Политика 

«На одном из совещаний Шаймиев произнес судьбоносную фразу: «Я вижу, нефть нас утопит»

Почему мечеть «Кул Шариф» было бы сложнее построить сейчас, чем в середине нулевых, кто виноват в том, что татарский язык не был переведен на латиницу и что нам дает история упущенных возможностей? Эти темы в центре внимания директора Института истории им. Марджани профессора Рафаэля Хакимова, с очередными материалами из работы которого мы знакомим наших читателей.

«В 1996 году на одном из совещаний в узком кругу Шаймиев произнес судьбоносную фразу: «Я, вижу, нефть нас утопит. Разворачиваемся на ее переработку и высокие технологии» «В 1996 году на одном из совещаний в узком кругу Шаймиев произнес судьбоносную фразу: «Я вижу, нефть нас утопит. Разворачиваемся на ее переработку и высокие технологии»

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

«Первая трагедия России — рождение Ленина; вторая — его смерть»

Уинстон Черчилль

Журналисты, особенно в преддверии Дня Республики, который чаще называют днем суверенитета, задают один и тот же каверзный вопрос: «А есть такое, что не сумели реализовать после провозглашения суверенитета? О чем жалеете? Что можно было сделать лучше?»

Исторические возможности при выборе пути развития всегда ограничены политической, экономической, финансовой, кадровой ситуацией. Нафантазировать можно многое, но кто исполнит? Я нередко приходил к Шаймиеву с замечательной идеей. Мол, так и так, хорошо бы это сделать. Он полностью соглашался и добавлял: «Я поддерживаю. Иди, реализуй». А у меня не было даже секретарши. Нет людей, нет идеи, а есть голые мечты.

В то же время существуют моменты исторического выбора, когда от тебя зависит, каким путем пойдет история. После подписания Договора с Москвой экономическая политика Татарстана стала прерогативой самой республики. Мы могли часть нефти продавать на экспорт, приватизацию провели по своей схеме, ввели адресную социальную защиту, решили проблему с трущобами, провели сплошную газификацию и т. д. Наряду с этим важен был стратегический выбор. В Москве полагали, что рынок решит все проблемы, и пустили дело на самотек, а вернее взяли курс на продажу сырья и избавились от ряда отраслей. Мы же прислушались к мнению гарвардских ребят. Они показали с помощью графиков опасность сырьевой зависимости. В 1996 году на одном из совещаний в узком кругу Шаймиев произнес судьбоносную фразу: «Я вижу, нефть нас утопит. Разворачиваемся на ее переработку и высокие технологии».

Трудно сказать, в России были глупее нас или задумка была превратить страну в сырьевой придаток Запада. А может, нефтяное и газовое лобби вкупе с металлургами оказались более влиятельными. Либералы же думали не о стране, а о прибылях, будто появление миллиардеров могло содействовать развитию экономики.

Разворот экономики в 1996 году, названный для внутреннего пользования программой «Татарстан после нефти», дал толчок экономическому развитию, во многом определившем нынешние успехи республики. Достаточно взглянуть на соседний Башкортостан, который по всем показателям был впереди, к тому же имел заводы, производящие конечную продукцию, как то бензиновый завод. Но он упустил и «Башнефть», и все свои стратегические преимущества. Он стал вечно догоняющим Татарстан.

История знает такое явление, как упущенные возможности. Не будь исламской революции Узбек-хана, капитализм наступил бы у нас в ХIV - XV веках вместе с югом Европы. Проживи Ленин дольше, и Россия, скорее всего, пошла бы по социал-демократическому пути, ориентируясь на Швецию или даже Швейцарию — хорошо знакомые страны по эмиграции. НЭП был преддверием рыночного социализма. Сталин же не имел склонности к либерализму, предпочитая диктатуру.

Первый вариант мечете «Кул Шариф» Первый вариант мечети «Кул Шариф»

Помню, как трудно далось принятие решения о строительстве мечети «Кул Шариф». С одной стороны, звучало требование общественности восстановить мечеть «Кул Шариф», с другой — финансы на нуле, даже налички не хватало. Шаймиев сомневался, искал компромиссные варианты. У меня спросил: как быть? На что я ответил: «Если сейчас это не сделать, дальше легче не будет». Он согласился. Решение было принято без совещаний, без общественности и клерикалов. При поддержке населения удалось собрать необходимую сумму. Мусульманские страны не дали ни копейки. Там коррупция процветает, дай Боже. Только Иран прислал ковры.

Обсуждение проекта мечети вызвало бурю эмоций. Не зная, как быть с противоборствующими сторонами, наш парламент поручил провести обсуждение Институту истории. Мы вообще-то не архитекторы. Видимо, расчет был на умение коллектива находить компромиссы. В итоге последний вариант получился лучше первого.

Мечеть «Кул Шариф» стала украшением Кремля, а ее расположение рядом с собором стало брендом республики, символизируя взаимопонимание мусульман и православных. Этот момент особенно восхищает гостей и туристов. Мы вовремя построили мечеть. Сегодня это было бы сделать сложнее по политическим соображениям.

Приведу другой пример, теперь уже упущенной возможности. Тема татарского алфавита имеет длинную предысторию, где-то с 20-х годов ХХ века. Вместе с революцией, когда ожидание мировой революции у всех было на слуху, тюркские народы начали переходить на латиницу. В авангарде этого процесса был Азербайджан, где собрались представители тюркских народов. Татарская делегация выступила против латиницы, ссылаясь на сплошную образованность татар, для которых такой переход мог стать чувствительным ударом. У азербайджанцев и других тюркских народов грамотность была на низком уровне. Тем не менее в приказном порядке всех перевели на латиницу, которая, кстати, была не такой уж плохой. Но вместе со сталинизацией всей страны, в еще более ускоренном темпе стали переводить всех на кириллицу. У некоторых народов кириллица получилась относительно неплохой, например, у узбеков она была вполне сносная. Но у татар не только выпали три гласные буквы, но и остальные оказались плохо соответствующими татарской речи. К примеру, исключите из русского языка три буквы, как это будет выглядеть?

В советское время неоднократно ставился вопрос о реформе алфавита, но власти не прислушивались к голосу писателей и филологов. Вместе с перестройкой многие застарелые проблемы вылезли наружу, и в условиях демократии началось брожение умов. Были те, кто заговорил о возвращении к арабице, но опыт дореволюционных лет показывал, что там такая же проблема, что и с кириллицей. Наиболее удачной была латиница, переход к которой одобряла общественность и государственные структуры. К тому же появился еще один дополнительный аргумент в пользу латиницы — это компьютеры и интернет. Аргументы против латиницы были маловразумительными и чаще исходили от русскоязычных журналистов. Вспомнили пантюркизм — жупел, придуманный Столыпиным. Никто не хотел вникать в различие татарского и турецкого языков, где звуков было меньше, чем в татарском, а потому их алфавит нам не годился.

Правительство создало комиссию по латинизации татарского языка при Академии наук РТ, и начались бесконечные дискуссии. Спорили не только по каждой букве, но и их начертании, сравнивали с другими тюркскими алфавитами. Те, кто не работал с компьютером, предлагали невесть какие буквы с хвостиками и черточками, собрали всех лингвистов и пытались учесть мнение каждого. Помню, один академик уже не мог ходить, его где-то откопали, усадили на стул, и он категорично возражал против изображения какого-то звука. Не уверен, что он до конца понимал всю ситуацию как лингвистическую, так и политическую. Короче, все затянулось до такой степени, что время упустили. Перестроечная оттепель закончилась, и начали закручивать гайки. Депутаты Госдумы решили, что татарская латиница угрожает безопасности страны, и ее запретили в нарушение Конституции Российской Федерации.

Каков же исторический урок? Это упущенная возможность. Если бы Академия наук была более расторопной, не ориентировалась на абсолютный консенсус, знала границы обсуждения судьбоносных вопросов, тогда бы мы уже давным-давно писали латиницей, и никого бы это не волновало, кроме самих татар. Да, еще Западу демонстрировали бы российский плюрализм.

Если бы с восстановлением мечети «Кул Шариф» точно так же возились, обсуждая вопрос до достижения безумного консенсуса, ее бы сегодня не было, нашлись бы депутаты шовинистического толка, которым в голову пришло бы Казанский кремль назвать русским памятником, запретить строительство мечети и потребовать восстановить монастыри. Так бы все и было.

Изучение в истории упущенных возможностей дает нам шанс меньше ошибаться в будущем.

«Утекшая вода не возвращается»

Татарская пословица

Марк Крамаровский в Крыму

ПАРТНЕРЫ

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

Франсуа де Ларошфуко

С первого дня работы Института истории мы начали искать партнеров. Глупо думать, что ты сам все можешь, что самый умный и ни в чьих советах не нуждаешься. Партнер — это огромный потенциал, который практически бесплатно идет к тебе в руки, это продолжение института в виртуальной форме. Мы начали заключать соглашения и готовить общие проекты. Первым партнером стал Институт востоковедения РАН, затем другие профильные институты РАН, различные университеты. Важным направлением своей деятельности мы считали работу с музеями. Поехали в Петербург, где в хранилищах масса татарских вещей. Нас встречали с нескрываемым удивлением: неужели в России кто-то интересуется музеями? У них были делегации из разных стран, какие-то группы итальянцев, американцев, немцев снимали фильмы, делали фотографии и каталоги. И вдруг делегация из Татарстана... Сотрудники побросали все дела, забыли об иностранцах и начали показывать материалы из запасников. Просто загляденье, ведь в петербургские музеи попало то, что дарили императорам.

Дошла очередь до Эрмитажа. Меня интересовала Золотая Орда. Спускаюсь куда-то в глубокий подвал, и там за тремя дверьми, за тремя замками сидит хранитель несметного ордынского богатства Марк Григорьевич Крамаровский. Он встречает со словами: «Я 40 лет ждал этого дня». Беседуем. Он огорчился, что не может подарить свои статьи, они на самых разных языках, а на русском — ни одной. Так мы жили в советское время — сталинские установки действовали.

«Мы подписали соглашение о сотрудничестве между Институтом истории и Эрмитажем»

С Михаилом Борисовичем Пиотровским договорились организовать выставку по Золотой Орде. Михаил Борисович посетовал, что Эрмитаж воспринимают только как музей, в то время как он одновременно и научное учреждение. Для него было важно сопровождать выставки научными конференциями, и мы взялись за это. Мы помогали вытаскивать материал по определенной теме из запасников на свет Божий. Причем, по мнению Пиотровского, важно было показать вначале искусство Орды. Золотых вещей было предостаточно.

Выставка имела шумный успех. В Эрмитаж приезжали из соседних областей целыми автобусами. Затем выставка переехала в Казань, где собрала рекордное число посетителей. Из Лондона целая группа ученых и музейных работников приехала на целую неделю, чтобы поработать в Казани. Затем выставку увезли в Вену и, наконец, в США. Я нечаянно ее застал в Нью-Йорке. Зашел в музей «Метрополитен» посмотреть импрессионистов и вижу, что целая толпа движется в сторону выставки «Наследие Чингизхана». Не протолкнуться — и вдруг в разделе «Золотая Орда» узнаю наши экспонаты из Эрмитажа.

После такого удачного мероприятия мы подписали соглашение о сотрудничестве между Институтом истории и Эрмитажем. Пиотровский стал почетным доктором Института. Затем к нам подключилось министерство культуры, а вскоре родилась идея создания филиала Эрмитажа в Казани. Так у Эрмитажа появился, наряду с Лондоном и Амстердамом, филиал в столице РТ.

Затем был еще ряд концептуальных выставок, а также совместный проект в Старом Крыму. Когда я гостям или потенциальным партнерам говорю, что у нас один из самых надежных партнеров — Эрмитаж, то наш авторитет взлетает до небес. С тех пор мы приобрели партнеров по всей Европе, включая Оксфордский университет, и, конечно же, на востоке у нас партнеры — Университет префектуры Симанэ и Токийский университет. Наша сила — в надежных партнерах.

«Не верь улыбке врага, не подозревай злобу в друге»

Татарская пословица

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (252) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.01.2017 12:11

"... любит Татарстан как часть России."
Я люблю Татарстан, как мою Родину!

  • Анонимно
    14.01.2017 11:48

    С алфавитом (азбукой) сплошная политика.

    Самый лучший алфавит с научной точки зрения впервые был составлен тюрками-булгарами (дунайскими) для "западных" славян братьями Кириллом и Мефодием в 860-х гг.

    Количество букв (знаков) соответствует количеству фонем (звуков) в славянском (русском) языке.

    Алфавиты еврейский, арабский, латинский и другие в этом отношении "менее совершенны".

    Сегодня нет никакой проблемы (как это было во времена Кирилла и Мефодия) составить "идеальные алфавиты" для любого языка - лингвисты знают как это сделать.

    Но мешает политика.

    Есть ли в Казани лингвисты, не ангажированные политиками?

    Молчат, ничего не говорят в СМИ - значит нет их...

    • Анонимно
      14.01.2017 13:31

      у кириллицы есть одно важное преимущество - все буквы широкие и не сливаются как в латинице, но татарская кириллица создана неудобной, минимум 3 букв не хватает, а для полного сингармонизма необходимы 4 буквы.

      • Анонимно
        14.01.2017 15:06

        кириллица по сути переработанная латиница, кто тебе мешает писать шире на латинице

      • Анонимно
        14.01.2017 23:17

        Чем меньше букв, тем лучше.

      • Анонимно
        15.01.2017 21:42

        Самое важное преимущество кириллицы, то что она не изолирует татарский народ от русского. Более 80 лет татарский народ отлично развивал свою культуру. Люди прекрасно понилмали

        • Анонимно
          16.01.2017 02:27

          Это не преимущество, а дамоклов меч подвешенный над народом и его языком.

        • Minem irekle dөnyam
          16.01.2017 19:31

          Более 80 лет татарский народ превращали в русский, а татарская культура только деградировала.

          • Анонимно
            17.01.2017 21:21

            Глубокая ошибка,или провоцируешь.Ленин,Председатель Совета Народных коммисаров,восстановил нашу Государственность,в Гражаданскую войну,мы себя защищали,но делов наворотил,а попросту уничтожал Татар-троцкисты,а Сталин их терпел.В войне 1941-45 годов,мы отдали,Лучших Татар,и несмотря на всё,Расцвет Татарской Культуры и промышленности относится во времена СССР.Вот теперь,нас пытаются загнать в средневековье.

    • Анонимно
      14.01.2017 18:50

      Хакимов смешно говорит: букв в кириллице ему мало. Так в латинице их еще меньше!
      Л - логика.

      • Анонимно
        14.01.2017 19:04

        Тут человек писал, что по сути "к", "кь" и "къ" - разные звуки, используются в разных словах и сливать их не надо.
        В кириллице есть средства для записи этих отличий - мягкий и твердый знаки. В латинице с этим сложнее.

        • Анонимно
          15.01.2017 02:15

          В татарском языке действует закон сингармонизма, никакие мягкие и твердые знаки не нужны, звучание согласных в слове зависит от характера гласных звуков. Если в слове гласные звуки из переднего ряда, то и согласные смягчаются. И наоборот, если гласные звуки из заднего ряда, то и согласные звучат тверже.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:50

    "Даже секретарши не было" ... это плохо! Как работать???

  • Анонимно
    14.01.2017 11:51

    Экс-президента, бесспорно, есть за что уважать. Нет сомнений, что он и сечас делает многое для ее дальнейшего расцвета. Отдельное спасибо за Свияжск и Булгар. Все помним состояние этих мест, перемены огромны. Как православные ждем и поддерживаем возрождение главного Храма Богородицкого монастыря, который обещает стать жемчужиной культурной и христианской жизни как города, так и республики в целом. Единственно, что расстраивает - нет достойных учеников, ссподвижников, тех, кто действительно любит Татарстан как часть России. В управлении очень чуввствуется недостаток профессионализма, образования, интеллекта. Без этих качеств мы вперед не вырвемся.

    • Анонимно
      14.01.2017 12:11

      "... любит Татарстан как часть России."
      Я люблю Татарстан, как мою Родину!

    • Анонимно
      14.01.2017 12:23

      Свое имя , свой язык, своя письменность,своя религия, своя государственность.
      При наличии всех этих составлющих будет жить и развиваться народ, нация.

      А алкоголь, платки это все вторично. Важно но не критично.
      А пока мы будем молится чужому богу и писать на чужом языке все остальное тщетно.
      Это вы поймите, выйдите из матрицы.

      • Буре
        14.01.2017 12:51

        Манкуртам этого не понять.

      • Анонимно
        14.01.2017 12:54

        Согласен. Кто нибудь знает и назвал своих детей татарскими именами? Не арабскими и персидскими а именно своими татарскими? Альберты Венеры, Амиры и Закиры.
        А где свои имена?

        • Анонимно
          14.01.2017 13:31

          А какие это татарские имена? В большинстве арабские, персидские. Это же всегда так было.

          • Анонимно
            14.01.2017 13:43

            Молодец. Скажи еще кто это татары? Совсем память потеряли.
            Арабскую манкуртскую шапку сними.

          • Анонимно
            14.01.2017 13:49

            О чём спорите? Много исконно татарских имён. Я Булат, сестрёнка Зухра, сын Тахир.

            • Анонимно
              14.01.2017 14:51

              только Зухра и Тахир это арабские слова

              • Анонимно
                14.01.2017 16:23

                Булат прав,имена Булат,Зухра и Тахир изначально тюркские (татарские). Потом их приняли арабы и персы (в форме Полад, Зухра, Тохир).
                А еще есть красивые имена Айбика, Айгуль, Гузаль, Гульнур, Илсоя, Иркэ, Утемыш, Яныбай, Урал, Назлыгуль, Чулпан, Тырыш, Тулай, Тукай, Кадерле и так далее.

                • Анонимно
                  14.01.2017 16:32

                  кадерле - арабское.
                  кадер

                  ислам не против татарских имен

                  • Анонимно
                    14.01.2017 19:21

                    Индусы и эфиопы тоже может не против.
                    Религию свою имена свои письменность свою уже потеряли. Память потеряли
                    Что осталось потерять?

                    • Анонимно
                      14.01.2017 20:36

                      логика у тебя где?
                      как ты собрался возрождать то, что было до ислама 922 года?
                      сдается мне, что такие комментарии пишут противники развития татарской нации

              • Анонимно
                15.01.2017 02:16

                Не слова, а имена!

              • Анонимно
                15.01.2017 02:40

                Да, "зухра" - по-арабски "цветок", "тахир" - "чистый".

              • Анонимно
                16.01.2017 01:57

                Были арабскими, стали татарскими.

          • Анонимно
            15.01.2017 10:37

            У атар были чудесные имена. Вот, например, слово "джихан", по русский "вселенная".
            Женские имена, связанные со вселенной
            Нурджихан -лучистая вселенная
            Гульджихан-вселенная, утопающа яв цветочках,
            Минджихан-Я вселенная
            Мужские имена:
            Джиханша - из вселенной
            Джихангир - космонавт(путешественник во вселеной)

            • Анонимно
              16.01.2017 22:35

              /Джихангир - космонавт(путешественник во вселеной)/
              Джихан-вселенная, гир(ир)-мужчина, муж. Джихангир - император. Этот титул был у Чингизхана, кажется.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:55

    Спасибо этим людям, которые хранят историю Золотой Орды! Примите глубокую признательность, уважение и огромную благодарность от Татарского народа!

  • Анонимно
    14.01.2017 11:57

    Самое большое продолжающееся упущение - не дорабатываем по повышению статуса и роли татарского языка. Потомки нам этого не простят.

  • Буре
    14.01.2017 11:57

    Уважаемый Хакимов. Зачем нам кирилица латиница и арабица? Они же все чужие, не наши алфавиты.
    Может обьеденить усилия всех тюркских стран и создать свой тюркский алфавит?
    Если сегодня не сделаем завтра легче не будет.
    Пока есть Шаймиев, пока есть вы пока не поздно.
    Иначе уйдем в реку забвения.

    • Анонимно
      14.01.2017 12:43

      Над этим работают. Просто надо связаться с лингвистами кумыков.

      • Анонимно
        15.01.2017 02:22

        Не думаю, что у кумыков есть лингвисты, их у татар-то практически не осталось. Одни имитаторы. А руководство РТ пустило на самотек подготовку кадров для татарской гуманитарной науки, национального образования и национальной культуры. Скоро вообще национальных кадров ни в одной области, важной для развития нации, не останется.

        • Анонимно
          15.01.2017 10:41

          У кумыков есть лингвисты, озабоченные
          проблемами исчезновения родного языка, произношения слов из-за перехода на кириллицу. По крайней мере, в Москве прошла конференция, посвященная к данной проблеме у тюркоязычных народов нашей страны.

        • Анонимно
          15.01.2017 20:15

          БУРЕ- интересно с точки зрения разработки общей идеологии и политики тюрков! Нужно сотрудничать, возможно многие тюрки согласятся и примут единый алфавит, например на основе кириллицы. Башкиры, татары, казахи,... Затем можно взаимодействовать по сближению языков, вводя в оборот языка наряду со своим словом и слова совпадающие по значению братских народов. Совместно легче и дешевле находить эффективные методики обучения тюркскому языку. В условиях падения татарского и башкирского языка, сотрудничество их ученых с казахскими может оказаться очень полезным.

    • М.К.
      14.01.2017 13:14

      Вы владеете тюркскими языками?
      Вы серьёзно говорите о "тюркском алфавите"?

      Вот Вам один только пример, в татарском языке есть слово "каш", означает "бровь", в казахском языке тоже есть слово "каш", означает оно "убегать".

      Давайте, изобразите на каком угодно алфавите это так, чтобы и татарин и казах прочли и поняли правильно это слово.
      Чтобы татарин читал казахский текст и видел бы, что здесь "убегать", и чтобы казах читал татарский текст и видел бы, что там "бровь".

      • Анонимно
        14.01.2017 14:58

        не путай пожалуйста людей и в руcском слове есть слова омонимы например ключ - родник или предмет, который открывает дверь.
        на казахском каш - убегай, на татарском кач убегай, на узбекском коч. из-за того что мы тюрки пишем на навязанной нам кириллице, причем для каждого тюркского языка его составляли разные люди, то возникают такие проблемы. т.к. не учитывают например твердость согласных букв. к кь и къ это три разных букв.
        а про бровь по казахском будет кош и татарский каш в принципе одно и тоже .

        слова не бывают сами по себе, они в предложении, я как татарин не в совершенстве владея своим языком на 90% понимаю казахскую речь и текст

        • Анонимно
          14.01.2017 15:22

          А что нам не навязали?)))
          Латиницу?Арабицу?)))
          Узбек 70% татар уничтожил пока ислам внедрял

          • Анонимно
            14.01.2017 15:31

            Не знаю силен ты в математике, но в истории ты не ты профан.
            латиницу разработала татарская интеллигенция в том числе в начале 20 века, то что советская власть, видимо преследую какие то свои цели (возможно, что бы отвадить мусульманский народ от ислам) разрешила на нее переход - в этом не вижу ничего плохого.

            2й вопрос. Арабский алфавит стал родным для наших предков, после того как они добровольно официально в 922 году принял на землях волжской булгарии.

            3й вопрос.
            Про хана узбека жившего в 13 веке, который убил татар насильно внедряя ислам среди народа, который уже 3 века были мусульманами официально, а по факту дольше.

            тут уже стоит обратиться тебе к своему разуму и признать, что что-то не так.
            4й вопрос. кириллицу внедрели насильно, пора от нее избавляться как от анахронизма

          • Анонимно
            14.01.2017 15:34

            Обратись в комитет по Нобелевской премией, тут пахнет открытием.
            Хан Узбек внедрял ислам в 13 веке среди народа, который стал мусульманским в 9-10 веках.

            • Анонимно
              16.01.2017 02:08

              Мусульманство булгар 10 века и мусульманство ордынцев 13 века — между ними есть некотороя разница.

          • Анонимно
            14.01.2017 15:43

            Хан Узбек пришел к власти благодаря поддержки мусульманских кругов Золотой Орды. Вопрос на засыпку: кто был самым многочисленным мусульманским народом Золотой Орды?
            Ответ: волжские булгары - предки татар.

            Чувствуешь какой бред пишешь?

            • Анонимно
              14.01.2017 15:56

              Булгары это чуваши

              • Анонимно
                14.01.2017 16:03

                Вторая премия за день

                • Анонимно
                  16.01.2017 15:56

                  Уже два века весь научный мир связывет волжских болгар с чувашами. Другого мнения нет.

              • Анонимно
                14.01.2017 16:07

                а кто спорит?
                но они отказались принять ислам, поэтому далее отошли на задний план и не участвовали в этногенезе татарского народа

                • Анонимно
                  14.01.2017 19:23

                  Это татары на задний план.)))
                  У чуваш как у татар раздвоения нет. Религия и писменность русская.

                  • Анонимно
                    14.01.2017 20:38

                    вот-вот, по фрейду, у чувашей ничего нет. и религия и письменность - все русское и имена и образ жизни, ничего чувашского.
                    у нас у татар свой путь, мы же к тебе не лезем с поучениями, так что ты тут пыжишься? мы сами разеберемся

                    • Анонимно
                      14.01.2017 20:49

                      Он тебе другое хотел сказать. Унас писменность русская а религия арабская..Раздвоение. Диссонанс.

                      • Анонимно
                        14.01.2017 21:12

                        Кириллицу - алфавит греки Кирилл и Мефодий создали для предков современных Болгар, ах какая неожиданность, они оказывается в России и то не бывали, и Россия тогда языческая была. Болгары это тоже булгары, братья татар получается.
                        А православие вообще греческая религия, а для тех кто называт ислам - арабской религией, открою секрет: Иисус евреем был.
                        Получается у русских письменность болгаро-татарская, а религия греко-еврейская, ах как неудобно вышло-то.

                        • Анонимно
                          16.01.2017 09:02

                          Открою тебе секрет который знают все.
                          Все 3 мировые религии написаны евреями.)))
                          В том числе и ислам.
                          Русские создали фактически свою новую религию-православие.
                          С католичеством она мало общего имеет.

                      • Анонимно
                        14.01.2017 21:20

                        русские приняли христианство позже, чем татары и сразу она стала русской религией;
                        татары приняли ислам раньше, чем русские христианство, и оно для них арабской осталось?)

                    • Анонимно
                      15.01.2017 23:25

                      Не судите чувашей, которые для виду приняли православие, а на самом деле тайно ходили в святые рощи и молились своим Богам.
                      Мои родители - чуваши, отец в четвертом поколении принявший ислам и мать - чувашка-язычница.

                      Кстати среди чувашей-язычников сохранились чисто тюркские имена, которых у татар сейчас осталось очень мало, много арабизмов и фарсизамов.
                      Вот только на А чувашские некрещенные имена , среди них схожие с татарскими:
                      Абак Абакай Абакум Абас (напечатано Арасъ,, опечатка) * Абась Абасник Абахта Абаш Абдрахмен Абдук Абек Абекей Аберка Абженка Абигей Абика Аблей Аблиши Абляз Абляк Абразык Абрай чер. Абрам Абрасим Абреля Абрехмет Абриван Абруска Абтикей Абук Абулат Абумлендей Абухта Абыз Абыкей Аван Авандей Аванкин Аванской Аварин Аватей Авгалда Авгей Авгилда Авдеряк Авдинка Авдокин Авдубай Авелдей Авендей Авендик Авер Аверин Аверка Аверюк * Авзяв Авлей Авмакай Аврам Аврекей Авреля Авриш Авришка Автес Авхандей Агад Агазал Агай Агали Аган Агандей Аганей Аганка Агаси Агати Агатка Агашин Агашит Агей чер. Агибяк Агидей Агила Агилда Агилей Агит Агон Агришка Агутка Адабай Адакай Адалан Адалшин Адаман Адамей Адар Абдай Абдермыш Адей Аделей Адемей Адемесь Аден Аденей Аденекей Аденесь Аденеш Адеряк Адеш Адеяр Ади Адибат Адик 23 Адика Адила Адилка Адим Адинка Адлфер Аднаган Аднакул (вот. чер. Аднагул) Адор Адрахман тат. Адрей Адрехмен Адрица Адубай Адува Адуга Адуган Адук Адула Адуха Адуш Адылка Адым Адынка Адюнка Адяк Адяка Адян Адяр Ажир Азамак Азамат вот. Азамя Азан вот. Азаней Азаник Азаня Азаняк Азармет Азахмат Азей Азек Азекей Азень Азендей Азеней Азеняк Азерен Азерка Ази тат. Азик Азиган Азит Азмет Азубай Азюк Азяк Айбаска Айбекей Айбес Айбулат чер. Айген Айгилда Айдай Айдак Айдар Айдер Айдеряк Айдик Айдинка Айдубай Айдуган чер. Айдук Айдула Айдуша Айдушка Айка вот. Айкибяк Айлуга Аймек тат. Аймяк Аймекей Айнихит Аит вот. Аитча Айтеряк Айтуган чер. тат. Аиш тат. Айшей Айшмей Акай тат. Акадей Акандей Аканей Аканеш Акатия Акатник Акаш Акбулат (Ак. Мел. с. 89) Акгилда Акей Акенеш Акеш Акзубай Аки Акилдин Акирда Акирей * Аккам Аккей Аккишка Аклый Аклыч тат. Аклыш Акман Акманай тат. Акманей Акмаш Акмендей Акмурза тат. Акмяндей Акна Акняк Акполдыр Акпутей Акрам Аксабай Аксар вот. Аксебан * Аксень Аксит Акстубай Аксубай Аксул В. К. Магницкий. Алфавит мужских традиционных имен чуваш. 24 * Аксян Актар Акташ Актей Актен Актеней Актеняк Актик Актияр Актуван Актуганка (Ак . Мел., с . 194, 196, 198—199) Актут Актуш Актчум Актянай Акуша Акхилыч Акшей Алабай Алаберди Алакай Алаким Алатар Алахта Албай Албарис Албарс Албарыска Албатырь Албахта чер . Албаш Албекей Албечь Албор Албребень Албурза * Албусь Албык Албюбай Албяк Алван Алгабай Алгазин Алгай Алган Алганей Алгач Алгача Алгаш Алгей Алгемен Алгерим Алгеч Алгеш Алгий Алгилда Алгилка Алгиндеряк Алгирей Алгит Алгитмурза Алгитча Алдаман Алдар Алдебаляк Алдебень Алдей Аллекей Алдекень Алдемен Алдемир Алден Алдень Алденей Алдеряк Аледеяр Алди Алдик Алдивер Алдимер Алдин Алдинка Алдияр Алдряк Алдубай Алдуван Алдуган Алдунбай Алдушка Алдый Алега Аледер Аледин Алежем Алежен Алей Алейка тат . Алек Алекин Александр Александра Алексей чер . Алексендер Алемень Алеменей Алень Алендей Алендер Аленей Алепха Алеш (?) Алех Алеха Алехвер Алечей Алеш Алеша Алешей Алешка Алжей Алзалей Алзарай Алзей Алзибей Алзутка Али Аливан Алига Алигер Алигит Алик Аликай В . К . Магницкий . Алфавит мужских традиционных имен чуваш . 25 Аликсей Алилка Алим тат. Алин Алинка Алипхер Алит Алифан Алиха Алихвер Алишей Алиян Алка Алкай тат. Алкан Алкей тат. Алкеней Алкеш Алкил Алкилда Алкит Аллей Алля Алмазень Алмай Алмака Алмакай Алмакей Алмала Алмамет Алман морд. Алманай Алмандай Алманча Алманших Алмат чер. Алматяк Алмачка Алмашит Алмедей Алмедер Алмей Алмек Алмекей тат. Алмемет чер. тат. Алмендей Алмендер Алменек Алменен Алмен Алмерик Алмерюк Алметь чер. тат. Алмеш Алмин Алмит Алмитерекей Алмиш Алмулат Алмурза Алмяк Алмяш Алпирда Алпяш Алрезяк Алсай Алсарай Алсучай Алсяк Алтабан Алтал Алтей Алтекей Алтемир Алтемял Алтеняк Алтеряк Алтик Алтияр Алту Алтубай Алтубан Алтуган морд. Алтуда Алтук Алтула Алтулик Алтык Алтыш Алтюнка Алтяй Алтяк Алук Алхерин Алфик Алча Алчей Алчода Алчуба Алчубай Алчурень Алучуча Алшей Алшик Алших Алъяр Алыш Альбяших Альмакай Альхерин Алюк Алюка Алюн Алюшка Алягун Алядер Аляк Аляка Алякка Алянча Алящка Аман Амандай Амандей Аманей Амачкин Амень Аменей Амергут Аметь Амиха тат. Амишка Аморзин В. К. Магницкий. Алфавит мужских традиционных имен чуваш. 26 Амулла Амяк Анатей Анбарс Анбахта Анбулат тат Ангач Ангеш Ангилда Ангит Ангич Ангонтя Анда Андар Андара Андеба Андебей Андей Анденей Андерка Андерек Андеряк Андет Андех Андеяр Андик Андинка Андирей Андор Андра Андрей Андрех Андреха Андрипха Андрицов Андрон Андруй Андрюк Андрюх Андрюха Андрюш Андрюшка Андубай Андуван Андуган Андула Андура Андуха Андуш Андыл Андюк Андюха Андях Аней Анека Анески Анехмет Анжей Анзак Анзамат Анзаняк Анзи Анибек Аника Анисим Анитеш Аниха Аниша Анка Анказ Анкей Анлютка Анменча Анмола Анмурза Аноска Анрай Ансебей Ансутка Анта Антак Антар Антебень Антей Антенеш Антилка Антиня Антип Антипа Антипка Антпай Антубай Антубан Антува Антуган Анхигит Анчик Аншей Анших Анюха Аня Аоза Апак Апакай чер. Апанас Апаняк Апас Апат Апденей Андрехмен Апзерей Апи Апкирей Апраксин Апрас Апреля Априлка Аптев Аптей чер. Аптек Аптен Аптесь Аптин Аптрегин Аптюк Апхандей Ара Аразай Аразак Аракхадей Арамандай Араман В. К. Магницкий. Алфавит мужских традиционных имен чуваш. 27 Аранда Арандай Арандей Араней Арас Араскан Араскинда Арасла Араслан тат. Араспа Араспай Араспуган Араспулат Арастуган Арахмей Арахмин Арбуз Арбулат Аргай Аргалдей Аргаля Аргандей Аргибей Аргилды Аргинас Ардедень Ардекей Ардемей Ардемен Арденка Ардика Арду Ардуган Ардула Ардух Ардюх Аредень Аредук Аредюк Арезей Арезен Арекки Арекпи Арепдей Арепа Арепхи Аресей Аресель Аретвей Арехим Архемей Арехмен Арехун Арзабай Арзай Арзак Арзакай Арзалдей Арзаман Арзамас Арзаней Арзаняк Арзанат Арзарай Арзеней Арзибяк Арзубай Арзуван Арзук Арзутка Арзыбай Аридик Арис Арише Аришка Арка Арлас Арман Армандай Армекей Армет Арметей Армушка Армяж Арнарс Арня Арсеней Арски Арспак Арсубай Арсутка Арсютка Арталшей Артебей Артеган Артей Артекий Артель Артем Артемгей Артемей Артемен Артемик Артемка Артемон Артемушка Артер Артехмен Артешка Арти Артика Артинка Артугай Артуган Артушка Артюха Артюшка Артя Артяк Аруха Архаля Архан Архандей Арханей Архи Архидей Архиля Архим Архип Архипей Архунка Архут В. К. Магницкий. Алфавит мужских традиционных имен чуваш. 28 Архутка Арчекей Арчемей Аршем Аршика Арызк Арыскав Арюшка Арязак Асбяк Асен Асин Асинка Аска Аскей Аскеней Аскит Аскубай Асметь Аснирон Аспаней Аспась Астрюк Астык Асютка Ася тат. Асянь Асявка (Асяяка?) Атабай Атай Атак Аталык Атамма Атамон Атар Атах Атей Атемей Атенес Атенесь Атех Ати Атибай Атигиш Атик Атика Атим тат. Атип Атирей Атиряк Атишь тат. Аткали Атканчи Аткат Аткей тат. Аткен Аткерь Аткермыш Аткеш Аткирей Атлан Атляс Атмас Атмей Атмикей Атмен Атменей Атмешь Атми Атмурза Атмяк Атнаш чер. Атнашай Атняк Атпыш Атраля Атранай Атремен Атресень Атрехмен Атрехметь Атрецов Атри Атриван Атриска Атрук Атрюсь Атрясь Атубай Атуган Атуда Атула Атухан Атуш Атчей Атчеир Аты Атяк Атям Аух Афанас Афендей Афеней Аферка Аферхат Афон Афонас Афонешь Афонка чер. Афядинка Ахай Ахадер Ахань Ахандей Ахати Ахбулат тат. Ахбыхта Ахбяк Ахван Ахванис Ахвер Ахведенка Ахдулбай Ахер Ахерпи Ахила Ахилка Ахилыч Ахиней Ахиня Ахит Ахкайка Ахкалдыр Ахеней В. К. Магницкий. Алфавит мужских традиционных имен чуваш. 29 Ахкерей Ахкибей Ахкилда Ахкирей Ахкуча Ахлей Ахмай Ахмака Ахмакай Ахман тат. Ахманай Ахмандей Ахмандер Ахманшик Ахманших Ахманей Ахманя Ахмат Ахемет (Ахмемет?) Ахмендей Ахменей Ахмет тат. Ахмола Ахмяк Ахнаш Ахонка Ахпай Ахпарс Ахпарыс Ахперей Ахперен Ахпечей Ахпулат Ахрам Ахрух Ахрял Ахта Ахтай Ахтаман Ахтанай Ахтей Ахтем Ахтемир тат. Ахтеней Ахтенекей Ахтермыш Ахтеряк Ахтибяк Ахтимер Ахтимир Ахтияр Ахтлерди Ахтубай вот. Ахтуган вот. Ахтуда Ахтула Ахтулат Ахтулка (Ак. Мел. стр. 83) Ахтум Ахтюла Ахут Ахчубар Ахчура Ачак Ачамас Ачебай Ачемеш Ачень Аченеля Ачи Ачик Ачикач Ачиметь Ачин Ачитекей Ачитер Ачкай Ачкей Ачкеней Ачкеняш Ачкирей Ачмей Ачми Ачненей Ачубай Ачьсиат Ашей Ашкей Ашлыч Ашмет Ашпарс Аштула Ашутка Ашек Аюк тат. Аюка Аюкен Ают вот. Аюта Аюх Аюха. Б

                      • Анонимно
                        16.01.2017 09:34

                        если у чувашей столько имен только на А , то их миллиард должно быть по численности))

                        • Анонимно
                          16.01.2017 11:00

                          Хочу сказать, что я продемонстрировал как очень много тюркских имен, которые носили и носят чуваши язычники.

                          Большинство их были и , надеюсь, будут у татар , как исконно татарские.
                          И вариантов много.
                          Это целое море красивых и прекрасных тюркских имен!

                          • Анонимно
                            16.01.2017 19:31

                            Все чуваши, которых я знаю (а знаю их немало!), носят фамилии Иванов, Петров, Степанов, Николаев и т.п., т.е. сугубо русские имена и фамилии.

                            • Анонимно
                              17.01.2017 15:50

                              Все татары которых я знаю а знаю я немало носят арабские имена и фамилии.
                              Русские то хоть соседи , рядом живем, а у аробов бедуинов что забыли?

                  • Анонимно
                    16.01.2017 02:05

                    Русская письменность не может быть одновременно чувашской. Чувашская письменность — это чувашская письменность.

            • Анонимно
              16.01.2017 02:03

              Называть волжских болгар предками татар — пошлость. Хотя какая-то доля правды в этом имеется.

      • Анонимно
        14.01.2017 15:19

        А когда русский читает русский текст и видит слово "лук" он что понимает "овощ" или "оружие"?
        А когда слово "свет"? Это источник излучение или земной шар или высшее общество?

        Есть такое понятие контекст! У татар и у казахов он общий, во многом схож с турками и азербайджанцами.
        Мировой алфавит латиница! Китайцы даже адаптируют под него свой язык.
        Турецкая латиница с небольшими добавками оптимальна и перспективна для татар.

        • Анонимно
          15.01.2017 02:32

          Английская латиница с 26 буквами оптимальна для татарского языка, нужно только выбрать соответствующую технологию письма. Комбинациями букв можно передавать любые звуки татарского языка и писать без проблем произвольные татарские тексты на любом компьютере.

          • Анонимно
            15.01.2017 10:43

            Французский очень близок к татарскому произношению. Там есть буквы ө, ү , ә, ң

      • Анонимно
        14.01.2017 15:55

        Для этого нужно иметь желание и научное сотрудничество татар и казахов. Оба народа перешли на кириллицу одновременно. Ради эффективного развития языка можно было договориться использовать: каш- бровь, кач- прячься (убегай). Но это сотрудничество может являться только результатом выработанной идеологии и политики татарской и казахской нации. Трагедия в том, что такая идеология и политика в РТ, системно не разрабатывается. В условиях.

      • Анонимно
        15.01.2017 10:42

        Неужели казак скажет "каш", а не "кач"?(Убегай, прячься)

      • Анонимно
        16.01.2017 09:12

        И в татарском и в казахском языке есть слова с одинаковым звучанием, но разным значением, все зависит от того в каком контексте они произносятся.

      • Анонимно
        16.01.2017 22:58

        /Вот Вам один только пример, в татарском языке есть слово "каш", означает "бровь", в казахском языке тоже есть слово "каш", означает оно "убегать"./
        Простой ответ - контекст. А так же знание диалектов, широкий взгляд, шире только своего диалекта.

    • Анонимно
      14.01.2017 13:32

      а еще есть булгарские руны, может их возродим?

      • Анонимно
        14.01.2017 14:08

        Израильтяне возродили язык и письменность,через 2000 лет.Иврит называется.Надо будет,Татары татарские пирамиды отстроят,незачем.

        • Анонимно
          14.01.2017 15:06

          мы его не теряли чтобы с нуля возрождать

          • Анонимно
            14.01.2017 15:53

            Израильтяне тоже не немые были. И писали на разных чужих алфавитах.
            Все равно к своему пришли.

            • Анонимно
              14.01.2017 16:04

              они говорили кто на идише кто на русском кто на польском, кто на грузинском кто на арабском и тд.
              иврит язык книг и созданный на основе семитских живых.

              • Анонимно
                19.01.2017 18:54

                Иврит существовал в виде сакрального языка. Не только в письменном виде, но и устном (частично).

    • Анонимно
      16.01.2017 22:53

      /Зачем нам кирилица латиница и арабица? Они же все чужие, не наши алфавиты.
      Может обьеденить усилия всех тюркских стран и создать свой тюркский алфавит?/
      Латиницу Древнему Риму дали Этруски, у которых был тюркский компонент, сама латиница похожа на тюркские руны, поэтому здесь есть определённое культурное родство.

  • Анонимно
    14.01.2017 12:24

    Таки да. Нефть нас действительно утопила.

    • Анонимно
      14.01.2017 12:41

      Из за нефти потеряли авиацию, Сантехприбор, Хитон, завод Газапарат, Холод, Эвм, Пишмаш,теряется вертолетостроение, Спартак. Когда остановимся?

      • Анонимно
        14.01.2017 13:00


        мы уже второе поколение здоровых, добрых, умных,трудолюбивых детей теряем, а Вы тут про Хитон...

      • Анонимно
        14.01.2017 13:32

        Я думаю мы потеряли это не из за нефти. Заедте куда нибудь в соседнюю Кировскую область или Марий Эл.

        • Анонимно
          14.01.2017 18:56

          Конечно, не из-за нефти потеряли.
          Конкретно перечисленные заводы (еще "Серп и Молот" стоит туда же включить) потеряли из-за человека с замком по Франции.

          • Анонимно
            14.01.2017 20:13

            Так не продавали бы! Еще скажите, что Семину продали успешный завод СиМ. На момент продажи это уже были только стены.

            • Анонимно
              15.01.2017 22:40

              Видимо, Вы достаточно юны и просто не помните.
              Семин был председателем Комитета Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, занимался банкротством и продажей предприятий.
              Самому себе, ага.

      • Анонимно
        14.01.2017 18:31

        Но приобрели олигархов!

  • Анонимно
    14.01.2017 12:27

    Насчет создания нового алфавита типичная маниловщина, человека далекого от практичскоой жизни и подающего советы с дивана. Хоть книжки бы почитали, сколько в нашей истории было таких маниловых. Алфавит, консервативен, в хороем понимании этого слова, попробйте в английсом произнести слово как оно читается? И ничего живут себе англичане без этих хлестаковско -маниловских ноу - хау или новаций тож.

  • Анонимно
    14.01.2017 12:41

    11.57. Почитайте книги, сколько раз меняли алфавит и ни к чему хорошему это не приводило, и вы еще тут встреваете со своими неграмотными предложениями.Думаю, что к счастью ,никто на них не отреагирует, из власть имущх, а стебуны и фейкманы порезвятся. У нас нормалный афаввит существующий более 70 лет, на нем изданы тысячи книг и не надо очередным реформунам лезть в это дело .

    • Анонимно
      14.01.2017 13:32

      Вы правы. В Узбекистане ушедший лидер признал преждевременность и ошибочность принятия латиницы. Впервые за догие годы Новый Президент поздравил с Новым Годом и на русском языке

      • Анонимно
        14.01.2017 15:53

        "В Узбекистане ушедший лидер признал преждевременность и ошибочность принятия латиницы".
        Правда человеку, окончившему школу в современном узбекистане и ташкентский пед это неизвестно.
        Можно этот бред не писать тут?это серьезное издание, а не бульварная газетенка.

  • Анонимно
    14.01.2017 13:01

    нормальной нефти в татарии всё меньше и меньше , сейчас в основном вязкая плохо извлекаемая требующая переработки. а значит и дорогая нефть. поэтому правильно Казань плотно с Москвой работает над быстрым развитием переработки.

  • Анонимно
    14.01.2017 13:04

    Дошел до места про упущенные возможности, про хана Узбека и Ленина. Стало противно. Дальше не хочу читать.
    Скажу мягко. Хакимов-не мудрец. Это ему не дано.

    • Анонимно
      14.01.2017 15:02

      Ну таК добро пожаловать на 1 ый канал на ОЛИВЬЕ ШОУ!!!

      • Анонимно
        14.01.2017 15:33

        Лучше чем ТНВ

        • Анонимно
          14.01.2017 16:06

          Для кого лучше? Смогли же татары радио Тартип создать, значит смогут и ТВ-канал похожий сделать Вопрос- кто и когда?

          • Анонимно
            14.01.2017 17:37

            главный вопрос- для кого ?

          • Анонимно
            14.01.2017 17:44

            кто его слушает аулда из молодежи))

          • Анонимно
            14.01.2017 18:17

            тарпит создали не татары. а один конкретный бизнесмен.

            • Анонимно
              15.01.2017 12:01

              так этот бизнесмен татарин вообще-то. И себя от татарского народа не отделяет.

          • Анонимно
            14.01.2017 20:15

            Сколько у такого канала будет аудитории и выживет ли он без бюджетных денег? А бюджетные хватит на это пускать. И так уже кучу ненужных газет финансируют, их читают 2 бабушки.

            • Анонимно
              14.01.2017 22:51

              а мы уважаем своих старших и будем выпускать еще больше и больше.
              татары вносят в бюджет республики больше денег, чем все другие нации, хотя бы только потому что пропорциональнонас больше.
              так что не переживай как бы распределяем свою долю бюджета

  • Анонимно
    14.01.2017 13:18

    Все верно у нас нормальный алфавит, который отражает 70 лет жизни нашего народа, его историю, опыт, труды! Однако все забыли что у нашего народа есть еще более 1000 летний опыт, история и труды на арабской письменности, который сегодня могут изучить и понять пару-тройку человек из несколько десятков миллионов татар. Поменяем еще раз, вообще все потеряем. Тут выбор прост, возврат на арабицу или оставить все как есть - мое мнение...

    • Анонимно
      14.01.2017 13:28

      Почему вы закиклились на арабах? Почему отрицаете татарское и кланяетесь арабам?

      • Анонимно
        14.01.2017 22:52

        что конкретно отрицается татарского людьми которые считают ислам неотъемленной частью татар?
        только без демагогоии а конкретно

    • Анонимно
      14.01.2017 13:31

      поддерживаю! мысль правильно изложена

    • Анонимно
      14.01.2017 17:08

      Согласен, нужно оставить алфавит на кириллице.
      Но мы не должны предать забвению написанные в течении 1000 лет труды на татарском языке записанные арабицей, если они сохранились. РТ нужно поставить задачу хотя бы каталогизировать их, а в конечном итоге представлять, что там написано. Если такая задача будет поставлена, то потребуется готовить специалистов чтения старо-татарского языка записанного арабицей. И эта работа тогда становиться элементом идеологии и политики РТ.

    • Анонимно
      14.01.2017 20:18

      Про десятки миллионов татар неплохо загнули. Один десяток набрался бы по всему миру. Да из этого десятка еще выделите тех, кому все равно - останутся неравнодушные, которых будет слишком мало для перехода части России на другую письменность.

  • Анонимно
    14.01.2017 13:22

    13.04. Конечно у истории нет сослагательного наклонения, но не вижу ничего плохого в том, что Хакимов, как политолог пишет о варантах которые могли быть. Скоро 100 лет Октября, почитаете сколько будет таких вариантв в работах по истории, философии и политологии..

  • Рустем
    14.01.2017 13:31

    Мне не совсем понятно, каким образом кириллица, у которой 33 буквы хуже, чем латиница с её 27-ю буквами? О каких выпавших буквах идёт речь?

    • Анонимно
      14.01.2017 13:38

      часто пишу по-татарски на латинице - ничем не лучше, чем писать по-татарски на кириллице

    • Анонимно
      14.01.2017 13:52

      в татарской латинице 34 буквы, не путайте с простой латиницей.
      A a Ä ä B b C c Ç ç D d E e F f
      G g Ğ ğ H h I ı İ i J j K k Q q
      L l M m N n Ñ ñ O o Ö ö P p R r
      S s Ş ş T t U u Ü ü V v W w X x
      Y y Z z
      В татарской кириллице не хватает букв, соответствующим звукам q, ğ, w - они учтены в латинице. Например, сәгать на латинице säğät, гомер - ğömer , гадәт - ğädät , гаскәр - ğäskär, вакыт - waqıt, шөгыль - şöğel , тәнкыйть - tänqit - полный сингармонизм в написании!

      иногда вместо ä используют латинское ә, но ее нет во многих шрифтах, буквы с точками есть во всех шрифтах, их даже понимают все системные приложения операционных систем, чего не скажешь о кирилице.

      • Анонимно
        14.01.2017 17:46

        Ь,Ы,КЫ-нет в твоей латинице

        • Анонимно
          14.01.2017 21:46

          это официальная латиница: ı - ы, кы - qı , мягкий знак упраздняется, мягкая гласная смягчает последующую согласную.

    • Анонимно
      14.01.2017 13:58

      Рустем, почитайте книгу Дмитрия Петрова про языки. Там он пишет про латиницу в казахском языке, но сказанное им справедливо и для татарского языка. И не забывайте, что латиницу в татарский язык толкают политики и прислуживающие им филологи. Их главный аргумент - это интерференция с русским языком. Но этои аргумент легко опровергается странами Европы. НЕМЦЫ спокойно учат английский язык на тех же самых латинских буквах и судя по тотому, что большинство немцев знает английский язык, проблем с интерференцией у них нет. Этих проблем нет даже у французов люто ненавидящих английский язык

      • Fandas Safiullin
        14.01.2017 18:49

        И у татар не происходит интерференции с английским или с другими школьными иностранными языками.

        Объясните, пожалуйста, такой, странный на первый взгляд, факт.
        Татарам, окончившим русскую школу (без татарского языка), не дается чтение и понимание текста на татарском языке на той же кириллице. Овладение ими чтением на родном языке — это почти как изучение родного языка заново.
        Можете проверить на своих знакомых и убедиться.
        Почему так происходит?

        • Анонимно
          14.01.2017 19:09

          Потомучто кирилица не родная. Как и арабица с латиницей.

        • Анонимно
          14.01.2017 19:51

          Любой абсолютно человек, умеющий разговаривать, но не умеющий читать, должен приложить усилия, чтобы научиться читать (хоть немец на немецком, хоть француз на французском и т.д.), т.к. чередование букв на письме не всегда соответствует произношению (особенно в английском чувствуется).
          Тут дело не в латинице или кириллице, а в самом навыке чтения, который надо приобретать всегда, хоть родной это язык, хоть нет.

      • Анонимно
        15.01.2017 02:48

        \\Их главный аргумент - это интерференция с русским языком. Но этои аргумент легко опровергается странами Европы. НЕМЦЫ спокойно учат английский язык на тех же самых латинских буквах и судя по тотому, что большинство немцев знает английский язык, проблем с интерференцией у них нет. Этих проблем нет даже у французов люто ненавидящих английский язык\\ - Вы передергиваете, ни немцы, ни французы не живут в англоязычной среде, чтобы происходила интерференция. А татары вынуждены жить в русскоязычной среде, которая сильно влияет на татарский язык и фактически деформирует его. Опыт СССР показывает, что меньше всего поддались процессам ассимиляции народы, сохранившие алфавит, отличный от кириллицы: армяне, грузины, литовцы, латыши, эстонцы. И собственный опыт татар, сохранявших арабскую графику своей письменности на протяжении почти 400 лет, показывает, что особая (отдельная) знаковая идентичность национальной письменности служит одним из механизмов противостояния процессам ассимиляции.

      • Анонимно
        16.01.2017 02:15

        Интерференции нет, потому что немецко-французское двуязычие и даже немецко-английское двуязычие нетотальные. Роль английского языка для немцев и роль русского языка для татар — ЭТО СОВЕРШЕННО НЕСОПОСТАВИМЫЕ ВЕЩИ.

  • Анонимно
    14.01.2017 13:40

    Главная проблема татарской латиницы - это неудобная буква ы в виде палки, которая сливается с l, рядом с r превращается в n, очень неудобную букву придумали турки, зачем ее у них заимствовали? тем более татарский ы скорей ближе к э, могли бы широкий латинский знак взять , например æ, он входит в европейскую латиницу и без диакритики.

  • Анонимно
    14.01.2017 13:45

    Соглашусь с Буре. Прав он.

  • Анонимно
    14.01.2017 13:59

    Опять вокруг да около! Как всегда!
    Татарский алфавит-приспособлен мишарскому наречию, поэтому казанцы должны о твердых г, к, мягком " в" лишь догадываться!!!! У мишар все буквы как у русских произносятся. Поэтому когда русскоязычный пытается говорить по татарский, у него получается немножко мишарский говор!
    Так что корень проблемы в том, что хотят казанский( нугайский) говор (язык, народ) пытаются скрестиь с мишарским говорм( народом) и создать большой татарский , где мишары были бы предводителями так как себя они взамнили сливками татар!!!!

    • Анонимно
      14.01.2017 15:04

      уважаемый ты прокаких мишар тут сказки рассказываешь. нет такого языка мишарского, мы все татары. нижгары, Ульяновские, Чистайские, уфимские, они все мишаре, и особенности говора на татарском у них у всех разные.
      кто-то ц-кает кто-то ч-кает и тд. говорю это как человек имеющий родственников среди всех групп мишарей.
      а искусственное разделение татар на казанских и мишарей на руку только врагам татар

      • Анонимно
        16.01.2017 09:12

        Между тем булгары — это современные мишары. В VII веке нашей эры в Болгар стали наведываться арабские путешественники. В их источниках написано, что на берегах Волги и Камы живут машары и они говорят на тюркском языке. Машары — это и есть мишары. Некоторые ученые пишут, что якобы мишары жили на юге от Москвы в Мещерской низменности, а потом переехали в район Болгар. Это все неправильно. Самое интересное и печальное, что арабские источники были впервые прочитаны французским ученым Дефремери (Шарль Франсуа Дефремери (1822-1883) — французский востоковед — прим. ред.). Он никогда у нас не был, ничего не видел, не знал о мишарах. Знал лишь о венграх-мадьярах, или мажарах. Из этого он делает ложный вывод, что это один народ. Якобы мажары жили вдоль Волги и Камы, а о том, что они разговаривали на тюркском языке, ни слова.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/324501

      • Анонимно
        16.01.2017 09:14

        Большинство старых русских дворянских фамилий с татарскими корнями, которых известно около 500, также мишарские. Выражаясь современно, я бы назвал мишар "более продвинутыми", чем остальные татары. Они очень быстро приспосабливаются к внешней среде, очень энергичны и предприимчивы. Мишары не отказывались идти на службу к русским царям - они составляют большую группу "служилых татар", куда кроме них также входят кряшены, нагайбаки и тептяры. Однако, в отличие от них, они редко принимали православие, предпочитая служить русскому престолу, не меняя религии.

        Подробности: https://regnum.ru/news/1231225.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

      • Анонимно
        16.01.2017 23:08

        /уважаемый ты прокаких мишар тут сказки рассказываешь./
        Мишары это такой подпроект большого спецпроекта по разделению татаркого народа. Сливками себя все считают с самомнением которые. Среди казанских татар таких не меньше, чем среди остальных.

        • Анонимно
          16.01.2017 23:45

          Еще недавно нас перекармливали т.н. "тенгрианством", видимо, методичка переменилась, теперь усиленно педалируют тему "мишарства".

        • Анонимно
          17.01.2017 14:13

          23 08 Это как ты называешь ;сказки: научный труд АКАДЕМИКА Мирфатых Закиева. У него в отличии от ВАС не пустая болтовня.А научно-документированная работа.Ты хотя БЫ на ссылку посмотрел .Если есть. грамота.чуть -чуть.

  • Анонимно
    14.01.2017 14:07

    Сегодня для казанцев актуальнее стать малым, но гордым народом!!!
    Мишары, кряшены уже определяются в народность, очередь за типтярами!!!!
    Нет такого народа татары- это на самом деле то же самое , что и советский народ и россиян не!!!
    100лет назад если помните Азербайджан, узбеков, казахов, киргиз, даже горцев Кавказа татарами звали в России и где они теперь??? Вот то то!! Просто когда очередь до нас дошла- мишары опомнились, что же истории остаются, потому что в Мещеры никогда ГОСУДАРСТВА не было , были феодальные беляки-территории. И не дали появиться казанскому народу , тептярам( мензелинцы, актанышцы, азнакаевцы)....кряшеням....

    • Анонимно
      14.01.2017 15:05

      так И русским пора разделиться на половцев, вятичей древлян, на истинных киевских словян и тд.

  • Анонимно
    14.01.2017 14:15

    оставьте в покое народ со своими реформами уже!СКОЛЬКО МОЖНО ПИЛИТЬ ЕГО НЕРВЫ и...-БЮДЖЕТ?!)).Завтра придет другой Хакимов..,и скажет ,что первый не прав и давай на фарси))),А после завтра третий скажет на руны...Что дало строительство Кул-шарифа простым людишкам?--НИЧЕГО,КРОМЕ ОТНЯТОЙ ЗАРПЛАТЫ!!!Красиво рассуждать..,да только все денешки ОТНИМАЮТ НА ВАШИ ФАНТАЗИИ КАЗАНСКИЕ..--- У НАРОДА!!!

    • Анонимно
      14.01.2017 15:55

      в москву пож-ста свой опус, там храмов за миллиарды, ремонты тверской (где за всю жизнь не побывает даже 5% россиян) за 22 млрд (официальная цифра), стадионов питерских за 40 мпдр рублей и тд там на 2 порядка больше.

      • Анонимно
        14.01.2017 16:18

        я вообще-то о районах.ИЛЬ ТЫ НЕ ВЪЕХАЛ?))

        • Анонимно
          14.01.2017 16:30

          конкретно для моего татарского народа, это необходимо, нужно постоянно тратить определенную сумму для татарского языка, культуры, нашей религии ислам, слишком долго, почти 5 веков нам затыкали рты и чинили препоны.

          а про то что лучше потратить на дороги, школы больницы, пенсионерам раздать, тебе на карточку скинуть, про районы (я реально не понял про что ты и тратить на это времени нет желания) - все эти возгласы оставь при себе, они мне неинтересны, или адресуй в москву.

          для повышения твоей образованности: фарси это язык, а не алфавит. Персы пишут арабскими буквами

          • Анонимно
            14.01.2017 17:49

            Как ты хорошо устроился!ЗА НАШИ НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ НАМ РАБОТАТЬ НЕ ХОЧЕШЬ!У меня дорога не чищена,скорая абикам заехать не может,а ты СУЕШЬ ЭТУ ЕРУНДУ???--ТЬФУ!--СПУСТИСЬ К НАРОДУ!

            • Анонимно
              14.01.2017 18:33

              Радетель за абик, научись грамотно излагать мысли, а лучше возьми лопату и почисти.
              Я не могу найти смысл слов:
              "За наши народные деньги нам работать не хочешь!".

              Считаешь народные деньги, но не считаешь, что татары- большая часть народа Республики, который не скот, который не только желудком и удовольствиями живет.

              В Москву тебе, радетель, чистые дороги и хорошая жизнь твоя, ушла на гарнитные плиты Тверской и Арбата, на стадион Крестовский, на зарплату Сечина и тд.
              А не те мелкие гроши, которые идут на возрождение татарской нации.

  • Анонимно
    14.01.2017 14:17

    Сколько всяких невежд крутится тут.
    Все имена , которые присущи арабам, присущи и татарам.
    Первичны оба, т.е. они изначально были и татарскими, и арабскими.

    • Анонимно
      14.01.2017 15:08

      что за чушь вы тут написали? а до принятия ислама у татар не было имен?

      • Анонимно
        14.01.2017 15:25

        Соглсен чушь)))
        До арабов татар не было?
        Манкурты.

      • Анонимно
        14.01.2017 15:38

        кто -то запрещает тебе назвать детей татарскими именами? чисто тюрскими?
        а выкидывать более чем 1000 летнюю историю своего народа, которая немыслими без ислама это не чушь?
        кто-то нибудь будет спорить что татар сохранились как "вид" под 500 летним прессом только благодаря исламу?

        • Анонимно
          14.01.2017 19:33

          //кто-то нибудь будет спорить что татар сохранились как "вид" под 500 летним прессом только благодаря исламу?//

          А более древние чуваши благодаря чему сохранились?

          • Анонимно
            14.01.2017 20:48

            более "древние" чуваши?
            во первых, более древнее чем кто?
            чуваши и татары - как два брата близнеца, от одного булгарского отца и матери, они погодки.
            во-вторых, более "древние чуваши" в своей родной республике теряют свой родной язык на порядок быстрее татар, живут с кровью навязанной религией (чуваши тоже не с песней становились христианами, а татары добровольно и осознанно стали мусульманами).
            в-третьих, чувашей на в 4 раза меньше татар, а динамика руссификации у них выше, так что такими темпами более древнего народа скоро не станет.



            в пятых, более древние чуваши не имели опыта государственности, нет опыта, последний был мусульманская волжская булгария, которая добровольно их отпустила.
            а поэтому чуваши находясь в лесах, без амбиций фактически, не попадали под горячиую руку россии, поэтому и существют поныне.

            • Анонимно
              14.01.2017 21:15

              У чуваш своя республика. Не хуже чем у татар.
              Если бы не прищельцы кочевники разрушители сохранилось бы и свое государство Булгария. 90 процентов чуваш разговаривают на чувашском языке. У татар сколько? 30-40?
              Выше вами же написано что Узбек ваш 70 процентов татар уничтожил при принятии ислама.

              • Анонимно
                14.01.2017 21:30

                Ну как на смешные вещи отвечать, скажи на милость) из хорошей республики правда эмигрирует в плохую, Татарстан, например.
                статистику ведь не обманешь было 890 тыс чувашей стало 815 тыс -почти 9% за 8 лет.
                свое государство булгария - это и татарское в том числе, даже в больше степени, так оно было исламским, то есть чуваши к нему имеют отношение постолько, поскольку.
                ты с каждым из 90% чувашей пообщался?? про деревни не знаю, в чебоксарах чувашской речи не слышал.
                про хана узбека, скорей всего писал ты) на твой бред там ответили с аргументами.
                "Выше вами же написано что Узбек ваш 70 процентов татар уничтожил при принятии ислама." на заборах тоже пишут)

                • Анонимно
                  15.01.2017 00:29

                  Я в Казани татарской речи вообще не слышу.
                  В Чебоксарах почти все на чувшском(булгарском) говорят

                  • Анонимно
                    16.01.2017 16:00

                    В Чебоксарах, в отличие от Казани, всё ещё велик процент людей, которые не порвали с деревней.

              • Анонимно
                14.01.2017 21:36

                чуваши живут неплохо, но пол канаша чувашского едят с утра на работу в зеленодольск и казань на электричке, а не наоборот.
                а также марийский волжск, удмурсткий грахово алнаш едут в челны и елабугу

                • Анонимно
                  14.01.2017 22:15

                  Зато триллионных долгов нет)))

                  • Анонимно
                    14.01.2017 22:35

                    вспоминается внешний долг сша, только региональный уровень.
                    посмотри список стран по внешнему долгу, ты увидешь, что у стран третьего мира низкий внешний долг и дефицит бюджета.
                    банковская система очень умная, она не дает кредиты бомжам, а среднему классу и высшему. то же самое и с регионами и странами.
                    для справки, у Татарстана не триллионные долги а 1,5 млрд долларов долгов или 95 млрд рублей.

                    • Анонимно
                      14.01.2017 22:42

                      у известного бизнесмена, а сейчас президента сша есть книга "Never Give Up", я прочел ее, когда еще 90% населения не знали, кто такой трамп, но не суть.
                      так вот там трамп пишет о тех временах начало 90х, когда он был в миллиардных долгах, прогуливался по нью-йорку увидел бомжа, так вот баланс бомжа был пару долларов, но плюс, а у трампа отрицательный баланс причем много миллиардный.

                      так вот вывод:
                      где сейчас тот бомж, а где трамп

                      • Анонимно
                        16.01.2017 23:22

                        /...а где трамп/
                        Трамп предводитель неопределённости.

                    • Анонимно
                      16.01.2017 23:20

                      /у Татарстана не триллионные долги а 1,5 млрд долларов долгов или 95 млрд рублей./
                      Один долларовый миллиардер может оплатить такие долги республики.

                • Анонимно
                  14.01.2017 22:16

                  Чуваш 1.7 млн. Третья нация в России

                  • Анонимно
                    14.01.2017 22:38

                    в наше время, когда любую ложь можно проверить, врать как-то неприлично.
                    официальные данные переписи 2010: 3 нация украинцы - 3 млн почти, 4я нация башкиры - 1,67 млн,
                    5я чуваши - 1,66 млн, причем по сравнению с 2002 годом отрицательная убыль на 12%

                  • Анонимно
                    15.01.2017 02:53

                    Украинцы в России третья нация, их 4 миллиона.

                    • Анонимно
                      16.01.2017 02:18

                      Украинцы в России — не нация, а национальное меньшинство.

                    • Буре
                      16.01.2017 08:52

                      Украинцы не коренной народ в России. В башкиры 400 т татар и чуваш записали при переписи.
                      Так что все правильно. Чуваши на третьем месте среди российских народов.

              • Анонимно
                14.01.2017 22:33

                вы уверены, что мысл о том, что чуваши не потомки хазар, а булгар, не была внедрена извне?

                • Анонимно
                  15.01.2017 12:09

                  Они хотят быть булгарами, причем единолично. Хотя факты указывают, современные казанские татары прямые потомки булгар.

                  • Анонимно
                    15.01.2017 13:41

                    Булгария на 85% состояла из чувашей, и на 15% из мишарей. Об этом говорят языки эпитафий на булгарских кладбищах.

                    Казанские татары к Булгарии никакого отношения не имеют.

                    • Анонимно
                      15.01.2017 16:18

                      Булгария это языческие народы удмурты, марийцы, чуваши, мокша, эрзя и тюрки, тк они были между Иудейской Хазарией и Христианской Русью, как между молотом и наковальней, их правители приняли мусульманство что бы заручится поддержкой Халифата.

                      • Анонимно
                        15.01.2017 19:39

                        Ни марийцев ни мордвы ни тем более удмуртов в Булгарии не было. Они жили и живут на своих территориях.Булгария тюркское государство.

          • Анонимно
            16.01.2017 23:17

            /А более древние чуваши благодаря чему сохранились?/
            Один французский путешественник написал, что чуваши смирные.

            • Анонимно
              16.01.2017 23:48

              Более чем! А татары очень шебутные, надо признать. Никто с ними в этом не сравнится.

    • Анонимно
      14.01.2017 19:41

      Как жаль, что арабы об этом не знают

  • ДОЛОЙ АНОНИМНЫХ КОММЕНТАТОРОВ !!!

    • Анонимно
      14.01.2017 14:30

      сначала сам оригинал предъяви из паспорта,а не фотку с интернета))

    • Анонимно
      14.01.2017 14:31

      долой анонимов с чужими фамилиями и аватарами!

    • Анонимно
      14.01.2017 17:25

      Считаю большим достоинством БО- допуск анонимных комментаторов. В условиях сохранения и опасения элементов авторитарности и репрессивности государства анонимность дает возможность большинству высказаться о проблемах. Модератор должен отсеивать в комментариях мат, личные и национальные оскорбления и не должен отсеивать комментарии, не совпадающие с его личным мнением.

  • Анонимно
    14.01.2017 14:46

    Как быуд то бы нет других проблем кроме алфавита. Помню , читал очерк о Урманче, которы в числе многих видных представителей культуры подписал петицию Сталину, против перехода на латиницу. Это была трагедия, потом за сопотвление латинице многие лишились работы, публично каялись в печати и на собраниях, кое кого и посадили, такая вот была филология. А, латиница которую навязали, через 12 лет ушла в небытие и более 75 лет пользуемся кириллицей. Правда в 90 х нацики, снова заговорили о латинице, но это было сотрясенип воздухов. ТАК, ЧТО НЕ НАДО ЧЕСАТЬ ТАМ ГДЕ НЕ ЧЕШЕТЬСЯ,как советовал еще Черномырдин, есть гораздо более важные дела, чем очереное изобретение, нового алфавита.

    • Анонимно
      14.01.2017 15:24

      читатель очерков, Урманче был против перехода на латиницу, не потому что он обожал кириллицу, т.к. переходили с арабского алфавита, а потому что он хотел чтобы татары сами решали каким им алфавитам пользоваться.

      Не знаю татарин ты ли нет, но судя потому, как ты называешь охапкой всех людей, кому не была безразлична судьба татар и республики в 90х годах, (а среди них были разные люди), тебе до татарина далеко.

      так вот не тебе решать, как нам татарам писать, и что для для первостепенно а что второстпенно

      • Анонимно
        14.01.2017 18:56

        15.24. А кто тебе, кроме собственной мании величия, дал право упрекать несогласных от имени всех татар? По крайней мере так звучит твой фейк нам татарам. А вот нам татарам, прибегаю к твоему выражению, крайне неприятно, что от нашего имени вещает безграмотный человек, не только очерков но и комментом, кроме своих, или не нравящхся ему ввиду недостатка образвания, не читающий

  • Анонимно
    14.01.2017 15:49

    В юности знал Баки ага Урманче, он рассказывал какие гонения в конце двадцатых годов начались на противников латыни, подписавших печально знаменитое обращение к Сталину с просьбой не вводить латиницу . Говорил, что мнгие книги на арабском алфавите в библиотеках, сжигали, погили многие редкие издания. Его посадили, в числе обвинений ,по его словам, было сопротивлпние введению алфавита мировой революции латиницы,так ее именочалиь, добавили к этому обязательную для выступавших проив нового алфавита султангалиавщину.Человек после освобождения был вынужден уехать , работал в Казахстане и Узбекистане, вернулся в Казань, после постановления 20- го съеда партии и считал, что еще дешево отделался за сопротивление латинице.

  • Анонимно
    14.01.2017 19:13

    Татары не были исламизированы до хана Узбека. Мифы о исламизированной Волжской Пулхарии , где жили чуваше-угро-финны - это мифы,булгаре были язычниками

    • Анонимно
      14.01.2017 20:51

      конечно, твое мнение на порядок авторитетнее, чем ибн фадлан, маржани, чем историк ключевский и карамзин.
      приму к сведению.
      интересно а кто исламизировал хана узбека? если он монтгол, кругом тенгрианцы и ящычники

    • Анонимно
      14.01.2017 20:53

      только вот находят камни и надгробия 10 века (а радиоуглеродный анализ никто не отменял), а они, к твоему сожалению, написаны арабскими буква на булгарском наречии.

      • Анонимно
        14.01.2017 21:17

        Булгарское наречие это чувашский)))

        • Анонимно
          14.01.2017 21:33

          а кто-то спорит??? что чуваши и татары говорили на булгарском наречии, только булгары в лесу, а татары в городах волжской булгарии, потом в татарский язык добавились арабские слова, фарсизму, другие кыпчаские и огузские наречия.

          ___

          то есть ты хотел поймать меня про булгарское наречие, а сам деликатно пропустил, что надписи на арабском?
          булгары мусульмане все таки? или просто им нравилось писать арабскими буква, и добавлять везде "Бисмилляхи рахмани рахим"

          • Анонимно
            15.01.2017 13:43

            //надписи на арабском?//

            Нет, надписи на чувашском языке, только арабским шрифтом.

          • Анонимно
            16.01.2017 21:13

            Чувашский и татарский языки — они совершенно разные. Они оба не могут являться наречиями одного единого булгарского наречия.

            • Анонимно
              17.01.2017 15:46

              Чувашский-булгарский, татарский-кипчакский.
              Разные.

        • Анонимно
          14.01.2017 21:44

          развивай мысль))) дальше ты справишься) так где те булгары, которые были мусульманами??
          может в казани? и зовутся татарами

          • Анонимно
            19.01.2017 14:32

            Судьба тех булгар, которые были мусульманами, сложилась, скорей всего по разному.
            Некотороые стали удмуртами (бессермяне Глазовской округи). Некоторые отошли от мусульманства. И так далее.

        • Анонимно
          14.01.2017 21:51

          значит предки чувашей были мусульманами?)

          • Анонимно
            14.01.2017 23:23

            А чего здесь такого? В чём подвох?

            • Анонимно
              15.01.2017 12:48

              читай внимательно кому адресован комментарий, сверху "эксперты" утверждают, что булгары не были мусульманами

              • Буре
                15.01.2017 13:49

                Что Ибн Фадлан не был в Булгарии это факт доказанный.

                • Анонимно
                  15.01.2017 14:17

                  Ибн Фадлана,вообщем ты не встретил в Булгарии.Потому он не был?Ну,волчара, ты из космоса?

                  • Буре
                    15.01.2017 14:27

                    Якута почитай.

                  • Анонимно
                    15.01.2017 14:52

                    Рукопись Фадлана обнаружил и впервые опубликовал за рубежом Заки Валиди. Как о политике, создателе Башкирии, споры о нем идут до сих пор, но ученым тюркологом он был мироого уровня, мемориальный бюст или доска ему, установлена в Питере. Валиди до публикации тщательно изучил источники того времени и пришел к выводу что Фадлан был в наших краях и пишет правду, некоторые бытовые детали которой, неприятны башкирам и русским.

              • Анонимно
                16.01.2017 02:20

                А вы своими собственными глазами видели булгар-мусульман?

          • Анонимно
            15.01.2017 10:24

            Предки татар были католиками?))) Если писали на латинице?)))
            Сейчас татары православные?))) Если пишут на кирилице?)))
            Развивай мысль)
            Ты справишся)))

            • Анонимно
              15.01.2017 12:47

              софизмами занимайся у себя в колхозе. а логика она и в Африке логика, латиница и кириллица пришли татарам недавно и до сих пор существуют исторические доказательства того, что переход к этим алфавитам произошел насильственно, татар заставили.

              а то что булгары писали арабскими буквами есть только одно объяснение они были мусульманами ( есть этому исторические доказательства), а доказательства того, что их арабы насильственно заставили принять алфавит - нет

              • Анонимно
                15.01.2017 13:51

                Нет логики в ваших словах. Совсем)))

              • Анонимно
                15.01.2017 13:53

                Что не вписывается в вашу логику это значит русские заставили))))))
                Логично .

              • Анонимно
                15.01.2017 13:53

                //то что булгары писали арабскими буквами есть только одно объяснение они были мусульманами//

                Вообще-то, миллионы арабов-христиан тоже пишут на арабском языке, а не латиницей. И от этого они не становятся мусульманами.

            • Анонимно
              15.01.2017 13:01

              Всё верно.Через графику написания,есть влияние на этнос.Русь завоевали христианством и чуждой графикой письменности.Если в племенах жрец,являлся хранителем традиций племени,когда есть письменность и церковь,то жрецов уничтожали.Мешали управлять племенами.Армяне и Грузины не меняли свою письменность 6 тысячи лет.Они и сохранились.У Татар всё было уничтожено и богатства вывезены.Пиотровский подтвердит.

              • Анонимно
                15.01.2017 15:23

                //Армяне и Грузины не меняли свою письменность 6 тысячи лет.Они и сохранились//

                Вы придумали и повторяете теорию которая никак не подтверждается на практике. И почему вы зациклились на грузинах и армянах?
                Соседние азербайджанцы три или четыре раза поменяли свою письменность - но от этого тоже никуда не исчезли.
                И казахи с узбеками много раз меняли письменность, но живут как и жили.

                А вот разные цивилизации майя и шумеры и т.д., которые пользовались испокон веков своими иероглифами и клинописью - исчезли в истории.

            • Анонимно
              19.01.2017 14:33

              Не смешно.

          • Анонимно
            15.01.2017 13:51

            //значит предки чувашей были мусульманами?//

            Процесс принятия ислама был не одномоментный, а продолжительный во времени. Сначала элита государства приняла ислам - а потом постепенно остальное население. Вопрос только - кто был в этот момент элитой в государстве: "мишары" или "чуваши". Судя по тому, что приняли ислам лишь мишары, значит в тот момент в Булгарии правителем был "мишарин". "Чуваши" не стали принимать ислам, хотя арабским шрифтом, как и правитель, они пользовались.

            • Анонимно
              16.01.2017 02:23

              Мишари — основатели Волжской Болгарии. Это — новое слово в науке. :-)

            • Анонимно
              16.01.2017 23:55

              Как можно писать арабскими буквами, если ты не практикуешь Ислам? Ведь в те времена чтению и письму обучали только в религиозных мектебах и медресе. Кстати, среди народов Поволжья, не практиковавших Ислам, грамотность фактически отсутствовала даже в начале ХХ века, а не то, что в Х столетии.

              • Анонимно
                17.01.2017 15:45

                Как можно писать русскими буквами, если ты не практикуешь Православие? Ведь в те времена чтению и письму не обучали только в религиозных мектебах и медресе Кстати, среди народов Поволжья, практиковавших Ислам, грамотность фактически отсутствовала даже в начале ХХ века, а не то, что в Х столетии.
                Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/blog/334361
                Как вам такое мнение?

    • Анонимно
      14.01.2017 20:57

      А вот Нестор летописец думал иначе. Согласно ему, в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам.

      • Анонимно
        15.01.2017 00:44

        Сколько раз Нестора редактировали в курсе? Там живого места нет.

        • Анонимно
          15.01.2017 12:13

          Какой смысл редактировать , что булгары предложили князю Владимиру принять ислам?

  • Анонимно
    14.01.2017 19:39

    Отличная статья.спасибо!

  • Анонимно
    14.01.2017 22:22

    Бу нинди Узбәк ханга тию? Сикулярлык бер дә бизәми Рафаил абыйны.

  • Анонимно
    14.01.2017 22:50

    Мусульманами в Волжской Булгарии были предки чувашей.Большинство чуваши-мусульмане погибли,защищая Волжскую Булгарию от монголо-татарских,кипчакских орд,т.е.от ваших*(татарских) предков.Ваш ислам ЗОЛОТООРДЫНСКОГО происхождения,но никак не БУЛГАРСКОГО

    • Анонимно
      15.01.2017 01:24

      Все чуваши погибли , защищая Волжскую Булгарию.
      Остался один, и он пишет.

      • Анонимно
        15.01.2017 12:14

        Он героически пишет свою историю чувашского народа на станицах БО. Но никто его всерьёз не воспринимает.

  • Анонимно
    15.01.2017 06:37

    У товарища 22.50 явное преувеличение роли чуваш. Может они в основном и Казань от ГРОЗНОГО ЗАЩИЩАЛИ? Судя по летписям наряду с татарами наиболее активно боролись с русскимими войсками марийцы, по тогдашей териминолгии черемисы. Особенно успешно нападали на захватчииком из лесных засад. У стрельцов была даже присказка сбоку черемиса, с зади берегися. В общем партизаный того времени.

    • Анонимно
      15.01.2017 13:56

      Чуваши сами присоединялись к войску Ивана Грозного, когда то шло на Казань. Как и горные черемисы и "нижегородские" мишары.

      • Анонимно
        15.01.2017 14:12

        Чуваши свою землю защишали вместе с татарами.

        • Анонимно
          15.01.2017 15:25

          А можете вы подтвердить своё утверждение ссылкой на авторитетный источник?
          Потому что обратных доказательств, больше чем достаточно.

          • Анонимно
            15.01.2017 23:37

            Прочитайте Карамзина про походы русских на Казань. Их рати еще до Казани всегда изрядно трепали чуваши и марийцы.

      • Буре
        15.01.2017 14:13

        Чуваши общайтесь на своих сайтах.
        Тут разговор не о вас.

  • Анонимно
    15.01.2017 14:21

    У чуваш и марийцев, потом это подхватили и удмурты, всегда была в ходу байка, что Грозный за оказанные ими услуг при взятии КАЗАНИ, даровал им право беспрепятственно произвоить самогон, или как они его называли кумышку.

  • Анонимно
    15.01.2017 15:03

    Чего только не придумвали чтобы легализировать самогоноварение.Тут и нехороший Грозный пригодился.Сам слышал эту легенду в марийских деревнях. Прада сейчас гонят кумышку не ссылаясь на Грозного, царь Борис Всепьянейший дал этому полную волю.

  • Анонимно
    15.01.2017 15:29

    Завидуйте молча)))
    Марийская самогонка знатная вещь!

  • Анонимно
    16.01.2017 07:32

    Шаймиев не наврал, когда говорил , что КАЖДУЮ КАПЛЮ нефти будем ДЕЛИТЬ между ВСЕМ Татарами. Так и ПРОДОЛЖАЕМ капли делим , а тонны спокойно УПЛЫВАЮТ МИМО НАРОДА.

  • Анонимно
    16.01.2017 10:56

    И никто еще не утонул. Зачем нам латиница и кириллица, когда у народа не хватает пенсии для уплаты за квартиру. Об этом можно вести речь когда будут построены предприятия взамен закрытых (проданных), и доходы народа сравняться с доходами депутатов, чиновников.

  • Анонимно
    16.01.2017 14:22

    Наивный 10.56. Дикий капитализм созданный усилиями двух предателей и их слуг вроде гайдара и ему подобной мерзопакости, сожалению живуч и все прпытки придать ему человекообразное лицо пока безушпешны. Хотя наиболее наглых взяточников начали сажать, надо только по китайскому образцу , вместо расстрела, отбирать все имущество, в том числе переписанной на родню и любовниц и давать сроки вплоть до пожизненного. Поэтому нарасчитывайте, что депутаты откажутся от полмиллиона зряплаты или будут как в Германии ездить на работу на велосипедах, в Берлине видел такую парковку с велосипедамид депутатов бундестага и почему то не охраняемую, у нас бы сразу сперли депутатский велик. В общем до такого капитализма как в Европе или Израиле нам далеко, он у нас , в основном ,такой, каким его описал еще Маркс, готовый на любые преступления ради прибыли. Хотя исключения есть, но они крайне редки, когда капиталист, на нашем жаргоне работодатель, выполняет и социальные функции, в том числе и благотворительные.

  • Анонимно
    16.01.2017 17:22

    Думаю, что таких капиталистов или по нашему работодателей, становится боьше, тем более за социаьные меры и меценатство даются наЛоговые льготы. НО И ДИКОГО, ВОРОВСКОГО КАПИТАЛИЗМА, ВЫЛЕЗШЕГО ИЗ ГАЙДАРОНОМИКИ, ЭКОНОМИКОЙ ЭТО НАЗВАТЬ НЕЛЬЗЯ, ТОЖЕ ХВАТАЕТ.

  • Анонимно
    18.01.2017 03:36

    Латинский алфавите меньше букв чем в кирилице....то есть добавлять придется больше....какого черта латиница удобеней тогда?

  • Анонимно
    19.01.2017 14:35

    Буквы — дело наживное. Можно добавлять, а можно выбрасывать лишние. Дело нехитрое.

  • Анонимно
    19.01.2017 18:51

    Да. Помню резкое подвижничество Татарских националистов к латинице. Но одно но . Татарский язык мягкий. А латиница жестковата для Татар. Даже кириллица мягче. Иптэшлэр- Татарлар. Предлагаю компромисс.ШАМИЛИЦУ. Которая объединила бы и Кириллицу и Латиницу. Правильно думаете! Надо в Латиницу добавить эти самые 3 - 5 недостающих букв алфавита и в Кириллицу, и писать на двух алфавитах, а точнее на одном объединяющем на Шамилице. Пример: - минем энI писала мне пicьма на двух алфавитах, соединяя их через буквы... Писать как удобно! Так что доценты и кандидаты, проfessopa I uchennye, Wam карты w Puki! C uwahgeniem Schamil дiгэн малай.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль