Сбитый российский бомбардировщик Су-24, ухудшение отношений Турции и России, а также высказывания заинтересованных лиц от Владимира Путина до Рамзана Кадырова — в центре внимания турецких СМИ в последние несколько дней. Одни медиа восторгаются тем, что впервые с холодной войны «Турция идет своим путем», а другие приводят прогнозы синоптиков, которые говорят о холодной зиме и пишут о панике бизнесменов в России. Обзор турецкой прессы подготовил «БИЗНЕС Online».
Нажмите, чтобы увеличить |
«ЭРДОГАНУНИЧТОЖИЛХАРИЗМУ ПУТИНА КАК МИРОВОГО ЛИДЕРА»
То, что Турция сбила российский бомбардировщик Су-24, вызвало жесткую реакцию российских властей. Владимир Путин тут же назвал это «ударом в спину» от «пособников террористов» и рассказал, что, по их информации, через территорию Турции проходит нефть запрещенного в России «Исламского государства». Это тут же попало почти во все заголовки местных газет, помимо этого, читатели в тот же день были широко оповещены о заявлении главы Чечни Рамзана Кадырова, который сказал, что Турция «очень долго будет сожалеть», и про депутатов от КПРФ, которые предложили ввести торговые санкции.
Ответ турецких властей о праве на защиту государственных границ показался местным проправительственным изданиям «достойным». Таких СМИ после антиправительственных волнений в 2013 году в стране большинство, а на независимые издания у властей есть рычаги давления. Например, 15 октября этого года суд запретил писать о серьезном теракте в Анкаре, исключив «все виды новостей, интервью, критические и аналогичные публикации в печати, на телевидении, радио, социальных сетях и во всех видах СМИ в интернете». Президент Реджеп Эрдоган также не фанат других каналов распространения информации — годом ранее он заявлял что «искоренит» Twitter. Доступ к сервису в стране периодически блокируется.
Су-24 и события вокруг него стали главными темами в турецких медиа за последние дни, несмотря на объявление нового состава правительства с несколькими новыми именами и перестановками. Сначала в медиа появилось множество пессимистичных новостей — правоцентристская газета Hurriyet охарактеризовала ситуацию как «крупнейший кризис». Однако практически всем проправительственным СМИ показалось, что меры властей были адекватными: еще одно правоцентристское издание Habertürk опубликовало заметку с заголовком «Конец терпению». В тексте говорится о том, что это не первое нарушение границ Турции российской стороной.
Поднимая патриотический дух, газета Aksam пишет о том, что Россия «испытывает наше терпение», а Günes, Yeni Safak и Posta заявляют, что Турция имела право сбить российский самолет, так как российские истребители до этого несколько раз заходили в воздушное пространство Турции, а Россия была предупреждена о последствиях.
После новостей в изданиях стали появляться колонки: публицист Йылдырай Огур увидел в событии знак того, что Турция становится невероятно «свободной» во внешней экономике «в первый раз со времен холодной войны». «Турция двигается своим путем... Она конструирует и защищает свою позицию. За этим стоит уверенная политика президента Эрдогана и лидера правящей партии Давутоглу. Турков не получится шантажировать тем, что стране перекроют российский газ», — продолжает он.
Колумнист газеты AkşamКурултуз Тайз в пропагандистском ключе написал: «Cамый конкретный результат этого инцидента в том, что Эрдоган уничтожил харизму Путина как мирового лидера».
Нажмите, чтобы увеличить |
В то же время одна из самых прогосударственных газет Yeni Şafak опубликовала подробную колонку о том, почему Турции следовало действовать именно так жестко. Речь о прецеденте 22 июня 2012 года, когда Сирия в 2012 году сбила турецкий истребитель F-4. «Самолет был безоружен, система идентификации — включена . Удар был нанесен без предупреждения». Именно после этого случая, как кажется журналисту, Турция изменила свое отношение к самолетам на сирийско-турецкой границе. «Каждый военный элемент, приближавшийся к границе со стороны Сирии, стали рассматривать в качестве угрозы и военной цели». Именно после гибели F-4 и двух пилотов, то есть с 2012 года, Турция серьезно и бескомпромиссно использует новые правила применения силы, которые можно обобщить следующим образом: «нанесение удара без предупреждения».
Журналистка считает, что Турция действовала правильно, а если бы поступила иначе, то выглядела бы глупо: «Дал слово — держи, в противном случае тебя не будут воспринимать всерьез». Цитата, которой заканчивается текст, позже разошлась по турецкоязычному сегменту Twitter: «Нельзя сказать, что вероятность войны или возмездия полностью отсутствует. Но если Россия — большое и прочно укоренившееся государство, то и Турция — большое и не менее прочно укоренившееся государство. Тем более что есть вопросы, которые должны заботить Россию больше войны: что она делала в Сирии, за тысячи километров от Москвы, и почему бомбила туркменов?»
Множество патриотических газет также яростно отреагировали на заявление России о том, что Турция связана с запрещенным в нашей стране ИГИЛ. «Турция не поддерживает тех, кого весь мир называет террористами, то есть «Исламское государство», — спорил Мустафа Айол со страниц издания Hurriyet Daily News. — А борьба России в меньшей степени против этих террористов, а больше против повстанцев, которых поддерживает Запад».
Еще одна возмущенная колонка была посвящена антитурецким акциям в России. Издание Sabah сообщило о протестах перед посольством Турции, описав ситуацию как «пощечину оппозиционным газетам» — Cumhuriyet, Sozcu и Zaman.
Нажмите, чтобы увеличить |
ОППОЗИЦИОННЫЕМЕДИА: АНКАРАЕЩЕОЧЕНЬПОЖАЛЕЕТ, ЧТО ПОПЫТАЛАСЬ ВЗВАЛИТЬ НАСЕБЯ ЭТУ ТЯЖКУЮ НОШУ
Ответом на это можно считать передовицу издания Evrensel: «Хотя газеты, близкие к власти, и представляют крушение российского самолета как победу, это еще более ухудшило позицию Турции в регионе. Напряжение максимально выгодно США и НАТО».
Оппозиционные СМИ Турции ведут себя более осторожно и пытаются понять: будут ли последствия для Турции, чего ждать дальше? «Это очень опасное приключение», — отмечает колумнист издания Zaman Лале Кемаль. По его мнению, ситуация вокруг Су-24 еще более опасна, учитывая то, что президенты обеих стран «славятся тем, что могут принимать решения сгоряча». Он направляет претензии и руководству своей страны: публицисту кажется, что эта политика «недальновидна» — за счет ИГИЛ президент Турции захотел решить свои внутренние проблемы. «Это у него не получилось», — отмечает он.
Газета Cumhuriyet уже начинает публиковать тексты о том, как сказываются ответные действия России на Турции. Она на первой полосе своей газеты большим шрифтом отмечает: страны находятся «на грани войны». Кроме прямых высказываний Cumhuriyet публикует и намеки на то, как может сказаться ухудшение отношений двух стран. Накануне издание выпустило небольшую заметку о том, что, по прогнозам метеорологов, зима в этом году в Турции будет холодной. Об этом задумались и другие издания. Газета Yurt вынесла на передовицу текст под заголовком «Ракета стоимостью в 35 миллиардов долларов». Aydınlık же отмечает, что многочисленные турецкие компании в России уже объявили о намерениях изменить названия своих фирм, экс-председатель ассоциации предпринимателей России и Турции Али Ихсан Ахыскалы рассказал о других проблемах турецких предпринимателей в России: «Произошедшее российский народ расценит как акт против него. Отреагирует отказом от турецких товаров. Местные турецкие фирмы уже в панике». В той же газете большая фотография и материал лидера партии Vatan Догу Перинчека: «Правила ведения боя применяются не для избиения друга». Перинчек предлагает срочно перейти к конструктивному диалогу с Россией.
Нажмите, чтобы увеличить |
Независимое издание T24 констатирует полную зависимость своей страны от России и приводит некоторые факты: 55% природного газа, 16% нефтепродуктов, 30% угля импортируются в страну из России, а «зависимость настолько огромна, что прерывание отношений может привести к энергетическому коллапсу». «Кризис, возникший с падением российского самолета, связывает Анкаре руки с дипломатической точки зрения, однако если страна столкнется с энергетическим коллапсом, опасность поджидает и каждого гражданина», — считает автор заметки Ялчин Долган.
Долган беспокоится, что сейчас большая часть туристов приезжает в Турцию из России. Он отмечает, что даже сейчас из-за политики турецких властей потери на туристическом рынке выросли до $2 млрд. в год. Дальше — эта сумма может вырасти еще на 2 миллиарда. «Все это может обернуться для нас тисками, в которых мы не сможем пошевелиться», — отмечает он.
«Анкара, конечно, знает российскую тактику «гибридной войны», но она все равно сбила российский самолет и умудрилась попасть в пучину этой войны. Наши власти недальновидны и невнимательны во внешней политике. Козыри — у русских. Как пройдет эта зима? Как власти преодолеют энергетический коллапс? Как власти ответят на такое тяжкое политическое обвинение, как ярлык пособника террористов? Было бы наивно ожидать, что этот политический и экономический кризис ограничится только Россией. Анкара еще очень пожалеет, что попыталась взвалить на себя эту тяжкую ношу», — заканчивает он свой текст.
Газета Bugün же вышла с пацифистской передовицей и с заголовками на русском «Мы друзья, соседи» и турецком Biz dostuz, komşuyuz. Причем заголовок на русском был больше по размеру. Подзаголовок также на двух языках, впрочем, переведен на русский с ошибкой: «Мы должны друг с другом».
Однако какое количество жителей Турции формируют мнение о событиях по публикациям в СМИ, сказать сложно. По данным негосударственной исследовательской организации Pew Research Center, в 2014 году только 32% населения высказало доверие турецким медиа. Это подтверждается и опросами среди журналистов: 85,1% интервьюируемых отметили, что цензура и самоцензура — частое явление в их работе.
Нажмите, чтобы увеличить |
«СУЛТАН ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРИТ О ДРУЖБЕ С НАТО, А ЕГО ОБВИНЯЮТ В СВЯЗЯХ С ИГИЛ»
Яшар Якыш из газеты Zaman пишет о последних заявлениях Дмитрия Медведева, который распорядился в течение двух дней подготовить план санкций в адрес Турции: «Первый вопрос, который приходит на ум: закроет ли Россия посередине зимы клапаны газа, идущие в Турцию? Так как это нанесет вред авторитету России в плане выполнения международных обязательств в области торговли, это маловероятно. Но в перспективе по вопросам, которые еще находятся в стадии переговоров, которые еще не связаны обязательствами хорошего отношения к Турции, можно не ждать. Так что же произойдет? Между Россией и Турцией во многих областях имеются тесные экономические связи, которые уже давно строились кирпич к кирпичику и вплетены в настоящее время. Турецкие строительные компании, работающие на российском рынке, реализовали проекты более чем на 20 миллиардов долларов. Также очень активны инвесторы и администраторы. После инцидента с самолетом невозможно ожидать от российских властей такой же интерес к нашему бизнесу и в будущем».
После последних заявлений обеих стран о срочной разработке санкций Россией и Эрдогана, который отказался извиняться за Су-24, газета Cumhuriyet называет противостояние лидеров стран как «Царь против Султана». «Важной чертой внешней политики Путина являются ответные меры, — пишет журналист издания Али Сирмен. — Поэтому атака на самолет Су-24 не могла остаться без ответа». Далее в колонке без имен, а по ролям описывается то, что происходило в последнее время: претензии Путина к Турции о связи с ИГИЛ, возможные санкции, ответ Турции. «Когда Султан одновременно говорит о дружбе с НАТО, а его обвиняют в связах с ИГИЛ, он понимает, насколько это опасно? Может быть, изменить имидж или вовсе отказаться от него? Что скажете, Султан, может, и правда?» — завершается статья.
Айрат Залялиев