгар.

        • Анонимно
          17.09.2016 20:02

          Чингисхан из рода Чингизидов. Выходец из монгольских степей. Монголоид он.

          • Анонимно
            17.09.2016 21:19

            Даже косвенных подтверждений нет,кроме как выдумка в худлитературе.

          • Анонимно
            17.09.2016 22:53

            А наши казанские, крымские, астраханские, сибирские и ногайские ханы тоже чингизиды. Это нормально для монархических династий.

          • Анонимно
            18.09.2016 10:22

            хан - тюркский термин

          • Анонимно
            24.09.2016 11:05

            Чингисхан - тюрк, он восстановил Тюркский каганат, а не создавал империю с нуля.
            По внешности треть тюрков монголоиды: казахи, киргизы, сибирские тюрко-татары; часть узбеков, башкир и т.д. В России только два монгольских народа - буряты и калмыки. Монголоиды, которых вы видите на улицах российских городов - это, в большинстве, тюрки.
            Не путайте расу с этносом.

      • Анонимно
        17.09.2016 16:37

        Тут недавно прочел, Что Чингисхан имел зеленые глаза,n те но не был монголоидом.

      • Анонимно
        17.09.2016 18:10

        Знаете, отвечу вам словами Пушкина: "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности". Не хотелось, чтобы будущие поколения были подобны вам, не знающими и не желающими знать свою историю.
        P.S. Отвечаю комментатору 13.50.

    • Анонимно
      20.09.2016 17:38

      Так ведь уже с начала 1990ых ввели.

    • Анонимно
      29.10.2016 13:32

      Вот этим и надо заниматься на уроках истории, а не изучением грамматики

  • Анонимно
    17.09.2016 13:56

    Вот всем нам сейчас академмик все расскажет. Может и картинки будут вместо стихов. Здорово же, история татар в картинках, комиксы для начинающих изучать Тарих

  • Анонимно
    17.09.2016 14:02

    Чтоб писать "книжки" не надо быть АКАДЕМИКОМ, списиалисть ...

  • Анонимно
    17.09.2016 14:55

    Зато в этот раз обошлось без стихов серебряного века и заумных цитат из мировой классики. ))

  • Анонимно
    17.09.2016 15:09

    Цитата "Народ без истории – как ребенок без родителей, и из него можно вылепить все, что необходимо, вложить в него свое миропонимание, свой образ мыслей.
    Таким способом могут быть обезличены целые народы; сначала они лишаются истории и традиций, а затем мы формируем их по своему образу и подобию." Обязательно надо ввести в школах историю татар.

  • Анонимно
    17.09.2016 16:19

    У татар великая история! Но эту историю некоторые "умные головы" хотят ограничить только некими "булгарскими предками". Удобно же, мы это не мы, с Русью всегда дружили и торговали, ну были какие-то ушкуйники русские, которые грабили города, но это разбойники, это не те русские как и не те татары, которые пришли на Русь...Тишь да благодать...

  • Анонимно
    17.09.2016 16:24

    Для сохранения нации нужно государство,которое защищает язык от вымирания

    • Анонимно
      17.09.2016 18:12

      А также уважает, изучает и чтит свою историю.

    • Анонимно
      17.09.2016 20:04

      И как это евреи сумели сохраниться. И язык свой, и обычаи, и религию сохранили. А татарам всё время кто-то мешает.

      • Анонимно
        17.09.2016 20:25

        Больше всего удивительно как цыгане сумели себя сохранить как нация, неассимилировавшись вообще

      • Анонимно
        17.09.2016 20:38

        Так "все время кто-то мешает" не только татарам, а также оставшимся 192 народам. Кто бы это мог быть?

        • Анонимно
          9.10.2016 08:44

          а есть ли эти 192 народа: разделяй и властвуй. Например, кумыки и татары -по языку один народ, а если покопаться, такая же картина и со многими другими.

      • Анонимно
        18.09.2016 10:41

        У еврейских детей с детства развивают чувство собственного достоинства и интерес к бытийности поддержанный хорошим благосостоянием. Если бы большинство татарских семей имели свой бизнес и менталитет был бы другим

        • Анонимно
          18.09.2016 12:49

          Если БЫ у татар был другой менталитет, то большинство татар имели бы свой бизнес.

          • Анонимно
            22.09.2016 13:12

            Татары никогда не станут как евреи, потому что у нас разные жизненные Пути.
            Евреи из рабов ( Египта ) стали властелинами мира, а татары из властелинов мира стали рабами.
            Отсюда и менталитет.

      • Анонимно
        18.09.2016 12:03

        У них раввины есть)) и Каббалла!

    • Анонимно
      18.09.2016 10:50

      Курды без государства сохранились. Уйгуры тоже

      • Анонимно
        24.09.2016 11:11

        Без дә 250 (Крым) - 450 ел (Казан) дәүләтсез, сакланып киләбез бит.

    • Анонимно
      25.09.2016 10:39

      В древности слово "язык" означало "народ". Отсюда языческие ( народные ) религии. Язык = народ. Нет языка - нет народа.

  • Анонимно
    17.09.2016 16:51

    а я слышал что войну и мир лн толстого ужали до нескольких страниц

    • Анонимно
      17.09.2016 17:19

      В википедии в разделе сюжет)))

    • Анонимно
      17.09.2016 22:57

      В школе я замучился читать "Войну и мир", будучи отличником, но одолел с божьей помощью.

      • Анонимно
        18.09.2016 13:29

        Вообще-то, это произведение Толстого на 90% не для детского возраста. Так, условно, 10% для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. А по возрастной категории содержания всех идей там должен быть знак +18, в крайнем случае +17.

        • Анонимно
          18.09.2016 22:27

          Не знаете, во сколько Грибоедов закончил университет? А это было скорее нормой, чем исключением. Может в школах вообще детские стишки учить до выпуска? Если не давать читать сложные произведения в школе, закончив ее, подавляющее большинство и не будет читать их. Испугается объема, да и навыка не будет.

          • Анонимно
            20.09.2016 18:34

            Может быть я не совсем удачно применил цифровые знаки возрастного ограничения. Разумеется, я не имел в виду наказуемого запрета на чтение этой или каких-либо других книг. Конечно, и раньше читали "запретное", и дальше читать будут. Я просто имею в виду, что, например, некоторые идеи автора из области семейной жизни и психологии отношений людей временно недоступны для школьного юношеского сознания (т. е. в отличие от адекватного взрослого). Ну, м. б. девочки, девушки это быстрее схватывают. А школьники-юноши в большинстве своем - точно не готовы воспринять тонкости слога Толстого по этим вопросам. По своему опыту знаю. Так же можно сказать о некоторых философских, политических рассуждениях писателя, о его ремарках о психологии социальных групп общества, религии.
            Согласен, что есть одаренные личности среди школьников и, вообще, среди людей. Но даже вундеркинды по книгам не могут воспринять полностью того, что дает собственный жизненный опыт хотя бы последующих 7-10 лет.
            Кстати, о Грибоедове: не известно абсолютно, какова дата его рождения. Исследователи дают "вилку" в 5 лет и допускают заинтересованность в этом самого Александра Сергеевича. Так что если допустить, что он учился в университете уже в1805 году, то мог иметь возраст от 10 до 15 лет в это время. Да, он был гений. Но не думаю, что это было нормой в те времена.

  • Анонимно
    17.09.2016 19:26

    7 томов истории. Для кого? Прочитают единицы. И будет пылиться сей труд на книжных полках "татарстанского бомонда".

  • Анонимно
    17.09.2016 20:41

    Прочитает, те , для которых история своего народа - не пустой звук. А что вы судите со своей колокольни, это не значит, что другие люди такие же нелюбопытные , как вы ,и ничем не интересующиеся.

    • Анонимно
      18.09.2016 09:38

      Вот прочитаю я историю своего народа в 7 томах. Стану важным и буду попрекать всех, кто не прочитал в том, что они менее достойны, раз не "интересуются". Хотя и останется в памяти сотая часть от прочитанного, уверую в свою избранность и буду задавать вопрос, почему же я, прочитавший историю в 7 томах, живу хуже, чем те которые даже 5 страниц не прочитали? Это же не справедливо получается, правда?
      А по поводу изучения в школах всего этого труда - это, простите, глупость, потому что писался этот труд не для школьников.

      • Анонимно
        18.09.2016 09:51

        Учебник на БАЗЕ семитомника. Вникните в предложение. Критиковать, не вникая в суть предложения, - это да, глупость.

  • Анонимно
    17.09.2016 20:58

    В школах будут изучать наш 7-томник, Алла бирсэ.

  • Анонимно
    17.09.2016 21:26

    Чем хороши посты Хакимова? Они позволяют по комментам убедиться в правоте, евтушенковского кажется, четверостишия: "Вот так и ведется на нашем веку,
    На каждый прилив по отливу.
    На каждого умного по дураку!
    Все поровну все справедливо!".
    И все же, первой категории, кажется, немного больше.С чем всех вас, независимо от категории, поздравляю.

    • Анонимно
      17.09.2016 23:00

      По-настоящему умных людей не больше, чем тех, кто способен прыгать на 2 метра в высоту или поднимать штангу в 200 кг. С интеллектом то же самое.

    • Анонимно
      17.09.2016 23:09

      И вас тоже

  • Анонимно
    17.09.2016 22:27

    Кто нибудь знает кто построил башню Сююмбике?

    • Анонимно
      17.09.2016 22:44

      А вам зачем? Название придумали, легенду сложили, что еще-то?)

      • Анонимно
        18.09.2016 08:54

        Интересно. А что есть что скрывать?

      • Анонимно
        18.09.2016 13:55

        22:27 По строительно-архитектурным данным и чертежам-рисункам постройка датируется второй половиной XVI-первой четвертью XVIII века. Единого мнения нет. Но это касается фундамента и здания башни, которая, считается, построена на месте ханской мечети. Так что есть еще место для археологических изысканий и теорий молодых ученых.

    • Анонимно
      17.09.2016 22:52

      Семитомник вам в помощь.

    • Анонимно
      18.09.2016 00:24

      Цоколь - примерно 17 век. Глубже - предположительно 16 век (не ранее). Всё что выше цоколя - 18-19 века.

    • Анонимно
      18.09.2016 20:50

      Вот вы можете поверить в то, что после взятия Казани русские построили башню и назвали ее именем Сююмбике? Других же названий этой башни история не знает.

      • Анонимно
        18.09.2016 21:23

        Ее эскурсоводы так называют. И все. Хоть табличку какую нибудь табличку бы повесили

        • Анонимно
          24.09.2016 11:20

          Экскурсоводы - не критерий, они не научные эксперты. Они рассказывают легенды, сказки - чем интереснее, тем лучше. Они - представители индустрии отдыха, бизнеса развлечении. Их задача - любой ценой продавать свои услуги.

      • Анонимно
        20.09.2016 14:08

        Факты: на рисунках начала 18 века этой башни еще нет; в 18 веке эту башню ещё не называли башней Сююмбике - это была просто сторожевая башня. Кстати, по архитектуре она скопирована с Боровицкой башни московского кремля. В 19 веке башню стали называть Сумбекиной башней и распространили сказку про то, что Сююмбике, чтобы не сдаться Ивану Грозному, бросилась с этой башни. На самом деле Сююмбике еще до взятия Казани Иваном Грозным была подвегнута преследованиям со стороны казанцев и бежала в ногайскую орду, но была казанцами поймана и передана Ивана Грозному, который фактически её спас и выдал замуж за касимовского правителя Шах Али в 1551 году (эта дата есть в статье академика Хакимова). Таким образом, Сююмбике в октябре 1552 года во время взятии Казани войском Ивана Грозного не была с казанцами, а была женой Шаха Али, конница которого была в составе войска Ивана Грозного.

  • Анонимно
    17.09.2016 22:46

    Интересно. А что есть что скрывать?

  • Анонимно
    18.09.2016 07:00

    а почему я ему должен верить.сам себя с утра не похвалишь весь день как оплёванный?

    • Анонимно
      18.09.2016 14:02

      Не верьте. Надо просто быть осведомленным в конкретной области, начитанным, в общем, специалистом. И тогда будете ограждены хотя бы для себя от глупостей и вранья пропаганды.

  • Анонимно
    19.09.2016 13:34

    Нда.. Сама фраза «История государственности Республики Татарстан» звучит как анекдот...

    • Анонимно
      19.09.2016 17:43

      А название - государственность Германии не смешно?

    • Анонимно
      19.09.2016 21:18

      Анекдот,Россия-государство.Когда рубль привязан к доллару,а не к золоту,что добываем в Магадане.

  • Анонимно
    21.09.2016 14:40

    Для массового чтения у Хакимова Р.С. есть книга-брошюра "История татар" в 30-ти страницах. А семитомник для интересующихся, ученых, политиков - это исходная база для учета при презентации и оценке сегодняшнего, принятии стратегических решении относительно будущего.

  • Анонимно
    29.10.2016 13:40

    На уроках татарского дети изучают сложную грамматику, что воспринимается ими тяжело, изучают неохотно, без интереса, да и в основном без результата. Согласна, что историю Татарстана обязательно надо изучать в школе, только правдивую, а не заезженную.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль