Машиностроение 
10.02.2017

Юрий Слюсарь: «По стратегической авиации казанский завод будет загружен на десятилетия»

Что означают заявления президента авиастроительной корпорации на коллегии минпромторга РТ

В какой-то степени знаковые заявления сделал вчера на коллегии минпромторга РТ президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. Первое — он «закрепил» за Казанью тему перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Второе — объявил о завершении оцифровки Ту-160. Третье — назначил на будущий апрель «зачатие» Ту-160М2. Насколько все это серьезно, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

Юрий Слюсарь По словам Юрия Слюсаря, КАЗ в новой стратегии развития ОАК утвержден центром строительства стратегической авиации Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ТУ-160 ПЕРЕГНАЛИ В «ЦИФРУ»

Вот уже второй раз за год президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь делает в столице РТ громкие заявления о будущем Казанского авиазавода им. Горбунова — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ).

10 марта 2016-го после подписания соглашения о сотрудничестве между Татарстаном и ОАК заводу были обещаны золотые горы. Главное — перевооружение 40% оборудования основных производств на «несколько десятков миллиардов рублей». Срок — 2016 - 2020 годы. Итог — создание до 2019-го, по сути, нового завода. «Рад, что КАЗ после достаточно тяжелого периода и недофинансирования, отсутствия загрузки смог вернуться в активное состояние», — сказал вчера Слюсарь. Однако, по данным источников «БИЗНЕС Online», на заводе этого камбэка пока не почувствовали и даже не особо верят в объявленное уже два года назад возобновление производства Ту-160.

Между тем вчера Слюсарь заявил, что это один из приоритетных для ОАК проектов. В частности, он обрадовал заявлением о том, что в конце 2016 года завершена оцифровка планера Ту-160: «Мы на основе новых решений с опережением еще в конце 2016 года закончили фактическую оцифровку с точки зрения масштаба самого сложного по комплексности нашего авиационного комплекса». Если это действительно так, то новость эта сверхпозитивная. «Не совсем понятно, что Слюсарь имел в виду под оцифровкой, — прокомментировал для „БИЗНЕС Online“ слова главы ОАК помощник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Вообще-то оцифровка такого самолета должна занять много времени». Изначально эксперты отводили на эту работу 3 - 6 лет для коллектива минимум в 500 человек. В пример приводили то, что ильюшинская фирма оцифровывала Ил-76 (для создания Ил-476) примерно 6 лет.

Можно предположить, что на оцифровку Ту-160 бросили все силы. Вчера это подтвердил Слюсарь, отметив, что в деле, помимо туполевцев, задействовали КБ Яковлева и Сухого. Поэтому можно предположить, что у проекта возрождения производства Ту-160 (в варианте Ту-160М2) высокая степень приоритетности. Это не может не радовать замерший в ожидании перемен КАЗ.

... «По стратегической авиации завод будет загружен на десятилетия», — заверил вчера Слюсарь
Фото: function.mil.ru

«МЫ С РУСТАМОМ НУРГАЛИЕВИЧЕМ ОЧЕНЬ НА ЭТУ ТЕМУ ПЕРЕЖИВАЛИ»

Поэтому закономерно второе заявление Слюсаря — о том, что в апреле на КАЗе начнут строительство первого Ту-160М2: «Сейчас, в принципе, начиная уже с апреля 2017 года — в марте у нас будет тестовая обработка: на участке электронно-лучевой сварки приступаем непосредственно к изготовлению самолета Ту-160 с модернизированной технологией». Руководитель ОАК рассказал, что «мы с Рустамом Нургалиевичем очень на эту тему переживали». Речь идет о ключевых технологиях для производства Ту-160. Задача решается, заверил Слюсарь, где-то смогли восстановить прежние технологии, где-то улучшили их эффективность, где-то — перешли на новые. Прежде всего речь идет о восстановлении установок для вакуумного отжига и сварки узлов из титана — ЭЛУ-24 и УВН-45. По известным данным, на это было выделено 1,7 млрд. рублей.

«Мы с Рустамом Нургалиевичем очень на эту тему переживали»
Фото: president.tatarstan.ru

38% конструкции Ту-160 сделано из титановых сплавов, в том числе основа основ — центральная титановая балка длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Для ее изготовления разработали технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны... С конца 90-х годов установки находились в нерабочем состоянии, и даже документы на них не сохранились.

По официальным данным, к 30 марта 2017 года установки должны заработать, а точнее, на них должны начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160. Видимо, именно это и имел в виду Слюсарь, говоря о начале строительства в апреле первого Ту-160М2.

Однако тут надо отметить, что в воздух первой поднимется не эта машина, а либо один, либо два сохранившихся на заводе советских задела Ту-160. Именно на них опробуют формат Ту-160М2. «Полный цикл создания Ту-160М2 займет порядка двух лет, поэтому сначала будут использовать заделы», — поддерживает это предположение в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Стратегический ракетоносец Ту-160
Фото: ©Юрий Стрелец, РИА «Новости»

И ВСЕ-ТАКИ КАЗАНЬ

И, наконец, третье заявление. По словам Слюсаря, КАЗ в новой стратегии развития ОАК утвержден центром строительства стратегической авиации, а инвестиции, которые сейчас вкладываются в Ту-160М2, станут основой и для производственной модели серийного выпуска Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА).

То есть, по сути, Слюсарь официально закрепил проект за КАЗом. Это не может не радовать, ведь такой итог был неочевиден. Впрочем, здесь мнения экспертов расходятся. «Насколько понимаю, это была только казанская тема, а другие могли только на какую часть субподряда претендовать», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Того же мнения придерживается и Мураховский. Однако источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме указывает на то, что на серию ПАК ДА претендовала корпорация «Иркут», а также фирма Сухого, которая «очень сильно рвалась в дело». «Пока ведущим назначили „Туполева“, — констатировал источник, — но чем все закончится, непонятно, потому что деньги очень большие».

На заводе имени С.П. Горбунова проводят капитальный ремонт трех самолетов Ту-160 по заказу министерства обороны РФ
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Напомним, ПАК ДА должен заменить все нынешние дальние и стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160. В СМИ просачивалась информация о том, что машина будет выполненной по схеме «летающее крыло» — военные, вопреки ожиданиям экспертов, захотели не сверх- и не гиперзвуковую, а дозвуковую машину. Изначально сообщалось, что испытания ПАК ДА должны начаться в 2019 году, а в 2025-м он начнет поступать в войска. Интересно, что Слюсарь вчера «перенес» реализацию проекта на «после 2027 года». Очевидно, это новый срок. «Жизнь течет, и все меняется, — философски замечает Мураховский. — Какой проект ни возьми — ПАК ДА, ПАК фронтовой авиации, новый автомат для армии, „Армату“, — все вправо сдвигается».

Скорее всего, создание комплекса сдвинуто в связи с планами начать выпуск Ту-160М2. И это логично, ведь для создания ПАК ДА нет ни технологий, ни опыта, и производство радикально модернизированного Ту-160 позволит и технологии отладить, и опыт получить.

«По стратегической авиации завод будет загружен на десятилетия», — заверил вчера Слюсарь. В какой-то мере символично, что это было заявлено именно вчера, в годовщину смерти Виталия Копылова (застрелился 9 февраля 1995 года), который организовывал в Казани производство Ту-160, стал невольным участником закрытия программы и до последнего доказывал ошибочность этого решения.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.02.2017 08:39

зарплаты будут как на Боинге?
ах опять нет
ну тогда что получится, то получится

  • Анонимно
    10.02.2017 08:39

    зарплаты будут как на Боинге?
    ах опять нет
    ну тогда что получится, то получится

    • Анонимно
      10.02.2017 12:42

      А сколько по сравнению с обычными заводам получали работники советского КАПО? Вот в такой же пропорции и будут платить, чего тут думать.
      А если хочется получать зарплату банкира с Уолл-стрит, так надо в Гарвард идти учиться, на заводах никогда столько платить не будут.

  • Анонимно
    10.02.2017 08:44

    Это военный заказ, следовательно должно пройти импортозамещение по некоторым направлениям
    1. Документооборот
    2. станочный парк ЧПУ
    3. конструкторское и технологическое ПО
    4. аппаратная и серверная часть
    есть ли на этг средства?
    есть ли это вообще в планах?
    если нет
    то вся разработка и производсто становятся зависимыми от госдепа сша

    • Анонимно
      10.02.2017 09:33

      На первом месте люди должны стоять.

    • Анонимно
      10.02.2017 10:14

      СЭД там был российский
      телефония кстати тоже
      п.4 естессно нет, все импортное
      про станки не скажу
      "тяжелое" ПО скорее от знаменитых немцев (я про PDM/PLM)

      хотелось бы верить в светлое будущее, но имхо не дойдут деньги до КАПО :-(

      • Анонимно
        10.02.2017 10:31

        немцы, нато! какие бомбаровщики и секретность на немецком по ?
        по чпу уже есть отказы при работе на впк

  • Анонимно
    10.02.2017 10:15

    Ага, пока страна опять не разориться. А этого не так и долго ждать. Какие заказы на десятилетия? Б

    • Анонимно
      10.02.2017 13:35

      15 самолетов, по 1 в год) Вот и десятилетия) КАПО при всем моем уважении к нему это предприятие прошлого, предприятие штучной сборки, проще на новом поле все заново построить

      • Анонимно
        10.02.2017 17:17

        почитайте воспоминания - как это все строилось в чистом поле... уметь надо, и понимать что такое авиазавод... это не ТУ-144 претаскивать - меняйте ректорат КАИ прежде всего.

  • Анонимно
    10.02.2017 10:23

    Лет десять уйдут только на то, чтобы найти и научить людей. Конечно, при условии устраивающей всех заработной платы.
    После "научить" - еще года три-четыре, чтобы наученный стал специалистом своего дела. А там - посмотрим. Где к тому времени будут все руководители-обещалкины?

    • Анонимно
      10.02.2017 11:18

      зарплата 15 тысяч! по другому в РТ не платят

    • Анонимно
      10.02.2017 11:49

      Самое главное это достойная оплата. И люди появится, хватит судить современною молодежь с детьми удащливых.

  • Анонимно
    10.02.2017 11:45

    Уважаемые руководители капо, а кто строить будет супермегапроект ту-160М2 ? Даже Медведеву нормально собрать не смогли, с окладом 12 тыщ+премия 3тыщи можно только макет собрать...

    • Анонимно
      10.02.2017 22:41

      Не надо уважаемый болтать то, о чем вы не имеете ни малейшего понятия! Вы даже не знаете кто по сути являлся поставщиком того самолета Медведеву, вы не вкурсе того какая фирма собирала интерьер его самолета и вы так же понятия не имеете о нарушениях правил эксплуатации самой же эксплуатирующей организацией. А Медведев, будучи так же слабо осведомленным как и вы закапризничал и выдал самую глупую фразу для президента страны какую я слышал!

      • Анонимно
        11.02.2017 00:19

        "Денег нет, но вы держитесь"-вы про эту фразу?, а если про самолет, то чего ж там не знать то. Интерьер собирали ВиминАвиа, но самый "важный" каприз не по интерьеру, а по шуму и свисту в районе правого полукрыла, из-за зазора выше допуска, поставщик "по сути" сам завод, самолет не на марсе собирали. Представляю следующее: 2020 год, назначены новые руководители завода, из федерального бюджета выделены снова деньги, произошла новая встреча с руководством республики, и теперь снова точно будут собирать ту-160 но уже не м2, можно сразу м3.

  • Анонимно
    10.02.2017 12:45

    Все как всегда, сами себе создаем трудности, потом их геройски преодолеваем. Почему ранее отказались от авиации, а теперь хватились, когда все порушено.
    Насчет зарплат: у Копылова были рабочие, которые получали больше него, он понимал, как ответственна работа в авиационной промышленности. А есть ли сейчас такие директора и начальники? Нет! Прорва дармоедов с высокими окладами. Можно взять талантливых людей и подготовить инженеров за 5 лет. А супер рабочего надо растить десятилетия, тем более, что учиться не у кого, оборвалась цепочка.
    А физиономия Слюсаря не понравилась, слишком молод и сыт.
    Знаю точно, что великий Симонов, когда слушал слово ОАК, ругался матом. Там сидят люди, которых только деньги интересуют, и плевали они на авиацию.


  • Анонимно
    10.02.2017 12:48

    Почему бы не предусмотреть возможность переоборудования при необходимости стратегических самолетов в гражданские транспортные или пассажирские? Печально, что гражданская тематика на авиа предприятии отсутствует.

    • Анонимно
      10.02.2017 14:35

      Уже было - ищите Ту-104/124 и Ту-114.Не самая лучшая идея даже в принципе.

  • Анонимно
    10.02.2017 15:57

    мечты мечты КРИЗИС на дворе! и потому все это маниловщина

  • Анонимно
    10.02.2017 16:41

    Полная загруженность завода это хорошо. Как для самолетостроения РФ, так и для работников которые будут там работать.

  • Анонимно
    10.02.2017 17:01

    Надеюсь, все это получится.

  • Анонимно
    10.02.2017 18:17

    Каждый год новые обещания... Из того, что вспомнилось навскидку: начать производство самолета Ан-72, возобновить производство Ту-214, оживить производство Ту-160, сейчас уж Ту-160-2, обещать начали. Достойные ученики Остапа Ибрагимыча... Думаю, через год начнут обещать ещё что-нибудь. А завод только хиреет...

  • Анонимно
    10.02.2017 19:27

    "Каждый год новые обещания... Из того, что вспомнилось навскидку: начать производство самолета Ан-72, возобновить производство Ту-214, оживить производство Ту-160, сейчас уж Ту-160-2, обещать начали. Достойные ученики Остапа Ибрагимыча..."

    Остап Ибрагимыч отдыхает, если вспомнить Федорова и Погосяна! Они целое десятилетие обещают татарскому руководству "золотое возрождение КАПО". Где оно? К 2015 году обещали увеличить заказы для до астрономических объемов, торжественно, аж на выставке, при всем народе, под фанфары подписали соглашение с премьером, а сразу после подписания запретили поставлять тУ-214 для Трансаэро по уже заключенному договору с авиакомпанией, хотя надо было поставить еще семь самолетов... В итоге нам оставили только ремонт.

    Новое руководство ОАК с 2015 года рисует еще более светлые перспективы в технологиях, однако уже в 2016 году прекратили финансирование на эти цели. Это стиль современных всех манагеров - громко заявить, покрасоваться перед камерами, а потом сразу и забыть.

  • Анонимно
    10.02.2017 20:30

    Вместо сварки есть другая технология, правда мы отстали от американцев в регистрации изобретения немного. За ним будущее.

  • Анонимно
    10.02.2017 23:13

    Что есть оцифровка? Взяли чертежи и по размерам на них замоделили?
    А технические требования перебивали? Одна только верификация содержания ТТ должна была занять 0,5+3человек*час на одну деталь/сборочную единицу. При этом нужен инженер не ниже 2й категории с опытом от 3х лет. Цифру я даю так: 0,5 ч это проверка содержания и отсутствие необходимости дополнительного исследования. Если есть необходимость дополнительно поковырять документы, возможно сходить в архив, там порыться. Это процедура может занять весьма продолжительное время. Кроме этого надо сделать особые пометки, с шероховатостями, базами, направлениями проката. Уточнить типоразмеры заготовок. А есть ещё масса замечаний от производства, но которые выпускаются отдельные документы. Это отразилось в электронном КД?

    Почему я думаю, что в ОАК всё как всегда?
    Может кто-то поправит меня и скажет "не дрейфь"?

    Про ПО. Наша беда не в том, что мы работаем на американских и европейских продуктах и они у нас ночью воруют уголь. Беда в том, что те кто закупает эти продукты, не понимает, что они продаются на внешние рынки в отличной комплектации, чем используются на СВОИХ производствах.
    Нужно просто понять, что модернизация ПО идёт постоянно и соответственно идёт обслуживание (обратная связь).
    А у нас отгрузили один раз и возись до следующего технологического уклада.

    По поводу 500человек...

    Значит нужен один главный конструктор. Один начальник КБ. В КБ нужно максимум 30 человек от секретарей до ведущих по теме (стаж от 10 лет, категория 1 и выше). Нужно 5 бригад в среднем по 10 человек на планер. При необходимости цифровать системы в общей сложности ещё 30 человек. Больше не надо. Но ещё нужны прочнисты (около 20 - 2 бригады), технологи (150 и более).
    Итак оцифровкой непосредственно будут заниматься около 80ч. При затратах времени на организацию всех процессов планер можно оцифровать за год-полтора. Болты и заклёпки цифровать не надо, всё это выставляется в сборочных моделях. Сборочные модели придётся перепроектировать с участием прочнистов, технологов. При этом нужно уточнить по перечню ограничителю на полуфабрикаты актуальный для 2017 и позже. Тут возможны ещё работы по перепроектированию ДСЕ. Здесь работы года на три засучив рукава. Тут много вопросов появится с оснасткой и инструментом.

    Авиастроитель.

    • Анонимно
      11.02.2017 12:58

      Авиастроителю- вы абсолютно правы. Беда в том, что для "принимающих решения" всё, что вы написали- набор скучных сложных непонятных слов. Вот если бы про финансовые потоки, это совсем другое дело. А так все останется, как есть. Точнее, совсем скоро вообще ничего не останется. Будет на месте завода какое-нить "КАПО-плаза" или "ЖК Самолет".... К этому все и идет...

    • Анонимно
      11.02.2017 13:19

      Скажите пожалуйста, откуда такие нормативы? Я 10 лет занимаюсь созданием ЭКД, но до сих пор от руководства ОКБ никак нормативы выбить не могу. Нет говорят, не существует и всё. Эх, если бы иметь такие нормативы, то прикуп и знать не надо... Дайте пожалуйста ссылочку... Особенно мне понравилась подробная роспись чек-контроля ТТ, а фраза "Если есть необходимость дополнительно поковырять документы, возможно сходить в архив, там порыться", так вообще умилила... Хорошо, что Бизнес-Онлайн начальник нашего отдела стандартизации не читает, а то как бы с ним родимчик не приключился...

      • Анонимно
        12.02.2017 02:54

        Мы же с Вами понимаем, что наш опыт работы различается? Я сейчас не о градации профессионализма, а про различные подходы к организации труда. Даже исключительно по своему индивидуальному опыту я могу делать некоторые различия.
        То, что у нас не нормировано ничего это я знаю. И никто не хочет этим заниматься. Могу объяснить почему. Если нормировать работу инженеров, как пыжатся американцы со своим ЛИНОМ, то необходим очень качественный менеджмент в составление производственных планов и управление этим планом. У нас этого плана никто дать не может и не хочет. Потому что наш менеджмент качается на волнах.

        Приведу конкретный пример. У американцев на разработку одной технической иллюстрации отводится 5 часов. Что она может из себя представлять. Законцовка крыла - локатор и общий вид. Я сделаю за 2ч, в норме 3. Или стенка отсека оборудования в фюзеляже. Вот тут может потребоваться полный день. Американцы это понимают. Поэтому они готовят пакеты с заданиями и усреднёно их нормируют. Если общий план выполняется - нет вопросов. Если не выполняется - ищут слабое звено.
        К слову о магистральном самолёте - на иллюстрацию отводится 8ч. Но разница в том, что американцы делают заготовку с пояснением, которая ограничивает иллюстратора, а у нас только технический текст. После чего иллюстратор дискутирует с автором текста о том, как правильнее изобразить и эти 8ч легко перерастают во все 16.
        На самом деле цифры которые я назвал - это из моего опыта. Я просто примиряю сколько бы я за месяц смог бы сделать и делю на часы.
        Но на самом деле я не располагаю информацией о состоянии чертежей... может быть, что работы гораздо больше чем оцифрока...

        Авиастроитель.

  • Анонимно
    11.02.2017 09:49

    Поднимут зарплату -- "поналезут" и "присосутся" жёны/дочери/подружки. Не поднимут -- и те кто остался разбегутся. Действующая система не способна. "В консерватории" менять надо.
    "Денег нет -- но вы держитесь". Эту фразу надо бы сказать олигархам, скороспело "ожиревшим" на советском заделе.

  • Анонимно
    11.02.2017 18:33

    Зашел на сайт завода ,в раздел закупок. 16 08 16 завод купил купил электродвигатель по координате Z на эрозионный станок за полтора миллиона рублей. А мощность этого движка 1 Квт. Этот двигатель хоть японским, хоть швейцарским столько денег не стоит. За эти деньги можно аналогичный станок бу в отличном состоянии купить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль