Общество 

«За 6 лет на посту муфтий РТ так и не издал трудов Абу-Ханифы»

Рустам Батыр
2019-07-06 07:35

Толерантное учение Абу-Ханифы лежит в основе многовековых исламских традиций татарского народа, а следование его мазхабу прямо предписывается татарстанским имамам в уставе ДУМ РТ. Однако в нашей республике, уверен известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, в последнее время против идей знаменитого имама планомерно реализуется скрытая политика замалчивания. О причинах этого размышляет автор «БИЗНЕС Online».

Рустам Батыр: «Толерантное учение Абу-Ханифы лежит в основе многовековых исламских традиций татарского народа, а следование его мазхабу прямо предписывается татарстанским имамам в уставе ДУМ РТ» Рустам Батыр: «Толерантное учение Абу-Ханифы лежит в основе многовековых исламских традиций татарского народа, а следование его мазхабу прямо предписывается татарстанским имамам в уставе ДУМ РТ»

АБУ-ХАНИФА — НАШЕ ВСЕ

Абу-Ханифа — наше все. Его толерантное учение лежит в основе многовековых исламских традиций татарского народа, а следование его мазхабу прямо предписывается татарстанским имамам в уставе ДУМ РТ. Однако парадокс ситуации заключается в том, что с восшествием на престол муфтия Камиля Самигуллина в нашей республике против идей имама Абу-Ханифы планомерно реализуется скрытая политика замалчивания. И это при том, что именно благодаря апеллированию к авторитету величайшего предстоятеля Камиль-хазрат смог получить свой высокий пост на фоне развернутой тогда в Татарстане антиваххабитской кампании.

Возможно, кто-то из читателей помнит, что, еще работая в ДУМ РТ, ваш покорный слуга обращал внимание общественности на этот шокирующий факт. В частности, на страницах «БИЗНЕС Online» выходила моя статья о том, что учение Абу-Ханифы попало в ДУМ РТ под негласный запрет. Она вызвала тогда в мусульманском сообществе России достаточно большой резонанс. Собственно, несогласие с идеологической линией молодого муфтия и подтолкнуло меня уйти из муфтията, хотя Камиль-хазрат и предлагал мне остаться в ДУМ РТ в ранге его заместителя. Однако с учетом того, что антирадикалистские задачи, для решения которых и собиралась наша новая команда, были в целом достигнуты, и не желая быть причастным к скрытой борьбе муфтия против Абу-Ханифы, которая стала очевидна лишь постфактум, ваш покорный слуга и принял судьбоносное для себя решение.

Поводом пролистать перевернутые страницы своей биографии для автора послужило недавнее обращение со стороны одного из московских издательств с просьбой предоставить ему права на публикацию моего перевода трактатов имама Абу-Ханифы. Прежде еще два столичных издательства уже выпускали эти тексты. Выходили они и в Нижнем Новгороде как приложение к моей работе, посвященной жизнедеятельности имама Абу-Ханифы, которую целиком перепечатали также в Казахстане, когда там взяли курс на возрождение традиционного для казахов ислама. Получается, что это, даст бог, будет уже пятое издание данного перевода произведений Абу-Ханифы на русском языке. Конечно же, радует, что учение величайшего имама до сих пор остается востребованным среди мусульман. Однако речь сейчас не об этом. Давайте зададимся вопросом: а сколько раз переводы трудов Абу-Ханифы за 6 лет пребывания на посту муфтия Самигуллина были изданы у нас в Татарстане? Ответ: ни разу. Удивительно, не правда ли?

С восшествием на престол муфтия Камиля Самигуллина в нашей республике против идей имама Абу-Ханифы планомерно реализуется скрытая политика замалчивания С восшествием на престол муфтия Камиля Самигуллина в нашей республике против идей имама Абу-Ханифы планомерно реализуется скрытая политика замалчивания

У НАШЕГО МУФТИЯ НЕТ ПРОБЛЕМ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отдадим Камилю-хазрату должное. При нем была развернута беспрецедентная для ДУМ РТ издательская деятельность. Книги на самые разные религиозные темы печатаются муфтиятом через дочернее издательство «Хузур». Издаются газеты и журналы. Запущено мусульманское онлайн-радио и даже исламское телевидение, вещающее через спутник. Далеко не каждое духовное управление мусульман в России может похвастать такими результатами.  Конечно, все мы понимаем, что значительная доля этого успеха обеспечена участием государства через квазибюджетное спонсорство. Но это не умаляет заслуг и руководителя религиозного ведомства, ибо он смог построить и сохранить с государством доверительные отношения, что и обеспечивает многолетние финансовые возможности муфтията.

Книги ДУМ РТ выходят на разных языках: татарском, русском и даже арабском. Много среди них и переводов, в том числе публикуемых впервые. Часть этих переводов была инициирована самим Камилем-хазратом. Не будем в настоящей статье анализировать качество и актуальность издаваемой муфтиятом литературы. Нам важно подчеркнуть другое: у нашего муфтия нет проблем с финансированием издательской деятельности и с кадрами, которые бы могли взяться за перевод с арабского. Однако все это почему-то никак не выливается в желание издавать переводы трудов имама Абу-Ханифы.

Стоит отдельно подчеркнуть, что ваш покорный слуга не ставит вопрос о публикации именно его переводов. На них свет не сошелся клином. Если работы Абу-Ханифы будут изданы в новых вариантах, то я буду только рад. Лишь бы издавали и популяризировали учение великого исламского мыслителя, как того и требует устав ДУМ РТ.

Цинизм ситуации заключается в том, что Камиль-хазрат вовсю эксплуатирует авторитет великого имама. В биографии нашего муфтия на официальном сайте ДУМ РТ сказано, что он имеет «иджазу (свидетельство о возможности преподавания шариатских наук) с иснадом (непрерывной цепи преемственности до самого пророка Мухаммада (сгв), который проходит через Абу-Ханифу)» по целому ряду религиозных дисциплин. Там также сказано, что Камиль-хазрат является переводчиком трактата «Дуррульмакнун», который якобы принадлежит перу Абу-Ханифы. Сейчас не будем вдаваться в дискуссию о подлинном авторстве данного произведения. Отметим лишь, что муфтий РТ почему-то по сей день не счел необходимым обнародовать этот перевод ни в интернете, ни на бумажном носителе.

Справедливости ради добавим в бочку дегтя небольшую ложку меда. При Самигуллине выходил трактат «Аль-Фикх аль-акбар» («Величайшее знание»), которое традиционно возводится к Абу-Ханифе. Проблема только в том, что он был издан без перевода, т. е. на арабском, и стыдно мизерным тиражом. Другими словами, это издание скорее было сделано для отчетности, чем для реального распространения взглядов великого имама среди татарстанских мусульман.

Книги на самые разные религиозные темы печатаются муфтиятом через дочернее издательство «Хузур» «Книги на самые разные религиозные темы печатаются муфтиятом через дочернее издательство «Хузур»

ПО СУТИ, РЕЧЬ ИДЕТ МАКСИМУМ О 6 ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Возможно, кто-то из читателей думает, что автор ставит перед ДУМ РТ вопрос об осуществлении какой-то гигантской переводческой работы. Отнюдь нет. Трактаты Абу-Ханифы небольшие по объему, а на фоне издательских масштабов нашего муфтията так просто смехотворные. Они не составят и одного процента от выпущенной им печатной продукции.

По сути, речь идет максимум о шести произведениях. Абу-Ханифа, несмотря на то что вошел в историю как величайший правовед ислама, книг собственно по праву не оставил. Принадлежащие ему произведения посвящены вопросам мусульманской догматики. По свидетельству знаменитого средневекового библиографа ислама Ибн-Надима, их пять. Столько же трудов насчитал и турецкий диянат. Это «Послание Усману аль-Батти», «Учитель и ученик», «Упрощенное знание», «Величайшее знание» и «Завещание». Ибн-Надим среди пяти трактатов Абу-Ханифы упоминает также «Опровержение кадаритов», которое, видимо, не сохранилось до наших дней. Современная наука ставит под сомнение авторство Абу-Ханифы в случае с «Завещанием», «Величайшим знанием» и отчасти «Упрощенным знанием». Но даже если мы некритично отнесемся к данному вопросу и признаем авторство Абу-Ханифы во всех пяти известных трактатах, то все равно речь идет об очень маленьком объеме текста. В оригинале это около 100 страниц.

К этим 5 трактатам можно добавить еще один труд — сборник хадисов «Муснад», возводимый к Абу-Ханифе. Сам имам, конечно же, никакого сборника не составлял, ибо он противостоял хадисоцентристской школе мусульманского права и относился к противоположному лагерю так называемых рационалистов (асхаб ар-рай). Данный сборник был составлен кем-то из его последователей в апологетических целях. Все дело в том, что после смерти Абу-Ханифы рационалисты проиграли хадисоцентристам и в новых реалиях, где Сунна/хадисы были провозглашены вторым источником исламского права, учение величайшего имама оказалось весьма уязвимым в контексте каноничности. Тогда и возникла потребность доказать оппонентам, справедливо обвинявшим Абу-Ханифу в незнании хадисов и прямо называвшим его «сиротой хадиса», в том, что он был не только правоведом, но и хадисоведом. Правда, «Муснад» свидетельствует как раз таки об обратном: в нем собрана целая масса откровенно недостоверных преданий, число которых немногим превосходит 500. Другими словами, речь также идет о весьма небольшом произведении.

Отметим еще один момент. В средние века в мусульманском мире большое распространение получила практика тадлиса, т. е. фальсификации богословских произведений, когда признанным авторитетам ислама другие богословы приписывали те или иные свои сочинения, дабы таким нехитрым приемом распространять собственные взгляды. Не избежал этой участи и имам Абу-Ханифа. Особенно его авторитет эксплуатировали суфии, хотя сам Абу-Ханифа, оставаясь аскетом, был противником зарождающихся при нем специфических форм суфизма. «Дуррульмакнун», который Камиль-хазрат вспоминает в своей биографии, является одним из примеров подобной фальсификации. Однако будем сегодня великодушны к отсутствию критичности у некоторых наших религиозных деятелей и согласимся на авторство Абу-Ханифы и в данном случае.

Что же мы получаем в результате? Совокупный объем текстов, возводимых к Абу-Ханифе, который самый ленивый переводчик осилит за три-четыре месяца, максимум за полгода.

Трактаты Абу-Ханифы небольшие по объему, а на фоне издательских масштабов нашего муфтията так просто смехотворные «Трактаты Абу-Ханифы — небольшие по объему, а на фоне издательских масштабов нашего муфтията так просто смехотворные» 

АБУ-ХАНИФА — ДАЛЕКО НЕ ТОТ, ЗА КОГО ВЫДАЮТ ЕГО ХАНАФИТЫ

Распространять взгляды Абу-Ханифы важно отнюдь не по формальным основаниям. Дело не в уставе ДУМ РТ как таковом, хотя Камиль-хазрат и обязан его исполнять, а в объективной актуальности трудов величайшего предстоятеля. Все дело в том, что богословские трактаты Абу-Ханифы посвящены в основном теме антитакфиризма, т. е. противостояния мусульманскому радикализму.

Ученый жил в очень неспокойное время. При его жизни вспыхивало два крупных шиитских восстания, произошла кровавая смена правящих династий и разразилась гражданская война, развязанная хариджитами. Во всех этих случаях на алтарь религиозных лозунгов жертвовались людские жизни. Абу-Ханифа как непримиримый противник всякого насилия примкнул к движению умеренных мурджиитов и, используя данную идейную базу в своих трактатах, блестяще показал богословскую несостоятельность радикалистских воззрений, ложно обосновываемых исламом. Сегодняшние исламские радикалы и террористы — прямые продолжатели тех самых воззрений, с которыми Абу-Ханифа боролся как богослов. Другими словами, его труды — мощное орудие ислама, которое неумолимо сокрушает попытки современных радикалов придать своей жестокой ксенофобии какую бы то ни было легитимность в контексте нашей религии.

Государство в нашей стране, конечно же, борется с радикалами всех мастей, в том числе и с мусульманскими. Однако с идеями сложно бороться лишь на уровне наручников. Вот здесь и нужна помощь муфтията. Вот здесь и пригодились бы трактаты Абу-Ханифы. Отчего же тогда ханафитскому муфтию не издать их?

Сам Камиль-хазрат свою политику оправдывает тем, что вся его деятельность направлена на распространение ханафитского мазхаба, и это правда. Проблема только заключается в том, что мазхаб Абу-Ханифы и ханафитский мазхаб — это отнюдь не одно и то же. И они расходятся между собой не только в вопросах методологии, но и в отношении к мурджиитскому учению, на основе которого исламский мыслитель выступал против религиозного экстремизма, но которое позднее в ханафитской среде было объявлено еретическим. Потому наш муфтий, прекрасно знающий труды величайшего предстоятеля, боится, что среди людей распространится правда: Абу-Ханифа — далеко не тот, за кого выдают его ханафиты. Другого объяснения у меня нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.07.2019 12:36

Добрый день, уважаемые читатели! Издательская деятельность, как отметил Рустам Гаярович в своей статье, действительно, является самым приоритетным направлением работы ДУМ РТ. Приведу несколько показательных цифр: только в 2018 году выпущено в свет 53 наименования книг. Их общий тираж составил 212 932 экземпляра. Основная доля (около половины) всех изданий составляют труды представителей классического мусульманского богословия и татарского духовного наследия: Абу Ханифы, Матуриди, Тахави, аль Газнави, Ш.Марджани, Р.Фахретдина,
К.Насыйри, А.Максуди, Г.Карабаша и др.

Касательно книг великого Абу Ханифы были изданы его фундаментальные труды: "Фикһ аль-акбар", "Муснад", а также труд Сагди "Метод вынесения фетв у Абу Ханифы" и "Введение в Ханафитский фикх". Кроме того, в настоящее время готовятся к печати "Завещание Абу Ханифы с комментариями", а также двухтомник: "Биография, жизнь и деятельность Абу Ханифы" и "Хадисы с комментариями Абу Ханифы".

При этом еще одним важным направлением деятельности муфтията является издание учебной и просветительской литературы. И в прошлом году было издано 21 учебное и методическое пособие для медресе, вузов и имамов и научно-популярных книг для широкого круга читателей. Особое внимание уделяет тем, кто делает первые шаги в Исламе и для которых труды ученых сложны для познания. Именно для них «Хузур» выпустил книги по фикху, акыде, сире и пр.: «Ислам в 75 уроках», «Ислам дине нигезләре», «Расскажи мне об Исламе», «Ислам турында сөйләшик», «Сорок основных хадисов ханафитского мазхаба о вопросах поклонения» и пр.

Надо понимать и тот факт, что в современном мире читатели пользуются электронными средствами получения информации. Поэтому чтобы обеспечить мусульман доступными и авторитетными источниками Ханафитского мазхаба муфтиятом активно развивается и электронная библиотека Darul-Kutub.com. Сайт позволяет не только находить ценные труды, но и читать эти книги онлайн или скачать на бесплатной основе.

с уважением, Резеда Закирова, руководитель пресс-службы ДУМ РТ

  • Анонимно
    6.07.2019 09:32

    С чего Батров взял что Абу Ханифа был толерантным? Он между прочим за свою принципиальность дважды жизнью поплатиться, хотя в первый раз и выжил. Основанный им ханафитский мазхаб не толерантный - а рационалистический мазхаб, где там где говорится что за воровство следует рубить руку поясняется что рубить руку следует потому что ею воруют.

    • Анонимно
      6.07.2019 11:40

      Имам агзам был принципиальным. Поэтому его власти и не любили. А к людям он относился с милосердием.

      • Анонимно
        6.07.2019 20:53

        Милосердие и справедливость в ханафитском мазхабе ( и у основателя) не исключают друг друга. Так что следует дважды подумать когда говоришь что Абу Ханифа был чуть ли не гуманист-филантропом.

  • Анонимно
    6.07.2019 10:12

    Дум рт издавало муснад, по нему велись уроки в мечети тынычлык

    • Анонимно
      6.07.2019 12:09

      Не боится ли Батров утверждать что большинство переданных Абу Ханифой хадисов "недостоверные"? Мсье Батров сомневается в умственных способности своего учителя или умных книжек начитался? Или что-то ещё?

      • Анонимно
        6.07.2019 14:55

        12:09 В исламе есть кутубу сситта - шесть главных сборников хадисов. Почему же алимы не относят Муснад Абу-Ханифы к ним? И не включают его даже в кутуб ат-тиса, то есть девять основных сборников? они что сомневаются в умственных способностях Абу-Ханифы или умных книжек начитались? Или что-то еще?

        • Анонимно
          6.07.2019 15:35

          Абу Ханифа являлся лишь передатчиком собранных кем-то в муснад хадисов. Вы считаете Абу Ханифу умственно отсталым чтобы передавть заведомо недостоверные хадисы в количестве 500 штук или начитались умных книжек?

    • Анонимно
      6.07.2019 13:56

      Кстати, уроки ведет сам Камиль хазрат. В чем-в чем, а в распространении знаний его сложно упрекнуть. Он всегда использует возможности поделиться тем, что знает с единоверцами. Дай Аллах ему терпения и здоровья

  • Анонимно
    6.07.2019 10:29

    Им больше с установок камер упадет, чем с издания книг Абу ханифа.

  • Анонимно
    6.07.2019 12:29

    Абу Ханифа - умеренный мурджиит? Минимум странно об этом слышать.

    • Анонимно
      6.07.2019 13:01

      Вот именно поэтому Самигуллин и не издает трактаты Абу Ханифы. Чтобы для всех это казалось странным.

  • Анонимно
    6.07.2019 12:36

    Добрый день, уважаемые читатели! Издательская деятельность, как отметил Рустам Гаярович в своей статье, действительно, является самым приоритетным направлением работы ДУМ РТ. Приведу несколько показательных цифр: только в 2018 году выпущено в свет 53 наименования книг. Их общий тираж составил 212 932 экземпляра. Основная доля (около половины) всех изданий составляют труды представителей классического мусульманского богословия и татарского духовного наследия: Абу Ханифы, Матуриди, Тахави, аль Газнави, Ш.Марджани, Р.Фахретдина,
    К.Насыйри, А.Максуди, Г.Карабаша и др.

    Касательно книг великого Абу Ханифы были изданы его фундаментальные труды: "Фикһ аль-акбар", "Муснад", а также труд Сагди "Метод вынесения фетв у Абу Ханифы" и "Введение в Ханафитский фикх". Кроме того, в настоящее время готовятся к печати "Завещание Абу Ханифы с комментариями", а также двухтомник: "Биография, жизнь и деятельность Абу Ханифы" и "Хадисы с комментариями Абу Ханифы".

    При этом еще одним важным направлением деятельности муфтията является издание учебной и просветительской литературы. И в прошлом году было издано 21 учебное и методическое пособие для медресе, вузов и имамов и научно-популярных книг для широкого круга читателей. Особое внимание уделяет тем, кто делает первые шаги в Исламе и для которых труды ученых сложны для познания. Именно для них «Хузур» выпустил книги по фикху, акыде, сире и пр.: «Ислам в 75 уроках», «Ислам дине нигезләре», «Расскажи мне об Исламе», «Ислам турында сөйләшик», «Сорок основных хадисов ханафитского мазхаба о вопросах поклонения» и пр.

    Надо понимать и тот факт, что в современном мире читатели пользуются электронными средствами получения информации. Поэтому чтобы обеспечить мусульман доступными и авторитетными источниками Ханафитского мазхаба муфтиятом активно развивается и электронная библиотека Darul-Kutub.com. Сайт позволяет не только находить ценные труды, но и читать эти книги онлайн или скачать на бесплатной основе.

    с уважением, Резеда Закирова, руководитель пресс-службы ДУМ РТ

    • Анонимно
      6.07.2019 13:13

      Госпожа Закирова, таким образом, подтверждает правоту Батрова. ДУМ РТ до сих пор так и не издало ни одного перевода из трудов Абу Ханифы, а только лишь якобы собирается. И что характерно: собирается издать "Завещание", которое судя по статье не принадлежит перу имама агзама. А что с остальными его работами? Самими главными? Особенно с теми, в его авторстве которых ни у кого нет сомнения ?

      • Анонимно
        6.07.2019 13:52

        объять необъятное невозможно. Во вторых общество и уровень его духовного и интеллектуального развития не способно сегодня переварить научно-богословские труды. Издавать их большими тиражами зачем? Кто их будет читать? Несколько десятков ученых, не более. Широкому кругу читателей больше простые истины интересны. Я например стал практиковать ислам год назад. Мне бы в основах разобраться, а не в трактатах. С невежеством нужно бороться популярными методами.

    • Анонимно
      6.07.2019 14:14

      Резеда Ханум, в подвалах мечети Марджани лежит очень много книг на старо-татарском языке в том числе на яналиф.
      Очень будем признательны, если книги будут переведены на современный татарский и русский языки и поступят в продажу.

      • Анонимно
        6.07.2019 22:00

        Это не муфтият надо просить, а скидываться мусульманам и издать как "Ибн Таймию" Р.Фахрутдина.

        • Анонимно
          7.07.2019 04:56

          Мусульмане должны проявлять свою ответственность и не строить у себя тоталитарную вертикаль.

        • Анонимно
          7.07.2019 06:04

          У них бюджет 200 млн в год, на строительство мечетей ДУМ РТ не тратится, основная деятельность Самигуллина издание книг: значит вопрос к ним.

    • Анонимно
      6.07.2019 16:37

      Обратите внимание, хотят издавать "Завещание Абу Ханифы с комментариями", а не просто "Завещание Абу Ханифы". Будут комментировать так, как захотят, как выгодно самим. В итоге, как всегда многое исказят, поменяют смысл слов Абу Ханифы.

      • Анонимно
        6.07.2019 18:05

        Потому наш муфтий, прекрасно знающий труды величайшего предстоятеля, боится, что среди людей распространится правда: Абу-Ханифа — далеко не тот, за кого выдают его ханафиты. Другого объяснения у меня нет.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/430527

    • Анонимно
      7.07.2019 04:54

      Начинайте предложения с прописной буквы.

  • Анонимно
    6.07.2019 13:01

    Абу Ханифа спонсировал восстание (читай: экстремизм) - вот тебе и умеренность и антирадикализм.
    Любой умный человек не принадлежит к течению, скорее он вбирает все я многое из разного исходя из собственной оценки. Абу Ханифа пример этого явления.
    Перевод трудов Абу Ханифа мог не происходить из-за причин которые нам не известны. Поэтому, лучше спросить Самигуллина о причине, а не догадываться и предполагать.
    Из муфтията, как мы знаем, Вы, Рустам, ушли не по своей воле. Хотя бы на этом не лукавьте.
    Вопрос о том, почему не издаются труды - важный. Любой муслим, даже ваххабито-саляфит будет рад прочитать.

    Если не понимаете что-то, то напишите официальное открытое письмо муфтию с просьбой разъяснит. Нужно вести диалог, а не критиковать с одной трибуны.

    С уважением, Камылжан Гурбанов.

  • Анонимно
    6.07.2019 18:43

    Что бы ни было, Рустам Гаярович, Вы получили по делам своим. И получаете до сих пор. Надеюсь, Вы возьмёте урок с этого и исправите свои дела. Конфликтовать, тем более раздувать этот конфликт не выгоден ни Вам, ни ДУМ РТ, ни мусульманам. Нужно найти точки соприкосновения и подумать о сотрудничестве, о том что принесет пользу всем.
    Вы умный человек и мы восхищаемся Вашим интеллектом, но нас беспокоит позиция "корсиканца", которую Вы выбрали. И эта позиция мешает Вашему интеллекту создавать что-то действительно великое.
    Нужно забыть все обиды и начать с чистого листа.

    • Анонимно
      6.07.2019 19:08

      Вот именно, что мешает Батрову самому взять да и перевести тот "ничтожно малый объем" трудов Абу Ханифы на русский?

  • Анонимно
    6.07.2019 19:19

    "Однако речь сейчас не об этом. Давайте зададимся вопросом: а сколько раз переводы трудов Абу-Ханифы за 6 лет пребывания на посту муфтия Самигуллина были изданы у нас в Татарстане? Ответ: ни разу. Удивительно, не правда ли?"
    Это получается, что г-н Батров лжёт?

    • Анонимно
      6.07.2019 19:57

      Батров пишет про переводы трудов имама агзама. А их Самигуллин до сих пор не издал ни одного, на что и указала его пресс секретарь.

      • Анонимно
        6.07.2019 21:54

        "Касательно книг великого Абу Ханифы были изданы его фундаментальные труды: "Фикһ аль-акбар", "Муснад"

        Издали же. И работают потихоньку.

        • Анонимно
          6.07.2019 22:07

          Издали не переводы, а на арабском, что бы все не могли понять, о чем речь.

          • Анонимно
            7.07.2019 05:01

            Понятно. А тут пресс-секретарь ещё пишет всякое. Да, вроде бы издали, а на самом деле отмазку кинули. Не хорошо, очень не хорошо! У нас что, арабы живут, или у всех арабский второй родной?!

        • Анонимно
          6.07.2019 22:13

          В самом деле, если бы хотели перевести работы Абу Ханифы, давно бы сделали уже. Я с Батровым часто не согласен, но тут он прав.

          • Анонимно
            7.07.2019 08:27

            По вашему кто-то кроме ученых сможет оценить переводы трудов Абу Ханифы на русский? Тем кому надо читают их в оригинале. Одного перевода тут недостаточно нужны ещё комментарии с пояснениями а это уже вопрос больше академического характера, к БИА например.

  • Анонимно
    7.07.2019 01:38

    Батров работал первым заместителем муфтия,за период пребывания на должности какой он лично внёс вклад

  • Анонимно
    8.07.2019 08:57

    Это очень серьёзное обвинение, тем более в адрес ДУМ РТ.

  • Анонимно
    8.07.2019 08:59

    Батров - это наказание Всевышнего - ДУМ РТ и лично Самигуллина!

  • Анонимно
    8.07.2019 16:06

    Человек не может помочь всем, но он может самое большое дело сделать в своей жизни - это не мешать другим. Вы чалманомцы - кабинетные чиновники в чалмах ДУМ и сами ничего не делали для народа, но и другим мешали и не давали работать. Вы больше вреда нанесли Религии Аллаха - чем враги Ислама. Свои книжки которые даже Абилин не в состоянии купить вы читаете и печатаете для самих себя. Книжки понятные и общедоступные были у Валиуллы хазрата под издательство Иман. Типографию которую вы закрыли из за того что это были традиционные татарские книги и даже если сейчас их выпускать они на много были бы востребованы пусть даже не такие красивые обложка. Псевдо вахабиты ушли, пришли псевдо суфии и так будет продолжаться, пока не придут люди которые искренне любят Аллаха и свой народ. А пока эти гастарбайтеры псевдо учёные засланцы арабские, турецкие будут у нас во главе - будет пропаганда псевдо Ислама, развиваться секты. Очень жаль что так бездарно тратиться бюджетные народные деньги, на которые много пользы можно было принести самому народу. Очень жаль.

  • Анонимно
    8.07.2019 16:15

    С каждым словом в статье согласен. Пусть не всегда поддерживал Батрова, особенно с его неординарными и не всегда понятными статьями, но сдесь как не странно все оргкментировано и не вызывает ни каких сомнений. Впервые БРО - я с вами согласен. Хотя и стыдно за этот ДУМ и здесь больше обиды чем радости.

  • Анонимно
    8.07.2019 16:35

    На мой взгляд у Издательства хузур - нет редакционного отдела способного к выпуску таких научных трудов. Самое большее - это перевод с турецкого или арабского и все. Все остальное на мой взгляд надуманно раздуто. Нет ни одной авторской научной работы под изданием нынешнего традиционного татарского имама или ученого просветителя. Это показатель уровня- само надутотости. Это удручает.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль