Культура 
10.05.2020

Дина Гарипова: «Наш татарский альбом – путешествие по истории татарского народа»

Известная певица о песнях на стихи Джалиля, отношении к героине романа «Зулейха открывает глаза» и бесплатном концерте в родном Зеленодольске

Для многих артистов пандемия коронавируса и режим самоизоляции — это хороший повод, чтобы побыть дома с родными и близкими. Вот и заслуженная артистка РТ Дина Гарипова уже больше месяца живет у родителей в Зеленодольске, параллельно работая сразу над двумя альбомами, устраивая флешмобы и прямые эфиры в соцсетях. «БИЗНЕС Online» поговорил с ней о попадании в чарты iTunes «Ай, былбылым», татарской музыке в XXI веке, отмененных концертах и банальных девичьих желаниях.

Дина Гарипова: «То, что я практически не выхожу сейчас на улицу, в этом действительно есть какая-то доля отдыха: могу высыпаться, не нужно никуда собираться, бежать. Но, с другой стороны, и музыку я не забрасывала» Дина Гарипова: «В том, что я практически не выхожу сейчас на улицу, действительно есть какая-то доля отдыха: могу высыпаться, не нужно никуда собираться, бежать. Но, с другой стороны, и музыку я не забрасывала» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВТОРОЙ ГОД ИДУТ РАЗГОВОРЫ О ТОМ, ЧТОБЫ организовать В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ МОЙ БОЛЬШОЙ СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ»

— Дина, как проходит ваш релакс в Зеленодольске на самоизоляции?

 Знаете, многие предполагают, что я приехала домой и ничем не занимаюсь. Даже поздравляют, мол, вот наконец-то отдохнешь (смеется). В том, что я практически не выхожу сейчас на улицу, действительно есть какая-то доля отдыха: могу высыпаться, не нужно никуда собираться, бежать. Но, с другой стороны, и музыку не забрасывала. Наоборот, выделила себе отдельную комнату здесь, у родителей, которую оборудовала для работы, выставила свет в ней из подручных средств, чтобы проводить какие-то прямые эфиры. Ребята со студии практически каждый день присылают некоторые наработки, демки или аранжировки на утверждение. То есть, просыпаясь утром, я иду на свое рабочее место и начинаю все это прослушивать, вносить корректировки, записываю какие-то вокальные части, просто сидя в обычных наушниках от смартфона, отправляю их ребятам.

Деятельность в самой студии пока у нас приостановилась из-за карантина и самоизоляции, потому и работа над альбомом, а точнее, двумя — татарским и русским — пока идет немного медленнее. Зато появилось время записать что-то новое. Тем более что у нас оставалось несколько композиций, так скажем, на уровне задумки. И я сейчас сижу и придумываю к ним мелодии, пытаюсь сочинить текст. Не исключено, что за это время смогу вместе с командой придумать еще несколько новых треков.

«С утра в день моего рождения позвонили, на тот момент, да, самоизоляцию еще не объявили, можно было выходить из дома. Поэтому я поехала в администрацию города, где мы пообщались, но пока на очень общие темы» «С утра в день моего рождения позвонили, на тот момент самоизоляцию еще не объявили, можно было выходить из дома. Поэтому я поехала в администрацию города, где мы пообщались, но пока на очень общие темы» Фото: zelenodolsk.tatarstan.ru

— Вас, кстати, в конце марте, перед самым введением самоизоляции, с днем рождения поздравлял новый глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев. И у себя в «Инстаграме» вы намекнули на совместные проекты. Что-то конкретное уже можно озвучить?

— Ну конкретики пока нет, это больше была встреча-знакомство, потому что лично мы с ним после его назначения еще не виделись. С утра в день моего рождения позвонили, на тот момент самоизоляцию еще не объявили, можно было выходить из дома. Поэтому я поехала в администрацию города, где мы пообщались, но пока на очень общие темы. Естественно, планируем, что какие-то проекты у нас будут, я с удовольствием стану участвовать в городских мероприятиях, если поступят приглашения. Мы это обязательно обдумаем потом, что-нибудь придумаем.

Вообще, уже второй год идут разговоры о том, чтобы организовать в Зеленодольске мой большой сольный концерт, но все упирается в то, что мы с моей командой не хотим делать его платным. Это родной город, и хочется, чтобы выступление стало подарком для всех его жителей, которые меня поддерживали и раньше, и сейчас.  

И мне, и моим музыкантам несложно выступить, но есть огромное количество других организационных моментов. Скажем, это, конечно, должна быть сцена на открытой площади (а значит, теплое время года), на которую не только требуется установить звук, свет и иные технические моменты, но, как и любому массовому мероприятию, здесь нужно большое количество разрешительных документов, дежурство охранных служб. То есть концерт на свежем воздухе обернется довольно большими расходами для города. Так что, если пазлы сложатся и администрация решит, готова будет организовать все необходимое для того, чтобы мероприятие состоялось, мы обязательно пойдем навстречу, потому что сами давно хотим сделать большой концерт. У нас даже целый проект есть, просто реализовать его пока не было возможности. Наверное, в 2020 году мы сможем это сделать, если ситуация с вирусом разрешится.

«Пока что перенесены на июнь два больших сборных концерта «Без булдырабыз», как раз-таки посвященные 100-летию, и которые были запланированы на конец апреля» «Пока что перенесены на июнь два больших сборных концерта «Без булдырабыз», как раз-таки посвященные 100-летию и запланированные на конец апреля» Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

— А была какая-то договоренность по поводу вашего участия в мероприятиях, связанных со 100-летием ТАССР? 

— Пока что перенесены на июнь два больших сборных концерта «Без булдырабыз», как раз-таки посвященные 100-летию и запланированные на конец апреля. Один — в Кремлевском дворце в Москве, второй — в «Пирамиде» в Казани. Но неизвестно, состоятся ли они в июне или снова перенесут.

Если говорить в целом, то 20 марта должно было произойти официальное открытие празднования 100-летия ТАССР в российской столице. Тогда, возможно, и хотели озвучить какие-то ключевые даты и мероприятия, которые планировались в течение года. Это все должно было состояться в Москве с участием президента РТ, полпреда, министра культуры и многих других деятелей, причастных к Татарстану.

И в тот же день планировалась презентация в кинотеатре «Октябрь» многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза». Фонд Чулпан Хаматовой вместе с телеканалом «Россия» должен был показать третью и четвертую серии, а все деньги от проданных билетов перечислили бы в фонд. Я там тоже планировала петь, открывать показ композицией «Ай, былбылым». Мы были готовы к обоим мероприятиям, но где-то 15 марта все отменили…

Что ж, по поводу празднования большого юбилея ТАССР уверена, что мероприятия, так или иначе, состоятся. Просто все ждут решения президента страны о том, когда что-то будет возможно в плане организации массовых мероприятий. И уверена, что я там тоже буду участвовать.

«Зеленодольск — мой родной город и хочется, чтобы выступление стало подарком для всех его жителей, которые меня поддерживали и раньше, и сейчас» «Зеленодольск — мой родной город, и хочется, чтобы выступление стало подарком для всех его жителей, которые меня поддерживали и раньше, и сейчас» Фото: msu.tatarstan.ru

«ПОЛУЧИЛАСЬ УНИКАЛЬНАЯ ПЕСНЯ, СПЕТАЯ И СЫГРАННАЯ НАРОДОМ РОССИИ!»

— 21 мая Татгосфилармония собиралась завершать концертный сезон вашим выступлением вместе с победителем второго сезона «Голоса» Сергеем Волчковым. Билеты давно проданы. Каковы перспективы?

— Организаторы этого концерта звонили буквально через полчаса после обращения Владимира Путина, когда он сообщил о том, что режим самоизоляции продлен до 11 мая, и пока у них тоже нет информации о том, состоится концерт или нет. В воздухе витает теория, что будет перенос. Все-таки это сборный концерт, где участвуем мы с Сережей, а также замечательный Государственный оркестр народных инструментов РТ. Да, все билеты проданы. Хотя многие последующие даты на концертных площадках уже заняты, потому что те мероприятия, которые должны были состояться в период самоизоляции, перенеслись. Соответственно, мало того, что нужно провести уже запланированные события, так еще и перенесенные куда-то вклинить. Поэтому сейчас организаторы ищут возможность, как все грамотно сконструировать, ищут дату. В любом случае за себя и свою команду могу сказать, что мы постараемся сделать все, чтобы концерт состоялся. И также, чтобы скрасить людям небольшую грусть от переноса, мы хотим 21 мая провести с Сережей совместный прямой эфир в «Инстаграме», даже попробуем спеть онлайн.  

— Кстати, довольны вы прошедшим флешмобом «#поюрябинусдиной» в «Инстаграме», где также поучаствовал Волчков

— Конечно, мы знали, что люди в нашей наша стране творческие и музыкальные, но чтобы настолько! За неделю, отведенную на прием работ участников, к нам присоединились множество людей и профессиональные, и непрофессиональные певцы всех возрастов: дети, молодежь, взрослые и бабушки, которые не только спели основную мелодию, но и разложили на голоса. Мало того, свои видео прислали и музыканты: флейтисты, баянисты, гитаристы, те, кто играет на губной гармошке и даже гуслях. Такие партии появились в этой народной аранжировке, так много, что пришлось добавить к исходной песне целый куплет-вступление.

Вообще, нам пришла в голову идея данного, так скажем, проекта прежде всего для людей, которые пересмотрели уже все фильмы и сериалы в онлайн-кинотеатрах, прочитали все книги, попробовали приготовить все интересные рецепты из сторис знаменитостей, и не только, чтобы им было еще чем заняться, не выходя из дома. Поэтому выбрали всем известную простую песню «Тонкая рябина». И люди подключились, их много! Ну а так как нам всегда хочется сделать хорошо, то из-за большого объема изготовление песни заняло чуть больше времени, чем мы планировали. Скажу, что приятным сюрпризом для нас стало участие в проекте Волчкова и финалистки «Голос 60+» Людмилы Пахомовой, которой, кстати, 3 мая исполнилось 92 года! Так что возрастной диапазон у нашей песни тоже весьма обширный. И, вы знаете, очень приятно, что проект «#поюрябинусдиной» еще раз доказывает, творить — это просто. Никаких профессиональных студийных записей, ноль бюджета, только камера телефона, наушники и желание, а в итоге получилась уникальная песня, спетая и сыгранная народом России! Здорово же!


«КОГДА Я УЗНАЛА О СЪЕМКАХ, ТО ПОЗВОНИЛА ХАМАТОВОЙ И ПРЕДЛОЖИЛА ПОДБОРКУ ВСЕХ НАШИХ ПЕСЕН»

— Нельзя не спросить вас и про сериал «Зулейха открывает глаза». Кажется, что во всем этом хайпе вокруг него выиграла именно Дина Гарипова. Ругают всех: режиссера, актеров, продюсеров. Но все хвалят исполнение «Ай, былбылым» на начальных титрах каждой серии.

— Мне, конечно, приятно, что нашу песню оценили, что она понравилась, но тут все как обычно: всегда громче слышно тех, кто ругает. А те, кто говорит что-то положительное… Чаще всего это воспринимается как само собой разумеющееся. Людей, которые были в восторге и от книги, и от фильма, и от игры Хаматовой, очень много. Словами не передать, сколько приятных и добрых комментариев писали мне не только про песню, но и про сериал. Многие делились своими историям о том, что среди их бабушек, дедушек, были те, кто также относится к временам раскулачивания. Писали, что смотрели фильм со слезами на глазах.

Вполне нормально, что у каждого громкого проекта — сериала, книги, фильма — всегда есть и будут сторонники, как и те, кто не согласен. Хотя, конечно, я очень благодарна за то, что отдельно оценили нашу песню.

— Вы сами себя не ощущаете немножко яхинской Зулейхой? Вы тоже татарка, говорите на родном языке, но переехали в Москву, погрузившись немного в другую среду.

— Мне кажется, когда смотришь какой-нибудь фильм или читаешь книгу, часто бывает так, что ты представляешь себя главным героем. У нас с Зулейхой есть схожее качество — вера в лучшее, желание не сдаваться и упорно идти вперед. Героиня произведения сильная, потому мне и произведение понравилось читать, я сделала это довольно быстро. 

Меня восхитило, как сама Гузель Яхина говорит о ней. О том, что это метаморфоз того, как менялась героиня, как она справлялась со всем, несмотря на то что с первых эпизодов фильма, первых страниц книги казалась очень ранимой, тонкой, маленькой, но в итоге смогла преодолеть препятствия, которые были у нее на пути, со всем справиться, выжить и вырастить сына. Мне кажется, это очень трогательная история о материнской любви.

Знаете, песня «Ай, былбылым» с моего готовящегося татарского альбома, причем мы сделали ее одной из первых, еще, кажется, год назад, и работали уже над другими композициями. А прошлой осенью, когда я узнала о съемках, то позвонила Хаматовой и предложила подборку всех наших песен, которые были готовы к тому моменту. Благодаря ей композиция и попала к продюсерам, и далее в фильме прозвучала практически в том же виде, в котором записана нами год назад. За исключением того эпизода, где в заставке фильма появляется черно-белый поезд, тракторы, вот этот отрывок написан нами специально под анимационную драматургию.

Так вот, тогда, год назад, когда мы писали альбом, у нас уже была создана его конструкция, то есть примерно понимали, какие 18 песен на нем окажутся. И мы также примерно делали ставки, на какую композицию снимать клип, какая станет синглом, на какую делать упор и так далее. Если честно, на «Ай, былбылым» мы вообще не делали никакой ставки. Безусловно, песня получилась классная, такая аутентичная и не похожая ни на что, но того, чтобы за две недели набрать 500 тысяч просмотров на YouTube и попасть в чарты топ-200 iTunes России, Болгарии, Израиля, Литвы, Казахстана, мы не могли предположить! Остальные песни еще, конечно, не вышли, посмотрим, как сложится их судьба. Но история с «Ай, былбылым», повторю, стала для нас неожиданностью. Мы не думали, что композиция так выстрелит и сойдется с картинкой фильма.

«Людей, которые были в восторге и от книги, и от фильма, и от игры Чулпан Хаматовой,  их очень много. Словами не передать, сколько приятных и добрых комментариев писали мне не только про песню, но про сам сериал» «Людей, которые были в восторге и от книги, и от фильма, и от игры Хаматовой, очень много. Словами не передать, сколько приятных и добрых комментариев писали мне не только про песню, но и про сериал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если вы просто хотите штамповать песни, то это можно сделать и за неделю»

— О готовящемся татарском альбоме вы много рассказывали у себя в соцсетях, разных интервью, но есть ощущение, что мы пока все-таки знаем о нем не так много. Альбом уже делается больше года, с нынешними скоростями жизни и быстротой смены музыкальной моды, можно сказать, это большой срок.

— Год для создания альбома — очень немного! Если вы просто хотите штамповать песни, то это можно сделать и за неделю. Запросто. Но если ты хочешь создать качественный материал, то понадобится время. Есть множество примеров, когда музыканты выпускали материал куда реже. Скажем, песня Леонарда Коэна «Аллилуйя», насколько знаю, писалась 7 лет. Одна! Это нормальный вполне себе процесс. В итоге она стала одной из самых легендарных композиций.

У меня же будет первый татарский альбом, и мы с командой, грубо говоря, ищем звук, нужное настроение для каждого эпизода, каждой песни. Мы пытаемся создать что-то новое. Русскоязычный альбом у нас пишется почти столько же или даже дольше. По тем же причинам.

— Есть какая-то сверхзадача у татарского альбома, для чего вы этим занимаетесь?

— Естественно, мы хотим поддержать татарскую культуру обязательно, но и привнести в нее что-то новое. Поэтому, кстати, в команду для работы над ним были привлечены люди не только из Татарстана. Она у нас географически обширная получилась: я сама и Радик Салимов из Татарстана, саунд-продюсеры, аранжировщики из Волгограда, Москвы и США. То есть мы стараемся, не теряя национальных корней, представить татарские песни в новом звучании, актуальном в XXI веке, чтобы они были интересны и отвечали потребностям представителей татарской национальности в любой точке мира. Поэтому хотим сделать альбом понятным и увлекательным для широкой российской и мировой аудитории. Конечно, больше всего мы хотим, чтобы именно татарская публика, которая станет слушать музыку, чувствовала что-то родное, близкое, понятное, знакомое. Хотя это и будет звучать немножко по-новому. Но практически в каждой песне и инструменты использованы национальные, брались стихи Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля.

На самом деле мы перебрали очень много исторических материалов, много времени провели в библиотеках. Мой менеджер специально приезжала в Казань, где мы встречались со специалистами, фольклористами, учеными, которые рассказывали нам историю татарской культуры, татарских музыкальных инструментов. Мы слушали баиты, записывали на диктофон некоторые фрагменты, которые в итоге даже используются в нескольких треках. То есть они так здорово влились в песню, ни за что в жизни не догадаешься, что это было сыграно просто в полруки, человек напевал мелодию, сидя и постукивая по столу, а записано все на диктофон. В общем, каждую композицию мы собирали по крупицам. 

— А каков процент оригинальных песен и каверов на альбоме? 

— Новые будут обязательно, их мы пишем вместе с композитором Салимовым. Одну прекрасную композицию сделала для нас Гульнара Тимербулатова. У альбома есть довольно четкая концепция, согласно которой понятно, почему в нем 18 песен. Не больше и не меньше. У нас вообще идейная команда и ничего просто так не делается.

Когда мы задумывали альбом, нам нужно было найти базовое идейное ядро, на которое мы сможем опереться, нанизывать на него композиции. Выбор татарских песен огромен: народный материал, композиторская музыка, а можно сочинить новые произведения. И мы выбрали для себя такую концепцию: наш татарский альбом — это путешествие по всей истории татарского народа. Начиная с эпохи Кул Гали и его произведения «Кысса-и Йусуф», чьи строки мы цитируем в первой песне «Интро». Дальше попадаем в создание Болгара, смотрим на обычаи, как его жители занимались земледелием, уходим в корни празднования Сабантуя, какие там были турниры, конные битвы, битвы за титул батыра и так далее.

Затем случались войны, они были разные, все это удалось пережить, после чего началось строительство мирной жизни. И дальше практически под микроскопом мы рассматриваем историю простых людей: как встретились парень с девушкой, как полюбили друг друга, как у них родился ребенок, в нашем случае это мальчик. Как он дальше растет, как, будучи старше, попадает на Сабануй и выигрывает титул батыра, как находит уже свою любовь, а на его свадьбе встречаются три поколения детей и взрослых, все они вместе исполняют какую-то одну общую песню. 

А завершает альбом прогрессивная композиторская история, написанная Салимовым. Космическое произведение! Это наше финальное слово, в котором мы говорим о том, что у татарской музыки всегда было и есть передовое будущее и его видим вот так. Историю мы разобрали на 18 этапов, подробно рассматривая каждый и к каждому подбирая песню, которая в нашем понимании дает возможность испытать именно ту эмоцию, представить перед собой именно ту картинку, которая характеризует эту часть альбома.

«У альбома есть довольно четкая концепция, согласно которой понятно, почему в нем 18 песен. Не больше и не меньше» «У альбома есть довольно четкая концепция, согласно которой понятно, почему в нем 18 песен. Не больше и не меньше» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТОГДА Я НАПИСАЛА ПЕСНЮ САМА, ВЗЯВ ЗА ОСНОВУ СТИХОТВОРЕНИЕ ДЖАЛИЛЯ»

— Кажется, что для представления такого альбома с четко прописанной концепцией просто необходимо большое стадионное шоу. 

— Такой большой альбом, конечно же, хочется представить концертом, в виде грандиозной программы. У нас много планов, не буду их озвучивать, но уже понятно, что они требуют огромного количества ресурсов, мозговых и финансовых. Это наша мечта. И если у нас получится, конечно, родится очень красивое шоу, содержательное. Скажем, пришедшему человеку не нужно будет либретто, он все поймет сам, наблюдая за тем, что происходит на сцене. За два часа зритель сможет не только послушать песни на татарском, но и узнать всю историю Татарстана.

И еще что касается материала. Мы очень долго, глубоко копая, работали над каждой песней, подбирая произведения как звенья одной цепи. Например, когда я поведала, что мама в детстве пела колыбельную «Ай, былбылым», стало понятно, что она четко подошла для композиции, рассказывающей о рождении ребенка. Поэтому «Ай, былбылым» звучит в середине альбома.

Нужна была, например, песня про Сабантуй. Но что за праздник, что на нем люди делают? Это что-то веселое, где играют на баянах, топот, грохот. И есть народная песня, которая такое показывает и которую все знают, ее мы и сделали. Но отдельно хотелось показать бой за титул батыра внутри Сабантуя, в котором участвует наш подросший герой. Если он его выиграет, то официально будет признан мужчиной. Такую песню среди народных мы не нашли. Тогда я ее написала сама, взяв за основу стихотворение Джалиля. Тема поединка, геройства, очень ярко показана в его творчестве. Мы взяли текст, я написала мелодию, а спустя два месяца у нас появилась классная аранжировка и была готова песня. Для нас очень важно, что мы создали композицию на стихи легендарного поэта, что его творчество будет жить дальше и дальше вот и в такой форме.

— В общем, в Казани для такого шоу без «Татнефть Арены» не обойтись.

— В столице РТ можно найти любую площадку, но мы мечтаем из этого концерта сделать тур, причем и адаптировать его под небольшие залы. То есть мы бы хотели показать шоу не только в Казани, но и в других городах Татарстана, в небольших в том числе. Может быть, даже получится выехать за пределы республики.

В целом альбом вдохновляет и невольно заставляет гордиться тем, что я из Республики Татарстан. Настолько крутая получается музыка, сами песни, особенно народные. Если их по крупицам разобрать, у них очень красивые гармонии, мелодии. Подобное настолько окрыляет, что очень хочется с этим проехаться, показать! Ведь у людей, которые придут на концерт, увидят данную историю, услышат музыку, может быть, из-за двух часов в жизни что-то глобально изменится!

— Вы обращались в министерство культуры республики, к президенту Татарстана за помощью в реализации проекта? 

— Рустам Минниханов, как и министерство культуры, всегда нас поддерживал. Просто нужно понимать, что всему свое время и сейчас другие приоритеты. Президент находится на передовой сегодня и занят важными общими делами. Надо выкарабкаться из нынешней ситуации с пандемией, ну а дальше уже вновь заниматься регулярной нормальной жизнью. 

«Рустам Нургалиевич Минниханов, как и министерство культуры, всегда нас поддерживали. Просто нужно понимать, что всему свое время и сейчас другие приоритеты» «Рустам Минниханов, как и министерство культуры, всегда нас поддерживал. Просто нужно понимать, что всему свое время и сейчас другие приоритеты» Фото: tatarstan.ru

«ДЛЯ МЕНЯ ЭТО БЫЛА СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА»

— Вы несколько раз упомянули имя замечательного композитора Салимова. Можно ли назвать его одним из идеологов вашего татарского альбома? 

— Радик, конечно же, принимает очень большое участие в нем. Он уникальный человек, невероятно скромный, и нам зачастую его крайне сложно вызвать на какое-то публичное мероприятие. Ему, видимо, комфортно вот так, без выходов на публику, нравится быть наедине со своими мыслями. Знаете, когда мы Салимову озвучиваем какую-то идею, предлагаем, например, из какого-то материала что-то сочинить новое, интересуемся, какие у него есть предложения, он может ответить: «Дайте мне пожить с этой песней пару дней хотя бы». И остается наедине с собой, думает, мыслит.

Даже когда мы собирались в студии, Радик мог молчать весь день, а на следующий выдавал результат. Безумно интересно с ним работать. Я очень рада тому, что у меня вообще случилась возможность с таким композитором познакомиться, это было на Селигере в 2010 году, если не ошибаюсь. Для меня судьбоносная встреча. Если бы мы тогда не познакомились, то, возможно, не смогла бы привлечь его сейчас. Он действительно очень талантливый человек.

Кстати, у Радика есть еще одно важное качество, которое достаточно редко можно встретить у композитора: он тот, кто готов к корректировкам собственных идей. Множество авторов будут стоять исключительно на своей точке зрения: вот только так и никак иначе, а с ним можно договориться. Более того, если что-то ему предлагаешь, мол, может, вот здесь изменить и добавить какой-то инструмент, он с таким энтузиазмом это подхватывает и сразу вносит изменения, если, конечно, с ними согласен. То есть всегда готов меняться. Очень дорогое свойство, причем для любого человека.

— Как думаете, сможете домоседа Салимова затащить в тур? Без его курая, кажется, чего-то будет не хватать при живом исполнении.

— Нам — тоже, потому, думаю, у него не будет выбора (смеется). Кроме того, в этом концерте я не могу быть главным героем всех своих песен, а он нужен. Я выступаю в роли рассказчика, поведаю истории, а Радик и его курай, на котором он, кстати, сам сыграл для альбома, мне в этом помогают.

— Кроме «Ай, былбылым», уже выбрана композиция или песни в качестве сингла?

— Безусловно, мы выберем, на наш взгляд, наиболее удачные треки, которые могут прозвучать на старте и на которые мы попробуем сделать клипы. Но для этого нужно собрать все композиции, прослушать от и до и уже тогда сделать точные ставки. Заглавной же станет песня «Этно», которая, собственно, и дала название пластинке. Ее мы написали совместно с Радиком, как и музыку. А текст, как и к некоторым другим произведениям, создала Даниля Валиуллина, коллега Салимова, они вместе трудятся в Государственном ансамбле песни и танца РТ.

«АЛЬБОМ ЗАВЕРШАЕТСЯ КРУТОЙ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЙ ПЕСНЕЙ, ПОСЛЕ КОТОРОЙ ХОЧЕТСЯ ВСТАТЬ, ВЫЙТИ И НАЧАТЬ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ»

— Логично спросить и про русскоязычный альбом. Он, видимо, записывается параллельно. Вы, как и рэпер Скриптонит, хотите выпустить сразу два альбома?

— Думаю, так и будет в итоге. Конечно, планировалось, что релизы окажутся в разное время, но получается так, что, скорее всего, они выйдут один за другим. Планировалось, что весной выпустим русский альбом, он в принципе уже скомпоновался. Сейчас наши звукорежиссеры, аранжировщики, команда присылают практически сведенные итоговые варианты. Но опять же из-за сложившейся ситуации пришлось все немного отложить. Хотя есть в этом плюс для нас: мы можем заново все переслушать, так скажем, на свежую отдохнувшую голову, даже появились идеи дописать какие-то песни.

Вообще, затрагивая этот альбом, стоит рассказать, что первые композиции для него нам присылали разные авторы, а мы из песен выбирали, то есть их писали не мы. На них мы проверяли, как сработаемся с командой, приносили авторам демо, они аранжировали, делали правки. Позже мы решили, что раз у нас получается вместе, то пора попробовать это сделать самим. В итоге основную часть песен мы написали совместным творчеством. То есть 80 процентов композиций в русском альбоме сделано мною и командой.

А что касается идеи русского альбома, тут не будет, конечно, такой масштабной исторической темы, все несколько проще. Здесь больше использованы события из жизни моей и ребят, которые с нами работают. Мы собирались вместе, и каждый из нас рассказывал свою историю, переживания, которые одолевали в какой-то период. Все равно у каждого из нас происходило в жизни то, что откладывало на нас отпечаток, огорчало или радовало. Потому это больше альбом-история о переживаниях, радостях, страданиях, любви. Так что можно сказать, что у альбома есть маленькая «концепцинка».

Прослушав его до конца, люди почувствуют, что они могут вообще все. В нем есть абсолютно разные песни: философские, совершенно безбашенные, до слез. И вот пройдя через все эти переживания, альбом завершается крутой жизнеутверждающей песней, после которой хочется встать, выйти и начать что-то делать.

«Будет даже такой, а-ля видеоклип, где я предстану, наверное, не совсем в привычном для всех свете. То есть меня ведь привыкли в основном видеть на сцене, а здесь мы покажем, что происходит с ее обратной стороны»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Название русскоязычного релиза уже есть?

— Пока оно неокончательно. Вдруг за этот промежуток времени родится новая песня и мы подумаем, что в честь нее стоит назвать альбом. А может, оставим то, что придумали уже. Я к этому больше склоняюсь.

— Стоит ли уже в мае ждать выход каких-то треков?

— Да, к середине месяца появится один из предвещающих альбом синглов. Будет даже такой а-ля видеоклип, где я предстану, наверное, не совсем в привычном для всех свете. То есть меня ведь привыкли в основном видеть на сцене, а здесь мы покажем, что происходит с ее обратной стороны. Это будет как история одного дня из моей жизни — как раз о том, как здорово проводить время без телефона, гуляя по улицам и просто реализуя свои маленькие банальные девчачьи желания, которые, казалось бы, такие элементарные, но если в них себе отказывать, то жизнь приобретает совсем иные краски.

Правда, в ежедневной суете эсэмэсок, онлайн-эфиров, каких-то дел именно это мы откладываем на потом как не самое важное. Но вот сейчас, когда мы все в один момент всего лишились, стали ценить это еще больше. Я очень жду, когда все вновь встанет на свои места, все выздоровеют, вирус отступит и мы опять сможем просто так гулять по улицам, наслаждаясь жизнью и ее маленькими и большими радостями.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.05.2020 11:07

Дина талантлива, умна, образована и прекрасно воспитана. Она - источник позитива. Транслируемая ею, её творчеством энергетика очищает от скверны, воодушевляет и одухотворяет. Немногие обладают такими качествами. Здоровья, успехов, благополучия - Дина по праву заслуживает лучшего.

  • Анонимно
    10.05.2020 09:14

    Одни народники кругом...сидят в джакузи, летают на джетах, живут в особняках, поют для "елиты" и погрузились по уши в роскошь...всё о народе пекутся, бедолажные...

  • Анонимно
    10.05.2020 09:32

    Все, что имеется в этих широтах, это благодаря татарской аристократии)))
    В историческое время живем, товарищи!

  • Анонимно
    10.05.2020 09:39

    Героизм Джалиля под большим сомнением. До сих пор многое не ясно. Действительно ли это его заслуга, что перешедшие служить Германии татары разбежались в Белоруссии или его недоработка как агитатора. Возможно, за его провал и расстреляли его в итоге.

    • Анонимно
      10.05.2020 09:55

      Сам Джалиль ничего уже не скажет.
      В исторически тюрки всегда были заточены на Запад со времен гуннских. Там у них своя олимпиада была: кто круче!

      • Анонимно
        10.05.2020 10:08

        Все верно. На Севере им быстро бы холку начесали скандинавские. А так- империи развалились...племенная жадность победила.

      • Анонимно
        10.05.2020 10:28

        Готы булгарам холку начистили и оставили наследникам готическую архитектуру. Что оставили булгары кроме политики деления- неведомо. Сами жили в шатрах летом и финских избах зимой.

    • Анонимно
      10.05.2020 10:24

      В архивах МГБ/КГБ ТАССР вся правда о Джалиле, наверняка, есть. Но выгодно ли её предавать гласности? Для фашистов, среди казнённых вместе с Джалилем, самым опасным был Гайнан Курмашеа - казнили его первым, а реабилитировали наши лишь в 1990 году.

      • Анонимно
        10.05.2020 12:41

        Почему вы решили, что он был самым опасным? Только лишь потому, что казнили первым? Так надо было с кого-то начать казнь, вот и все. А Джалиль темненькая лошадка. Возможно, он был никудышным агитатором и не пользовался авторитетом в плену. Всё хотели выжить. Но потом этот минус, при Хрущеве, возвели ему в заслугу. И то что он не смог с агитировать никого, выдали за антифашистскую деятельность.

        • Анонимно
          10.05.2020 13:02

          Если взять двух людей взятых в плен: Карбышева и Джалиля. Давайте, сравним их героизм. Карбышев- символ твёрдости духа и убеждений, чей героизм не вызывает сомнений. И Джалиль - был политруком в Красной Армии, попал в плен, подменил документы, пошёл на службу к фашистам, агитировал пленных воевать против Родины, потом это все преподнести нам как геройство. А на мой взгляд - приспособленец. Но в идеалогическом плане идеальный кандидат на национального героя, так как татарский поэт.

          • Анонимно
            10.05.2020 17:41

            Прежде чем гадать что было И как было, вы просто почитайте его стихи. Кто их писал? Предатель или патриот своей Родины? Вывод делайте сами.

            • Анонимно
              10.05.2020 17:56

              Не вопрос! Джалиль и сам чувствовал свою вину перед Родиной, когда писал:
              "Прости меня, твоего рядового,
              Самую малую часть твою.
              Прости за то, что я не умер
              Смертью солдата в жарком бою.
              Судьба посмеялась надо мной:
              Смерть обошла -- прошла стороной.
              Последний миг -- и выстрела нет!
              Мне изменил мой пистолет...
              Скорпион себя убивает жалом,
              Орел разбивается о скалу.
              Разве орлом я не был, чтобы
              Умереть, как подобает орлу?"

              Если Вас эти строки в чём-то убеждают, то я остаюсь на стороне тех сотен тысяч наших военнопленных, которые как и генералы Карбышев и Новиков или Яков Джугашвили, на сговор с врагом не пошли и в вооружённые антисоветские формирования не записывались.

              • Анонимно
                12.05.2020 13:46

                17:56. У всех вами названных был при себе пистолет, так почему они сдались в плен, но по вашему они мужественнее Джалиля, а Джалиль также как и вами названные хотел жить, но при этом не нанести ущерб своей стране. Просто по разному реализовались. Джалиль с соратниками еще вызволил из лагерей своих соплеменников и подготовил их к тому чтобы уйти от фашистов. Может быть идея и не принадлежала ему, а он был одним из исполнителей, но как автор стихов был признан самым главным их них. Вполне возможно, что главное действующее лицо этой идеи и подполья еще неизвестно.
                Рим Дашкин

                • Анонимно
                  12.05.2020 14:28

                  Вы занимаетесь довольно подленькой демагогией, но забываете одну очень простую вещь - воинскую присягу, которую Джалиль нарушил, согласившись служить Гитлеру. В любой стране это называется предательством, а от генерала Власова старший политрук РККА Залилов отличается лишь званием и тем обстоятельством, что смертную казнь они приняли от двух разных режимов. Соплеменники, которых "пытался вызволить Джалиль", ели немецкую пайку в то время, как их другие земляки погибали на фронтах Великой Отечественной или умирали от голода в немецком плену.

                • Анонимно
                  12.05.2020 14:39

                  Не буду вдаваться в подробности пленения генералов Карбышева и Новикова, а также Якова Джугашвили. Думаю, что жить они хотели не меньше, чем наши военнопленные, завербовавшиеся в РОА или легион "Идель-Урал". Просто Карбышев, Новиков и Я. Джугашвили хорошо понимали, что есть такие понятия, как верность Родине и воинской присяге. Нарушение их по законам военного времени в любой стране считается тягчайшим преступлением и строго карается. Если Вы до сих пор этого не поняли, искренне Вас презираю.

                • Анонимно
                  12.05.2020 14:47

                  "Реализация" по образцу и подобию легиона "Идель-Урал" до сих пор считается военным преступлением: всего из более чем десяти тысяч легионеров «Идель-Урал» было официально реабилитировано не более двух десятков человек.

            • Анонимно
              10.05.2020 18:05

              Сам Джалиль неоднозначен в объяснении своего плена - по одной его версии ему отказал его "верный пистолет", а по другой:

              "Не дрогнул я, когда мой путь
              Был с четырёх сторон отрезан,
              Когда залил мне кровью грудь
              Осколок рваного железа."

              Обстоятельства захвата в плен члена ВКП(б) и старшего политрука Залилова и довольно скорого его освобождения из лагеря для военнопленных до сих пор неизвестны.

            • Анонимно
              10.05.2020 19:07

              Можно быть любимым национальным поэтом, но предателем и плохим человеком. Так что, стихи это не доказательство подвига.

        • Анонимно
          10.05.2020 13:31

          В приговоре суда 3 Рейха эта группа так и называлась - "Гайнан Курмашев и 10 других". Джалиль был казнён пятым по очереди, что, косвенно, отражало степень его вины. В то же время, легионеры, совершившие аналогичные прегрешения, примерно за год этого были приговорены к каторжным работам. Против группы Курмашева сыграло недавнее покушение на Гитлера, после которого фашистские суды свирепствовали и приговаривали к смертной казни без особых колебаний.

          • Анонимно
            10.05.2020 19:36

            И в чем же их обвиняли? Что не справились с возложенными на них обязанностями, что взяли на себя слишком много, но ничего не получилось? Что героизмом уже считается плохо сделанная работа?

            • Анонимно
              10.05.2020 20:09

              «Курмашев и десять других» (нем. Kurmaschew und 10 andere) — решение Второго Имперского суда Третьего рейха от 12 февраля 1944 года в Дрездене по делу татарского подполья в легионе «Идель-Урал». Рукописный документ, представлявший собой выписку из дела, был найден в пражском архиве времён Второй Мировой войны и считался утерянным после бомбардировки Дрездена союзниками. Следствие по делу Курмашева было завершено в феврале 1944 года. Следствие установило, что руководителем подполья был Гайнан Курмашев. В двух колонках под названиями «Обвинение» и «Приговор» в документе даны различные мотивы обвинения и доказанная судом вина. В колонке «Обвинение» указано «дезертирство», почти всем членам группы Курмашева предъявлено обвинение в «содействии врагу» и «военном предательстве».
              Отдельной строкой как основание для приговора Курмашеву было записано «содействие врагу» и «подрыв военной мощи». Казнь татарских патриотов гильотинированием была проведена 25 августа 1944 года. Первым взошёл на эшафот Гайнан Курмашев — в 12 часов 06 минут по берлинскому времени. Вторым - Фуат Сейфульмулюков. А третьим - Муса Джалиль. Остальные участники подполья были казнены с интервалами в 3 минуты.

    • Анонимно
      10.05.2020 19:06

      Все доказано, сидя дома походу вы отреклись от реальности)))

  • Анонимно
    10.05.2020 09:48

    Некрасиво, когда башкирские народные песни выдают за татарские.

    • Анонимно
      10.05.2020 12:20

      098.48 На что обижаетесь, теперь же все татары и есть башкиры, таким образом все башкирские песни татарские.

    • Анонимно
      10.05.2020 17:45

      а тяптар-татарм можно? Вот из Октябрьского района Башкирии?

  • Псевдоним
    10.05.2020 10:14

    Молодец, Дина. Считаю ее, вместе с Вафирой Гиззатуллиной, лучшим голосом татарской нации.

  • Анонимно
    10.05.2020 10:20

    Ещё не красивее когда народные песни керэшен пытаются под свои предлагать.Под брендом,, Керэшен татарлары ''. Если судить по их логике, то и должны быть песни,, мишэр татарлары ''. А может так и делают, когда своих народных песен нет ! Мунажаты же не будут исполнять в 21 веке на эстраде.

    • Анонимно
      10.05.2020 21:11

      Кряшен- это крещенный татарин. А мишар- какой? С чего он должен быть мишәр татары? Появятся татары-буддисты будем называть их будда татарлары

      • Анонимно
        10.05.2020 23:31

        Хе хе хе вы и есть сейчас татары. Мишаре, это осталось за кадром, за туманом. Забудьте свое имя. Вернее, уже. Забыли.

  • Анонимно
    10.05.2020 10:21

    Одаренная. Насколько талантливая-будущее покажет. А пока-зеленодольская. ...не более.

    • Анонимно
      10.05.2020 17:21

      Она, между прочим , первое место в России завоевала в программе Голос! У нас и нет других эстрадных конкурсов! Именно ей Пугачева доверила спеть свои 17 песен в кинофильме! Червяки кроме кочек ничего не видят! Это о тебе, дружок!

  • Анонимно
    10.05.2020 10:32

    "Если Вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем недовольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен" Ж.Лабрюйер.

    • Анонимно
      10.05.2020 10:39

      Собственные мозги иметь не пробовали? Не Лабрюйера?

      • Анонимно
        10.05.2020 14:49

        Вы тоже особо умом не блещете, поэтому хотя бы Лабрюйера узнаете!)

  • Анонимно
    10.05.2020 10:46

    У меня все время стоит вопрос к руководству республики Прчему за татарскую культуру беспокоиться только наши артисты и писатели А где остальные почему руководство игнорирует татарскую проблему
    Не понятно

    • Анонимно
      10.05.2020 12:45

      Наверное, потому что Республика многонациональная и в бюджет её платят все, и удмурты, и чуваши, и марийцы с русскими. А тв каналы открывают и всякие праздники проводят толтко для татар.

  • Анонимно
    10.05.2020 10:47

    Жалко по татарски плохо говорит

    • Анонимно
      10.05.2020 12:22

      10.47 Зачем вот просто так врать? Привычка у вас, профессинальный врун?

  • Анонимно
    10.05.2020 11:00

    А зачем ей это ? Главное для неё песня, способ за ра ба ты ва ния денег.

  • Анонимно
    10.05.2020 11:07

    Дина талантлива, умна, образована и прекрасно воспитана. Она - источник позитива. Транслируемая ею, её творчеством энергетика очищает от скверны, воодушевляет и одухотворяет. Немногие обладают такими качествами. Здоровья, успехов, благополучия - Дина по праву заслуживает лучшего.

  • Анонимно
    10.05.2020 11:42

    Дина хорошо говорит и на русском,и на татарском языках.Коль не следите за ее творчеством,не нужно стараться втиснуть свою долю скептицизма и цинизма,тем более разглагольствовать о Мусе Джалиле.

    • Анонимно
      10.05.2020 12:46

      Мой дед фронтовик всегда считал Мусу Джалиля предателем, а не героем.

      • Анонимно
        10.05.2020 14:10

        И что? А мой дед считал, что он герой. Истину скажут, только документы. А документы однозначно говорят, что он ГЕРОЙ.

        • Анонимно
          10.05.2020 14:26

          Что документы, какие документы? Нет ничего кроме стихов.

        • Анонимно
          10.05.2020 14:44

          Парадокс Джалиля состоит в том, что его, скорее всего, казнили бы и в СССР, если бы он выжил и вернулся сразу после войны на Родину, на основе тех документов, по которым с 1946 года МГБ ТАССР завело на него судебное дело, а с апреля 1947 года внесло его имя в список особо разыскиваемых государственных преступников.

          • Анонимно
            10.05.2020 16:59

            Так ведь и Девятаев тоже считался преступником. Не надоело по- детски рассуждать о том времени? Вы прыщавый подросток по духу что ли до сих пор?

            • Анонимно
              10.05.2020 17:28

              К М.П. Девятаеву никаких претензий МГБ не имело: в РОА он не записывался, присягу на верность Гитлеру не давал, а из концлагеря он геройски улетел, а не был выпущен как вольнонаёмный гражданин 3 Рейха и бывший старший политрук РККА Залилов. После этого Девятаев прошёл без проблем фильтрационный лагерь НКВД и до признания своего подвига был ограничен в выборе своей работы, но был чист перед Законом.

  • Анонимно
    10.05.2020 11:46

    Очень понравилось как исполняла песни, она и Салимов талантливые молодые люди, желаю успехов им!

  • Анонимно
    10.05.2020 12:24

    Умничка, Дина! Успехов тебе!

  • Анонимно
    10.05.2020 12:47

    Хорошее интервью, очень многие подробности узнала впервые, хотя давно слежу за творчеством Дины. Очень люблю её и её изумительной красоты голос, который поистине лечит души. Жду с нетерпением выхода её альбомов и гастрольного тура.

  • Анонимно
    10.05.2020 13:30

    Сплошное расстройство! Дочитал до того как она оценивает "Зулейху" и бросил чтение. Неразборчивость, испорченность возникает почему-то у этих девушек. Видимо в голове происходят изменения от мнимых успехов.

  • Анонимно
    10.05.2020 15:16

    Дина, с нетерпением ждём ваш концерт в родном Зеленодольске. Это будет шикарное событие.

  • Анонимно
    10.05.2020 19:03

    Спасибо, Дина!

  • Анонимно
    10.05.2020 19:40

    Такаая стильная стала! Красавица!

  • Анонимно
    11.05.2020 17:08

    Такой голос !!! Слушала бы и слушала . Просто ложится на душу ее пение.

  • Анонимно
    11.05.2020 23:49

    Дина Гарипова - это татарский мон - душа татарского народа отраженная в музыке .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль