Культура 
22.03.2020

«Без показухи любил свой народ»: памяти последнего великого татарского композитора

Народный артист РТ и РБ Идрис Газиев вспоминает ушедшего на 83-м году жизни Рената Еникеева, без него мы бы не знали «Син сазыңны уйнадын»

Сегодня исполняется 7 дней с похорон Рената Еникеева, с ним простились в Казани в прошлое воскресенье. Одним из тех, кто приехал на панихиду в союз композиторов РТ, был певец и педагог Идрис Газиев, много общавшийся со скромным интеллигентом и выдающимся музыкантом Еникеевым. В материале для «БИЗНЕС Online» Газиев поделился своими воспоминаниями о композиторе, а также размышлениями о том, умеем ли мы хранить память.

На прошлой неделе в Казани на 83-м году жизни скончался большой татарский композитор и виртуозный пианист Ренат Еникеев На прошлой неделе в Казани на 83-м году жизни скончался большой татарский композитор и виртуозный пианист Ренат Еникеев Фото: Владимир Зотов

СКРОМНЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ И БОЛЬШОЙ КОМПОЗИТОР

На прошлой неделе в Казани на 83-м году жизни скончался большой татарский композитор и виртуозный пианист Ренат Еникеев. Проводили в последний путь композитора, творческая деятельность которого была заметна не только в России, но и за рубежом, весьма скромно. С одной стороны — коронавирус, который не позволил организовать церемонию прощания в большом зале, с другой — кроме части национальной творческой интеллигенции и профессиональной общественности, мало кто заметил уход пианиста. Впрочем, отметим, что на панихиде в маленьком актовом зале союза композиторов РТ были много известных людей, включая министра культуры Татарстана Ираду Аюпову.


Помимо того, что Еникеев писал симфоническую музыку, композитор был еще фольклористом и мастером обработок народных песен. Именно он восстановил, придал новое звучание и, по сути, вернул татарскому народу такие известные, любимые сегодня всеми песни «Син сазыңны уйнадын», «Бик еракта идек без», а также аранжировал «Әдрән диңгез» Салиха Сайдашева, да так, что в музыкальных кругах эта композиция подается в соавторстве — Сайдашев/Еникеев. Авторство многих песен наши современники почему-то приписали легенде татарской эстрады Ильгаму Шакирову — во многих источниках, пластинках и других записях автором музыки обозначен именно он. И мало кому известно, что данные композиции, которые стали классикой татарского искусства, звучат именно в обработке Еникеева.  

На этой неделе также стало известно, что певец, педагог, народный артист Татарстана и Башкортостана Идрис Газиев претендует на Тукаевскую премию за серию музыкальных телевизионных фильмов, посвященных известным татарским композиторам. Некоторые из картин ему помог создать Еникеев — он выступал не только в качестве собеседника и консультанта, но и восстановил с нуля партитуру всех произведений Сайдашева, которые по каким-то причинам не сохранились. Специально для читателей «БИЗНЕС Online» Газиев поделился своими воспоминаниями о великом композиторе и скромном интеллигенте Еникееве.

Идрис Газиев: «В моей жизни было очень много событий и встреч с известными людьми. В этом плане я очень везучий человек — мне повезло на хороших, умных людей, на тех, на которых ровнялся всю свою жизнь» Идрис Газиев: «В моей жизни было очень много событий и встреч с известными людьми. В этом плане я везучий человек — мне повезло на хороших, умных личностей, на тех, на которых равнялся всю свою жизнь» Фото: Андрей Титов

 «РЕБЯТА, ЭТО НЕ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, А РЕНАТ ЕНИКЕЕВ!»

В моей жизни было очень много событий и встреч с известными людьми. В этом плане я везучий человек — мне повезло на хороших, умных личностей, на тех, на которых равнялся всю свою жизнь: и поэты, и композиторы, и писатели, и музыканты, и актеры. Это действительно большое счастье. Например, моя творческая жизнь началась с песен Рима Хасанова в 1980 году, я был знаком с Мустаем Каримом, брал интервью у радиоведущей, которая вела концерт самого Газиза Альмухаметова (основателя башкирского театраприм. ред.)! На тот момент, когда мы общались, ей было 90 лет. Я беседовал с женой Баки Урманче Флорой Вагаповной, она передала мне записи кассет, где он поет.

Разговаривая с ними, я создал цикл музыкальных телевизионных фильмов «Идрис Газиев тәкъдим итә» («Идрис Газиев предлагает»), последний показали буквально на прошлой неделе на телеканале «ТНВ Планета». Это телевизионные музыкальные картины про Сайдашева, Урманче, Габдуллу Тукая, Фарита Яруллина, Мансура Музафарова, Загита Хабибуллина, Султана Габаши, Александра Ключарева и фильм «Татарская песня 100 лет назад».


Именно за серию данных лент, а также за вокально-симфоническую поэму «Тукай әһеннәре» всемирный конгресс татар выдвинул меня в 2020 году на соискание Тукаевской премии. Фильмы в интернете пока, к сожалению, посмотреть невозможно. Но, повторяю, канал «ТНВ Планета» буквально на прошлой неделе закончил показ цикла из 9 картин.

Работая над фильмом про Сайдашева и Музафарова, я познакомился еще с одним выдающимся композитором — Еникеевым, который скончался на прошлой неделе. К сожалению, прощание состоялось очень скромно и незаметно. Мне так печально, что имена таких композиторов, как Еникеев, Алмаз Монасипов, находятся в забвении. Мало кто знает, но Еникеев был мастером обработок народных песен. Именно он вернул татарскому народу такие известные, любимые сегодня всеми композиции, как «Син сазыңны уйнадын», «Бик еракта идек без». Они стали классикой татарского искусства. Мне часто приходится выступать в качестве жюри на различных конкурсах, туда приходят молодые исполнители и объявляют, что «Син сазыңны уйнадын» — народная песня. Я всегда и везде говорю: «Ребята, это не народная песня, а Ренат Еникеев!» Он был выдающимся композитором!

«На нынешней эстраде есть свои ориентиры, свой эталон. И, к сожалению, это не Еникеев. Вопрос вкуса, вопрос воспитания певцов — это кропотливая, долгая работа» «На нынешней эстраде есть свои ориентиры, свой эталон. И, к сожалению, это не Еникеев. Вопрос вкуса, воспитания певцов — кропотливая, долгая работа» Фото: Владимир Зотов

Подобное печально, потому что шоу-бизнес… На нынешней эстраде есть свои ориентиры, свой эталон. И, к сожалению, это не Еникеев. Вопрос вкуса, воспитания певцов — кропотливая, долгая работа. У нас немного хромает система музыкального образования — многие музыкальные школы закрыты, не хватает инструментов, дефицит кадров. Скрипачей, баянистов мало. Что будет дальше? В детей нужно вкладывать. 

То, что годами, десятилетиями создавали Рашит Вагапов, Хайдар Бигичев, Шакиров, — это наследие с приходом новых артистов совершенно исчезло, и началась эпоха Салавата, а сегодня уже и Элвина Грея. Но каждый имеет право на существование и своего зрителя, однако те исполнители, которые занимаются классическим, академическим, традиционным пением, должны преданно работать. Не надо вести какую-то войну. Каждый должен заниматься своим делом и выполнять это качественно, честно и по совести. Не нужно смотреть, тысяча зрителей придут на твой концерт или 50 человек, и гоняться за цифрами.


ЕНИКЕЕВ ВОССТАНОВИЛ ОРКЕСТРОВКУ САЛИХА САЙДАШЕВА С НУЛЯ

Так случилось, что и о смерти выдающего композитора я узнал случайно. Выхожу в этот день утром на улицу, встречаю ректора казанской консерватории Рубина Абдуллина, и после взаимного приветствия тот говорит, что умер Еникеев и он направляется на прощальную панихиду. Я узнал о том, что композитор покинул наш мир, совершенно случайно! Представляете! Я в этот день оказался в Казани, а если бы не приехал, то мог бы и не узнать. И мы пошли с Абдуллиным в союз композиторов.

Жаль, что мне не дали выступить на прощальной панихиде, хотел сказать несколько искренних слов о том, как мы с Еникеевым тесно общались, когда я работал над музыкальными фильмами о Сайдашеве и Музафарове.

Еникеев выпустил трехтомник клавира Сайдашева. Клавир — это сборник всех произведений композитора с текстами и нотами. Он попал ко мне в руки, я начал разучивать песни и потом смотрю: «Составитель Ренат Еникеев». Я пришел к нему с первым томом и рассказал о своей задумке про фильм, поделился, что мне необходима оркестровка произведений Сайдашева. «Никаких вопросов», — ответил он. Все оркестровки, которые звучат в моем фильме, сделал Еникеев с нуля! Потому что он знает музыку, стилистику композитора, трепетно относился к творчеству Сайдашева. Пианист лелеял его наследие. Потом он подарил мне партитуры со своим автографом, они хранятся у меня дома в Уфе. Это дорогого стоит.

«Ренат Еникеев выпустил трехтомник клавира Салиха Сайдашева. Клавир — это сборник всех произведений Салиха Сайдашева с текстами и нотами» «Еникеев выпустил трехтомник клавира Сайдашева. Клавир — это сборник всех произведений композитора с текстами и нотами» Фото: Владимир Зотов

Когда я снимал фильм про Музафарова, то снова обратился к Еникееву, брал интервью, поскольку они общались. Я написал сценарий, нашел у Клары Тазиевой рукописный клавир оперы «Галиябану» Музафарова. Это произведение в виде клавира нигде не издано. В библиотеке радио, где я копался в поисках произведений, список и каталог есть, папку открываю, а там пусто! Или только половина. Смотрю, внизу лежит какая-то стопка бумаг — это оркестровые партии оперы «Галиябану» для артистов, а партитуры нет! Мне нужна она, поскольку очень понравились три дуэта — заключительная сцена из оперы, я хотел спеть ее с Лилией Губайдуллиной, которая сейчас живет в Вильнюсе и поет с Литовским государственным симфоническим оркестром. Впоследствии мы с ней как раз и записали дуэты.

Еникеев восстановил партитуры для симфонического оркестра из заключительной сцены оперы «Галиябану»! Все отрывки из этих номеров! И еще написал оркестровку для песни «Илкәем», которую я тоже исполнил в фильме. Фоат Мансуров все отрепетировал, и мы с ним записали. Потом весь этот музыкальный материал вошел в интервью с Еникеевым о Музафарове.

«У Еникеева было удивительное отношение, удивительное чувство благодарности к тем композиторам старшего поколения. Он их всех называл учителями и корифеями» «У Еникеева было удивительное отношение, чувство благодарности к тем композиторам старшего поколения. Он их всех называл учителями и корифеями» Фото: Владимир Зотов

ОН БЕЗ НАДРЫВА, НО ГЛУБОКО ЛЮБИЛ ТАТАРСКУЮ МУЗЫКУ

Вообще, у Еникеева было удивительное отношение, чувство благодарности к тем композиторам старшего поколения. Он их всех называл учителями и корифеями. У него не имелось никакого снобизма, хотя сам высокопрофессиональный пианист и очень грамотный, талантливый композитор.    

Это был честный, честнейший даже, благородный человек, который удивительно глубоко, без надрыва, без показухи любил свой народ, татарскую музыку. Настоящий интеллигент до кончика своих ногтей.

В целом день похорон был грустным — вечером я пошел в Камаловский театр на вечер памяти Шамиля Закирова. Это человек, который тоже сыграл значительную роль в моей жизни, особенно в период создания фильмов. Он тоже так трепетно относился к Сайдашеву! Удивительное отношение к Музафарову, Хабибуллину. Шамиль Зиннурович был удивительным человеком, вроде бы директор должен заниматься административной работой, но внутри него настолько кипела могучая любовь к своему народу, татарскому искусству, его всегда беспокоило наше наследие.

«Как я уже говорил, мне очень печально, что имена таких выдающихся людей не на слуху» «Как я уже говорил, мне очень печально, что имена таких выдающихся людей не на слуху» Фото: Андрей Титов

ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ ЗДАНИЕ, ПОСЛЕДНИЙ ДОМ, ГДЕ ОСТАНАВЛИВАЛСЯ ТУКАЙ

Как я уже говорил, мне очень печально, что имена таких выдающихся людей не на слуху. Вообще, в Татарстане дело с увековечиванием памяти выдающихся деятелей продвигается почему-то весьма сложно. Например, Габаши жил и работал в доме на углу Карла Маркса и Лобачевского. Там была Восточная консерватория. И до сих нет мемориальной доски! Он же татарский фольклорист. Я уже не раз об этом говорил.

В Казани сохранился единственный дом, где жил Тукай, — бывшие «Номера „Амур“» на Московской улице. Не «Номера „Булгар“», от которых ничего уже не осталось, один новодел, а «Номера „Амур“». Перед тем как поэта увезли в больницу Клячкина, он жил на Московской. Я вчера только проходил мимо, каждый раз, когда бываю там, смотрю на здание — его фасад, выполненный из красного кирпича в стиле модерн, еще сохранился, а внутри уже все разрушено, на первом этаже какой-то магазин модной одежды. Тоже нет мемориальной доски! Там и Фатих Амирхан в соседней комнате жил. Еще два года назад на одной из конференций в КФУ я высказал пожелание об этом, Разиль Валеев тогда сказал, что ведется какая-то работа по увековечиванию данного здания. Все говорят: «Да, да, надо». И на этом всё. Я не смог даже выяснить, кому принадлежит объект, чтобы договориться хотя бы об установке мемориальной доски. Но это же Тукай!


Снесли двухэтажный дом Шигапа Ахмерова на Пушкина, где жил маленький Сайдаш, и построили современный трехъярусный элитный жилой дом. Там даже доска висела соответствующая. Что, нельзя оказалось оставить этот объект? Нужно было сохранить, потому что Шигап Ахмеров — выдающийся просветитель, он столько сделал для татар в деле просветительства в начале прошлого века. А сколько снесено домов на улице Тельмана, где жила вся интеллигенция?

Сейчас этого ничего не вернешь, но я хотя бы через вас, через вашу газету, обращаюсь к руководству республики — повесьте две мемориальные доски: на дом Восточной консерватории, где жил и работал Габаши, и на бывшие «Номера „Амур“» на Московской улице!   

Песни Монасипова тоже невозможно найти в интернете. Мы выпустили диск с его произведениями, можно было бы хотя бы их выставить в интернет. Там поют и Шакиров, и Георгий Ибушев, я исполняю три песни. При работе над вокально-симфонической поэмой «Тукай әһеннәре», которая вышла в виде поэмы, я ездил к Монасипову домой в Москву. Я ему очень благодарен, потому что он по-новому открыл мне поэзию Тукая, его новый мир. Как Монасипов со мной работал! Над каждым стихотворением, звуком, интонацией. Это была по-настоящему творческая деятельность.

Идрис Газиев

Ренат Ахметович Еникеев — пианист, композитор, заслуженный деятель искусств ТАССР (1979), РСФСР (1987), народный артист Татарстана (2002). В 1983-м за вокально-симфоническую поэму «Памяти Мусы Джалиля» для хора, оркестра, органа и чтеца на стихи Хасана Туфана и монолог «Враги» на стихи Габдуллы Тукая для голоса с оркестром был награжден государственной премией Татарстана им. Тукая.

Родился 13 июня 1937 года в Казани. Окончил Казанское музыкальное училище, а в 1956-м поступил в Казанскую государственную консерваторию. Во время учебы написал произведения, которые сразу же стали репертуарными и положили начало его творческой биографии. В качестве дипломной работы был представлен концерт для фортепиано с оркестром. Фактически это второе в истории музыкального искусства Татарстана произведение данного жанра после концерта Рустема Яхина. В годы учебы в консерватории преподавал в музыкальном училище. После окончания консерватории в течение 1960-х годов работал солистом и концертмейстером в Татарской государственной филармонии им. Тукая, государственном комитете по телевидению и радиовещанию, заведующим музыкальной частью Камаловского театра. 1970-е годы явились в творчестве Еникеева периодом наибольшей активности, ярких достижений и открытий. Многое из созданных в эти годы произведений композитора вошли в сокровищницу татарской музыкальной культуры. Особенно большой вклад Еникеев внес в современный детский педагогический репертуар. Созданием цикла пьес для фортепиано «Сайдашстан» композитор явился, по существу, основоположником нового жанра в татарской музыке — авторизованной транскрипции.

Большой знаток фольклора, Еникеев — мастер обработок народных песен, отличающихся оригинальностью стиля. Используя фольклорные напевы в своих произведениях, он подвергает их масштабному или утонченно детализированному переинтонированию. В своем творчестве обращается к фольклору не только татар, но и других народов: башкирскому, казахскому, узбекскому, киргизскому, таджикскому.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.03.2020 11:11

Спасибо Идрису Газиеву за статью, разделяю его боль за забвение имен многих выдающихся татар. Очень мало, даже можно сказать нет в интернете записей татарских композиторов, и не только поколения Рената Еникеева.
Также мало татарских аудиокниг в интернете.
Есть пожелание журналистам БО обсудить проблему цифровизации материалов из архивов радио и телевидения. Новоизбранный депутат Тухватуллин где то об этом высказался.
Широко освещенные в СМИ (и в БО) похороны И. Миннахметова, в которых участвовали руководители Республики, и скромные похороны Р.Еникеева, свидетельствуют, каковы приоритеты у верхов Татарстана.

  • Анонимно
    22.03.2020 09:48

    //памяти последнего великого татарского композитора//

    Может всё-таки скромнее надо быть?
    Ну путь композитор будет "талантливый" или "известный" - но "великий" - это явный перебор. При всём уважении - какой он "великий", если его знают далеко не все люди даже в Казани?

    • Анонимно
      22.03.2020 10:55

      09:48 Сильно задело? Вы тоже композитор? Или музыкальный критик?

      • Анонимно
        22.03.2020 11:20

        10:55 Нет, я обычный гражданин. Если это "великий" композитор - то именно обычные люди и должны знать такого композитора. Ведь, скажем, все обычные люди знают, например, Чайковского.

        Какой же это "великий" композитор - если его будут знать, как вы предлагаете лишь другие "композиторы" или "музыкальные критики"?

        В этом случае это будет означать, что он известен лишь в узкой местной профессиональной тусовке - или как говорится "широко известный - в узких кругах". )

        • Анонимно
          22.03.2020 12:39

          назовите песни, к которым он приложил руку - уверен, многие их точно знают.

        • Анонимно
          22.03.2020 13:38

          Похоже вы саму статью не читали, споткнулись на слове в заголовке, а по сути что можете сказать.

    • Анонимно
      22.03.2020 11:00

      Это вследствие того что в школах обязательно изучаем горы чужой лит-ры прошлого века ,а тат.литературу и тат.композиторов не изучают на уроках музыки .И спрашивается зачем татару изучать сказки о скатертях -самобранках ,чудес то не бывает ,только отвлекают татар от нужного пути.Может и дальше пойти дать татарам свободу выбора и на чужую лит-ру прошлого века?
      Сколько дается часов на обязательную лит-ру 3 часа?Оставить татарам только 1 час несвоей лит-ры,а остальные 2 часа пусть татары изучают свою лит-ру и еще свою музыку и песни ,и своих композиторов ,а также можно выделить татарам 1 час в старших классах взамен не изучения чужой лит-ры на изучение программирования, информатики,вот тогда и посмотрим как будет действовать свобода выбора.

      • Анонимно
        22.03.2020 11:25

        Изучайте. Мы против что-ли?

        Мы русскую литературу, скажем, Европе и США - не "навязываем". Они там сами изучают в школах русских писателей.

        Если вы в западной Европе решите поговорить с немцем или французом о литературе - то обнаружите, что у нас с европейцами ОБЩАЯ литературная культура - то есть мы знаем и изучаем одних и тех же писателей - Сервантеса, Толстого, Достоевского, Дюма и т.д.

        • Анонимно
          22.03.2020 13:29

          Вы льстите себе, в Европе русскую лит-ру изучают слависты. В каких предметах в русских школах изучают Сервантеса, Дюма и т.д., по какому ФГОС. Может, они причислены к русским.

          • Анонимно
            22.03.2020 14:50

            //Вы льстите себе, в Европе русскую лит-ру изучают слависты//

            Что читают школьники в Европе, Америке и Японии.

            "Помимо американских или британских авторов, школьники в США также читают Пастернака, Толстого, Тургенева и Достоевского".

            https://www.livelib.ru/articles/post/22408-ot-garri-pottera-do-kafki-kak-izuchayut-literaturu-v-shkolah-raznyh-stran

          • Анонимно
            22.03.2020 14:53

            13:29

            Что читают школьники на уроках литературы в Европе, США и Японии.

            ЭТО ЧИТАЮТ ВСЕ

            Конечно, отечественная литература всегда стоит на первом месте. Но есть произведения мировой литературы, которые входят в продвинутый школьный курс для старшеклассников практически всех стран. Итак, «всемирная десятка»:

            Гомер. «Илиада», «Одиссея».
            Уильям Шекспир. «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
            Харпер Ли. «Убить пересмешника».
            Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
            Чарльз Диккенс. «Большие надежды».
            Мэри Шелли. «Франкенштейн».
            Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».
            Франц Кафка. «Превращение».
            Лев Толстой. «Анна Каренина».
            Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание».

            https://profi.ru/blog/chto-chitayut-shkolniki-v-drygih-stranah/

            • Анонимно
              22.03.2020 16:49

              Вас спросили про обычные русские школы, которые работают по ФГОС, а не про продвинутые курсы.

            • Анонимно
              22.03.2020 17:46

              14.53 Ух ты ,сколько литературы нужно перелопатить.И на это чтобы все это только прочитать требуется очень много времени и мало остается времени на подготовку к егэ.Все таки "Преступление и наказание" мрачновато для школьников и убрать некоторые произведения из школьной программы,можно почитать и после окончания школы,в свободное время,на досуге ,по свободному выбору,а не обязаловкой.
              Вот смотрите сейчас отказались от некоторых стихов Лермонтова о "стране господ.." и ничего без этих стихов в школьной программе школьники учатся и сдают егэ.

    • Анонимно
      22.03.2020 17:08

      Если ты такой умный, то просто бы промолчал! А лучше просветила бы своих окружающих о том, кто такой Ренат Еникеев! Бить надо таких как ты!

      • Анонимно
        22.03.2020 17:42

        А ты найди в себе силы, прочитать текст интереснейшей статьи, тогда и узнаешь, кто такой Ринат Еникеев.

  • Анонимно
    22.03.2020 10:05

    Да никто бы и не вспомнил о нем, если бы не вопрос татарского языка, который на сегодня стоит в республике.

    • Анонимно
      22.03.2020 11:29

      А такой вопрос вообще стоит? Ведь все эти реформы последних лет вообще никак не затрагивают татарский язык и даже вообще не упоминают о нём.
      Все эти реформы" касаются лишь одного - чтобы русских не принуждали учить чужие языки.

      Для вас это такая трагедия, что русские не учат татарский язык? Сами то учите. Государство предоставляет вам все возможности для этого в каждой школе. Если вам в школе не предоставляют такую возможность - то укажите - в какой конкретно школе вам не предоставляют такую возможность?

  • Анонимно
    22.03.2020 10:44

    для нас любой татарин сделавший что либо полезное для татар - великий

  • Анонимно
    22.03.2020 11:11

    Спасибо Идрису Газиеву за статью, разделяю его боль за забвение имен многих выдающихся татар. Очень мало, даже можно сказать нет в интернете записей татарских композиторов, и не только поколения Рената Еникеева.
    Также мало татарских аудиокниг в интернете.
    Есть пожелание журналистам БО обсудить проблему цифровизации материалов из архивов радио и телевидения. Новоизбранный депутат Тухватуллин где то об этом высказался.
    Широко освещенные в СМИ (и в БО) похороны И. Миннахметова, в которых участвовали руководители Республики, и скромные похороны Р.Еникеева, свидетельствуют, каковы приоритеты у верхов Татарстана.

  • Анонимно
    22.03.2020 11:15

    Парадокс: националисты обычно не чтут просветителей своего народа. О котором они якобы радеют.

  • Анонимно
    22.03.2020 11:36

    У нас о всех талантах узнают после их смерти.

    • Анонимно
      22.03.2020 11:48

      Если бы он был по настоящему талантливым - его бы знали до смерти.
      Скажем, писательницу Яхину знают и в то, время когда она, к счастью, живёт и здравствует.

      Есть и другое атрибут таланта. Талант может существовать только в том случае - если он может монетизировать свои уникальные способности - в деньги. Если люди готовы платить за талант (композитора, писателя и т.д.) деньги - то это и есть настоящий талант.

      Если люди не готовы платить деньги за "творчество" того или иного человека - значит способности такого человека не востребованы людьми и его невозможно назвать "талантом", во всяком случае такого уровня, чтобы его можно было назвать "великим".

      • Анонимно
        22.03.2020 12:40

        Вот сразу вспомнила Булгакова, Солженицина и др. запрещенных в советское время творцов. Под страхом ареста их читали и предавали друг другу. Великими их никто не называет, но свое место они заняли в литературе. Стало быть, градации великий- не великий нет, это все фантики и поводы для заголовков статей).

        • Анонимно
          22.03.2020 15:00

          «Вот сразу вспомнила Булгакова, Солженицина и др. запрещенных в советское время творцов»

          Так в советское время, тем более во времена диктатора Сталина, литературного РЫНКА не существовало, в принципе. Но после того, как советский режим рухнул - и установился рынок, в том числе и литературный - так и Булгаков и Солженицын стали печататься очень большими тиражами - и писатели (или их потомки) стали получать большие гонорары.

          Качественный товар - всегда "выстреливает" - даже после того как он попадает в рыночные условия. Пусть даже не сразу (во времена тоталитарного режима), а потом.

          Низкокачественный товар - никогда не "выстреливает" - хоть в хороших условиях, хоть в плохих.

          • Анонимно
            22.03.2020 17:23

            Вот Юрий Айзеншпис (тот самый, который продюссировал множество звездулек поющих) с вами бы не согласился.... "Дайте мне козу и миллион, и я сделаю ее звездой". Доход в условиях рынка тоже будет приносить, но великим певцом эта коза не станет)).

        • Анонимно
          22.03.2020 17:28

          Так Солженицын и сейчас никто, кроме соплеменников, не считает великим.

          • Анонимно
            22.03.2020 18:53

            Воооот, в самую точку. Все его знают, многие читали, а "великим" не называют. А статья про некого векикого, которого знают совсем немногие. Нет такой комиссии или процедуры, которая позволяет делить на великих и невеликих)). Поэтому использование термина некорректно.

  • Анонимно
    22.03.2020 11:50

    Как устроили прощание с Ренатом Еникеевым запретив проведение в БКЗ или Филармонии - пример лицемерия власти! Для нее вбухивать миллионы в узгэреш - легко , а всего лишь менее ста тысяч, (для справки, дешевле одного из деловых костюмов) на мемориальную доску - нет средств, пишите челобитную, подождите, на рассмотрении и т.д., пока не "замылится", и главное, им не стыдно!
    Модератор! Не пропустишь коммент, считай, что ваше издание заодно с аппаратом.

  • Анонимно
    22.03.2020 12:08

    (((«Бик еракта идек без»)))) Это разве Татарская народная песня ? Всегда эта песня считалось песней Керэшен. Своих, своих называйте ! Если есть.

    • Анонимно
      22.03.2020 12:45

      Они по не знанию, кряшенские песни считают своими, многие песни

  • Анонимно
    22.03.2020 12:20

    ренат ибрагимов -его племянник,
    или я опять перепутал с ринатом билаловым?..

    • Анонимно
      22.03.2020 14:40

      Если вы о композиторах, то Билялова звали Рафаэль, он оставил нам замечательный скрипичный концерт. Кстати, тоже был отличный аранжировщик и оркестровщик. Светлая память.

  • Анонимно
    22.03.2020 12:36

    Знала Рената Еникева лет двадцать. Очень скромный был человек. Совершенно случайно узнала, что в семье Еникеевых больной сын. Ренат никогда не озвучивал своих личных проблем.

  • Анонимно
    22.03.2020 12:36

    12:08 Ренат Еникеев, в отличии от вас, не делил татар на казанских, нижгарских, кряшен; от творил для всех кто любит свои песни, музыку, свой народ! Не думаю, что для вас будет открытием, что певец, народный артист Татарстана, кряшен Георгий Ибушев не отделяет себя от татарского народа.

  • Анонимно
    22.03.2020 14:07

    12 36!!!! А сказать, что это песня кряшен, что смелости не хватило. Или не хочется признавать? А Георгий Ибушев, к сведению, выступал именно с песнями кряшен. И не называл их татарскими. А как он себя считает, это его дело. И татар много, считающие себя русскими. Но, они все ровно татары по крови.

    • Анонимно
      22.03.2020 14:55

      Мне довелось присутствовать на концерте Георгия Ибушева в Анкаре, столице Турции в 2004 году. Он там выступал как татарский певец с огромным именно татарским репертуаром. Выступал он в Актовом зале Национальной библиотеки Турции, на концерт съехались татары со всей страны. После концерта они окружили Георгия, благодарили его и говорили: "Мы слышали, что есть такие кряшены, но никогда в живую их не видели. Вот теперь увидели". После концерта было чаепитие в одном из ресторанов Анкары, все общались как татары. На следующий день был вечер в Татарском культурном центре Анкары на улице Габдуллы Тукая. Там Георгий тоже пел. С нами была замечательная татарская певица Резеда Галимова, они с Георгием исполняли дуэтом романсы Рустема Яхина. Прекрасные воспоминания остались о той поездке в Турцию.

  • Анонимно
    22.03.2020 14:51

    Какая колоритная внешность. Удивительно красив в старости.

  • Анонимно
    22.03.2020 15:21

    Кто это?

  • Каменты лишний раз подтверждают, что читатель БО далек от всякой культуры

    • Анонимно
      22.03.2020 16:06

      Согласен с вами, пишут о чем угодно, но только не о творчестве Рината Еникеева. А был он еще замечательный пианист и сочинитель для этого инструмента, у него есть отличные фортепьянные пьесы мирового уровня, которые могут украсить репертуар любого исполнителя. Жаль, не часто мы их слышим.

  • Анонимно
    22.03.2020 19:19

    Красивый человек. Интеллигент.

  • Анонимно
    22.03.2020 21:40

    Друзья мои читатели БО!!
    Ренат Еникеев сын Великого Татарского народа.
    Кстати он скорее из рода МУРЗ это из того самого знаменитого рода откуда и Енгалычевы и Акчурины и др.
    Это прапрапрапраправнуки одного отца БИЙ хана с 15 века выходца с Золотой орды.
    Это ПРАПРАПРАПРАПРАПРАПРАвнук той Золото Ордынской Соловьиной Рощи.
    Плеяды Великих ПОЭТОВ живших при Узбек хане.
    Ренат Еникеев своим творчеством обогатил культуру Татарского народа,сделал Великим и сам народ как богатырь Батыр
    Генерал Карбышев погибший от рук Фашистов которого обливали водой при 40 градусном морозе,но он не предал Россию.
    Как богатырь БАТЫР Александр Матросов бросившийся на АМБРАЗУРУ под пулемётный огонь защищая Россию
    И много много других ГЕРОЕВ ТАТАР.
    Россия должна гордится такими ГЕРОЯМИ ЧЕЛОВЕКАМИь!!!
    Еникеев это ГЛЫБА это АЛМАЗ Татарской культуры.
    Вечная слава Ренату Еникееву.
    с уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      23.03.2020 07:50

      Вот потому что он из рода темниковских мурз беханидов его новые князи из грязи демонстративно не стали хоронить достойно.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        23.03.2020 10:23

        Дорогой Рим 7.50 !!
        В жизни Татарского народа в новой России имеются стратегические и текущие вопросы.
        К стратегическим относятся
        1.Это самовольная реабилитация и восстановление ЧЕСТИ народа Татар, ту ЧЕСТЬ НАРОДА которую закрыли замутили в СССР ещё Сталинскими историками , запутанную и ЗАГАЖЕННУЮ ещё
        в Царское время.
        2.Восстановить истинную историю Татар которую спрятали в архивах Санкт-Петербурга,Москвы,
        и спрятали от самого Татарского народа,спрятали от всех народов России.
        А текущие вопросы это вопросы жизни.
        Судя по фамилии и имени ты Татарин.
        И если ты так понимаешь так как ты выразился.
        То есть злобно с ЗАВИСТЬЮ да ещё СОЧНО комментируешь.
        Значит ты не вырос ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО как мыслящий человек как умный ТАТАРИН.
        Значит нужно время что бы ТЫЫЫЫЫ повзрослел.
        Если тебе не дали в детстве и не воспитали в юношестве и не впитали в твою кровь.
        Культура она строится не только отношением какой то прослойки к своему коллеге по классу.
        И среди потомков МУРЗ так же есть несмышлёныши.
        Что сделаешь ЧЕЛОВЕК есть ЧЕЛОВЕК со слабостями.
        Придёт время и ты поймёшь.
        Твоё время ещё не пришло.
        А Ренат Еникеев это личность он состоялся
        и не будем этого забывать,оставим его в памяти как Великого композитора.
        с уважением
        Просой человек

      • Анонимно
        23.03.2020 14:39

        Рим у Дашкину! Ваша писанина от 07:50 поставила Вас за грань нормального человека.
        Очень достойно похоронили славного сына татарского народа , настоящего мусульманина Рината Еникеева. Всех бы нас так похоронили.
        Чистота, изящество, сама Ираида Аюпова-министр культуры. Никто не испортил лицемерием.

    • Анонимно
      23.03.2020 17:24

      Енгалычевы? Значит родня!

  • Анонимно
    23.03.2020 12:08

    Простой человек !!!! Очень Мелко плавает по истории татар и татарских родов. Мелко!!!
    ///Дашкины (князь Дашкины, тат. Daşkinnar, Дашкиннар) — татарский княжеский род, Беханиды. История рода насчитывает более 400 лет и тесно связана с Темниковской Мещерой, принадлежит к многочисленной группе татарских княжеских родов, имеющих общего предка золотоордынского князя, выходца из Сарая, Саид-Ахмета. Саид-Ахмет по ярлыку хана Тахты (1298) основал поселение в среднем течении реки Мокша. От него пошли такие фамилии как Дашкины, Акчурины, Кудашевы, Бекбулатовы и многие другие. ///. /НЕ Рим Дашкин!

    • Анонимно
      23.03.2020 14:06

      Простой человек, Рим Дашкин hәм НЕ Рим Дашкин! Сезгә оят түгелме, монда үзара талашырга , дошманнарны шатландырып. Абруегызны төшермәгез. Идрис Газиев язгганнарны юкка чыгарасыз бит. Бүтән җирдә ачыкларсыз, кайсыгыз кайсы "род"тан чыккан. Үзем ак сөяклярдән түгел.

      • Анонимно
        23.03.2020 14:43

        Сезгэ башта Простой человекка шелтэ белдерегэ кирэк. Э бутэннэргэ тугел. Ул телэсэ ни яза, бер нинди тэртиптэ, баш та, акыл да юк анда. Римга хэтле анар бииииик ерак эле.
        ///Гади кеше. //

  • Анонимно
    23.03.2020 13:51

    Дорогой Рим Дашкин 12.08!
    Я так и не понял ты мне не ответил а как то плоскостно проскочил мимо.
    Намекнув о мелком плавании.
    Что ты мне про Дашкиных пишешь,неужели ты думаешь что я не знаю кто из Мурз а кто нет.
    У меня мои предки оттуда из тех районов и БЕХАНИДЫ это моё прошлое так же.
    Я тебе написал как наверное молодому человеку который пишет на уважаемом БО и не понятно о чём.
    Я периодически перечитываю твои комменты.
    По крайней мере я не уловил направления и смысла в твоих комментах.
    Ты периодически о чём то КРИЧИШЬ и не понятно о чём.
    Здесь на БО пусть не будет обидно кому то почти нет тех с кем можно
    подискутировать на тему истории Татарского народа.
    И это тебе не в упрёк.
    Мне кажется что даже Уважаемый Рафаэль Хакимов не очень силён в этом.
    И 7 томник Истории он написал поспешив.
    Не уловив самой мысли из Истории всей России и завоеваний ЗАПАДА на восток с помощью Орденов Тевтонского и Меченосцев.
    А этого главного у него почти нет в его Истории.
    Вообщем дам тебе совет.
    Надо не пререкаться на БО а много и много читать на эту тему.
    и я думаю ты придёшь к пониманию.
    с уважением
    Простой человек




    • Анонимно
      23.03.2020 14:57

      13:51. Я написал всего лишь один коммент от 07:50. Оценку событию давал исходя из того как освещались в СМИ похороны спиртного короля и Рената Еникеева, о музыкальной деятельности которого знают все татары. Здесь же некоторые стали обсуждать другие персоны. Если на самом деле все происходило не так как преподносилось, то тогда приношу свои искренние извинения. Касательно Ирады Аюповой: всегда с уважением отношусь ко всему, что она делает и говорит.
      Рим Дашкин

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль