Общество 
8.08.2020

«Вероятность успешного майдана в Минске – 10 процентов»: белорусский политолог о судьбе Лукашенко

Революция почти невозможна. Но если протест будет непредсказуемо массовым, то силовая вертикаль не справится

«Белорусская власть сейчас находится в режиме самосохранения, и она может пойти на серьезные репрессии против Тихановской лично», — считает белорусский политический аналитик Артем Шрайбман. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, в чем причина успеха женского трио, противостоящего, казалось бы, вечному Александру Лукашенко, оценил шансы на революцию в Минске и пояснил, зачем Батьке понадобилось арестовывать российских наемников и обвинять Москву в попытке своего свержения.

«Массовая электоральная усталость от Александра Лукашенко — это основной драйвер процессов внутри Беларуси. 26 лет один и тот же лидер» «Массовая электоральная усталость от Александра Лукашенко — это основной драйвер процессов внутри Беларуси. 26 лет один и тот же лидер» Фото: © Виктор Толочко, РИА «Новости»

«26 лет один и тот же лидер. Очень многие считают, что этого достаточно»

— Многие российские политологи говорят, что уже в ближайшее воскресенье, 9 августа, в Беларуси начнется революция, ну или попытка госпереворота. Это как посмотреть. Какова обстановка в стране за несколько дней до президентских выборов?

— Я бы не сказал, что ситуация однозначно революционная. Белорусская силовая вертикаль долго практиковала подавление протестов. Теперь все зависит от того, сколько людей выйдет на улицы 9–10 августа. Пока сказать, что их хватит для того, чтобы свергнуть систему, я бы не рискнул. Конечно, вероятность успешного майдана в Минске существует. Она не нулевая, больше, чем когда бы то ни было, но она все еще, как мне кажется, колеблется в зоне 10 процентов.

— Силовики сохраняют верность Лукашенко?

— Да. И я не понимаю, на чем основаны ожидания революции. Может быть, политологи, которые это говорят, думают, что люди почему-то начнут делать то, чего они не делали раньше, что они будут драться с ОМОНом на площадях? Может, они думают, что ОМОН в Беларуси перестанет себя вести как раньше?

— То есть ситуация накалена, но не до предела?

— Да, это так. Самое главное, существует колоссальный дисбаланс сил. На стороне белорусских протестующих нет всего того, что было обязательным условием во всех случаях успешных революций. Нет нормальной организации, нет понятных лидеров, которые смогут дойти до площади по крайней мере. Нет, еще раз повторю, готовности силовыми методами сопротивляться властям в массовом порядке. Конечно, это все может возникнуть спонтанно, но белорусская власть практикует довольно быстрое пресечение таких вещей, чтобы протестующие даже не почувствовали, что у них что-то получается.

— Тем не менее обострение ситуации налицо. С чем это связано? Людям просто надоел Лукашенко, который уже больше четверти века у власти?

— Так и есть. Массовая электоральная усталость от Александра Лукашенко — это основной драйвер процессов внутри Беларуси. 26 лет один и тот же лидер. Очень многие считают, что этого достаточно. И на это еще накладывается экономический кризис, по сути, десятилетняя стагнация. Плюс пандемия, в которой власть показала себя не с лучшей стороны. Появление довольно ярких альтернативных кандидатов тоже повлияло на активизацию протеста. За классическую оппозицию вряд ли бы люди выходили в таких масштабах, как сейчас.

— Это все причины?

— Есть и другие факторы. Например, в последние годы выросло влияние соцсетей, мессенджеров, онлайн-СМИ. А влияние телевидения и его аудитория стабильно уменьшаются. Соответственно, информационная монополия государства тоже снижается, а некоторые слои населения вроде молодежи оно в принципе потеряло. Отсутствие брутальных продолжительных репрессий в последние 10 лет тоже сыграло свою роль. Выросло небитое поколение, которое готово активнее выходить на улицу. Но это всё вторичные факторы. А первичные — это электоральная усталость и экономические проблемы.

«Число задержанных перевалило за 1200, но такая цифра получилась за все лето на разных акциях протеста» «Число задержанных перевалило за 1,2 тысячи, но такая цифра получилась за все лето на разных акциях протеста» Фото: © Виктор Толочко, РИА «Новости»

«В ДЕНЬ ВЫБОРОВ власти ИСПОЛЬЗУЮТ ЭЛЕМЕНТЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА УЛИЦАХ»

— После того, как Лукашенко вновь сказал, что никому не отдаст страну, отменили несколько разрешенных митингов основного оппозиционного кандидата Светланы Тихановской. Плюс во время протестов ранее были задержаны более тысячи человек, как сообщают правозащитники. Получается, власти уже приступили к превентивным репрессиям?

— Число задержанных перевалило за 1,2 тысячи, но такая цифра получилась за все лето на разных акциях протеста. Сейчас, после предвыборного обращения Лукашенко к нации, и даже за день до него, на местах, где должны были пройти разрешенные пикеты оппозиции, начали устраивать какие-то ремонтные работы, концерты и так далее. Поэтому многих людей, которые пришли, думая, что будут акции, начали задерживать.

— Могут ли последовать более жесткие меры в отношении самих оппозиционных кандидатов? Существует ли такая опасность для Тихановской?

— Да, могут последовать. Это простой вопрос, потому что белорусская власть сейчас находится в режиме самосохранения и она может пойти на серьезные репрессии против Тихановской лично.

— До 9 августа остались считанные дни, может ли Лукашенко в последний момент отменить или отложить выборы? Или уже поздно?

— Во-первых, это будет, конечно же, нарушение Конституции. Не то, чтобы белорусская власть так уж сильно чтит данный  документ, но это будет за гранью всего того, что происходило раньше. Поэтому я сомневаюсь, что выборы отменят или перенесут, тем более что непосредственно сами выборы никакой угрозы власти не несут. Избирательный процесс абсолютно контролируемый. Власти все равно придется иметь дело с протестами и откладывание их на потом ничего не решит. Думаю, воспользовавшись историей с вагнеровцами, страшилкой о том, что страна под угрозой вооруженных провокаций, власти в день выборов используют элементы чрезвычайного положения на улицах. То есть перекроют въезды в центр Минска, интернет с перебоями будет работать, если вообще будет. Скорее сделают так, чем отменят выборы.

— Власти опасаются, что протестующие пойдут на штурм правительственных зданий?

— Специально для того, чтобы не получился майдан, перекроют все что можно и не дадут людям собраться в одном месте. На это может быть сделана ставка.

— Есть вероятность того, что Лукашенко в данном противостоянии проиграет? Или протест подавят, а оппозиция в очередной раз уедет на Запад?

— Уедет ли оппозиция, я не знаю. Это зависит от градуса репрессий. Голоса же на выборах посчитают так, как надо, в этом сомнений нет никаких, тем более что в этом году и наблюдателей убрали с участков. То есть у нас сейчас нет не то что независимых членов избиркомов, но даже в наблюдении за выборами уже не осталось людей, которые бы не представляли власть. Решаться вопрос о президенте Беларуси в любом случае будет на улице. А дальше все зависит от того, у кого больше хватит сил.

— Грозит ли Лукашенко повторение судьбы Януковича, как предполагает, например, Жириновский?

— Если протесты будут непредсказуемо массовыми и силовая вертикаль не справится, то возможно все. Другое дело, что я не считаю этот вариант очень вероятным.

— Но неожиданности все-таки могут быть?

— Неожиданности всегда возможны. Мы в этой кампании не знаем наверняка, чем она закончится. В этом ее новизна. Но в данном случае нельзя проводить параллелей с Украиной. Здесь и власть абсолютно другая (она даже близко не похожа на режим Януковича), и протестующие совершенно иные.

«Если протесты будут непредсказуемо массовыми и силовая вертикаль не справится, то возможно все. Другое дело, что я не считаю этот вариант очень вероятным» «Если протесты будут непредсказуемо массовыми и силовая вертикаль не справится, то возможно все. Другое дело, что я не считаю этот вариант очень вероятным» Фото: © Виктор Толочко, РИА «Новости»

«Лукашенко поддерживают 25–35 процентов населения. на свободных выборах был бы второй тур»

— Озвученные недавно цифры о том, что за Лукашенко готовы проголосовать лишь 7 процентов избирателей, а за его главного конкурента Тихановскую — больше 70 процентов, соответствуют реальности?

— Это фейк телеграм-каналов. Домыслы, не имеющие никакого отношения к реальности.

— Каков же на самом деле предвыборный расклад?

— В Беларуси нет адекватных опросов, к сожалению. Я думаю, рейтинг президента примерно на том же уровне, на каком он был весной. Плюс-минус 5 процентов. Вероятно, Лукашенко сегодня поддерживают 25–35 процентов населения. Такая оценка наиболее реалистична. Поэтому на свободных выборах был бы второй тур.

— Но второго тура Лукашенко не допустит, правильно я вас понимаю?

— Конечно. На официальный результат выборов реальные симпатии избирателей не повлияют. Официально озвученный результат Лукашенко будет в районе между 70 и 80 процентами. Это традиционные для него цифры. Может  быть, сейчас сделают скидку на то, что действительно очевидно падение популярности президента, и получится не 83, а 73 процента, но в целом результат примерно предсказуем. В Беларуси даже не российская система выборов. У нас намного более контролируемый результат.

— Однако белорусы, как вы отметили, устали от Лукашенко. А возможно ли ему вернуть народную любовь? Или, может быть, его политическая харизма еще не совсем померкла?

— Насчет харизмы не знаю. Это очень сложно измеримая материя. Если говорить про сторонников Лукашенко, которых, по максимальным подсчетам, где-то треть страны, то среди них, я думаю, его харизма все так же сильна, а может быть, еще сильнее на фоне оживления оппонентов. Эти люди могли сплотиться вокруг своего лидера. Но социальная группа, на которую это работает, сужается. Это главная проблема Лукашенко. И я не вижу очевидного пути вернуть народную любовь, потому что для этого нужно либо достичь понятных успехов в экономике, либо предложить какую-то позитивную повестку не экономическую. Александр Григорьевич же не делает ни того ни другого. Эти выборы не проходят под знаком позитивной повестки. Лукашенко уже много лет не может ее нащупать. Но сейчас это стало абсолютно очевидно. Вся предвыборная кампания Лукашенко — это, по сути, описание любых перемен как риска развала страны, лишения суверенитета, возврата в 90-е и так далее. То есть здесь нет никакого взгляда в будущее. И я не понимаю, откуда оно возьмется. Что же касается экономики, то на самом деле все еще более плачевно. Как я сказал, она не показывает устойчивого роста уже около 10 лет. Этот рост очень вялый либо чуть-чуть растет, а потом обратно скатывается в рецессию.

Александр Лукашенко отказывается от экономических реформ в стране, которые ему советуют все как из России, так и из МВФ. В итоге мы остаемся в той же зоне неэффективности. Учитывая возможную вторую волну пандемии и осложнение отношений с Москвой, принимая во внимание то, что в принципе сжимается объем российской поддержки (он фактически уже сошел на нет), непонятно, где будут источники роста. Как вернуть народную любовь в такой ситуации, учитывая, что Лукашенко не молодеет, также неясно.

«И в России, и на Украине, и в некоторых государствах Балтии сложился такой традиционный миф о том, что Лукашенко очень популярен» «И в России, и на Украине, и в некоторых государствах Балтии сложился такой традиционный миф о том, что Лукашенко очень популярен» Фото: kremlin.ru

«Я ВИДЕЛ, КАК ВСТРЕЧАЮТ ЭТИХ ТРЕХ ЖЕНЩИН. НА МЕСТАХ ПРОИСХОДИТ ЧТО-ТО  БЛИЗКОЕ К ЭЙФОРИИ»

— Во время предвыборной кампании шла активная «десакрализация» образа Лукашенко? и это был ваш тезис…

— Да, это мой тезис.

— И осуществлялась это в том числе с помощью лозунга «Стоп, таракан», запущенного блогером Сергеем Тихановским, которого после ареста в президентской гонке заменила жена. Неужели так просто можно было разрушить выстраиваемый десятилетиями образ национального лидера?

— Я думаю, этот образ во многом был придуман в соседних странах. И в России, и на Украине, и в некоторых государствах Балтии сложился такой традиционный миф о том, что Лукашенко очень популярен. Но на самом деле это не так. До 2016 года у нас проводились социологические опросы, которые отслеживали рейтинг Лукашенко, и он всегда колебался в районе 35, иногда 50 процентов. Это далеко даже не цифры Владимира Путина. Лукашенко никогда не был всенародно любимым президентом. А сейчас его рейтинг опустился еще ниже. И это совпало с выборами.

Лозунг оппозиции про таракана абсолютно дегуманизирующий. Раньше такое представить было сложно. Это тоже говорит о том, что поддержки у президента осталось настолько мало, что оппоненты уже не стесняются подобных заявлений. И не только этот лозунг. Еще пошел гулять интернет-мем про 3 процента поддержки Лукашенко. Если все вокруг уверены, что у него такой ничтожный рейтинг, то это удар по его легитимности. Когда же объявят, что у него 80 процентов и он останется президентом, все ли будут его так воспринимать, если все поверили в 3 процента?

— Несмотря на то, что двое из основных соперников Лукашенко в тюрьме, а третий сбежал в Россию, так называемое женское трио, которое объединилось вокруг домохозяйки Светланы Тихановской, собирает десятки тысяч людей на митинги в свою поддержку. В чем секрет успеха этой женской оппозиции?

— Один белорусский социолог назвал это феноменом плавающего магнита. Кто бы ни стал олицетворять оппозицию и протест против Лукашенко, он автоматом собирает вокруг себя весь протестный электорат. Сторонники Виктора Бабарико (арестован — прим. ред.) и Валерия Цепкало (уехал в Россию — прим. ред.) действительно поддержали Тихановскую. Их штабы сейчас ведут ее избирательную кампанию. Кроме Тихановской, в «женское трио» входят координатор штаба Бабарико Мария Колесникова и Вероника Цепкало — супруга еще одного несостоявшегося кандидата в президенты. Сам образ этого трио играет на новых струнах массового сознания. Это новый для Беларуси месседж, демонстрация женской силы вопреки давлению на их семьи. И это вызывает сочувствие. Многие люди, которых раньше не заводила политика, на человеческом уровне начали ощущать какую-то симпатию. Поэтому способность данного трио к протестной мобилизации еще больше, чем у мужчин. Я видел, как встречают в регионах этих трех женщин. На местах происходит что-то близкое к эйфории. Такого отношения к мужчинам-лидерам не было. То, что они остались втроем, было, по сути, сознательным политтехнологическим решением, потому что Валерий Цепкало находился на свободе и он мог бы продолжать действовать. Но решили, что полезнее в кампании оставить его жену. И это было правильно. Плюс оппозиции еще и в том, что ее публичное лицо — Светлана Тихановская — не политик и еще не научилась врать, как политики умеют. И эта ее честность подкупает многих.

Кроме того, у них есть очень важное преимущество перед многими политиками и в Беларуси, и в мире. Они не занимают никаких идеологических позиций, не говорят, что они пророссийские или прозападные. Они не либералы, не консерваторы или социалисты. Эти женщины говорят только об одном: «У нас одна простая цель — смена власти и честные выборы. И все, кто с ней согласен, независимо от ваших убеждений, добро пожаловать». Это объединяющий месседж, и он не раскалывает электорат.

— Тихановской верят, что она в случае победы через полгода проведет новые выборы президента, в которых будут участвовать арестованные и бежавшие кандидаты?

— Сложно сказать, как много людей в это верят. Думаю, что Тихановская пока больше олицетворяет надежду, чем какой-то четкий план и понимание, что с ней на посту президента будет происходить. Просто у сторонников перемен это последняя надежда на эти самые перемены.

«Послание Лукашенко укладывается в логику всей его предвыборной кампании. Он пытается сформулировать свою предвыборную программу вокруг простой дилеммы: либо я, либо развал государства» «Послание Лукашенко укладывается в логику всей его предвыборной кампании. Он пытается сформулировать свою предвыборную программу вокруг простой дилеммы: либо я, либо развал государства» Фото: © Виктор Толочко, РИА «Новости»

«выбор внешнего врага для Лукашенко был очевиден. Им стала Россия»

— В своем предвыборном послании Лукашенко сделал ставку на открытую конфронтацию с Россией и угрозы вплоть до того, что «будет полыхать до Владивостока». Насколько такая тактика поможет ему на выборах?

— Послание Лукашенко укладывается в логику всей его предвыборной кампании. Он пытается сформулировать свою программу вокруг простой дилеммы: либо я, либо развал государства. Поскольку последние полтора года он находился в таком вялотекущем, а иногда остро эмоциональном конфликте с Россией, а не с Западом, выбор внешнего врага для Лукашенко был очевиден. Им стала Россия. Причем, обратите внимание, он не обвиняет в чем-то напрямую Кремль. Он говорит о каких-то силах в России, об олигархах. Мол, русские олигархи купили белорусскую оппозицию. Лукашенко все-таки пытается оставить мосты не сожженными в диалоге с российским руководством, потому что понимает, потом все равно с ним разговаривать. Но в целом антироссийская риторика доминирует в его кампании. Лукашенко таким образом пытается максимально поднять ставки для собственного электората. Это, безусловно, внутриполитическая игра. Есть в этом, разумеется, и месседж в сторону Запада. Он тоже довольно прост: «Не критикуйте меня за нарушение прав человека, потому что я спасаю страну от интервенции». В частных беседах с белорусскими и западными дипломатами белорусские власти напирают на то, что все оппозиционные лидеры чуть ли не агенты Кремля. По моим данным, в это никто не верит, но представителей Запада пытаются убедить. Отношения с Россией, конечно, пострадают. Но какой будет урон, мы увидим после выборов. Пока Россия до истории с вагнеровцами была более сдержанной, чем от нее многие ожидали. Посмотрим, что будет дальше. Скорее всего, Москва просто продолжит, как и раньше, не уступать Минску в экономических вопросах.

— Как вы, кстати, расцениваете этот скандал с задержанием 33 россиян и обвинениями Кремля в том, что он заслал диверсантов из ЧВК Вагнера для дестабилизации обстановки и чуть ли не организации переворота в Беларуси?

— Лукашенко использовал эту историю в том смысле, что, мол, пора сплотиться, а не власть свергать, так как у нас одна страна и мы все в одной лодке. Но я не вижу признаков того, чтобы это сработало внутри страны, потому что сразу после ареста вагнеровцев, несмотря на то, что ужесточили правила безопасности на акциях протеста, оппозиция собирает рекордный за последние 25 лет митинг в Минске на 60 с лишним тысяч человек. То есть это не остановило противников Лукашенко, нет признаков того, что кто-то испугался и поверил. Тут важный момент. Белорусская власть сейчас не пользуется большим доверием. Даже по ее собственным опросам, которые проводила Академия наук, доверие президенту в начале апреля было на уровне 33 процентов по стране и на уровне 24 процентов в Минске. И оно не сильно выросло с тех пор. В такой ситуации многие люди воспринимают историю с вагнеровцами как очередную предвыборную информационную операцию. Потому что в Беларуси перед каждым пиком протестов (на президентских выборах в 2006-м и в 2010-м, а также в 2017 году, хотя тогда не было выборов) появляются какие-то боевики. И то, что сейчас эти чевэкашники, судя по всему, реальные, а не вымышленные, все равно не добавляет веры во все то, что говорит власть.

У меня однозначного мнения об этой истории нет. Транзитная версия, которую выдвигает Россия, выглядит менее противоречивой, чем белорусская, но она тоже не отвечает на все вопросы. Поэтому я пока воздерживаюсь от однозначных оценок того, что произошло. Но понятно, что это урон для российско-белорусских отношений, и я не вижу пути, как избежать негативных последствий в этом конфликте, учитывая все то, что было уже сказано и сделано.

«Владимир Путин, как мне кажется, не любит революционные смены схем, которые работают. И представить то, что в Беларуси он готов поставить на хаос против стабильности… Лично я в этом сомневаюсь» «Владимир Путин, как мне кажется, не любит революционные смены схем, которые работают. И представить, что в Беларуси он готов поставить на хаос против стабильности… Лично я в этом сомневаюсь» Фото: kremlin.ru

«Владимир Путин не любит революционные смены схем, которые работают»

— Мог ли это быть сговор с Кремлем и постановочный спектакль для поднятия рейтинга Лукашенко?

— На мой взгляд, это слишком конспирологическая версия, потому что непонятно, зачем это нужно России, тем более что она в итоге довольно резко отреагировала на всех уровнях, включая и посла Дмитрия Мезенцева, который обычно очень вежливый, и МИД российский, и депутатов-единороссов, назвавшие Лукашенко чуть ли не предателем и паразитом. Была и реакция Владимира Путина, который провел заседание совбеза на эту тему, и посла белорусского вызывали в МИД России. Этого всего как-то многовато для постановки договорняка. Но главное, непонятно, что от этих игр получает российская власть, подставляя своих людей под арест. И, наконец, я не вижу между сторонами такого уровня доверия, чтобы они могли проворачивать подобные комбинации.

— Чем может закончиться история с вагнеровцами? Пойдет ли Лукашенко на то, чтобы выдать тех задержанных россиян Украине, которые воевали за ЛДНР, на чем настаивает Киев?

— Как это ни удивительно, но по закону он обязан это сделать, потому что Минск и Киев присоединились к Кишиневской конвенции — так же, как и несколько других стран СНГ. Согласно данному документу, Беларусь уже выдавала несколько лет назад Азербайджану гражданина России, блогера Александра Лапшина. В принципе, Минск обязан это сделать и сейчас, если вагнеровцам не будет предъявлено никаких обвинений в Беларуси. Единственный юридический путь с этого соскочить — сказать, что они на Украине будут подвергаться политическим преследованиям. Но, конечно, юридический аспект вторичен, а первичен политический, и я очень-очень удивлюсь, если белорусская власть выдаст российских граждан Украине. Это будет настолько враждебный шаг по отношению к России, что я не представляю, как потом строить отношения. Все-таки белорусская власть осознает, что Россия по-прежнему главный рынок сбыта ее продукции и главный поставщик энергоресурсов. Я, конечно, не могу исключить ничего, потому что белорусская власть сегодня находится в очень специфическом эмоциональном состоянии и в принципе что-то предсказывать наверняка сложно.

— Вряд ли Россия сделала ставку на свержение Лукашенко, как утверждает сам Батька, так как Москве вроде нет резонов «сливать» своего ближайшего союзника.

— Абсолютно. Я не считаю, что Россия сделала ставку на свержение Лукашенко. У нее нет альтернативы в Беларуси. Оппозиционные кандидаты для Москвы новые, непонятные, непросчитываемые фигуры. Кроме того, Владимир Путин, как мне кажется, не любит революционные смены схем, которые работают. И представить, что в Беларуси он готов поставить на хаос против стабильности… Лично я в этом сомневаюсь. К тому же Лукашенко выполняет важнейшую задачу — удержать Беларусь в российской сфере влияния, потому что при Лукашенко Минск не может вступить не в какие евроатлантические альянсы, так как он там просто нерукопожатен. И пока Лукашенко у власти, так и будет происходить. Поэтому я не думаю, что он так уж сильно неприемлем для Кремля. Хотя, если белорусский президент начнет выдавать российских граждан Украине, многое, конечно, может измениться.    

«НИКАКОГО ПОВОРОТА НА ЗАПАД НЕТ, ПОТОМУ ЧТО НА ЗАПАДЕ НИКТО БЕЛАРУСЬ НЕ ЖДЕТ»

— Судя по вашим словам, Лукашенко все-таки дал понять Москве, что он остается договороспособным. Не так ли?

— Конечно-конечно. В итоге разговаривать все равно придется. Способность к компромиссу Минска и Москвы, находить договоренности, конечно, снижается все последние годы. Но сказать, что она прекратилась, я все-таки не могу. Властям двух стран к концу этого года еще газовый вопрос очередной раз предстоит обсуждать, и от этого никуда не деться.

— Получается, о том, что Минск, который и до того вел себя как флюгер, окончательно поворачивается на Запад, говорить преждевременно?

— Этого точно сказать нельзя. Никакого поворота на Запад нет и в природе, потому что на Западе никто Беларусь не ждет, не принимает и ничего не предлагает. Это, конечно же, иллюзия. А флюгером можно быть тогда, когда у тебя есть выбор. Перед Лукашенко никакого геополитического выбора не стоит, и он от него сам пытается открещиваться.

— Значит, после выборов все вернется в привычную парадигму игры в союзное государство?

— Но только при том условии, если власть в Минске сохранится. Мы же говорили, что какая-то ненулевая вероятность того, что этого не произойдет, есть. Важно, чем закончится история с вагнеровцами, потому что сегодня это важнейший раздражитель в отношениях между Москвой и Минском. До тех пор пока не разрешится эта ситуация, любые разговоры о союзном государстве будут просто смешны. В целом, я думаю, продолжение общения об интеграции и в двухстороннем формате, и в пятистороннем в Евразийском союзе будет, но в успешность этого процесса верится с большим трудом. Вряд ли данный проект удастся продвинуть. Просто потому, что в Беларуси не осталось никого, кто бы хотел всерьез углублять интеграцию в Союзном государстве. 

— То есть обычные граждане Беларуси тоже не хотят еще более тесной интеграцией с Россией?

— Людей устраивает сегодняшний градус интеграции, они не хотят его повышать. Как и власть, потому что ей комфортно в сегодняшнем правовом формате, где нет единого государства, нет наднациональных органов, где независимость не ущемлена. Уступать в этом вопросе Лукашенко не планирует и не может, потому что это удар по его собственной власти внутри страны. При этом в белорусском обществе есть консенсус по вопросу того, что независимость страны должна быть сохранена. И я сомневаюсь, что Россия будет вводить танки, чтобы обеспечить строительство Союзного государства.

— Получается, Лукашенко нажимал на правильные точки, так как в обществе есть антимосковские настроения?

— В обществе нет антимосковских настроений. Белорусов устраивает сегодняшний уровень интеграции, и в массе своей они очень дружелюбно относятся к России. Понимаете, можно любить родственника, но не хотеть жить с ним в одной квартире. Здесь, наверное, такое же чувство и нет никакого противоречия. Поэтому я не уверен, что антироссийские посылы Лукашенко ложатся на благодатную почву. И самое главное, что часть белорусского общества, которая настроена антироссийски, националистически или прозападно, никогда не поддерживала Лукашенко. И его риторика мало кого убеждает.

— А слова Лукашенко в том, что это Россия отказалась от братских отношений с Беларусью и перешла к партнерским, имеют под собой основания?

— В целом я бы с Лукашенко согласился. Потому что Россия в последние годы сменила свою позицию в отношении Беларуси. Просто он это выразил более эмоционально. А я могу сказать так: позиция Москвы по отношению к Минску за последние годы стала намного более прагматичной. Это факт. Россияне сами об этом говорят. И российская власть заявляет, что пора подбивать счета. Можно назвать это и переходом от братства к партнерству.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии

Эксперт, по сути, как диктатор,
Предвзятых мнений узурпатор,
И он, намеренно соврав,
Всё ж будет делать вид, что прав.

На факты злостно невзирая,
Картину мира искажая,
Готов тирана оправдать,
А несогласных осуждать.

Свои все умозаключенья,
На злобу дня подстроив мненья,
Даёт, чтоб верность подчеркнуть
И навести страшнее жуть.

Его задача заступиться
За тех, кто смог за власть вцепиться,
И хочет вечно заправлять,
Свободу, чтоб не потерять…

  • Анонимно
    8.08.2020 09:20

    В Беларуси зреет майдан. Даже если не сейчас, пара лет и будет. Эти процессы будут во всех республиках совка. Молодые люди начинают понимать что они не быдло и не пушечное мясо для власти. Новые времена приходят!

    • Пурхан
      8.08.2020 09:46

      Батька не нуждается в мнение показушников местечковых.
      Там последняя деревня живет лучше ваших лучших (по бумагам).

    • Анонимно
      8.08.2020 10:11

      09.20.

      Не мечтай, в Беларуси дураков нема..
      А проплаченных и городских сумасшедших там быстро приведут в чувство..

      • КТо? Рабочие тракторного завода??)))

      • Эксперт, по сути, как диктатор,
        Предвзятых мнений узурпатор,
        И он, намеренно соврав,
        Всё ж будет делать вид, что прав.

        На факты злостно невзирая,
        Картину мира искажая,
        Готов тирана оправдать,
        А несогласных осуждать.

        Свои все умозаключенья,
        На злобу дня подстроив мненья,
        Даёт, чтоб верность подчеркнуть
        И навести страшнее жуть.

        Его задача заступиться
        За тех, кто смог за власть вцепиться,
        И хочет вечно заправлять,
        Свободу, чтоб не потерять…

      • Анонимно
        8.08.2020 15:48

        Власть развращает,,а абсолютная власть развращает абсолютно.Проблема как перейти от деспотизма к демократии?Ни в России ни в Белоруссии нет реального пути.

    • Анонимно
      8.08.2020 10:54

      09:20 ну мы посмотрели чем закончился майдан на Украине и в какой канаве после этого они оказались, сейчас посмотрим, чем кончится фактически тот же майдан в США. А там видно будет.

      • В какой канаве ? Не хуже чем в РФ там

        • 10.54 и 11.27.

          Абсолютно с вами согласен. В России майдана не было, а канава, ну по крайней мере, не лучше и не хуже, чем на Украине.
          Элиты и там, и там ХРЮКАЮТ от удовольствия: грязи и свинства во всём и везде. И даже визжат от удовольствия. Свиньи же, что с них взять.

        • 10.54 и 11.27.
          Согласен с вами обоими. И там, и там канава. Ну любят и там, и там элиты посвинячить - похрюкать и в грязи повалятся (утрировано конечно, хотя........ иногда и в прямом смысле). Разве не так?!

        • Анонимно
          8.08.2020 12:02

          То что украинцы живут намного хуже россиян - полбеды.
          Беда что Украина потеряла целиком высокотехнологичные отрасли - самолето-, корабле-, ракето-, двигателестроение, химическую промышленность.
          А вместе с этим миллионы рабочих мест. В результате с 3-х миллионов украинцев ездивших до Майдана в Россию и Польшу, число таковых выросло до 12 млн.

          Безработица - это не единственная проблема. Криминал и коррупция - по которым Украина заняла первое место в Европе, делают простых и непростых людей жертвами уличной преступности.

          Медицина - как таковой ее в Украине просто нет. Кроме врача и медсестры в больницах только оставшееся со времен СССР оборудование.
          Разумеется есть частная медицина, но для 95% украинцев она недоступна..

          • Анонимно
            8.08.2020 17:00

            Украина живет не хуже чем Россия,это нам вбивают в головы миф о том ,что там все плохо

            • Анонимно
              8.08.2020 17:27

              17.00.

              Для того чтоб понять что украинцы живут намного хуже россиян, достаточно посмотреть официальные данные МВФ,ВБ и т.д., а также посмотреть данные Укрстата и почитать украинские СМИ.

              Но вы аноним глупы и малограмотны и поэтому вам остается кивать что якобы кто-то вбивает вам миф.

              • Анонимно
                8.08.2020 18:13

                17:27 Согласно "официальным данным" статистики Россия- одна из благополучнейших стран мира. А на самом деле настоящий третий мир. Умиляют персонажи, которые, когда выгодно, жонглируют цифрами. Я лично уже давно "официальным данным" не верю.
                Хотите думать, что Украина хуже живет, вам от этого легче, вам приятнее. Флаг в руки.

                • Анонимно
                  8.08.2020 18:49

                  18.13.

                  Вы утверждали что уровень жизни в России и Украине - одинаков.
                  А когда я вам предложил опираться на цифры международных институтов и международных банков, то вы поняв что крыть нечем, начали юродствовать утверждая что Россия якобы одна из благополучнейших стран.

                  То что Украина живет намного хуже России - это не моя прихоть или убеждение, а реальность.

                  Если вы не принимаете реалльность -Флаг вам в руки..

              • Анонимно
                8.08.2020 18:21

                Почитайте и сравните Россия далеко от Украины не ушла.Не такие уж мы глупые и малограмотные в отличии от вас,много ездием и видим.Уровень жизни почти одинаков,а уж с Европой ни им ни нам не сравниться по уровню жизни....

              • Анонимно
                8.08.2020 18:47

                Конечно,17 тысяч это средний класс,это вы только умные понимаете и верите.А куда уж нам глупым и малограмотным понять?

        • Анонимно
          8.08.2020 12:07

          ВРАГ. Я тебя расстрою. Твои идеи передали твои же американские идеологи, которые и не подозревают о твоём существовании.

          «Почти всех сильней: РФ заняла второе место среди великих стран» по итогам 2019 года.

          Издание US News представило рейтинг самых могущественных стран мира. Критериями при составлении списка выступили участие в международных альянсах, фигура лидера, экономический, военный и политический потенциал.
          На первом месте — США, на втором — Россия, на третьем – Китай.
          Среди наименее влиятельных стран мира — прибалтийские республики и ряд восточноевропейских государств. В списке «лучших» стран РФ поднялась на две позиции.
          Второе место в рейтинге «самых могущественных» стран мира заняла Российская Федерация. Как сообщает издание US News, именно такие страны постоянно занимают передовицы газет, заботят законодателей и формируют глобальные экономическую систему.
          Список стран составлялся на основе пяти характеристик: фигура главы государства, активность в международных альянсах, экономический, политический и военный потенциал.
          Россия, как уже было сказано, на втором месте с очень мощной и профессиональной армией. Издание указывает на размеры страны — самые большие в мире, а также характер управления страной на протяжении большей части ее более чем тысячелетней истории.
          Российская экономика считается одной из крупнейших в мире за счет огромного запаса природных ресурсов.
          На четвертом месте — Германия, на пятом месте в «списке мощи» — Великобритания, а на шестом — Франция.
          Всего в рейтинге 80 позиций. Последние строчки заняли Эстония, Латвия и Словения. Неподалеку эксперты расположили также Словакию и Литву. У этих европейских стран невысокий уровень населения и сравнительно небольшое влияние на международные отношения.
          Между тем, в списке «лучших стран» по версии US News, первое место принадлежит Швейцарии, второе — Японии, третье — Канаде. Глобальный рейтинг составлялся на основе всех возможных характеристик. Россия в этом списке поднялась на две позиции по сравнению с прошлым годом — сейчас наша страна занимает 24 место.


          https://www.usnews.com/news/best-countries/power-rankings

          • Анонимно
            8.08.2020 13:10

            Какой смысл в этом рейтинге, если пенсия 14000, коммуналка 5000. Ресурсы тратят на военные приготовления и понты.

            • Анонимно
              8.08.2020 13:40

              13.10 а что такая пенсия маленькая? Зарплата в конвертах всю жизнь?

              • Анонимно
                8.08.2020 17:18

                13:40, в 90-е вся страна ушла на чёрный нал, ну кроме чиновников!!! А, уж сколько предприятий закрылось в 2000-е!!!! Если только предприятий закрылось почти 100 тысяч, да на каждом из них работало больше 2 тысяч (в среднем)! Посчитайте, сколько народу оказались без официальной зарплаты! Когда стоит вопрос "умереть с голоду" или пойти работать "на конверт" любой здравомыслящий человек выберет второе - любая работа!!!
                Обвинять жертву - верх цинизма!

                • Анонимно
                  8.08.2020 18:16

                  17:18 Поддержу. Я работал в белую, зарабатывал неплохо, на горшок и текущее потребление хватало, но на развитие (машину обновить) и накопление уже не хватало.
                  Перешел на серую работу- в 2-3 раза разница.

              • Анонимно
                8.08.2020 23:28

                Вообще-то почти вся страна получает пенсию 14-15 тыс. Это ещё много считается. Такие пенсии у учителей и врачей. Знаю людей, живущих на 8-10 тыс.пенсии. Рабочие, бухгалтер, всю жизнь проработали и вот такая пенсия

      • Пурхан
        8.08.2020 11:49

        В канаве ты , с надутым рейтингом первыого региона .

      • Анонимно
        8.08.2020 16:58

        В США все хорошо,там есть демократия,не нравится Трамп или как его называет мой родственник проживающий в США "рыжее чудовище"его сменят,там есть выборы независимые суды и штаты с самостоятельными губернаторами.....

        • Анонимно
          8.08.2020 18:21

          16:58 А почему ваш родственник называет Трампа "рыжим чудовищем"?
          Он тоже чувствует "вину белого человека" за то, что белый?
          Или ему тоже хочется "социализма" в нынешнем понимании американских леваков? Когда большинство живет под диктовку меньшинств, неужели это кому-то нравится?

          • Анонимно
            8.08.2020 18:53

            Что вы утрируете?родственник называет Трампа рыжим чудовищем потому,что он ему не нравится,он за него не голосовал.Он надеется,что он надолго не задержится...Никакой вины ни за кого он не чувствует,это вы смысл во всем подозреваете,он не говорит,что Трамп лжец или вор,он скорей артист и популист,ну это уже мое мнение...

            • Анонимно
              9.08.2020 07:23

              18:53 Понятно. Ваш родственник явно тоже "регулярно смотрит телевизор" и верит всему тому вранью и фейкам, которое льется из CNN и прочих о Трампе.
              Кстати, CNN постоянно ловят за руку на вранье про Трампа. Классический пример- когда Трамп начал ужесточать миграционную политику и бороться с нелегалами, на CNN тут же появились картинки с мексиканской границы, как бедные мигранты с детками сидят в клетках и плачут. И комментарий- проклятый фашист Трамп людей посадил в клетки! Буквально тут же выяснилось, что кадры от 2015, а в клетки приказал сажать людей Обама. И что? Ничего, CNN как с гуся вода, пошли дальше. На сайте в уголке мелкими буквами буркнули типа опровержение.
              Буквально совсем недавно, в июле 2020, белый парнишка подал в суд на CNN и другие левые СМИ на 800 миллионов долларов по обвинению в клевете. В прошлом году группа белых студентов вышла с какого мероприятия. На них напал сумасшедший старик-индеец , начал приставать, оскорблять, орать, хватать за одежду. Все это было подготовлено, съемочные группы уже поджидали и все это снимали. Студенты вели себя достойно и сдержанно, но все же огрызались. Потом в CNN и прочих появился "репортаж", в котором приставания индейца были вырезаны, а огрызания студентов оставлены. И получилось, что белые студенты оскорбляют несчастного старичка-"коренного". Парень подал в суд, потребовал публикации полного видео . И что? CNN поспешили "уладить в досудебном порядке", заплатили очень приличную сумму, лишь бы не поднимать шума.
              В июне во время погромов во время прямой трансляции с улиц во время "протестов" корреспондент CNN на голубом глазу утверждал, что протесты "исключительно мирные", а буквально у него за спиной в кадре в прямом эфире погромщики разбивали витрину и лезли в магазин.
              Распятых мальчиков на CNN пока еще нет, но они на том же пути.
              По сути - Трамп- последняя преграда на пути тотальной "политкорректности" и тотальной диктатуры разных агрессивных меньшинств и маргиналов.
              Вон Джоан Роулинг- всемирно известная автор Гарри Поттера, которая сама по себе вся левая, поддерживает ЛГБТ, демократов и проч, теперь подвергается жесткой травле. "Активисты" требуют бойкотировать ее книги, требуют от издательств расторгнуть с ней контракты, в соцсетях потоки угроз и оскорблений. За что? За то, что она написала, что женщин нужно называть женщинами, а не "people who menstruate". Это, типа, "оскорбление трансгендеров"!
              И такого маразма на Западе все больше.
              На этом фоне Трамп, при всей его неоднозначности, чуть ли не единственный политик, который не боится противостоять этой лавине левого мракобесия.

              • Анонимно
                9.08.2020 11:51

                Конечно вы такой умный,а мой родственник проживающий в США идиот,он работает в архитектурной компании и чтобы попасть туда выиграл большой конкурс....и вообще выключите Соловьева,вы прям его фразами пишите.

              • Анонимно
                9.08.2020 11:53

                7.23 попутешествуйте по миру съездите в США,Европу какой то вы зомбированый.

    • Анонимно
      8.08.2020 14:42

      "Молодые люди начинают понимать что они не быдло и не пушечное мясо для власти. Новые времена приходят!"

      Новая власть ничего не сделает для этих молодых людей ,а будет в разы ещё хуже и будут потом вспоминать Батьку ангелом хранителем.Пример Украины и Януковича если кто не понял.

  • Анонимно
    8.08.2020 09:35

    Белоруссия держись, не поддавайся на провокации.

  • Анонимно
    8.08.2020 09:56

    Майдан ничего не решает. На майданах деньги не растут. Там убивают/просят много денег, а потом не знают куда деть бойцов))

  • Анонимно
    8.08.2020 09:56

    Вода камень точит. Всему своё время.

  • Анонимно
    8.08.2020 10:02

    Майдан будет уже в понедельник, а в середине августа начнётся противостояние в жёсткой форме, вплоть до применения водомётов

    • mad big
      8.08.2020 10:56

      Думаю что в понедельник уже всех лидеров протеста пересажают. Остальных попозже.

    • Анонимно
      8.08.2020 11:18

      10:02, водомёты - вчерашний день. Белоруссия закупила в РФ достаточно много мощной техники для подавления протестных движений. Силовики РФ так же затарились по-полной. Это и ультразвуковое оружие - газельки оснащены на сумму более 6 млн рублей каждая. Это и мощные бронебойные экраны с бойницами, которые разворачиваются перед кабиной КамАЗа. Это и новейшие слезоточивые газы. Это и лазерные вспышки (газельки оборудованы) с ослеплением на несколько минут присутствующих людей в радиусе до 2 км. Посмотри в сети - официальная информация об оснащении "внутренних войск" РФ!

  • Анонимно
    8.08.2020 11:02

    Человек родилься ,вырос старость и смерть. Империя тоже рождения ,пик развитие,потом спад и смерт. Если ты говариш что не будет меня и не будет планеты то ты сумащедший.

  • Мой Вариант
    НЕ ЛЕГИТИМНОЙ ПОБЕДОЙ ЛУКАШЕНКО!

  • Надеюсь увидеть Беларусь в ЕС и НАТО!

    • Анонимно
      8.08.2020 11:27

      Враг да вы и себя в США надеетесь увидеть, но как и в этом случае это мечты несбыточные.
      Мало того, что ни Беларусь, ни Украина в НАТО и ЕС не вступят, как минимум по экономическим причинам, так и это уже умирающие блоки.

      • Анонимно
        8.08.2020 20:35

        Александр Гамильтон-это человек с 10 долларовой купюры министр финансов.И это былоиего целью создать такую систему чтобы Америка была надежным заемщиком.Америка за 230 лет ни разу не объявляла дефолт и когда возникает кризис люди пытаются купить не рубли и динары,а именно американские доллары.Учите мат часть господа....которые предсказывают крах$ и Америке.

    • Анонимно
      8.08.2020 11:36

      После того как ЕС "принял" Украину и украинцы "запановали", разумеется Беларусь хочет в ЕС и НАТО.

      Враг ответь честно , что у тебя превалирует- ненависть к России или глупость ?..

    • Анонимно
      8.08.2020 15:38

      "Надеюсь увидеть Беларусь в ЕС и НАТО!"

      Если так и дальше дела пойдут вы их уведите в качестве рабов и дешевой рабсилы от вас больше нет никакого толку дядя Сэм.

      • Анонимно
        9.08.2020 11:57

        Дешевая рабсила это про нас,а там достойные зарплаты....

        • Анонимно
          9.08.2020 14:04

          Это вы такую лапшу расскажите болгарам и румынам."Достойные" они вас там на смех поднимут.

  • Анонимно
    8.08.2020 11:30

    Народ там умный. Они сами решат без кукловодов.

  • Анонимно
    8.08.2020 14:02

    Как бы он на месте Хусейна , Каддафи или Чаушеску

  • Анонимно
    8.08.2020 14:16

    Друзья мои !!
    Белорусы они как Русские они терпеливы.
    Это не ХОХЛЫ бучу постоянную наводят.
    Это и во времена Бориса Годунова ТАТАРИНА первого выборного ЦАРЯ РУСИ.
    Это и во времена Петра 1, предал его который ГЕТМАН.
    Поэтому придя во власть Царица Екатерина набрала себе любовников из ХОХЛОВ.
    Это и Разумовский и братья Орловы и Зубовы и прочая.
    И начала она УКРАИНЕ мостить дорогу во властные МЕСТА РУСИ.
    Кругом и всюду заполоняли УКРАИНЦЫ и ПОЛЯКИ.
    Ну кругом.
    И даже Лермнотова читаешь и там фамилии УКРАИНЦЕВ ОХФИЦЕРОВ так и пестрят в рассказах.
    Так УКРАИНЦЫ вошли в плоть ВЛАСТИ РУСИ.
    И пришла революция 17 года и опять УКРАИНСКИЕ ХЛОПЦЫ кругом и везде.
    Это МОРЯК ЖЕЛЕЗНЯКОВ,это и министр иностранных дел Граф Чечерин,это и КОМ КОР 1 армии Будённый,это и большевичка Коллонтай это и красный командиры Думенко,Дыбенко,Щорс
    это как не странно и будущий ГЕН.СЕКР. Хрущёв, это министр иностранных дел Громыко,это куда не шло 1 секр.московского горкома партии Щербицкий, ну короче куда не ткнись кругом УКРАИНЕЦ на ВЫСОКОМ ПОСТУ.
    Дааа и вы друзья развернитесь посмотрите внимательно КАКОЙ БЫ НЕ БЫЛ НАЧАЛЬНИК обязательно УКРАИНЕЦ.
    Любят они КОМАНДОВАТЬ ничего не скажешь.
    И даже в Президенты родной для России Белоруссии забрался Украинец Лукашенко.
    Народ Белоруссии он не мятежный и не будет ходить по МАЙДАНАМ.
    Я не верю и вряд ли будет в МИНСКЕ МАЙДАН.
    Дааа УКРАИНЦЫ хотят организовать МАЙДАН,но ничего не получиться.
    Белорусы они как ТАТАРЫ спокойный народ.
    Есть отдельные но их очень мало и то они из Украинцев выходцы.
    Если разбираться в родословной.
    Так что думаю будет всё хорошо.
    Но!!! БАТЬКА по моему уже немного надоел,ему надо думать о замене.
    с уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    8.08.2020 15:11

    По всему миру идёт великая депрессия даже будет хуже 29 года о какой новой власти и лучшей жизни они ждут.Будет в разы всё хуже и тотальное обнищание белорусов если отвяжутся от российского пупка дотаций и преференций.В ЕС и Польше им не дадут подняться стать равными.Они в одночасье окажутся хуже чем на Украине и будут конкурировать с ними за кусок хлеба.Предлагая свои услуги дешевле чем они.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль