Футурологи прошлого века предсказывали информационный взрыв и переход глобального противостояния, а также политической и экономической конкуренции на информационное поле. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев считает, что татарской общественности приходится действовать в непростых условиях. В своей статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», он делится впечатлениями о медиа-событиях этой недели и рассуждает, как в условиях информационных войн и экономических реалий сохранить этническую национальную прессу.
Президиум |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОЙ
Мы не всегда осознаем, что живем в принципиально иной стране и в ином мире, где война и насилие становятся зрелищем, приносящим доход меньшинству, которому платит дань большинство. Двухлетние дети моментально открывают на родительском iPhone или iPad компьютерную игру и начинают сражаться. А что смотрят и как общаются школьники, вы сами догадываетесь. Как же упрекать их, если взрослые теперь транслируют военные действия, террор, мордобой и садизм, если телеканалы ради рейтинга и наживы выдают шоковую информацию и сюжеты, от которых волосы встают дыбом. Как говорится, по этой причине невозможно носить шляпу и тюбетейку.
Страны и партии, олигархические группы, социальные проекты и религии конкурируют между собой в прямом эфире. Культура и языки отодвигаются на второй план. Конкуренция рекламных продуктов, различное видение геополитических перемен и тектонического сдвига, даже откровенный террор и насилие происходят в прямом эфире в режиме оnline. Старшему поколению (не мне и моим единомышленникам) трудно воспринимать альтернативные взгляды, потому что оно ориентируется на правду. В своем консервативном понимании. А она (правда), кажется, приказала долго жить, оставив вместо себя схватки за финансовые и информационные потоки. Кто победит, тот и будет прав.
Лично мне такой «блокбастер» не нравится. Консервативным ценностям, отцу и матери, даже бабушке с дедушкой, родине и народу, историческим корням, культурной самобытности замены нет. Но мало кто вникает в такие сентиментальные подробности. Не до этого. Есть вещи погорячее. Украина, юго-восток, взгляд с запада, обращение Путина, цены на нефть, курс доллара и рубля — причина их нервных прыжков и неприятные тенденции. Тоже, кстати, картинки информационной войны. Она идет не только в телевизионном эфире и на валютной бирже.
Как раз в день обращения президента Федеральному Собранию террористы, чтобы насолить кремлевскому оратору и главе Чечни, устроили бойню в Грозном. Они захватили школу и... Дом печати!
Знакомое здание, построенное в советские годы по единому для партийных газетно-журнальных издательств всего союза (есть подобные в Казани, в Уфе, в Перми — везде), стало местом боевых действий. Корреспонденты Первого канала вели репортаж прямо из своего дымящегося офиса, показывая картинку через разбитое окно. Ужас, конечно. Режиссеры этого кошмарного действа рассчитали тонко. Значит, информационная война — это когда захватывают Дом печати или телецентр? Дожили...
Фавия Сафиуллина из Екатеринбурга |
ЦЕНЫ НА ДОСТАВКУ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ УБИВАЮТ ЭТНИЧЕСКУЮ ПРЕССУ
Умирают ли печатные издания и этнические СМИ в современном обществе?
На этой неделе этот вопрос не раз поднимался и находил двойной ответ. На комиссии по СМИ исполкома всемирного конгресса татар и на встрече в «Татмедиа» не раз поднималась тема тиражей газет и журналов, рейтингов телерадиопередач. В контексте идеологии, финансового выживания и технических решений. С одной стороны, телевидение и интернет вытесняют бумажные издания и национальный информационный продукт, которым трудно зарабатывать деньги на рекламе и привлекать молодых. Куча примеров падения тиражей и низких рейтингов. С другой — динамичное развитие даже общественных и частных татарских изданий «Татарстан яшьлэре», «Безнен гэзит», «Акчарлак», «Ирек мэйданы», которые без дотации неплохо держатся на рынке, хотя повышение цен на подписку бьет всех подряд. Дополнительные деньги идут не журналистам, а на почту, которую кинули федеральным законом.
Ладно, частное и независимое издание держится за счет свободного духа и куража, хотя наши «вольные» издания не оппозиционные и даже не желтые. Так ведь иные государственные и муниципальные издания умудряются и деньги зарабатывать, контент вести и читателя-зрителя привлекать! Да еще своим сайтом расширять аудиторию. «ЧаллыТВ», например. Или балтасинская газета «Хезмэт», которая в татарском сельском районе издается приличным тиражом, а ее сайт посещают ежедневно 700 - 800 и даже тысяча интернет-пользователей. Так же можно говорить о кукморской газете «Хезмэт даны». Как-нибудь позже поговорим о трудной стихии и романтике районных будней, ведь две трети населения живет в районах и небольших городах, которое мало кого интересует и практически остается незамеченным информационными «зеркалами». Есть успешные проекты этнических и региональных СМИ, которые «дают прикурить» триумфальным ранее федеральным и общесоюзным изданиям.
Иногда думаю: может быть, иные драконовские меры ценовой политики принимаются с учетом таких успешных изданий? Чтобы их погубить? Не лучше ли было бы поднять остальные СМИ, гуманитарные каналы информации? Или они мешают на рекламным рынке олигархическим медиа структурам, которым нетрудно повлиять и на законодателей, и на частотную комиссию? Не знаю, что и думать.
Галия Сафаргалиева – редактор частной газеты Башкортостана «Диляфруз» – набирает 13 - 15 тыс. экземпляров тиража |
«СВЕТ» И «ТЬМА» КАЗАНСКОГО FM-ДИАПАЗОНА
В разгар информационной войны труднее всего продвигать гуманитарные ценности и созидательные идеи... Есть позитивные примеры и среди татарских изданий российских регионов. Хотя за редким исключением (например, Башкортостана, Удмуртии, Ульяновска и других регионов) большинство из них получает ничтожную поддержку или существуют за счет спонсоров, на своем энтузиазме. Было бы грех государству не помочь им. Ведь этнические СМИ не участвуют в политических разборках, не стоят в оппозиции, защищают культурные традиции и гуманитарные ценности. Частное женское издание Башкортостана «Диляфруз» даже в нынешнюю труднейшую пору набирает тираж 13 - 15 тыс. экземпляров. Ее редактор Галия Сафаргалиева благодарна информационной поддержке из Казани. Республиканская татарская газета РБ «Кызыл тан» скоро отметит свое 100-летие, ее пятиразовый выпуск в неделю стоит 1,3 тыс. рублей за полугодие. Не знаю, рекордны ли эти цифры. Другие регионы не проверял. Оставаясь официальным и «правильным» изданием, «Кызыл тан», возглавляемый редактором Фаилем Фатхетдиновым, продолжает нелегкую борьбу в жестких условиях рынка. Таким газетам и каналам жить намного труднее, чем желтым, воинственным, циничным, «воюющим» СМИ. Кто же их спасет, поддержит в нынешний трудный час? Таковых находится все меньше и меньше. Но находится.
В пятницу в республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» состоялся семинар редакторов татарских газет российских регионов. Более 20 изданий ежемесячно получают четырехполосные вкладыши «Без бергэ» («Мы вместе») из Казани, выпускаемые газетой «Шахри Казан» при поддержке медиийного холдинга Татарстана. На семинаре редакторов приветствовали руководитель агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов и генеральный директор холдинга Фарит Шагиахметов. Своими пожеланиями поделилась редактор газеты «Шахри Казан» и вкладыша «Без бергэ» Гульнара Сабирова. Здесь же состоялась презентация книги «Без бергэ», изданная усилиями «Татмедиа» по замыслу Ислама Ахметзянова, известного журналиста и ветерана печати республики. О проекте и книге рассказал редактор и составитель книги Мансур Муртазин. С лекцией о правилах этнической журналистики выступил советник руководителя агентства «Татмедиа» Александр Черноудов. Состоялась презентация проектов журналов ОАО «Тамедиа». Все было позитивно, современно. Никакой информационной войной не пахло. Речь шла исключительно о путях выживания и модернизации.
Никто не жаловался тому, что иногда любое проявление этничности называют национализмом. Или солидные компании, градообразующие предприятия, например, в Набережных Челнах, объявляют, что «национальное развитие не входит в число приоритетных целей». А ведь где-то надо говорить об этом. Вплоть до уровня президентского совета по национальным вопросам, чтобы на уровне Путина и высших экспертов сформулировать приоритетные задачи все более угасающей гуманитарной информационной сферы. И не только о региональном и этническом информационном поле.
Просто не совсем понятно, почему без предварительного объявления во всей стране еще в январе уходящего года закрыли привычное длинноволновое вещание канала «Радио России», оставленное лишь в УКВ диапазоне и в интернете. Об этом можно прочитать в отдельной статье «БИЗНЕС Online».
И ведь пока не спешат представить главному государственному каналу FM диапазон! Ни слова не слышно об этом. И не рекламируют по главным экранам, где слушать голос страны и Кремля. Кто где что найдет, то и слушает...
Трудно понять и объяснить, почему за последние годы ни один из этнических радиоканалов России не получил частоту для этнического вещания. Или у меня недостаточно информации? Помню только «Тэртип FM» и все. Речь идет о решениях конкурсной комиссии, которая дает разрешения вещать на языке местного, например, в Казани, Ижевске, Улан-Удэ. Почти уверен, что в этой «информационное войне» (против кого?) главным мотивом являются деньги, а не политика. Хотя ручаться за всех тоже нельзя. Как будто открыв 15-й или 25-й радиоканал, десятки и сотни изданий, в которых нет «консервативных» идей, культурной и региональной самобытности, их владельцы разбогатеют и страна будет процветать. Впрочем, это мы, наверное, по наивности все еще ориентируемся на такие милые и несовременные категории, как «страна», «народ»... Все может быть.
Все как всегда. Свет и тьма. Война и мир. Разум и идиотизм. Противоположные тенденции сталкиваются ежедневно и буднично.
Так и живем.