Машиностроение 
21.01.2014

КАМАЗ показал свой первый грузовик с «троллейбусным режимом»

Ростех намерен инвестировать в модернизацию производства и обновление модельного ряда челнинского автогиганта 60 млрд. рублей

Сегодня в Челнах открылся новый производственный корпус «ЦФ КАМА» — совместного предприятия КАМАЗа и немецкого концерна Zahnrad Fabrik по производству коробок передач и их деталей. Тем временем внимание журналистов и приехавших на мероприятие высоких гостей было приковано не к ним, а к новому грузовику модели «КАМАЗ-65206», который сегодня показали впервые. Это первый в истории челнинского автогиганта гибридный автомобиль, который может ездить как на дизтопливе, так и на электричестве. Маневрировать на электротяге грузовик может пока лишь 5 км, но дает при этом расчетную экономию топлива до 17% за счет рекуперации энергии торможения. Впрочем, опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты в ближайшие годы хороших перспектив для таких грузовиков не наблюдают.

.
Рустам Минниханов и Сергей Чемезов открыли в Набережных Челнах новый производственный корпус «ЦФ КАМА»

«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ВОЗРАСТУТ В 2,5 РАЗА»

Сегодня президент РТ Рустам Минниханов и глава Ростеха Сергей Чемезов открыли в Набережных Челнах новый производственный корпус «ЦФ КАМА» — совместного предприятия КАМАЗа и немецкого концерна ZF (Zahnrad Fabrik). Участниками церемонии также стали глава концерна ZF Friedrichshafen AG Штефан Зоммер, генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, мэр автограда Василь Шайхразиев, вице-премьер — министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов.

Благодаря открытию нового корпуса СП получит собственное термическое производство, а также сможет расширить номенклатуру моделей коробок передач и их деталей. До 2016 года инвестиции в совместное предприятие составят около 90 млн. евро, а его производственные мощности возрастут в 2,5 раза. С конвейеров «ЦФ КАМА» будет сходить до 50 тыс. коробок передач Ecosplit и Ecomid в год. Они будут поставляться не только на КАМАЗ, но и на ряд других предприятий, в том числе на МАЗ.

СП «ЦФ КАМА» — первое производство, созданное на КАМАЗе с участием иностранной компании и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. Открытие нового корпуса общей площадью более 22 тыс. кв. м позволит СП расширить номенклатуру локализованных моделей коробок передач и их деталей. На сегодня этот показатель составляет 47%, планируется довести его в будущем до 95%.

.
Сергей Когогин надеятся, что сотрудничество КАМАЗа с немецкой компанией получит дальнейшее развитие и не только по коробкам передач, но и по другим продуктам компании ZF

«ПОТРЕБНОСТЬ В КОРОБКАХ ZF РЕЗКО ВОЗРАСТАЕТ»

Выступая с приветственным словом, Минниханов прежде всего поздравил всех присутствующих с победой команды «КАМАЗ-Мастер» на «Дакаре-2014», отметив, что это победа принадлежит всем камазовцам, татарстанцам. Также он упомянул, что на гоночных грузовиках стоит коробка передач ZF, которая прекрасно служит.

— Сегодня мы открываем уже расширенное производство на территории 22 тысяч квадратных метров. Создано 350 высокотехнологичных рабочих мест, — сказал президент РТ. Чемезов же в своем выступлении дополнил Минниханова, уточнив, что в будущем количество рабочих мест на данном предприятии увеличится до 500.

— Сегодня здесь производится продукция, которая по своему качеству нисколько не уступает той, что производится в Германии и других странах, — заявил глава Ростеха. — Привлечение высокотехнологичных производств в Россию позволяет приобретать новые возможности для наших предприятий. Ростех и в дальнейшем будет помогать КАМАЗу развиваться, ведь укрепление связей с мировыми промышленными лидерами — одно из стратегических приоритетов Ростеха.

Поздравляя заводчан, Когогин выразил уверенность в том, что сотрудничество КАМАЗа с немецкой компанией получит дальнейшее развитие и не только по коробкам передач, но и по другим продуктам компании ZF. «Самое главное — наступил период «Евро-4», и потребность в коробках ZF резко возрастает. Мы очень рады тому, что совместными усилиями смогли подготовить это производство на растущие потребности нашей компании. Это первенец по передаче технологий, привлечению партнеров по производству автокомпонентов не только для КАМАЗа, а в целом в России», — сказал Когогин. Зоммер в свою очередь подчеркнул, что благодаря расширению производства создается еще больше возможностей для выпуска новой продукции.

.

«БУДУЩЕЕ НАСТУПИТ НЕ ЗАВТРА, А ПОСЛЕЗАВТРА»

Затем для высоких гостей была организована экскурсия по предприятию. Она завершилась возле двух разных моделей «КАМАЗов», одним из которых особо заинтересовался президент РТ. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» главный конструктор научно-технического центра КАМАЗа по агрегатам и спецтехнике Андрей Савенков, это базовая модель «КАМАЗ-65206» — гибридный автомобиль, который может ездить как на дизтопливе, так и на электричестве.

— Здесь стоит коробка передач ZF с гибридным модулем. Инверторы-накопители позволяют производить зарядку. Здесь также имеется электропривод передних колес, который тоже работает на электричестве, и независимая передняя подвеска. Ее на таких грузовиках на сегодня имеет только Volvo. Если коротко, то это машина, которая при торможении позволяет рекуперировать энергию (рекуперация энергии — превращение механической энергии движущихся на спусках автомобилей в электроэнергию — прим. ред.). Основная задача — экономия топлива, а не автономное движение на электричестве. Предусмотрена возможность маневрирования на чистой электрической энергии до 5 километров, допустим, внутри заводов, чтобы не было шума и выхлопов, — рассказал Савенков.

.
Андрей Савенков рассказал о гибридном автомобиле: «Основная задача — экономия топлива»

Как уточнил руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, проблема гибридных грузовых автомобилей заключается в том, что им не хватает мощности заряда аккумулятора.

— Никто еще не создал гибридный грузовик, потому что не хватает мощности. А мы нашли интересное решение, когда есть и обычная тяга, и электрическая. Расчетная экономия топлива составляет до 17 процентов, — поделился Афанасьев.

Савенков добавил, что это первый опытный автомобиль, однако сейчас на КАМАЗе собирают еще 8 таких же для проведения комплексных испытаний. Причем из них два будут иметь еще и газовый двигатель, что даст дополнительную экономию.

Позднее, уже уезжая с предприятия, Минниханов похвалил главного конструктора КАМАЗа Даниса Валеева:

— Молодцы, молодцы! Я когда увидел... — вместо слов у президента были одни эмоции — он удивленно покачал головой.

Давая характеристику новой модели по просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online», Когогин сказал:

— Это гибрид, в который мы верим. За ним будущее. Оно не завтра, а послезавтра, но наступит точно!

.
Гибридный грузовик

РОСТЕХ ИНВЕСТИРУЕТ В КАМАЗ 60 МЛРД. РУБЛЕЙ

В конце мероприятия каждый из VIP-персон ответил на один вопрос журналистов. Корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Чемезова, стоит ли ждать в 2014 году содействия со стороны Ростеха в привлечении инвестиций для КАМАЗа и других предприятий Татарстана.

— У нас много предприятий на территории Татарстана, — сказал Чемезов. — Это и КАМАЗ, в который мы вкладываем немало средств. Поскольку мы являемся основными акционерами, то те деньги, которые мы, по сути, должны получать в качестве дивидендов, до недавнего времени направляли в развитие КАМАЗа. Кроме того, у нас в республике есть ряд предприятий, входящих в состав концерна «Радиоэлектронные технологии», Казанский электротехнический завод, ряд других предприятий. Естественно, мы будем вкладывать средства в расширение и модернизацию производства. Пока рано говорить о том, что в этом году будут привлечены зарубежные партнеры, но в то же время наша основная задача — привлекать сюда современных производителей, лидеров в своем направлении. На КАМАЗе, например, функционируют уже 7 совместных предприятий. Поэтому, конечно же, будем искать инвесторов, в том числе и иностранных.

.

Позднее руководитель службы коммуникаций Ростеха Василий Бровко уточнил, что планируемый объем инвестиций в КАМАЗ в ближайшие несколько лет составит 60 млрд. рублей. Они будут направлены на широкомасштабную модернизацию производства и обновление модельного ряда. «В Татарстане функционируют 14 предприятий госкорпорации, большинство из которых находятся в хорошем финансовом состоянии, и в их развитие мы будем продолжать вкладывать средства», — сказал Бровко.

Отвечая на вопрос о том, что получил КАМАЗ благодаря сотрудничеству с ZF, Когогин подчеркнул, что это в первую очередь высочайшее качество производимой продукции.

— Мы получили новейшую конструкцию. Компания ZF впервые вынесла за пределы Германии производство такой коробки к нам в Россию. Мы работаем с технологическим лидером. Мы получили себестоимость, высочайшее качество, и нам нет необходимости рисковать и заниматься инвестициями в эту область. У нас много и других инвестиционных задач, — отметил рулевой КАМАЗа.

Он также высказался по поводу решения правительства РФ о предоставлении из федерального бюджета субсидий автопроизводителям, которые позволят компенсировать до 70% совокупных затрат отечественных автозаводов на утилизационный сбор, введенный для них под давлением ВТО.

— Механизмы по поддержке инвестиционной деятельности автопрома в стране созданы, они, с моей точки зрения, прекрасно функционируют. Для нас опубликование этого решения не было новостью, мы занимались его продвижением. Конечно, мы участвуем в этой программе и рассчитываем на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам в большем размере, как так в этом году стартует наша большая инвестиционная программа, — сказал Когогин.

«НИКАКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИЗЕЛЮ НЕТ»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением экспертов о том, будет ли новая гибридная модель КАМАЗа востребована сегодня и в будущем? В чем плюсы и минусы такого автомобиля?

Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» (Москва):

— Мне такие машины знакомы, во время презентаций в Европе я ездил на Volvo и на Mercedes-Benz с аналогичными установками. В принципе, это дело перспективное, но для России пока такие автомобили мало актуальны. Проблема еще и в том, что аккумуляторы, сами установки — они очень дорогие.

Сложно сказать, когда такая машина станет востребована. Я в середине 1980-х заканчивал Московский автомобильно-дорожный институт, и уже тогда мы, студенты, спрашивали у своих профессоров, когда у нас все будет на электричестве, когда будем ездить на атомной энергии и тому подобное. И 30 лет назад профессора нам отвечали: «Никакой альтернативы дизелю на сегодня и в обозримой перспективе нет». Я присоединяюсь к мнению своих профессоров и добавлю, что не так перспективны электромобили, как автомобили на газе. Это ближайшая перспектива — думаю, в ближайшие 10 - 15 лет большая часть автопарка будет работать на газе.

КАМАЗ в свое время был лидером в производстве автомобилей с газобаллонными установками, применялся газодизельный цикл. Это тоже было в конце 1980-х годов. Так что у КАМАЗа большой опыт, да и вообще в России опыт по части газобаллонных автомобилей большой. Перевозчики сегодня сами переводят машины на газ, это хорошо видно на примере «Газелей».

Что касается электродвигателей, это перспектива не ближайших 10 лет, тем более для России с нашими запасами нефти и газа. КАМАЗ просто лишний раз демонстрирует свой инженерный потенциал, и ему это удается. Тем более у Zahnrad Fabrik есть опыт в этом плане, потому что они свои коробки уже адаптировали для электромотора, для DAF и для Iveco в частности.

Юрий Стуков — директор ООО «КАМАЗАвтоМаркет» (ведущий дилер КАМАЗа в Уральском регионе):

— Насколько я понимаю, это демонстрация перспективных разработок. Говорить о сиюсекундной востребованности такого рода автомобилей нельзя, они достаточно дороги. Да и перспектива в 5 - 10 лет для нашей страны... Территории, где автомобили такой комплектации сегодня широко используются, можно пересчитать по пальцам. Это в основном страны или города, которые в свое время принимали масштабные международные мероприятия, например Олимпийские игры, как мы сегодня. Под эти задачи буквально стаскивался подвижной состав, для которого ключевым параметром являлась экологичность и, как следствие, экономичность. Так что нельзя сказать, что в мире наблюдается выраженный тренд подобного характера.

В то же время данное направление прорабатывается сегодня во всем мире. Но пока такие машины делают для того, чтобы показать — мы стремимся к производству экологичных и экономичных автомобилей. Более того, фактически готовы обеспечивать тот технический уровень, который соответствует мировым параметрам. То есть это имиджевая машина, демонстрация уровня и потенциала фирмы.

Справка

ООО «ЦФ КАМА» — совместное предприятие ОАО «КАМАЗ» и Zahnrad Fabrik (Германия). Создано в январе 2005 года. Производит 9- и 16-ступенчатые механические коробки передач Ecomid (9S1310 TO) и Ecosplit (16S1820 TO). В 2016 году планируется освоить производство автоматизированных КП Ecomid Add-on. Основным потребителем продукции СП является ОАО «КАМАЗ» (более 95%), в 2012 году стартовало производство трансмиссий для ОАО «АЗ УРАЛ» (9S1310 TO) и MAN в России (16S2520). В 2016 году запланировано производство коробок передач для ОАО «МАЗ» (16S1820 TO и 9S1310 TO).

ОАО «КАМАЗ» — лидер российского грузового автомобилестроения. ОАО «КАМАЗ» занимает 13-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е — по выпуску дизельных двигателей. Сегодня группа компаний «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье. На КАМАЗе создано четыре совместных предприятия с участием ведущих иностранных производителей автокомпонентов: «ЦФ КАМА» (коробки передач), «КАММИНЗ КАМА» (двигатели), «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» (тормозные системы), «Федерал Могул Набережные Челны» (детали цилиндропоршневой группы). Общая численность персонала — более 55 тыс. человек.

Государственная корпорация «Ростехнологии» (Ростех) — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 8 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 — в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2012 году составила 931 млрд. рублей, чистая прибыль — 38,5 млрд. рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 109 млрд. рублей.

ZF Friedrichshafen AG — ведущий мировой концерн по разработке технологий в области техники привода и подвески со 121 производственным предприятием в 26 странах. В 2012 году концерн насчитывал 75 тыс. сотрудников, оборот составил около 17,4 млрд. евро. В целях сохранения лидирующих позиций в области инновационной продукции ZF ежегодно инвестирует около 5% своего оборота в сферу исследований и разработок (2012 год — 861 млн. евро). В мировом рейтинге поставщиков автомобильной промышленности ZF входит в десятку крупнейших предприятий.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.01.2014 13:46

    Voith в Казани, ZF в Челнах. Осталось Allison приманить и будет в республике полный комплект основных производителей АКПП.

  • Анонимно
    21.01.2014 15:37

    кто придумал эмблему на открытие в виде трех зубчатых колес? Такая их комбинация является в принципе не рабочей с т.з. техники)

  • Анонимно
    21.01.2014 20:10

    Аууу Афанасьев!!! может ответите на вопросы которые так старательно игнорируете:1. Доля управленческих расходов и з/п топ менеджеров (вплоть до руководителей заводов и подразделений) в стоимости основной продукции.2. Чем занимается НТЦ (могу ответить сразу - КАМАЗ МАСТЕР И ВСЕ) и доля расходов в основной продукции КАМАЗа.3. 10% реализации и выручки Вы называете оборонка т.е. 117 миллиардов рублей в год это только 10% выручки от реализации?

    • Анонимно
      21.01.2014 21:06

      Закусывать надо!

      • Анонимно
        22.01.2014 12:34

        ???? Вполне здравые вопросы на которые пресслужба отмалчивается. Говорили 20% в себестоимости камаза это з/п, а сколько из этих 20% принадлежит руководству - тайна за 7ю печатями. Да и Афанасьев получает не 15-20 т.р. как рабочий за станком. По оборонке тот же Афанасьев говорил что она в выручке занимает 10%. простая математика: более 1 трилиона в год - товарные авто. - Средняя стоимость камаза 2 мл. руб.= 585 000 а/м. в ГОД!!! не 42 000 а в 14 раз больше. Поэтому как раз задающий вопрос и закусывал, а Олекша только разбрасывается лозунгами как при СССР!

    • Анонимно
      30.01.2014 00:41

      Я не Афанасьев, но могу ответить на эти вопросы, потому что читаю отчетность КАМАЗа, которую они выкладывают на своем сайте.1) вся зарплата с есн за 2012 год составила 20 млрд. руб., то есть при выручке 117 млр. руб. и 98 млрд. руб себестоимость - это 17% от выручки и 20% от себестоимости.2) в управленческих расходах зарплата с есн 3 млрд. руб., то есть зарплата без есн всего офисного планктона, включая начальников около 2% от выручки. 3)в отчетности также написано, чем занимается НТЦ. В расходах на НИОКР в 2012 году значатся следующие статьи: семейство новых кабин (собственная разработка), двигатель Евро-5, семейство тяжелых а/м, семейство среднетоннажных а/м и т.д.4) 10% от выручки продажи военным - это 11,7 млрд. рублей. Вас не учили в школе находить процент от числа?

  • Анонимно
    21.01.2014 21:33

    Без своей науки, без своих идей - далеко не уедем.. Надо выбирать - или сваты, браты - либо способные, умные ребята.

  • Анонимно
    21.01.2014 21:44

    Да нет, товарищ не допил наоборот. Вот и злой

  • Анонимно
    21.01.2014 21:58

    Ё-грузовик сделали что-ли? Там колеса электромотором крутятся, а дизель на генератор работает, как в тепловозе?

  • Анонимно
    21.01.2014 22:27

    За рубежом нет тяжелых электро грузовиков и не будет т к там делом занимаются а не разработкой тупиковых вариантов и освоением НТЦ на этом денег! Позорище для НТЦ двигатель коробку кабину не могут зачем они нужны эти более 1000 человек живут за счёт остальных кто работает!

  • Анонимно
    22.01.2014 07:43

    Очередной экспонат для музея.

  • Анонимно
    22.01.2014 09:10

    коробки ZF на МАЗ?1. МАЗ - конкуренты, 2. логистика (тащить разобранные в РФ, собирать, а потом в РБ - проще сразу собранные с Германии).Н.Челны в середине РФ, нет выходов к портам и международным терминалам, тарифы ЖД драконовские,предприятие местечковое для работы внутри РФ да и то на нужды за УРАЛья. Ситуация с китайским КАММИНЗ еще веселее, как в прочем и с поршневой федерал могул, что горит на газовых двигателях. Жаль КП и дрыгатель КАМАЗ (( их нужно было до ума доводить, а не поднимать экономику буржуев

  • Анонимно
    22.01.2014 17:46

    Уважаемый г-н Афанасьев! Как известно, двигателем торговли на КАМАЗе является дилерская сеть. Ну почему (руководитель службы дилерской сети) делает все чтобы дилерская сеть как можно больше занималась отчетами ( которые никому на КАМАЗе не нужны, все данные о предприятии можно взять в государственных базах данных),аудитом (прямое вмешательство в независимый хозяйственный субъект),а не способствовало взаимодействию между ОАО КАМАЗ и дилером? Стратегия развития дилерской сети направлена на развал товаропроводящей сети.

  • Анонимно
    22.01.2014 18:18

    Какой результат что Вы пишите? Читать презентации о том: сколько проведено аудита и сколько там не хватает оборудования, сколько набрали дилеров которые имеют один стол и один комп. руководству куда приятней.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль