НЕШТАТНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ АМЕРИКАНСКИХ СОЮЗНИКОВ

Служба главного инспектора министерства обороны США провела аудит закупок Пентагоном в интересах союзников «нештатных» вертолетов. В основном, имеются в виду машины зарубежного производства, в частности, Ми-17 для Ирака и Афганистана, сообщает портал Periscope2.ru. По оценкам службы, расходы по этой линии за последние пять лет превысили $1,6 млрд., а в ближайшем будущем они могут составить еще $1 миллиард. В январе 2010 года оформилась программа нештатных вертолетов, и как сообщается, заинтересованность в приобретении Ми-17 через американцев также высказывают Йемен и Венгрия.

Согласно выводам аудиторов (их отчет был опубликован 5 января), организация импорта вертолетов и поддержания их летной годности неудовлетворительна. К тому же Пентагон оказался не в состоянии предоставить список всех своих Ми-17, а также данные о совокупной стоимости владения и ожидаемых эксплуатационных расходах для парка вертолетов этой марки. По мнению аудиторов, Пентагон, предположительно, недостаточно эффективно израсходовал $1,6 млрд., и запланированные расходы на более чем $1 млрд. также могут оказаться неэффективными.

Главный инспектор рекомендует упорядочить закупочную деятельность, а минобороны в течение месяца должно представить свое видение ситуации.

ПЕНТАГОН ДЕЙСТВУЕТ ЧУЖИМИ РУКАМИ

Напомним, в середине июня прошлого года появилась сенсационная новость: 26 мая 2011 года командование сухопутных войск Вооруженных сил США и ОАО «Рособоронэкспорт» заключили контракт на поставку 21 вертолета Ми-17В-5 (эта модель производится только на ОАО «Казанский вертолетный завод»), которые будут использоваться в Афганистане. Стоимость соглашения - $375,05 миллионов. Предусмотрены поставка запасных частей и обслуживание техники. Вертолеты будут дооснащаться (речь идет о 12 дополнительных приборах) оборудованием по стандартам НАТО. А к 2015 году США намерены увеличить численность парка афганских Ми-17 до 58 (без учета нынешнего контракта их там 31), а некоторые источники утверждают, что и до 128.

Да, можно сказать, что такого в российско-американских отношениях до сих пор не было, но все же данным контрактом американцы лишь «легализовали» уже шедший процесс. В октябре 2009 года в американской прессе появились данные, что в течение пяти лет США выложили за Ми-17 для Афганистана, Ирака и Пакистана аж $807 млн. 200 тысяч. Причем Вашингтон сам осложнил себе процесс закупок. В 2006 году он ввел санкции против «Рособоронэкспорта» (всем американским государственным организациям было запрещено покупать у «Рособоронэкспорта» какую-либо продукцию или пользоваться его услугами; а сам российский экспортер лишатся возможности закупать военную технику в США) из-за его связей с Ираном, и поэтому Пентагон был вынужден покупать Ми-17 через посредников: у России приобретались гражданские машины, которые сторонние компании дорабатывали до военных версий и продавали Пентагону, сообщает портал ассоциации вертолетной индустрии.

Такими путями для Ирака приобрели около 80 новых и подержанных Ми-17, причем половину — по бросовой цене, от $3,7 млн. до $4,4 миллионов. Самыми дорогими оказались 22 оборудованных американской электроникой Ми-171Э (производятся ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» - УУАЗ) для Иракского авиационного армейского командования (ИААК) - около $15 млн. каждый, сообщает «Военное обозрение». Кроме того, известно, что в составе ИААК есть 16 вертолетов Ми-17В-5.

Для Пакистана американцы через посредников купили четырнадцать Ми-17. Чьего производства эти вертолеты, не сообщается. Интересно, что и Пакистан, и Ирак для КВЗ и УУАЗ - своего рода спорные территории (в отличие, например, от Индии, где семейство Ми-8/17 представлено исключительно казанской продукцией). Например, в 1996 году КВЗ подписал контракт на поставку в Пакистан (а сотрудничество с ним осложняется дружественными отношениями с Индией) 12 вертолетов. В 2002-м столько же законтрактовал УУАЗ. В 2004 году КВЗ через британскую посредническую фирму обязался поставить 13 Ми-17 на $50,7 миллионов. В 2006 году сообщалось, что УУАЗ поставил в Пакистан три машины... В отчете КВЗ за второй квартал 2011 года Пакистан и Ирак характеризуются как рынки сбыта предприятия.

Что касается Афганистана, то до июня 2010 года американцы купили для афганских ВВС 31 новый и подержанный вертолет Ми-17 (утверждают, что это, в основном, казанские машины).

МИ-17 МОЖНО ПОЧИНИТЬ ПРИ ПОМОЩИ ЖЕСТЯНКИ
ОТ ЛИМОНАДА,
BLACK HAWK - НЕТ

И сам факт закупок российской техники, и их масштабы вызвали возмущение в Америке. Пентагон призвали прекратить инвестировать в российскую оборонку. Журнал Time писал: «Граждане США… должны будут помочь выплатить русским, которые разработали Ми-17, чтобы использовать его во время жестокой оккупации Афганистана, почти 400 миллионов долларов за вертолеты для афганской армии, которые должны быть изготовлены в городах Казань и Улан-Удэ» (цитируется по ИноСМИ).

Опустим бред про то, что Ми-17 разработан для войны в Афганистане (впервые машина взлетела 9 июля 1961 года), но, как отмечает Periscope2.ru, претензии главного инспектора повторяют прошлые нападки Сената США, когда законодатели спрашивали: «Почему приобретаются Ми-17, а не вертолеты американского производства?». Военные в ответ ссылались на проведенный в 2005 году Центральным командованием США анализ, в соответствии с которым Ми-17 получались наиболее экономически эффективным средством для решения оперативных потребностей Ирака, Афганистана и Пакистана. «Я был бы рад полностью перейти на западные летательные аппараты и говорю это как пилот и военный летчик, - заявил бригадный генерал ВВС США Майкл Боера, который контролирует развитие афганских ВВС. – Однако факт остается фактом – я должен принимать решения на основании того, что больше устраивает афганцев. Нам придется пережить то, что вертолет - российский. Он хорошо работает в Афганистане», - добавил генерал и посоветовал недовольным поехать в Афганистан и самим полетать на Ми-17.

Аргументы американских военных просты. Во-первых, афганские летчики и техники за 30 лет привыкли к Ми-17, и смена модели приведет к большим проблемам.

Во-вторых, конструкция Ми-17 отлично подходит для работы в экстремальных условиях Афганистана. Американские модели автоматизированней, отмечала The Washington Post (перевод статьи – порталaeac.ru), но афганцы привыкли к более простым приборам российских вертолетов, к тому же научились чинить их подручными средствами, например, используя банки из-под лимонада. А на вертолетах Black Hawk и Chinook такие номера не пройдут.

АМЕРИКАНСКИЕ КОНГРЕССМЕНЫ И СЕРГЕЙ ШОЙГУ - ЗАОДНО

В-третьих, Ми-17 стоят вдвое дешевле американских и западноевропейских аналогов при сопоставимых с ними характеристиках. Впрочем, стоимость столь ходового товара постоянно поднимается. Когда американским законодателям стало известно, что цена Ми-17В-5 уже превышает $15 млн., это привело их в негодование. Как писала The Washington Post, они возмущались, что россияне утроили цену за вертолет с $6 млн. в 2006 году до $18 миллионов. Любопытно, что год назад министр по делам ГО и ЧС России (это ведомство - традиционный покупатель машин КВЗ) Сергей Шойгу тоже призвал разобраться с вопросом ценообразования на вертолеты. Как сообщали РИА «Новости», он посетовал, что «несколько лет назад мы покупали Ми-8 за 97 миллионов рублей, сейчас он стоит 237 миллионов рублей».

Отметим, что в прошлом году на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» генеральный директор КВЗ Вадим Лигай дал объяснение этому росту: «Цены на рынке мы сумели поднять... Сейчас некоторые нас обвиняют: «Вот, цена подросла…». Она не подросла - она начала принимать свои реальные размеры. В начале 90-х годов мы отпустили в гражданскую авиацию большое количество вертолетов. Но началась приватизация, министерство гражданской авиации распалось, и чуть ли не каждый авиаотряд стал ОАО или ООО, причем с таким неплохим имуществом в виде не только старых Ми-8, но и их новейших модификаций, которые почти в полном составе ушли за границу по демпинговой цене. В результате, цены рухнули. Поэтому заводу на первом этапе было очень тяжело на рынке - не из-за низкого спроса на продукцию, а из-за излишних предложений от российских авиакомпаний, которые решили воспользоваться полученным в огромном объеме советским наследством. Так что для нас в те годы цена и в миллион долларов представлялась заоблачными деньгами, и мы длительное время ждали восстановления рынка».

Последние закупки Ми-17 ярко иллюстрируют фундаментальную экономическую концепцию, согласно которой цена - отражение спроса и предложения, оценивают ситуацию в ассоциации вертолетной индустрии: высокий спрос на Ми-17, невысокие темпы их выпуска и желание заказчиков получить вертолеты как можно быстрее оказывают значительное влияние на увеличение цены.

МЕЖДУ ИНДИЕЙ И АМЕРИКОЙ

Кстати, о сроках исполнения: в-четвертых, продолжают аргументировать свой интерес к Ми-17 американские военные, российские вертолеты могут быть поставлены относительно быстро - обычно в течение года, а в случае с западными машинами ждать пришлось бы больше. И эта оперативность заслуживает отдельного разговора.

Контракт с американцами был заключен 26 мая 2011 года, а уже 29 декабря, то есть через семь месяцев, в Афганистан отправились первые девять Ми-17В-5 (остальные 12 будут поставлены до июля 2012 года). Скорость просто космическая — особенно учитывая то, что еще до этого контракта руководство КВЗ не раз заявляло: завод загружен до предела на несколько лет вперед. О том же газете «БИЗНЕС Online» сообщил и помощник президента РТ Тимур Акулов. Когда все еще гадали, кто будет исполнителем контракта (Казань или Улан-Удэ), он усомнился: «Не знаю, насколько наш вертолетный завод сможет выполнить заказ — насколько знаю, у предприятия до 2012 года все расписано, и оно обязано выполнять заказы, которые уже набрало». Зато источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроительной отрасли не сомневался: «Значит, возьмут из индийского заказа».

Напомним, контракт на поставку Индии 80 вертолетов Ми-17В-5 был заключен 5 декабря 2008 года, а первую партию индийцы получили только 8 ноября 2011-го, то есть через три года после подписания соглашения. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров не скрывал, что исполнение контракта задерживается, но объяснил это тем, что заказчик долгое время не мог определиться с составом бортового оборудования, а после того, как выбор был сделан, «Вертолеты России» проводили дополнительные испытания. Напомним, изначально оговаривалось, что первая партия будет поставлена в сентябре 2010 года, но срок был перенесен (американский контракт прорабатывался с августа этого же года — совпадение?) на март 2011-го, а потом и на ноябрь... Если вертолеты все же были взяты из индийского заказа, то стоило ли так рисковать отношениями с этим проверенным заказчиком? Американская пресса утверждает, что именно ради афганского контракта с «Рособоронэкспортом» Вашингтон снял с него санкции, то есть, по сути, публично пошел на попятную. Можно предположить, что и невидимая часть торга должна быть для России очень выгодной.

«...СКРЫВАЯ СВОЮ АМЕРИКАНСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ»

Главный оппонент импорта Ми-17 - сенатор от Алабамы (этот штат - один из ведущих подрядчиков по американскому военному заказу), экс-зампред сенатского комитета по разведке, один из наиболее опытных лоббистов Ричард Шелби, который в 2009 - 2010 годах проводил антироссийскую кампанию «Остановить закупки Ми-17». До сих пор было ощущение, что Пентагон одолел сенатора-патриота, однако нынешний голос изнутри самого военного ведомства звучит весьма настораживающе, считают авторы портала Periscope2.ru.

Переживать есть за что. Ведь сообщается, что американская сторона ведет с «Рособоронэкспортом» переговоры на дополнительное приобретение еще восемнадцати Ми-17В-5. На другие программы сотрудничества с американцами намекал заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Вячеслав Дзиркалн. Интересно, что, по данным The Washington Post, помимо закупок для азиатского региона, Ми-17 интересуют и самих США: в российских вертолетах нуждается командование специальными операциями, которое выполняет разного рода миссии, скрывая свою американскую принадлежность.

Забавно, но в 2009 году американцы изо всех сил отговаривали правительство Чили покупать те же Ми-17В-5 (сделка оценивалась в $80 миллионов), предлагая взамен свои Black Hawk. В ответ министр обороны Чили Франсиско Видал заявил: «Мы не должны руководствоваться национальной принадлежностью вооружений при выборе продавца».

Но все же вряд ли кампанию против Ми-17 можно назвать именно антироссийской. И хотя бы вот почему. 30 декабря 2011 года было объявлено, что бразильский авиапроизводитель Embraer со своим самолетом Super Tucano выиграл конкурс ВВС США на поставку 20 легких штурмовиков по программе Light Air Support (закупка самолетов для ВВС Афганистана). В пролете оказались такие американские «отечественные производители», как Air Tractor, Boeing, Hawker Beechcraft. Последняя фирма подала иск, и уже 4 января 2012-го работы по контракту были приостановлены. Вот это реакция! Причем и верхов, и низов - американцы на всех уровнях ревностно блюдут интересы своей оборонки. Думаю, общественности представят все возможные в данной ситуации выкладки, почему выбрали бразильскую, а не американскую технику. В России же никому так и не удалось добиться внятных разъяснений, почему мы покупаем французские вертолетоносцы, итальянские бронемашины и израильские беспилотники.