Общество 

«У Тукая и при жизни было врагов больше, чем собак, и после смерти не дают ему покоя»

На этой неделе мы отмечали 131-ю годовщину со дня рождения Габдуллы Тукая. «В 2008 году Институт истории направил письмо руководителям республики с описанием событий и личностей, которые связаны с номерами гостиницы «Булгар», предложив создать там музей. Вскоре после этого дом снесли. Позже здание восстановили, отведя 10 позорных метров для комнаты Тукая на первом этаже... Тукая всю жизнь продавали и предавали...» — вспоминает директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов.

.. «Тукай — такая личность, которую нельзя трогать. Это все равно что задеть самое святое у татарского народа» Фото: Ирина Ерохина

«ЗДАНИЕ ВОССТАНОВИЛИ, ОТВЕДЯ 10 ПОЗОРНЫХ МЕТРОВ ДЛЯ КОМНАТЫ ТУКАЯ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ»

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся,

что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Карл Маркс

Тукай — такая личность, которую нельзя трогать. Это все равно что задеть самое святое у татарского народа. На углу улицы Московской с 1866 года стояло здание бывшего доходного дома купца Измаила Апакова. В начале XX века в этом здании коммерсант Фаткулла Ахмадуллин, арендовав один из этажей дома, открыл гостиницу «Булгар», которая вскоре превратилась в своеобразный центр татарской культуры.

В 2008 году Институт истории направил письмо руководителям республики с описанием событий и личностей, которые связаны с номерами гостиницы «Булгар», предложив создать там музей.

Вскоре после этого дом снесли. Но после большого шума, который поднялся среди общественности, начал бегать какой-то строитель с извинениями и убеждал меня, что выстроят точь-в-точь.

Интересно, почему люди предпочитают оригиналы копиям? Когда дело касается картин великих художников, целые институты подключаются для подтверждения их подлинности, а к зданиям относятся как бухгалтеры, вычисляя амортизацию основных средств.

На углу улицы Московской с 1866 года стояло здание бывшего доходного дома купца Измаила Апакова. В начале XX в. в этом здании коммерсант Фаткулла Ахмадуллин, арендовав один из этажей дома, открыл гостиницу «Булгар», которая вскоре превратилась в своеобразный центр татарской культуры В начале XX века в этом здании коммерсант Фаткулла Ахмадуллин, арендовав один из этажей дома, открыл гостиницу «Булгар», которая вскоре превратилась в своеобразный центр татарской культуры

Здание восстановили, отведя 10 позорных метров для комнаты Тукая на первом этаже. 40-й номер, где он жил, уже был продан. Тукая всю жизнь продавали и предавали. Такого удара татарская интеллигенция еще никогда не испытывала. На чьей совести эта операция, не знаю, надо думать, у тех, чья рука не дрогнула посягнуть на память о великом Тукае. И такие есть среди нас...

С разрушениями в Казани — старая история. Мне как председателю ВООПИиК (общество охраны памятников) пришлось много выступать, причем в резких тонах. Чего я только не услышал в ответ! Типа я мешаю строителям облагораживать Казань, «устраиваю Помпеи», хотя под этим лежал диковатый коммерческий интерес...

Кабмин для снятия с охраны памятников архитектуры придумал даже критерии типа ветхости, изношенности, отсутствия фундамента, плохого скрепляющего раствора и т. д. Мне пришлось написать свое мнение об их теории: «По вашим критериям надо немедленно снести башню Сююмбике. Она ужасно ветхая, опасно наклонилась и представляет угрозу для посетителей».

Мне ответили: «Не поднимай руку на святое». Номера «Булгар» тоже святое, но снесли же.

«Вся эта вакханалия прекратилась с приходом Рустама Минниханова. Он начал по выходным обходить старую Казань, улицу за улицей вместе с мэром и прокурором, а в свите шли потенциальные спонсоры» «Вся эта вакханалия прекратилась с приходом Рустама Минниханова. Он начал по выходным обходить старую Казань улицу за улицей» / Фото: president.tatarstan.ru

«В ГОСТИНИЦЕ «БУЛГАР» ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ МАКСУДИ, КАМАЛ, ВАХИТОВ, АКЧУРА, АЛКИН...»

Вся эта вакханалия прекратилась с приходом Рустама Минниханова. Он начал по выходным обходить старую Казань улицу за улицей вместе с мэром и прокурором, а в свите шли потенциальные спонсоры. Я вздохнул с облегчением, а татарстанское отделение ВООПИиК прославилось на всю страну как организация, нашедшая общий язык с властью и работающая с учеными рука об руку.

Но вернемся к истории номеров «Булгар». В 1906–1916 годах там находилась редакция газеты «Юлдуз» («Звезда») — самого популярного среди татар периодического издания. Ее редактором и издателем был известный педагог и журналист Ахмад-Хади Максуди. В 1906 году он же открыл в номерах «Булгар» первую библиотеку национальной книги «Китапханаи Исламия».

В гостинице «Булгар» в 1907 году впервые начал свою работу «Восточный клуб», объединивший передовых представителей татарской интеллигенции. Среди учредителей и активных членов этой организации были: просветитель Ибрагим Терегулов, драматург Галиаскар Камал, купцы Апанаевы, Юнусовы, Казаковы, театральный критик Габдрахман Карам, писатель Фатых Амирхан и многие другие.

В 1908 году в одном из номеров гостиницы открылась редакция газеты «Эль-Ислах» («Реформа») — орган леворадикальной молодежи, шакирдов, недовольных порядками в конфессиональных учебных заведениях. Фактическим руководителем этого издания являлся писатель Фатых Амирхан. Он также с перерывами проживал в номерах «Булгар» с 1908 по 1911 год.

В гостинице «Булгар» жил (с перерывами) Габдулла Тукай, начиная с октября 1907 года по декабрь 1912 года в 40-м номере В «Булгаре» жил (с перерывами) Габдулла Тукай — начиная с октября 1907 года по декабрь 1912 года в 40-м номере

В гостинице «Булгар» жил (с перерывами) Габдулла Тукай — начиная с октября 1907 года по декабрь 1912 года в 40-м номере.

Именно в «Булгаре» он написал свои лучшие, теперь уже классические произведения. Так, знаменитая поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» содержит в себе образы Сенной площади, где находилась гостиница. А ее персонаж — турецкий богатырь Карахмет — во время гастролей в цирке Никитиных останавливался в этих же номерах.

Кроме сотрудничества в газете «Эль-Ислах» поэт в 1910–1912 годах работал ответственным секретарем юмористического журнала «Ялт-Йолт» («Зарница»), чья редакция также находилась в этом здании.

«Ялт-Йолт» и журнал «Тербия» («Воспитание»), а также газеты «Эхбар» («Вести»), «Казан мухбире» («Казанские известия») печатались в типографии братьев Шараф — «Урняк», располагавшейся в номерах «Булгар».

Кроме того, в «Булгаре» в разное время проживали: поэт Сагит Рамиев, революционер Мулланур Вахитов. Постоянно снимали комнату под названием «Сайяр» татарские артисты Габдулла Кариев, Валиулла Муртазин-Иманский, Ахмат Кулалаев и другие первопроходцы национальной сцены. В «Булгаре» останавливалась и первая татарская актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.

В 1912 году в 22-м номере гостиницы жил Габдельбари Габдуллович Саитбатталов — ученый-историк, видный представитель национального движения. Он с 1925 года находился в эмиграции в Турции, где прославился как исследователь культуры тюркских народов под именем Абдулла Баттал-Таймас.

В разное время в гостинице на деловых и творческих встречах бывали: писатель Галимжан Ибрагимов, Султан Рахманкулов, публицисты, общественные деятели, ученые Вафа Бахтияров, К. Бакер, Юсуф Акчура, Сеид-Гирей Алкин, Г. Хасани, Газиз Губайдуллин и многие другие.

Приведу заключительный абзац нашего письма с тем, чтобы показать наше искреннее старание отстоять это здание: «Здание номеров „Булгар“ является выдающимся памятником истории и культуры татарского народа. Татарская история ХХ века во многом творилась именно там. Поэтому было бы выигрышно при реставрационных работах не только сохранить сороковую комнату, где жил Тукай, но сделать музейный комплекс с тем, чтобы представить цельную картину Татарской слободы с Сенным базаром, многих писателей и издателей, материал о которых разбросан и малодоступен для посетителей. Желательно отдельно выделить историю татарского театра, начиная с основоположников Габдуллы Кариева, Галиаскара Камала и заканчивая Марселем Салимжановым, «Восточного клуба», с которым связаны многие начинания (струнный оркестр и прочее). Интересным элементом такого комплекса мог бы стать не только образ жизни писателей, актеров, издателей и т. д., но и чайная (с демонстрацией некоторых персонажей произведений, например, „Кисекбаша“), где рождались идеи, вошедшие ныне в учебники истории и литературы».

«Строителям не нужна татарская культура, хотя все, кто разрушал этот памятник, были татарами. Я верю, когда-нибудь появится мемориальная доска с именами тех, кто причастен к разрушению этого огромного куска нашей истории. Им нет оправдания»Что открыть, нажмите

«СТРОИТЕЛЯМ НЕ НУЖНА ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА, ХОТЯ ВСЕ, КТО РАЗРУШАЛ ЭТОТ ПАМЯТНИК, БЫЛИ ТАТАРАМИ»

Строителям не нужна татарская культура, хотя все, кто разрушал этот памятник, были татарами. Я верю, когда-нибудь появится мемориальная доска с именами тех, кто причастен к разрушению этого огромного куска нашей истории. Им нет оправдания.

У нашего института есть мечта написать книгу об истории одного-единственного дома — номеров «Булгар», где будет виден механизм создания среди татар общей идеологии, общей системы образования и Просвещения в условиях отсутствия не только государственных, но и общетатарских структур. Эта мечта вполне осуществима. Мы сделаем это.

В 1971 году Сибгат Хаким написал поэму «Сороковой номер» о комнате в «Номерах Булгар», где жил Тукай. Он считал поэму лучшим из того, что написал. Поэма заканчивается такими строками:

Великие уходят... Вслед за ними,

Как звезды, новые восходят имена...

Народ мой, береги сынов — и ныне,

И впредь — в нелегкие, крутые времена...

Тукай — язык мой. Равного не знаю.

Он — школа, свет, когда вокруг темно.

К своим истокам, родина, к Тукаю,

Я верю, ты вернешься все равно.

И помни, помни: есть на свете «Булгар»,

Трагический, как жизнь, сороковой...

В том номере — душа... Тукай не умер!

Сходи — он сам поговорит с тобой.

Спеши к Тукаю, молодое поколенье,

Укрась цветами стройный пьедестал!

«Родной язык» — его стихотворенье,

Его завет — народным гимном стал!

Бессмертно, как народ, родное слово.

Звучать ему и в праздник, и в беду.

Бежит, струится нить дороги новой.

А годы вдаль зовут. И я иду...

Не только судьба Тукая, но и здания, где он писал великие стихи, оказалась трагической. Что тут еще добавить? Кто-то хорошо нагрел руки. У Тукая и при жизни было врагов больше, чем собак, и после смерти не дают ему покоя. Место поклонения великому поэту распродали. Его всю жизнь предавали и продавали. Не будет этому конца...

Отец как-то сказал, что после нас останутся одни шабашники. Так оно и случилось.

«Это единственная фотография, где мы с отцом вместе, хотя меня на ней не узнать» «Это единственная фотография, где мы с отцом вместе, хотя меня на ней не узнать»

После смерти отца я привел в порядок весь архив, фотографы принесли из своих фондов неопубликованные снимки. Николай Седов снимал отца в самых разных ситуациях, он выложил на стол более сотни фотографий. Среди них одну выделил особо:

— Мне нравится эта фотография, что-то в ней есть — два совершенно посторонних человека, каждый занят своим делом, смотрят в разные стороны, но что-то в этом есть. Не знаю.

Я с удивлением и радостью отвечаю:

— Это единственная фотография, где мы с отцом вместе, хотя меня на ней не узнать.

Куда передние колеса, туда и задние.

Татарская пословица

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.04.2017 11:15

На чьей совести эта операция не знаю, надо думать у тех, чья рука не дрогнула посягнуть на память о великом Тукае. И такие есть среди нас...
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/344542
Надо же не постеснялся такое написать. Лукавит товарищ, все знал, но дела ему не было, так как сам согласовал, что в этом здании под музей его институту выделят помещения, уже проекты рисовал) И поддержал Валееву Зилю, которая была в тот момент министром и черканула снос. Все все знают и все помнят и этой книжкой ложь в полуправду не превратить. Спросил бы он лучше своего зама по ВООПИК Забирову Фариду почему тогда общественность не сопротивлялась сносу. Да потому что келейно все решили...

  • Анонимно
    29.04.2017 11:15

    На чьей совести эта операция не знаю, надо думать у тех, чья рука не дрогнула посягнуть на память о великом Тукае. И такие есть среди нас...
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/344542
    Надо же не постеснялся такое написать. Лукавит товарищ, все знал, но дела ему не было, так как сам согласовал, что в этом здании под музей его институту выделят помещения, уже проекты рисовал) И поддержал Валееву Зилю, которая была в тот момент министром и черканула снос. Все все знают и все помнят и этой книжкой ложь в полуправду не превратить. Спросил бы он лучше своего зама по ВООПИК Забирову Фариду почему тогда общественность не сопротивлялась сносу. Да потому что келейно все решили...

    • Анонимно
      29.04.2017 13:22

      Те, кто не реально побоялся публично выступить против

      сноса исторического здания, получили от местных

      "нащальников" сполна, но зато их совесть чиста и история

      татар их не забудет.

      Автор этой статьи среди среди тех, кто публично выступал против сноса гостиницы "Булгар" и пострадал за это, действительно не припоминается.

      Среди "новых" татар много выходцев из села. По сельским представлениям "новенькое" всегда лучше старого в сто раз.

      Их уровень образования и культурного развития не позволяет им мыслить историческими категориями.
      Психология мародеров -
      хапнуть и быстро продать по дешевке, даже не понимая истинной ценности того, что попало им в руки.

      А ведь все они наверняка отдыхали в Египте и могли видеть, как исторические памятники (например, пирамиды), построенные тысячи лет назад приносят практичным людям ежегодно доход в миллионы долларов от туризма.

      Единственный из богатых казанцев, кто понимал истинную ценность исторических объектов Казани( в силу хорошего образования и более высокой общей культуры и кругозора) в те годы- гражданин Семин. Но ему-то Тукай зачем нужен?

      А могли бы сделать замечательный музейный комплекс
      (не хуже музеев Булгара) в центре города,
      в сердце Татарской слободе и не" новодел "как в других местах.

      Кстати, а что происходит сейчас с Музеем Тукая? Тоже

      после ремонта кому-то отдадут это здание?

    • Анонимно
      29.04.2017 14:46

      Ложь и навет. Надо же вам так ненавидеть Хакимова, чтобы нагло врать в комментариях в уважаемой всеми газете.

    • Анонимно
      3.05.2017 09:45

      Бред.. Доказательства есть?

  • Анонимно
    29.04.2017 11:15

    Узнать.

    • Анонимно
      29.04.2017 15:12

      На иудея похож.
      Не менее(!) трети тюрков России - это Исраилиты (вероятно колено Иосифа, мир ему). Но некоторые татары роднились и с исмаилитами. Повторю, что по генеалогии рода Юсуповых это видно (архивный исторический документ).

      Кстати, недавно обнаружил, что само имя Иуда на иврите читается Йеhуда, что переводится "хвала Господу". Можете погуглить. На древнееврейском "Господь" тоже, как у татар, звучит Худай, Ходай.
      В России есть такие иудейские фамилии Худайнатов, Ходырев.
      Хотя везде иудеи говорят, что Адонай, но в скобочках ставят, что Имя скрыто. То есть Адонай это изменение, чтобы не произносили всуе.
      Да простит Всевышний. Эту информацию я написал, чтобы поделиться, может кому интересно.
      Т.Р.Ф.

      • Анонимно
        29.04.2017 15:59

        Тюрки потомки десяти пропавших колен. Вера в единого бога которого по разному называли иногда словом ул(ал) - он. Иногда словом ала > Алла - эпитет бога со значение забирающий, в булгарском языке форма глагола настоящего времени совпадала с причастием. На всех тюркских языках слово тора - закон. Далее много можно продолжать. Принятие предками мишар хазарами иудаизма тоже не случайность. Правда библейские легенды хазары истолковывали немного иначе, но на то они и легенды. Вера в единого бога у тюрков была в основе их язычества, бог один, но он представал в разных образах - животных, фантастических существ, и даже в форме деревьев - дубов. Тюрки считали создания имеющие душу частицей бога, и поклонялись им.

        • Анонимно
          29.04.2017 16:57

          Интересная информация.
          Хотелось бы отметить, что тюрки были Единобожниками по Торе, потом приняли Ислам, который ничем не отличается от Иудаизма (за исключением некоторых новшеств).
          Обращение «Бог» в Торе на древнееврейском звучит, как «Элоах», «Элохим».Тюрки, зная Тору и древнеарамейский язык (который созвучен арабскому) легко поняли, что Ислам от Истинного Бога, поэтому и приняли актуальную религию.
          Возможно, среди тюрков были и язычники. Например, невозможно сейчас доподлинно установить были ли чуваши (ветвь татар-тюрков) язычниками, и если да, то почему ими стали.
          Но в основной массе, на мой взгляд, тюрки всегда понимали и исповедовали веру в Истинного Бога, Который ниспослал Тору и Коран.

          • Анонимно
            29.04.2017 18:39

            "Но в основной массе, на мой взгляд, тюрки всегда понимали и исповедовали веру в Истинного Бога, Который ниспослал Тору и Коран." - Вы СОЗНАТЕЛЬНО не
            добавили: ..а также ВЕТХИЙ ЗАВЕТ и НОВЫЙ ЗАВЕТ!
            У меня вопрос к Вам - "Откуда
            берутся "шапокляки"?
            Созидатель

            • Анонимно
              29.04.2017 18:54

              Не специально, честно. Потом вспомнил.
              Дело в том, что Инджил (Евангелие) также ниспосылалось Истинным Богом через Пророка Ису (мир ему). Но оригинала Инджила не сохранилось. Очень много было внесено изменений греками на различных Соборах.
              Если Тора (Пятикнижие, Ветхий завет) еще более менее имеет понятную концепцию (то есть не было явных искажений), то во множестве современных Евангелий очень много несостыковок даже между книгами.
              Инджил, как книга, которая рано или поздно будет найдена в оригинале, несомненно является ниспосланием от Истинного Бога.

              • Анонимно
                29.04.2017 22:08

                где оригинал корана хранится, в первоначальном виде как написано при абу бакре?

          • Анонимно
            29.04.2017 19:35

            Хазарский царь Иосиф пишет, что принятию иудаизма произошло посредством божьего откровения во сне. В другом месте он еще сообщает, что «в вере исмаильтян нет ни субботы, ни праздников, ни закона, ни Урим». Вот последний термин меня заинтересовал и показался мне знакомым.
            Коковцев дает следующее толкование слову Урим: «Специфическое библейское выражение, заимствованное из таких мест, как Исх. 28, 30; Числ. 27,21 и др. под., где идет речь о своеобразном древнеизраильском способе узнавать волю Божию …»
            В словаре татарского языка имеется слово юрау. Слово юрау это не просто стремление определить какие-либо события, которые могут произойти в будущем, а выражение того, что неизбежно будет. И это слово обычно используется для толковая снов. Слово юрау переводится как предсказывать, предвещать, предназначать, предопределять и т.п.
            Вот об этом идет речь когда царь Иосиф пишет, что «в вере исмаильтян нет… Урим», а на татарском юрауым.
            «Воля Божья» по-иному закон. На латинском языке Juris – право, совокупность законов. Это слово заимствовано в латинский язык из языка этрусков. У этрусков было деление на двенадцать народов, также как у колен израилевых, но они еще сообщают, что происходят от волчьего - Гераклова рода(т.е. божьего рода). Тюрки также считали своей матерью волчицу.

            • Анонимно
              29.04.2017 20:02

              19.35 В Ветхом Завете и в Коране сообзщается о том, что Адам создан из глины, Ева из ребра Адама, потомком Адама был Ной и три его сына: Сим, Хам, Иафет, от которых и пошли все народы.
              В то, что во всех народах были язычники этого никто не отрицает. Но у тюрков всегда преобладали Единобожники.

              Насчет слова "Ури" (кстати у евреев есть такое имя), то я предлагаю обратиться к древнееврейскому языку.
              Есть упоминания об Архангеле Уриил (Уриэль), что в переводе с древнееврейского означает "‏אוּרִיאֵל‏‎ — "свет Божий". Ну видимо, здесь может присутствовать второй смысл: Урим - знания от Бога.

              Сейчас немного погуглил вашу версию, и что интересно термин "урим" идет в паре с термином "туммим". Термин Туммим я так понял никто не может перевести. Но у тюрков есть слово "тамам", который означает "завершение". Урим и туммим вместе видимо по смыслу означают "полную информацию".

          • Анонимно
            29.04.2017 20:18

            16-57
            А какие религии считаются аврамическими и почему?

            • Анонимно
              29.04.2017 20:23

              20-18.
              Я понимаю, о чем вы говорите.
              Пророк Авраам (мир ему) отец двух братьев Исаака и Исмаила (мир им обоим). Поэтому языка похожи.
              Но в арабском нет такого обращения к Богу - Ходай. Только у иудеев и тюрков.

      • Анонимно
        29.04.2017 19:06

        Что за мерзкая привычка к кому-то примазываться? Оставайтесь татарами. Просто татарами. Этого достаточно.

        • Анонимно
          29.04.2017 19:30

          Татары всегда были очень самобытными. У татар своя Республика. У турков мощнейшее государство - Турция.
          Но речь немного о другом, об исторических фактах. Не поленитесь, просто взгляните, на родословную Юсуповых.
          Татары очень много сделали для образования государства - Россия.
          Посмотрите династию Романовых, и тот, факт, что перед ней был татарин Минин, а уже у Романовых самыми влиятельными советниками были Юсуповы.

          Всё благодаря Всевышнему. Всевышний всегда направлял татар. Хвала Всевышнему.

      • Анонимно
        29.04.2017 22:37

        А, что, хорошая фотография, чувствуется родство и дух времени.

        • Анонимно
          30.04.2017 03:54

          Стиляга был однако, в душе им и остался. Для Рафаиля важно прежде всего все внешнее, показное, к сожалению, позер наш академик.

  • Анонимно
    29.04.2017 11:17

    Давно пора навести порядок в ООО ТРО ВООПиК, уважаемый Рафаэль Сибгатович.

  • Анонимно
    29.04.2017 11:18

    Хороший текст - интересный и познавательный.

    • Анонимно
      29.04.2017 21:40

      Любой экскурсовод( не доктор наук) в музее Тукая куда больше бы мог рассказать про номера"Булгар" и знаменитых людей , которые там бывали.

  • Анонимно
    29.04.2017 11:36

    Надо было тогда не письма писать, а лечь костьми на пути бульдозеров, бить в набат. Но нет ... сентябрь 2008 года, только что сняли с должности Госсоветника при Президенте РТ. Вдруг неправильно поймут. Сейчас, когда опасность миновала, можно безлично пройтись и по Герою труда. Написать кучу высокопарных слов. Но все это выглядит фальшиво.

    • Анонимно
      3.05.2017 09:43

      В сентябре 2008 больше года прошло после снятия советника Хакимова. Ни о каких помещениях для института истории и речи не было. В то время институт вполне комфортно располагался в кремле. А номера Булгар снесли буквально за одну ночь

  • Анонимно
    29.04.2017 11:40

    К большому сожалению с 90-х. пошла волна дикого капитализма, у многих перед глазами только деньги, Данциг и деньги. Культура, наука, литература, кино и так далее работает если приносит большие бабки. Крутые с большими деньгами заходили любые двери и выходили листом бумаги где разрешалось строить, ломать, снимать и так далее. Очень правильно говорит Адаш мой о том, что все бы купили только копии и не платили бы бешеные деньги за подлинные произведения искусства. Те кто подписывали документы на разрешения и сегодня на высоте, мало того они ещё критикуют те процессы не далеких лет..

  • Анонимно
    29.04.2017 11:48

    2008 год - совсем недавно... и уже не вспомнить... давно-давно все случилось, и пыль улеглась...

  • Анонимно
    29.04.2017 14:26

    И надо бы музей в Кырлае продуманно обновить, не стихийно. Тукай - душа и сердце татарского народа.
    Мне кажется, из-за того, что Тукай критиковал религиозных деятелей, до сих пор есть силы, сдерживающие его распространение в народе - это невежественность в умах этих людей. Нам надо как можно больше о Тукае показывать, рассказывать. Поддерживаю Рафаэля С. Очень важное дело!

    • Анонимно
      29.04.2017 16:26

      Харис хазрат написал книгу и доказал, что Тукай очень хорошо отзывался о Коране и стихоформе описывал и наслаждался чтением Корана, а посмеивался над неверующими псевдомуллами . Над теми, кто пил спиртное и вёл праздный образ жизни будучи духовным деятелем

  • Анонимно
    29.04.2017 16:35

    Я помню, как испытал тяжелейшую горечь, когда снесли последние стены, которые знали Тукая. Никогда не прощу того, кто это разрешил сделать!

  • Анонимно
    29.04.2017 16:41

    Если бы не Ленин,никто бы про Тукая и не слышал,писал он на турецком,жил на содержании турецких граждан,стыдно это умалчивать.

    • Анонимно
      29.04.2017 18:19

      Ленин, что, увлекался турецкой литературой?
      Ну и дела! А Ленин-то, какой молодец!
      Фома (Неверующий)

      • Анонимно
        29.04.2017 18:49

        Да вряд-ли,но то ,что он не любил Казань и его население,это у него даже не маскировалось.Поэтому он поддержал татаристов,спонсируемых турцией и обманул,а затем и уничтожил булгаристов,вместе с несколькими миллионами жителей Поволжья

        • Анонимно
          30.04.2017 04:02

          До войны Тукая считали "буржуазным националистом" и его стихи практически не печатали. В те годы сборники Тукая выпускали в основном татарские эмигранты, проживающие в Маньчжурии и Японии, сейчас эти книги считаются раритетами. И причем тут Ленин?

        • Анонимно
          30.04.2017 10:14

          Бред пожалуйста не пишите.
          Вот Татаризм по Тукаю читайте лично для вас.
          "В прошлом году учитель Акмак Шерик Сатфата Сатаров помешался на слове татарский. Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями:" Татарский народ", " Татарская девушка", "Татарская шапочка", "Татарская простокваша"........, и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в желтый дом, но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно назовет татарской, то необходимо помещать его именно в Татарский сумасшедший дом". А такого дома у нас к сожалению нет. Что поделаешь? На воле ходит!"

          • Анонимно
            30.04.2017 11:00

            Почему некоторые так беззастенчиво врут, где Тукай это написал, дайте, пожалуйста, ссылку. А вот названия стихов Тукая: "Татар кызларына"(1906); "Бер татар шагыйренен сузлэре"(1907); "Эштэн чыгарылган татар кызына"(1909); "Татар мохэрриренэ"(1910); "Граммофонда татар жырлары"(1910); "Татар яшьлэре"(1912). А уж внутри текстов Тукая слово "татар" используется сотни раз.

            • Анонимно
              30.04.2017 13:15

              Источник: Г. Тукай. Былтырнын, хисабы. Эсэрлэр, дурт томда. Казань, 1977 г. стр. 166

    • Анонимно
      29.04.2017 20:23

      Тукай творил на турецком? А "Туган тель" -неофициальный гимн всех татар тоже на турецком он написал?

      Как Ваше здоровье? Ничего больше не беспокоит?

      Как же Вы не заметили, что название песни "Туган тель" похоже на название города Тель-Авив, да он на иврите оказывается все писал!

      • Анонимно
        30.04.2017 01:03

        Есть публикации современников Тукая,есть архивы и есть история от коммунистов,да есть еще история в школьных учебниках,для особо одаренных.Вроде везде общее слово присутствует и даже не на иврите,а совсем не совместимые трактовки о прошлом.

      • Анонимно
        30.04.2017 08:12

        зря вы ему написали. он вашу шутку не способен понять.)

  • Анонимно
    29.04.2017 18:18

    Неоднократно активисты ВООПИиК (Забирова, Балтусова и другие) выступали за сохранение памятников истории и культуры. Голос Рафаэля Сибгатовича слышен не был. Главным охранником памятников истории и культуры (председатель Тат. отделения ВООПИиК) Хакимов числится только на бумаге, да в своей книге, в которой заслуги активистов приписал себе

  • Анонимно
    29.04.2017 18:27

    Ничего не сделал для предотвращения сноса номеров "Булгар" как председатель Общества охраны памятников. Ничего!!! Но портрет Тукая в институте повесил и пишет про Тукая. Лицемерие!!!

    • Анонимно
      29.04.2017 18:42

      Лично я этого всего не знаю.
      Но хочу отметить одно. Все, кто в земельные вопросы влезает, когда там орудует крупный капитал, тех потом с треском увольняют. То есть, не то, что заступиться за памятник, а вообще таких людей вычеркивают отовсюду. Может он и рад был заступиться за гостиницу "Булгар", но скорее всего понял, что в такие вопросы может лезть только глава Республики.
      А сейчас Хакимов может хоть какие-то интересные исследования проводить.
      Никогда не судите однобоко.

      • Анонимно
        29.04.2017 19:54

        Так ведь и изменников Родины можно оправдать - сбежали с поля боя, устроив легкий самострел и благополучно дожили до наших дней. А миллионы честных и достойных были убиты. Не смог отстоять номера "Булгар", ничего не делаешь по охране памятников по конъюнктурным соображениям или по неспособности - подай в отставку с должности председателя Общества охраны памятников. Или он там специально поставлен для благополучия бизнеса? Хотелось бы чтобы на страницах БО Рафаэль Хакимов рассказал бы о состоянии дела по охране памятников в Казани. Но этого он не сделает, так как не в теме. А памятники гибнут. И журналисты опосля ищут кто виноват. Дом Котелова гибнет в Кировском районе. Что по нему предпринимает председатель татарского отделения ВООПИиК?

        • Анонимно
          29.04.2017 20:15

          Министерство культуры РТ должно участвовать в такой работе.

          P.S. насчет ваших слов, что нельзя сбегать с поля боя. Правильно.
          Но могу рассказать свой пример.
          Один раз я также решил не молчать, а влез в спор по земле. Меня не то, что уволили, а сейчас вообще никуда не дают устроиться уже 2 года. Обращаюсь к тем, за которых я заступился (по закону и по совести), они уже со мной дел не хотят иметь, так как я уже не у полномочий ( то есть не интересен). Вот вам и "миллионы" благодарных (тоже в кавычках), за которых встреваешь. Но вопрос даже в другом, что в земельные вопросы лезть очень чревато.
          Поэтому я понимаю, что это такое, и с учетом этого и написал выше комментарий.

          • Анонимно
            30.04.2017 01:06

            Оно конечно похвальное желание -и рыбку сьесть ,и косточкой не подавиться

        • Анонимно
          29.04.2017 21:34

          Весна, начались "традиционные" пожары для очистки привлекательных для застройщиков участков от исторических строений.....

      • Анонимно
        29.04.2017 20:38

        Один из глав республики стал неформально заниматься памятниками, когда формально перестал быть главой.
        Автор статьи тоже вспомнил вдруг об этом памятнике, когда поезд давно ушел.

    • Анонимно
      29.04.2017 20:43

      За снос номеров "Булгар" ООО ТРО ВООПиК позор.

    • Анонимно
      29.04.2017 23:09

      Чушь не городите. Председателем ВООПИК он стал уже после сноса номеров "Булгар"

      • Анонимно
        30.04.2017 10:09

        Во-первых, никто даже не поднимал вопроса, когда "он" стал "председателем ВООПиК".

        Во-вторых, кто бы не был тогда "председателем" - это не снимает ответственности и позор с ВООПиК за снос номеров "Булгар".

        В-третьих, уважаемое БО читают интеллигентные, культурные люди, поэтому Вам с Вашей лексикой лучше выступать в пивных и прочих забегаловках.

      • Анонимно
        30.04.2017 18:00

        А кто был тогда председателем татрского отделения ВООПИиК? И с какого времени председателем является тов.Хакимов?

        • Анонимно
          30.04.2017 18:37

          Номера "Булгар" снесли 27 сентября 2008 года и в то время Татарского отделения ВООПИиК не существовало. По инициативе Фариды Забировой ТО ВООПИиК было восстановлено в апреле 2009 года и тогда же на учредительном собрании председателем был избран Р.С.Хакимов. Надеюсь ничего не напутал. (Борис Гришанин)

          • Анонимно
            30.04.2017 22:05

            А как такое могло случиться????????????
            "...в то время Татарского отделения ВООПИиК не существовало..."..............

            Что такое произошло в РТ, что ВООПиК перестало существовать в Татарстане?

            Атомная война?
            Эпидемия сибирской язвы?
            Химическая война?

            Ну что произошло???????

  • Анонимно
    29.04.2017 19:28

    Хакимов Р. поднимает очень важные вопросы для татар. Тролли, отстаньте от него.

  • Анонимно
    29.04.2017 19:56

    «СТРОИТЕЛЯМ НЕ НУЖНА ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА, ХОТЯ ВСЕ, КТО РАЗРУШАЛ ЭТОТ ПАМЯТНИК, БЫЛИ ТАТАРАМИ»
    это не татары, а шайтаны...

    • Анонимно
      30.04.2017 04:23

      Причем тут строители, они выполняют только то, что им заказывают собственники. А собственником тех номеров "Булгар" стало ПАО "Татнефть", оно и ответственно за снос исторической гостиницы, связанной с памятью Габдуллы Тукая. Между прочим, "Татнефть" претендовала там же еще на одно здание, примыкающее к зданию "Булгар", а именно дом, в котором размещался знаменитый "Шарекъ клубы" ("Восточный клуб"). Но нашелся отважный человек, не побоявшийся бросить вызов могущественной "Татнефти" (это в назидание Хакимову), это покойный директор Камаловского театра Шамиль Зиннурович Закиров. В ситуации, когда "Татнефть" уже фактически забирала себе здание, Шамиль Зиннурович через арбитражный суд вернуть дом "Шарекъ клубы" в собственность Театра им. Камала. Этот скромный человек был настоящим героем татарского народа, но никогда не хвастал своими подвигами. Этим своим качеством, он резко контрастировал с теми известными деятелями, которые постоянно хвастают своими несуществующими подвигами.

  • Анонимно
    29.04.2017 20:44

    ООО ТРО ВООПиК к ответу.

    Пусть расскажут сколько памятников спасли, а сколько было уничтожено.

    • Анонимно
      29.04.2017 23:11

      Минкульт к ответу призывайте, а не общественников

      • Анонимно
        30.04.2017 10:11

        Но ведь эти "общественники" создали ООО ТРО ВООПиК и выступают от лица всего общества.

        И не понятно на какие деньги "существуют", проводят свои собрания , арендуют дорогущие помещения и т.д.

  • Анонимно
    30.04.2017 06:01

    Меня удивляет в Тукае что он умер в таком молодом возрасте, 26 лет, и столько замечательного успел написать и как он любил наш Татарский народ и какой яркий след он оставил в памяти нашего народа! Побольше бы таких достойных татар!
    Татарин

  • Анонимно
    30.04.2017 07:17

    Как всегда, взаимоисключающие параграфы: надо, но нет, или надо, но поздно....))

  • Анонимно
    30.04.2017 11:18

    Габдула- продукт другого общества, не казанского. В Казани его не обучали и профессии для зарабатывания ему не дали. Не заметили в Казани его природного дара к поэзии. В Казани он умер от голода и чахотки.

    • Анонимно
      30.04.2017 12:10

      Профессии поэта не обучают, это дар божий. Тукай всю жизнь воспевал Казань, это основа его творчества. В те времена от чахотки умирали даже очень богатые люди, Антон Павлович Чехов тому пример.

      • Анонимно
        30.04.2017 13:32

        Уважаемый/уважаемая, у нас с вами источники информации одни и те же, но мыслим мы по разному, увы.
        Голод и болезнь- не одно и то же - это раз.
        Поэт может зарабатывать стихами, если его публиковать и не жадничать- это два.
        В конце концов, просто кормить- это три. Угробила Казань Тукая, хотя бы покаялись, что не доглядели, проворонили. Красивый юноша был, природа не поступилась на формы и краски.

        • Анонимно
          30.04.2017 14:24

          Огромное количество людей тогда умирало от туберкулеза, в те времена это была неизлечимая болезнь. К тому же, Тукай не доверял врачам, несмотря ни на какие уговоры, он избегал обращений к медикам. Вот ссылка: "Тукай турында биш кызыклы факт".
          http://www.azatliq.org/a/28448544.html

          • Анонимно
            30.04.2017 14:31

            Вы лучше о его доходах расскажите.

          • Анонимно
            30.04.2017 15:52

            Сказочка для умственно отсталых. Ему врачам нечем было платить.

            • Анонимно
              30.04.2017 16:20

              Лечением Тукая занимались крупные татарские промышленники-меценаты Рамиевы, Яушевы, Хусаиновы, никаких денег для этого не жалели, но туберкулез в те времена был неизлечим.

  • Анонимно
    30.04.2017 15:55

    Где личная переписка Такая?

  • Анонимно
    30.04.2017 18:27

    Здание номеров "Булгар" снесли 27 сентября 2008 года. А вот, что писалось за 2 года до сноса:

    "Здание бывшей гостиницы «Номера Булгар» в Казани, где провел последние годы своей жизни (1907-1913 гг.) Габдулла Тукай, должно сохранить свой исторический облик. Такое мнение высказал журналистам генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов. Он при этом отметил, что исходя из чисто практической целесообразности здание, много лет находящееся в плачевном состоянии, проще было бы снести. В настоящее время, нефтяная компания, ставшая владельцем этого здания, ждет от заинтересованных организаций предложений по его судьбе. На эту тему у гендиректора состоялся разговор с заместителем Премьер-министра РТ – министром культуры Зилей Валеевой.
    Одним из возможных вариантов Шафагат Тахаутдинов назвал сохранение с соответствующей реконструкцией фасадной стены здания и создание мемориальной комнаты, где жил Тукай, и где было написано большинство произведений классика татрской поэзии. В случае, если приемлемых предложений не поступит, «Татнефть» откажется от этого здания, поскольку не имеет по нему никаких обязательств, отметил глава компании.
    «Номера Булгар» - памятник архитектуры ХIХ века. Кирпичное трехэтажное здание расположено в нижней части города на углу улиц Московская (бывшая Кирова) и Татарстан, напротив Татарского академического театра им. Г.Камала. Дом построен в 1866 году по проекту архитектора Романова казанским купцом Апаковым. На башенке был флюгер в виде Зиланта. Находившиеся напротив Соборной мечети и рядом с Сенным базаром "Номера Булгар" пользовались широкой популярностью среди татарской интеллигенции. Нижний этаж был занят издательством и лавками."
    ИА "Татар-информ", 10 ноября 2006 г.

    • Анонимно
      30.04.2017 20:06

      Для Татнефти отремонтировать здание и передать в Минкульт было бы вообще незатратным мероприятием и правильным.
      Так что всё это просто прикрытие, хоть и красивое.

  • Низами
    30.04.2017 18:54

    Признают таланты после смерти,
    Ведь они уже не конкуренты!
    Здесь остался их бесценный дар,
    Посреди страданий, мук и карм.
    В круге, вечно недовольных, морд,
    Разорвался их души аккорд.
    Те, кто их гнобили и гоняли,
    Стали неожиданно друзьями,
    Бодро получая гонорары,
    Быстро издавая мемуары.
    Недопоняли, недооценили,
    Гениев мы здесь недолюбили!
    Но, опять же, если б не страдали,
    Чтобы они путнего создали?

    Г. Филиппова

  • Анонимно
    24.04.2018 15:02

    Меня отец учил на стихах Тукая. Но можно ли делать национального героя из тех, кто предал родину и стал военнослужащим армии врага. Это трус, который спрятал знаки политрука и потом скулил, когда приближалась расплата. А теперь герой.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль