Культура 
5.02.2019

«Это серьезный шаг к тому музыкальному театру, о котором мы все мечтаем»

KazanOperaLab: в Тинчуринском театре «расчехлили» оркестровую яму для сказки Артема Силкина и «клоуноперады» на либретто Сюмбель Гаффаровой

Не Шаляпинским фестивалем единым… Накануне в Казани прошел первый показ результатов KazanOperaLab, проведенной фондом Sforzando Данияра Соколова и объединившей молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов ради создания нового оперного материала. О том, есть ли будущее у произведений молодых композиторов, качестве акустики в театре им. Тинчурина и «атаке клонов» на острове, напоминающем Свияжск, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

В Казани прошел первый показ результатов KazanOperaLab, проведенной фондом Sforzando В Казани прошел первый показ результатов KazanOperaLab, проведенной фондом Sforzando

«МЫ ОПАСАЛИСЬ, А ПОЛУЧИЛАСЬ ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ МУЗЫКА»

Минувшим вечером театр им. Тинчурина сделал еще один шаг к приставке «музыкально-драматический» — спустя четыре года после премьеры «Кара Пулат» с его сцены вновь зазвучали оперы, правда, камерные. Впрочем, формально к репертуару Тинчуринского театра действо отношения не имело, спектакли были созданы в рамках KazanOperaLab — творческой и образовательной лаборатории для молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов. Она проходила в течение года: участники прослушали лекции и мастер-классы от многочисленных именитых специалистов, например оперного режиссера Василия Бархатова, а также композиторов Александра Маноцкова или Владимира Раннева.  А затем объединились в творческие группы «композитор — художник — драматург — режиссер», две из них показали результаты своей работы накануне.

«Мы провели огромную, очень необычную, беспрецедентную работу для нашей республики, — без ложной скромности говорил на предваряющей пресс-конференции директор фонда Sforzando Данияр Соколов. — У нас много молодежных проектов в плане музыкального и театрального искусства, но мы решили создать продукт, который полностью делается руками молодых талантливых людей». Лаборатория проводилась под девизом «молодым везде у нас дорога», то есть участники не были ограничены в выборе тем и приемов. «Мы опасались, что раз не поставили никаких рамок, то напишут что угодно, — признался Соколов. — А получилась очень красивая музыка. Участники лаборатории могли использовать электронные скрипки и компьютерные технологии, но ребята пошли по традиционному пути и сделали очень достойные работы. И актеры, и вокалисты, и музыканты очень трепетно к этой работе относятся».

Данияр Соколов: «У нас много молодежных проектов в плане музыкального и театрального искусства, но мы решили создать продукт, который полностью делается руками молодых талантливых людей» Данияр Соколов: «У нас много молодежных проектов в плане музыкального и театрального искусства, но мы решили создать продукт, который полностью делается руками молодых талантливых людей»

Камерные оперы были созданы выпускниками Казанской консерватории и музыкального училища. «Когда в прошлом году Данияр пришел [в министерство культуры], я еще была в должности замминистра, и его проект меня сильно насторожил, — вспоминает в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ ныне директор галереи современного искусства ГМИИ РТ Эльвира Камалова. — Потому что опера — это сложнейший жанр, нужно владеть музыкальными техниками, понимать структуру, формы и так далее. При этом у нас прекрасный состав ребят, которые могут петь все, у нас очень хорошие музыкальные кадры в Казани и Татарстане. И я считаю, что все удалось — Данияр молодец, что как менеджер и организатор смог это сделать, и Тинчуринский театр пошел на эксперимент. И вот это случилось, и это здорово!»

Первыми организаторы лаборатории показали камерную оперу «1+6» Ляйсан Абдуллиной на основе сказки директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина «Один плюс девять», а также соединение оперы и клоунады в «Бледно-голубой точке» Ильдара Камалова. Чуть позже, в конце февраля, казанских зрителей ожидает премьера камерных опер Ильяса Камала — одна посвящена жизни поэта Хади Такташа и называется «Минем Такташ», рабочее название другой — «Сны батыра», она станет продолжением балета Фарида Яруллина «Шурале» и создана совместно с режиссером Мниром Соколовым. Директор фонда Sforzando не исключает, что оперы в дальнейшем могут повезти по районам Татарстана: «Мы делали мобильную историю, чтобы ее можно было бы и на улице показать, и в любой локации. В советский период много именитых музыкантов ездили по всей стране, в деревушки. Это очень важная история, чтобы люди помнили свою культуру, знали мировую культуру. От музыкантов  это тоже зависит — в районы не каждый поедет, поэтому мы ведем работу внутри коллектива, убеждаем, что нужно ездить к пенсионерам, ветеранам, в дома инвалидов, музыкальные школы».

«1+6» получилась легкой и веселой сказкой с оттенками оперетты и мюзикла «1+6» получилась легкой и веселой сказкой с оттенками оперетты и мюзикла

«ЗАДОРНАЯ ТРЕШ-ПАРОДИЯ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОПЕРУ»

«1+6» получилась легкой и веселой сказкой с оттенками оперетты и мюзикла, ее действие происходит на острове. По сюжету Председатель мучается от того, что на острове много бед и жалоб местных жителей, а он один ловкий и умелый. Герой решает пойти к местной колдунье Сметанихе, чтобы она что-нибудь придумала. Та дает ему шипучую таблетку, которая, растворившись в воде, загорается голубым светом и должна решить проблемы Председателя. Отчасти так и происходит — на утро в его доме появляются шесть Клонов (которых играют те же актеры, что исполняли роли островитян), которые умеют и любят работать. И не только — они начинают копировать Председателя во всем, вплоть до его ухаживаний за Девушкой (которая и рада вниманию шести бравых молодцев). Когда даже родная мать не может определить, кто из идентичных Председателей — настоящий, главный герой умоляет Сметаниху вернуть все, как было, и после счастливой развязки начинает работать за двоих, а радостные жители острова поют мораль: «Должны быть люди разные, и что ж такого, ведь иначе интереса никакого».

Как рассказал Силкин корреспонденту «БИЗНЕС Online», его сказка основана на реальных событиях: «Нельзя сказать, что главный герой — полностью мое альтер-эго, но, когда я оказался в Свияжске, где полностью была разрушена система муниципального управления и пришлось ее создавать с нуля, у меня были очень противоречивые чувства. Но поскольку я человек оптимистичный по натуре, то не мог воспринимать это трагически, поэтому у меня это вылилось в трагикомическую сказку. Очень тяжело работать в сельской местности, и сейчас я понимаю, что у них героические характеры, хотя это абсолютно незаметно», — отметил Силкин. О своих впечатлениях об опере он говорит сдержанно: «Мне, как первоавтору, в любом случае приятно, что обратились к произведению, которое я сочинил когда-то на основе реальных событий. Сказка — камерный жанр, и странно видеть это на сцене в таком большом масштабе. Мне это видится как более локальная, уютная история. А тут она приобрела эпический размах».

«Это коротко, это не скучно, это не нудно, это не толстые женщины, которые вышли и попели, а это молодежь, это быстро, емко и интересно» «Это коротко, это не скучно, это не нудно. Это не толстые женщины, которые вышли и попели, а это молодежь, это быстро, емко и интересно»

Режиссер Василиса Шмелева признается, что консультировалась с Силкиным… в «Инстаграме». «В директе я ему писала: „Артем Николаевич, а если я сделаю так, можно?“. Он отвечал: „Можно“,  „А если так?“ — „Не можно, но можно“», — рассказала Шмелева «БИЗНЕС Online». Постановку своей команды она характеризует следующим образом: «Это коротко, это не скучно, это не нудно. Это не толстые женщины, которые вышли и попели, а это молодежь, это быстро, емко и интересно». В пользу ее слов говорит минималистичная сценография, созданная Шмелевой совместно с художником Ксенией Шачневой — на сцене мы видим лишь белый деревянный стол на колесиках и белую растяжку-фон. В интерьере Сметанихи появляются стулья с самоваром, а в сцене Девушки — оконная рама со схематичным цветочным горшком. Костюмы тоже были весьма аскетичны — Клоны носили чёрные футболки и брюки, а Председатель — тоже черные рубашку, брюки и вельветовый пиджак. Облачена в черное и Сметаниха, у мамы Председателя есть белый пиджак, а у Девушки — белая юбка-пачка (видимо, символы любви главного героя). Кроме черного и белого, в постановке фигурирует голубой — как символ мечты главного героя, сперва ложной, а потом истинной. Сценическое решение нельзя назвать совсем новым — подобная концепция, как напомнила корреспонденту «БИЗНЕС Online» музыковед, старший преподаватель Казанской консерватории и автор курса лекций в «Смене» «Краткая история новой музыки» Анна Маклыгина, была применена в «Пиковой даме» Большого театра.

Маклыгина отмечает, что Абдуллина проявила себя как мастер легкой музыки и достаточно свежей оркестровки. Доцент консерватории Анна Сокольская, в свою очередь, в Telegram-канале «Ножик арнонкура» называет оперу Абдуллиной задорно и умело инструментованной трэш-пародией на национальную оперу. «Пародия, впрочем, не слишком смешная — потому что цель ее уж очень большая, со среднего бронтозавра габаритами, потому то об Шостаковича, то об Римского-Корсакова. Самовар у нас условный, деревянный (и это, кстати, было мило), текст шутейный, мизансцены полуопереточные, музыка нарядная», — заключает Сокольская.

«СТОЛКНОВЕНИЕ СЛОЖНОЙ, ГЛУБОКОЙ МУЗЫКИ С ПОШЛОВАТО-ПРИМИТИВНОЙ ВПЕЧАТЛЯЕТ»

После антракта публике показали оперу Камалова «Бледно-голубая точка» по либретто уже именитого драматурга Сюмбель Гаффаровой, в котором нашлось место отсылкам и к Виктору Гюго, и к астроному Карлу Сагану. «Мы долго выбирали тему, и в итоге пришли к общечеловеческим проблемам. Решили сделать оперу в эстетике клоунады и даже придумали термин „клоуноперада“. Представьте, что перед вами большая лупа, стекло разноцветное и оно искажает пространство. И вы через него смотрите и видите мир вокруг вас. Вы его узнаете, но иногда он кажется немного смешным, немного искривленным — вот в такой эстетике мы создали нашу оперу», — пояснял Камалов журналистам.

Опера «Бледно-голубая точка» по либретто уже именитого драматурга Сюмбель Гаффаровой, в котором нашлось место отсылкам и к Виктору Гюго, и к астроному Карлу Сагану Опера «Бледно-голубая точка» по либретто уже именитого драматурга Сюмбель Гаффаровой, в котором нашлось место отсылкам и к Виктору Гюго, и к астроному Карлу Сагану

В постановке пять глав — о ненависти, погоне за наживой, счастье, свободе и самой Земле, все они разворачиваются в игровом пространстве. Увертюра к опере сопровождалась проекцией размытых точек — голубых, розовых, желтых, зеленых, одна из них постепенно вобрала в себя остальные и осталась на экране одна, превратившись в ту самую бледно-голубую точку. После этого на сцене появились клоуны в ярких нарядах и с кругами и точками на лице разных цветов. Однако на этом магия кончилась и начались проблемы с акустикой — слова Клоуна невозможно было разобрать, и первый монолог так и остался непонятным. Та же судьба постигла и следующий монолог, из которого до первого ряда доносились только отдельные слова. Третьей главе сыграло на руку то, что рассказ о неуловимом счастье был почти бессловесным — актеры начали интерактивную часть оперы и вышли в народ, обнимая зрителей и пуская в зал большие шары. В какой-то момент один такой шар упал в оркестровую яму и, судя по последовавшему за этим хлопку, не очень обрадовал музыкантов.

«„Бледно-голубая точка“ осталась для меня шоу с инструментальной музыкой — потому что за полчаса действия я смогла разобрать ровно две реплики, не услышала рэпа Главного Клоуна и из-за чего бунтует Клоунесса тоже не услышала, а жаль», — пишет Сокольская. И действительно, хотя большим преимуществом оперы стали плавные, почти бесшовные переходы от одной главы к другой, из-за рассинхронизации в звуке не удается уловить ни развязку общественного порицания Клоунессы, ни морали второй части. «Чуть-чуть мне не хватило понятного текста во второй опере, хотя по музыке это очень здорово», — говорит Камалова. У Маклыгиной музыка «Бледно-голубой точки» вызывала двоякое ощущение: «С одной стороны, это столкновение такой сложной, глубокой музыки с пошловато-примитивной, да еще вкупе с абсурдом, который происходит на сцене в виде клоунов, не оставляет равнодушным, впечатляет. С другой стороны, не обошлось и без аллюзий на музыку Эдуарда Артемьева и Макса Рихтера. Однако в этом страшного ничего нет, такие заимствования вполне нормальны для молодых композиторов». Музыкальная ткань оперы и вправду впечатляет и выглядит многообещающе, однако то ли из-за неразборчивого текста, то ли режиссуры общий тон постановки кажется несколько претенциозным.

Музыкальная ткань оперы впечатляет и выглядит многообещающе Музыкальная ткань оперы впечатляет и выглядит многообещающе

«ЕСЛИ БЫ ВСЕ СОБРАЛИСЬ ВМЕСТЕ, ТО ДАВНО БЫЛ БЫ ДВОРЕЦ»

«Я очень рад тому, что это вообще состоялось, музыкально, — сказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ уже опытный оперный композитор Эльмир Низамов и, кстати, педагог по Казанской консерватории автора „1+6“ Абдуллиной. — Казань давно готова к этому. Я сам преподаю в консерватории, это наши студенты, выпускники, и я очень горд, что они способны создавать такие полотна. Музыкально эти оперы очень профессиональны и звучат убедительно. И я рад, что композиторы доходят до сцены — пусть пока в форме лаборатории, но это уже серьезный шаг в сторону развития театра в нашем городе и регионе, к тому самому музыкальному театру, о котором мы все мечтаем. Это еще один пример того, что мы к этому готовы и у нас есть все для этого: исполнители, постановщики, авторы. Все познается только в работе — мы можем долго обо всем говорить, но, пока мы не сделаем чего-то, мы этого не поймем».

Эльмир Низамов: «Я очень рад тому, что это вообще состоялось, музыкально» Эльмир Низамов: «Я очень рад тому, что это вообще состоялось, музыкально»

Солидарна с Низамовым и Камалова, однако она считает, что для ввода опер в репертуар их стоит расширить и доработать: «Можно было бы на сцене драматического театра или на экспериментальной площадке собрать, доделать, додумать, чуть-чуть музыки дописать — и почему бы не устроить вечер камерных опер?» Еще недавно первый замминистра культуры РТ, Камалова считает, что с точки зрения государственной целесообразности такие проекты нужно поддерживать, потому что они аккумулируют творческую энергию молодых исполнителей и рождают коммуникацию с органами государственной власти. Кроме того, новоиспеченная хозяйка ГСИ видит такие постановки и на площадке галереи: «Обязательно эти оперы нужно адаптировать под open air — скоро лето, интерес у публики очень большой. И мы, как галерея современного искусства, говорили о том, что можно и у нас их поставить, потому что есть прекрасные возможности и к нам ходит много народу. Летняя линейка может стать систематической репертуарной работой. Сегодня полный зал, который показал, что людям это интересно, и значит, эту линию надо продолжать».

