Ряд нарушений процедуры проведения конкурса нашли противники нового памятника воинам-афганцам, который могут установить в парке Победы. Несколько ветеранов направили в письмах в адрес руководства Татарстана свои претензии, попросив аннулировать результаты. Скульптор-победитель посоветовал недовольным «проигрывать достойно». Обоснованы ли претензии против пятиметровой скульптуры из гранита и бронзы, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
В минувшую субботу в Губернаторском дворце Казанского кремля президент РТ Рустам Минниханов чествовал ветеранов боевых действий в Афганистане
«ПОЛНОСТЬЮ ИГНОРИРУЕТ РЕШЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ ОБЩЕГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ ВЕТЕРАНОВ…»
В минувшую субботу в Губернаторском дворце Казанского кремля президент РТ Рустам Минниханов чествовал ветеранов боевых действий в Афганистане. Церемония вручения госнаград, торжественный прием, подаренные ключи от автомобилей — все, как и положено, на высшем уровне. Там же был представлен проект памятника воинам-интернационалистам, который не может увидеть свет уже два года. Как оказалось, не случайно.
Еще на прошлой неделе в редакцию «БИЗНЕC Online» поступило письмо от Нафиса Байгильдеева с рассказом о том, как проводился последний конкурс. 19 января 2019 года состоялось общегородское собрание ветеранов-афганцев, где приняли четыре требования к памятнику. Участок под него должен быть в виде прямоугольника на 140 соток, на граните предполагается высечь имена 262 погибших в Афганистане татарстанцев. Сам памятник, по задумке, включит в себя три скульптуры, олицетворяющие героизм, мужество и подвиг.
Организатором конкурса выступил координационный совет по ветеранам при КМ РТ, который представляла его секретарь Елена Алешина. «Она самовольно по своему усмотрению меняет условия конкурса, полностью игнорирует решения и пожелания общегородского собрания ветеранов», — сказано в письме, где Алешину обвинили в том, что та якобы лоббировала свою скульптуру, чем как минимум нарушила нормы положения о координационном совете. К такому выводу пришли авторы письма, обвиняя организаторов и в других прегрешениях: затягивании конкурса, отсутствии призовых мест, освещения в СМИ, согласовании сидячих скульптур вместо стоящих и т. д. Всего насчитали 18 нарушений.
Обращения афганцы отправили на имя Минниханова, премьер-министра РТ Алексея Песошина, госсоветника РТ Минтимера Шаймиева и спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Письма подписаны Байгильдеевым, Равилем Бариевым и Дамиром Биктимировым — все они ветераны и члены рабочей группы по памятнику. Сначала в своих обращениях мужчины просили просто выделить площадку для проведения общегородского собрания афганцев, а потом уже пожелания стали более конкретными — уволить Алешину и аннулировать результаты конкурса. «Конкурс на создание лучшего эскизного проекта на памятник воинам-афганцам был организован и проведен координационным советом по вопросам ветеранов боевых действий. Министерство культуры Республики Татарстан не вправе аннулировать решения, принятые сторонней организацией», — прокомментировали ситуацию в минкультуры РТ.
«Без нас выбирали, какие-то карусели были», — прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Байгильдеевсложившуюся ситуацию. Для разрешения спора он вместе со своими единомышленниками намерен обращаться во все возможные инстанции. «К Навальному хотим обратиться, если на месте вопрос не решится, — отметил собеседник издания. — Я Кабышу (председатель правления татарстанской общественной организации инвалидов войны в Афганистане — прим. ред.) звонил, а он психанул и бросил трубку, но мы еще с ним отдельно будем разбираться чисто по-афгански…»
Евгений Кабыш заметил, что описанное письмо неоднократно обсуждалось: «Те, кто проиграл, пишут письма. Мы серьезно к этому не относимся»
«ДОЛЖНЫ УСПОКОИТЬСЯ, ЕСЛИ ОНИ МУЖИКИ»
Председатель татарстанской республиканской всероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Евгений Кабыш в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что описанное письмо неоднократно обсуждалось. «Там три фамилии, они не являются членами организации, это не мужчины, ноль для нас. Одного из них за пьянку выгнали, — рассказал Кабыш. — Другой — Байгильдеев Нафис Анварович — просто участник конкурса. Его памятник занял третье место, а теперь Байгильдеев пишет письма. Всегда те, кто проиграл, пишут письма. Мы серьезно к подобному не относимся».
Собеседник издания подчеркнул, что нарушений при проведении выборных процедур не было. Всего, по его подсчетам, проголосовали около 1,5 тыс. человек. «Это было всенародное голосование, — добавил Кабыш. — И ветераны боевых действий, и семьи погибших, и вдовы, и школьники, и кадеты, и „Юнармия“, и офицеры России были там. Я лично голосовал за другую фамилию, но как решили, так и решили». Кабыш также напомнил, что старый памятник афганцам не подходил. «И мы не хотели, чтобы и в этот раз получилось так же, — сказал он, — поэтому внутри у себя организовали такое голосование. Хотя, честно сказать, и здесь выявили недостатки, но их будут добивать, дорабатывать».
«Более 500 голосов набрал памятник под номером 9 — это работа Александра Кислова»
«Выбирали люди. Любой мог принять участие. Мы дали объявление, все 68 общественных объединений приняли участие. Это и вдовы приходили, родители погибших, кадеты, сами скульпторы. Голосование шло неделю», — рассказала нашему изданию Алешина. Выбранное место, где выставили макеты, — Дом ветеранов в ДОСААФ: там присутствует максимальное количество всех представленных ветеранских организаций. По ее словам, оно удобное и проходимое. «Более 500 голосов набрал памятник под №9 — это работа Александра Кислова. Около 300 набрали работы Ярухина и Валиуллина, более 100 — Байгильдеева и Валиуллина, разделивших третье и четвертое место, за ними шел московский скульптор Злотя», — рассказала она.
Работа Нафиса Байгильдеева
«Наш конкурс не является обязательным для правительства — это мнение общественной организации», — добавила Алешина. Голосование закончилось перед ноябрьскими праздниками. В итоге три работы, по ее словам, представили экспертной комиссии минкульта РТ, было и несколько совещаний в правительстве. «Товарищ, который пишет, не входил не в одну общественную организацию и не имеет права вмешиваться в наш устав и писать, чтобы меня исключили. Подобное могут сделать только наши ребята, ведь это общественная организация. Я 30 лет в данном афганском движении», — заключила Алешина. По ее словам, ни в минкульте, ни в правительстве, ни в координационном совете никто не взял на себя ответственность выбрать одну работу из трех, «решили так: кто набрал большинство голосов, тот и победил».
Сам же победитель конкурса — скульптор Александр Кислов — назвал происходящее «безобразием». «Нужно проигрывать достойно, они не могут успокоиться. Такого безобразия я не видел, это беспредел. Если проигрываешь, руку пожал... но чтобы грязь на кого-то лить. Здесь народ решал, афганцы», — заявил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Выбранным же местом для памятника скульптор доволен. Кислов отметил, что пятиметровый монумент из гранита и бронзы в парке Победы будет видно со стороны дороги, с проспекта Ямашева, а его работа передает состояние афганских событий. По словам выигравшего, на последнем голосовании за его работу было отдано более 700 голосов — и это большинство. «Афганцы проголосовали за мой памятник. Хватит кричать. Я думаю, должны успокоиться, если они мужики», — заключает скульптор.
Единственный в Казани памятник воинам-афганцам скульптора Асии Миннуллиной ранее находился на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов
ДВА ГОДА БЕЗ МОНУМЕНТА
Единственный в Казани памятник воинам-афганцам скульптора Асии Миннуллиной ранее находился на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов. Его установили в 1998 году, простоял монумент вплоть до 2018-го. По просьбе самих ветеранов его демонтировали во время подготовки к чемпионату мира по футболу, а на его месте установили скульптуры школьников, играющих в футбол.
Территория рядом с памятником традиционно была местом проведения митингов, посвященных выводу войск из Афганистана. И сразу же встал вопрос определения нового места паломничества ветеранов. После демонтажа заявили, что новый памятник воинам-афганцам, воинам-интернационалистам и воинам, выполнявшим свой долг на Северном Кавказе, установят в казанском парке Победы. Даже назывался предварительный срок окончания всех работ — 15 февраля 2019 года. По крайней мере, об этом заявлял в феврале 2018-го на пресс-конференции военный комиссар РТ Сергей Погодин.
Но прошел год, два, а монумента до сих пор нет, что только подогревает недоумение казанских ветеранов-афганцев.Как писали СМИ со ссылкой на исполком города, к дате, когда новый памятник уже предполагали установить, на самом деле не было даже понимания, каким именно он окажется. Не имелось ясности по монументу и среди ветеранских организаций. Кроме афганцев, вмешались в решение судьбы памятника и участники чеченских кампаний, и военные, вернувшиеся из Сирии. Координационный совет кабмина РТ по вопросам ветеранов боевых действий даже планировал обращаться к президенту России Владимиру Путину и министру обороны РФ Сергею Шойгу, «чтобы они оказали какое-то давление на местные органы».
Все последние два года вокруг памятника воинам-афганцам не переставали кипеть страсти. Буквально в октябре 2019-го разгорелся скандал из-за неправильных регламентных процедур конкурса на определение лучшего варианта монумента. В сеть слили фотографии одного из макетов, ошибочно объявив его победителем до завершения конкурса. Авторы скульптур также жаловались, что не оказывается должного информационного освещения конкурса для учета мнения всех горожан, что скульптуры «скачут» с места на место, никто, даже сами создатели, не знают, где и для кого их выставляют, что некоторые композиции просто-напросто противоречат техзаданию и только «съедали» голоса. В итоге у многих участников конкурса возникли опасения, что определение победителя будет максимально необъективным и нелегитимным.
Тогда Алешина заявляла нашему изданию, что голосование проводится в разных местах как раз для большего охвата. «20 лет этот памятник существовал, и 20 лет его критиковали сами же афганцы. Потому мы хотели, чтобы они сами и поспорили, и определились. Если появятся отрицательные отзывы, чтобы сами были в курсе, почему это происходит, отчего специалисты памятник отклоняют, — объясняла Алешина. — Очень терпеливо ведет себя правительство, тактично — министерство культуры, никто ничего не навязывает и ни на что не указывает».