После присоединения Крыма к России у предпринимателей региона пока нет возможности перерегистрировать юридические лица, чтобы вести дела по российскому законодательству. У них не работает Росреестр, они не могут оформить собственность, соответственно, не могут брать кредиты у банков. Татарстанские предприниматели не остались равнодушными к этой проблеме и предложили крымским предприятиям регистрироваться на территории Татарстана, чтобы иметь возможность работать законно. В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», глава центра поддержки предпринимательства при минэкономики РТ Артем Наумов рассказал, как предложение восприняли в Крыму и как на самом деле у них обстоят дела с бизнесом.
Артем Наумов |
В КРЫМУ КАК В 90-Х
Идея поехать в Крым возникла после того, как до меня дошли слухи, что ситуация с бизнесом там обстоит примерно как у нас в 90-е годы. При этом после присоединения Крыма к России в регионе появилось много новых возможностей, новых рынков, с которыми предприниматели не совсем понимают, как работать. С другой стороны, у крымских предпринимателей нет опыта переоформления юридических лиц в соответствии с российским законодательством и работы с сфере российского законодательного поля.
У нас же этот этап давно пройден, и я подумал, что нашим предпринимателям эта поездка тоже может быть интересна. Мы сделали массовую рассылку по электронной почте с предложением отправиться в Крым. Несмотря на то что изначально откликнулось порядка 40 предпринимателей, в итоге поехать смогли только 6 человек: известные рестораторы Айрат Забиров, Адель Ягудин, Айдар Булатов, руководитель Казанского юридического центра Джаудат Латыпов, Арман Тулеев (занимается энергеэффективным оборудованием) и Сергей Троицкий.
Кстати, на официальном уровне этим вопросом уже давно занимается министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов. Он-то и порекомендовал мне повременить с поездкой, которую я сначала планировал еще в апреле. В мае его заместители Рустем Сибгатуллин и Артем Здунов вылетели в Крым и провели встречу с предпринимателями Бахчисарайского района. Забегая вперед, хотел отметить, что уже на нашей встрече с предпринимателями Бахчисарайского района их первая майская встреча упоминалась очень часто и в позитивных тонах. В общем, мы приехали на подготовленную почву.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК БОКСЕР НА РЫНКЕ
Собираясь в Крым, мы связались с их фондом поддержки предпринимательства — это аналог центра поддержки предпринимательства РТ. Отреагировали они на наше предложение приехать довольно дружелюбно. Вообще, насколько я понял, к ним подобные делегации приезжают достаточно часто. Например, параллельно с нами прибыла делегация из Башкортостана.
В первый день пребывания в Крыму мы встретились с предпринимателями в Бахчисарае, там собралось около 10 человек. Они мне показались организованными, со своей активной позицией, которую нельзя было не заметить.
На следующий день мы отправились в Симферополь, там нас ждало порядка 20 предпринимателей. На этих двух встречах местные предприниматели напомнили мне боксера в нокдауне. Это еще не нокаут, но боксер уже выведен из равновесия, голова звенит, ощущение прострации. И вроде он думает, «танцует» на ринге, но уже все, он поплыл. Нет уверенности, нет понимания, что же делать прямо здесь и сейчас. Соответственно, ожидания к нам — вроде как невысказанная просьба совета: «Друзья, вы просто скажите, как сейчас нужно работать...»
ВИРТУАЛЬНАЯ КАЗАНЬ
В целом крымские предприниматели пока не понимают, что у них происходит и как им быть. На территории Украины действовали одни правила по формированию юридических и физических лиц, у нас же они совершенно другие. Откровенно признаться, нам и самим было не совсем понятно, как же разобраться в ситуации, как именно помочь им. Прямо на месте наши опытные предприниматели — руководители юридических компаний — пытались разобраться, но с ходу решить вопросы не удалось. Даже управляющий партнер Казанского юридического центра Латыпов, который вместе с нами посетил Крым, затруднялся дать им ответ сразу. Казалось бы, как только появлялось какое-то решение, возникало много нюансов, которые препятствовали ему. Сейчас соединить татарстанский бизнес и крымский все равно что воткнуть российский штепсель в английскую розетку.
Тем не менее мы все же предложили решение, которое позволит им законно работать. Правда, как мне показалось, они не до конца его поняли. Мы предложили сделать виртуальную систему для крымских компаний. То есть фирма регистрируется в Казани, юридический адрес, бухгалтерия, банки — все как бы находится у нас. Сейчас они даже не знают, как регистрироваться, они не могут переделать документы, поменять паспорт, не говоря обо всем остальном. Надо понимать, что у их организаций с юридической точки зрения нет основных средств. Да, у них есть здания, площади, но они не зарегистрированы в Росреестре, а значит, их нельзя использовать в качестве залога. А если нельзя использовать в качестве залога, банк не может дать кредит. Ну или может, но под огромный процент.
ВСЕ НА ОДНО ЛИЦО
В целом схема нашего предложения выглядит так: здесь, в Татарстане, мы их год-два, что называется, выращиваем, делам кредитную историю, учим работать их так, как это принято у нас, и ставим им бухгалтерию через виртуальные сервисы. И платежи проводят они уже не через местные банки, а через наши. Например, их банк РНКБ за одну платежку берет 200 рублей, а наш через банк-клиент — за 10 - 20 рублей. Разница очевидна. И вот когда у них все заработает, будет Росреестр и все грамотно начнет функционировать, можно будет перерегистрировать фирму обратно в Крым. Эта схема не обязывает их включать татарстанских предпринимателей в свой бизнес. Они будут работать с ним самостоятельно. Мы сами готовы им все зарегистрировать, но при этом никакого вмешательства в их бизнес не будет. Мы лишь поможем им сделать первые шаги, чтобы они поняли, как работает наша система.
Со своей стороны крымские предприниматели не предлагали ничего, у них нет решений, и вряд ли они выработаются. Они больше говорят о том, какие у них есть проблемы. Главное для них, чтобы появился тот, кто покажет им, как выйти из ситуации, предложит конкретные меры. Конечно, к ним приезжали делегации из многих регионов, но пока они не могут понять, кто лучше или кто хуже. Грубо говоря, мы все для них на одно лицо.
Артем Наумов