Маклыгина называет премьеру опер значительным событием для культурной жизни Казани: «Какой еще город России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, может похвастаться премьерой опер сразу двух молодых композиторов? Перед нами интересные ребята, которые не боятся экспериментировать. Эти оперы заслуживают свое место на музыкально-театральных площадках, эти постановки будут интересны как любителям понятной, тональной музыки, так и поклонникам нестандартных, неординарных музыкально-театральных решений».

Директор Sforzando Соколов подчеркивает, что не претендует на репертуар Тинчуринского театра, — исполнителям и авторам прежде всего необходима площадка для выступлений. «Не только нам нужно место, но и много кому — например, ребятам, которые занимаются татарским альтернативным искусством. Если бы мы все вместе били в одну точку — все, кто хочет музыкальным театром заниматься, молодежное искусство продвигать, — вместе собрались в какую-то общность, разговаривали друг с другом, не тянули на себя у министерства и президента одеяло, а сказали, что мы крутые и все можем, тогда давно был бы дворец и всем бы места хватило», — замечает директор фонда Sforzando. Что ж, вчера вечером зрители воочию убедились, насколько продуктивным может быть объединение творческих сил — и возможно, однажды у этого объединения появится физическая оболочка в виде нового музыкального театра.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.02.2019 13:39

Мнение каждого человека очень субъективно, тем более в искусстве. Нужно смотреть своими глазами и самому оценивать.

Эти представления были не для чиновников или руководителей культурных государственных учреждений, а для простых зрителей. Почему так редко или вообще никогда не спрашивают мнение простых людей?

Несмотря на некоторые огрехи (вызванные скорее всего несоответствием площадки самой идее), ребята выступили хорошо. Видно, что все талантливые, все выложились. Сколько часов и дней репетиций стоит за одним часом нахождения на сцене!!

Давайте поддержим ребят!! Выступили отлично!! Будем ждать новых представлений!! Спасибо!!

  • Анонимно
    5.02.2019 10:26

    Молодцы, всегда нравился театр им Тинчурина!

  • Анонимно
    5.02.2019 12:24

    Камалова - не хозяйка ГСО и не директор, а всего лишь заведующая.

    • Анонимно
      5.02.2019 18:46

      Что не мешает ей создавать хорошие мероприятия, подтягивать интересных людей! Жизнь в ГСИ закипела, и Вам, вместо того чтобы злобствовать и обливать единственного профессионала в минкульте, сходили бы и посмотрели их движуху)))

      • Анонимно
        6.02.2019 14:53

        А кто создает эту движуху, уж не Камалова ли? Директор музея изобразительных искусств уважаемый в городе человек, она инициатор всех проектов, создаваемых на площадках учреждения. Камалова же пришла в ГСИ на все готовое, после капитального ремонта, как можно приписывать ей не заслуженные успехи. Если только за концерт

        • Анонимно
          6.02.2019 15:49

          Розалия МИргалимовна - умница редкая, все выставки на ней, и с этим никто не спорит. Но ведь в ГСИ много другой жизни идет, не только концерты, это и лекции, встречи, вот неделю тарковского провели. Уверены, что это только начало, галерея только открылась. Бедная Эльвира Рафаэлевна, сколько вы еще грязи на нее выльете? Интеллигентный профессионал, плюс огромный административный ресурс на пользу дела. У Вас, видимо, что-то личное, нельзя так уж искажать

  • Анонимно
    5.02.2019 13:01

    Новые формы нужны. А любой сон превращается в начало конца. Жизнь- в движении. Данияр молодец!

  • Анонимно
    5.02.2019 13:11

    Автору статьи - респект!

  • Анонимно
    5.02.2019 13:39

    Мнение каждого человека очень субъективно, тем более в искусстве. Нужно смотреть своими глазами и самому оценивать.

    Эти представления были не для чиновников или руководителей культурных государственных учреждений, а для простых зрителей. Почему так редко или вообще никогда не спрашивают мнение простых людей?

    Несмотря на некоторые огрехи (вызванные скорее всего несоответствием площадки самой идее), ребята выступили хорошо. Видно, что все талантливые, все выложились. Сколько часов и дней репетиций стоит за одним часом нахождения на сцене!!

    Давайте поддержим ребят!! Выступили отлично!! Будем ждать новых представлений!! Спасибо!!

  • Анонимно
    5.02.2019 16:59

    стыдно,такие здоровые, работать надо.

  • Анонимно
    5.02.2019 17:28

    У фонда Сфорцандо уже 7 опер в репертуаре, лично видела каждую. Вчера состоялись премьеры еще двух, на подходе еще 2 новые, итого 11. Все они созданы силами татарстанских музыкантов, певцов, режиссеров. Что еще нужно, какие доказательства, что в Казани реально существует камерный музыкальный театр?! Хватит болтать! Дайте людям возможность работать нормально, не в экстремальных условиях! Все болтают про оперный театр, национальную оперу, да козе понятно, что у театра Джалиля другая линия, у каждого менеджера свое видение развития театра. Есть молодая, профессиональная команда, способная работать на мировом уровне, создайте ей условия и будет прорыв! Есть менеджер способный собирать и аккумулировать прогрессивные силы - поддержите его!

    • Анонимно
      5.02.2019 18:07

      И бюджеты тоже несопоставимы

    • Анонимно
      6.02.2019 15:39

      Создайте им отдельные условия! Не трогайте театр!
      Почему то молодежный театр на булаке своими силами все организовал. А этим подавай сразу помещение готовое. и переделывай все ради них. И любимые постановки зрителей подвиньте на будние дни в рабочее время!

  • Анонимно
    5.02.2019 17:58

    Оркестр звучал превосходно, отлично!!!браво музыкантам и Маэстро!я восхищена!!!еще один профессиональный оркестр в Казани! Браво

  • Анонимно
    6.02.2019 00:26

    Директору театра надо сказать спасибо. Молодец композитор Низамов Э. Профессионально играли музыканты, есть команда боеспособная среди молодежи РТ.

  • Анонимно
    6.02.2019 08:18

    Фотографии Ирины Ерохиной говорят больше, чем тонна текста! Брава, коллега, искренне твой Илья Шалман!

  • Анонимно
    6.02.2019 14:43

    Театр Тинчурина - это татарский народный театр!
    Я и моя семья хотим смотреть в нем театр с участием актеров театра Тинчурина, а не клоунаду, которую устроили в одном из любимых театров. Даже здесь татарский дух разрушаете! Полно старых заведений в центре. Отремонтируйте и делайте, что хотите!
    Оставьте, пожалуйста, театр Тинчурина в той "ауре", которую мы все знаем!!!

    • Анонимно
      6.02.2019 15:30

      Полностью поддерживаю.
      Татары с разных уголков России приезжают, чтобы посмотреть постановки тинчуринцев.
      Куда смотрит министерство культуры... Хотя министру явно не до чувств татар. Она же с Баку. А рулит тут, в Казани. Будем азербайджанскую культуру внедрять

      • Анонимно
        7.02.2019 00:41

        ребята успокойтесь, никто не поднимает руку на театр, там где муссируется национальность, там отсутствует элементарная культура. Театр это прежде культура . а оперная музыка это проявление высшей музыкальной культуры народа показатель его цивилизованности так будьте так будьте цивилизованными людьми не ругайтесь все у вас будет просто замечательно . Удачи вам любители изящного искусства, любители театра))))))

        • Анонимно
          7.02.2019 12:12

          Как раз-таки поднимают. Как будут делить время? У нас есть театр оперы и балета, почему бы им туда не перебраться, если уж сразу здание им в центре нужно? Логичнее же в театре оперы делать.

          • Анонимно
            7.02.2019 13:21

            Странно, но да ладно, кинотеатр "Победы" забрали и под татарский театр, ужас теперь победы теперь нет, как жить? Не понимаю, как жить, Победу у людей отняли)))

          • Анонимно
            7.02.2019 13:29

            Удивляйте поражайте людей своим творчеством, театр будет полон и победа будет за вами это точно!!!!)))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль