Культура 
8.09.2019

«Пусть что-то новое, но не татарская деревня, пожалуйста!»

Киновед Адиля Хайбуллина о спекуляции на классике в татарстанских фильмах, обсуждении «Оскара» за пельмешками и новом Тарантино

Накануне завершился XI международный молодежный кинофестиваль в Казани, на закрытии которого презентовали проект «Кино за 7 дней» (режиссеры со всего мира в течение недели снимали короткий метр в локациях РТ). Программным директором феста второй год подряд является критик и педагог Адиля Хайбуллина. «БИЗНЕС Online» поговорил с самым медийным и красивым киноведом республики о разных картинах — от 0+ до 18+, но так и не узнал название лучшего татарстанского фильма.

Адиля Хайбуллина: «» Адиля Хайбуллина: «Ты можешь быть профессионалом и здесь, оставаясь и работая тут, тем человеком, который начнет рыхлить эту почву» Фото: Руслан Юнусов

«очень рада, что в этом году в сентябре параллельно не проходит фестиваль мусульманского кино»

— Адиля, фестиваль молодежного кино в Казани, программным директором которого вы являетесь, делает та же команда, что раньше занималась форумом мусульманского кино. Поэтому вопрос о том, что вы хотите составить конкуренцию КМФМК, возникает сам собой…

— Разница между фестивалями достаточно большая. Во-первых, начнем с каких-то протокольных вещей: у нас здесь только короткометражное кино, а на КМФМК есть полный метр. Хотя, напомню, там тоже имеется номинация для короткометражных фильмов. 

Во-вторых, режиссеры у нас по регламенту должны быть не старше 40 лет, а фильм — длиться не более 40 минут, причем представлены картины производства 2018–2019 годов, то есть свежие. Относительно концепции мы знаем, что на фестивале мусульманского кино, где я работала отборщиком не один год, в кинопродуктах запрещены откровенные сцены, резкие политические высказывания, все очень жестко регламентируется. У нас же ограничений нет. Это касается и откровенных сцен, сцен насилия и каких-то высказываний, у нас есть фильмы 18+… и все в порядке. Я со своей командой отборщиков постаралась сделать программу максимально свободной от всех этих бесконечных рамок. Раз уж мы говорим про молодежное кино, то, на мой взгляд, оно должно быть экспериментальным, неравнодушным, свободным, может быть, где-то даже дерзким. Хотя еще раз скажу, что на нашем кинофестивале, в моей программе есть и достаточно классические работы режиссеров, которые следуют неким классическим школам.

В-третьих, у нас есть номинация «Видеоролик» — такой нет на фестивале мусульманского кино. Что такое видеоролик? Это что-то от социальной рекламы до клипа. Например, нашумевший ролик чебоксарского трикотажа впервые принимает участие в  фестивале.  

На самом деле КМФМК и молодежный кинофестиваль KZN — это два совершенно разных смотра. И я очень рада, что в текущем году у нас в сентябре параллельно не проходит фестиваль мусульманского кино (его в 2019-м проводили весной — прим. ред.), потому что, по моему мнению, два фестиваля нельзя совмещать хронологически — это не очень хорошо.

— Есть понимание того, как должен развиваться ваш фестиваль, который в этом году уже 11-й по счету?

— Хотелось бы сделать из него фестиваль короткометражного кино категории А. Таких в России практически нет, разве что в Петербурге фест документального и короткометражного кино «Послание к человеку». А так хотелось бы, чтобы участвовало больше стран, чтобы был больший срез молодого режиссерского высказывания и чтобы все это было очень кинематографично. То есть я желала бы видеть в идеале достаточно серьезное мероприятие. Кино, конечно, может быть и зрительским, но оно должно быть современным, актуальным.

«Кино за 7 дней» проходит в рамах молодежного кинофестиваля KZN. Насчет востребованности не знаю, посмотрим, но, мне кажется, это здорово взбудоражило Татарстан и кинематографический мир» Фото: Василий Иванов

— Насколько вы верите в проект «Кино за 7 дней» (кинематографисты из разных стран приехал в Казань и в течение недели снимали короткометражки в различных локациях на территории республики — прим. ред.), который, как мы понимаем, тоже имеет отношение к вашему форуму. Вы действительно думаете, что такой формат может быть востребован публикой?

— Да, проект «Кино за 7 дней» проходит в рамах молодежного кинофестиваля KZN. Насколько такой формат может быть востребован? Будем смотреть на закрытии (презентация проекта «Кино за 7 дней» состоялась вчера — прим. ред.). У нас вместо фильма-закрытия будут показаны как раз картины, которые сейчас снимаются в рамках проекта. Насчет востребованности не знаю, посмотрим, но, мне кажется, это здорово взбудоражило Татарстан и кинематографический мир, потому что какие-то люди приезжают, снимают что-то на наших локациях, которые они даже не знают. Любопытно, как быстро и бюджетно можно что-то сделать, причем там, где люди зачастую разговаривают на разных языках, где народ с разной ментальностью, из разных стран. 

— «Алтын тәлинке» («Золотая тарелка») — какова важность появления такой межрегиональной кинопремии и того, что ее поддержали грантом на уровне президента России? Какие цели и задачи вы ставите здесь?

— У нас в республике не было такой кинематографической премии. Есть «Тантана», которая вручается в области театрального искусства. И мы с командой форума «Время кино» решили: а почему бы нам не придумать подобного рода инициативу?! Это действительно было наше общее коллегиальное решение придумать такую премию «Алтын тәлинке». Конечно, подобное будет будоражить молодых кинематографистов, причем не только молодых, разных, тут уже нет ограничений по возрасту. Да и надо расширять границы, смотреть, что и у кого есть. Мне кажется, это здорово, такая консолидация… Просто, повторю, в Татарстане такого не было, интересно, как это все в итоге пройдет. Думаю, что мы сможем подстегнуть и других.


«Меня каждый день студенты спрашивают о том, сколько фильмов в день я смотрю» 

— Мы часто говорим, что в Республике Татарстан не хватает профессионалов, которые делают кино. Но, кажется, с теми, кто рассказывает о нем, дело обстоит еще хуже. У нас есть один театральный критик — Нияз Игламов, а также, кажется, только один кинокритик — вы.

— Я бы хотела, чтобы их было больше, правда. Есть студенты университета культуры, есть просто поклонники кино, которые что-то пишут, снимают, публикуют в своих социальных сетях. Очень это приветствую. Есть Алмаз Загрутдинов — отборщик нашего фестиваля. Просто, видимо, немножечко разные у нас имеются направления: кто-то пишет, кто-то преподает. Я не очень люблю писать, хотя могу (надеюсь, что неплохо), но для меня на первом месте — общение с залом. То есть мой любимый формат общения, работы с аудиторией — это не печатный текст, а кинообсуждения, киномероприятия, кинолекции, поэтому у меня своя программа на радио «Миллениум». Я это очень люблю, мне важна обратная связь. Думаю, что моя миссия — не столько высказаться, сколько на что-то навести людей, которые приходят на мои кинопоказы, потому что у меня своя позиция, а у другого человека она будет иной. 

Кстати, все это стартовало в кинотеатре «Мир», спасибо Саше Ишимову, с которым начинали эти проекты. Я помню, был «Культ личности» и «Ретроспектива», на которые люди приходили. Они разговаривали там, спорили. Вот это мне очень нравится.

— Лет 10–15 назад в Казани был довольно востребован формат показов, скажем, каких-то шумных фестивальных картин с дальнейшим обсуждением. А сейчас это кому-то нужно?

— Да. Не могу говорить за всех, но скажу по крайней мере про себя. Я чувствую, что нужна аудитории, и очень рада этому. Мы со «Временем кино» и тогда, и сейчас летом на озере Кабан проводили показы различных короткометражных работ. И в рамках нашего молодежного фестиваля, и просто в рамках того, что к нам обратилась дирекция набережной. Абсолютно случайные люди, которые, может, меня знать не знают, оставались и разговаривали о кино. Им нравится подобное — рассуждать, быть услышанными, им хочется что-то понимать. Просто это не так легко — говорить на аудиторию.

— Кстати, в Казани никто не готовит киноведов?

— Видимо, нет. Но, считаю, чтобы подобным заниматься, нужно немножечко отойти от себя и просто бесконечно сильно такое любить. Признаюсь, я так люблю кино, что не смогу без этого жить. Должна быть такая включенность, какая-то невероятная отдача, потому что это сложно. Надо готовиться, нельзя недооценивать аудиторию, а она не всегда во всем разбирается. Должна быть определенная насмотренность. На самом деле нужна постоянная работа над собой. Меня каждый день студенты спрашивают о том, сколько фильмов в день я смотрю. Причем зачастую приходят учащиеся, которые знают больше, чем я, особенно если речь о каких-то конкретных жанрах, режиссерах.

— Вы преподаете курс истории кино в Казанском театральном училище. Действительно попадаются студенты, которые много смотрят хороших картин?

— Такие есть, но их мало. Они приходят, смотрят на меня своими молодыми увлеченными глазами, а это будущие актеры… У них, кстати, в дипломе написано: «Актер театра и кино». И миссия моя, наверное, заключается в том, чтобы они и полюбили кино, и захотели в подобном разбираться. Это, пожалуй, то, что меня держит как педагога… Когда какой-нибудь студент выкладывает в «Инстаграм»: «Спасибо Адиле Ильгизовне за занятие». Все — мне больше ничего не нужно… Ни денег, ничего. Или когда приходят и говорят: «Знаете, я у Феллини посмотрел „Амаркорд“». А мы смотрим в рамках занятий «Дорогу», потому что очень доступное для анализа кино…

Но ребят надо направлять, они же не могут ни с того ни с сего включиться в этот материал. Студенты, как правило, такие разбросанные в плане информации, каких-то вкусовых пристрастий. И я их учу смотреть, мы стараемся, работаем над этим. И они меня на самом деле очень многому учат, потому что есть те учащиеся, которые смотрят что-то другое, до чего у меня никогда не доходит глаз, если можно так сказать. Они меня держат в тонусе, потому что это другое поколение, которое по-другому видит и переосмысливает, а ведь наши возрастные границы увеличиваются.

Единственное, могу сказать, что в нашей деятельности в театральном училище, наверное, большой акцент идет на актерскую работу в кино, так как если выпускникам повезет и они будут сниматься у кого-нибудь… надо понимать, кто и как работает, знать о крупных планах, персонажах, органике. Вот этому мы уделяем внимание.

«Кино — самый массовый вид искусства, есть и плюс, и минус. Оно доступно, оно везде и всюду, до него несложно добраться. Минус же в том, что границы стираются и продолжат делать это дальше»Фото: Руслан Юнусов

«ЕСТЬ И ДРУГИЕ ТЕМЫ, НА КОТОРЫЕ ТАТАРСТАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ, А НЕ ТОЛЬКО СПЕКУЛИРОВАТЬ НАШИМ ФОЛЬКЛОРОМ»

— Про местное кино студентам рассказываете?

— Конечно. Тем более они спрашивают у меня.

— Тогда поведайте, что такое современное татарстанское кино и что оно из себя представляет.

— Татарстанское кино есть. Оно неравномерное, на мой взгляд. Я очень радуюсь каким-то его успехам и очень расстраиваюсь каким-то тенденциям, которые лично наблюдаю. Про документальное кино, которое у нас было в свое время ого-го, можно не буду говорить? Мы все об этом знаем прекрасно. Даже мой дядя Наиль Валитов снял документальный фильм про Мусу Джалиля и в свое время получил государственную премию за него.

Очень люблю и поддерживаю молодых режиссеров, которые сейчас экспериментируют, хочу, чтобы у них было больше возможностей снимать и презентовать свои работы, демонстрировать, обсуждать и так далее.

— Это вы сейчас о фильмах вроде «Великого мастурбатора»?

— Ну я не говорю, что только таким должно быть татарстанское кино, но хочу пройтись по этим группам. Да, Рима Шафигуллина (режиссера «Великого мастурбатора» — прим. ред.) считаю талантливым парнем. Он, правда, снял пока только две работы, жду, что сделает что-то еще. Рим может уйти в абсолютную провокацию и треш… Но там есть кино, а не просто насмотренность. Кстати, он назвал так фильм не случайно: кто не знает, так называется картина Сальвадора Дали, есть очень много отсылок к этой работе. Имеются вставки того, чем дышит сейчас молодежь, то есть кино свежее и живое. И это все-таки фильм про персонажа, который потерялся в своем каком-то творческом периоде. Мне нравится, что молодой человек (Шафигуллин — прим. ред.) экспериментирует и пробует найти себя. Даже если местами это немножко неуместно, странно глазу, почему бы и нет? Надо таким режиссерам тоже давать возможности быть увиденными. Я благодарна, что мы включили фильмы Рима Шафигуллина в наш фестиваль в прошлом году («Великий мастурбатор» тогда посмотрел Кирилл Разлогов) и в этом (картина «ПЦ»). Это же стимуляция, почему нет?  

Мне Альфия Шакирзянова должна представить работу «Не называй меня Вася». Я видела такой черновой вариант (полнометражка), причем частично, но чувствую, это что-то любопытное и подобное можно будет анализировать. Павел Москвин презентовал «Пустоту». Я и ему говорила, и для какого-то телеканала меня записывали… Рада, что Павел на меня не обиделся за то, что я критически прошлась по картине, даже поблагодарил. Но это ведь тоже попытка сделать что-то. Пусть там есть цитирование.

Пусть что-то новое, но не татарская деревня, пожалуйста! Есть и другие темы, на которые татарстанский кинематограф может говорить, а не только спекулировать нашим фольклором, нашей деревней, классикой.


— То есть про «Байгал» или «Муллу» не хотите беседовать?

— Но я же не против них, просто это можно по-разному сделать. Кустурица в свое время повез на Каннский фестиваль фильм «Черная кошка, белый кот» благодаря как раз фольклору, своей «национальщине». Как я могу быть против?! Я сама татарка, у меня прадедушка был муллой, которого репрессировали в 30-е годы, он ходил в один кружок с Тукаем. И для меня все, что касается национального, очень важно.

Но подобное не должно превращаться в такую историю… знаете, как будто больше не о чем снимать, больше не о чем разговаривать. В татарстанском кинематографе ведь очень много проблем. Например, нет актеров, которые могут соответствовать, на мой взгляд, серьезному уровню актерства в кино.

— А как же камаловцы? Один известный столичный критик, например, считает, что мужская труппа театра имени Камала едва ли не лучшая в стране.

— Там действительно очень хорошая мужская труппа, но к кино это не имеет никакого отношения. Почему? Они слишком нарочитые, слишком демонстративные в кино, потому что привыкли пробивать вот эту стену, доходить своими репликами до последнего ряда. В кино такого не нужно, сразу идет наигрыш.

Крупные планы, давайте я честно скажу, мало кто может держать из наших татарстанских актеров, хотя кино держится на крупном плане. Например, голливудские звезды, скажем Кира Найтли, в своем договоре прописывают количество крупных планов в кинопроекте. 

Зато я могу порадоваться, что у нас научились более-менее снимать с точки зрения операторской работы, но ведь кино — не только операторская работа. Это тоже моя больная тема… Сейчас все, кто приходит в кино, начинают говорить: «Ой, снято неплохо». Хорошо, а, помимо «снято», что еще? Кино — это не просто картинка. Вадим Юсов, оператор Тарковского, говорил: «Если ты вышел из кинотеатра и единственное, что тебе запомнилось, — хорошая операторская работа, это плохое кино».

«ФИЛЬМ МНЕ БЕЗУМНО ПОНРАВИЛСЯ! Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ РАБОТ КВЕНТИНА ТАРАНТИНО»

— Раз уж вспомнили Киру Найтли, то чем живет мир кино сейчас? Есть разные мнения на этот счет. Кажется, Кустурица где-то отмечал, что все великие фильмы были сняты еще в первой половине ХХ века. А вот Сергей Лаврентьев сказал в интервью «БИЗНЕС Online», что последний великий фильм — это «Рассекая волны» (1996 года) Фон Триера.

— Я не очень согласна с ним, хотя Сергея Александровича очень люблю, очень уважаю, с удовольствием работала с ним на фестивале мусульманского кино. Но картины должны быть разными, у нас сейчас 2019 год. И не могу сказать, что фильм «Вне себя», который Стивен Содерберг снял на айфон, — это не кино.

Мне кажется, что в кино должна быть не просто история. Всегда говорю своим студентам: «Ну что такое кино? Если вы его смотрите просто как пересказ истории, это неинтересно. Пересказ истории в костюмах, когда все понятно и предсказуемо, — для чего?» Я объясняю, что обычно за первые 20 минут становится ясно, каким языком с тобой разговаривает режиссер, а оставшееся время ты смотришь, как он это делает. Когда тебе интересно смотреть, как он это делает, какими кинематографическими приемами, методами с тобой разговаривает, ведь их так много (и это не только операторская работа, но и звук, и актерская игра, и монтаж, таким образом можно менять линии), — вот это настоящее кино. А когда ты просто смотришь историю, которая интересно тебе рассказана… ну и что? Кино — это не просто какая-то грамотная перемена кадров, а что-то большее.

Но оно доступно всем, в отличие от театра или живописи, любой в нем разбирается! Каждый будет сидеть, обсуждать у себя на кухне за пельмешками «Оскар», но не каждый будет разговаривать о «Золотой маске», например. В том, что кино — самый массовый вид искусства, есть и плюс, и минус. Оно доступно, оно везде и всюду, до него несложно добраться. Минус же в том, что границы стираются и, думаю, продолжат делать это дальше.


— Вот этих границ между кино как искусством и кино как индустрией действительно все меньше?

— Мне кажется, что, когда проявилась очередная артхаусная голливудская волна («Таксист» Скорсезе, братья Коэны, Тарантино), она как раз доказала, что авторское кино может быть коммерчески успешным. Вот и в этом году сначала ждали «Мстителей», а потом — фильм Тарантино «Однажды в Голливуде». Я безусловная фанатка данного режиссера. Он ломает структуру кино, актеров в предлагаемых обстоятельствах, это как раз слияние коммерческого кино и авторского. И таких примеров уже много.

— И как вам «Однажды в Голливуде»?

— Фильм мне безумно понравился! Я считаю, что это одна из лучших работ Квентина Тарантино, хотя понимаю, почему мнения зрителей разделились на два лагеря — тех, кто принял картину с восторгами, и тех, кто абсолютно не воспринял ленту, посчитав ее скучной. Просто многие ждали от Тарантино что-то в стиле «Убить Билла», например, или «Криминального чтива», то есть какого-то экшена, провокации, а здесь он сам себя цитирует. И это очень важно. Если ты не понимаешь, не смотрел его фильмов, не знаешь их, грубо говоря, наизусть, то какие-то моменты просто становятся непонятными, несмешными, неубедительными. Он цитирует «Бешеных псов», «Бесславных ублюдков», и это надо понимать, быть в контексте творчества Тарантино, чтобы воспринимать «Однажды в Голливуде» как очередной его фильм. Он сам над собой иронизирует и сам с собой разговаривает.

И это безусловное признание любви к кинематографу. Я категорически против того, чтобы советовали (подобное многие писали) прочитать про семью Мэнсона, узнать всю историю… Тарантино всегда очень свободно разговаривает с временем, с историей. Он Гитлера сжег в кинотеатре в «Бесславных ублюдках», поэтому давайте не будем говорить тут о какой-то исторической достоверности. Просто фильм о Голливуде того времени и об этих ощущениях. Именно потому не показана вся такая поножовщина. Мне кажется, что в фильме прекрасные актерские монологи и диалоги, замечательная актерская работа. Это новый Тарантино. Может быть, немножко не такой, каким его привыкли видеть обыватели, но с точки зрения кино это, безусловно, очень серьезная и зрелая работа, которая демонстрирует нам его новый период.  

— Есть много примеров, когда европейский фестивальный режиссер приезжает в Голливуд и абсолютно теряет свою индивидуальность, начиная делать коммерческий мейнстрим. Альмодовар, например, отказался от такого переезда — и слава богу.

— Вот есть греческий режиссер Йоргос Лантимос. Помните его фильмы? «Клык», «Лобстер», «Убийство священного оленя», «Фаворитка»… Притом что я с удовольствием смотрела «Фаворитку», но это уже не тот Лантимос, к сожалению.

Для меня так же, если честно, и с Андреем Звягинцевым. Есть он как притчевый режиссер, но после «Елены», «Левиафана», «Нелюбви» уже идет такой крен в сторону реалий России: вот такой у нас быт, вот пощечина нашему государству и так далее. Но если посмотреть «Возвращение», «Изгнание», то можно сказать, что это абсолютно притчевые работы, которые ни к чему не привязаны: ни к стране, ни к эпохе, ни ко времени. Он отпочковывал кино от этого. Жаль, что Звягинцев от подобного отказался.


— Но некоторые американцы же умеют себя сохранить. Есть Джармуш, икона авторского кино, у которого ни одной номинации на «Оскар», есть Дэвид Линч, разные независимые режиссеры вроде Соллондза, Араки и прочих.

— Существует фестиваль «Санденс», есть какое-то огромное количество сумасшедших киноманов, которые этот продукт с удовольствием употребляют и нуждаются в нем. Все кино делается ведь прежде всего для того, чтобы его увидели. Значит, есть аудитория, которой такое нравится. Не знаю, что будет дальше, но я за то, чтобы это сочеталось. У некоторых голливудских режиссеров получается подобное делать. Можно, в конце концов, создать просто хорошее кино, без каких-то невероятных метафор, символов… «Например», «Зеленая книга» — хорошее кино, все понятно, правильно, лаконично… Но фильм года? Как? («Зеленая книга» Питера Фаррелли стала лучшей картиной 2018 года по версии «Оскара» — прим. ред.) Тем более если ты смотрел «Рому» Альфонсо Куарона — там чистое кино, в чистом виде… То есть там история как таковая даже не нужна, наверное, или не так важна, потому что в какой-то момент ты просто залипаешь на то, как моется асфальт.


«мы сейчас не понимаем, в каком направлении идти»

— В конце марта на итоговом заседании коллегии минкультуры РФ Владимир Мединский выделил одну из проблем российского кинематографа — абсолютное отсутствие детского кино. Дескать, все то, что приносят в ведомство, невозможно смотреть. По мнению министра, причин несколько: плохие сценарии, плохой отбор и отсутствие достаточного финансирования. Мол, «Гарри Поттеров» своих мы сделать не можем. 

— Мне кажется, проблема немножко в другом. Разумеется, финансирование очень важно, потому что детская аудитория любит яркое эффектное кино и такие же постановки. Но я уже высказывалась на эту тему: не надо недооценивать детскую аудиторию, не нужно думать, что для них частое мельтешение на экране каких-то персонажей — это уже достаточно. Нет. Дети воспринимают мир совсем по-другому. И если пойти по такому пути, то рано или поздно, мне кажется, мы придем к чему-то очень нехорошему, если мы будем развлекать их только вот этими яркими цветами, странными бесконечными музыкальными вставками и так далее. Проблема, на мой личный взгляд, заключается в другом — мы как раз хотим идти по пути «Гарри Поттера», «Хроник Нарнии» и прочего, где, конечно, важны бюджеты, но надо понимать, что там работает огромное количество людей: группы по созданию сценария, по созданию персонажей, психологи…

Если мы хотим снять такое кино (а я думаю, что мы можем в принципе, если у нас есть финансирование, актеры, операторы, можно пригласить каких-то техников и так далее), тогда да, все упирается в финансирование, но ведь можно снимать другое.

— У нас были «Приключения Электроника», «Королевство кривых зеркал». Там вроде бы и не имелось каких-то невероятных спецэффектов, но все равно было очень интересно.

— Да, потому что с детьми можно разговаривать по-взрослому. Почему такого сейчас нет? Потому что здесь сложнее. Мне кажется, раз мы говорим про кинопродукт для детской аудитории, то тогда надо идти глубже, а подобное придумывать сложнее. Представьте, мы убираем все эффекты, костюмы, не берем известное литературное произведение, на которое можно легко клюнуть (а-ля «Золушка» или что-то в этом роде). Что у нас тогда остается? Вот здесь как раз остаются проблемы, которые глобально существуют в кинематографе на данный момент. И не только, кстати, у нас в России, но и по всему миру. Америка тоже активно сталкивается с подобным сейчас. Это проблемы истории, создания сценария, адаптация данного сценария для детской аудитории, придумывание того языка, на котором мы можем с ней разговаривать. Да, конечно, «Электроник» — классно, но динамика восприятия же у молодежи меняется, у детей в том числе. То, как смотрели наши родители, бабушки и дедушки, так современный ребенок не смотрит. Это тоже нужно понимать.

Повторю, основная проблема не в финансировании, а в том, что на него очень легко все взять и свалить. Надо брать содержанием. Нужно искать. Я вообще всегда за поиски, поэтому считаю, что необходимо пробовать снимать и такое кино, и такое. Естественно, оно необходимо для детей. Это касается и анимации в том числе. Ведь та анимация, которая сейчас представлена в кинотеатрах, в основном изготавливается в Штатах.

— Но, кажется, с мультипликацией таких проблем в России нет. Те же «Три богатыря»…

— Да, есть такое. Вот нашли же… Какие-то части не очень хорошие, провальные, но все-таки получилось же сделать что-то, что интересно ребенку, что соотносится с Россией, с нашей культурой в то же время. Например, в свое время мне очень нравились «Смешарики», но, правда, они потом чуть-чуть расшатались. Так вот надо искать нечто такое в кино, пусть это и сложнее.

— Если порассуждать, то какой тематикой, какими историями можно сейчас привлечь ребенка?

— Я думаю, это вечные темы: дружба, отношения с родителями, ощущение себя в этом мире. Ну, возьмем «Винни Пуха», «Мэри Поппинс» — все ведь об одном и том же по большому счету.

Мне кажется, здесь вопрос в том, как это все преподносить. Каким образом, каким языком разговаривать с современными детьми? Мы многое утратили. Был очень большой промежуток, когда детское кино не снималось в принципе, поэтому мы сейчас не понимаем, в каком направлении идти. В советское же время была целая программа того, как кино, анимация должны демонстрироваться на телеканалах, в кинотеатрах. Там была обязательная строка во всех регламентах, в которых утверждалось, сколько детского кино должно быть снято. Все было очень серьезно. А в 90-е как раз пошло шатание, хотя подобное касается не только кино. Получается, сейчас, в 2019-м, мы вспомнили: «Ой-ой, наши российские дети лишены российского кино».

— Как с этим бороться?

— Заново создавать. Пробовать и что-то дорогостоящее, и что-то, может быть, экспериментальное. Зачем бояться? Дети ведь очень образно мыслят. А так я могу любую проблему переложить на деньги, мол, их нет.

То же и с детским репертуаром в театрах, хотя в Казани, на мой взгляд, достаточно неплохо все развивается. А я помню, когда несколько лет в качестве члена жюри «Тантаны» отсматривала театральные работы, видела, что театры не понимали, как взаимодействовать с детской аудиторией. Было и смешно, и даже как-то жутковато смотреть на их спектакли, но в этом-то и миссия: ты смотришь, пробуешь, что-то получается, что-то нет. Сейчас, мне кажется, театры нащупали ту дорожку, по которой они пойдут. Я надеюсь, что в кино тоже все так и будет.

— Фильм Алексея Барыкина «Водяная» как раз и был заявлен таким детским хоррором.

— Хоррора не получилось, впрочем, как и напугать водяной в том виде, в котором она представлена у Алексея Барыкина. Но я слышала, что многие достаточно неплохо приняли эту картину. Так говорили дети, с которыми беседовала. Ну вот пробует же человек! Получается или не получается, неважно. Главное, что пробует. Для детей там сделано все достаточно понятно: два главных героя — мальчик и девочка, с которыми себя сразу ассоциируют маленькие, есть какая-то запутанная история, которая может держать.

«Помните «Старые песни о главном»? Это имеет отношение к кино? Понимаю, что все будут довольны, но я не все...» Фото: Василий Иванов

«Элвин Грей играет Элвина Грея? Классно. И что?»

— Опять мы вернулись к нашему кино, родному. Лучший татарстанский фильм можете назвать?

— Ох, мне надо очень подумать, есть ли что-то действительно конкурентоспособное… Получается, что, когда ты занимаешься кино, авторы тебе приносят фильм и говорят, мол, вот здесь денег не хватило, здесь дней и так далее. Мне вот этого не надо. Я смотрю законченный продукт и буду делать вывод как о законченном продукте.

Поэтому, естественно, когда ты смотришь еще много всего другого, получается некая санитарная линия, серединка, красная черта… Так что сказать, что вот этот татарстанский фильм для меня просто супер, если честно, не могу.

— Ваша коллега по «Времени кино» Альбина Нафигова считает, что татарстанский кинематограф должен идти по пути жанрового кино, а не пытаться делать что-то фестивальное…

— Я считаю, что надо делать разное кино. Почему нет? Я вообще с Альбинкой практически всегда согласна, но не всегда, потому что она менеджер, а я занимаюсь исследованием кино. И часто случается, что наши мнения не совпадают, случаются конфликты. Я согласна с ней в том плане, что мы должны начать что-то делать, иначе мы просто будем сидеть и ждать второго пришествия, а его не случится, потому что если каждый год не станет прокачиваться эта индустрия с точки зрения жанрового кино, фестивального, документального, анимации, то ничего у нас не будет. Мы и так уже замедлили темп, я имею в виду глобально, но надо же его наращивать и пытаться работать с жанровым кино. То есть понимать вообще, что такое комедия, как ее попробовать сделать. Безусловно, первые работы будут далеко не идеальны. Но если мы не пойдем в этом направлении, то вообще останемся ни с чем.

Я могу очень откровенно беседовать с режиссерами, говорить жесткие вещи, если мне не нравится, но мне бы не хотелось в российском масштабе это слишком сильно критиковать и убивать, рубить, потому что я понимаю, что здесь надо вдохнуть силы в людей.

У нас же еще неравномерные силы, я не совсем понимаю, как у нас тут все распределяется. В этом плане у меня, конечно, есть вопросы. Я за новые имена, за то, чтобы их становилось больше. Да, важно, чтобы была профессиональная группа, которая подобное делает…

— Вот, мюзикл «Әпипә» появился, музыкальная комедия… 

— Режиссер Ильшат Рахимбай — интересная личность. Кстати, вам же он в интервью сказал, что Адиле Хайбуллиной и Ниязу Игламову данный фильм не понравится. Я хорошо отношусь к коммерческому кино, а не хожу и смотрю только фильмы типа «Дом, который построил Джек». Но мне кажется, что все это опять-таки какая-то спекуляция: звезды татарской эстрады и так далее. Да, я понимаю целевую аудиторию, все классно, но имеет ли подобное какое-либо отношение к кино? Или это череда клипов, объединенных между собой? Элвин Грей играет Элвина Грея? Классно. И что?

— Фирдус Тямаев выступает в роли водителя автобуса…

— Помните «Старые песни о главном»? Это имеет отношение к кино? Понимаю, что все будут довольны, но я не все.

— Как вы относитесь к мнению, что кинематографисту нужно уезжать из Татарстана, чтобы чего-то добиться?

— Абсолютно не согласна. Тогда мне тоже надо уезжать, всем надо. Давайте все уедем. Здесь у нас всё не так. Если тебе становится тесно, то уезжаешь. А можно не делать этого и очень неплохо существовать. Просто ты сам выбираешь… Оператор Айдар Шарипов, который успешно работает в Казахстане, выбрал свободу, другой простор, ему нужны другие масштабы, объемы. Но ты можешь быть профессионалом и здесь, оставаясь и работая тут, тем человеком, который начнет рыхлить эту почву.

Хайбуллина Адиля Ильгизовна:

  • киновед;
  • преподаватель дисциплины «История кино» в Казанском театральном училище;
  • куратор кинопрограмм и постоянный спикер киномероприятий при дирекции по поддержке кинопроектов и организации киномероприятий «Время кино»;
  • ведущая еженедельной рубрики по обзору киноновинок на радио «Миллениум» (107.3 FM);
  • лектор по направлению «Киноискусство» для лектория «БИМ-радио»;
  • программный директор международного молодежного кинофестиваля (с 2018 года);
  • член отборочной комиссии казанского международного фестиваля мусульманского кино (2016–2017 годы);
  • автор публикаций по кино.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (106) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.09.2019 08:24

Паразитировать, Адиля, можно на чем угодно))) а творить- не каждому дано!!!

  • Анонимно
    8.09.2019 08:24

    Паразитировать, Адиля, можно на чем угодно))) а творить- не каждому дано!!!

    • Анонимно
      8.09.2019 10:06

      Правильно все говорит
      Татары давно превратились в городскую нацию, тут деревенская культура становится менее важной
      Молодому поколению нужны новые культурные ориентиры

      • Анонимно
        8.09.2019 10:23

        Вы сами для себя не в состоянии установить ориентиры?

        • Моисей
          8.09.2019 16:29

          Уникальность нескольких предыдущих поколений «русских татар» - тех, кого принято называть советскими - в их двойственном положении.
          Их родители, после революции массово перебравшиеся из татарских деревень в крупные города, получившие образование и нашедшие работу, по своей сути, внутреннему содержанию, безусловно, оставались татарами, ибо странно ставить вопрос о национальной самоидентификации тому, чей родной язык - татарский, кто вырос в абсолютно татарской среде.
          И, несмотря на это, именно то поколение задало вектор всем последующим - исходя из своих представлений о «прекрасном» стараться изо всех сил «осчастливить» Россию ощущая чуть ли не личную ответственность за счастье русского народа (а не своего), при этом получая в ответ преимущественно непонимающие взгляды и плевки - точная историческая иллюстрация к расхожей шутке «ёжики плакали и кололись, но продолжали жрать кактус».

          Их дети и внуки эту тенденцию усугубили. Они пошли в новые советские школы, поехали в новые пионерские лагеря, пели патриотические гимны и закономерным образом ассимилировались в этой общей - для всех - унифицированной среде, что и побуждало многих из них продолжать есть этот кактус, чувствуя в себе огромную ответственность за благо страны.
          Любопытно, что, пройдя через ассимиляцию, не интересуясь по существу татарской тематикой, зачастую прибегая к различным ухищрениям, дабы замаскировать свое происхождение, эти люди парадоксальным образом проявляли одну из фундаментальных татарских черт: способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам - впервые адаптация стала равнозначна ассимиляции.

          Наше поколение - в силу меняющихся реалий - шло по одному из двух путей: большинство полностью ассимилировалось - со смутным знанием, что был, кажется, какой-то не совсем русский дедушка;
          у меньшей части зажегся «татарский огонёк» и начался долгий процесс возвращения к корням (что зачастую вызывало страх и непонимание у родителей).

          Однако, что первая группа людей, что - в меньшей степени - вторая, по славной традиции предков упорно стараются спасать «российскую демократию», традиционно же получая в ответ на этот светлый порыв головную боль. Кактус - вечен, как и непонимание, почему наши старания не ценят.


          Вместе с тем, все довольно очевидно - нельзя кого-либо осчастливить без его на то активного согласия.
          Пришло время, сделав выводы из опыта предыдущих поколений, исходя из имеющейся действительности, начать помогать стране так, как нужно ей, а не так, как видится нам (это относится к тем, кто по-прежнему жаждет помогать).
          При этом важно понимать, что прежде чем активно наносить благо и причинять добро другим народам, надо придти к осмыслению собственного национального пути и расставить свои национальные приоритеты.
          Это как - по самолетному правилу - сначала надеть кислородную маску на себя, чтобы потом эффективно спасать окружающих.
          Иначе есть опасность коллективно задохнуться.

          • Анонимно
            8.09.2019 21:28

            Я не пойму, что татами ныть? Подняли из грязи, все дали, живите и радуйтесь..кто вы без Русских, никто, никому ваша мнимая культура не нужна..даже соседям..

      • Анонимно
        8.09.2019 10:30

        Нужно опуститься до банальностей, типа - не место красит человека?)))

        • Анонимно
          8.09.2019 20:33

          1) ничего из местного назвать супер-пупер не могу 2) но стать в Татарстане выдающимся можно. Что то тут не сходится: или придирается ко всем и тут есть стоящие мастера и работы, или все же льстит руководству минкульта и республики как тут хорошо, а на самом деле не так и реальные таланты валят кто куда, как минимум в Москву.

      • Анонимно
        8.09.2019 10:32

        Дело тут не в деревне..) Я вам назову массу татарских гениев из деревни,которые написали художественные и музыкальные произведения на все века ! Дело в том что вы не знаете деревни , вы не знаете татар, вы не знаете традиций,истории народа, вы не чувствуете быт татар,потребности.. Татарская деревня это не отделимая часть народа так сложилась по разным причинам, история так распорядилась.. Вообщем нужно очень много знать о татарах, любить свои народ, гордиться свои народом, сопереживать ему.. Любить туган як, туган ж,ир ..) И тогда у кого-то может получиться снять татарскую картину.. Пока это ниша пуста ..

        • Анонимно
          8.09.2019 10:41

          Татарских гениев? Кто такие, почему не знаем, не видели и не знакомы?

          • Анонимно
            9.09.2019 01:31

            Сайдашев , Тукай, Фарит Яруллин, Мухаммат Махдиев, Карим Тинчурин, Рудольф Нуриев ..Это те кто сразу на ум пришли .Ещё надо что ли ?

            • Анонимно
              9.09.2019 08:49

              Проведите опрос: Знают ли татары в радиусе 500 км от Татарстана и внутри перечисленных вами людей.
              Кроме Нуриева никто никого не снает.
              Нуриева не вяжите в этот список.
              Он человек Мира и сделал себе имя Вопреки большевистским Тат АССР и Баш АССР.

        • Анонимно
          8.09.2019 11:13

          Дело вообще не в деревне, а в душевном состоянии народа, в истощенности его духовного потенциала. Когда духовный потенциал на нужном уровне, гениальное произведение получается само собой, оно распирает изнутри, не нужно бывает стараться что-то выдавливать из себя.
          А духовный потенциал истощен, что народу почти столетие пришлось жить без религии.

          • Анонимно
            8.09.2019 12:12

            Вообще татарскому кино подошел в чём-то итальянский стиль кинематографии, в итальянских фильмах, особенно в старых, есть какая-то душевность, которая тоже еще татарами не утрачена, есть там что-то родственное татарской душе.
            Но это очень сложная задача, не верится, что у татар остались уже люди с уровнем духа и души, позволяющей сделать "прорыв" в своем мировоззрении к Любви и открытости Миру, которое удалось например Тукаю, чтобы создать что-то стоящее в культуре.

          • Кино - оружье пропаганды,
            Чтоб через виртуальный мир,
            Дать подсознанию команды
            И вашим мыслям ориентир.

            Оно тот ключ, который может
            Легко открыть в ваш разум дверь,
            И там все месседжи заложит,
            Те, что предписаны теперь.

        • Анонимно
          8.09.2019 15:47

          //Я вам назову массу татарских гениев из деревни,которые написали художественные и музыкальные произведения на все века//

          Гузель Яхина?

          • Анонимно
            9.09.2019 01:35

            Для этого надо интересоваться культурой и литературой и других народов немножко.. Гузель Яхина вряд ли татарский писатель.. Почитайте ещё что нибудь.

        • Анонимно
          9.09.2019 02:09

          Интелегенции у татар не осталось ! Почему ? Поинтересуйтесь... Города Татарстана состоят почти только из выходцев из деревень. Можно сказать татарская деревня сохранила до сегодняшнего дня татарский язык и нацию .. Деревни сегодня исчезают , исчезает язык и нация естественно! Городской житель татарского не знает , культуру традиции тоже утеряли.. Так как большая часть татар в городах из деревень.. Тема деревни очень актуальна, отбрасывать ее совсем тоже неправильно! У турков надо учиться снимать фильмы..

      • Анонимно
        9.09.2019 21:08

        10.06 Молодое поколение не забыли спросить? Важен ли "молодому поколению" чисто национальный местный колорит и тематика? Или Вы решили, что у нас здесь живет только молодое поколение татар?

  • Анонимно
    8.09.2019 08:36

    Надо снимать свои исторические фильмы
    Про ту же Золотую Орду
    Показывать настоящую правду

    • Низами
      8.09.2019 09:28

      А вы знаете "настоящую правду" про Золотую Орду?

      • Анонимно
        8.09.2019 10:08

        Правда она у каждого своя
        Пока мы видим только однобокое, негативное мнение о З.О
        Это надо исправлять

        • Анонимно
          8.09.2019 13:38

          Может это правда и есть. А вы снимете вранье

          • Анонимно
            8.09.2019 15:39

            Разоренная Русь фактически присягнула на верность Орде. Первым туда за ярлыком поехал великий князь владимирский Ярослав Всеволодович в 1242 году. Мог ли он не делать этого? На аркане его не волокли. Поездка была результатом каких-то договоренностей, о которых мы, естественно, за давностью лет и скудостью источников не знаем. Ярослав признал, что Русская земля стала владением «Канови и Батыеви», принял обязательства платить налоги («выход»), участвовать в военных действиях Орды.

            Хотя Орда в то же время выдавала и отдельные ярлыки на крупные княжения - Тверское, Нижегородское, Рязанское, Черниговское, Галицкое, тем не менее ханы сохранили и даже укрепили институт великого княжения Владимирского. Именно князь из этого рода получал право на власть (ярлык) из рук хана, то есть выступал своего рода наместником Орды на русских землях. Хан мощью своей армии гарантировал его господство над остальными русскими князьями, и татарские войска не раз участвовали в подавлении выступлений «своевольных» князей, не слушавшихся «брата старейшего». Поскольку владимирский князь обеспечивал бесперебойное поступление дани в Орду, его деятельность поощрялась.

            Орда фактически сосредоточила власть над русскими землями в руках великих князей владимирских. С Ивана Калиты, получившего ярлык в 1328 году, центр их владений переместился в Москву. Вплоть до Ивана III ярлык практически беспрерывно находился у представителей династии Калитичей. И когда в 1375 году ярлык отдали Михаилу Тверскому, Дмитрий Московский, будущий Донской, осадил Тверь и отобрал ярлык силой.

            Началось возвеличивание Москвы, собирание ею русских земель, подавление - иной раз с помощью татар - антимосковских выступлений.

          • Анонимно
            8.09.2019 15:48

            — Как говорили классики, «статистика — упрямая вещь». Именно статистические данные заставляют думать, что «оккупационный режим», который был установлен после войны между Русью и Золотой Ордой, был очень мягким. В самом деле, очень сложно представить себе, как могло «истребляемое» и «угоняемое в полон» население Руси... прирасти за время ига? Почему Русь, находясь в зависимости от Орды, осуществляла самостоятельную внешнюю политику: князья заключали договоры между собой, а также с иностранными партнерами? И наконец, почему русские князья могли выгнать сборщиков дани — баскаков и сами возить в Орду дань? Кстати, о пресловутой дани. В книге «Финансы древней Руси» известный исследователь С.М. Каштанов говорит, что обозначенные в летописях 8000 рублей (с трех княжеств — Суздальского, Тверского и Рязанского) были эквивалентны стоимости 6000 тонн зерна ржи. Для полуторамиллионного населения Руси это было не слишком обременительно. Ради сравнения: с Грузии (население которой в то время составляло два миллиона человек) взимали дань, эквивалентную 450 000 рублей! Почему же русские княжества пользовались такими привилегиями? Ответ также кроется в анализе экономики средневековых государств: Золотой Орде было выгодно не разорять Русь, поскольку именно через нас шел Северный шелковый путь — из Ганзы до Ирана

          • Анонимно
            8.09.2019 15:51

            Кому выгоден «образ врага»?
            — Почему же долгое время нам внушали истории о тяжком гнете ордынцев? Потому что это помогало объяснять ошибки самих россиян,
            . — Наши историки-классики во главе с Карамзиным строили свои выводы на основе летописных сведений об эпохе Куликовской битвы (которая являлась следствием похода хана Мамая, не получившего поддержки со стороны ордынского руководства) и периода «разорения Руси», то есть открытого военного конфликта. Но о том, что было между этими столкновениями, не писал подробно никто. Потом С.Соловьев уже выражал сомнение в том, что иго было, однако официальной идеологии нужен был враг, на которого можно списать неудачи в сельском хозяйстве России, ослабленном системой крепостного права. «Последствия веков татаро-монгольского ига» как раз подходили для этой цели... Вторая волна «демонизации» Золотой Орды началась в эпоху большевизма. Историческая школа академика Покровского была разгромлена (к счастью, обошлось без расстрелов). Восторжествовали взгляды Насонова, которые совпадали с необходимостью объяснить, почему в России так голодно... В эпоху Великой Отечественной войны имена Дмитрия Донского и Александра Невского были подняты на небывалую высоту — и, естественно, говорили только об их воинской доблести, а не об умении договариваться с противником к взаимной выгоде. А потом уже по инерции версия тяжкого ига прописалась во всех учебниках истории

        • Анонимно
          8.09.2019 13:41

          Да, да! Снимите фильм, как Батый разбил Волжскую Болгарию, убил мужчин, которые выше колеса арбы, а женщин отдал своим воинам

          • Анонимно
            8.09.2019 14:32

            Может лучше снять про Ивана Грозного , что он сделал при взятии Казани?

            • Анонимно
              8.09.2019 16:05

              Или при взятии Новгорода и Пскова?

            • Анонимно
              8.09.2019 16:06

              Оказавшись между Востоком и Западом, Александр Невский счел, что «физическая зависимость» от Востока лучше «духовной зависимости» от Запада — и, таким образом, не позволил Руси стать окраиной Европы и остаться православной

            • Анонимно
              8.09.2019 16:58

              Этого никто не знает, что сделал Иван Грозный с Казанью! Поэтому кино снять не получится! Монастырь основал точно, храм заложил, Кремль велел строить...

          • Анонимно
            9.09.2019 01:37

            Батый убил мужчин выше арбы? ) Простите но у вас компот..,

        • Анонимно
          8.09.2019 15:22

          Не так давно в России опубликована книга американского историка Чарльза Гальперина, посвященная отношению русских летописцев к татарам и Золотой Орде. Он провел очень интересное исследование и выяснил, что русские летописцы, которые должны, казалось бы, дышать ненавистью к завоевателям и угнетателям, либо упоминают о татарах нейтрально, либо вообще ничего о них не говорят
          Я думаю никакого ига не было

    • Анонимно
      8.09.2019 09:29

      Под "настоящей правдой" - вы понимаете приятную выдумку?

    • Пурхан
      8.09.2019 09:34

      08:36 Ты будешь подавлен ,когда узнаешь правду .

      • Анонимно
        8.09.2019 15:27

        Русские князья стали просто чиновниками в рамках золотоордынской чиновничьей администрации, и они должны были каждый год подтверждать свой статус, отчитываться на съездах аристократии, поэтому они ездили в ханскую ставку, в Орду. Собственно, Орда это ханская ставка, а не название государства. Государство называлось Улус Джучи, по имени старшего сына Чингисхана, которому были завещаны все эти земли.
        И Бату Хан тоже не был ханом, как мы привыкли думать. Он был всего лишь правителем этого огромного улуса. То есть этой части монгольской империи. И он был подотчетен точно так же великому хану в Каракоруме, в центре монгольской империи. Но от своих вассалов он требовал четкого повиновения. И те князья, которые не подчинялись, были казнены на страх всем, кто думал вести свою самостоятельную политику. Таким образом неразбериха была заменена искусственно привнесенной политической системой, которая предполагала порядок.

      • Анонимно
        8.09.2019 15:28

        На Руси была проведена первая перепись населения по китайским образцам. Стало понятно, кто, сколько, чего должен платить. И первым эту политику повел Александр Невский. Он заставил Новгород, который монголы не завоевали, «дать число» монголам, то есть пустить переписчиков, которыми, кстати, командовал Берке, будущий правитель Золотой Орды. И подчиниться тем самым Золотой Орде, платить дань татарам наравне со всей Русью. Это был шаг в сторону объединения.

        • Анонимно
          9.09.2019 08:35

          Невский был ПРАГМАТИКОМ. Ему не захотелось править в разрушенном Киеве и он метнулся в Новгород. Кроме того он был востокофилом и монголофагом.
          Проще сохранять традиции предков. Труднее развиваться технически. Ему пофиг были ремесла, на кону его ВЛАСТЬ была.

      • Анонимно
        8.09.2019 15:30

        Исследователь-культуролог Александр Юрченко из Санкт-Петербурга говорит, что монголам была абсолютно не важна вера их подданных — они относились к подданным просто как к налогоплательщикам. Если те изъявляют покорность, согласны платить налоги, служить монголам верой и правдой, в том числе с оружием в руках, то они являлись хорошими добропорядочными гражданами. Все остальные просто подлежали уничтожению. Других быть не должно. Автор даже приводит слова средневекового писателя Роджера Бэкона о том, что вера монголов это власть. Они поклоняются власти. И действительно монголы свято верили, по крайней мере, монголы первых поколений, что они пришли на эту землю для того, чтобы организовать власть над народами. Чтобы объединить весь мир.

    • Анонимно
      8.09.2019 09:51

      Какую правду? о том, что сохранили культуру и обычаи Древней Руси и уничтожили все ремесла и земледелие? Из оседлого населения делали бродяг и негодяев?

      • Анонимно
        8.09.2019 15:23

        вы представьте, что являла собой Русь на тот момент, когда появились монголы со своими завоевательными идеями. Раздробленное государство, где наиболее сильные князья вынуждены были постоянно бороться со своими непокорными вассалами. Русь дробилась, процесс был неостановим.

    • Анонимно
      8.09.2019 20:02

      08.36. сняли же фильм " теплые ветра древних булгар"

  • Анонимно
    8.09.2019 08:42

    Уже сколько этих кинофестивалей прошло - а они так и не выливаются во что-то серьёзное. Какая-то внутренняя тусовка для студентов и самодеятельных "режиссёров ".

    Из этого не появился серьёзный кинобизнес. Ничего не появилось. Не появилось ни одно кино для кинопроката по стране.

    Ситуация с кино фестивалями у нас поставлена с ног на голову. Обычно в мире кинофестивали идут в местах массового производства фильмов - там отбираются лучшие фильмы из уже массово идущих в прокате. У нас же " никто" (по авторитету) - показывает "ничто" (по качеству).

  • Анонимно
    8.09.2019 09:20

    Не трогайте татарскую деревню. Туган Авылым наше все.
    P.S. Для тех кто не понял. Это сарказм

    • Анонимно
      8.09.2019 10:29

      09.20 По-вашему, надо её "трогать"??
      Уничтожить и забыть??
      Так вы определитесь уже: татары из аула или городские, в основном?!
      Или вы именно то и подразумеваете, что сказали: уничтожить татарские деревни, забыть о них, а, значит, вместе с ними и татар?!

    • Анонимно
      8.09.2019 21:09

      Не представляю себе русского, который бы изрёк: Пусть что-то новое, но не русская деревня, пожалуйста!


      У нее дети есть?

      Как их зовут?

      • Анонимно
        9.09.2019 00:19

        Почему не представляете? Вполне вероятный вариант, будь в искусстве засилье русской деревни.
        Сейчас, в общем-то, среди русских раздается похожий клич: "Что угодно, только без оголтелого ура-патриотизма!".

      • Анонимно
        9.09.2019 17:29

        >Не представляю себе русского, который бы изрёк: Пусть что-то новое, но не русская деревня, пожалуйста!

        Вы просто молоды и не застали эпоху засилья "деревенщиков" в литературе :)

  • Анонимно
    8.09.2019 09:25

    Журналист загнул про единственного театрального критика и единственного киноведа. А единственный киновед свысока высказался о фильме "Водяная", о мужской труппе театра Камала и т.д. Опять междусобойчик комплиментарный с обязательным налетом снобизма

  • Анонимно
    8.09.2019 09:28

    Коневод? Нет, Киновед!

    • Анонимно
      8.09.2019 09:55

      Эти ко....веды легко возбуждаются по поводу прошлого и сгинувшего и никак не возбуждаются по поводу завтрашнего.
      А 40% не принятых в 10е классы только в Челнах, как бы возопят.
      У маргиналов один путь - игра на понижение своего статуса.

      • Анонимно
        8.09.2019 10:36

        Уровень мышления и восприятия позволяет думать только о наболевшем - мнимоновотатарском. Более ничего не наработано с 1920года

        • Анонимно
          8.09.2019 12:43

          10.36 Всё инициативы и наработки истребялись на корню, именно с 1920 года! А за последние 15 лет это истребление возросло в геометрической прогрессии!!

  • Анонимно
    8.09.2019 09:43

    Орда была в Сарае1,2,3. При чем тут Хузан?

  • Анонимно
    8.09.2019 10:09

    В Татарстане и близко нечего нет похожего на кино ! И кинорежиссёров нет, Клипмейкеры какие то есть, а кина нет..

  • Анонимно
    8.09.2019 10:25

    А где получила образование киновед?

  • Анонимно
    8.09.2019 11:07

    Адиля, снимите корону. Вам ее никто не одевал. Уж точно не Вы создаете Татарстанское кино. Паразитируете на теме. Уж если честно, все что происходит вокруг Вас и ваших коллег, самодеятельность. Наглая, хамская, бестактная самодеятельность с амбицией главных в кино Татарстана. Будьте уважительнее к традициям. Вы же умная, красивая девушка, будьте мудрей. Не уподобляйтесь Нафиговой. это не Ваш стиль. Кино у нас есть и без вас, но вокруг него нужно объединяться поддреживая, идти общим фронтом. Вы же строите отношения на ненависти к отдельным личностям, не было бы их и Ваш хайп, Вы уж точно никому были бы не интересны. Желаю Вам подумать над этим. А лучшие фильму уже давно есть. Куктау, Бибинур, Зулейха, Не отосланные письма, Мы не уйдем, Война не прощенных, Краски сабантуя, Байгал, Мулла, А что у Вас? Половина статьи о голливудских картинах. Они то точно без Вас не раберутся.

    • Анонимно
      8.09.2019 12:03

      Вам так то то же корону никто не надевал. Человек создает, движется вперед, работает. Она не обязана прислушиваться к мнениям анонимов и поступать как анонимы советуют в комментариях.

      • Анонимно
        8.09.2019 14:00

        Да ей и в лицо это часто советуют. А из отборочной комиссии нашего международного феста убрали

    • Анонимно
      9.09.2019 01:44

      Куктау , Бибинур, Зулейха хорошо ! Неотосланные письма ?) Простите это не кино.... Мулла неплохое начало .. Байгал не могу сказать ! Спасибо!

    • Анонимно
      11.09.2019 18:23

      А кто у нас короны раздает? Разрешите полюбопытствовать))))

    • Анонимно
      15.09.2019 20:31

      Во-первых, корону надевают, а не одевают)
      Во-вторых, в-третьих, в - четвертых...короче, вас на коронацию не пригласили, не уподобляйтесь там)

  • Анонимно
    8.09.2019 11:08

    Кинокритик известный в узком татарском кругу ?

  • Анонимно
    8.09.2019 11:33

    Чтобы, по достоинству оценить новый фильм Тарантино, нужно обладать "синефильскими" знаниями. Т.е., иметь понятие о истории Голливуда, этапах становления.. Лично, сразу понял, матушка-Русь эту картину не примет. Мало того, "обхают" по полной.. Так и произошло. В фильме ведь не взвизгивают автомобильные покрышки, не рычит Годзилла, не стреляет Киану Ривз. Тарантино признаётся в любви к собственной профессии..К Голливуду.

  • Анонимно
    8.09.2019 11:39

    Рекламы нет. Я например, вообще ничего не слышал о показах кино. Ходим, не знаю чем себя занять вечерами.

    • Анонимно
      8.09.2019 13:51

      Завидую вам. Тоже хотелось бы чтоб вечер занять нечем было)) но увы, планов громадье...

  • Анонимно
    8.09.2019 11:41

    Самое дурное. то что они министру голову морочат.

    • Анонимно
      11.09.2019 18:31

      Бедные, вы бедные. Так-то все прекрасно было. Кино вагонами, полные залы, ага. И тут пришли эти и заморочили всем голову. Беда, прям беда))))

  • Анонимно
    8.09.2019 11:51

    Все ждём фильм "Кире". Хочется посмотреть целиком.
    Когда его выпустят, кто в курсе?

    • Анонимно
      8.09.2019 16:25

      История стара как мир. Фильм сняли, деньги получили, и теперь катают его по фестивалям, пытаясь хоть где-то засветиться. А на татарстанского зрителя, единственного, кому фильм интересен, плевать с высокой колокольни. Собственно, это и есть основная проблема РТ с молодыми кинематографистами. Вот только кино, как и театр, ее может существовать без зрителя.

      • Анонимно
        8.09.2019 18:40

        Так показали бы в прокате. Деньги, что ли, не нужны?

        • Анонимно
          9.09.2019 12:51

          Хороший вопрос. Тоже жду выхода этого фильма в прокат, но уже больше года он катается везде, только не у нас....

          • Анонимно
            11.09.2019 18:27

            Прокат после фестивалей. Это нормальная практика.

            • Анонимно
              12.09.2019 09:17

              А как же выдержка из статьи? "Режиссеры проекта надеются, что у фильма будет не «фестивальная» судьба, а настоящая — зрительская"

            • Анонимно
              12.09.2019 09:22

              И ещё "Релиз картины заявлен на лето 2018 года. Зрители смогут увидеть «Кире» в кинотеатрах Казани."

      • Анонимно
        11.09.2019 18:28

        На ваши деньги, видимо, это фильм снят, что вы так беспокоитесь). Вообще то он без господдержки сделан.

        • Анонимно
          12.09.2019 09:53

          Это известно, что без господдержки. Но поддержка-то была.

  • Анонимно
    8.09.2019 12:15

    Красивая

  • Анонимно
    8.09.2019 12:45

    Нет показов, нет системы, нет по факту кинотеатра, который хотя бы иногда показывал фестивальные фильмы, но всё нет и нет, одна болтовня. Болтовня настолько захлестнула умы представителей от кино, что иногда они начинают путать свой карман с бюджетным, в общем-то как всегда.

  • Анонимно
    8.09.2019 13:09

    аул. чак-чак. сабантуй.
    раскрыт генетический код татар.

    • Анонимно
      8.09.2019 21:33

      Вот это и есть культура...маловато...

    • Анонимно
      9.09.2019 01:48

      Вы никогда нечего не поймёте ..) А про ваш код и говорить не стоит и так все понятно.

      • Анонимно
        9.09.2019 10:28

        как преподносят - так и понимаем. Ну, значит таковы преподносители...

  • Анонимно
    8.09.2019 17:02

    А понты? Казань - родина понтов и "третья" столица!

  • Анонимно
    8.09.2019 17:20

    «Спекулировать фольклором”- - это как? Оставьте в покое фольклор, если вас это направление не интересует. Основа татарской народной культуры, как и других народов, не может быть «разменной монетой»- вы сделайте своё и так, чтобы помнили веками, а так- лозунги и фразы легковесные - каждый сможет, даже без специальной подготовки.

  • Анонимно
    8.09.2019 20:25

    Местные националисты упорно пытаются загнать татар в средневековье, в деревню без её облагораживания во всем отношениях, обмотать арабскими тряпками и стравить на этой почве с русскими, якобы на различиях или на других. Благо, что народ у нас не тупой и на выходки и желания националистов из 90х не клюнет. Поэтому всюду и обиды пытаются искусственно создавать, главное что бы был сам факт обиды и его признали, а остальное вторично. Нужно идти в ногу со временем, а не топтаться в прошлом, как это у нас любят, стопоря любое общественное различие. Пример брать нужно с идей, озвученных Радием Хабировым. Видно, что человек понимает суть происходящего, но ему будет очень сложно бороться со всей этой закостенелой прослойкой. Пожелаю ему только успехов и желаю попутного ветра, как и любимой Казани.

  • Анонимно
    8.09.2019 21:17

    Прочитал статью и офигел от комментариев. Могу сказать одно. Все могут разбираться в кино, а понимать не многие. Просьба одна. Посмотрите три фильма - Детки, Племя и Господин Ни Кто,Звездные войны. Разное кино, но и Мулла, Бибинур, Эпипе тоже разное. Так что давайте не будем все под одну гребенку равнять. Пять десять лет выпускники КУЛЬКА дадут жару, и лучше поддержать их сейчас, чем вести критику.

    • Анонимно
      9.09.2019 12:50

      А вы, видимо, и есть тот самый выпускник. Ну, жгите, ждём.

  • Анонимно
    8.09.2019 23:22

    Большая беда наших молодых кинорежиссеров, это достаточно слабый уровень режиссуры, которые они получают в Кульке. Из всех преподавателей,которые их обучают киномастерству, только трое имеют ВГИК - Николай Морозов и Эмир Золондинов, операторы и Елена Алексеева, увы киновед, не режиссер! Остальные в кино самоучки, в том числе и уважаемый Алексей Барыкин. Отсюда, на выходе и низкое профессиональ-ное режиссерское мастерство (операторы еще более-менее) наших юных Феллини. Безусловно есть талантливые ребята, но они должны понимать, что в данный момент, к большому сожалению режиссерская подготовка Кулька соответствует уровню техникума. Если они хотят стать настоящими мастерами, то надо обязательно продолжать образование в Москве или в Питере (ВКСР, Московская школа кино, ЛИКиТ и др.), где им дадут высшую культуру профессиональных знаний - по настоящему научат снимать кино!

    • Анонимно
      9.09.2019 12:49

      Аплодирую стоя!!!! Наш кулёк это дно.

    • Анонимно
      11.09.2019 11:22

      А после выпуска они становятся клипмейкерами и гордо демонстрируют своё "портфолио", состоящее из рекламных роликов.. После чего мнят себя великими творцами запрашивают внушительные суммы у тех ,кто к ним обращается за помощью.
      Да, картинка есть. Звук тоже. И даже временами монтаж. Но нет идеи, драматургии, конфликта...в общем, всего, на чём строится хорошее кино.
      Есть только желание получать деньги. Увы и ах.

      • Анонимно
        13.09.2019 12:54

        Про внушительные суммы. Это закономерно, что они могут потребовать деньги за свою работу, труд должен быть оплачен. А если вам не подходит цена, просто найдите другого. Зачем разводить обиженку, никто вам ничем не обязан.

        • Анонимно
          13.09.2019 13:35

          Тут вопрос в самомнении этих самых "деятелей кино", которые по факту, в лучшем случае, клипмейкеры.

          • Анонимно
            13.09.2019 17:07

            Сейчас вообще большинство киноделов клипмейкеры, это прискорбная традиция всей киноиндустрии, не только татарстанской

    • Анонимно
      13.09.2019 14:30

      Барыкин тоже ВГИК закончил

  • Анонимно
    9.09.2019 01:56

    То что есть, из них нечего не получится уже .. Время было много , а нечего и назвать в пример.. Как говорят у татар « булганнын ... куреня « простите уж .. Как татарин сказал « Турысын»

  • Анонимно
    9.09.2019 09:51

    В РТ нет киноведов никаких. Эта девушка с инстаграмма (хотя и довольно привлекательная) не может на себя брать эту функцию. Коневоды, виноделы, киноделы и кидаловы есть, а кинокритиков нет. Вот не бывает в Саудовской Аравии Деда Мороза, ну и ладно. Тут тоже самое. Где нет кина там и киноведа нет. Даже киномеханики все состарились и померли почти все.

  • Анонимно
    10.09.2019 16:48

    Адиля - крутая!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль