Общество 

«После книги Фахретдина каждый добропорядочный ваххабит должен застрелиться»

Рустам Батыр
2020-01-11 07:55

В конце прошлого года была отменена презентация перевода двух книг Ризаэтдина Фахретдина, которая должна была состояться в союзе писателей Татарстана. Почему это случилось? Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр уверен, что дело в содержании работ мыслителя, почитаемого и в российской ваххабистской среде. Но не все так однозначно, уверен автор «БИЗНЕС Online».

Неоднозначное отношение к Ризе Фахретдину среди российских мусульман обусловлено двойственным характером его личности и идейного наследия «Неоднозначное отношение к Ризе Фахретдину среди российских мусульман обусловлено двойственным характером его личности и идейного наследия» Фото: ru.wikipedia.org / public domain

«РАЗВЕ РИЗАЭТДИН ХАЗРАТ БЫЛ ВАХХАБИТОМ?»

В самом конце минувшего года в Казани на площадке союза писателей РТ должна была пройти презентация перевода двух книг известного татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина. Ее устроители активно зазывали журналистскую братию «осветить данное мероприятие и тем самым завершить информационно привлекательной новостью год празднования 160-летия одного из самых влиятельных и популярных просветителей татарского народа». Не все знают, что анонсированный автор весьма почитаем в российской ваххабитской среде, а одна из представляемых вниманию общественности книг посвящена, собственно, Ибн Таймие, основному идеологическому столпу мирового движения ваххабитов. Рассчитывать на успех такого предприятия в Татарстане, который активно борется с ваххабитским влиянием, да к тому же на площадке окологосударственной организации, — верх наивности. Как и следовало ожидать, презентацию в последний момент отменили.

Неоднозначное отношение к Фахретдину среди российских мусульман обусловлено двойственным характером его личности и идейного наследия. С одной стороны, он был общенациональным муфтием нашей страны и видным татарским богословом. С другой — разделял многие откровенно салафитские взгляды. Поэтому Риза хазрат является крупнейшим представителем так называемого традиционного ислама и одновременно считается своим человеком в среде салафитов / ваххабитов. Вот почему последние активно апеллируют к имени Фахретдина, пытаясь использовать его как лазейку для легализации собственного положения в лоне российского ислама.

«Разве Ризаэтдин хазрат был ваххабитом?» — возможно, спросит недоумевающий читатель. Конечно же, нет. Он разделял салафитские взгляды, а салафизм — явление более широкое, чем ваххабизм. Салафизм — это обращение к истокам, исламу первых поколений, салафам, т. е. праведным предшественникам ныне живущих мусульман. Другими словами, стремление к изначальному идеалу ислама, свободному от более поздних / ложных наслоений. В этом смысле абсолютно все мусульманские богословы — салафиты, ибо идеал духовности для всех них без исключения явлен в прошлом. Просто ваххабиты громче других заявляют о своей приверженности пути салафов. Потому порой и кажется, что салафитами в исламе будто бы являются только они и никто более. (Мне салафизм представляется по методологическим соображениям не совсем корректным понятием, но мы сейчас не будем заострять внимание на данных нюансах.)

Имея с салафизмом общую идейную направленность, ваххабизм при этом сильно отличается конечной целью, ведь он создавался как инструмент международной геополитики для организации очагов напряженности и дестабилизации обстановки в странах противника. Потому ваххабизм — это не столько идеология, сколько структура с центром управления в государствах Персидского залива, являющихся сателлитами США. В каком-то смысле ваххабиты напоминают правозащитные и всевозможные либертарианские организации, ныне именуемые в нашей стране иностранными агентами, которые вроде бы говорят правильные лозунги, но именно под знаменами последних нередко происходят «оранжевые революции». Поэтому, причисляя Фахретдина к салафитам, ни в коей мере нельзя считать его ваххабитом: он не был связан ни с какими международными центрами, а всегда оставался бескорыстным и честным искателем истины.

Отличает мировоззрение Ризаэтдина хазрата от ваххабизма еще одно обстоятельство. Ваххабиты основной удар своей критики направили против народного суфизма и мазхабического фанатизма. Однако Фахретдин идет дальше: он не только разоблачает псевдоисламские обычаи, порожденные невежеством и выдаваемые за суфизм и приверженность мазхабам, но и выступает против тех идейных наслоений, которые ваххабиты, равно как и многие некритичные мусульмане, считают аутентичным исламским кредо. И вот здесь пропагандистская тактика современных российских ваххабитов дает серьезный сбой. Поднимая Ризаэтдина хазрата на знамена, они полагают, что прикрываются своим единомышленником, но на деле пропагандируют своего разоблачителя.

Давайте посмотрим, какие антиваххабитские воззрения Фахретдин проповедует в своей книге, посвященной Ибн Таймие.

РИЗАЭТДИН ХАЗРАТ СРЕДИ ПРОЧЕГО ПРИВОДИТ СПИСОК ИЗ 18 ОБВИНЕНИЙ…

Ризаэтдин хазрат среди прочего приводит список из 18 обвинений, которые оппоненты Ибн Таймии, прежде всего Ибн Хаджр аль-Макки, инкриминируют герою его книги. Среди них есть и такое утверждение (с. 134): «Слова Библии и Торы не искажены, изменен лишь их смысл».

Тезис об искажении Библии нужен ваххабитам, да и в целом ригористам ислама для того, чтобы сеять межрелигиозную вражду между разными ветвями монотеизма. Раз прочие претенденты на статус монотеистов построили свои религии на искаженном тексте, то есть на лжи, то о каком уважении к ним может быть речь? Однако всякий непредвзятый исследователь легко может убедиться, что ни Коран, ни Сунна не дают оснований для провозглашения тезиса об искажении Библии. Естественно, к такому же выводу пришел в свое время и Ибн Таймия.

Эпистолярное наследие этого мыслители просто гигантское, и Фахретдин, учитывая информационную логистику того времени, не имел возможности познакомиться со всеми его трудами, о чем честно признается в своей книге. Потому, защищая ученого, Риза хазрат в данном вопросе допускает фактологическую ошибку, указывая, что «Ибн Таймия не утверждал ничего подобного и свидетельство тому — его произведения». На самом деле ученый в ряде своих трактатов писал о сохранности текста Библии. Желающих разобраться в этом вопросе я отсылаю к статье профессора Тауфика Ибрагима «О каком искажении Библии говорил Пророк?». Нас же сегодня интересуют не воззрения Ибн Таймии, а взгляды самого Фахретдина, которые он транслирует своей аудитории. «Нет оснований обвинять [Ибн Таймию] за слова о Торе и Библии, — пишет он (с. 140), — ибо подобные замечания делали также имам Бухари и Фахраддин ар-Рази. Тем не менее они не навлекают на себя гнев из-за этого, почему же под ударом [оказывается только] Ибн Таймия?»

Как видим, даже не найдя в трудах ученого, которые у автора имелись на руках, утверждений о неискаженности Библии, Фахретдин тем не менее для подкрепления данного тезиса привлекает других авторитетов ислама, на которых и ссылается в данном вопросе, — Фахраддина ар-Рази и имама Бухари. А ведь по логике вещей для целей книги Ризе хазрату достаточно было ограничиться лишь указанием на то, что соответствующие обвинения в адрес Ибн Таймии, как он полагал, ложны. Но нет! Фахретдину стало крайне важно донести мысль, что великие улемы ислама (напомню, что Бухари считается самым глубоким знатоком Сунны и автором самой авторитетной, после Корана, книги в исламе) проповедовали учение сохранности текста Библии, ведь в противном случае делу межрелигиозного диалога и соработничества будет нанесен серьезный урон.

Риза хазрат решается усомниться в правомочности безоговорочной власти большинства касательно вопросов веры, тем более, что легитимность иджа в качестве критерия религиозной истины не подкреплена Кораном «Риза хазрат решается усомниться в правомочности безоговорочной власти большинства касательно вопросов веры, тем более что легитимность иджа в качестве критерия религиозной истины не подкреплена Кораном» Фото: кадр хроники 1923 года / public domain

…ЧТОБЫ ИХ ТОТЧАС РАЗГРОМИТЬ БЕСПОЩАДНЫМ ЗАЛПОМ КОНТРЦИТАТ

Другим важным тезисом, из которого вырастает идеология ненависти к иноверию, является утверждение о бесконечном характере адских мук. Раз Сам Бог без какого-либо снисхождения устроит нашим инакомыслящим оппонентам вечное наказание в аду, так почему же мы должны быть к ним терпимы и снисходительны? Естественно, внимательное знакомство с текстом Корана (и даже Сунны) не дает оснований для такого рода выводов.

Ибн Таймия как мусульманский богослов, прекрасно владевший первоисточниками ислама, разделял идею о конечности ада, чем попал в немилость к мусульманским ригористам, на что и указывает Фахретдин, выделяя среди прочих обвинений, инкриминируемых мыслителем Ибн Хаджаром и другими его оппонентами, тезис о том, что «ад когда-нибудь исчезнет» (с. 134).

Опять-таки здесь нас интересуют не взгляды Ибн Таймии, а воззрения Фахретдина. И вот что он пишет (с. 141): «Такое высказывание не является противоречием иджма, как об этом полагал Ибн Хаджар. Вероятно, порицатель придает вопросу об аде столь важное значение из-за того, что он нашел своеобразный повод для обвинения ученого». Далее Риза хазрат виртуозно кладет Ибн Хаджара на лопатки, указывая, что тот сам же в одном из своих произведений высказывал тезис о конечности ада (с. 141–142): «В своей книге „Аль-Заваджир ʻан иктирафаль-кабаʼир“ он говорит: „Ибн Таймийя взял идею о том, что ад в один из дней исчезнет, у благородных сподвижников: ʻУмара, ʻАбдуллаха бин ʻАббаса, ʻАбдуллаха бин Масʻуда, Абу Хурайры, Анаса, от табиинов: Хасана аль-Басри, Хаммада бин Салама, ʻАли бин Тальха аль-Валиби и группы толкователей Корана“».

Фахретдин прекрасно понимал, что голословные ссылки на вышеперечисленных столпов исламского правоверия не защитят его от разъяренной толпы единоверцев, ослепленных ненавистью к инакомыслящим, как не спасло в свое время Ибн Таймию. Поэтому первый далее делает аккуратный реверанс самосохранения в сторону воззрений последних, но не для того, чтобы солидаризироваться с ними, а для того, чтобы и тотчас разгромить беспощадным залпом контрцитат.

Давайте посмотрим, как шедеврально он использует этот изящный ход: «О вечности или конечности ада имеется два разных ривайата (т. е. извода — прим. авт.) от салафов и представителей последующих поколений. В одном говорится, что не исчезнет, во втором — что исчезнет. Без сомнения, первый из них наиболее верен. Согласно же Ибн аль-Каййиму, предпочтение следует отдать второму. Имам Суйути в своем тафсире под названием „Ад-Дурр аль-мансур“ передает от ʻУмара: „Обитатели Огня выйдут оттуда через день, равный по длительности времени подсчета крупинок песка в пустыне“. От Абу Хурейры: „Настанет для ада день, когда в нем никого не останется“. Затем от ʻАбдуллаха бин Масʻуда: „Наступит время, и его двери с грохотом закроются“. И от Шаʻби: „Ад — самый быстрый из двух обителей в наполнении и исчезновении“. Следовательно, если суждения о преходящести ада не были чужды Ибн Таймийи, то нет оснований порицать его за них. Ибо это старые высказывания, передаваемые от некоторых салафов и мусульман позднего периода».

К слову, на фразе о том, что Ибн аль-Каййим отдавал предпочтение второму риваяту, т. е. мнению о конечности ада, всякий добропорядочный ваххабит должен застрелиться, ибо учение, которое ему преподали под видом салафизма, далеко не тот салафизм, который исповедовали его знаменитые идеологи.

Популяризация классиков татарского богословия действительно важное дело. В планах издателей — выпуск всей фахретдиновской серии «Знаменитые мужи» «Популяризация классиков татарского богословия действительно важное дело. В планах издателей — выпуск всей фахретдиновской серии «Знаменитые мужи» Рихлет эль-Марджани, написанный Ризой Фахретдином, 1897 год / ru.wikipedia.org / public domain

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КЛАССИКОВ ТАТАРСКОГО БОГОСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ДЕЛО

Перечень салафитских, но антиваххабитских положений, которые Риза хазрат проповедует в книге об Ибн Таймие, можно продолжить. Но в завершение мне бы хотелось остановиться на вопросах методологического характера.

Богословская методология Фахретдина все еще ждет внимательного исследователя. Дело осложняется тем, что Риза хазрат был вынужден осторожничать и высказывать свои соображения на сей счет в завуалированной, скрытой форме. Тем не менее даже в книге про Ибн Таймию этим вопросам нашлось немного место. Так, Фахретдин на страницах 87–89 слегка щелкает по носу убогий хадисоцентризм, проповедующий культ сборников хадисов. Однако более рельефно он затрагивает тему иджма — так называемого консенсуса касательно вопросов веры.

Иджа — это мусульманский аналог христианских Вселенских соборов с той лишь разницей, что в данном случае нет формального собрания и прямого голосования. Но суть остается той же: мнение большинства (а не истина Откровения) провозглашается решающим в вопросах веры. Подобно тому, как на первом Никейском соборе был закреплен внебиблейский тезис о триединстве Бога, а мнение ранних христиан-антитринитаристов о тварной природе Христа и его неединосущности с Богом было объявлено еретическим, так и в исламе через институт иджма обосновывались многие положения, отсутствующие в Коране.

И хотя иджа провозглашено одним из четырех канонических источников ислама, тем не менее Риза хазрат решается усомниться в правомочности безоговорочной власти большинства касательно вопросов веры, тем более что легитимность иджа в качестве критерия религиозной истины не подкреплена Кораном. «Начиная со смерти ʻАли (т. е. последнего праведного халифа — прим. авт.), — пишет он (с. 221), — позиция большинства была на стороне простолюдинов, и везде и повсюду хозяйничали люди с Сенного базара (т. е. торговцы религией — прим. авт.)». Формулирует Фахретдин свое отношение к иджма и через цитирование великих предшественников (с. 137): «Уважаемый ученый Абу Зурʻа сказал: „Как можно обвинять в неверии противоречащего иджма? Мы не ставим в укор даже отрицание самого понятия „иджма“, в крайнем случае такой человек будет обвинен в нововведении“». В этом месте должны застрелиться не только ваххабиты, но и все те узкомыслящие мусульманские богословы, которые до сих пор так и не поняли масштаб личности великого Ризы хазрата.

Популяризация классиков татарского богословия действительно важное дело. В планах издателей — выпуск всей фахретдиновской серии «Знаменитые мужи». И это весьма отрадно, ведь чем больше людей станут проникаться мыслями Ризы хазрата, тем сложнее ваххабизму будет выживать в нашей стране.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (126) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.01.2020 11:17

Будет очень хорошо и правильно, если сначала, читатели ознакомятся с книгами Р. Фахрутдина, а потом сделают свой вывод. Не надо спешить, прочитав лишь маленькую статью об этой личности. Книги доступны для любого и очень легко читаются. Настолько, что даже человек не знакомый с Исламом может получить хорошее понимание об описанных личностях, об отношении к ним современников и автора.
Эти книги очень актуальны и будут полезны тем, кто ратует за традиционный ислам. Выражаю благодарность всем, кто принял участие в издании этих книг.

  • Анонимно
    11.01.2020 10:14

    Дела давно минувших дней,преданья старины глубокой.Что можно вычитать из тех книг когда люди смотрели на мир совсем другими глазами.

    • Анонимно
      11.01.2020 10:46

      Лучше читать старые книги, чем рассуждать о них даже не читая.

  • Анонимно
    11.01.2020 10:54

    Молодец Батров, уважаю!

    • Анонимно
      11.01.2020 20:33

      В чем молодец-то? Наверное, узкоспециальные вопросы богословия можно и нужно обсуждать в кругу соответствующих специалистов. а не выносить на страницы популярного издания. "Они хочут свою образованность показать".

  • Анонимно
    11.01.2020 10:55

    Дум рт испугалась презентации книг, а Батыр во всем разобрался

    • Анонимно
      11.01.2020 13:52

      Испугались - да, разобрался - нет.

    • Анонимно
      11.01.2020 17:34

      Дум что-ли запретил презеетацию союзу писателей? Бред уж не пиштте. И потом раз уж Р.Фахретдин такая неоднозначная личность, возможно, правильно что пока книгу не представили общаственности

      • Анонимно
        11.01.2020 17:45

        А вы думаете кто? За Ислам они отвечают в республике

        • Анонимно
          11.01.2020 18:04

          А как дум может повлиять на решение сторонней организации? Учредителем Союза писателей дум является разве? Не смешите

    • Анонимно
      11.01.2020 18:19

      Судя по всему правильно сделали что пока попридерживают презентацию.

  • Анонимно
    11.01.2020 10:55

    Спасибо БО и Рустаму за публикацию! Ждем очередных разоблачении

    • Анонимно
      11.01.2020 17:45

      вообще-то в статье никого не разоблачали. вы ее не читали похож. но поскорее поспешили потроллить

  • Анонимно
    11.01.2020 10:59

    БО и Батров активные борцы с радикализмом. Все эти муфтияты только и знают как велопробеги устраивать в месячнике по борьбе с экстремизмом

  • Анонимно
    11.01.2020 11:02

    Муфтияты отказались от Фахретдина, так как не поняли его тонких рассуждении. Спасибо Батрову за защиту великого татарского богослова

    • Анонимно
      11.01.2020 12:58

      А Вы уверены в том, что написанное батровым соответствует действительности? Сами читали книгу?

      • Анонимно
        11.01.2020 13:06

        Приведи доводы, не будь голословным.

        • Анонимно
          11.01.2020 13:53

          Вопросительный знак для того и существует, чтоб читатель понимал, что это вопросительное предложение. Доводы на что? На вопрос?

  • Анонимно
    11.01.2020 11:04

    Риза хазрат был очень умным и проницательным муфтием. Все нынешние муфтии ему в подметки не годятся.

  • Анонимно
    11.01.2020 11:05

    Р.Фахретдин всегда работал ради Уммы, защищал ее интересы

  • Анонимно
    11.01.2020 11:06

    Эту статью обязательно должны прочитать нынешнии муфтии, может тогда у них совесть проснется.

    • Анонимно
      11.01.2020 11:22

      Муфтият прочитает и промолчит.

      • Анонимно
        11.01.2020 11:37

        Как всегда. Зачем тогда эта структура нужна, зачем мы ее кормим со своих налогов?

        • Анонимно
          11.01.2020 17:12

          Вы кормите их с налогов? Вы уверены?

          • Анонимно
            11.01.2020 17:47

            Они получают деньги с бюджета татарстана. Бюджет формируется благодаря налогам, в том числе с населения.

      • Анонимно
        11.01.2020 15:41

        и правильно сделает. На страницах светского СМИ обсуждать сугубо богословские вопросы глупо. Для этого есть другие более подходящие площадки. Там жизнь кипит тоже, поверьте. Только аудитория - верующие люди и со знаниями Ислама

  • Анонимно
    11.01.2020 11:08

    Батров очередной раз тонко проехался по современным исламским религиозным лидерам россии

    • Анонимно
      11.01.2020 12:38

      Тут нет лидеров. Есть только ряженые администраторы.

      • Анонимно
        11.01.2020 12:55

        А как же муфтий Гайнутдин? Его всегда представляют как исламского религиозного лидера России.

        • Анонимно
          11.01.2020 13:55

          Сколько человек считаю лидером, настолько он и лидер.

          • Анонимно
            11.01.2020 17:19

            13.55. Исламский лидер РФ - это кукольная, протокольная должность для внешнего употребления.

  • Анонимно
    11.01.2020 11:08

    Очень грамотно написанная публикация

  • Анонимно
    11.01.2020 11:17

    Будет очень хорошо и правильно, если сначала, читатели ознакомятся с книгами Р. Фахрутдина, а потом сделают свой вывод. Не надо спешить, прочитав лишь маленькую статью об этой личности. Книги доступны для любого и очень легко читаются. Настолько, что даже человек не знакомый с Исламом может получить хорошее понимание об описанных личностях, об отношении к ним современников и автора.
    Эти книги очень актуальны и будут полезны тем, кто ратует за традиционный ислам. Выражаю благодарность всем, кто принял участие в издании этих книг.

  • Анонимно
    11.01.2020 11:39

    Батров как всегда не в бровь, а в глаз. Перед некоторым муфтием серъезно зашаталось кресло.

  • Анонимно
    11.01.2020 11:40

    Батров как всегда прав. Никто из современных ученых не может ему возразить. Не то, что возразить, даже боятся с ним в полемику вступить.

    • Анонимно
      11.01.2020 12:36

      Назовите современного ученого, который боится с ним вступить в полемику.

      • Анонимно
        11.01.2020 12:58

        Раньше пытались вступать в полемику, но их взгляды были полностью разбиты доводами Батрова. А современные никто не отважется, так как знании недостаточно.

  • Анонимно
    11.01.2020 11:41

    Многие мусульманские религиозные деятели десятый раз перечитывают эту статью, но им тяжело понять.

  • Анонимно
    11.01.2020 11:43

    Батров не стесняясь поднимает современные вопросы, касаемо российских мусульман. Честь и хвала ему!

  • Анонимно
    11.01.2020 11:44

    Руководство Болгарской академии отказалась от трудов Фахретдина. Им интереснее преподовать труды пришлых арабов

  • Анонимно
    11.01.2020 11:45

    Интересно что там с Болгарской исламской академией. Она работает или закрылась?

    • Анонимно
      11.01.2020 11:54

      Они на заслуженном новогоднем отдыхе в эмиратах, типа на исламской конференции

    • Анонимно
      11.01.2020 20:29

      У них до сих пор аккредитации нет

  • Анонимно
    11.01.2020 11:53

    Почему Крганов молчит. Он вообще муфтий, или с края третий?

    • Анонимно
      12.01.2020 11:37

      11.53. Крганову не дали создать центр Татарского ислама в Москве.

  • Анонимно
    11.01.2020 12:01

    Очередной раз убеждаюсь в мудрости и честности Батыра. Муфтии нервно грызут ногти в стороне.

  • Анонимно
    11.01.2020 12:52

    Мне понравилась статья, спасибо автору! Интересно!

  • Анонимно
    11.01.2020 13:01

    Очень серьезная тема и хорошо что она коротко и внятно описано здесь.

  • Анонимно
    11.01.2020 13:04

    Распустить всех прихлебателей муфтиев. Назначить Батыра ответственным за Ислам в России. Сэкономленные многомиллиардные средства от зарплат и расходов муфтиев отправить на лечение российских детей.

    • Анонимно
      11.01.2020 18:21

      Ура товарищи! Вся власть советам!

      • Анонимно
        11.01.2020 19:03

        Во времена советов такого бардака не было. Медицина была на уровне, детей лечили бесплатно. А сейчас государство старается загнать население в религиозные учреждения, оптимизируя больницы и т.д.

        • Анонимно
          11.01.2020 20:41

          Во времена советов многие болезни вообще не умели лечить. Спустя тридцать лет после кончины советов, наука сделала большие шаги, например, по лечению детского лейкоза. При советах от этой болезни стопроцентно умирали, а сейчас лечат.

          • Анонимно
            12.01.2020 06:07

            По статистике сейчас детская смертность намного превышает чем во времена советов. Идет убыль населения.

  • Анонимно
    11.01.2020 13:36

    я готов спорить с Батровым но не хватает знании и нельзя с ним не согласится ведь он прав. особенно про это «Начиная со смерти ʻАли [т.е. последнего праведного халифа — прим. Б.Р.] — пишет он, — позиция большинства была на стороне простолюдинов и везде и повсюду хозяйничали люди с Сенного базара [т.е. торговцы религией — прим. Б.Р.] (с. 221)

    • Анонимно
      11.01.2020 13:58

      Откуда такие познания, если нет знаний? Да и спорить с Батровым знаний не надо, достаточно ясного ума.

      • Анонимно
        11.01.2020 14:17

        ясным ум поможет только в болтовне) а для продуктивного спора необходимы конкретные доводы

  • Анонимно
    11.01.2020 13:50

    Салафизм - это прежде всего метод. Метод в котором Писание ниспосланное Всевышним в первую очередь трактуется не через разум, сердце или традицию, а через подражание делам словам и даже одежде людей живших когда-то. Такая ролевая игра в людей времен Пророка, в которой исторические рассказы ставятся чуть ли не на одну доску с Посланием Всевышнего.
    В этом смысле - далеко не все богословы - салафиты.
    Я не читал трудов самого Ризы Фахретдина (мой татарский слишком плох, чтобы читать сложные тексты), но много читал о его деятельности. И она не вписывается в салафитскую методологию. Он активно поддерживал Мухлису Буби и её борьбу с многоженством, положения о необязательности хиджаба для мусульманок, привлечение в мечети женщин и их активное участие в жизни Уммы. Помимо "Великих мужей" он еще написал книгу "Великие женщины". В 1926-м году советские власти беспокоились, что пока в Средней Азии они борются за женскую эмансипацию и вовлечение женщин в общественную жизнь, в Волго-Уралье, Сибири и Крыму им приходится конкурировать (sic!) в этом с исламской общиной.
    Не вписывается в салафизм и этот момент из статьи: "Так, Фахретдин на с. 87-89 слегка щелкает по носу убогий хадисоцентризм, проповедующий культ сборников хадисов. " Что есть салафизм если не доведенный до абсурда хадисоцентризм?
    В этом смысле Ризаэтдин Фахретдин предстает скорее умеренным борцом за очищение ислама от позднейших наслоений - традиций, обрядов, условных договоренностей. Т.е. умеренным реформатором, который старается очистить понимание Писания от домыслов и традиций - это не "традиционный ислам" в узком смысле слова и уж точно не салафизм.

  • Анонимно
    11.01.2020 13:51

    "это не столько идеология, сколько структура с центром управления в государствах Персидского залива, являющихся сателлитами США."
    Ну на момент деятельности Ваххаба США только начиналось, но надо было добавить что-то про "ораньжевые революции"... Это была идеология борьбы против "неправильных мусульман" - турок. Раз мы тут на Аравийском полуострове живем, то мы лучше этих людей знаем как себя вели и как именно брились/одевались сподвижники Пророка - а значит именно это - самое главное в понимании Корана. А они - неправильные мусульмане и их надо сокрушить. Британия воспользовалась ваххабитскими повстанцами только в годы Первой Мировой, США тут вообще не при чем.

  • Анонимно
    11.01.2020 14:13

    Мне начало казаться, что идёт тихая пропаганда салафизма. Так скажем, он открывает окно овертона, делает слово салафизм на слуху. Разрушает правильное представление о муфтии и муфтияте. И теперь провоцирует на чтение книг Фахрутдина - человека с явными салафитсаими взглядами и убежденного Таймиита (если прочитать его книги, то можно увидеть, что Фахрутдин просто влюблен в Ибн Таймию).
    Не читайте эти книги, лучше послушайте лекцию муфтий-хазрата Камиля Самигуллина об Ибн Таймия. Он во всем разобрался и теперь нам не нужны никакие PR-акции салафизма от Батрова. Если не хотите Камиль хазрата, то спросите любого имама мечети. К сожалению Фахрутдин очень сильно ошибался. Ведь уже при жизни он подвергался критике со стороны великих учёных нашего региона. Оставим споры, братья, и объединимся вокруг нашего лидера и наших имамов, во благо российской уммы и нашей Родины.

    • Анонимно
      11.01.2020 15:07

      Имам - КОРАН ХАФИЗ, УЧЕНЫЙ -который на переаттестации в ДУМ РТ сказал что мажлисы 3, 7, 40 дней -этого нет в коране и сунне пророка, а это традиция татар - не прошел переаттестацию))))) Человек сказал правду и его за это сняли с должности. Он не вахабит, не радикал - он сказал то, что говорят все муллы и его сняли с должности. Где логика?

      • Анонимно
        11.01.2020 16:10

        Это что за хафиз не прошел аттестацию? Знаем только одного, кто не прошел переаттестацию у Батрова - это Саиджагфар. НО он не ХАФИЗ.

        • Анонимно
          11.01.2020 17:50

          Многие не прошли переаттестацию

          • Анонимно
            11.01.2020 18:07

            и это прекрасно. если каждый диванный комментатор будет имамом ничего хорошего из этого не выйдет

          • Анонимно
            11.01.2020 18:26

            а вы как хотели? всех желающих аттестовывать?

        • Анонимно
          11.01.2020 17:57

          Настоящие учёные и Коран хафизы не хвастаются и самопопулизмом не занимаются !

      • Анонимно
        11.01.2020 17:01

        Ложь самая настоящая. Сейчас хафизом называется любой, кто с грехом и пополам может прочитать Фатиху?

      • Анонимно
        11.01.2020 17:30

        Ой ладно пургу гнать, а. В татарстане хафизов по Пальцам пересчитать можно. И хафиза скорее у нас работой навалят, чем за бортом оставят.

        • Анонимно
          11.01.2020 18:02

          Многих имамов пришедших в дум рт не взяли на Работу

          • Анонимно
            11.01.2020 18:14

            Ну как бэ во всех организациях и отраслях существует отбор и конкурс специалистов. Если конкуренции нет считай что болото

      • Анонимно
        11.01.2020 17:59

        Вас что ли не аттестовали?

    • Анонимно
      11.01.2020 15:13

      Расмешил. Какой он лидер мусульман Камиль хазрат? Вы думаете его реально уважают мусульмане?

      • Анонимно
        11.01.2020 15:58

        Его уважает огромное количество мусульман.

      • Анонимно
        11.01.2020 17:24

        Не говорите за других. Я уважаю

      • Анонимно
        11.01.2020 17:27

        Лидер. Дай Аллах ему здоровья

      • Анонимно
        11.01.2020 17:55

        Камиль хазрат крайне адекеватый грамотный и современный богослов. Искренний самое главное. Вам с ним повезло однозначно. Много всего сделал на пути Ислама. Ему еще спасибо скажут потомки.

    • Анонимно
      11.01.2020 15:36

      хорошо бы Камилю хазрату публичные лекции читать для всех желающих. Очень глубокие знания у него и свежий взгляд на многие вещи. Пусть Аллах примет его старания ради уммы и Ислама

      • Анонимно
        11.01.2020 16:09

        был на лекциях, от силу 10-15 человек и шакирдов загоняют - вот и все. А знаете почему? А потому что, действия этого человека, не сходятся с его делами!

        • Анонимно
          11.01.2020 17:00

          Докажите. Минимум, назовите себя. А пока, вы - пустослов.

        • Анонимно
          11.01.2020 17:25

          не смешите. Силой точно никого не загоняют. Это вам не политические выборы

          • Анонимно
            11.01.2020 17:50

            Можно не ходить, если заставляют. Представьтесь, мы скажем что вы разрешили не ходить

        • Анонимно
          11.01.2020 17:59

          Силой конечно не звонишь никого в мечеть. Это ежу понятно. На лекциях хазрата был, очень содержательно проходят. Полезно. Он кстати частенько их читает у себя в мечети. Настоящий исламский богослов. И про Р.Фахретдина он никогда не высказывался в неуважительном тоне

        • Анонимно
          11.01.2020 18:36

          И я был. В мечети Гаиля он как-то встречался с прихожанами. Зал был полон, разговор живым и интересным. Вы бы еще про разнарядки с работы сказали. Хороший муфтий, работу видно, знания есть. Молодец парень вобщем

    • Анонимно
      11.01.2020 21:37

      Великие учёные региона выбрали его муфтием на путем голосования.

    • Анонимно
      12.01.2020 00:39

      Как может думающий человек говорить такое: "Не читайте книги, послушайте лекции....". Рекомендую всем мусульманам прочесть книгу Р. Фахретдина "Җәвамигуль кәлим шәрехе". Там нет ваххабизма, салафизма и прочей глупости, а есть трезвый, логически выверенный комментарий к хадисам. Он призывает людей думать своей головой, без оглядки на авторитеты и ничего бездумно не принимать на веру. Тот, кто прочел его труды, точно не купится на дешёвый развод радикалов.

      • Анонимно
        12.01.2020 12:29

        00-39
        Верно! Я читала "Комментарий к высказываниям пророка Мухаммеда".
        Книга великолепна, настольной должна быть. Воспитывает чистейшего аристократа!

      • Анонимно
        13.01.2020 09:21

        Читай статью Фахреддина "Кто такие ваххабиты (Кемнэр алар ваххабитлар)?"!!!!

  • Анонимно
    11.01.2020 15:06

    Шах-Али
    В стране есть два человека открывающие нам глаза на бизнесменов в рясах у мусульман Батыров, у православных Невзоров.

  • Анонимно
    11.01.2020 16:57

    Опять Батырова понесло "во все тяжкие" эпистолярного жанра...

  • Анонимно
    11.01.2020 17:03

    Батырову с его богатой фантазией комиксы бы писать, да сценарии к фантастическим фильмам. Такой талант для киноиндустрии пропадает зря...

  • Анонимно
    11.01.2020 17:25

    Во-первых, Батров нисколько даже не упомянул о статье Фахреддина "Кто такие ваххабиты?". Может, он не знаком с этой статьей? А может - специально...????
    Вот что пишет о ваххабитах Риза хазрат (совершенно противоположное словам Батрова):
    "Ваххабизм не был новым течением как (шиитская) секта .., а характеризовался стремлением вернуть Ислам к простоте и природному состоянию – к тому, каким Ислам был во времена Пророка и сахабов. Таким образом, в вероубеждении ваххабитов нет ничего, противоречащего вероубеждению САЛАФОВ (!!!! Батров же, наоборот - противопоставляет их!!!!) , а их мазхаб в фикхе есть мазхаб Ахмада ибн Ханбаля (да будет доволен им Аллаh). Поэтому говорить применительно к ним: “отрицающие Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует)”, является самой большой ложью и самым большим бухтаном (наветом). Они, напротив, желают принятия и распространения исламского шариата в чистом виде, проявляют необычайное усердие в совершении деяний в соответствии с переданными от Пророка хадисами (против которых выступает сектант-"коранит" Батров, называя их "хадисоцентристами"!!!). Согласно их (ваххабитам) словам: ехать к умершим и там просить у Аллаhа удовлетворения своих нужд, давать обеты умершим, резать им жертвенных животных; желать помощи от умерших, выезжать в путешествие специально с целью посещения могил, возводить здания на могилах, делать минареты на мечетях – все это считается запрещенными деяниями. Уровень их (богобоязненности) и основа их пути характеризуется именно этим. Учитывая, что этих актов поклонения не было во времена Пророка, опираясь на некоторые аяты и хадисы в качестве доводов, они совершающих вышеупомянутые запрещенные деяния называли мушриками (поклоняющимися кому то еще, наряду с Аллаhом). Поклоняться кому то, помимо Аллаhа, ошибочно: поскольку лишь один Аллаh удовлетворяет нужды людей, спасает от всех бед и несчастий, господствует над мирами, то просить помощи у кого-либо еще было определено как ширк. Тем, кто в случае постигшего несчастья говорит: “о, шейх Абделькадыйр!» или «о, мой шейх Мадад!”, а также: “если такое-то мое желание сбудется, то я даю назер (обет) умершему господину Бахаветдину”, ваххабиты дают разъяснение: “Даже когда Абделькадыйр и господин Бахаветдин были еще живы, то не в их власти было даже сдвинуть с места пылинку, а что уж могут сделать их кости! Тот (умерший) шейх может вообще оказаться одним из отвергнутых Аллаhом. Таким образом, вместо того, чтобы просить у них помощи, искренне душой обратись только к самому Аллаhу, только Его моли о помощи! Врата Милости Аллаhа Субхана уа Та’аля открыты даже для самых грешных людей и Милосердие Его огромно”. Во-первых, ваххабиты стремятся вернуть прежнюю чистоту, простоту и открытость Ислама, проявляют необычайное усердие на пути распространения знаний Корана и Сунны. Во-вторых, чрезмерно отвергая такие вещи, как обеты, испрошение помощи, поездки для посещения могил, они выводят из Ислама совершающих эти деяния. Принимая во внимание лишь одну из двух вышеупомянутых сторон, одни будут любить их (ваххабитов), хвалить их деяния, а вторые – считать их за врагов и ругать их деяния".
    К какой группе относит себя Батров - нетрудно догадаться.
    Второй вопрос: Какова была цель статьи Батрова: защитить неискаженность Библии; доказать невечность (конечность) Ада; подтолкнуть ваххабитов к саморастрелу?
    И третий вопрос: А как отнесся бы сам Фахреддин (суннит, написавший книгу "Джавамигуль калим шархе" (толкование избранных хадисов) к нынешним сектантам-"коранитам", отвергающим хадисы Пророка и Его Сунну (суннизм) и к данной статье Батрова?

  • Анонимно
    11.01.2020 18:12

    Знаете коль речь зашла о структуре дум рт то хотел спросить : где свод фетв за 2019 год? Ведь если не ошибаюсь прямой обязанностью муфтия - это фетвы писать? Где они? Можно ознакомится?

    • Анонимно
      11.01.2020 18:24

      позвоните в их колл-центр - дадут вам фетву по любому вопросу. На русском и татарском языках, кстати

      • Анонимно
        11.01.2020 18:59

        Любое не надо, нас интересует фетвы муфтия татарстана за 2019 год

        • Анонимно
          11.01.2020 19:14

          если фетву дают в дум рт, значит она составлена под редакцией муфтия

          • Анонимно
            11.01.2020 19:27

            Номер подскажите. Звонили которая у них на сайте, но он не доступен

      • Анонимно
        11.01.2020 20:12

        Фетву надо издавать в письменном виде а не отвечать на телефон) тогда и ответственность будет! Во всем , на книжки ведь деньги есть.

        • Анонимно
          11.01.2020 20:31

          Письменные тоже даются. на ресурсах дум рт

          • Анонимно
            12.01.2020 06:11

            В инстаграмме муфтия? Пока не видел, там одни восточные сказки и бесполезные фотоотчеты

        • Анонимно
          11.01.2020 20:48

          Азан тоже с минарета положено произносить, а теперь просто динамик включают. Прогресс, однако. Вот и фетву теперь по телефону можно озвучивать

          • Анонимно
            12.01.2020 06:13

            Они в трех словах шесть ошибок допускают. Также любой документ они обязаны согласовать с апаратом президента, а те с москвой

  • Анонимно
    11.01.2020 18:25

    А какие там у них зарплаты? Лучше бы мечетям помогли бы и простым сельским имамам которые свою пенсию отдают на оплату коммунальных услуг.

    • Анонимно
      11.01.2020 18:58

      Спросите у муфтия сколько в татарстане мечетей, он не назовет точную цифру, так как сам не знает

  • Анонимно
    11.01.2020 18:26

    Школу у дцепешников отобрали под предлогом детей мусульман обучать а сами в аренду под коммерцию здали вот и верь теперь дум рт

    • Анонимно
      11.01.2020 18:33

      Смешной вы: детям с дцп дум рт помогает деньгами на лечение. А данное конкретное здание никто не у кого не отбирал: школе дали новое современное помещение

      • Анонимно
        11.01.2020 20:09

        Конечно недвижен в центре дороже а вы с больным ребёнком тащитесь с пересадками на автобус

  • Анонимно
    11.01.2020 18:27

    Одно слово - комерсы)

  • Анонимно
    11.01.2020 18:51

    Перед тем, как читать "труды" и разоблачительные "рецензии", кляузы автора, произношу молитву: «Прибегаю к защите Всевышнего Аллаха от "фитны" (смуты), что таится в этих "статьях" и субъективных, вольных констатациях!»

  • Анонимно
    11.01.2020 20:08

    Ну что остаётся когда ответить не чем только молится)

  • Анонимно
    11.01.2020 20:10

    Если так помогаете детям с дцп так лучше и построили бы школу в центре города!

  • Анонимно
    11.01.2020 21:00

    \\Тезис об искажении Библии нужен ваххабитам, да и в целом ригористам ислама для того, чтобы сеять межрелигиозную вражду между разными ветвями монотеизма\\ - Вообще-то, этот тезис постоянно озвучивают сами библиоведы (есть и такие специалисты). Такие искажения в большом количестве возникают при переводе "священных писаний" на различные языки. К примеру, в греческом тексте Евангелия написано "омовение господне" на русский язык перевели "крещение господне". И таких искажений специалисты насчитали более 4 тысяч. Не понимаю я г-на Батрова, зачем он каждый раз притягивает за уши к Исламу христианское вероучение. Ну разные они, сколько не бейся головой об стенку.

    • Анонимно
      11.01.2020 23:09

      Возможно, чтоб растворить ислам в современной местечковой светской этике.

  • Анонимно
    11.01.2020 21:01

    Презентация перенесена, а не отменена. Это отмечено в соцсетях, рассылки пришли на почту журналистов. Время презентации изначально было выбрано не очень удобно, предновогодняя суета и все такое. В Калитке прошла чудная презентация, было много интеллектуальной, адекватной публики. Калитка -в центре Казани. О каких запретах вы говорите.

  • Анонимно
    11.01.2020 21:26

    Уважаемый Рустам Батыр! Знаю, что читаете комментария, поэтому ответьте пожалуйста - является ли Книга Песни Песней Соломона, которая входит в каноническую Библию и по сути является сборником любовных стихов, Словом Божьим? И если ( как Вы и Тауфик Ибрагим считаете) Старый завет не искажалась и не дополнялась клерикалами на протяжении тысячелетий в угоду разных политических и общественных интересов, то почему у христиан и иудеев в Старый завет входят разные книги?

  • Анонимно
    12.01.2020 00:25

    Какую ересь говорит Рустам-хазрат.
    Ислам запрещает кончать жизнь самоубийством.
    И не только ислам.

  • Анонимно
    12.01.2020 17:15

    Спасибо Рустаму Батрову за статью. Он филигранно развел понятия "салафизм" и "ваххабизм", прояснил моменты радикального отличия от ваххабитского толкования Ризаетдином Фахретдином таких сложных понятий, как "конечность ада" и "иджма". Правда, им ничего не сказано о второй книге серии - "Ибн Араби". Между тем на стадии подготовки ее перевода текст проверял Тауфик Ибрагим - авторитет, на которого Рустам Батров ссылается в статье. Ну и, упоминая Союз писателей, следовало оговорить, что в его структуре наличествует секция художественного перевода и разговор и книгах Ризаетдина Фахретдина в данной организации предполагалось вести именно в этом ракурсе - филологическом, в том числе и о стихотворных переводах, коих в книгах немало.

  • Анонимно
    13.01.2020 09:18

    Еще раз пишу в БО, отстаивая свою правоту в том, что Батров полностью искажает текст Р.Фахреддина (первый мой коммент был незаслуженно и неправомерно забанен модератором (скорее, не осведомленным в в данной тематике).
    Батров приписал слова ученого Алуси Саида Нугмана и Ризе Фахреддину. Во-вторых, Батров не приводит (по неведению или же умышленно) статью Ризы Фахреддина под названием "Кто такие ваххабыты?", где он (Фахреддин) позитивно отзывается о ваххабитах и , тем самым, демонстрирует свою приверженность взглядам Мухаммада Ибна Абдуль Вахаба.
    В-третьих, подлаживает и подгоняет труд Фахреддина под работу своего учителя-наставника - сектанта-"коранита" ( антисуннита)
    Тауфика Ибрахима (которого Гейдар Джемаль назвал муртадом (вероотступником).
    И все эта искаженная муть предоставлена (как сам выражается Батров - "виртуозно" и ловко) для потребления читателям БО, весьма далеким от ислама и трудов мусульманских ученых... дабы "положить на лопатки" и призвать к саморастрелу т.н. "ваххабитов" (а, значит, вместе с ними - и самого Фахреддина). НЕ Фахреддина он здесь защищщает - а пользуясь трудами Фахреддина и искажая их мутит ислам и сознание неосведомленных людей. Фахреддин осудил бы Батрова не только за антисуннизм, но и за подтасовку и искажения его труда (спекуляцию его трудом). Жаль, что первый коммент был не пропущен (столько написал было...).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль