Идею Калининградской облдумы запретить банкам повышать в одностороннем порядке кредитные ставки для юрлиц и ИП сегодня рассматривали в Госсовете РТ и были готовы принять — есть добро Нацбанка РТ. Однако депутат Анастасия Колесова своей яркой и аргументированной речью смела поправки, словно метлой, запугав парламентариев перспективой массовых банкротств.
Анастасия Колесова: «Ничего хорошего для реального сектора экономики этот закон не принесет. Понятно, что благие намерения, но не так» |
ДОСТОЙНАЯ ДОЧЬ СВОЕГО ОТЦА
Депутаты комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ сегодня так и не смогли принять положительное решение по законодательной инициативе Калининградской областной Думы по внесению в Госдуму РФ проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Презентуя законопроект, глава комитета Леонид Якунин рассказал, что документ не позволит кредитным организациям в одностороннем порядке повышать процентные ставки по кредитам для юридических лиц. Это же касается и кредитов для индивидуальных предпринимателей.
Несмотря на довольно-таки революционный характер предложения, Якунин сообщил, что получено добро со стороны Нацбанка по РТ. В материалах, имеющихся на сайте парламента, опубликовано соответствующее письмо за подписью заместителя управляющего Нацбанка по РТ Наили Гильмутдиновой, которая рекомендует одобрить законодательную инициативу.
Однако резко против этой инициативы неожиданно выступила депутат и председатель правления ЗАО «Татсоцбанк» Анастасия Колесова (дочь гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова). «От принятия данного закона негативных последствий будет гораздо больше, чем положительного эффекта. Потому что это будет вынуждать банки кредитовать на крайне короткие сроки, — заявила она. — Банки просто прекратят кредитовать в длину. Максимум кредит будет выдаваться на срок от трех месяцев до года, а может быть, и меньше». Она отметила, что по крупным инвестпроектам у банков имеются сегодня кредиты на 3, 5, 7 лет. У Татсоцбанка, по ее данным, доля долгосрочных кредитов — порядка 30%. «Вы спросите предприятия, насколько их устроит получение кредита на месяц или три, когда им сотни миллионов нужно получить и через месяц их погасить. Им оборот просто не позволит это сделать. В конце концов, это приведет к тому, что банки прекратят кредитовать реальный сектор экономики!» — с жаром доказывала Колесова.
Депутат пояснила, что повышение процентной ставки — это отношения сугубо личные — между юридическим лицом и банком, которые закреплены в кредитном договоре. «Там все оговаривается — по какой причине это может быть, в каком диапазоне может быть повышение этой ставки», — пояснила глава банка.
Выступление главы Татсоцбанка возымело свое действие: трое проголосовали против одобрения инициативы, пятеро — за. Однако из-за отсутствия части депутатов набрать абсолютное большинство голосов не получилось |
«ЧТО БАНК СДЕЛАЕТ? БАНК ПРИДЕРЕТСЯ К ФИНАНСОВОМУ СОСТОЯНИЮ ЗАЕМЩИКА...»
Якунин попытался возразить, объясняя, что речь идет лишь об «одностороннем порядке». «Если согласие двух сторон есть, то, пожалуйста, делайте как хотите», — сказал он. К тому же, постарался он усилить свою позицию, вопрос неповышения ставок обсуждался на встрече президента РФ Владимира Путина с представителями бизнеса. «Бизнес-то жаловался два месяца назад — вы вернитесь к истории, вопросы поднимали все в голос!» — отметил глава бюджетного комитета.
Напомним, два месяца назад практика банков по одностороннему повышению ставок весьма остро обсуждалась на заседании другого комитета Госсовета РТ — по экономике, инвестициям и предпринимательству. Тревогу тогда забила гендиректор и совладелица сети «Бахетле» Муслима Латыпова, для бизнеса которой стоимость обслуживания кредитов подорожала вдвое — с 400 до 800 млн. рублей. «Банки пересматривают ставки в одностороннем порядке по уже заключенным договорам, и мы ничего с этим сделать не можем», — жаловалась предпринимательница. По ее словам, она даже написала письма управляющим банков, в которых указала, что пересмотр ставок по кредитованию приведет к увеличению стоимости продукции, к сокращению собственных объемов производства, а также к сокращению кадров на 10%. Для «Бахетле» это может означать сокращение 600 человек.
Роман Мугерман: «Все равно это риски, и банки их все равно будут перекладывать» |
Однако Колесова продолжала стоять на своем. Она напомнила, что с конца прошлого года уже был введен запрет на повышение процентных ставок по кредитам для физлиц, ни к чему хорошему для банков, по ее мнению, это не привело. «Банки, которые больше всего кредитовали население... Вы посмотрите их отчетность за первый квартал этого года, все сидят в очень глубоких убытках, — заявила Колесова. — Тот же самый ВТБ24 — у него под 100 миллиардов рублей капитал, а он имеет прибыль по прошлому году 800 миллионов рублей!»
«Ну так для этого ему 1 триллион средств и выделил бюджет», — попытались «срезать» возражения банкира депутаты, и спор повис в воздухе. Некоторые, впрочем, вняли аргументам Колесовой. «Все равно это риски, и банки их все равно будут перекладывать (на клиентов — ред.), они же будут нести их самостоятельно, все это ляжет в стоимость кредита в итоге. То есть процентная ставка по кредитам вырастет, и все равно это ляжет на «конечника» (конечного потребителя кредита — прим. авт.), — заявил депутат и гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман.
Колесова красноречиво описала то, что же будет, если заемщики станут отказываться от повышения ставок. «Что банк сделает? Банк придерется к финансовому состоянию заемщика и предъявит досрочное погашение кредита. Кредит клиент погасить не сможет, начнется банкротство. Ничего хорошего для реального сектора экономики этот закон не принесет. Понятно, что благие намерения, но не так», — заявила банкир.
Дмитрий Самаренкин: «Потому что иных вариантов развития промышленности не существует» |
САМАРЕНКИН ПРИЗВАЛ К ОПТИМИЗМУ
Заведующий отделом по законопроектной работе государственно-правового управления президента РТ Дамир Махмутов обратил внимание депутатов, что законопроект в случае его принятия будет действовать и для соглашений по договорам, заключенным до даты вступления в силу новых поправок, то есть, по сути, речь идет обо всех выданных ранее кредитах, и попросил законодателей поглубже вникнуть в то, какими последствиями это грозит банкам.
Ответить на этот вопрос вновь взялась депутат-банкир. «Вот завтра сделают ставку (ЦБ — ред.) 20 процентов, а его основной кредитный портфель под 13 процентов, средняя ставка, допустим. Что банк будет делать? Пассивы будут стоить 22 - 23 процента, а прибыль он будет получать на 13 процентов — в убыток на эту дельту. Что банк будет делать? Он будет выбирать клиентов, которые для него не так важны, и решать вопрос о возврате денег для того, чтобы по-новому выдать им уже под 20 процентов», — объяснила Колесова.
Коллеги-депутаты предложили Колесовой все же быть оптимистом и надеяться, что ключевая ставка ЦБ опустится до 8%. «Потому что иных вариантов развития промышленности тогда не существует», — заявил депутат и председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» Дмитрий Самаренкин.
Так или иначе, яркое выступление главы Татсоцбанка возымело свое действие: трое проголосовали против одобрения инициативы, пятеро — за. Однако из-за отсутствия части депутатов набрать абсолютное большинство голосов не получилось. Судя по всему, инициатива даже не будет отправлена на голосование на сессии Госсовета РТ. Впрочем, это не означает, что инициатива калининградцев не найдет поддержки у парламентов других регионов РФ и документ не будет направлен на рассмотрение в Госдуму РФ.