Банки 
4.03.2019

Айрат Хайруллин: «Для нас Энергобанк – это самодостаточный бизнес»

Совладелец одного из старейших банков России рассказал о его взаимоотношениях с предприятиями группы «Красный Восток»

В годы позднего СССР новую кредитную организацию можно было зарегистрировать всего за 15 минут. Будущие финансисты зашли в Госбанк СССР, поставили нужные визы — и уже вечером могли пить шампанское за будущие победы. Так в 1989 году родился Таткомбанк, который в 1994-м сменил название на Энергобанк. В своем интервью «БИЗНЕС Online» совладелец банка, депутат Госдумы Айрат Хайруллин рассказал о том, какой путь за 30 лет прошел банк, как менялись его функции и каким он видит будущее Энергобанка.

Айрат Хайруллин — совладелец Энергобанка, депутат ГосдумыФото: «БИЗНЕС Online»

«РУКОВОДСТВО БАНКА ВСЕГДА ПОНИМАЛО, ЧТО СИЮМИНУТНАЯ ВЫГОДА ОБОРАЧИВАЕТСЯ МЫЛЬНЫМ ПУЗЫРЕМ»

— Айрат Назипович, отмечающий 30-летие Энергобанк — не единственное детище, которое было «выращено» вами еще до того, как вы стали избираться в Госдуму. До начала своей депутатской деятельности вы основали более 160 предприятий различной направленности, строили заводы, создавали тысячи рабочих мест и были даже четвертым налогоплательщиком Татарстана. Расскажите, как в то время создавался банк, почему было принято такое решение?

— Государство само создало предпосылки для возникновения коммерческих банков. Еще в годы позднего СССР, в период перестройки и начала кооперативного движения, вышло постановление, которое разрешило оказывать предприятиям финансовую помощь другим организациям из собственных средств. И новую кредитную организацию зарегистрировали всего… за 15 минут. Будущие финансисты зашли в Госбанк СССР со всеми необходимыми документами, поставили нужные визы — и уже вечером могли пить шампанское за будущие победы. Так родился Таткомбанк. В 1994 году название сменили на Энергобанк.

Первым клиентом был тогдашний начальник финансового отдела КОМЗа, затем началась большая работа с «Татпотребсоюзом», планировалось стратегическое партнерство с «Татэнерго», впоследствии ставшими ценными партнерами. Кстати, прошло совсем немного времени, и один из авторитетнейших европейских журналов Euromoney включил татарстанский банк в список новых коммерческих банков Советского Союза.

Вообще, вместе со своей страной банк пережил все перипетии новейшей истории: развал Советского Союза, «павловские» реформы, деноминацию, «черные понедельники» и вторники.

— Что тогда помогало выстоять?

— В эпоху, когда как грибы росли МММ, «Хопер-Инвест» и иные всевозможные финансовые пирамиды, которые брали депозиты под немыслимые проценты — 200, 300 годовых, Энергобанк спасали консерватизм, спокойствие и нежелание участвовать ни в каких авантюрах. Ну и, конечно, его главный актив — надежные клиенты. Руководство банка всегда понимало, что сиюминутная выгода оборачивается мыльным пузырем и так деньги приумножать невозможно. А ведь тогда из-за своей жадности и непросчитанных рисков прекратили свое существование сотни банковских структур. А Энергобанк в 1994 году показал устойчивый рост основных экономических показателей своей работы. Чуть позже, кажется, в 2006 или в 2005 году, Центробанк РФ посчитал Энергобанк вторым по надежности в стране. Мы все этим страшно гордились.

Собственно, почему нет? Банк без проблем пережил все кризисы 90-х, включая кризис 1998 года. А тогда даже крупнейшие госбанки страны приостанавливали проводки и задерживали средства клиентов. Практически все — кроме Энергобанка. В любой, даже самой трудной, ситуации он все делает для своих клиентов. В кризисы 1998 и 2008 годов доходило до того, что заемщикам в ущерб себе опускали ставку по обслуживаемым кредитам до одного процента годовых, формируя 100-процентные резервы, лишь бы поддержать и вытащить своего клиента. Хотя другие банки, наоборот, ставку задирали, и тем самым даже разорили многих своих клиентов. Энергобанк же всегда дорожил доверием своих заемщиков и всегда старался действовать оперативно и гибко в их интересах.

Фото предоставлено архивом АКБ «Энергобанк»(ПАО)

— Как изменялась роль Энергобанка за прошедшие 30 лет? Какая роль сейчас у банка: это финансовый центр бизнес-империи, финансирующий корпоративные проекты или один из самостоятельных видов бизнеса, развивающийся независимо от других?

— Все мои предприятия с 1990 года обслуживались в Энергобанке, и уже к 1993 году мы с братом сформировали основные его обороты, еще даже не будучи его акционерами. В принципе, наши предприятия формировали основу надежности и ликвидности банка, даже если мы никогда не кредитовались в нем, мы вообще не кредитовались в банках, так как нам всегда хватало своих ресурсов. Но регулятор требовал пошагового увеличения капитала, а так как акционеры сами этого не могли сделать, то уговорили меня войти в капитал банка.

С вхождением в состав акционеров Энергобанка «Красного Востока» и с началом активного делового сотрудничества открылись новые горизонты, перспективы роста, развития и укрепления. За прошедшие 30 лет с момента основания, банк прошел большой и трудный путь. Из небольшого банка с уставным капиталом менее одного миллиона рублей он вырос в универсальный банк с широким спектром услуг. А по итогам опроса читателей еженедельника «АиФ-регион», в 2003 году он был признан «Банком года».

В те времена мы работали со многими предприятиями, которые впоследствии стали отраслеобразующими, шла большая работа с зарплатными проектами. Энергобанк постепенно развивался, образуя самодостаточный бизнес, реализуя стратегию работы с физическими лицами, а не только с корпоративными клиентами. В линейке продуктов появились и сразу стали популярными автокредитование и в последнее время ипотечные продукты. Банк активно работает с физическими лицами, расширяет сеть офисов, которые открываются и в Казани, и за пределами Татарстана. Развивается сеть банкоматов, внедряются новые карточные продукты. Очень скоро появится интернет-банкинг для физических лиц, банк станет еще доступнее для мобильных пользователей.

Энергобанк совершил качественный скачок, и с учетом того, каких он добивается успехов, конечно, это, повторю, самодостаточный бизнес.

Фото предоставлено архивом АКБ «Энергобанк»(ПАО)

«ЗА 30 ЛЕТ У БАНКА СЛОЖИЛИСЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ТЕПЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ, ЕМУ ВЕРЯТ»

— По итогам 2018 года Энергобанк вошел в тройку лидеров татарстанского банковского рынка по приросту прибыли, увеличив ее в 2,2 раза. Вы ведь тоже знаете, за счет чего удалось добиться такого результата?

— Конечно. Мне хорошо известно, что весь прошедший год в работе коллектива банка был вектор — обеспечить прирост объемов. Были использованы рыночные возможности в части работы с государственными субсидиями, в программе автокредитования нашего населения и с субсидиями для малого и среднего бизнеса. Объем прибыли банка еще предстоит уточнить, так как в отличие от других банков Энергобанк всегда формирует большие резервы. Это снижает текущий капитал банка, но его руководство считает, что за счет этого укрепляется надежность, а это, на мой взгляд, для банка самое главное. В целом можно сказать, что банк использует рыночные возможности в полном объеме, не участвует в сомнительных операциях, сделках и за счет этого всегда растет.

 — Каковы конкурентные преимущества продуктов Энергобанка для корпоративных клиентов и физлиц?

— Конечно, об этом лучше расскажут руководители, я лично уже давно этим не занимаюсь, но главные принципы, делегированные от собственников, — это надежность, гибкость и очень бережное отношение к своим клиентам, возможность оказать поддержку в трудные моменты, когда другие банки отказываются и лишь требуют исполнения ковенант или досрочного погашения кредитов. За 30 лет у Энергобанка сложились по-настоящему теплые отношения с клиентами, ему верят. Я знаю, что есть семьи, которые считают банк своим, семейным, бабушки держат вклады, внуки покупают квартиры и так далее. К тому же каждый клиент у банка штучный, есть человечный подход к людям. Что касается корпоративного кредитования — можно сказать, что и тут не обошлось без семейственности, клиенты годами дружат с банком, верят ему, и многое достигается за счет того, что Энергобанк всегда старается идти навстречу клиенту, подбирая для него максимально подходящие условия.

Фото предоставлено архивом АКБ «Энергобанк»(ПАО)

— В марте прошлого года Энергобанк стал одним из четырех операторов казанской городской программы кредитования малого и среднего бизнеса. Это ведь касается и курируемой вами в Госдуме отрасли сельского хозяйства. Насколько эффективен такой инструмент поддержки МСБ?

— Кредитование реального сектора экономики с первого дня создания и по сегодняшний день является главным направлением деятельности банка. Заинтересованность в сотрудничестве с малым и средним бизнесом очевидна. Это подтверждает и ставка, предложенная банком в рамках казанской городской программы, — она оказалась наименьшей из предложенных другими участниками. С учетом того, что исполком Казани субсидирует 6 процентов, фактическая ставка для бизнеса по кредиту составляет всего 4,25 процента. Участие в подобных программах дает Энергобанку возможность оказать финансовую поддержку предпринимателям. Я видел, что банк активно рекламировал эту программу на разных площадках, но, чтобы охватить информацией всех заинтересованных предпринимателей, на мой взгляд, властям необходимо привлекать и другие каналы информирования кроме рекламных. Например, почему бы в этом не поучаствовать и налоговой инспекции, которая заинтересована в росте налоговой базы?

Вообще, как мне стало известно, в настоящее время банк успешно прошел конкурсный отбор для участия в программе кредитования малого и среднего бизнеса под 8,5 процента. В текущем году Энергобанк планирует поучаствовать и в программе льготного кредитования сельского хозяйства — очень нужный и своевременный инструмент поддержки села, на мой взгляд.

— Тем более руководство страны уже обозначило сельское хозяйство приоритетной отраслью.

— Именно. В этом вопросе считаю, что и российский Центробанк должен изменить свое отношение к сельскому хозяйству. Нам по примеру развитых стран необходимо перестать считать кредитование отрасли высокорискованным, ухудшающим качество кредитного портфеля и снижающим рейтинги банков. Вместо запретительных ограничений необходимо, наоборот, создавать заинтересованность в кредитовании отрасли, производящей продовольствие и обеспечивающей заселение территорий. На мой взгляд, в аграрном секторе еще скрыты огромные резервы развития. Отрасль очень капиталоемкая и требует огромных инвестиций, но ее развитие способно запустить огромный маховик смежных отраслей экономики страны. Между прочим, во времена СССР Агропромбанк был крупнее Сберкассы — предка сегодняшнего Сбербанка.

Мы в аграрном комитете Госдумы считаем, что доходность сельского хозяйства в силу нарастания диспаритета цен несправедливо занижается, хотя мировая практика успешного развития стран ЕС, США, Канады уже доказала, что необходимо наращивать доходность в этом секторе экономики, стремиться к тому, чтобы доходы занятых в сельском хозяйстве были выше, чем в городе. Только так можно удержать людей в родной деревне и добиться равномерного развития страны, победить бедность, которая в России главным образом сосредоточена в сельской местности.

— Планируется ли наращивать уставной капитал банка или вы считаете его оптимальным? 

— На сегодняшний день банк является самодостаточным и в дополнительном капитале не нуждается.

На правах рекламы

Предприятия: АКБ "Энергобанк"
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.03.2019 08:45

    норм банк

  • Анонимно
    4.03.2019 10:39

    В 1998 и 2008 Энергобанк не подвел. По хорошему, консервативный банк.

    • Анонимно
      4.03.2019 19:22

      У меня в 1998 году деньги хранились в 3 банках. В Инкомбанке сгорели все. В Сбере валюту пересчитали по новому курсу. Одним словом потерял больше половины. В Энергобанке вернули все до копейки. Респект и уважение. Спасибо за порядочность. До сих пор работаю только с Энергобанком.

      • Анонимно
        4.03.2019 20:42

        Вообще гигантомания не нужно ни где. Банк должен быть таких размеров что бы его руководитель знал своих клиентов.

        • Анонимно
          5.03.2019 19:44

          Так успех Энергобанка как раз в том и заключается, что они со своими клиентами работают вместе не годы, а десятки уже лет.

  • Анонимно
    4.03.2019 15:14

    30 лет достойный результат для банка! Вперед и к целям. Поздравляю

  • Анонимно
    4.03.2019 15:19

    Любой банк- это люди прежде всего. И только потом- деньги. Коллектив там чудесный, и Руководство, которое слышит людей. Поздравляем банк с юбилеем! Желаем процветания!

    • Анонимно
      4.03.2019 21:44

      Конечно же прежде всего банк- это ресурсы: капитал и привлечения, с целью предоставления финансирования. Конечно роль работников нельзя занижать. Лишь они оживляют процессы. Разумеется мы присоединяемся к по-дравлениям с праздником.

  • Анонимно
    4.03.2019 15:38

    Наш пострел везде поспел. Никогда даже не думал о том, что первый коммерческий банк в Татарстане имеет отношение к Хайруллину.

  • Анонимно
    4.03.2019 15:43

    Поздравляю банк и весь его коллектив с 30-летием. Серьезная дата для банка, о многом говорит в наши непростые времена. Неоднократно пользовался его услугами, помогли купить автомобиль и квартиру при этом ни разу не нагрузили какими либо дополнительными ненужными мне услугами. Родители на протяжении многих лет держат в нем свои вклады. Желаю им и дальше идти в правильном направлении.

  • Анонимно
    4.03.2019 15:49

    Разве бывают банки которым не нужен дополнительный капитал? Неужели у них нет жадности банкирской?

    • Анонимно
      4.03.2019 19:08

      Если не воровать деньги вкладчиков и не лишковать с процентом по кредитам, то хватит банку и капитала и доходов и устойчивости.

  • Анонимно
    4.03.2019 15:50

    Да...молодцы...всегда находят решение вопросов, пусть не всегда быстро, но всегда помогают.

  • Анонимно
    4.03.2019 15:51

    Если бы все банки так же бы по честному кредитовали бы реальный сектор экономики, то мы бы давно бы уже жили в другой стране.

    • Анонимно
      4.03.2019 19:10

      Это точно. Давно бы жили в другой стране если бы ЦБ под диктовку Сбера, уничтожающего одного за другим своих заёмщиков не уничтожал бы банки. Во всем должна быть конкуренция. Успех Энергобанк тому подтверждение.

  • Анонимно
    4.03.2019 16:18

    Было бы хорошо если бы кроме РСХБ был бы ещё банк в котором можно было бы получить на посменную льготный кредит для ВПР. С ума сойдёшь пока в нем кредит получишь. Мы в прошлом году 2 месяца промучились и не успели. Пришлось кредитоваться у посредников под 20 % годовых. Разве так сельское хозяйство вести можно?

    • Анонимно
      4.03.2019 19:11

      Государство совершает большую ошибку монополизируя банковскую сферу вокруг 2-3 федеральных банков. В конечном счете для потребителей все окажется на много дороже.

      • Анонимно
        5.03.2019 19:42

        Это точно. Вон наплодили Магнитов и Пятерочек. В результате столько семейных магазинов позакрывалось. Так же по ходу будет и с банками.

  • Анонимно
    4.03.2019 17:48

    Мы в этом банке отслуживаемся ещё с того времени когда он назывался ТКБ - сокращённо Таткомбанк. Ещё с 1992 года. Все те кого знали тогда до сих пор работают в этом банке. Всегда создаётся впечатление что сотрудников становится только больше, но старая гвардия сохраняется. Может быть за исключением тех, кто вышел на пенсию.

    • Анонимно
      4.03.2019 19:13

      Конечно это так! Банк и заёмщик всегда плывут в одной лодке. Это известная истина. Только когда хорошо заемщику будет хорошо банку- кредитору. Те кто это не понял, вспомните Татфондбанк, Интехбанк и других.

  • Анонимно
    4.03.2019 17:54

    Молодцы! Хороший коллектив, второй раз пользуюсь их услугами-брала кредит на квартиру, сейчас выплачиваю за автомобиль. Очень довольна, специалисты очень правдиво и доходчиво объясняют плюсы
    продуктов банка, всегда с пониманием относятся к клиентам.Всем своим знакомым советую этот надежный банк.
    Успехов, процветания и удачи!

    • Анонимно
      4.03.2019 19:13

      Спасибо вам за добрые слова добрые люди.

  • Анонимно
    4.03.2019 17:56

    Согласен что отношение банков к сельскому хозяйству должно измениться. Если по мнению ЦБ РФ кредитовать сельское хозяйство высокорискованно, то точно не все в порядке с подходами ЦБ. Деньгами сыт не будешь. Ещё вопрос, будут ли поставлять к нам продовольствие в будущем. Во всем мире ЦБ отвечает за развитие производства и только в РФ за снижение инфляции. Причём оценки этой инфляции всегда странные и не соответствующие восприятию граждан.

    • Анонимно
      4.03.2019 19:17

      Что бы это произошло, должно наступить понимание того для чего суверенное государство сохраняет свою денежную единицу. В любом развитом государстве денежная система действует в интересах национальной экономики и благополучия государства. Разумеется сельское хозяйство - это основа. Первоочередно нужно поесть и одеться, лишь затем думать об удовольствиях.

      • Анонимно
        4.03.2019 21:40

        Прежде всего государство должно разработать и поддерживать систему кредитования не выше 5% годовых для кредитования реального сектора экономики. Все наши предприятия задыхаются от нехватки и дороговизны ресурсов. Чем дешевле и доступнее кредиты тем выше зарплаты работников.

        • Анонимно
          5.03.2019 18:57

          Во всем мире банковская система действует а интересах развития страны.

      • Анонимно
        5.03.2019 18:59

        Даже Карл Маркс в Капитале писал что человек должен сперва удовлетворить свои потребности лишь затем думать о политике. Конечно первично сельское хозяйство, затем перерабатывающая промышленность.

