«Один житель Рублевки решили завести коз. Понятное дело, запах раздражал соседей. И тогда он обратился к нам...» — на все лады расхваливали накануне в мэрии автограда свой товар татарстанские производители цеолита, который якобы на 100% устраняет неприятные запахи от деятельности сельхозпредприятий. Минерал, сохранивший жизнь ликвидаторам Чернобыля, однако, не вызвал энтузиазма у пищевиков.
Для Челнов и близлежащих населенных пунктов проблема запахов от животноводческих предприятий стала весьма актуальной. Рафинат Яруллин (справа) предложил автограду свое решение
«МЫ, ПОЧИТАВ «БИЗНЕС ONLINE», ИЗУЧИВ ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН, ПРИШЛИ К ВЫВОДУ... »
Презентовать продукт со своей командой в Челны приехал лично Рафинат Яруллин, глава «Татнефтехиминвестхолдинга», вместе с большой командой людей, занятых производством активированного минерала. Продукт под торговой маркой Zeol производит компания «Цеолиты Поволжья». Интересно, что возглавляет эту компанию сын Яруллина, Мансур. Вместе с Яруллиными пообщаться с потенциальными заказчиками приехал основной совладелец этой компании Аслан Хашиев и химики-теоретики — главный технолог предприятия Елена Панкратова и доцент КНИТУ Елена Кулагина. В качестве благодарных слушателей на совещание были приглашены компании, занятые в пищевой и строительной отрасли: «Челны Фуд», «Челны-Бройлер», «Камский Бекон», «Челны Мясо», «ЗСК», «КамТИСИЗ», «Строймеханизация», «Камэнергосервис», «КамГЭСЗЯБ», «Домкор», «Гидроэлектромонтаж», «Профит», «Электроспецсервис», «Камдорстрой», МУП ПАД, «Горзеленхоз», а также коммунальщики в лице «Челныводоканала». Инициатором встречи стал Яруллин-старший.
«Мы, почитав газету „БИЗНЕС Online“, которая писала о неприятном запахе в Набережных Челнах, и изучив опыт других стран, пришли к выводу, что цеолит и другие кремнесодержащие продукты являются очень интересными адсорбентами. Цеолит — это продукт, который имеет огромное количество пор, — начал свою лекцию Яруллин, показывая присутствующим фото многократно увеличенной кристаллической решетки минерала. — Он мог образовываться после вулканических извержений либо может иметь осадочное происхождение. Огромное количество микроорганизмов отмирают, откладываются, и получается кремний — песок силициум О2 (SiO2) аморфный. Ученые Татарстана изучили его свойства, он является очень сильным адсорбентом. В 2001 году была выпущена книга „Цеолитсодержащие породы Татарстана и их применение“. Мы эту книгу, Наиль Гамбарович, оставляем у вас, пусть специалисты ознакомятся».
Для Челнов и близлежащих населенных пунктов проблема запахов от животноводческих предприятий действительно стала весьма актуальной. Буквально в прошлом году весь август горожане изнывали от невыносимой вони. Главным виновником тогда назначили агрофирму «Кама», которая так же, как и поставщик куриного помета «Челны-Бройлер», относится к структурам, близким к Ильшату Фардиеву, — 100-процентным учредителем «Камы» является ЗАО «Агросила Групп». Экологи тогда пришли к выводу, что запах возник в результате полевых работ по внесению органических удобрений. Выяснилось, что еще около трех лет назад около деревни Шильнебаш был сформирован гурт из перегноя, вывезенного с птицефабрики. Верхние слои, затвердев, образовали саркофаг, но, когда его вскрыли для использования, амбре разнеслось по всей округе. При этом розу ветров в расчет не приняли, и запах пришел прямиком в город.
После этого инцидента экологический надзор провел разъяснительную беседу с руководством агрофирмы, и виновник всеобщего дискомфорта прекратил работы. Однако в числе распространителей запаха были названы и «Челны-Бройлер», и «Камский Бекон», которым ничто не мешает накрыть автоград новой волной зловония.
Кстати, именно из-за очередного «пахучего» проекта «Камского Бекона» едва не случился бунт в деревне Калмаш Тукаевского района, в результате которого руководство компании приняло решение перенести строительство свиноводческого центра в другое место. А в этом году тукаевцев поддержали жители Мензелинского района, куда и «прибило» кочующий проект. Напомним, что из-за народных возмущений проект пришлось заморозить, пока минсельхоз РТ и минэкологии совместно с главным ветеринарным управлением РТ и инвестором продолжат изучать и отрабатывать технологию вентиляции, хранения и утилизации навоза.
Производством цеолита занимается компания «Цеолиты Поволжья» Мансура Яруллина (слева) и Аслана Хашиева (справа)
«ТЕХ, КТО ПИЛ, ДАЖЕ ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ НЕ КОСНУЛАСЬ!»
Главный актив «Цеолитов Поволжья» расположен в Дрожжановском районе Татарстана, в селе Нижнее Чекурское. Компания была создана в 2013 году. 75-процентной долей предприятия обладает Хашиев, владелец ООО «Татгазсервис» (бывшее ЗАО «ТАИФ-Газсервис», ушедшее в вольное плавание). 25%, согласно справочно-информационной системе «Контур-Фокус», принадлежат экс-директору ООО «Дрожжановские недра» и «Дрожжановская горная компания» Артуру Акчурину (сам он, однако, после публикации сообщил «БИЗНЕС Online», что продал свои акции еще в 2015 году Аслану Абдул-Мажитовичу Хашиеву). В соответствии со списком аффилированных лиц, опубликованным на сайте АЗИПИ, расклад учредителей такой: Хашиеву принадлежит 61% акций, Мансуру Яруллину — 25%, Магомеду Дениеву — 10%, Анатолию Тюрину — 3% и Вернату Мухаметзянову — 1%. По итогам трехлетней деятельности предприятие пока остается убыточным. За 2015 год компания ушла в минус на 6,5 млн. рублей. Но баланс предприятия значительно подрос — с 23,5 млн. в 14-м году до 102,8 млн. рублей в 15-м. Компания разрабатывает крупнейший в России карьер, в котором сконцентрировано более 13% всех российских запасов цеолита. Разведанные запасы сырья составляют 88 млн. тонн. Компания способна производить порядка 320 тыс. т минерала нескольких фракций.
Розничная цена на продукт составляет 5 тыс. рублей за тонну, оптовые покупатели могут получить 20-процентную скидку, пообещал Яруллин-младший и пригласил все предприятия к сотрудничеству, пояснив, что компания готова поделиться результатами собственных исследований и предоставить потенциальным клиентам образцы продукции бесплатно для проведения собственных экспериментов.
Главный технолог компании Елена Панкратова, занимающаяся минералами с 2002 года, рассказала, что цеолит всегда дает положительный эффект, идет ли речь о его применении в пищевой промышленности или в строительстве.
«Цеолит — это нерудное полезное ископаемое, возраст которого составляет примерно 80 миллионов лет. Открыт он был в 1760 году. Очень большой интерес к веществу проявился, когда случилась авария на Чернобыльской АЭС. Тогда наш знаменитый академик Александр Бгатов привез туда цеолит, и все спасение практически шло за счет него. Озера, реки, водоводы, здания, сооружения и люди... Он делал болтушку из просушенного цеолита и заставлял ликвидаторов этот раствор пить. Тех, кто слушал его и пил, даже лучевая болезнь не коснулась. А те, кто насмехался и говорил: „Зачем эту пыль пить?“ — у тех уже и кости сгнили», — поведала об ужасах Чернобыля Панкратова. Она также добавила, что именно после аварии на ЧАЭС интерес к веществу проявился с новой силой. Сегодня минерал уже называют камнем ХХI века. «Говорят даже, что наступила эра цеолита», — расхваливала чудо-минерал Панкратова.
Помимо адсорбционных свойств цеолит служит прекрасной добавкой для бетонов, потому что это очень теплый материал. Одна частичка цеолита содержит в себе до 7 млн. пор, каждая из которых размером в 24 ангстрема, и у него очень низкий коэффициент теплопроводности. «Мы говорим: нанотехнологии... А здесь природа сама создала наноструктурированный материал. Обладая подобными свойствами, цеолит способствует снижению теплопроводности. При добавлении всего лишь 10 процентов цеолита от сухой массы цемента в бетон теплопроводность тяжелого бетона снижается в 10 раз. Только представьте себе!» — продолжала рассказ Панкратова. Однако ее перебил Магдеев, поинтересовавшийся, применяет ли кто-нибудь цеолит в строительстве.
— Применяют в Ульяновске. А у нас пока нет, но мы бы очень хотели. Есть соответствующие заключения профильных НИИ, — как-то неуверенно сказала Панкратова.
— А что, Ульяновск у нас более продвинутый город? — возмутился мэр и, обращаясь к начальнику управления строительства Ильмиру Исхакову, дал команду. — Строителей надо отдельно собрать. Показать, подсказать. Строительная отрасль в городе достаточно серьезно представлена, начиная от «Домкора» и «Камгэсэнергостроя».
Панкратова тем временем в ответ на распоряжение Магдеева позволила себе сделать маленькую ремарку. «Вы можете встретить людей, которые вам скажут, что применяли цеолит, но большой пользы не почувствовали. Но дело в том, что еще три года назад они использовали обычный карьерный цеолит, он действительно не работает. А тот цеолит, который мы сейчас производим, прошел стадию активации. Мы сначала активируем его механически, происходит разделение по минералогии, а затем происходит и термическая активация», — начала объяснять Панкратова.
Цеолит — это нерудное полезное ископаемое, возраст которого составляет примерно 80 млн. лет. Открыт он был в 1760 году
«ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕПРИЯТНОГО ЗАПАХА В ГОРОДЕ НЕ БЫЛО?»
Однако Магдеева все же больше интересовала более приземленная тема — свойство минерала впитывать запахи. По словам технолога компании, цеолит отличается от других сорбентов — силикагеля, древесного угля, диатомитов. Внутри каждой поры цеолита находится катион, который работает как молекулярное сито. «Запах будет убираться на 100 процентов где угодно, — убеждала Панкратова. — Взять хотя бы птицефабрики. Цеолит очень хорошо схватывает аммонийные группы. И даже если цеолит не будут смешивать с пометом, а просто установят какие-то короба с ним, запах будет удаляться», — рассказала она, добавив, что эффект могут почувствовать даже в быту. Мол, в обычном туалете минерал спокойно может заменить освежитель воздуха, убивая при этом все болезнетворные микробы и бактерии.
По словам представителей компании, минерал в различных отраслях находит свое применение в Японии, Германии, Чехии и скандинавских странах, причем стоит он там «невообразимо дорого». Всего же в мире всего около 1000 месторождений цеолита, и только 14 из них расположены в России.
— А где применяется минерал на практике в России? — опять стал допытываться Магдеев.
— На Дальнем Востоке, там свойствами цеолитов заинтересовались раньше, чем в европейской части страны.
— Давайте от Японии уйдем, от Европы тоже уйдем, там есть кому отвечать, Применяется ли где-нибудь цеолит в качестве адсорбента запахов на российских птицефабриках, на российских свинофермах?
— В России нет, — коротко ответила Панкратова.
Рафинат Яруллин: «На химических производствах мы начали применять его. Запах аммиака, бутилацетата цеолит убирает. «Данафлекс» сейчас заинтересовался, «Нижнекамскнефтехим», образцы мы им уже даем»
Глядя на явно расстроенного этим ответом Магдеева, Яруллин-старший поспешил заполнить образовавшуюся паузу: «На химических производствах мы начали применять его. Запах аммиака, бутилацетата цеолит убирает. «Данафлекс» сейчас заинтересовался, «Нижнекамскнефтехим», образцы мы им уже даем». По словам Яруллина, в Японии на 17 птицефабриках цеолит в качестве адсорбента успешно применяется.
— Но в России посмотреть не у кого? А как применяется цеолит в других странах? — снова поинтересовался мэр.
— Просто ставят цеолит в какую-нибудь коробку и устанавливают в курятнике. Кроме всего прочего цеолит ведь имеет в своем составе аморфный кремний, а куры и овцы его едят с удовольствием, но это другая отдельная тема, и мы аналогичное большое совещание уже провели на эту тему в минсельхозе РТ, — рассказал Яруллин.
В это время Панкратова, очевидно, вспомнив про удачный опыт применения минерала в России, попросила слова: «У нас есть один опыт, достаточно незначительный, но очень высокий. Один из представителей наших кругов на Рублевке решил завести коз. Понятно дело, запах раздражал всех его соседей. И он обратился к нам. Теперь мы постоянно поставляем ему в месяц, в два месяца 3 - 5 тонн цеолита. Никакого запаха нет».
— А можете вы в качестве эксперимента провести эту работу в «Камском Беконе»? — спросил мэр. — Это, конечно, не полномочия главы администрации, но думаю, что компания может пойти навстречу горожанам и жителям района, давайте протокольно это запишем, чтобы, может быть, в качестве опытно-экспериментальных работ они были проведены. Понятно, что производство свинины, курятины без запахов не будет, но попытаться их минимизировать можно. Наработать хотя бы первый опыт. Лучше делать что-то, чем ничего не делать. Ежегодно ведь этот запах появляется. Давайте наши коммунальные предприятия подключим. «Челныводоканал» здесь? Здесь. Специалисты и коммунального и сельского хозяйства нас слышат. У меня большая просьба это протокольно зафиксировать и попытаться в этом году начать работать.
Впрочем, как выяснилось, представители компаний-источников зловония в Челнах о существовании минерала наслышаны. В частности, представлявший «Челны-Бройлер» технический директор Айдар Гильфанов даже присутствовал на упомянутом совещании в минсельхозе. Однако большого энтузиазма презентация Яруллиных у них не вызвала — все полтора часа пищевики и строители просидели молча и с довольно кислым выражением лица.
Главный актив «Цеолитов Поволжья» расположен в Дрожжановском районе Татарстана, в селе Нижнее Чекурское
УРОЖАЙНОСТЬ ПОВЫШАЕТСЯ СРАЗУ НА 40%
Затем об опыте применения минерала на свиноводческих и птицеводческих комплексах рассказала Елена Кулагина, доцент кафедры физической и коллоидной химии КНИТУ, кандидат химических наук.
«У нас есть опыт устранения неприятных запахов на свиноводческих и птицеводческих фермах. Мы проводили опыты и полупромышленные испытания. Запахи в помещениях устранить можно, — заявила она, добавив, что по заказу крупнейшего российского производителя свинины, компании „Мираторг“, проблема запаха в помещениях была успешно решена. — 200 - 300 граммов цеолита на квадратный метр помещения запах устраняет. С его помощью можно устранить запах и в лагунах, в которых складируются отходы свиноводческих комплексов. Технология, можно сказать, уже отработана»
Что же касается применения цеолита на птицеводческих комплексах, то, по ее словам, здесь вырисовывается и вовсе радужная картина. «Куриный помет, хотя и является весьма ценным органическим удобрением, имеет III класс опасности. Выбрасывать его без санкции нельзя. Штраф за такое нарушение сегодня составляет 3 тысячи рублей за 1 тонну. На птицеводческих комплексах накапливается ежегодно от 100 до 300 тонн этого отхода. А цеолит сразу может убить и запах, и патогенную микрофлору и, самое главное, позволяет получить из отхода III класса опасности нетоксичный продукт — органическое удобрение с огромным количеством питательных веществ, включая микроэлементы — железо, кобальт, бор и другие, которые очень сильно влияют на урожайность», — рассказала химик. По ее словам, урожайность может повышаться на 20 - 25%, а в некоторых случаях — сразу на 40%.
После услышанного Магдеев деловито поинтересовался у Гильфанова: сколько же отходов образуется у того на производстве? И, услышав в ответ, что около 300 т, спросил, не желает ли компания попробовать использовать в работе цеолит.
— Пока не пробовали. Мы для устранения запахов используем микробиологические препараты «Тамир» и «Байкал», которые вносим непосредственно в помет перед вывозом и дальше по технологии выдерживаем от 4 до 6 месяцев. Класс опасности в это время меняется с третьего до пятого, а затем вывозим на поля, объяснил технологию Гильфанов.
— А «Камский Бекон», не работал еще с цеолитом? — обернулся в другую сторону Магдеев.
— Мы тоже прорабатываем различные способы борьбы с запахом, — ответила Оксана Кириченко, инженер по охране окружающей среды «Камского Бекона». — К нам приезжали организации, мы проводили эксперименты и с бактериологическими препаратами, и с химическими, которые удаляют запахи. Но пока не остановились на чем-то конкретном, эффективность данных препаратов невысокая.
Закругляя встречу, Магдеев обратился к СМИ с просьбой подать презентованный сегодня продукт «в нужном свете», а к специалистам промышленных предприятий — донести полученную информацию до своего руководства. «Прошу без формализма довести до сведения ваших руководителей позицию руководителя города в этом вопросе. И, думаю, мы через определенное время поинтересуемся у руководителей предприятий, запросим информацию, что же вы предприняли в продолжение нашего сегодняшнего разговора. Призываю вас быть патриотами. Приезжаешь в Челны, вроде бы в чистый город — парки, скверы... А дышать невозможно», — заключил градоначальник.