Сегодня лидер челнинского отделения «Коммунистов России» Татьяна Гурьева заявила «БИЗНЕС Online» о намерениях подать в суд на территориальную избирательную комиссию автограда. Основанием для этого стали сомнения в подлинности подписных листов конкурентов — замгендиректора по безопасности ОАО «КАМАЗ» Ильдара Шамилова и директора ЧОУ «Приволжский центр переподготовки кадров» Валерии Новиковой, а также в законных методах сбора. При этом получить заветные копии документов представители оппозиции смогли после ночного дежурства в ТИК: с сотрудниками полиции, скандалами, угрозами и уговорами...
«ЗА ОДИН ДЕНЬ 2 ТЫСЯЧИ ПОДПИСЕЙ НЕ СОБЕРЕШЬ!»
Челнинский лидер «Коммунистов России» Татьяна Гурьева намерена подать в суд на территориальную избирательную комиссию (ТИК) Центрального района автограда. Об этом она сегодня сообщила газете «БИЗНЕС Online» после того, как изучила подписные листы конкурентов, сданные ими в территориальную избирательную комиссию.
Причем добиться документов от ТИК Гурьева смогла только после проведения акции «Оккупай ТИК» и ночного дежурства в кабинете комиссии: с сотрудниками полиции, скандалами, угрозами и уговорами... Добившись-таки выдачи подписных листов — своих и конкурирующих кандидатов, Гурьева сегодня заявила: одного взгляда на листы, в частности, собранные собранные замгендиректора по безопасности ОАО «КАМАЗ» Ильдаром Шамиловым, достаточно, чтобы подтвердить ее слова о том, что все подписи собраны камазовским начальником у заводчан.
«Мы знаем, что в наших подписных листах есть определенные недочеты, но, честно сказать, мы весьма удивились тому, что увидели в подписных листах других кандидатов — они оказались гораздо хуже, чем мы ожидали, — рассказала Гурьева «БИЗНЕС Online». — К примеру, если собирать подписи по дому, то квартиры будут идти по порядку. У Шамилова не так. К тому же у него большинство людей в листах оказались трудоспособного возраста, пенсионеров почти нет. А значит, они собирали подписи не по домам, а на заводах, а как там собираются подписи, говорить не надо. У Новиковой подписные листы вообще датированы одним днем — извините, за один день не соберешь 2 тысячи подписей».
Также лидер «Коммунистов России» обратила внимание на факт, обнаруженный ими в листах Шамилова, — такой же нюанс, по ее словам, стал для избиркома одним из оснований для отказа в регистрации депутату горсовета Сергею Еретнову на прошлой неделе.
«Мы увидели, что подписи Шамилова в подписных листах и в итоговом протоколе отличаются, — отметила Гурьева в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — С большой долей вероятности можно сказать, что он их подписывал не сам. Такое впечатление, что барин даже не соизволил расписаться в подписных листах, а сидел какой-то клерк и расписывался за него. Хотя у того же Еретнова человек тоже расписывался по доверенности, и листы забраковали. Я уже не говорю о том, что при заполнении в листах не указан город, здесь одной и той же рукой поставлены подписи и даты — все это можно заметить чисто визуально».
На момент публикации комментарии Шамилова и Новиковой получить не удалось, однако наше издание готово предоставить площадку для аргументации всем сторонам конфликта.
«В СУД ПОЙДЕМ, НО ИЛЛЮЗИЙ МЫ НЕ СТРОИМ»
О том, что рабочая группа ТИК забраковала подписные листы Гурьевой, стало известно в пятницу, 8 августа. По результатам проверки 39% подписей, поданных за лидера «Коммунистов России», были признаны недействительными, в то время как по закону количество недостоверных подписей для регистрации кандидата в Госсовет не должно превышать 10%. Узнав об этом, Гурьева и ее сторонники оккупировали кабинет ТИК и «удерживали оборону» в течение суток.
«Оккупация» прошла под давлением полиции и органов местной администрации. Сегодня Гурьева рассказала, как вечером их пытались силой выпроводить из помещения, а утром полицейские фактически оцепили здание. Чуть позже отключили канализацию, а тех неравнодушных, кто хотел передать коммунистам еду через окно первого этажа, не подпускали к зданию. Когда на факт полицейской блокады депутата и ее сторонников обратили внимание мэра города Василя Шайхразиева в его Twitter, мэр ответил, что «можно съездить домой, покушать и вернуться». Правда, в ответ коммунисты напомнили, что у полиции была инструкция: выпускать беспрепятственно, назад никого не впускать.
«Нам предлагали удалиться, говорили, что мы нарушаем закон, — говорит Гурьева. — Мы сказали, что будем ждать до конца, пока нам не предоставят право ознакомиться с документами проверки моих подписных листов и Шамилова с Новиковой. Нам не намеревались их выдавать. Потом появился председатель ТИК Азат Фатхетдинов и тут же с помощниками где-то исчез. Пару часов они находились в неизвестной комнате, хотя кабинет у ТИК всего один».
Полицию сторонники Гурьевой встретили в своем амплуа — когда люди в форме принялись расчищать от мебели пространство для силовой акции, одна из «отважных бабушек», как их назвала сама лидер «Коммунистов России», просто улеглась на пол. На такой случай инструкций у силовиков не оказалось, и они отступили.
Как отмечает Гурьева, еще до «оккупации» представители ТИК утверждали, что процент брака в подписных листах Шамилова составляет 1%, а листы Новиковой идеальны на 100%. Однако в итоговом протоколе у Новиковой значилось уже 6% недействительных подписей, а у Шамилова — 8%. Примерно в 11 часов утра в субботу на месте событий появились заместитель мэра города Флера Андреева и руководитель исполкома Центрального района Искандар Галимов. Андреева попыталась уговорить Гурьеву покинуть помещение и дождаться понедельника — тогда последней и будут выданы подписные листы. Лидер «Коммунистов России» на эти условия не согласилась. Поняв, что другого выхода нет, представители ТИК выдали Гурьевой требуемые документы.
«Мы сфотографировали подписные листы и сейчас хотим немного разобраться, сделать свою экспертизу, — говорит Гурьева. — Мы собирали подписи на улицах, ходили по квартирам, что было крайне сложно — ошибки не исключены. Но у нас точно есть листы, оформленные по всем правилам, которые ТИК почему-то забраковала».
Гурьева при этом признается, что обращение в суд не гарантирует ей успех. «Мы много участвуем в судах и знаем, что они тоже могут принять заказное решение, — говорит она. — В данном случае это более чем вероятно. Иллюзий мы не строим. Мы понимаем, что власть поддерживает этих кандидатов. Могли бы проявить скромность и хотя бы зарегистрировать меня, а фальсификацию устроить на этапе подведения итогов. Я думала, что подписные листы моих конкурентов хотя бы нарисованы в соответствии с требованиями закона. Но они, видимо, были уверены, что никто не сможет заглянуть в эту «святую святых». Все было сделано топорно и в расчете на то, что никто не увидит».
«ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: ДА, У МЕНЯ НЕПРАВИЛЬНО, НО У ДРУГИХ ТОЖЕ НЕПРАВИЛЬНО»
Инициативу Гурьевой газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Максим Федоров — депутат горсовета Набережных Челнов:
— Поразительная ситуация: да, у меня неправильно, но у других тоже неправильно, поэтому зарегистрируйте меня! Некий шантаж получается. Почему по другим кандидатам такого нет? На мой взгляд, это результат метаний из одной партии в другую, между партийными списками и одномандатным округом.
То, что ей отдали подписные листы других кандидатов, я считаю, это неправильно, закон о персональных данных у нас никто не отменял. Это вопрос к ТИК, вероятно, это было с согласия оппонентов, чтобы ситуацию до абсурда не доводить. А вот суд — это правильно, единственный цивилизованный способ решения спора.
Вопрос в том, что они укажут в исковом заявлении. Я не думаю, что суд возьмет за основание копии подписных листов другого кандидата. Если протокол по подписным листам Гурьевой оформлен неправильно, то у нее есть шансы выиграть в суде. Но что это повлечет? Скорее всего, штрафные санкции в отношении руководителя рабочей группы или коллективную ответственность. Если будут зафиксированы нарушения, то, скорее всего, ей на основании этого решения придется подавать еще одно заявление в суд о том, действительны ли результаты проверки.
Но надо объективно говорить, у Татьяны Гурьевой остается возможность попасть в парламент по партийным спискам, она идет в списке под номером один. И сейчас весь этот процесс с регистрацией по одномандатному округу — это некая платформа для пиара, экономия на рекламе. Но, учитывая, что основная цель «Коммунистов России» — это борьба с КПРФ, а не законотворчество, я оцениваю ее шансы по спискам как нулевые. Те, кто ее поддерживает, в основном поддерживают ее как личность, а не как политического деятеля. Просто потому, что она против Шайхразиева, Андреевой — против всех.
Рушания Бильгильдеева — председатель совета регионального отделения «Справедливой России»:
— Нужно всегда верить, что в суде можно добиться правды — без этого и судебный процесс начинать бессмысленно. Я надеюсь, что Татьяна сможет доказать свое право участвовать в выборах, несмотря на то что она наша конкурентка.
Очень жаль, что кандидаты-одномандатники зачастую не могут принять участие в избирательной кампании. Дело в том, что сегодня очень большая прослойка населения просто не верит в избирательный процесс. Люди не верят в выборы — говорят, мол, зачем я туда пойду, за меня и так «проголосуют». Недоверие к результатам выборов складывается годами. А когда не дают возможности каким-то оппозиционерам, правозащитникам принять участие в выборах, это только негативно сказывается на явке избирателей. Я думаю, что должна быть конкурентная борьба. Кроме того, я поддерживаю Татьяну как женщину. Женщины сейчас очень активны не только в бизнесе, но и в политике, и они имеют право участвовать в избирательном процессе наравне с мужчинами.
Что касается партийных списков, мне кажется, шансы у Гурьевой невелики. Дело в том, что «Коммунисты России» — это молодая партия. К сожалению, они сегодня пока не имеют четкой, слаженной структуры. Конечно, там есть очень опытные идейные бойцы, которые не раз были и руководителями штабов, и кандидатами. Но, по моему мнению, в жесткой борьбе они не смогут пройти 5-процентный барьер. Им не хватит опыта — он есть у отдельных людей, но не у самой партии в целом. Избиратели еще путают их с КПРФ, значит, будет оттягивание голосов. Думаю, в следующий Госсовет они обязательно пройдут, если будут так же активно работать.
Леонид Иванов — депутат Госсовета РТ четвертого созыва, гендиректор ООО «КАФ «Аудитор-Ч»:
— Такая жесткая позиция по одномандатным округам что в Челнах, что в республике, связанная с недопущением до выборов активных кандидатов, снижает накал предвыборной борьбы. И в целом такая позиция дает не совсем правильное общественное мнение по работе территориальных комиссий. Наверное, это ошибочная позиция.
Собрать подписи — это очень сложный процесс со множеством тонкостей, которые надо соблюдать. Это я по себе знаю, несколько раз сам сдавал подписные листы успешно. Могу сказать, что стопроцентно без ошибок собрать их нельзя. Гурьева просила показать ей листы конкурентов — не знаю, можно ли их показывать, но если ТИК утвердила и зарегистрировала кандидатов с проверкой, пройденной стопроцентно, почему бы не показать такой результат, в том числе и независимым наблюдателям, прессе? Это же все будет играть на настроении избирателей.
То, что в городе троим кандидатам, которые считают себя оппозиционными, — Гурьевой, Еретнову, Нурутдинову — не дали участвовать, формирует неправильное общественное мнение. Еще не факт, что они победили бы на выборах, а из них делают мучеников.
Пройдет ли Гурьева в парламент по партийным спискам, вопрос неверный. Список есть список, и соревноваться будут партии — КПРФ и «Коммунисты России». Гурьева в «Коммунистах России» не лидер, хотя идет первой в списке. Все будет зависеть от того, как станет работать партийная агитация.
P.S. Уже после публикации материала в редакцию «БИЗНЕС Online» поступил ответ от Шамилова. «Не считаю возможным в статусе кандидата в депутаты Госсовета РТ комментировать в какой-либо форме домыслы, недостоверные факты, бездоказательные заявления. Вместе с тем хочу отметить, что я открыт для общения с избирателями и представителями СМИ. В период активной избирательной кампании я постараюсь максимально полно дать ответы на актуальные для избирателей вопросы», — ответил на запрос «БИЗНЕС Online» Шамилов.