  • Анонимно
    4.03.2019 18:01

    Хайруллин всегда открыто говорит объективные вещи. С правдой не поспоришь. Конечно многим она не нравится, но не в этом дело.
    Согласен с ним, что наше сельское хозяйство очень капиталоемко. Кредитование сельского хозяйства означат что инвесторы вкладывают в нашу страну и что эти вложения в конце концов означают не только создание и сохранение рабочих мест, не только обеспечение продовольствием, но и рост капитализации самой нашей страны.

    • Анонимно
      4.03.2019 19:18

      А разве есть другой способ сделать страну красивой, счастливой и ухоженной?

      • Анонимно
        5.03.2019 19:41

        Я то же мечтаю о том, что бы в нашей стране все было бы так же ухожено как и в Германии.

  • Анонимно
    4.03.2019 18:05

    Мы в Энергобанке оформили ипотеку. Раньше квартиру снимали. Сейчас платим чуть больше, но зато жильё то будет в собственности. Получили маткапитал. Если ещё правительство выполнит обещание Путина списывать за третьего ребёнка часть суммы то будет стимул рожать третьего.

  • Анонимно
    4.03.2019 18:33

    У Хайруллина кажется все бизнесы самодостаточны. Не знаю как насчёт их сельского хозяйства, но Энергобанк, Кольцо, Талисман, ГУМ, Эдельвес, Гостиницы уж точно самодостаточны и прибыльны. Не завидую. Наоборот даже рад скорее всего его успеху. В конце концов от этого больше счастья у всех, в том числе меня.

    • Анонимно
      4.03.2019 19:06

      Согласен.

    • Анонимно
      7.03.2019 11:11

      Да уж! Если и сельское хозяйство осилят, то будут вообще молодцы!

  • Анонимно
    4.03.2019 18:35

    Хоть какой то позитив прочитал на фоне сплошного негатива. Мне лет то столько ещё оказывается не исполнилось сколько лет банку Хайруллина.

  • Анонимно
    4.03.2019 21:36

    Банк отличный. Взял авто кредит без страхования жизни и каско и других допов. Огромное спасибо за работу. Очень рад.

  • Анонимно
    4.03.2019 21:45

    Энергобанк надёжен потому, что в частных руках и не схематозит. Поздравляю

  • Анонимно
    5.03.2019 00:22

    Молодцы Хайруллины !!!

  • Анонимно
    5.03.2019 06:20

    Банк должен быть под присмотром и под контролем Государства.

  • Анонимно
    5.03.2019 09:11

    Вы даже не представляете сколько присмотра и контроля со стороны Государства. Такое ощущение что его успешность вызывает у ЦБ не радость, а возмущение.

  • Анонимно
    5.03.2019 13:54

    Банки с длинной историей в России большая редкость)). В меру консервативный классический банк, поэтому и сохранился.

  • Анонимно
    5.03.2019 13:57

    Были депозиты в Энергобанке, Обслуживался на Пушкина.
    Хорошее обслуживание. Иногда молоденькие кассиршы путались, но это везде так. Все бумаги заполняли очень тщательно. Единственный минус-программный продукт был неудобный, все считал с начала месяца. А так все было норм. Успехов братьям Хайруллиным! Еще бы Эдельвейс привести в порядок- качество,цены,ассортимент.

  • Анонимно
    5.03.2019 18:54

    Как можно получить льготный кредит на Весеннеполевые работы?

    • Анонимно
      7.03.2019 11:10

      Думаю что через 2 недели это станет возможно.

  • Анонимно
    5.03.2019 18:56

    Скорее бы запустили интернет банкинг.

  • Анонимно
    5.03.2019 20:42

    Вообще Центробанк зря уничтожает региональные банки. Только местные банки входят в положение клиентов и работают гибко.
    Федералы действуют шаблонно и топорно и на местах ничего не решают. Разговаривать не с кем.

    • Анонимно
      6.03.2019 12:31

      Сегодня прочитал об одном татарстанском предприятие которое открыло завод в Чехии из за того что сырьё из Татарстана в Чехии стоит дороже чем в РТ.
      Это что за экономическая политика такая?

      • Анонимно
        6.03.2019 17:08

        Во всем мире к своим предприятиям относятся лучше чем к зарубежным и нам к этому надо стремиться.
        Коллектив Энергобанка поздравляю с юбилеем.

  • Анонимно
    7.03.2019 11:09

    Поздравляю банк!
    Прожить в текущих условиях 30!
    Это само по себе достижение.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль