Ученые института наследия им. Лихачева предложили пересмотреть реестр памятников истории и культуры, исключив из него часть объектов, связанных с большевистским наследием, в случае если эти объекты не имеют художественной ценности. Как отмечает руководство института, значимость некоторых из этих памятников может быть сегодня поставлена под сомнение.
"Мы живем в постсоветскую эпоху. Коммунистическая идеология была светской религией, и у этой религии были свои многочисленные святые и мученики, — цитирует газета "Известия" директора Института наследия Арсения Миронова. — Только в отличие от подлинных святых и мучеников многие герои революции и интернационала были бандитами и палачами. Но, так или иначе, до сих пор памятные места, связанные с этими лицами, находятся под охраной. Просто по инерции. Насколько нам известно, официального пересмотра реестра объектов культурного наследия так и не было произведено".
Так, к примеру, на государственной охране сегодня стоят дом Цыренова в Бурятии, где в 1920 - 1921 годах под руководством Сухэ-Батора и Чобалсана проходили нелегальные совещания монгольских революционеров, дом в Калмыкии, где в июле 1920 года проходил первый общекалмыцкий съезд советов, бюст Кирова в Кондопоге, могила комсомольского и партийного работника в городе Ачинске Красноярского края Ивана Строчко и множество других подобных памятников.
По мнению руководства НИИ Наследия, исключив из реестра часть памятников советского времени, включая многочисленные памятники Ленину, государство смогло бы сосредоточить свои силы на заботе о действительно ценных объектах культурного наследия. Кроме того, в реестр необходимо включать исторические объекты, связанные со знаменитыми людьми, репрессированными советской властью.