Общество 
19.06.2020

Прорыв в схеме обращения с отходами или откровенная туфта в красивой упаковке?

В октябре должна быть принята федеральная схема обращения с отходами

Разработанный Российским экологическим оператором (РЭО) по поручению правительства РФ документ вызвал острую дискуссию в профессиональном сообществе. Депутат Госсовета РТ Николай Атласов на страницах «БИЗНЕС Online» вспоминает неудачу с татарстанской территориальной схемой и детально разбирает, почему одобренный вице-премьером проект станет в прямом смысле «мусорным» — дорогим, но абсолютно неэффективным.

Федеральной схемой предусматривается строительство и реконструкция до 2024 года 870 объектов инфраструктуры, которые позволят подвергнуть обработке 42 млн тонн отходов, а утилизации — 25 млн «Федеральной схемой предусматривается строительство и реконструкция до 2024 года 870 объектов инфраструктуры, которые позволят подвергнуть обработке 42 миллиона тонн отходов, а утилизации — 25 миллионов»

«ПРЯМО НАЗВАЛ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ КРИВЫМИ»

В конце апреля подготовленный проект федеральной схемы обращения с отходами был одобрен вице-премьером правительства РФ, координатором нацпроекта «Экология» Викторией Абрамченко. Но он вызвал резкую критику со стороны комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды. В отличие от вице-премьера, депутаты профильного комитета смогли увидеть, что им подкинули на рассмотрение откровенную туфту в красивой упаковке (интерактивная карта, отражающая источники образования отходов, объекты инфраструктуры и маршруты движения).

Если верить разработчикам федеральной схемы, то она создавалась на основе математического моделирования, детального анализа информации с мест и глубокой экспертной оценки. Места размещения новых объектов отраслевой инфраструктуры (сортировочных комплексов и полигонов) определялись с учетом экономически обоснованной логистики. Федеральной схемой предусматривается строительство и реконструкция до 2024 года 870 объектов инфраструктуры, которые позволят подвергнуть обработке 42 млн т отходов, а утилизации — 25 млн (для сравнения: в 2019-м обработано 10 млн, из которых утилизировано 5 млн). Схемой охватывается более 20 тыс. муниципальных образований.

Руководитель РЭО Илья Гудков представил плод своего творчества так, что это не просто очередная информационная система, а некая основа, вокруг которой будет выстраиваться вся система управления отраслью. По его словам, схема позволяет сбалансировать мощности по захоронению и переработке отходов, а регионам — обеспечить возможность совместного использования инфраструктуры.

Впрочем, на депутатов Госдумы это не произвело впечатления. Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил, что федеральная схема представляет собой компиляцию региональных территориальных схем, а к ним огромное количество вопросов. Он прямо назвал региональные схемы кривыми, плохо проработанными, а значит, созданная на их основе федеральная схема такая же.

Мусорная реформа, если судить о ней по федеральной и территориальным схемам, переработки почти не предусматривает «Мусорная» реформа, если судить о ней по федеральной и территориальным схемам, переработки почти не предусматривает»

«ПЕРЕРАБОТКИ ПОЧТИ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕ УЧИТЫВАЕТ»

В целом претензии к проекту федеральной схемы обращения с отходами сводятся к следующему.

Во-первых, территориальные схемы, на основе которых создана федеральная, не прошли общественного обсуждения, как полагается по закону. Бурматов напомнил, что во многих регионах люди выходили на акции протеста, требуя общественных обсуждений. В связи с этим можно вспомнить, как принималась татарстанская терсхема, которая, кстати, была успешно оспорена в судебном порядке именно потому, что не прошла общественного обсуждения. Однако принятый минстроем РТ доработанный вариант терсхемы, который должен был устранить судебные претензии, тоже оказался кривым. Так называемое общественное обсуждение терсхемы не предусматривало диалога и свелось к формату внесения предложений, подавляющее большинство которых было, вероятно, направлено в урну. По крайней мере, второй вариант татарстанской терсхемы мало чем отличается от первого. Похожие ситуации имеют место и в других регионах. В Архангельской области, к примеру, граждане подготовили около тысячи предложений для внесения в областную терсхему, но они не были учтены.

Во-вторых, принципиальный изъян проекта федеральной схемы заключается в том, что он не учитывает региональных проблем, в частности исчерпание полигонных возможностей для захоронения отходов. Например, в 9 регионах (Магаданская область, Бурятия, Забайкалье, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатский край, Омская область) нынешних мощностей для захоронения не хватит даже на этот год. При этом в той же Магаданской области в ближайшие два года строительство полигонов не предусмотрено. И данные регионы, по прогнозу Счетной палаты, в скором времени ожидает «мусорный» коллапс.

В-третьих, в федеральной схеме не отражено развитие раздельного сбора мусора и переработки отходов. Эти претензии также можно в полной мере предъявить и к татарстанской терсхеме, в которой раздельный сбор лишь упомянут, а перерабатывающий сегмент, кроме сортировок, также не нашел отражения. По сути, «мусорная» реформа, если судить о ней по федеральной и территориальным схемам, переработки почти не предусматривает. В частности, из 870 планируемых к строительству объектов инфраструктуры 80% — это новые полигоны захоронения и объекты сортировки. А объекты утилизации, то есть перерабатывающие мощности, составляют лишь 8%. С учетом таких диспропорций в распределении инвестиций прогнозируется, что 40% регионов не смогут достигнуть к 2024 году заложенных нацпроектом «Экология» показателей по уровню обработки и утилизации отходов.

В-четвертых, еще один принципиальный недостаток федеральной и региональных терсхем — отсутствие эффективной логистической схемы перевозки отходов. Транспортное плечо в большинстве случаев слишком велико, и этот фактор — один из ключевых в росте тарифов. Кроме того, несовершенная логистика создает дополнительные препятствия развитию переработки отходов.

И в заключение отметим, что, по оценке комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, регионы потратили на разработку территориальных схем около 1 млрд рублей. Однако эти документы остались крайне сырыми.

Таким образом, «мусорная» реформа в том варианте, в котором она реализуется, оказалась очень дорогой для потребителей и абсолютно неэффективной.

Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов

На правах рекламы

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Проект федеральной схемы обращения с отходами - это действительно мусор в красивой упаковке.
    Несмотря на красивую упаковку, в нем нет главного - концепции, идеологии обращения с отходами.
    Необходимы федеральная и региональные программы обращения с отходами на основе современных достижений науки и техники, а не "схемы".
    Схемы - это вторично

  • Анонимно
    19.06.2020 08:45

    Тарифы за вывоз ТБО (ТКО) раньше были существенно ниже, всё монополизировали, создали бюрократическую структуру, вышли за соглашение не увеличивать тарифы, и что мы имеем? На всех почти помойках- ситуация как прежде, вообще ничего не изменилось. А если 3-4 контейнерный раздельный сбор, то приезжает машина и все сваливает в 1 кучу. Вывод: на этом просто наварились.

  • Анонимно
    19.06.2020 08:51

    Мусор это последняя халява на которой решено сделать деньги.Отсюда и дурацкие задумки от заварки мусоропроводов до превращения наших дворов в сортировочные площадки для мусора с полчищами крыс в придачу.Мы же не хотим как в Германии.Купил бутылку пепси,выпил,сунул пустую бутылку в автомат и получил или деньги или другую бутылку со скидкой.Нам проще выбить деньги на миллионы контейнеров для халявного сбора бутылок и капанья на мозги людей про сознательность в сортировке мусора.Хотя в старые времена в каждом квартале стояла палатка где принимали стеклянную посуду.Но что такое одна палатка против сотен контейнеров для пластика которые надо сначала сделать а потом красить и ремонтировать.А раз люди не хотят за даром разбирать мусор то и рождаются мусоросжигающие заводы на которых тонна мусора превращается в 300 кг пепла и это не считая того что улетит в воздух.Хотя и пепел тоже прекрасно летает по воздуху.А всё потому что мусором решили заниматься не для того чтоб решить проблему а для того чтоб нарубить бабки.

  • Анонимно
    19.06.2020 09:29

    Николай, вы как профильный депутат должны поднять вопрос по объектам экологической инфраструктуры, реализованным в РТ ранее, чтобы население смогло оценить работу органов исполнительной власти в данном вопросе. А именно, интересуют объекты переработки илового осадка в Челнах и Казани. В Челнах частники истратили миллиард(но республика помогала с землей и инфраструктурой и в целом одобрила и поддержала) - объект не работает. В Казани за счет собственных средств водоканала подобный объект реализуют уже третий год(хотя собирались реализовать за один год). Оба проекта курировал кабмин республики. Не настало ли время эффективным менеджерам отчитаться о проделанной работе? Сколько жители п. Отары еще должны травиться зловониями от иловых полей?
    П. С. И еще вопрос. Могут ли люди, которые не смогли(пока что) реализовать выше означенные объекты лезть пилить... простите РЕШАТЬ, куда как более сложные задачи, такие как терр.схемы обращения с отходами и строительство МСЗ?

  • Анонимно
    19.06.2020 10:14

    Что-то неспроста просветление в головах депутатов Госдумы.
    Было бы неплохо, если оно посетит и руководство РТ.

    • Анонимно
      19.06.2020 13:17

      Атласов - депутат Госсовета РТ. И просветление у него давно, еще когда депутатом не был. Читайте его статьи в Бизнес-онлайн

  • Анонимно
    19.06.2020 19:31

    В Лен. области также не предусмотрена переработка. А те мощности, которые уже есть (Раздельный сбор, заготовителя и переработки) оказываются вне закона...

  • Анонимно
    20.06.2020 22:31

    Современная отходоперерабатывающая технология должна отвечать современным мировым требованиям: экономическим, экологическим и возвращение ресурсов в цикл производства. Всему этому полностью отвечает только технология плазменной газификации. Заводы плазменной газификации способны без отходов, экологически чисто и дешево перерабатывать промышленные отходы и ТКО 1,2,3,4 класса опасности. Уничтожать свалки. РЭО и другие государственные структуры активно блокируют строительство заводов плазменной газификации отходов. На сегодняшний день в мире работают свыше 10 таких заводов пришедших на смену устаревших технологий мусоросжигание, раздельный сбор, мусоросортировка и полигоны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль