Опрос недели: А вы что будете праздновать 30 августа?
Нынешнее 30 августа — апогей торжественных мероприятий по случаю круглых дат этого года (100-летие ТАССР и 30-летие принятия Декларации о суверенитете РТ), кроме того, традиционный День города в Казани. Что для вас Декларация о суверенитете Татарстана? Какова ее ценность для республики и продолжаем ли мы пользоваться ее плодами? «БИЗНЕС Online» отвечают Фарид Мухаметшин, Ильсур Метшин, Рафаэль Хакимов, Александр Штанин, Фандас Сафиуллин, Рафинат Яруллин и другие.
Фарид Мухаметшин председатель Госсовета Татарстана— 30 августа 1990 года предшествовала очень кропотливая, непростая, серьезная работа с федеральным центром, мощная деятельность шла и внутри республики. Я помню заседание Верховного Совета, когда объявили о том, что 30 августа — День суверенитета, День республики. Депутаты и все участники совета встали и долго аплодировали. Это осталось в памяти. И сегодня приятно, что наша республика развивается, расцветает. Например, вот получили приветственное письмо от Валентины Матвиенко, которая написала такие теплые слова. Мы делали правильные шаги под руководством Минтимера Шариповича. И никакие завоевания мы не потеряли, они перед нами, а то говорят: «Профукали». Ничего подобного! Мы максималисты! А это хорошо.
Фандас Сафиуллин экс-депутат Госдумы, депутат Верховного Совета ТАССР в 1990 году— Как всегда, все 30 лет с 30 августа 1990 года для меня этот день — день принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан.
Принятие Декларации о государственном суверенитете Татарстана для меня — политическое исполнение главного пункта предвыборного обещания избирателям: бороться за «предоставление Татарии прав и возможностей на уровне союзной республики, равных прав и возможностей со всеми другими регионами страны», а также 10 (с 1990 по 2000 год) свободных лет политической и экономической самостоятельности Татарстана. 10 лет самых светлых надежд, к сожалению, почти не сбывшихся. То есть для меня это день и побед и поражений, успехов и разочарований, оптимистических надежд и уверенности в будущем.
Совесть Татарстана чиста. Республика до последней крохи возможностей добивалась статуса союзной республики в Союзе ССР с преобразованием СССР в единую федерацию равноправных республик без разделения их статуса по сортам и категориям. Не было в те годы ни другого народа, ни республики, кроме татарского народа и Республики Татарстан, так отчаянно добивавшихся сохранения обновленного СССР. Но исчезновение Союза ССР на политической карте мира выхолостило Декларацию о государственном суверенитете Татарстана, лишила республику уже близкой возможности и даже дальней перспективы свободного развития как субъекта единой Союзной Федерации. Боязнь равноправия автономных и союзных республик привела страну к распаду. Но Татарстан проиграл, лишь потеряв надежду стать союзной республикой. А СССР назло стремлению народов к равноправию потерял все. Его не стало.
Преобразование СССР по вошедшей в те годы в язык СМИ и политиков «Татарстанской модели» было реальной и единственной возможностью создания сохранения нового государственного образования в границах и на основе реформированного Союза ССР. «Татарстанская модель» новой Союзной Федерации — это великий, глобального значения стратегический проект. СССР, очищенный покаянием от всего отжившего, ошибочного, имел все шансы стать альтернативной привлекательной моделью нового мирового порядка, мог бы стать центром кристаллизации государств и народов вокруг себя. Мир сегодня, возможно, был бы неузнаваемо другим, более спокойным и надежным, более человечным.
Эта великая спасительная идея принадлежала Татарстану! Татары, спасшие Россию от гибели в годы Смуты в начале XVII века, в конце XX века уже не смогли ее отстоять. Высокомерно отклонив предложенную Татарстаном модель преобразования, великая страна сама себя лишила возможности стать ведущим игроком глобальной политики.
И сегодня, отстаивая свои права на родные язык и школы, добиваясь равного уважения к родным языкам всех народов, Татарстан и татарский народ работают не столько на себя, сколько на Россию — на сохранение межнационального единства народов страны, которое равноценно сохранению государства.
Рафаэль Хакимов научный руководитель Института истории им. Марджани АН РТ— Для меня, конечно, это особый праздник. Благодаря событиям 30-летней давности жизнь республики круто поменялась. Мы шли к этому очень непросто. Практически три года у меня были одни сплошные переговоры с Москвой. Всего и не расскажешь, здесь целая эпопея. Хотя, безусловно, очень запомнился момент, в который все мы поняли, что Декларация о суверенитете республики принята. В полночь весь зал Верховного Совета встал, пошел радостный гул.
Потому для меня данная декларация — как генетический код, из которого выросло все остальное. Те, кто жил тогда и помнит, что было, для них такой документ разграничивает период жизни республики. Это два разных мира. Мы сейчас можем спокойно говорить, что стали как европейская страна. Все евростандарты у нас. Вы возьмите машину и попробуйте проехать в какой-нибудь другой регион, например в Кировскую область, — увидите разницу. Вот что было до суверенитета.
Ильсур Метшин мэр Казани— Это праздник многонационального народа Татарстана. Я хорошо помню, что был выпускником юридического факультета, данный период для меня — Декларация о суверенитете нашей республики, новый парламент, новая Конституция. Знаете, когда едешь на поезде из Москвы в Казань плацкартом, после целой долгой ночи выходишь на улицу, и дует свежий воздух. Такой же подул, когда мы приняли Декларацию о суверенитете, новую Конституцию. Хотя, безусловно, и 100-летие ТАССР — великая дата, золотые страницы нашего великого многонационального народа, нашей республики. Для меня это такая большая веха! Я горд, что не просто современник данного события, а еще и как мэр столицы Татарстана многое смог сделать вместе с нашим президентом! С нашим трудолюбивым народом. Мы построили много значимых объектов, которые стали площадкой для судьбоносных событий, провели 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Безусловно, мы продолжаем пользоваться плодами декларации. Спасибо всем, кто принимал в свое время такие решения! То, что экономика республики, ее собственность были оставлены в самом регионе, она работает на благо народа, — сегодня все это можно видеть, причем не только по Казани, но и по другим городам и районам Татарстана. Поэтому переоценить данное событие невозможно. Однако история еще скажет свое слово.
Дамир Исхаков историк, член «Милли шура»— 30 августа я буду праздновать 100-летие Татарской АССР. Это же, на самом деле, основная юбилейная дата. Она дает нам возможность посмотреть на себя со стороны — что с нами случилось за 100 лет. Многие об этом сейчас думают. Потому такую дату я считаю более важной для аналитического обзора и понимания современной ситуации.
Что касается декларации, то, согласно определению, это заявление о намерениях. Я считаю, что с данного документа начинается новый Татарстан, современный. Хотя наш регион занимает ту же территорию, что Татарская АССР, это уже иное государство с другой политической и внутренней структурой. Потому декларация важна как документ, положивший начало такому процессу. Сам процесс отнюдь не завершен, он продолжается. Но, безусловно, 30-летие тоже важно, потому что разговоры о декларации позволяют вести интеллектуальные споры по поводу осмысления нашей истории за последние три десятка лет. Каким образом мы добились успехов и как потом деградировали во многих позициях. По данному поводу тоже нужно серьезно размышлять.
Александр Штанин депутат Верховного Совета ТАССР в 1990 году, лидер общественной организации РТ «Равноправие и законность»— Я тогда предложил свой собственный проект декларации, его опубликовала газета «Вечерняя Казань». Моя позиция была таковой: суверенитет республики должен оставаться в рамках Российской Федерации и Советского Союза. Что дала принятая декларация, за которую я тоже проголосовал? Если мягко сказать, то суверенитет Татарстан профукал, потому что подлинный суверенитет начинается от суверенитета народа, который должен быть его опорой. А такую можно сделать только на демократических принципах — это свободные выборы, рыночная экономика и так далее, что у нас есть только в зачатке, а вот того, что могло бы быть — нет. Сегодня возвращаемся опять в русло самодержавных принципов. Трудно сказать, что по-другому и не произошло бы. Хотелось бы, чтобы произошло, но дело в том, что пройти путь все равно надо — от тоталитарной системы до демократической, через авторитаризм. У нас был мягкий авторитаризм, а сейчас мы, судя по всему, переходим к жесткому. Какие он принесет плоды, уже видно, думаю, каждый чувствует на себе. Ну а дальше все зависит от нас, от людей. Если произойдет давление на власть по поводу честных выборов, если учителя в избирательных комиссиях не станут заниматься подтасовками, если появится свободная пресса, какая все-таки у нас была одно время…
Ильшат Аминов генеральный директор телерадиокомпании «Новый век»— Очень хорошо помню тот период, я тогда работал в Верховном Совете ТАССР, снимал. Для меня это было ощущение, что у всех нас начинается новая жизнь, хотя потом такое чувство почему-то потерялось. Но в то время казалось, что вот яңа тормыш («новая жизнь»), яңа республика («новая республика»), киләчәк («будущее»). Несмотря на то, что отношение изменилось, оно все же осталось очень приятным мгновением молодости. Как первая любовь.
Это был великий день, без которого ничего сегодняшнего не было бы. У республики появилась возможность многое решать самостоятельно! Ведь на самом деле принцип федерализма не в том, что там больше свободы. Это ответственность плюс возможности. При федеративном государстве у региона должна быть способность реализоваться и сделать жизнь красивой. Минтимер Шарипович в таком смысле абсолютно верную линию тогда выбрал, очень тонкую. Причем вы же знаете, у нас во всем подобная тонкость чувствуется, даже в том, как строить мечети, храмы. И тонкую материю легко порвать, но очень трудно сохранить.
Рафинат Яруллин генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»— 30 августа мы будем праздновать День республики, день 100-летия ТАССР. Что касается декларации, я не разбираюсь в политике, но в любом случае это документ, который приняли для того, чтобы наша республика развивалась, качественно улучшалась ее экономика. А если станет развиваться экономика, то и все остальное укрепится, совершенствуется.
Яков Геллер генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ»— Хороший вопрос. Я буду вспоминать те первые годы с 1990-го по 1998-й, максимум по 1999-й, которые позволяли республике не делать на своей территории ошибки центра, а сглаживать его экстремальные поступки и адаптировать их к реальной жизни. Это были первые 10 лет. Вот что я буду отмечать и вспоминать. Мы, конечно, 30 августа соберемся и шашлык съедим с очень близкими людьми.
С одной стороны, те ребята с повязками «Азатлык» на площади у мэрии в Челнах. Ко мне тогда тоже ходили делегации с флагами и барабанами, с зелеными повязками и джихад объявляли. Всякое было. Но это все-таки фон, на котором республика получила право, как я уже сформулировал, нивелировать на своей территории ошибки центра. Мудрый Шаймиев, который сумел удержать раскачанную ситуацию. На том фундаменте построили благополучие Татарстана, собственно говоря.
Зиннур Латыпов депутат Верховного Совета ТАССР в 1990 году— Если говорить о празднике в традиционном смысле, как о семейном, то нет, отмечать не будем. Участвовать в торжественных мероприятиях — тоже нет. Как в силу известных обстоятельств (эпидемия), так и по причине того, что депутатов Верховного Совета XII созыва (1990–1995 годы) на такие мероприятия, насколько мне известно, не приглашали. Поскольку 30 августа Татарстан будет отмечать сразу несколько праздников, скажу, что из них главным считаю 100-летие ТАССР. Это фундамент, первый уровень самостоятельности республики. Наша депутатская группа «Народовластие» в Верховном Совете понимала, что Декларация о суверенитете — естественный, более высокий уровень самостоятельности, нужный для развития. Мы проголосовали за компромиссный, разумный вариант декларации, в разработке которого принимали самое активное участие. Если говорить о ценности данного документа для республики — да, он ценный. Но если речь о том, в полной ли мере и всегда ли разумно использовали декларацию, — тут есть вопросы. Для кого использовали? Для населения республики? Для тех, кто находился и находится во властных структурах, и для их окружения? Да, они воспользовались и пользуются на все 100 процентов и более. Для большинства населения Татарстана тоже кое-что перепадало, зато резко снизился уровень защищенности во всех смыслах.
Ренат Харис поэт, лауреат государственной премии РФ— В первую очередь для меня это День республики — праздник Татарстана, ценность которого никогда не уменьшается, наоборот, только возрастает. Мы отпразднуем 100-летие, будет и 200-летие. Вообще, это великий праздник, в основе которого лежит принятие и Декларации о государственном суверенитете, и Конституции — все они тесно связаны друг с другом, их нельзя даже по ранжиру делить. Принципы, заложенные в декларации, незыблемы! Но изменения все же есть, естественно, время течет, вместе с ним меняются события, люди. А вместе с народом меняется и республика.
Марат Галеев председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству— Празднуем все вместе. Так получилось, что эти события наложились на один день: 30-летие Декларации, 100-летие ТАССР, 75-летие Победы сюда же. Юбилейный год. Но что праздновать? В юбилеи ведь подводят итоги за все годы, а не только за последние два-три. И главное тут — результаты, а они в целом, безусловно, позитивные. Благодаря декларации, принятой 30 лет назад, республика шагнула вперед по всем социально-экономическим показателям. Из середнячка, которым был в советской РСФСР, сидел на 30–40 местах, Татарстан вышел в лидеры. Сейчас находится в первой тройке, в первой пятерке по разным показателям, а если по Приволжскому округу, то в лидерах. Конечно, не все зависело от нас, но общий итог, повторю, позитивный. Республика достаточно уверенно выходит из трудностей, которые сейчас случились. Впереди немало будет других, как внутренних, так и внешних, но социального оптимизма мы не теряем.
Что для меня декларация? Тут можно по-разному на это смотреть. Татарстан, или тогда ТАССР, в мире был абсолютно неизвестен. Федерализма как такового не существовало, и субъекты в СССР, особенно в РСФСР, никакого лица самостоятельного не имели. У них не было никаких, по сути, полномочий, повальное руководство из центра и так далее. Я уж не стану всего повторять. Так что главный посыл декларации был в том, чтобы повысить полномочия и обрести некое свое лицо, как в любом федеративном государстве. Документ декларировался в условиях СССР, потом все это модифицировалось и несколько изменилось, но общая идея заключалась в самостоятельности. Во многом это удалось. Не все получилось так, как хотели, наверное, но по факту Татарстан имеет свое лицо и занимает свое место как в РФ, так и в мире.
Рифат Фаттахов директор фонда татарской культуры им. Вагапова— 30 августа — очень дорогой для меня праздник, это день Татарстана. Максим Горький говорил: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно — в Казани. Казань — любимейший из моих университетов». Такие слова подходят и мне. Сам я из Нижегородской области, там родился, но вся моя жизнь как человека, личностные успехи связаны с Татарстаном. Я сегодня очень благодарен республике.
Все связанное с укреплением суверенитета явилось одной из форм поднятия авторитета татар, всех народов республики. Прежде всего мы стали уважать сами себя, а это значит, что и другие будут относиться к нам уважительно. Да, в нынешнее сложное время не все, что заложено в документе, может исполняться, но в нашей истории такой день есть. И никто Декларацию о суверенитете Татарстана не отменял. Она для нас большой исторический документ.
Радик Хасанов генеральный директор компании POZIS— Во-первых, для меня и моих коллег это, конечно же, рабочий день. Мы работаем бесперебойно. Во-вторых, у нас с 2007 года сложилась традиция: помогаем собирать детей в школу, причем через три или четыре года после этого была создана республиканская программа «Помоги собраться в школу». Если честно, приятно, что так совпало. В 2020 году вручим портфели 147 детишкам. Хотя даже некоторые районы в целом не могут похвалиться такими показателями. Вообще, каждый год мы устраивали праздник для наших детей в этот день: они проходили через нашу проходную, смотрели, как работают их родители, общались с сотрудниками, мы угощали их обедами и так далее. Но коронавирус внес свои коррективы в этот раз, потому вручать будем просто каждому по отдельности.
Что для меня Декларация о суверенитете? Я помню это как период всеобщей активности, который положил начало той стабильной системе в республике, позиционированию Татарстана, причем не только в РФ, но и в планетарном масштабе. Кроме того, основу нашей силы всегда составляли дружба, согласие и уважение, так как мы многонациональная, межконфессиональная республика. Как скакнул Татарстан? Мы среди лидеров в стране. Государство живет, когда работают заводы. Так Татарстан смог сохранить практически всю промышленность. Это ведь прежде всего социальное благополучие, основа, которая составляет экономику.
Рабит Батулла народный писатель Татарстана— С одной стороны, это очень радостный день. Но со временем суверенитет мы потеряли, к сожалению. Было время, когда упустили возможности, вопросы перехода на латинскую графику и так далее. Потому у меня двоякое отношение к 30 августа. С одной стороны, радость, а с другой — печаль.
Ирада Аюпова министр культуры Татарстана— Я в 1990 году еще не жила в Татарстане, но про принятие Декларации о суверенитете слышала, конечно. Очень хорошо помню, когда в конце 1993-го переезжала в Россию из Азербайджана. И та жизнь, с которой я столкнулась, и то, что мы видим сейчас, — небо и земля. Убеждена, что все это надо ценить.
Фото на анонсе: Анатолий Семехин/Фотохроника ТАСС
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 274