Общество 
18.12.2013

«Пользуясь моментом, Ирек, тебе делаю замечание»

Из-за слишком жестких технормативов ТАНЕКО оказался на треть больше западных аналогов, ФАПам требуются дорогие котельные, а четырехэтажному детсаду с высокими потолками — собственный лифт

Сегодня федеральный минстрой объявил в Казани крестовый поход за упрощение действующих в стране строительных норм и техрегламентов. Они провоцируют необоснованное удорожание строительства, заявил замминистра строительства и ЖКХ РФ Леонид Ставицкий на совещании по вопросам регулирования стройотрасли, которое прошло сегодня в кабмине РТ. А президент Татарстана назвал «глупостью» и абсурдом чехарду существующих нормативов. Тем временем эксперты «БИЗНЕС Online» подчеркивают, что необходимость окончательно привести в порядок госрегулирование назрела давно, поскольку в России ни один объект не может быть построен в одном правовом поле — сроки строительства просто дольше, чем частота ввода норм и правил.

2.jpg
Леонид Ставицкий (слева): «Жить надо по карману, применять новые технологии строительства, не снижая качество»

МИНСТРОЙ РФ ВЗЯЛСЯ ЗА СТАНДАРТЫ

Сегодня в ходе совещания в кабмине РТ первый замминистра строительства и ЖКХ России Леонид Ставицкий заявил, что немедленного решения требует масса вопросов в системе технического регулирования, нормативной базы, регламентов и всего документооборота, связанного с процессом строительства — с момента проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.

— Первая задача — создать работоспособную структуру для решения проблем в нашем огромном хозяйстве, — заявил Ставицкий. — Минрегион имел довольно широкий спектр функций. А агентство (по-видимому, имеется в виду Госстрой РФавт.) не имело необходимых полномочий и функций. Вакуум заполнялся не совсем, скажем так, правильно... И те своевременные задачи, которые ставили и национальный союз строителей, и регионы, и бизнес, агентство исполнять не могло. Уровень министерства же их решать позволяет.

Напомним, что ведомство, задача которого — курировать все строительные вопросы России, было создано в правительстве страны 1 ноября. Новая чиновная структура еще даже толком не сформирована. Как отметил Ставицкий, назначенный на должность всего две недели назад, основной задачей минстроя РФ станет госполитика в градостроительной, строительной сфере и ЖКХ.

«ОСТАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИРЕК, НЕ В САМОМ ЛУЧШЕМ ВИДЕ...»

Собственно, основной тон совещания задал президент РТ Рустам Минниханов. Тема стройнормативов давно и прочно тревожит руководство республики — и, как отметил Минниханов, очень приятно, что вопрос обсуждается в Казани. Все же Татарстан по объему строительства лидирует в ПФО и входит в Топ-5 российских регионов, а строительная отрасль — одна из ведущих в экономике республики. 2,4 млн. кв. м жилья планируется сдать к концу года, а объем выполненных работ за 11 месяцев — 244 млрд. рублей. При этом стройкомплекс Татарстана — это 6,5 тыс. стройкомпаний, более 400 предприятий промышленности, выпускающей конструктив и стройматериалы. Это 65 тыс. человек. Минниханов отметил, что в Казани работает мощный отраслевой вуз — КГАСУ, однако хромает система профильной подготовки специалистов.

— Мы два дня назад проводили совещание по вопросам подготовки специалистов — неплохо занимаемся по архитектурному университету, но остальные направления, Ирек, в самом пока не лучшем виде, — попенял Минниханов главе минстроя РТ Иреку Файзуллину, которого, напомним, не было на разгромном совещании в Альметьевске по подготовке кадров для реального сектора. — Строительная отрасль нуждается в высокопрофессиональных, оснащенных учеждениях — среднее образование должно быть достойно организовано. Пользуясь моментом, тебе делаю замечание...

К достоинствам системы строительства РТ Минниханов отнес наличие единого госзаказчика — «Главинвестстроя». Это позволяет не только реализовывать «под ключ» инвестиционно-строительные проекты, но и унифицировать требования к проектированию, использовать проекты повторного применения, минимизировать стоимость строительства благодаря контролю расходования бюджетных средств. В качестве примера президент привел Универсиаду, сопровождавшуюся гигантскими стройками: как по спортобъектам, так и по метро, дорожному строительству и так далее.

42120.jpg
Ирек Файзуллин: «Очень хотелось бы, чтобы появлялось как можно больше рамочных документов, которые позволяли бы субъектам федерации самим принимать решения»


«ОСТАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИРЕК, НЕ В САМОМ ЛУЧШЕМ ВИДЕ...»

Вкратце президент также напомнил, что всего в РТ реализуются 24 различные программы — от соципотеки до строительства объектов соцкультбыта, не говоря уже о «стройках века» вроде ТАНЕКО.

— Для нас очень важное значение имеет применение стандартов, свода правил, вопросов в области техрегулирования, — перешел Минниханов к наболевшему. — За последние 10 лет выпущены и вступили в силу около 60 нормативных технических документов, влияющих на ввод объектов в эксплуатацию в области энергетического, коммунального хозяйства, экологической, пожарной безопасности, охраны труда...

Все это прекрасно, но в результате быстрой смены бумажных декораций строители не успевают в них ориентироваться. Кроме того, есть целый ряд нормативов, которые просто необъяснимы с логической точки зрения. В качестве примера президент привел объекты соцкультбыта: почему нельзя в том же ФАПе использовать удобные двухконтурные котлы, которые запросто разрешено ставить в квартирах?

— Что за глупость? Ну просто это... — не находил слов Минниханов. — Я думаю, что для клубов, для ФАПов... Нет, мы должны обязательно ставить котельные, туда несколько операторов, а они еще будут пьяные вдобавок — за такие деньги хороших людей не найдешь! — когда газовая колонка в девятиэтажном доме работает, и никаких проблем. Люди же живут в жилых помещениях! Вот там можно, а тут нельзя. Абсурдных вещей очень много!

Президент задавал следующие вопросы: почему стандарты дорожного строительства таковы, что километр сельской дороги должен стоить 22 - 23 млн. рублей? Зачем селу, где в час проходят три машины, такие затраты? А впереди — Иннополис, «СМАРТ Сити», продолжаются проекты в Нижнекамске, в ОЭЗ «Алабуга»... Чехарда нормативов серьезно удорожает строительство, удлиняет сроки, зачастую не позволяет использовать современные строительные материалы и технологии.

— Даже наш завод ТАНЕКО, несмотря на современные технологии, из-за нормативных требований к разрывам по площади на треть больше западных аналогов! — привел еще один пример Минниханов. — А если взять прежние нормы, то было бы вдвое больше по территории. То есть все, что есть в мире прогрессивное, надо использовать!

Президент отметил необходимость упрощения проектов повторного применения, поставил вопрос о необходимости обязательной федеральной экспертизы проектов, реализуемых на федеральные средства. И отметил, что минстрой идет в правильном направлении — решение этих проблем во многом облегчит работу, удешевит и позволит повысить качество строительства.

МЕНЯЮТСЯ НОРМЫ — И ВОЗНИКАЕТ ДРУГАЯ ЦЕНА ОБЪЕКТА: А ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАТЬ?

Файзуллин рассказал, что принимавшиеся с 1992 года документы противоречат друг другу — и сегодня трактовка той же «автостоянки открытого типа» в версии МЧС отличается от аналогичной в видении СНИПа минрегиона. Файзуллин призвал минстрой РФ стать организацией, которая согласует все нормативные акты.

— Серьезный объем работы проведен в актуализации СНИПов и правил, но мы должны постоянно успевать за изменениям и в законах, что ведет к изменению проектов школ, детских садов и так далее, — отметил Файзуллин. — Фактически срок действия проекта — не более двух лет. Меняются нормы — и возникает другая цена объекта. Надо внимательно посмотреть, а для чего это надо вообще делать?

Долгосрочные программы вроде социальной ипотеки требуют стабильности в технормировании, подчеркнул он. Без учета последствий введения приняты нормы по доступности маломобильных групп — в результате проекты идут под нож. И ладно бы, если это касается только доступной среды или горизонтальной разводки инженерии в жилых домах, без которой УК не могут отключать неплательщиков — многие решения приняты как бы сами по себе, без системности...

Скажем, новые требования СНИПа диктуют, чтобы высота школьных помещений была 3,3 м, привел пример Файзуллин. Это требует серьезного удорожания — один только каркас дорожает на 20 - 30%. Уже невозможно сделать четвертый этаж, поскольку при такой высоте потолков требуются лифты. Таких требований нет, к примеру, в странах-членах ВТО, сослался министр на данные КГАСА.

Или инсоляция, требования по которой остались только в России. Видимо, нормы инсоляции, не позволяющие «впихнуть» объекты при точечной застройке, всерьез беспокоят минстрой, раз Файзуллин сослался на европейский опыт, где этого нет.

— Очень хотелось бы, чтобы появлялось как можно больше рамочных документов, которые позволяли бы субъектам федерации самим принимать решения, — резюмировал Файзуллин. — Большинство регионов имеют свои институты, и при совместной работе с минстроем можно было бы актуализировать все необходимые данные.

По мнению Ставицкого, при разработке СанПиНов действительно необходимо оценивать экономические последствия их внедрения. И сейчас министерство вместе с регионами будет анализировать все, что осталось работоспособного.

Если, конечно, как заявил один из участников совещания, «смежники» нового ведомства — тот же Госстрой, Росстандарт и прочие госконторы — не утопят потуги минстроя в бесконечных согласованиях, уточнениях и прочих чиновных кругах ада.

1.jpg

ЖИТЬ НАДО ПО КАРМАНУ, ДА НОРМЫ НЕ ДАЮТ?

Ставицкий заверил, что минстрой РФ будет сориентирован на решение региональных проблем. Целый ряд законов, нормативов не соответствуют региональным требованиям и требуют адаптации применительно вплоть до муниципалитетов.

— Такие несуразности возникают — часть детей ходят в детсады, похожие на сараи, а строить мы должны дворцы! — пояснил он контраст в существовавших ранее и принятых теперь нормах. — Вопросы удешевления должны стоять во главе угла — жить надо по карману, применять новые технологии строительства, не снижая качество.

Надо повышать и ответственность экспертов, а иначе в случае чего отвечают проектанты, но эксперты, проверявшие расчеты, остаются «чистенькими». Также необходимо упростить экспертизу проектов повторного применения и типовых проектов: если всего-то и нужно, что привязать объект к инженерным сетям и местности, зачем повторно проходить полный цикл экспертных расчетов?

Коснулся он и идеи фикс всех чиновников — электронного документооборота. Сейчас согласовывается законопроект, и все проекты можно будет передавать по «электронке». Закон выйдет в ближайшие два-три месяца.

И в целом федеральный минстрой будет ориентирован на работу с регионами. Тем более что после послания президента РФ Владимира Путина в стране стоит задача строительства семейного жилья — заявляются большие объемы строительства, и без изменения нормативной базы обойтись не удастся.

— Мы имеем дело не только с региональной экономикой, но мы имеем каждую стройплощадку со своей экономикой, — намекнул Ставицкий на необходимость упрощения нормативов и удешевления строительства, но тут же оговорился. — Не в ущерб качеству, устойчивости, разумеется.

НИ ОДИН ОБЪЕКТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТРОЕН В ОДНОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ

Насколько необходимо менять существующий подход к нормативам и системам норм в строительстве? Такой вопрос корреспонденты «БИЗНЕС Online» адресовали экспертам и участникам совещания.

Илья Пономарев — руководитель аппарата национального объединения строителей:

— Когда произошла смена государственной формации, всем казалось, что либерализация нормирования идет всем на благо — чем меньше норм и правил, тем больше свободы. Но в стройкомплексе, как в спорте: иногда бывает ситуация, когда «порядок бьет класс». В данном случае система типизации, которая была отражена в СНИПах, система типового проектирования, которая тогда подавалась как нечто негативное, сегодня является объективной необходимостью.

Но вообще из тех нормативов, которые не относятся к строителям, на наш взгляд, необходимо исключать непосредственные указания на инженерные решения. Надо указывать только то, за чем надзирает конкретный орган. Допустим, если речь о нормах пожарной безопасности, надо просто указать время эвакуации или допустимое количество бактерий на кубический метр воздуха. Не указывайте прямые инженерные решения! Вот, скажем, вроде бы хорошая идея повысить потолки в школах и садиках. Когда спрашиваем санврачей, для чего, отвечают: для улучшения вентиляции. А можно принудительную вентиляцию организовать? Наверное, можно! А то, что школы становятся дороже на 40 процентов, это ничего, да? Понятно, что санврач до такой глубины просто не погружается!

У нас за три года последних принято более 60 документов, прямо или косвенно меняющих требования к зданиям и сооружениям. И более 40 изменений в федеральном законодательстве. В итоге у нас ни один объект не может быть построен в одном правовом поле — сроки строительства просто дольше, чем частота ввода норм и правил! Действительно, может быть, надо просто ввести некую линию отсечения, когда на стадии проекта все берется по существующим требованиям — и новые уже не действуют для данного конкретного объекта.

Очень большая проблема — лицензированные объекты. О каких-то инновациях те же школы, детсады узнают в процессе лицензирования — и начинаются переносы стен, навешивание тяжелых железных дверей и прочего! Мы долго ждали создания федерального министерства, и гармонизация всех норм, действительно, необходима всей стране.

Сергей Пугачев — председатель межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве при РСПП:

— В ближайшее время России предстоит принятие регламента Таможенного союза — по безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий. Сейчас приняты уже 32 регламента и более 20 вступили в действие на территории РФ с одновременной отменой прежних российских технических регламентов.

Это вопрос ближайшей перспективы — и мы возлагаем здесь надежду на скорейшее разрешение ситуации дублирования нормативно-технической базы. Должен быть единый регламент безопасности зданий и сооружений — и требования СанПиНа, противопожарные требования должны вливаться в общий перечень, а не быть разрозненными.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Я полностью согласен с высказыванием Минниханова. При согласовании проектов действительно происходит чехарда и бардак. Нужно пройти неимоверное количество инстанций, чтобы получить 100-процентное одобрение проекта, при этом нормы постоянно меняются, одно учреждение приходится посещать много раз, безусловно, это очень тормозит процесс.

Но для того, чтобы улучшить эту ситуацию, нужно в целом менять всю систему. Все проблемы, которые мы имеем сейчас в этой области оттого, что на местах процветает коррупция, взятки берут везде. На мой взгляд, смотреть нужно гораздо глубже.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.12.2013 18:46

    Ирек один из лучших министров, толковый и вдумчивый. И ГИСУшник бывший тоже неплохой. Что с ним? Что он курирует? Ушёл в замы и не слышно..

  • Анонимно
    18.12.2013 19:26

    чехарда штука устойчивая у строителей - это производство денег. 65 тысяч наработали как завод Боинга, токо самолетов не будет и цены на жилье не упадут - чехарда НУЖНА!

  • Анонимно
    18.12.2013 19:42

    Родила мышь гору. Такое чувство что мы простые пенсионеры на ГОЛОВУ умнее этих УМНИКОВ что сидят по кабинетам и проедают НАРОДНЫЕ деньги. Ничего подобного мы НАРОД думаем про пользу и ГОСУДАРСТВО,а они про то как чего и сколько СТЫРИТЬ. Поэтому у нас все великие стройки НИКОГДА не вписываются в регламент,очень просто, в процессе строительства,там стырили здесь стырили а уже достраивать надо,а растаскивают уже все,вот цена и растет. Взять у нас да хоть начиная с метро,да любое благое вроде дело а в итоге все заканчивается одним ВОРОВСТВО.Но ведь не на стройплощадке основное не кирпичики работяги по карманам прячут,ВОТ ПРОБЛЕМА.А у них все схвачено их некому за руку хватать,они эти руки что к ним потянуться по самые уши отрежут.

  • Анонимно
    18.12.2013 20:31

    сменят скоро Ирек Файзуллина на Раузиля Хазиева. очень скоро.

    • Анонимно
      18.12.2013 21:25

      не отдадим!

    • Анонимно
      18.12.2013 21:33

      Расскажите ещё что-нить)

    • Анонимно
      18.12.2013 21:35

      Откуда информация?

    • Анонимно
      18.12.2013 22:03

      Я за! Рузаль в теме, он мне при Хуснуллине был очень симпатичен по мгогим качествам, тормозил на поворотах, выслушивал, хотя Ирек тоже выслушивает, но нет движения. Вся проблема если честно в том, что не органы гос.управления живут вместе – за рспбулику. Кто рискует, а кто – то очкует!!! А проверки служебных собак вообще не адекватные люди!!! Они должны понемать что все что нарушается, все это корректируется в процессе!

    • Анонимно
      19.12.2013 08:04

      все дырки закрыть одного Раузила не хватит!!!

  • Dima@chistopol
    18.12.2013 20:59

    Поражает кругозор ПРЕЗИДЕНТА РТ! Где эта волшебная школа?

  • Радик78
    18.12.2013 21:39

    Суверенитет Татарстану был предоставлен не для того, что бы чиновники Татарстана могли самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность в лице родственников и других друзей семьи. Это должен понимать любой здравомыслящий патриот своей как минимум республики, а как максимум России гражданин. Согласен с Рустамом Нургалиевичем в части адекватности расходов бюджета на строительство не загруженных автомобилями дорог, но в тоже время, хочу обратить внимание на то, что в Каб.мине. по районам принимается решение о выделении средств на строительство дорог к населенным пунктам, и они отчасти исполняются, а вот жители поселков г. Казани всегда в стороне от республиканской кормушки, "ведь центр Казани всегда важнее". Уважаемые руководители Республики Татарстан, (не акцентирую на конкретной должности, потому что все обращения в космос), прошу Вас предотвратить развивающееся народное недовольство в лице жителей поселков Казани, Мы не быдло, скоро все выйдут на улицы, Вам это надо?

    • Анонимно
      19.12.2013 08:10

      Похоже вы чиновник и хотите построить дорогу к своему коттеджу?

  • Анонимно
    18.12.2013 21:52

    "Очень хотелось бы, чтобы появлялось как можно больше рамочных документов, которые позволяли бы субъектам федерации самим принимать решения, — резюмировал Файзуллин" - непонятно что имел в виду министр: каждый регион будет строить по своим правилам, кто во что горазд?

  • Анонимно
    18.12.2013 22:05

    Ага! И кто же интересно у нас не очкун что нормы будет корректировать, снова Гису??? А остальные в кусты!

  • Анонимно
    18.12.2013 22:18

    нехватку территорий для строительства многоэтажных домов Казани я думаю можно компенсированием земелями садов, огородов нах-ся в самой Казани, не зачем дачи иметь в городе, все дачи вывести за черты города. На их месте строить современные жилые комплексы

  • Анонимно
    18.12.2013 22:25

    Президент задавал следующие вопросы: почему стандарты дорожного строительства таковы, что километр сельской дороги должен стоить 22 - 23 млн. рублей? Зачем селу, где в час проходят три машины, такие затраты?Вы у глав своих спросите,я так же удивляюсь можно строить вообще без проекта,взять пробу грунта и вперед,да в и в сёлах можно крошу асфальтную(срез) использовать.А этот Леонид Ставицкий не он ли в программе "Город" выступал когда инвалида-колясочника в "Актуальной теме" покзывали,с проблемами доступной среды.Если он то там он говорил так:"ну что строитель он 3-7 см может нарушить" в ширь или высоту,тогда зачем такие дорогие проекты?

  • Анонимно
    19.12.2013 00:27

    Есть снипы или нет, коррупцию это не отменяет, вот у нас на ул. Заря д.16 застройщик Сити-строй во главе с директором Дудиновым построил нам балконы а написал в проекте на дом что лоджии и государственная экспертиза проект согласовала за мзду, а Дудинов с дольщиков денег больше взял, дольщики писали письма в исполком, министерство строительства итд. Да толку ноль, все похоже в доле. Пришлось в суд подать и выиграть, но только этот жулик уже фирму обанкротил. Вот такая у нас коррупция в строительстве, а вы говорите упрощать, нет наоборот ужесточать надо правила в отношении застройщиков.

  • Анонимно
    19.12.2013 07:09

    Кстати о методах строительства в РТ... пока тут теоретизируют вопросы строительства, кто-то на практике, не нарушив только законы физики, орудует в районе Займище!!! Пожалуйста, пропустите этот коммент, а лучше сделайте статью! Посмотреть там действительно есть на что! Мы - порядочные налогоплательщики! А органы, которые должны блюсти интересы государства и общества, бездействуют. Одна надежда, что освещение в прессе как-то остудит пыл алчных людей!

  • Анонимно
    19.12.2013 08:13

    Проекты готовятся на основание выданных технических условий МУПами итд. ну а кому сети вести и трубы менять, или трансформаторные подстанции строить котельни улучшать и бесплатно передавать? Площадки предостляемые это в основном мусорные свалки или аварийное жилье которые надо согласовать и взять разрешение на рачистку ну и штрафы схлопотать а они от 200 т.р.Не говоря действительно о согласованиях,разрешениях итд. которые заканчиваються пока пройдешь круги согласований.А ввод объекта это 47! согласований и предоставление документов как для согласования бизнес проекта!Учтите есть надзорные органы Федеральные, Республиканские,Муниципальные и у всех задачи отчитаться дать показатели в т.ч. и ПАЛОЧКИ!Далее благодоря тому что надзорные органы выносят постановления и изменения каждый месяц если не неделю и начинаеться нестыковка а проект и объект уже завершен начинаеться новые вложения для соответсвия, ну а потом приходит будущий собственник и его не волнует что вы все это прошли и он согласно демократии начинает писать во все надзорные органы о нарушениях, изменениях итд.Вот это все ложиться на себестоимость ну а паралельно повышение ГСМ,закрытие дорог,налоги итд. На все СОГЛАСОВАНИЯ уходит действительно до 2 лет!Кто захочет строить в данных условиях? Думаю у кого есть ЛОБИРОВАНИЕ!Должен быть один надзорный орган!

  • Анонимно
    19.12.2013 08:16

    А ЖКХ так это болота! Верните старую систему ЖЭУ и выганите этих мини царьков председателей ТСЖ и УК!Кто они специалисты?

  • Анонимно
    19.12.2013 10:03

    Вот как надо строить!Как в Зеленом Бору!http://www.tatre.ru/articles_id4293БО- возмите на заметку!

  • Анонимно
    19.12.2013 10:07

    Реальный опыт строительства сельской дороги длиной 200 м, шириной 4 м: корыто 0,25 м, 0,2 м песка, 0,2 м щебня, 0,1 асф.срезки. 20-ти тонники разъезжают ничего нигде не село не провалилось. Обошлось все и материалы и работа в 300 тысяч рублей.

  • Анонимно
    19.12.2013 15:50

    Каждый Ирек должен заниматься своим делом. Один должен чертежи чертеть, а второй должен (был) хорошо учиться. Вот и вся арифметика.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль