Машиностроение 
25.10.2013

Дмитрий Рогозин в Казани противопоставил креативному классу класс созидательный

IMG_3256.jpg
Дмитрий Рогозин: «Российская оборонка, несмотря на действительно неблагоприятную конъюнктуру мирового экономического рынка, растет»

«НА ФОНЕ УНЫЛЫХ ЗАВЫВАНИЙ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ЭКОНОМИСТОВ»

Кадры – одна из самых острых проблем оборонки, задал тон заседанию Дмитрий Рогозин, и от того, как она будет решаться, зависит многое, ведь ОПК – это «стартовая площадка» и для запуска всей гражданской промышленности России.

Собственно, никаких «открытий» вице-премьер в своем вступительном слове не преподнес: старение и уход высококвалифицированных кадров, низкие зарплаты, отсутствие перспектив решения жилищных вопросов. Правда, он заверил, что теперь этим вопросам уделяется особое внимание, а потому подробный отчет о казанском заседании ляжет на стол президента России.

Рогозин сообщил, что до конца 2013-го будет принята государственная программа «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014 - 2020 годах». В подготовленном министерством образования и науки РФ проекте упор сделан на привлечение в инженерные вузы школьников с высокими результатами по точным наукам, а также на взаимодействие ОПК с вузами для отбора и подготовки кадров.

А в том, что старшеклассники потянутся в технари, Рогозин, похоже, не сомневается. Для этого, на его взгляд, есть все основания: «На фоне унылых завываний наших либеральных экономистов о том, что у нас все плохо в промышленности, российская оборонка, несмотря на действительно неблагоприятную конъюнктуру мирового экономического рынка, растет». В 2012 году зарплата в ОПК выросла на 16,1%, а итогом 2013-го ожидается подъем еще на 17%. Дополнительный оптимизм вселяют опыты (например, «МиГа» или Объединенной судостроительной корпорации) по созданию «оборонных» жилищно-строительных кооперативов.

IMG_3214.jpg
Перед заседанием Рогозин осмотрел экспозицию оборонных предприятий РТ

НАБОР СТУДЕНТОВ ЗАЧАСТУЮ КОНТРОЛИРУЮТ НЕ ТЕ ЛЮДИ

Тон победных реляций поддержал премьер-министр РТ Ильдар Халиков. По его мнению, произошедшие за три года изменения не могут не радовать, и сегодня мы имеем хорошо отлаженный механизм реализации оборонзаказа. «Не случайно в этот непростой для России год предприятия ОПК идут с ростом в 18 процентов – это самый высокий показатель среди основных отраслей Татарстана», – заявил премьер. Впрочем, оборотная сторона этого процесса – обострение кадровой проблемы. «Это мы видим на примере завода имени Горького, с его удвоением производства» (делегация московских гостей перед этим побывала на зеленодольском предприятии).

О путях решения проблемы подробно говорил заместитель образования и науки РФ Александр Климов. Можно отметить несколько обозначенных им «ходов».

Первый. Подготовка специалистов невозможна без финансирования со стороны ОПК. Причем поддерживать надо не организации, а конкретные программы, конкретные базовые кафедры, конкретных преподавателей. «Будем финансировать новые учебные программы, курсы, – пообещал Климов. – Будем финансировать участие работающих в интересах ОПК педагогов в дополнительных профессиональных образовательных программах и стажировках».

Второй. Региональным бюджетам будут выделены деньги на подготовку кадров в системе среднего профессионального образования. Но не просто так, а по конкурсу, который пройдет до конца этого года. Победитель получит на следующий год 1 млрд. рублей на развитие совместных с предприятиями ОПК программ. Но опять-таки при условии: от предприятий должно быть встречное софинансирование.

Третий. По заявкам предприятий их специалисты будут отправляться за рубеж на одно-двухгодичные магистерские программы. «Есть ряд компетенций, профессиональных качеств, которые не формируются ни одним образовательным учреждением на территории России, – обосновал идею Климов. – Например, в авиапроме есть ряд таких компетенций, которые надо формировать с привлечением зарубежных организаций… И через один-два года вы получите специалистов, которые пройдут обучение в мировых образовательных центрах. Это важно для тех, кто внедряет самую современную технику и технологии».

Четвертый. Неуклонно снижается количество бюджетных мест по экономике, менеджменту и юриспруденции: в прошлом году их стало меньше на 20%, в этом – еще на 15%.

Пятый. Сегодня регионы получили возможность формировать набор студентов на те или иные специальности. Но вот делается это зачастую без учета реальных потребностей. «Надо внимательно посмотреть, кому в субъектах федерации переданы конкретные полномочия по формированию потребностей в контрольных цифрах приема. Зачастую это люди, которые в недостаточной степени понимают нужды реального сектора экономики и предприятий ОПК», – заявил Климов и еще раз подчеркнул, что технические и технологические специальности – «безусловный приоритет» для минобраза.

«СДЕЛАТЬ ГЛАВНЫЙ ВЫБОР – СВЯЗАТЬ СУДЬБУ С РОССИЙСКОЙ ОБОРОНКОЙ»

Примером более-менее успешного решения кадровых проблем выступил КВЗ. Генеральный директор завода Вадим Лигай сообщил о том, что на предприятии сложилась система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, охватывающая руководителей, специалистов и рабочих. Он рассказал о сотрудничестве с казанским авиационно-техническим колледжем им. Дементьева, об индивидуальной целевой подготовке студентов в КНИТУ-КАИ (некоторые из них уже доросли до высоких должностей – например, главный конструктор заводского ОКБ Алексей Гарипов).

Но с особой гордостью Лигай рассказал о работе со школьниками. По его словам, все началось с претензий завода к качеству выпускников КАИ. Вуз, в свою очередь оправдывался «некачественными абитуриентами». «И тогда мы решили идти в школу», – рассказал Лигай. В гимназии №8 КВЗ организовал три «вертолетных» класса. Их ученики усиленно изучают математику, физику, инженерную графику. Интересно, что последний предмет ввели по предложению выпускников вертолетных классов, ставших первокурсниками КАИ: ребята рассказали, что, не пройдя уроков черчения, графики, трудно полноценно учиться в КАИ. «Поэтому, Дмитрий Олегович, прошу вас о содействии в восстановлении графики и черчения в школах», – обратился Лигай к Рогозину… Перекосы в профориентации приняли массовый характер, констатировал гендиректор и заявил, что наведение порядка в этой области становится задачей всего общества. «Кадры решали, решают и будут решать», – почти по-сталински завершил Лигай.

Рогозин же, подводя итоги заседания, заметил, что разговор был полезным, и объяснил, почему в противовес традиции закрытого режима для подобного рода встреч мероприятие было довольно многолюдным и открытым (в том числе и для прессы): «Мы хотели бы расширить круг дискуссии, и это получилось. Во-вторых, хотелось бы посмотреть на опыт работы с кадрами конкретного предприятия, и это тоже получилось. И третье. Надеюсь, через СМИ некую информацию передать обществу нашему, а кому-то – помочь сделать главный выбор: связать свою судьбу с российским ОПК, с промышленностью, с созидательным классом (видимо, это был «реверанс» в сторону «креативного класса» и упомянутых Рогозиным в начале заседания либеральных деятелейавт.), который сейчас формируется в нашей жизни».

«ДОЛГИЕ ГОДЫ МЫ И НЕ НАДЕЯЛИСЬ…»

Перед заседанием Рогозин осмотрел экспозицию оборонных предприятий РТ: в одном из цехов КВЗ свои достижения представили ГИПО, «Электроприбор», Казанский университет, «Гипронииавиапром», «ЭНИКС», «ПОЗиС», Пороховой завод, «Точмаш», ICL-КПО ВС и другие предприятия. Позже Рогозин отметил: «Нам доставляет большое удовольствие работать с республикой. Вы демонстрируете очень ответственный подход к вопросам, которые имеют большое государственное значение. Надеюсь, что и все остальные руководители субъектов России будут столь же живо интересоваться тем, что происходит в промышленной жизни их регионов. Потому что из Москвы за всем не уследишь».

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов обстановкой в татарстанском сегменте оборонки, а также тем, насколько обоснованы разговоры о росте в ОПК.

Юрий Борисов – заместитель министра обороны РФ:

- Я не стал бы говорить, что нас в Татарстане что-то беспокоит, не стал бы этого слова применять. У нас особое, пристальное внимание всегда к КАПО, потому что это стратегическая авиация – ремонт, восстановление, сервис, модернизация. Безусловно, вертолетный завод, потому что серии идут достаточно большие. И зеленодольский судостроительный – там сейчас очень динамично производятся малые ракетные корабли, катера проекта «Грачонок». Словом, озабоченности особой нет, но внимание к татарстанским предприятиям всегда есть.

Александр Лаврентьев – президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, председатель совета директоров КВЗ:

- Идет выделение значительных средств на государственный военный план перевооружения. Он реализуется, и это дает свои плоды. Создан целый комплекс ФЦП по модернизации предприятий. В Татарстане много предприятий, которые получают эти деньги. Идет реальное техническое перевооружение, капитальное строительство, идут заказы. То есть если в целом по экономике наблюдается стагнация, то в ОПК этого не происходит. То есть там, где государство занимается плотно какими-то вопросами, есть реальные результаты. Другое дело, что остальные не подтягиваются… А так на сегодня эффект очевиден. Предприятия не «садятся», находятся на определенном уровне. У вертолетного завода каждый год рост, идет заказ минобороны, то же самое – на «ПОЗиСе», то же самое – на заводе имени Горького. Вон что здесь показывает ГИПО – чудеса творят! Холдинг радиоэлектроники – огромные заказы на длительное время, идет переоснащение заводов. Предприятия меняются. В течение 20 лет ничего не имели, все было запущено, а сегодня… кадров не хватает. Нужны кадры – и высшего звена, и рабочие. Сейчас приехали с судостроительного завода: 200 - 250 человек квалифицированных нужны. Почему ВПК приехала в Казань? Потому что увидели, что готовят кадры на КАПО, на судостроительном. У нас фактически ликвидировано начальное профессиональное образование, и каждое предприятие вынуждено создавать собственные центры подготовки кадров. А что это такое? Лицензию надо получить минобразования, которое и должно готовить специалистов разных уровней. А сегодня предприятия вынуждены все это брать на себя. Хорошо это или плохо? Это все деньги, и вместо того чтобы модернизировать производство, завод вынужден вкладываться в обучение. Мы говорим: надо это делать, но надо вкладываться с государством. Но оно пока стоит в этом вопросе в стороне. Мы, конечно, не думаем, что сразу все появится, но какие-то решения будут подготовлены.

Валерий Побежимов – директор – главный конструктор ЗАО «ЭНИКС»:

- В этом году производство и объем опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ значительно увеличились. Тяжело, коллектив в перенапряжении. Кадры? Молодежь сейчас к нам приходит – зарплата у нас более-менее хорошая по Казани. Пацанов готовим – с межшкольным центром работаем, на полеты берем с собой. То есть они реально уже сидят за пультами беспилотников, умеют ими управлять. Да если они пускают обычные авиамодели, из них отличные и рабочие, и операторы получаются… Мы берем на работу по совместительству руководителей кружков, и они нам готовят кадры моделистов. Помните поручение Минниханова было? Он побывал у нас на предприятии, и такое поручение о развитии авиамоделизма в Татарстане появилось. Так что все что можно делаем. Вот смотрите, на снимках мальчишки, которые управляют беспилотниками, вместе с военными участвуют в испытаниях. Все это им интересно. Вот они только что радиоуправляемую модель делали, а это реальное боевое средство. Потом в армию наш парень пойдет, мы ему рекомендацию дадим, что он готовый оператор… Но, к сожалению, все это из нашей прибыли, довольно мелкой.

Семен Таллер – главный инженер – первый заместитель директора ФКП «Казанский завод точного машиностроения»:

- Завод сейчас меняется. С тем, что было, не сравнить. Предприятие будет автоматизированным, мы получили много современного механообрабатывающего оборудования. Сейчас нам должны поставить сборочные линии. Деньги – бюджетные, мы вошли в федеральную программу по реконструкции оборонного комплекса. Первый этап реконструкции уже завершился, а вообще программа рассчитана до 2020 года… Кто будет работать на новом оборудовании? Уже готовим кадры. Конечно, готовим сами. А вообще-то набираем людей, которые закончили КАИ, КХТИ… Пока производство почти не работает так, как должно работать, но уже появляются заказы – сказываются изменения, которые произошли в России. Появляются заказы, появляется очень много заказов на экспорт. То есть мы надеемся, что достигнем уровня, на котором были когда-то, в начале-середине 80-х. Осваиваем новые изделия, например, новые интеллектуальные взрыватели «Преторианец», которые придут на замену сразу нескольким взрывателям. Долгие мы и не надеялись, что все это может произойти, но сегодня мы это воочию увидели.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (75) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.10.2013 08:54

    а вроде как капитализм - или хватит, поиграли?

    • Анонимно
      25.10.2013 09:31

      У нас, в Центральной России, восстановили областную Доску почёта лучших тружеников и реставрируют памятники Ленину. Не знаю, как у вас в РТ, а у нас капитализм преобладает латиноамериканский.

      • Анонимно
        25.10.2013 09:40

        А у нас капитализм с азиатским лицом: кумовство и клановость в большом тренде

        • Анонимно
          25.10.2013 11:22

          на казенных заводах Демидова кандальники работали... а тут к станкам надо вставать за смешные деньги и делать сложную работу? Это чтобы Родину защищать у которой руки в лайковых перчатках? Молодежь способная просто тихо уезжает с согласия родителей - смысл в таком капитализме? Зеленый рекорд заменяет авиационный...

  • Анонимно
    25.10.2013 09:21

    в россии любят наступать на одни и те же грабли ну было это высасывали все соки из экономики и материальные и человеческие ради обороны враг угрожает хочет нас поработить все отдадим на оборону отдали страна развалилась без участия внешнего врага

  • Анонимно
    25.10.2013 09:23

    Приехал Рогозан и все сразу УРЯ! УРЯ! Все хорошо.А до этого на совещании производственников (в БО было) все плохо-плохо! Вы уж определитесь со своим положением.

  • Анонимно
    25.10.2013 09:27

    Хоть о кадрах репу чесать начали. Черчение в школе это хорошо. Формирует у человека объёмное воображение.

    • Анонимно
      25.10.2013 09:43

      Объемное воображение очень хорошо формируют работы классиков научного коммунизма для старшеклассников. Тогда они все идут в оборонную сферу.

      • Анонимно
        25.10.2013 14:23

        Объемное воображение формирует начертательная геометрия, но в торговле она не нужна. А вот грамотному инженеру без неё никак, в том числе в оборонке.

  • Анонимно
    25.10.2013 09:41

    Рогозин все больше похож на Мистахова.

  • Анонимно
    25.10.2013 10:14

    Рогозин - это второй Жириновский. Достаточно вспомнить его нацистский ролик "Очистим Москву от мусора". Что он делает в Татарстане?

  • Анонимно
    25.10.2013 11:04

    "Нам доставляет большое удовольствие работать с республикой. Вы демонстрируете очень ответственный подход к вопросам, которые имеют большое государственное значение. Надеюсь, что и все остальные руководители субъектов России будут столь же живо интересоваться тем, что происходит в промышленной жизни их регионов" - Рогозин.в назидание б белыху это сказали лично. можа и проникся бы, а то у него бардак в промышленности полный. работничег... Дамир.

  • Анонимно
    25.10.2013 11:08

    Это всё, конечно, интересно, но будет ли БО делать репортаж о концерте Scorpions? Вот это мне важно

  • кремень
    25.10.2013 11:44

    Деньги на ОПК появились из-за благоприятной мировой коньюктуры на сырьевые ресурсы.Не будет денег и рогозина не будет, он и сейчас-то ничего не решает. Не мешал бы...

  • Анонимно
    25.10.2013 11:49

    Да, Рогозин со своим видение ОПК загонит нас в средневековье. Хорошо, что у этого деятеля ничего не получается

    • Анонимно
      25.10.2013 12:12

      В развитых странах существуют единые высокотехнологические компании, работающие в в первую очередь в гражданском, а во-вторую -военном секторах.Да и Сталин так проектировал первую индустриализацию, из американских тракторных заводов делали танковые заводы, а не наоборот. Господину Рогозину позно учиться, но хотя бы объективную историю индустриализации и становления ОПК мог бы изучить. Сколько можно нести этот бред.

    • Анонимно
      25.10.2013 12:15

      Может как-то раскроете свое мнение?

      • Анонимно
        25.10.2013 12:31

        Если коротко, то в 21 век появяться интегрированные межотраслевые компании полного жизненого цикла, они уже начинают появлятья путем горизонтальной и вертикальной интеграции существующих ВТК. Но для существования таких компаний нужен свободные экономические зоны на 20 трлн. долл.Короче нужна новая модель экономики и она в РТ разработана в виде многоуровневых иерархических нейросетевых технологгий, так называемые МИН-технологии.

        • Анонимно
          25.10.2013 13:36

          теперь осталось только найти 20 трилионов баксов и заживем

  • Анонимно
    25.10.2013 12:20

    Согласен. Обязательно нужно вернуть в школу черчение.

    • Анонимно
      25.10.2013 12:42

      Вы откуда появились, из какого века, какое черчение? Дети уже давно занимаются трехмерным проектированием на своих мобильниках, может начнем их учить китайской грамоте?

      • Анонимно
        25.10.2013 18:37

        Дети уже давно занимаются трехмерным проектированием на своих мобильниках, - вот с этого места поподробнее пожалуйста )))

  • Анонимно
    25.10.2013 13:14

    проболтаете, а танки приедут и самолеты прилетят и кораблики приплывут - а откуда, зачем и за кем?

    • Анонимно
      25.10.2013 14:04

      Пока есть спрос нужно зарабатывать!

    • Анонимно
      25.10.2013 14:49

      Ага, в 21 веке больше делать нечего как на танках воевать

      • Анонимно
        25.10.2013 15:30

        А на чем нужно воевать? Очень интересно...

        • Анонимно
          25.10.2013 22:46

          Для физического уничтожения - стратегические ракеты, ядерное оружие, и то прошлый век. Все дело в компьютерах сейчас:))))

        • Анонимно
          25.10.2013 22:54

          Можно еще вероятных противников гранатами закидать или расстрелять Из автоматов. Пусть малоэффективно, но оборонке есть чем занятьсЯ

      • Анонимно
        25.10.2013 16:30

        Почему бы нет. Танковый биатлон в тренде!

  • Анонимно
    25.10.2013 13:22

    Проблему кадров ОПК без восстановления распределения выпускников вузов, по-крайней мере получавших государственную стипендию, скоро не решишь.Все, вчера представленные на на совещании ВПК высокие чиновники, в свое время были распределены на предприятия по специальностям, на которые учились. И, ничего, выросли в больших начальников, стали специалистами. Нынешние выпускники почти не идут работать по специальностям, которым учились, болтаются, мняют места работы, и остаются зачастую никем, Ни им, ни промышленности от такого порядка нет никакой пользы. Даешь восстановление системы обязательного распределени!!!!!

    • Анонимно
      25.10.2013 14:11

      Целевики разве не распределение?!

    • Анонимно
      25.10.2013 14:17

      Существующие заводы ОПК скоро сократят на 50% существующий персонал из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции.

    • Анонимно
      25.10.2013 14:36

      Распределение не отменяли. Маршальский сын - будет маршалом, генеральский - генералом, сын мастера на заводе - мастером:) Взяли моду профессии менять!

    • Анонимно
      25.10.2013 14:36

      Распределение не отменяли. Маршальский сын - будет маршалом, генеральский - генералом, сын мастера на заводе - мастером:) Взяли моду профессии менять!

  • Анонимно
    25.10.2013 14:53

    " ...200 - 250 человек квалифицированных нужны...", но при такой нужде в кадрах, на сайте завода в разделе "Вакансии", кроме общих слов, о величине заработной платы - НИ СЛОВА. Видимо самим стыдно показывать эти цифирьки!

  • Анонимно
    25.10.2013 15:42

    Рогозину не привыкать гнать порожняк. Пусть лучше о золотых пистолетах расскажет, а мы послушаем.

    • Анонимно
      26.10.2013 07:35

      Единственный поставщик боевых пистолетов Глок - "Промтехнологии". Рособоронпоставка уже закупала у них пистолеты и точно знает сколько они стоят. Новая закупка явно коррупционна, цена завышена намеренно. Это опасная коррупция и хищения в особо крупных размерах, осуществляемые высокопоставленными чиновниками, допущенными к государственной тайне. Если они на пистолетах воруют 300%, то можно ли доверить этим людям закупать подводные лодки и ракеты, у которых-то и рыночной цены нет? Просто - к любому ценнику прибавляй 100%, чтоб тебе потом их откатили. Здесь есть все основания для уголовного и кадрового разбирательства.

  • Анонимно
    25.10.2013 18:05

    Мой отец всю свою жизнь проработал в оборонке, и жили в нищете начиная с 90х годов. Он сейчас на пенсии, а последние два года платили ему около 12 тыс, в месяц и как-то этого не стеснялись. Молодых в это болото, у него на предприятии сейчас заманивают 24 тыс. руб в месяц. Проблема не только в мизерных зарплатах, но в целом, эти предприятия работают, как будто это середина 60х годов. Я бы не стал связываться.

    • Анонимно
      25.10.2013 20:34

      а куда идти молодому инженеру если на рубеж ехать страшно а в бизнесе работать лень или не берут? вот и остается спать за 24 тыс в КБ. История 70-х повторяется))

      • Анонимно
        25.10.2013 23:54

        "молодых инженеров" сейчас нету - МАГИСТРАМИ они зовутся. А что это такое никто и не знает! Да и раньше их не было - звали нас "молодыми специалистами", если кто помнит...

  • Анонимно
    26.10.2013 08:58

    Рогозин государственник и возможно будущий президент. Поэтому прислушивайтесь к нему больше

    • Анонимно
      26.10.2013 10:07

      словоблуд. достаточно вспомнить его по партии "родина" и как он слился оттуда на теплое местечко по предложению ввп

    • Анонимно
      26.10.2013 10:39

      Ага, "государственник". Который покупает за наш с вами счёт пистолеты для минобороны по 210 тысяч рублей за штуку с оборонного предприятия, которое возглавляет его сын. Тогда как рекомендованная цена этих пистолетов 18 тысяч рублей за штуку. Нет, уж, тут как ни крути, пахнет коррупцией. И не просто пахнет, а нестерпимо воняет!

  • Анонимно
    27.10.2013 16:17

    Капиталоёмкость бурения в нефтегазовом секторе СССР - 40%В России свыше 60%.Как демонополизация отрасли привела к полуторокраному увеличению издержек? (А это не много не мало 2,5 трл. руб/год).+ полная технологическая "панама" в отрасли, в которой в советские годы мы отставая, имели чёткую тенденцию на сокращение технологического отставания.Зачем нам оружие, если нас берут голыми руками.

    • Анонимно
      27.10.2013 20:48

      Экономист-статистик? 1. В СССР бурили легкую нефть - сейчас такой уже не осталось. 2. Капиталоемкость бурения в Туркмении и Азербайджане намного ниже, чем в Восточной Сибири.

      • Анонимно
        28.10.2013 10:01

        В CCCР бурили 30 % скважин глубоких (более 5000м, сегодня такие скважины супер-эксклюзив). По составу затрат нынешнее бурение имеет существенный ценовой гандикап.В качестве индикатора:Бейкер Хъюз на совещении этого года похвасталась сокращением сроков бурения скважин на месторождении Курна с 60 до 30 суток. А Зарубежнефть в 1985 году в эти тридцать суток входил ещё и перемонтаж установки (4 суток).

        • Анонимно
          28.10.2013 11:41

          Придумывать не надо. Тем более в неизвестной теме. "К концу 60-х годов в СССР средняя глубина скважин для добычи нефти и газа составляла 1710 м. В СССР на начало 1975 г. было десять скважин, глубина которых превысила 6 км. К ним относятся Арал-Сорская в Прикаспийской низменности глубиной 6,8 км, Биикжальская в Азербайджане глубиной - 6,7 км, Синевидная (7,0 км) и Шевченковская (7,52 км) в Западной Украине, Бурунная (7,5 км) на Северном Кавказе и др."

          • Анонимно
            28.10.2013 15:29

            Только на Северном Кавказе (Краснодар, Грозный, Ставрополь) скважин глубиной более 5 000м бурилось ежегодно более 20.Но главный вопрос не в этом. Вывод бизнеса "бурение"за периметры интересов добывающих компаний привёл к полной технологичекой "панаме" в этой отрасли в России. Организационной структуре СССР в нефтегазовом секторе иностранцы завидовали. Теперь они его купили.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль