Пятая часть дающих взятки жителей Татарстана признались: платят чиновникам из-за того, что не имеют сил и желания решать проблемы законно. Об этом сказано в результатах соцэкономического опроса граждан. А он показал, что в республике начали реже давать взятки врачам и преподавателям, но чаще — чиновникам районных администраций. Еще за год татарстанцы стали более принципиальными и все меньше считают коррупцию самой важной проблемой жизни. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Эльвира Юрасова: «Несмотря на маленький процент коррупционного охвата граждан, все равно остаются проблемы участия в неформальном платеже и нежелание жителей сообщать о фактах коррупции»
Что для татарстанцев важнее коррупции и кто с ней сталкивался
Пандемия коронавируса, внесшая свои коррективы во все сферы жизни, сказалась и на коррупциогенной атмосфере в Татарстане. Как показал социологический опрос, проведенный по инициативе профильного управления АП РТ, по результатам 2020-го, жители республики стали меньше акцентировать внимание на проблеме взяток: если в прошлом году коррупция волновала 8% опрошенных татарстанцев, то в этом году — лишь 5,9% респондентов. Такие цифры озвучила сегодня на пресс-конференции начальник информационно-аналитического отдела департамента социально-экономического мониторинга минэкономики РТ Эльвира Юрасова. Опрос проводили дистанционно — в интернете, свое мнение по 39 вопросам выразили 4 тыс. жителей Татарстана.
Вместе с коллегой, главным советником управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Александром Лохотским, Юрасова рассказала, что волнует граждан сильнее, чем коррупция. Опрос показал, что в первую очередь это высокие цены на продукты питания (о чем заявили 73,2% респондентов против 58,4% в прошлом году), низкий уровень зарплаты (37,9% против 34%) и проблемы трудоустройства (29,9% против 47,7% в 2019-м).
Число татарстанцев, которые попадают в коррупционные ситуации из года в год остается стабильным, отметила спикер, — по итогам 2019 года 8,5% опрошенных сказали, что хоть раз сталкивались с коррупцией, в 2020-м доля таких респондентов составила 8,6%.
«Несмотря на маленький процент коррупционного охвата граждан, все равно остаются проблемы участия в неформальном платеже и нежелание жителей сообщать о фактах коррупции», — с грустью сказала Юрасова. Каждый второй житель РТ, который попадал в коррупционную ситуацию, готов был дать взятку (о такой готовности заявили 52% респондентов). Данная цифра, по словам спикера, постепенно снижается — например, если сравнить с 2013-м, когда решить вопрос за деньги оказались готовы 69,2% опрошенных. Однако в связи с тем, что опрос проводился в онлайн-формате, в этом году не определяли, в каком районе РТ чаще всего дают взятки, а также их средний размер.
Каждый второй житель РТ, который попадал в коррупционную ситуацию, готов был дать взятку
Как коронавирус повлиял на лицо коррупции
Что чаще всего толкает жителей РТ на взятки? Опрос показал, что в большинстве случаев это происходит из-за желания добиться благосклонности или более качественного решения вопроса (такими общими фразами ответили 38% опрошенных). Еще 25,4% заявили, что ведутся на стереотип — мол, все дают взятки, почему бы и мне не сделать так? Еще 18,3% заявили, что у них нет времени и возможности решить проблемы законно, а 14,1% респондентов попросту устали от проволочек со стороны чиновника и заявили, что должностные лица сами просили деньги.
Между тем, как следует из опроса, за год татарстанцы стали чуть более принципиальными. Из тех, кто не дает взятки, 44,6% заявили, что не идут на преступление из принципа (по итогам 2019-го таковых было 27,2%). Еще 36,6% сообщили, что могут решить проблемы и без коррупции, а 13,6% признались, что попросту не тянут взятку материально (в прошлом году таковых оказалось 21,7%). 1,4% респондентов, может, и дали бы деньги, но не нашли подходящего случая — никто не просил. Кстати, уголовной ответственности стали бояться меньше: в 2019-м по этой причине взятку не давали 6,5% опрошенных, в 2020-м — только 3,3%.
В прошлом году у татарстанцев поменялось мнение о коррумпированности различных структур. «По результатам опроса за 2020-й мы увидели смещение», — объявила Юрасова. В этом году о коррумпированности врачей заявило значительно меньше респондентов, а преподаватели сместились на последнее, 11-е место своеобразного рейтинга. О том, что последние берут взятки, заявили лишь 22,7% опрошенных. По мнению спикера, такой расклад напрямую связан с пандемией.
В этом году о коррумпированности врачей заявило значительно меньше респондентов, а преподаватели сместились на последнее, 11-е место своеобразного рейтинга
«[Что касается преподавателей, то] мы считаем, это связано с коронавирусом, так как „удаленка“, [дистанционное] обучение сократили возможность обращений и получения взяток», — объяснила Юрасова. Существенное снижение коррумпированности, по мнению населения, среди врачей спикер также связала с эпидситуацией. «Доверие граждан к этим областям растет, — отметила она. — Даже несмотря на увеличение обращений [граждан в больницу], уменьшается коррумпированность медработников».
Что предлагают жители Татарстана для борьбы с коррупцией? По мнению большинства опрошенных (51,3%), необходимо ужесточить законодательство в сфере борьбы с коррупцией. 45,4% считают, что надо жестче контролировать распределение бюджетных средств, а 37% полагают, что повышение зарплат чиновникам и бюджетникам может искоренить коррупцию.
Но даже несмотря на то, что рецепт борьбы со взятками вроде бы и вырисовывается, 55,3% заявили, что вообще не готовы участвовать в антикоррупционных мероприятиях: у кого-то нет на это времени, кто-то замечает в подобном риск, а кто-то не видит смысла. По мнению Лохотского, такое мнение может быть связано с тем, что люди думают, что им предлагают самостоятельно ловить нарушителей за руку. Однако это не так: в первую очередь это просветительская работа, «свое правовое просвещение», пояснил спикер. «Цель таких мероприятий — довести до каждого гражданина, что коррупция — это плохо и с ней надо бороться», — заключил Лохотской.