Общество 

Зеркало эпохи трансфера: мог ли бюллетень Счетной палаты РФ «отставить» правительство?

На минувшей неделе в России произошло событие, которое, с одной стороны, является вполне штатным, но при этом, с другой стороны, удивляет своей новизной, уверен обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. Речь идет о бюллетене, выпущенном Счетной палатой. Теперь во времена Алексея Кудрина он должен стать, по мысли авторов, площадкой «для дискуссий по самым актуальным темам развития страны».

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Фольклорное

Алексей Кудрин заявил, что «мы переходим от логики Бюллетеня как сборника отчетов Счетной палаты, к Бюллетеню как площадке для дискуссий по самым актуальным темам развития страны» Алексей Кудрин заявил: «Мы переходим от логики Бюллетеня как сборника отчетов Счетной палаты к Бюллетеню как площадке для дискуссий по самым актуальным темам развития страны» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКАЗАЛИСЬ ОБЕСКУРАЖИВАЮЩИМИ»

На минувшей неделе в России произошло событие, которое, с одной стороны, является вполне штатным, но при этом, с другой стороны, удивляет своей новизной. Речь идет о свежем бюллетене, который был выпущен Счетной палатой (СП). Выпускаются они уже достаточно давно, с 1997-го, данное издание является 266-м по счету вообще, первым в этом году, равно как и первым в новом логическом формате.

Здесь надо отметить, что с точки зрения репутации и, скажем так, «финальных данных» СП стоит заметно выше Росстата, хотя и задачи у этих ведомств разные. Тем не менее данные, собранные СП по той или иной теме и сформированные в соответствующий отчет, являются «окончательными и бесповоротными». Фактически именно результаты, полученные СП, считаются наиболее подходящими для того, чтобы быть основой для деятельности и чиновников из органов государственной власти, и в меньшей степени бизнесменов, причем подобное верно и для федерального уровня, и для регионального.

В чем же заключались изменения бюллетеня?

На это прямо указал глава ведомства Алексей Кудрин в своем предисловии к тексту. Он заявил: «Мы переходим от логики Бюллетеня как сборника отчетов Счетной палаты, которые теперь будут публиковаться отдельно, к Бюллетеню как площадке для дискуссий по самым актуальным темам развития страны». Кроме того, было отмечено, что «теперь в фокусе каждого Бюллетеня будет только один отчет о проверке Счетной палаты и обсуждение ее основных выводов и результатов, а также подборка материалов по тематике, описание лучших российских и международных практик». В основе этого лежат, как пишут, «принципы открытости и публичности», что, прямо скажем, несколько диссонирует со всеми имеющимися движениями в сторону секретности, закрытости и прочих видов привычной уже российской скрепности. Впрочем, важно здесь другое: такой подход, судя по первому экземпляру, вполне способен привести к тому, что каждый очередной номер бюллетеня СП из довольно скучного ведомственного издания может превратиться в явление, вызывающее самое живое обсуждение, особенно если тема издания будет касаться всех и каждого, как оно и произошло в данном случае.

Тема этого номера имеет длинное и неудобное название: «Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации, в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года». Под истекшим периодом здесь понимаются первые три квартала 2019-го, бюллетень готовился осенью. Фактически же речь идет о подведении итогов работы правительства и подотчетных ему структур за эти без малого три года, причем проанализированы были показатели работы по весьма широкому фронту: под исследование попали планы и результаты трудов 17 министерств, 4 федеральных служб и 3 федеральных агентств, прямо подчиненных Белому дому. С учетом того, что из 17 федеральных министерств 9 имеют 15 подведомственных федеральных служб и 14 федеральных агентств, получаем, что общее количество исследованных ФОИВ составило 53. Увы, в целом итоги исследования оказались обескураживающими.

Под исследование попали планы и результаты трудов 17 министерств, 4 федеральных служб и 3 федеральных агентств, прямо подчиненных Белому домуФото: «БИЗНЕС Online»

«НИ ОДИН ИЗ ПЛАНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОИВ НА 2019–2024 ГОДЫ В ПОЛНОЙ МЕРЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ПРАВИЛ»

Для начала надо сказать о нормативном регулировании, точнее, его нехватке и имеющихся пробелах в законодательстве, причем фундаментального уровня, а не каких-либо подзаконных актов или ведомственных инструкций. К примеру, всей стране известно, что чуть ли не основной протокол, по которому идет жизнь и выстраиваются планы, — «майский указ» Владимира Путина от мая 2018 года. С формально-юридической точки зрения обусловлены они указом президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Но выполнение его требует актуализации законодательства — к примеру, в федеральном законе №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в перечне разрабатываемых на федеральном уровне документов стратегического планирования отсутствуют национальные проекты (программы) и федеральные проекты. При этом законодательная инициатива о внесении соответствующих изменений в закон №172-ФЗ отсутствует, и это несмотря на то, что «майскому указу» уже скоро исполнится два года.

Из недостатков нормативного регулирования прямо проистекают серьезные недостатки планирования. Так, «ни один из планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы в полной мере не соответствует требованиям правил, утвержденных постановлением №1449, и методических рекомендаций, утвержденных приказом №68». Было обнаружено, что в планах деятельности ФОИВ в эти грядущие годы много где отсутствуют целые звенья цепочки управленческого процесса (обычно это целевые показатели и задачи), кроме того, планирование деятельности зачастую осуществляется без оценки ресурсного обеспечения. К примеру, выяснилось, что из 525 показателей нацпроектов и федеральных проектов 236 (т. е. 45%) попросту не включены в планы ФОИВ. Для госпрограмм и подпрограмм эта доля составила 74% — 935 из 1263 показателей проигнорированы. В целом же в отчете прямо указано: «В стратегическом планировании выявлены проблемы нормативного регулирования, методического обеспечения, организации контроля, открытости и доступности информации». Еще одна цитата: «Анализ показал, что нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу, не формируют завершенную систему стратегического планирования». Далее: «Они не согласованы между собой и не актуализированы в соответствии с документами, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально-экономического развития страны». Черту под этим подводит то, что «в результате ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы не соответствует установленным требованиям», поскольку, например, 4 федеральных министерства из 9, у которых есть подведомственные ФОИВ, разработали планы деятельности на 2019–2024 годы без учета планов деятельности подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств.

Наконец, исследование показало, что у ФОИВ существуют большие проблемы с результатами и с отчетностью как таковой. Так, за 2017 год плановые значения были предусмотрены по 785 показателям, анализ показал, что достигнуто было 454 (58%) показателя деятельности, не достигнуто 135, при этом информация о достижении плановых значений 196 показателей отсутствовала. Чуть лучше ситуация была в 2018-м, когда было достигнуто 63% плановых показателей при сравнимом количестве недостигнутых и с отсутствующими данными. В целом в 2017 и 2018 годах ни один ФОИВ не смог достичь плановых значений всех показателей деятельности. Далее кто-то просто не подает отчетность: минпромторг России не представил доклады о реализации плана деятельности за 2017-й и 2018-й, а минприроды России — за 2018-й. На фоне этого технические ошибки в докладах ФОИВ и имеющаяся слабая сопоставимость показателей между собой выглядят как мелочь, не стоящая особого внимания.

«СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧУДОВИЩНО ИНЕРТНА»

Наверное, хватит. Тонких деталей и хитрых нюансов в документе очень много, но в целом картина, думаю, вполне понятна. Российское государственное управление отличается низким качеством — и это сугубо эмпирическое наблюдение за живой природой сейчас оказалось описано сухим и жестким языком цифр. Отчет СП со всей его детальностью касается последних трех лет, но итоги разнообразных российских проектов за последние два десятка лет (которые я рассматривал, например, здесь и здесь) вполне соответствуют новым данным. На таком моменте можно махнуть рукой и дать еще более серьезную экстраполяцию «да тут всегда так было и будет», но подобное, на мой взгляд, не очень интересно. Более интересными мне представляются два следующих суждения.

Во-первых, сам бюллетень СП вышел, как уже сказано, на текущей неделе, но в тексте отмечено, что отчет о качестве госуправления утвержден 10 декабря 2019 года. Могла ли теоретическая сугубо внутренняя публикация этого документа привести к произошедшей в середине января отставке правительства? Не знаю. Но мысль представляется мне очень любопытной — в разрезе оценки возможных элитных раскладов.

Во-вторых, у меня нет оснований полагать, что новое правительство сможет как-либо радикально изменить ситуацию, улучшить ее. Система управления чудовищно инертна, ее инертность сравнима с инертностью всей экономики страны. Но возможные попытки улучшения (собственно говоря, Путин буквально только что промотивировал правительство своей многолетней и традиционной фразой «нет времени на раскачку») на фоне экстренно начавшегося «трансфера» и внесения изменений в Конституцию могут, наоборот, разбалансировать систему управления вплоть до ее (некоторого) разрушения. Но страна сложна, управление ею трудно, а сложность управляющей системы должна быть не ниже, чем сложность той системы, которой она управляет. Здесь нужны иные решения, в рамках иной онтологии, не ригидная вертикаль, но адаптивность и делегирование.

Но эти рассуждения уже слишком выходят за рамки данной темы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.02.2020 10:38

Зачем нужны доказательства низкого качества российского государственного управления?Я бы не сказал что оно низкого качества.Оно просто оторвано от интересов большинства народа и фсе и образно говоря заточено под интересы определенной категории граждан.Государственное управление в России образно говоря является глубоко коррупционным и образно говоря заточено под распил бюджетных средств и фсе.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:24

    20 лет строительства вертикали коту под хвост?
    только ручное управление?

    • Анонимно
      9.02.2020 14:15

      не надо стрелки переводить на путина. вы в 90-е порезвились вдоволь. расхватали недра заводы земли. страну развалили до основания. а теперь сидя в своих испаниях-франциях -швейцариях злопыхаете и пытаетесь от себя стрелки перевести. не получится. мы простой российский народ все помним.

    • Анонимно
      9.02.2020 15:02

      не 20, а 30 лет одна и та же команда рулит россией

    • Анонимно
      9.02.2020 16:09

      Именно так. Документы нужны только кудрину . Тонны документов бессмысленно рождаются

      • Анонимно
        9.02.2020 21:42

        Паспорт вам нужен? А права на машину? А бумаги на дом? Видимо нет. Даешь анархию!

  • Анонимно
    9.02.2020 10:38

    Зачем нужны доказательства низкого качества российского государственного управления?Я бы не сказал что оно низкого качества.Оно просто оторвано от интересов большинства народа и фсе и образно говоря заточено под интересы определенной категории граждан.Государственное управление в России образно говоря является глубоко коррупционным и образно говоря заточено под распил бюджетных средств и фсе.

    • Анонимно
      9.02.2020 10:58

      Верно, в этом плане оно очень даже эффективно.

      • Анонимно
        9.02.2020 15:18

        Видимо, у чиновников и у народа критерии эффективности диаметрально противоположны. И в этом трагедия страны.

    • Анонимно
      11.02.2020 23:27

      Эти факты (а не доказательства) необходимо знать деятельным людям, которые будут учитывать эти факты для распознавания характера и степени воздействия внешней среды (коррупции), оказывающей существенное воздействие на их созидательную деятельность. Без знания этих фактов (статистически достоверных) любой перспективный план улетит коту под хвост.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:43

    Россия всегда была и будет *ручная*о тсюда плебейское отношение к начальникам,руководителям.Они это хорошо знают и манипулируют обществом.Мне всегда смешно ,когда говорят, что Россия это часть Европы.Ерунда, только подражание.

  • Анонимно
    9.02.2020 11:44

    А каким должен быть уровень управления если все медведевские чиновники и он сам отлично трудоустроены.

  • Анонимно
    9.02.2020 12:06

    Друзья мои !
    Конечно отчёт СП тем более возглавляемая другом уважаемого Президента РФ по карьере во властных структурах Кудриным
    вещь нужная и дающая примерное понимание работы Правительства.
    Но я думаю этот отчёт вряд ли повлиял на уход Правительства.
    Неужели Вы думаете что Глава Государства не видит или не видел ДЕТСКОСТЬ и не солидность в поведении и в мышлении уважаемого Медведева????
    А тем более в ИСПОЛНЕНИИ указов Президента РФ,
    Вся страна всё население от Москвы до Сахалина это видело а Уважаемый Путин не видел??
    Всё он видел.
    Но !! ему нужен был МЕДВЕДЕВ для игры в политику в новой России.
    Для контраста для того что бы население видело что Президент как человек умнее Премьер министра.
    А вот сейчас пришло время,ВОЗРАСТ и был исчерпан весь ЛИМИТ
    Президентства и нужен был новый подход для сохранения ВЛАСТИ.
    Путин В.В. умный человек и всё это он понимает.
    Единственно для меня ЗАГАДКА у него нет СЫНОВЕЙ продолжателей
    его дела.
    Кому он оставит свои КАПИТАЛЫ а они немалые.
    Как он этот вопрос понимает для меня загадка.
    Хотя Сталин тоже был или остался без сыновей и его Россия помнит всё равно.
    Исторической личности нет понимания СЫНА или СЫНОВЕЙ.
    А тогда для чего всё это ВЛАСТЬ и ДЕНЬГИ БОЛЬШИЕ БОЛЬШИЕ?
    Так вернёмся к Медведеву.
    Карьера этого человека ЗАКОНЧИЛАСЬ.
    Он ещё немного побудет в ВЕРХАХ и ..........
    Уже появляются в СМИ мысли о том что он устал от политики и так далее.
    Человека ГОТОВЯТ!!
    Кудрин тоже уже устарел,ОТРАБОТАННЫЙ материал.
    И его отчёты это просто ИГРА со стороны Уважаемого Президента РФ.
    с уважением
    Простой человек


    • Анонимно
      9.02.2020 14:17

      а как он "все видел" не подскажешь? он может в каждом из нас сидит? тогда это уже бог. Любой человек получает информацию и ее анализирует. и СП как раз собрала информацию.

  • Анонимно
    9.02.2020 15:00

    Хорошая работа! главное - предоставление широким массам закрытой информации и представление авторского видения. А по поводу: "... Система управления чудовищно инертна, ее инертность сравнима с инертностью всей экономики страны...", - на КАМАЗе в 2008 году был пилот по внедрению партисипативной системы управления (в масштабах страны - микроуровень), позволивший разрулить тридцатилетние проблемы и идти дальше, т.е. развиваться (с переменным успехом в разные годы). Главное - кто принял и понял (в т.ч. читал, внедрял прочитанное: в экспериментах, подтверждал гипотезы в МPV), что помимо технических решений, сформулированных в формулах - первое место занимает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ расчет экономики затрат и эффектов (пусть даже карявое с точки зрения проффи:-)

  • Анонимно
    9.02.2020 16:14

    Управленческий аппарат очень громоздкий, и в силу этого неповоротливый. Даже на примере РТ чиновники просто дублируют функции друг друга. За одно мероприятия отчитываются все министерства. Самое удивительное ,чем больше их сокращают, тем больше их становиться. И вся это система просто занимается самообслуживанием своих интересов.

  • Анонимно
    9.02.2020 17:24

    В 1992 году- скачок в капитализм. А тут обратно речь о Госплане! Кудрин о чем вообще?

    • Анонимно
      9.02.2020 18:17

      а при чем здесь Кудрин вообще?! На крупных предприятиях (вслед за правительством) лет пять, как минимум, произошел переход от годового к трехлетнему планированию целевых показателей хозяйственной деятельности. Да никак не сраслося прогнозируемое (плановое) с целевым (фактическим), т.к. нет четкого спроса на продукцию со стороны. А нет спроса - тогда нет и предложения. Нет предложения - нет оборота. Нет оборота - нет зарплаты (НДФЛ). Чтоб разрулить данную проблему и нужен великий план, который в виде декларации, а потом и политики, был брошен клич Верховным Правителем в виде 13 нац.проектов (и кучи программ и подпроектов). В результате тезис: Лучший план - не иметь плана, - оказался, что это не план

    • Анонимно
      11.02.2020 22:43

      О том же, о чем и Путин.

  • Анонимно
    9.02.2020 19:20

    Слушайте, но сколько можно уже? У нас нет времени на раскачку!

    • Анонимно
      9.02.2020 20:44

      Ну, кому-то моно, а кому-то нуно:-) Про раскачку - эт тянучка, имеющая физический смысл: денежная масса М2, отклоненная на дельту от равновесного состояния, приложенной в определенную точку на геометрическом множестве точек, политической силой (в заданном направлении), при снятии данного управляющего воздействия, продолжительностью во времени, - под действием гравитационной силы устремит систему в первоначальное (исходное) состояние, непременно, под действием неопреодолимой силы (центрострремительных сил), позволит системе занять новое (за счёт инерционности) положение системы (- если иное не оговорено условиями сделки:-))))))

  • Анонимно
    11.02.2020 22:17

    С политической точки зрения, в этом отчете СП показан "тихий" саботаж ("итальянка") чиновников, и даже открытый (Минпромторг, Минприроды).
    С формально-юридической точки зрения, налицо нарушение государственной дисциплины (неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей). В рамках субординационных отношений иерархической структуры госвласти (вертикаль власти) такие нарушения дисциплины приводят к минимуму результативности госаппарата, которая отражается на все сферы жизни общества.
    Эти юридические основания являются надежным и достоверным поводом к увольнению любого должностного лица. Поводом может послужить любая причина в принципе. Как любит повторять Путин, всё в рамках правового поля.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль