«Если бы вы могли видеть фотографии пострадавших, то вы бы ужаснулись», — взывал накануне в Нижнекамске к совести работодателей замминистра труда РТ Марат Гафаров. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», несмотря на то что на охрану труда на крупных нижнекамских предприятиях выделяется от 22 до 55 тыс. рублей на человека, трагических случаев избежать не удается.
Марат Гафаров (слева) и Денис Баландин (в центре)
ЭТИХ СЛУЧАЕВ МОГЛО И НЕ БЫТЬ
Производственный травматизм стал главной темой состоявшегося накануне в Нижнекамске расширенного заседания координационного совета по охране труда. Взявший первым слово заместитель руководителя исполкома Нижнекамска и по совместительству председатель координационного совета по охране труда Денис Баландин признал сразу: состояние условий охраны труда во многих организациях остается сложным, это серьезная социально-экономическая проблема. В Нижнекамске по-прежнему происходят несчастные случаи на производстве, к тому же число групповых случаев не уменьшается. «К сожалению, мы не можем сказать, что добились существенных результатов. В 2016 году в Нижнекамском районе в результате несчастных случаев на производстве погибли 11 человек. Два групповых несчастных случая, произошедшие в последние месяцы прошлого года, где пять человек погибли, девять пострадали, стали самыми резонансными не только в районе, но и в масштабах республики», — прокомментировал ситуацию Баландин.
Нижнекамскую статистику сменила республиканская. Общие данные по Татарстану привел первый заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Марат Гафаров. В 2016 году на производствах республики погибли 45 человек, получили травмы с тяжелым исходом 156. По сравнению с предыдущим годом число погибших снизилось на 25%. Но тем не менее все же 45 смертельных случаев. Это 45 семей, которые остались без кормильца, это 45 трагедий для родственников и близких, подчеркнул Гафаров.
Анализ показывает, что наибольшее количество пострадавших со смертельным исходом — 16 человек (36%) — приходится на предприятия обрабатывающих производств, на строительную сферу — 14 человек (31%), на автотранспортные предприятия — 6 человек (13%). В основном люди погибают в транспортных происшествиях (10 случаев, или 22%), во время падения, в том числе с высоты (20%); из-за падения, обрушения и обвала предметов — 8 случаев (18%). В антилидерах по травматизму — Казань — 52 человека со смертельным исходом и тяжелыми травмами, Набережные Челны — 43, Нижнекамск — 34, Альметьевск — 15, Бугульма — 8. В 2016 году было возбуждено 75 уголовных дел, из которых 21 передано в суд. На сегодня судами вынесено 9 обвинительных приговоров. На Нижнекамске Гафаров остановился отдельно, отметив рост производственного травматизма относительно предыдущего года в два раза — пострадало на 17 человек больше. А если говорить об 11 погибших на работе, то это почти в 4 раза больше, чем в 2015 году.
Если разбить несчастные случаи по отраслям, больше всего ЧП приходится на обрабатывающие производства (22 человека), строительство (3 человека). Однако в черный список попали и такие непроизводственные, казалось бы, сферы, как здравоохранение (1 пострадавший), оптово-розничная торговля (1 человек) и даже образование (2 человека). «Этих случаев могло бы и не быть, — заметил Гафаров, — если бы руководители предприятий не относились формально к вопросам охраны труда, вовремя и, самое главное, заинтересованно подходили к обучению безопасным методам и приемам выполнения работ, постоянно вели контроль за соблюдением работниками правил охраны труда. Руководителю после произошедшего несчастного случая легче всего развести руками и обвинить работника в несоблюдении трудовой дисциплины, нарушении техпроцесса, пренебрежении СИЗ. В большинстве случаев так и происходит. Мы начинаем уповать на случай и начинаем обвинять работника. Но виновником трагедии не может быть только одна сторона. Трудовой кодекс обязывает работодателя обеспечить безопасные условия труда, а работника — неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину и требования охраны труда». Замминистра обратил внимание на сумму административных штрафов, наложенных трудовой инспекцией за год, — 80,8 млн. рублей. Дескать, можно было бы направить эти деньги на улучшение условий труда работников, а не на штрафы.
Далее Гафаров напомнил о самых резонансных несчастных случаях в Нижнекамске. Упомянул, в частности, о гибели работника нижнекамского специализированного управления «Термостепс», упавшего с высоты, о зажатом машиной при погрузке водителе одного из торговых предприятий Нижнекамска. Отдельно вспомнил ЧП в детском саду: работница пищевого блока снимала с плиты бак, у которого оторвалась ручка. В итоге женщина получила сильный ожог. «И таких случаев очень много. Если бы вы могли видеть фотографии пострадавших, то вы бы ужаснулись», — констатировал Гафаров.
За два месяца нынешнего года смертельные случаи обошли пока Нижнекамский район стороной. Но в феврале сразу два человека получили травмы с тяжелыми последствиями — это работники ООО «Камэнергостройпром» и ПАО «Нижнекамскнефтехим».
«ЕЖЕДНЕВНО ПОЛУЧАЕМ СВОДКИ, КАК ИЗ ГОРЯЧЕЙ ТОЧКИ»
Советника главы Нижнекамского района Тагира Камалетдинова больше всего возмутили случаи падения с высоты. «Анализ показывает за прошедший год два случая падения с высоты — в „Термостепсе“ и „Камэнергоремонте“, — отметил он. — Хотелось бы знать, почему монтажник 5-го разряда падает с высоты? Причина только в одном — нет достаточного контроля. Он работает монтажником более 20 лет, чувствует себя героем и дурацкий пример показывает нашей молодежи. Защитных поясов нет, соответствующих креплений и приспособлений нет, вот люди и падают».
Прошелся он и по строительным лесам — неправильный монтаж настилов, по его словам, сегодня можно видеть на многих строительных площадках. Советник вспомнил те времена, когда строилась первая очередь ТАНЕКО. Дескать, на площадках нельзя было увидеть ни одного человека без каски, очков и перчаток, а за неоднократное нарушение техники безопасности предприятию выдавали красную карточку. «Сегодня у промышленных предприятий выбор большой. Вы нанимаете на работу организации и не спрашиваете, сколько у нее работников по охране труда. Если на сто человек нет хотя бы двух работников, на эту организацию надежды нет. Многие наши строительные компании набирают людей с улицы и работают на объектах, никакая работа по охране труда не ведется», — обратился он к сидящим в зале и попросил больше конкретики — как проводятся инструктажи, есть ли журналы, сколько средств выделяется на охрану труда и технику безопасности.
Неудовлетворительное состояние охраны труда на предприятиях района подтвердил и прокурор города Фалих Мустакимов. В последние годы в связи с интенсивным строительством промпроизводств и жилья наметилась тенденция роста количества несчастных случаев. В приведенной прокурором статистике это выглядит так: за последние два года на строительных и промышленных предприятиях произошло более 70 несчастных случаев, только за 2016 год — 27 случаев с легкой степенью травм и 23 — с причинением тяжкого вреда здоровью. За три года погибли более 20 человек.
«За 2016 год за нарушение требований охраны труда к ответственности привлечены и получили реальное наказание четыре должностных лица, — сообщил прокурор. — Но, несмотря на эти обвинительные приговоры, жизнь людей не вернешь. Кто будет потом содержать семьи, воспитывать детей? Что движет таким руководителем? Ответ прост: погоня за прибылью и действительно недобросовестное и бездушное отношение к жизни своих работников. Ежедневно мы получаем, как с горячей точки, сводки о несчастных случаях на производстве. Ваша святая обязанность — создать безопасные условия труда для людей, благодаря которым ваше предприятие функционирует и приносит доход». Он рассказал, что, несмотря на то что действующее законодательство позволяет компенсировать недостатки собственных средств предприятия на проведение предупредительных мер через фонд социального страхования, из более 4,3 тыс. предприятий Нижнекамска только 102 организации воспользовались предоставленным правом по финансированию для сокращения производственного травматизма.
По словам прокурора, зачастую требования просто игнорируются, на предприятиях выявляется целый букет нарушений норм трудового законодательства — нет инструктажа, средств индивидуальной защиты, медосмотра, к работе допускают людей, не обученных безопасным методам.
«О какой безопасности на производстве можно говорить, если на дворе 2017 год, а у нас, как во время Великой Отечественной войны, когда выдавали одну винтовку на трех солдат, на трех водителей выдается одна утепленная куртка?! Нет строительных касок, медосмотр проводится за счет собственных средств работников, не проводится специальная оценка условий труда!» — возмущался Мустакимов.
В подтверждение он привел следующие цифры. В 2016 году прокуратурой города выявлено более 60 нарушений, 24 должностных лица привлечены к административной ответственности. В этом году всего за три неполных месяца — уже более 40 нарушений, наказаны 20 должностных лиц, возбуждены 4 уголовных дела за нарушение охраны труда и 2 уголовных дела — за нарушение правил безопасности при ведении строительных работ.
ПРИЧИНОЙ ПОЖАРА НА «ИНТЕХПРОМЕ» СТАЛА «ГАЗЕЛЬ» С ГАЗОВЫМ БАЛЛОНОМ
Выступление главного государственного инспектора труда Фарита Гайнуллина было посвящено профилактике несчастных случаев на предприятиях. Главный «трудовик», правда, изменил подготовленный доклад — статистку по третьему заходу приводить было уже не новым. Самой свежей оказалась информация по резонансному пожару на предприятии «Интехпром» 11 декабря прошлого года. По словам Гайнуллина, расследование несчастного случая на сегодняшний день закончено. Напомним, что взрыв и последовавший пожар произошел ранним утром в воскресенье. Площадь пожара составила 100 кв. м, при этом обрушилась внутрь кровля производственной базы. Тогда погибли 5 человек и пострадали 7. Семьям погибших исполком выплатил материальную помощь по 500 тыс. рублей. Собственник и директор ООО «Интехпром» 59-летний Вадим Фахрутдинов был арестован 13 декабря, через два дня после инцидента.
Причин трагедии, по мнению Гайнуллина, несколько. Первая и основная — работодатель допустил к эксплуатации транспортное средство на газомоторном топливе, которое не проходило освидетельствование газового оборудования и техобслуживание. В «газели» просто установили газовый баллон, не закрепили ответственного, на автомобиле ездили все, кто хотел. Кроме того, баллоны хранились в производственных помещениях, что запрещено. Из-за утечки газа из баллона произошел пожар и разрушение здания. Вторая причина — эксплуатация здания не по назначению. «Согласно заключению экспертов, это бывшее овощехранилище, которое было переоборудовано под производственные площади. Причем производство было связано с полимерами, то есть класс опасности не менее второго. Каких-либо упреждающих мер принято не было. Согласно заключению судмедэкспертизы, основная масса людей получила травмы не в результате пожара, а в результате обрушения здания», — рассказал Гайнуллин.
Третьей причиной он назвал отсутствие должного контроля со стороны руководства по части хранения и использования транспорта, оборудования и здания. «Возбуждено уголовное дело. Трем должностным лицам предъявлены обвинения. Сейчас проходит процедура утверждения актов. Здесь есть определенные нюансы в связи с тем, что руководство предприятия находится под стражей. К логическому концу в этом году, я думаю, мы придем», — подытожил Гайнуллин.
НА ОХРАНУ ТРУДА КАЖДОГО РАБОТНИКА ПРИХОДИТСЯ ОТ 22 ДО 55 ТЫС. РУБЛЕЙ
В конце совещания к трибуне вызвали провинившихся с предприятий, где и произошли трагедии. Первым слово предоставили заместителю главного инженера по охране труда ОАО «ТАИФ-НК» Андрею Мухтарову. Напомним, это предприятие отметилось в печальной статистике 2 ноября, когда в цехе комплекса глубокой переработки тяжелых остатков при испытании на герметичность контура высокого давления произошла разгерметизация аппарата воздушного охлаждения с выбросом водорода и его последующим воспламенением. Однако здесь виновником всего объявили сам аппарат, разрушение которого, по словам Мухтарова, произошло из-за конструктивных недостатков и допущенных дефектов при его производстве на заводе-изготовителе в Южной Корее. В итоге в пожаре пострадали три работника — два работника цеха получили ожоги лица и кистей первой и второй степени, плюс один получил компрессионный перелом позвоночника. Третий работник подрядной организации получил ожоги, он находился на установке, вопреки запрещающим знакам. Пострадавшие на данный момент уже вышли на работу. Сотрудник подрядной организации выписан из ожогового отделения и сейчас проходит реабилитацию в нижнекамской больнице.
В 2016 году, доложил представитель предприятия, проведена 21 комплексная проверка подразделений, составлено 105 актов нарушений требований охраны труда по подрядным организациям, штрафные санкции составили от 10 тыс. рублей и выше. Объем выделяемых на охрану труда средств растет год от года: в 2014 году — 60 млн. рублей, в 2015 году — 72 млн., за 2016 сумма составила 82 млн., в перерасчете на каждого работника — это 22 тыс. рублей, доложил Мухтаров.
Что же касается ПАО «Нижнекамскнефтехим», замглавного инженера по производственному контролю за промышленной безопасностью и охране труда компании Шамиль Надыршин рассказал подробности майского ЧП на заводе синтетического каучука. На вновь смонтированной линии при приеме продукции в емкость произошел пролив изопреновой фракции на бетонную площадку с последующим ее возгоранием. На месте ЧП оказались две работницы цеха — аппаратчица и машинистка. Обе получили ожоги тела до 90% и скончались с разницей в три дня. Основная причина несчастного случая, по словам Надыршина, техническая (не была закрыта запорная арматура), из-за чего и произошел пролив фракции. А одной из причин воспламенения мог стать оголенный провод переносного удлинителя, который и привел к короткому замыканию. Представитель компании признал, что налицо было отсутствие должного контроля со стороны должностного лица, которое, кстати, уже осуждено на три года лишения свободы с испытательным сроком. Трое руководителей были уволены, два отстранены от занимаемой должности, к ряду руководителей были применены административные меры воздействия. Представитель НКНХ тоже упомянул о направляемых на охрану труда средствах. В 2016 году на эти цели было направлено в целом 560 млн. рублей — 45 тыс. на каждого работника.
Еще один отчет о проделанной работе над ошибками представили с завода грузовых шин, где 5 декабря произошел смертельный несчастный случай с транспортировщиком. Главный инженер Игорь Прокопьев рассказал, что, работая во вторую смену, мужчина на электропогрузчике транспортировал покрышки. Около сборочного станка опасно сблизился с колесоотбойником, при повороте не справился с управлением, наехал передним колесом на отбойник, и погрузчик перевернулся, накрыв водителя. Смерть была мгновенной. Причина ЧП — неудовлетворительная организация производства работ, недостаточный контроль со стороны руководителей, нарушение техники безопасности пострадавшим — во время передвижения он не был пристегнут ремнем безопасности, а также частично отсутствовала напольная разметка. На предприятии тут же извлекли урок из ЧП. Виновные были привлечены к материальной ответственности. Также была закуплена машина по нанесению дорожной разметки — сейчас работы заканчиваются на всей территории завода. С производителем погрузчика ведутся работы по изменению максимальной скорости транспортного средства, на 20 единицах она уже снижена до 7 км в час. По оставшимся погрузчикам работа ведется. Как и съемка анимационного фильма по данному ЧП, который будут в назидание показывать работникам завода.