Как стало известно «БИЗНЕС Online», Госстройнадзор РТ вынес предписание подрядчику нового офиса ТАИФа в центре Казани, запретив ему забивать шпунтовое ограждение ударным методом — самым дешевым. Тревогу подняли жители окрестных элитных домов, которым не дает покоя шум, а главное — угроза безопасности соседних зданий. В самом ТАИФе утверждают, что вопрос урегулирован, однако сегодня под окнами кабмина по-прежнему громыхает пневматический молот.
Строители приступили к возведению одной из двух «стекляшек» ТАИФа около Дома правительства РТ |
ШУМЯТ НАНЯТЫЕ ТАИФОМ ИТАЛЬЯНЦЫ?
Небывало шумно в последние дни в непосредственной близости от Дома правительства РТ. Строители приступили к возведению одной из двух «стекляшек» ТАИФа, о скором появлении которых в центре Казани уже писал «БИЗНЕС Online». Как сообщала наша газета, бизнес-холдинг получил от исполкома столицы Татарстана разрешение на строительство офисного центра на улице Бассейной на пересечении с улицей Пушкина.
Однако не все жильцы близлежащих домов оказались рады соседству со стройкой. Дело в том, что, вырыв котлован, рабочие приступили к возведению шпунтового ограждения, удерживающего его стенки от обрушения. Погружение шпунтов по аналогии с забиванием свай оказалось делом настолько громким в прямом смысле этого слова, что активные жильцы рядом стоящих домов забеспокоились не только за собственный слух, но и, судя по всему, за собственную безопасность и «накатали» жалобу в инспекцию государственного строительного надзора РТ.
Более того, по информации «БИЗНЕС Online», недалеко от таифовской стройки на днях прогуливался Рустам Минниханов и также был неприятно удивлен количеством децибел. По словам наших источников, президент Татарстана распорядился принять меры и навести порядок. Правда, получить подтверждение этой информации в пресс-службе главы республики нам не удалось: ее руководитель Андрей Кузьмин находится в отпуске, а его заместитель Эдуард Хайруллин — в Японии, куда совершает визит глава республики.
В Госстройнадзор РТ поступило обращение «по вопросу строительства объекта в непосредственной близости с историческим памятником» |
Так или иначе, по информации «БИЗНЕС Online», указание прекратить безобразие вынес Госстройнадзор РТ. Как выяснило надзорное ведомство, подрядчик ООО «Икреа Хай-Тек» ведет погружение шпунтовых труб так называемым ударным методом, который недопустимо использовать вблизи исторических зданий. В итоге был даже составлен протокол об административном правонарушении и вынесено предписание изменить метод погружения шпунтов на более бережный.
Любопытно, что, согласно базе данных «Контр-Фокус», в Казани лишь одна компания с названием ООО «Икреа Хай-Тек». У нее на 100% итальянский капитал, а гендиректора зовут Фердинандо Менчи. Правда, по документам занимается она производством мебели.
«ЗВУЧАТ НАСТОЛЬКО СИЛЬНО, ЧТО ЭТО НЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО»
В субботу корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил место стройки, расположившейся напротив Верховного суда РТ. Работы частично идут прямо во дворе домов по улице Пушкина, 78, Малая Красная, 1/11 и 13. Несмотря на то, что эта территория огорожена двухметровым забором из профнастила, один из рабочих открыл вход внутрь и посоветовал задать все вопросы о стройке начальству.
Прораб стройки: «Мы бы и сегодня работали со сваями, но их не подвезли. Только это называется не «вбивать», а «вдавливать с помощью пневматического молота» |
Прораб Рамиль Хасанов рассказал, что работы ведутся как обычно: «Мы бы и сегодня работали со сваями, но их не подвезли. Только это называется не «вбивать», а «вдавливать с помощью пневматического молота». Про жалобы жильцов на шум мы ничего не слышали. Никаких изменений по поводу строительства тоже пока не планируем. Если руководство решит — изменим способ работы. Но пока про это я не слышал, будем продолжать делать все так, как делали до этого. Например, в понедельник будем продолжать работать со сваями». Внутри находилось около десятка рабочих, которые занимались перевозкой песка и рытьем траншеи — сейчас они переносят высоковольтный кабель и реконструируют трансформаторную будку буквально в нескольких метрах от стройки. На самой территории будущего офиса ТАИФа никакие работы не проводились.
Жители близлежащих домов охотно, но большей частью анонимно рассказывали о том, что стройка действительно шумная, но по поводу времени проводимых работ их версии разнились. Кто-то утверждал, что по выходным они практически не шумят, кому-то показалось, что они работают всю неделю. Двое жильцов дома на Пушкина, 78а сказали, что шум им мешает, но сделать с этим ничего нельзя. «А что там будет строиться? Офис? Ну понятно, значит, им можно и поделать с этим ничего нельзя». «В Москве хотя бы есть нормы по поводу того, когда рабочим можно приступать к работе, а здесь они их не соблюдают, — пожаловалась жительница одного из близлежащих домов Ирина Семенова. — А у нас тут дети, это им очень сильно мешает. Заметьте, у нас во дворе нет детской площадки, почему бы не сделать ее, а не офис?»
Неудивительно, что дискомфорт от строительных работ вызвал оппозицию жильцов, здесь обитает немало «боевых» людей |
Еще одной жительницей дома рядом со стройкой оказалась ректор ТИСБИ Нэлла Прусс: «К стройке я отношусь нормально. Когда мы строились — тоже кому-то мешали. Единственное — они начинают работать очень рано, примерно в 8 утра, и звучат настолько сильно, что это не очень приятно. Примерно тогда я сплю или собираюсь на работу. Конечно, шум довольно надоедливый, но ничего страшного. Тем более это же не будет длиться год».
А ЧТО ЖДЕТ ПЛОЩАДЬ СУЛТАН-ГАЛИЕВА?
Найти среди наших собеседников инициаторов обращения в Госстройнадзор корреспондентам «БИЗНЕС Online» не удалось. Однако неудивительно, что дискомфорт от строительных работ вызвал оппозицию жильцов, здесь обитает немало «боевых» людей. «Эта местность — своего рода нонсенс для Казани, когда квартиры, «хрущевки», «сталинки» напротив Верховного суда республики на центральной площади могут стоить дешевле, чем в Авиастроительном районе — от 3 миллионов рублей. При этом здесь же есть новые дома, стоимость которых в среднем может достигать 50 миллионов рублей», — сообщила Анастасия Гизатова, директор АН «Счастливый дом».
Руководитель пресс-службы ТАИФа Дмитрий Неманов в разговоре с нашей газетой сообщил: «Вопрос урегулирован, это вся информация, которой я располагаю». Тем самым фактически подтвердив сам факт конфликтной ситуации.
«Конечно, подобные работы можно вести разными способами. Сваи можно просто «колотить» сверху, это довольно шумно и идет вибрация, можно их «вдавливать», — рассказала нам начальник ПТО группы компаний «Семья» Лариса Рафикова. — Вдавливание дороже забивания свай раза в три. А если использовать трубы, это вообще влетит в копеечку. Если использовать шпунтовый метод, то за погружение одной сваи берут ориентировочно 900 рублей. Вдавливание — около 1,5 - 2 тысяч за сваю. А если давить металлическую трубу, то погружение одной сваи без бетона обойдется в 2,3 тысячи рублей. При этом за погонный метр, а не за штуку. Это очень дорого».
ТАИФ собирается строить неподалеку еще одну «стекляшку» — на площади Султан-Галиева у НКЦ «Казань» |
Напомним, что, по данным «БИЗНЕС Online», площадь будущего офиса ТАИФа составит 4,5 тыс. кв. м, площадь застройки — 667 кв. метров. Здание будет в 7 этажей, включая один подземный. Последний (верхний) этаж будет совмещен с крышей, на которой планируется высадить зеленые насаждения, а сама крыша будет с навесом — оттуда, очевидно, откроется хороший обзор на город. Фасады здания, выходящие на улицы Пушкина и Бассейную, будут частично остеклены (вообще, всем объектам ТАИФа свойственна эта насыщенность стеклом, что, видимо, должно символизировать инновационность и устремленность в будущее). Вход в здание будет со стороны Госсовета, причем угол «срезан», что позволило архитекторам уйти от скучной квадратной формы. Судьба у здания была непростой. О том, что крупнейшая частная компания Татарстана планирует строительство на данном участке, стало известно в конце 2013 года. Еще тогда после заседания комиссии по вопросам строительства в историческом центре города сообщалось, что ТАИФу одобрен проект офисного центра. Как выразила тогда мнение главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, здание выглядит очень красиво и современно, такие объекты должны появляться в центре города. «Объект завершает современное прочтение улицы Пушкина», — сказала тогда она.
Ренат Мухитов, завкафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ, высказался относительно того, чем чревато подобное строительство в центре древнего города: «Во время строительства у исторических зданий используются щадящие методы — буронабивные сваи, которые не производят вибрации, или, если это более мелкое заложение, прокапывается траншея и монолитится. Таким образом, мы сохраняем физику грунта. Все это давно известно. Бить сваи — это, конечно, чревато. Дело в участке, количестве исторических зданий, которые находятся рядом. И это конкретная геология, например, в районе Петербургской грунтовые воды в полуметре от земли, там нет смысла бить сваи. Всегда есть конструктивный вариант, если бьют сваи просто так, то это вопрос к инженерам и к проекту. Если он прошел экспертизу, то, наверное, там должны были быть вынесены соответствующие рекомендации, особенно если рядом есть памятники, охранные здания и просто старые здания».
Пока на месте будущей стройки у НКЦ нет ни рабочих, ни техники, только огороженная забором территория |
Отметим, что стройка штаб-квартиры ТАИФа уже привлекала внимание СМИ вырубкой деревьев, среди которых несколько тополей и поросль канадского клена. В комитете внешнего благоустройства исполкома Казани тогда сообщили, что застройщик компенсирует вырубку деньгами, а также посадкой новых растений.
Сегодня, несмотря на предписания Госстройнадзора и заверения самого ТАИФа, в окрестностях кабмина по-прежнему отчетливо слышен шум стройки. Видимо, как это часто бывает, принятые в верхах решения еще не довели до прораба.
При этом напомним, что ТАИФ собирается строить неподалеку еще одну «стекляшку» — на площади Султан-Галиева у НКЦ «Казань». Возможно, и там самая богатая непубличная компания России захочет сэкономить. Пока же, по свидетельству корреспондента «БИЗНЕС Online», там нет ни рабочих, ни техники, только огороженная забором территория.