Заявленный амбициозный и столь необходимый Казани проект строительства канализационно-насосной станции в районе Заречья, похоже, планируется осуществить за счет местного бизнеса — застройщиков жилья. Таким образом можно трактовать инициативу местного «Водоканала», которая была озвучена на состоявшемся на минувшей неделе заседании согласительной комиссии в госкомитете по тарифам. Авторы инициативы выступают за снижение предельного уровня нагрузки с 10 кубометров в час до 3 кубометров в час. Для тех застройщиков, что не попали в «люфт» в 3 кубометра, плата за техприсоединение будет рассчитываться не по стандартному тарифу, а в индивидуальном порядке, то есть возрастет в десятки, а то и сотни раз. Побывавшая на комиссии корреспондент «БИЗНЕС Online» услышала от представителя «Водоканала» сетования на отсутствие бюджетных ассигнований аж с 2004 года, а от одного из застройщиков получила копию письма прокурору города, в котором «Водоканалу» предъявляются претензии в чрезмерных аппетитах.
ЗАКРЫТЬ ЛАЗЕЙКУ ЗАСТРОЙЩИКАМ
На согласительной комиссии в Госкомитете по тарифам, состоявшейся на минувшей неделе, было рассмотрено рекордное количество вопросов – 16. Отметим, что особо острых дискуссий по поводу установления тарифов в этот день не было. Один лишь МУП «Водоканал» выбился из общего строя регулируемых организаций, заявив о несправедливой ставке расчетов на технологическое присоединение к центральному водоснабжению. Речь шла о стандартных тарифах платы за техприсоединение к центральному водоснабжению из расчета нагрузки в 10 кубометров в час.
- Мы здесь не каждый день собираемся в таком составе, и поэтому хочу пояснить присутствующим, что утвержденная методика из расчета нагрузки 10 кубометров в час была придумана для поддержки малого и среднего бизнеса, – обратился к членам согласительной комиссии представитель «Водоканала», начальник финансово-экономического отдела организации Булат Нагуманов. – К сожалению, законодатель, устанавливая такую нагрузку, не учел тот факт, что под этот предел попадает огромное количество объектов, которые застраивают крупные застройщики, у которых, в общем-то, есть финансовые средства. Устанавливая такой мизерный тариф, а я считаю, что он действительно мизерный, мы лишаемся даже попыток для развития коммунальной отрасли, – эмоционально выступал представитель «Водоканала». И предложил рассмотреть вариант снижения нормативной нагрузки до того порога, который бы позволил отсечь крупный бизнес от льготного тарифа, одновременно не затронув интересы малого и среднего бизнеса.
Напомним, что с 2014 года свои инвестиционные программы «Водоканал» может реализовывать лишь за счет платы за техприсоединение, которая складывается из двух составляющих: тарифа, установленного регулятором для объектов, чья расчетная нагрузка не превышает 10 кубометров в час, и тарифа для крупных застройщиков, расчет для которых производится в индивидуальном порядке.
Однако, по словам Нагуманова, «крупняки» изыскивают любые возможности, чтобы попасть в те пресловутые 10 кубометров в час. К примеру, «дробят» застраиваемый компанией жилой комплекс на отдельные дома, каждый из которых представляется отдельным проектом. В результате в расчетах выходит не общая нагрузка комплекса, а каждого дома по отдельности, у которого уже нагрузка вполне вписывается в стандарты. Таким образом застройщику удается избежать индивидуального расчета и индивидуальной же платы за технологическое присоединение. Вот если бы на региональном уровне был снижен порог стандарта (Нагуманов даже назвал условную цифру – 3 кубометра в час), то «пролезть» крупным застройщикам с помощью «мизерных» тарифов было бы уже сложно.
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА КНС?
Заместитель председателя госкомитета Александр Штром (он вел заседание комиссии) в целом поддержал аргументы оппонента, сообщив присутствующим, что, по оценкам специалистов, резервов мощности у казанского «Водоканала» нет. А нарастить мощности можно только за счет двух способов: за счет платы за техприсоединение и за счет повышения тарифа на водоснабжение, которого, как известно, допустить категорически нельзя.
Более подробно свои аргументы представитель «Водоканала» высказал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Нагуманов сообщил, что с тех пор, как законом были утверждены более низкие тарифы для объектов малого и среднего бизнеса (тех, у кого нагрузка не превышает 10 кубометров в час), инвестиционные объемы «Водоканала» сильно «провисли».
«Этого тарифа хватает только на работу с бумагами, изготовить документы, направить их заявителю – и все. Туда не входят затраты на реконструкцию и развитие инфраструктуры в целом. Для реализации инвестиционных программ необходимо включать затраты тех заявителей, у которых нагрузка выше 10 кубов в час», – заявил он.
Если ранее в тариф для потребителей ложилась инвестиционная составляющая (сейчас надбавка к тарифу не может быть использована как источник финансирования инвестиционной программы по водоснабжению и водоотведению), то сегодня привести в порядок водоканализационное хозяйство можно только за счет застройщиков крупных объектов, пояснил Нагуманов. Денег на реконструкцию и строительство тех же очистных сооружений у предприятия взять больше неоткуда. По словам Нагуманова, последнее бюджетное ассигнование предприятие получило аж в 2004 году, с тех пор город не дает ни копейки. Именно финансовые проблемы вынудили «Водоканал» предложить новые схемы финансирования инвестпроектов, в данном случае за счет снижения порога нагрузки: «Вот представьте, у нас строят огромный комплекс, в сумме он имеет нагрузку 300 кубов в час. А что делает застройщик? Он «дробит» свои объекты и выставляет каждый дом отдельным проектом, и теперь нагрузка может быть ниже 10 кубометров в час. На заседании в тарифном комитете я поднял вопрос о том, чтобы опустить планку стандартных тарифов, условно говоря, до 3 кубометров (тем более что закон позволяет на уровне субъекта изменить планку стандарта). Мы для себя проанализировали, эта нагрузка как раз подпадает под малый и средний бизнес. Это заправки, магазинчики, аптеки, ведь малый бизнес редко когда строит крупные объекты».
Обрисовывая ситуацию в коммунальном хозяйстве (а только на первоочередные минимальные потребности этой сферы в столице, по словам собеседника издания, требуется порядка 50 млрд. рублей), Нагуманов напомнил про ситуацию с марийской группой «Одис» и ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век», которым городские власти отказали в перезонировании территорий на правом берегу Казанки. Напомним, марийцы планировали построить на набережной правобережья курортную зону. Но этим планам так и не удалось сбыться. Причина банальна: проблема с водоотведением и канализацией в этом районе Казани.
«Там есть восточная КНС (канализационно-насосная станция) рядом с речным техникумом, и она очень сильно перегружена. Сегодня вообще, начиная от Юдино и заканчивая всем Кировским районом, нужно решать вопросы по фекальной канализации. И для такого достаточно крупного проекта, как наш, нужно сначала реконструировать всю эту систему канализации в этом районе города», – пояснил тогда «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Одис-Казань» Александр Одинцов. Проблемы возникли не только у марийской группы, ситуация с канализационным хозяйством Заречья Казани практически поставила крест на развитии этой части столицы.
В свою очередь, «Водоканал» предпринял решительные шаги для разрешения этого острого вопроса, и еще в конце 2013 года заключил договор с ЗАО «Гидроспецстрой» на разработку проектно-сметной документации новой КНС. Масштабный проект оценивается в 6 млрд. рублей. Обрисовывая перспективы будущего проекта, еще в феврале текущего года на одном из аппаратных совещаний мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что проект потребует участия застройщиков, бюджета Казани, республики и федерального софинансирования.
«ЭТО ТАКАЯ ЧЕРНАЯ ДЫРА»
По всей видимости, пока надежды на строительство новой канализации возлагаются исключительно на бизнес.
Косвенно это подтвердил «БИЗНЕС Online» и Штром, он сообщил, что в целом госкомитет поддерживает позицию поставщика воды: «Мы в федеральную службу по тарифам (ФСТ) направили наши предложения о том, чтобы подключение крупных застройщиков, затраты, которые необходимы для подключения их же объектов, включались именно для этих заявителей. Более того, есть объекты, которые необходимо учитывать в группе: застраивается, например, новый микрорайон, требуется увеличение диаметра трубы на головном участке, но оно требуется не отдельному застройщику, а целой группе. И, по логике, можно оценить мощность нового объекта и распределить его пропорционально подключаемой мощности застройщика. Логика есть, а в методике это не прописано. Недавно мы предложили ФСТ учесть этот момент, они поддержали, подготовили проект о внесении изменений в основы ценообразования, где это учтено, но на сегодняшний день документ не принят». По словам заместителя председателя госкомитета, сейчас разрешенная мощность по всем потребителям по водоснабжению Казани и выданные техусловия превышают мощность водозабора и очистных сооружений. И вариантов выхода из ситуации немного. Один из них – увеличение тарифа на водоснабжение, но тариф ограничен законом. Другой – привлекать источники тех, в чьих интересах эти работы проводятся.
Вероятно, что предложенный «Водоканалом» путь (если он будет принят), каким-то образом и улучшит ситуацию с коммунальной инфраструктурой города. Но, по всей видимости, оплачивать этот «банкет» в конечном итоге будут владельцы нового жилья, объектов малого бизнеса.
Пожалуй, яркой иллюстрацией уже имеющихся проблем в вопросах техприсоединения может послужить объект компании «СтройГрад-Каскад», которое ведет долевое строительство 12-этажного дома на улице Павлюхина. Тариф на подключение дома, что выставил компании «Водоканал», вогнал застройщика в ступор. Ситуация усугубляется тем, что квартиры уже давно выкуплены, дом готов к заселению, а стоимость подключения поставщик воды огласил только недавно. И она в разы превысила средства, заложенные в бюджет строительства дома на эти цели. Застройщик даже обратился к прокурору Казани Рафкату Уразбаеву и в ФАС России с просьбой разобраться в ситуации (копия письма прокурору имеется в редакции, вы можете посмотреть его здесь). В письме сообщается: «Как нам сообщили в Госкомитете по тарифам, в данный момент 14 застройщиков оказались в такой же ситуации, как и мы, то есть от незаконных действий МУП «Водоканал» в скором времени пострадают более тысячи человек в городе, многие из которых отдали последние деньги на улучшение жилищных условий или взяли кредит в банке. Мы со своей стороны известили всех своих дольщиков о сложившейся ситуации, и они настроены весьма решительно и готовы бороться вплоть до Конституционного суда и президента России».
«Мы не можем сдать дом в эксплуатацию из-за отсутствия подключения. Квартиры в нем уже распроданы, но тариф, выставленный «Водоканалом», увеличивает стоимость каждого квадратного метра на 3 тысячи рублей! Посчитайте, насколько увеличивается стоимость, к примеру, квартиры в 60 квадратных метров! То есть получается, мы сейчас должны на дольщиков распределить эти расходы?» – возмущался в разговоре с корреспондентом издания заместитель генерального директора компании по правовым вопросам Илья Муравьев.
При этом, по словам Муравьева, затраты на подключение к водоснабжению с 2013 года уже выросли в 7 раз! «А если они снизят порог стандарта, это еще более усугубит ситуацию, – уверен собеседник издания. – Понятно, что они хотят вообще все расходы «посадить» на застройщиков, но непонятно как формируются эти цены. Это такая черная дыра, которая будет пополнять чьи-то карманы», – эмоционально резюмировал Муравьев.
Заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев (он принимал участие в согласительной комиссии), высказал «БИЗНЕС Online» свою точку зрения: «Снижение порога стандарта, конечно, может ударить по малому бизнесу. А я противник тех инициатив, которые могут навредить бизнесу». С другой стороны, депутат считает, что казанский «Водоканал» и сегодня ведет значительные проекты, в частности, реконструкцию Волжского водозабора (в результате чего «Водоканал» прекратит использовать для очистки воды концентрированный хлор). Что касается готовности Госсовета рассмотреть инициативу «Водоканала», Галеев дипломатично ушел от ответа: «Смотря кто и как поставит этот вопрос... Но предварительно его надо изучить детально».