Общество 

«За пригоршню форинтов: один билет на все виды транспорта»

Метро, автобус, троллейбус, трамвай, фуникулер, канатная дорога — в столице Венгрии способ добраться до нужной точки зависит скорее от предпочтений, чем от цены билета или доступности остановки. Депутат Госсовета РТ Николай Атласов в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», делится впечатлениями от транспортной системы европейского города, троллейбусные маршруты которого со дня 70-летия Иосифа Сталина нумеруются от этой самой цифры.

Будапештский автобус у входа на одну из станций исторической Будапештский автобус у входа на одну из станций исторической (желтой) линии метро

БУДАПЕШТСКИЙ ТРАМВАЙ: 40 ЛЕТ СТАЖА БЕЗ НАРЕКАНИЙ

Будапешт — крупный по европейским меркам город с развитой транспортной системой. Он включает в себя метрополитен, автобусы, трамваи, троллейбусы, городской и пригородный железнодорожный транспорт, а также локальные системы преимущественно туристического назначения: водный транспорт по Дунаю, фуникулер и канатную дорогу.

Характерная деталь Будапешта — цветовая идентификация различных видов общественного транспорта. Метропоезда на современных линиях окрашены в бело-черные тона и на исторической линии — в желтые; трамваи желто-белые либо полностью желтые; троллейбусы красные, автобусы синие. Такая цветовая гамма отражает принципы унификации и интеграции всех видов городского транспорта в единую систему.

Пересадочный узел у вокзала Келети (Восточный) Пересадочный узел у вокзала Келети («Восточный»)

В соответствии с преобладающим в Европе подходом транспортная система Будапешта управляется единым оператором в лице холдинговой компании BKK, которая контролируется муниципальными властями. В определенной степени она берет на себя функции департамента по транспорту мэрии Будапешта. Организация ведет не только оперативное управление, но отчасти и стратегическое планирование, в том числе занимается перспективами развития транспортной системы города, ее интеграцией с аналогичными системами прилегающих территорий. Такой подход проявляется и в единой ценовой политике, охватывающей все виды городского транспорта. Несколько десятков видов билетов и тарифов позволяют выбирать маршрут с учетом загруженности общественного транспорта. В российских городах это направление еще только начинает развиваться. Пожалуй, только Москва способна сейчас предложить потребителю набор транспортных билетов и тарифных планов, сопоставимый с европейским стандартом. В настоящее время в венгерской столице стоимость обычного билета на одну поездку в общественном транспорте составляет 350 форинтов (около 75 рублей).

Контроль за безбилетными пассажирами в общественном транспорте Будапешта осуществляется выборочно. Как и в большинстве городов Европы, здесь можно ездить зайцем и не столкнуться с проверяющими, но если не повезет, то придется выложить 16 тыс. форинтов (около 3,4 тыс. рублей). Тщательный контроль организован только в метро — здесь у подходов к эскалатору сотрудники обязательно поинтересуются вашим правом на проезд.

Одна из станций на исторической (желтой) линии Будапештского метро Одна из станций на исторической (желтой) линии будапештского метро

Не в пример многим крупным городам Европы, где в системе городских общественных перевозок доминирует рельсовый транспорт, в Будапеште эта роль отводится автобусу. Автобусная сеть, покрывающая весь город и имеющая более 200 маршрутов, является самой крупной по размеру и объемам перевозок.

Вторым по значимости остается трамвай. Трамвайная сеть длиной около 150 км охватывает центр города и ряд районов периферии. Будапештский трамвай имеет полуторавековую историю. Его маршруты обслуживают не только современные сочлененные вагоны испанской компании CAF, но и более архаичные экземпляры: чешские ČKD Tatra 1980-х годов и их старших венгерских собратьев — трамваи марки Ganz 1970-х. Вся эта архаика содержится в хорошем состоянии и до сих пор исправно работает. В летний период неудобство в таком транспорте может проявляться лишь в одном — отсутствии кондиционеров.

К истории городского транспорта в Будапеште относятся с трепетом. В городе сохранилось немало раритетных экземпляров, которые периодически выпускают на улицы. Также существует ностальгический трамвайный маршрут №2 вдоль набережной Дуная, который обслуживается упомянутыми выше вагонами марки Ganz.

Низкопольные сочлененные трамваи испанской компании CAF Низкопольные сочлененные трамваи испанской компании CAF

СТАЛИНСКИЙ МАРШРУТ

Третьим по значимости видом городского общественного транспорта Будапешта является метрополитен. Несмотря на свою более чем вековую историю и наличие четырех линий, будапештское метро пока не может похвастаться широким охватом территории. Ему следует вырасти хотя бы раза в два, чтобы стать полноценным каркасом всей транспортной системы города. Но это вопрос далекого будущего — денег для активного расширения существующей сети метрополитена у столицы Венгрии пока нет.

Трамваи венгерской марки Ganz на мосту Свободы Трамваи венгерской марки Ganz на мосту Свободы

Для гостей города одной из главных достопримечательностей является желтая — историческая — линия метро, открытая еще в 1896 году. Она проложена под проспектом Андраши, некоторое время носившим имя Сталина, и соединяет центр города с парком Варошлигет. Это линия неглубокого залегания, станции на ней по современным меркам миниатюрные, а расстояния между ними составляют 300–500 метров. Примерно по таким же стандартам чуть позже строились первые линии парижского метрополитена.

Полноценное развитие будапештского метро началось в послевоенный период, когда при активной помощи Советского Союза и по советским стандартам строились вторая (красная) и третья (синяя) линии. Четвертая (зеленая) возводилась уже в последние годы. До сих пор в будапештской подземке используются метропоезда Мытищинского завода, обслуживающие самую длинную, третью, линию. На второй и четвертой работают метропоезда французской компании Alstom. 

Метропоезд французской компании Alstom на третьей (красной) Метропоезд французской компании Alstom на третьей (красной) линии будапештского метрополитена

Дополнением будапештского метрополитена является сеть городских и пригородных железнодорожных маршрутов, которые связаны с подземкой пересадочными узлами. Основные станции метро при этом расположены на пересечении трамвайных и частично троллейбусных маршрутов.

Троллейбусная система в столице Венгрии имеет ограниченное значение, так как сеть маршрутов охватывает лишь северную и восточную части Пешта, связывая эти районы с центром города. Такая ситуация сложилась исторически. В 1960-е годы троллейбусную сеть постепенно сокращали, планируя окончательно ликвидировать, но нефтяной кризис 1973-го дал будапештскому троллейбусу стимул к развитию.

Одна из новых станций Будапештского метрополитена Одна из новых станций будапештского метрополитена

И еще один интересный факт. В Будапеште нумерация всех троллейбусных маршрутов начинается с номера 70. Сейчас мало кто знает, что эта цифра имеет прямое отношение к товарищу Сталину. Дело в том, что открытие первой послевоенной троллейбусной линии состоялось 21 декабря 1949 года — в день 70-летия советского вождя. В честь этого события маршрут, который обслуживали советские троллейбусы МТБ-82, получил свою нумерацию, а все последующие троллейбусные маршруты продолжили ее. С тех пор минуло уже 70 лет, венгерских коммунистов давно лишили власти, но по улицам Будапешта до сих пор бегают троллейбусы 70-го «сталинского маршрута».

Депутат Государственного совета РТ Николай Атласов
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.11.2019 08:23

    И прекрасно можно добраться на трамвае до любой точки. У них трамваи 70-х лучше, чем у нас современные. Удобно и комфортно. Да и метро неплохое.

  • Анонимно
    1.11.2019 08:34

    ЧЕКА

    После прочтения статьи напрашиваются выводы:

    1. Весь казанский транспорт сделать муниципальным и управление отдать в одни руки. Городской транспорт должен служить для быстрой и комфортной перевозки, а не для получения прибыли.

    2. Площадь Будапешта равна площади Казани, а населения в Б-П в полтора раза больше .
    Что предполагает что в Казани надо осваивать внутригородские территории.
    Само строительство на начальном этапе будет дороже за счет выкупа земли, но зато в последующем это компенсируется за счет дешевизны обслуживания..Не надо в новые районы строить новые дороги, пускать новые маршруты ОТ , ремонт сетей дешевле..

    • Марат Ш
      1.11.2019 09:30

      Согласен с обоими пунктами. Главная задача общественного транспорта это не извлечение прибыли. Городские перевозки являются важнейшей частью инфраструктуры, и поэтому должны быть на балансе муниципалитета, а не отдаваться на откуп частникам.

      • Анонимно
        1.11.2019 10:54

        для этого муниципалитет должен быть реально общественным

    • Анонимно
      1.11.2019 13:52

      Поведение перевозчиков в последнее время вынуждает согласиться с первым пунктом

  • Анонимно
    1.11.2019 08:37

    Транспорт в Будапеште работает как часы, строго по расписанию.

  • Анонимно
    1.11.2019 09:04

    Нам бы такое "неразвитое" метро из четырех линий, и скоростной трамвай в центре.

    • Анонимно
      1.11.2019 09:24

      Насколько я понял, Атласов, говоря о неразвитости будапештского метро, сравнивал его с венским, московским и прочими. Казань тут причем?

      • Анонимно
        1.11.2019 16:17

        Вот именно, но было бы хорошо, чтобы переняли их опыт с другим ОТ по городу и внедряли в Казани

  • Анонимно
    1.11.2019 09:33

    Забавное фото станции,не наш колхоз протекающий,из дешевых материалов.

  • Анонимно
    1.11.2019 09:35

    Был в Будапеште.красивейший город

  • Марат Ш
    1.11.2019 09:55

    Всегда твердил, что лучше развивать трамвайную сеть, чем метро. Пример Будапешта это наглядно демонстрирует.

    • Анонимно
      1.11.2019 10:45

      Набережным челнам тоже лучше развивать трамвайную сеть. На рельсах есть возможность быстрее запустить беспилотников.

  • Анонимно
    1.11.2019 10:35

    По факту проезд в общественном транспорте Будапешта дешевле чем в Казани, даже с учетом дорогого разового билета.
    В Будапеште цена месячного проездного равна 9500 форинтов, что в рублях равно 2100 рублей, а для студентов, школьников и пенсионеров, родителей с маленькими детьми месячный проездной стоит около 3500 форинтов или 760 рублей.

  • Tatarmalai
    1.11.2019 10:36

    Какие чудеса творит разумный подход к городскому транспорту!
    Учитесь, казанские перевозчики!

  • Анонимно
    1.11.2019 12:22

    Продажа билетов должна производится в специальных местах, а не непосредственно в автобусе. Тогда водитель не будет устраивать гонки по городу за пассажирами. Тело транспорта-ездить по расписанию, дело других людей-планировать и деньги собирать

  • Анонимно
    1.11.2019 12:44

    дополню:
    -на современной ветке метро ездят поезда без машинистов. Очень познавательно, особенно для детей. Расстояния в центре маленькие. Садясь в поезд на одной станции уже видишь свет от платформы другой станции.
    - Остановки трамваев тоже находятся рядом, буквально 200-300 метров.
    - удобно, что на каждом выходе из метро ( а их бывает очень много) указаны номера автобусов, трамваев и т.д. которые здесь останавливаются.
    - на остановках наземного транспорта везде есть расписание маршрутов, которое соблюдается.
    - удобно составлен маршрут ночного автобуса и его стыковки по времени.
    -продумана логистика доступа в аэропорт в любое время суток.
    В целом венгры доброжелательны к русским, да и у любым туристам. Помогали нам в сложных ситуациях.
    Взрослые венгры немного знают русский язык.

  • Анонимно
    1.11.2019 18:42

    У нас тоже были трамваи 2-го маршрута...

  • Анонимно
    8.11.2019 18:19

    До нулевых годов, венгры делали автобусы и троллейбусы "Икарус" на унифицированной несущей платформе. Это были очень удобные троллейбусы и автобусы для общественного транспорта. Автор ничего не сказал, используются ли эти транспортные единицы до сих пор? Одно время завод "Икарус", вроде, прекратил существование, но сейчас, говорят, китайцы выкупили компанию и снова налаживают производство. На первом снимке изображен синий городской автобус, но это точно не "Икарус", похож на автобус MAN.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль