Еврокубки, легионеры из европейских сборных, трансферы на выход в топ-чемпионаты за миллионы евро — все это, с наибольшей вероятностью, останется для «Рубина» в прошлом. Не из-за ошибок менеджмента или футболиста, а в связи с ситуацией в мире, которая в считанные дни изолировала весь российский спорт и футбол в частности. Хотя предсказать масштабы катастрофы тяжело, несколько шагов «Рубину» можно предложить уже сейчас: стать более открытым для Татарстана, набрать скаутов под азиатские и африканские рынки, а также заново оценить потенциал своей академии.
За прошлую неделю российский футбол, как и многие другие сферы, изменился до неузнаваемости: сборную отстранили от всех турниров, клубы — от еврокубков
Новая нормальность в футболе
За прошлую неделю российский футбол, как и многие другие сферы, изменился до неузнаваемости: сборную отстранили от всех турниров, клубы — от еврокубков. Всего за два дня мы откатились то ли в СССР, когда главным был внутренний чемпионат, а клубы даже не думали привлекать кого-то из-за рубежа, то ли в 1990-е, когда все сильные российские игроки уезжали кто куда из-за маленьких зарплат. Волна нахлынет, понятное дело, не сразу — все-таки последние лет 20 мы были полноправной частью европейского рынка. Наработанных связей и потраченных денег хватит, чтобы не оказаться совсем уж вне мирового футбола. Однако эффект от изоляции чувствуется уже сейчас, прямо в эти дни. Достаточно прочитать новости: «Локомотив» покинул главный тренер Маркус Гисдоль, «Краснодар» — Даниэль Фарке и еще 8 игроков, «Зенит» — Ярослав Ракицкий. Список пополняется с каждым днем, не застрахован от потерь и «Рубин».
Сразу после матча с «Зенитом» (2:3), который прошел в понедельник, главный тренер «Рубина» Леонид Слуцкий так рассказал о ситуации с легионерами внутри команды: «Мы собрались с командой и решили, что мы вместе, пока нам ситуация это позволяет. Больше к этой теме не возвращались». В четверг, после победы над «Ротором» (2:1), он повторил примерно то же самое: «Легионеры ни с какими вопросами к нам не обращались». По нашей информации, сейчас все иностранцы действительно остаются в расположении клуба. В «Рубине» 8 легионеров — они представляют Данию, Швецию, Южную Корею, Хорватию и Грузию. Кроме того, в тренерском штабе Слуцкого есть три испанца — тренер по физподготовке и два реабилитолога. Из перечисленных стран только Хорватия и Грузия могут занимать независимую позицию по последним событиям, но Хорватия, по сообщению минобороны РФ, уже успела направила на Украину наемников, а Грузия недавно попросила членства в Евросоюзе. Представителям этих стран ничего не мешает выйти на связь с иностранцами и рассказать им «страшилки» о России, как это, к примеру, сделала федерация хоккея Финляндии с финскими игроками КХЛ.
Помимо политической составляющей есть чисто спортивные моменты, которые не добавляют оптимизма. Во-первых, правовая незащищенность как «Рубина», так и всех остальных российских клубов. В обычных условиях действия всех легионеров расценили бы как самовольный уход без уважительной причины. Он грозил бы правовыми санкциями, вплоть до отстранения игроков от всех турниров. Но все эти санкции выносила бы УЕФА, которая уже исключила Россию из всех лиг и турниров. А оспорить решения союза можно было через Спортивный арбитражный суд, вот только и в Лозанне нарушили политический нейтралитет. В общем, что-то подсказывает, что к жалобам из России отнесутся без должной объективности.
Другой фактор — курсы доллара и евро, которые в последние дни бьют исторические рекорды. «Рубин» и другие клубы получают деньги от спонсоров в рублях, а выплачивают зарплату легионерам с привязкой к валюте. В 2014 году, когда на валютном рынке происходила примерно та же ситуация (пусть и в меньших масштабах), клубы договорились о закреплении курса на определённой отметке. Сейчас уже трудно поверить этим цифрам, но тогда доллар «остановили» на 45 рублях, а евро — на 55. В эти дни подобная инициатива только обсуждается. Если ситуацию не удастся каким-то образом купировать, клубам придется тратить больше денег на контракты с теми же суммами. Сделать это придется, сократив все другие статьи расходов. Самое обидное, что закрыть все контракты, похоже, придется, ведь не хочется давать поводов иностранцам жаловаться на задержки в зарплатах, а УЕФА — налагать за это еще более жесткие санкции. В этом плане показательна ситуация с «Краснодаром»: клуб даже не смог расторгнуть контракты с 8 игроками, покинувшими клуб. Официальная формулировка — их контракты «приостановлены». Видимо, в клубе надеются, что они еще вернутся.
Конечно, когда-нибудь спецоперация закончится, а санкции снимутся. Но даже при таком сценарии футбольный мир, в котором окажется «Рубин» и другие, изменится до неузнаваемости. Джанни Инфантино уже забыл о чемпионате мира – 2018, признанном самым успешном в истории, а Александер Чефферин — о сотнях миллиардах, полученных УЕФА от «Газпрома». Нас могут восстановить юридически, но уже не репутационно: иностранные клубы по-прежнему будут настаивать на том, что не хотят пересекаться на одном поле с Россией, и давить на УЕФА и ФИФА, а иностранные футболисты — бояться картинки из новостей. Так что ту команду, которая выстроилась в «Рубине» прямо сейчас, уже можно смело назвать промежуточной. Как бы легионеры ни были довольны клубом и городом, у них есть свои амбиции, а все они связаны с еврокубками или переходами в топ-клубы. Россия больше не подходящая для этого площадка.
Мы попытались представить, как «Рубину» найти себя в новом футбольном мире.
«Ак Барс Арена» на матче с «Ливерпулем»
Идеология: клуб — бренд республики не только во время матчей
Если сильно упрощать, по-настоящему большие деньги в «Рубин» попали после побед в чемпионатах России и последующего выступления клуба в Лиге чемпионов. Клуб запомнился благодаря победе над «Барселоной», сражениям с «Интером», «Атлетико» и «Челси». Также в памяти остались встречи с «Ливерпулем» в Лиге Европы. После всех этих матчей ты мог поехать за рубеж на переговоры с важным чиновником и сказать ему «Рубин» на случай, если тот вдруг не знал, что Казань — это тот самый город, который обыграл «Барселону». Этот элемент престижа давал республике смысл тратить на клуб миллиарды рублей, а затем — решать все его финансовые проблемы. В те моменты, когда «Рубин» было проще закрыть и открыть уже под новым именем, республика спасала свой бренд, уважая его историю. А когда дела стали лучше, вокруг «Рубина» сплотились в предвкушении, что старые-добрые времена вернутся, что мы снова будем в еврокубках, что снова сойдемся с кем-то из топов Испании, Италии или Англии. «Лига чемпионов? Почему бы нет?» — говорил в интервью нашему изданию генеральный директор «Рубина» Рустем Сайманов.
Сейчас же эти надежды рухнули, как и та модель, в которую Сайманов пытался вписать команду в последние годы. Заключалась она в следующем: мы покупаем молодых и перспективных игроков, продаем их подороже и зарабатываем на этом. Выведи из этого уравнения еврокубки — и для этих самых молодых и перспективных Россия станет в один ряд с каким-нибудь Катаром и Саудовской Аравией. Сколько ни забивай, никто не обратит внимания. Чего говорить: Россия сейчас проигрывает даже Казахстану — команды оттуда могут хотя бы играть в Лиге чемпионов и Лиге конференций. Бывший владелец «Спартака» Андрей Червиченко в разговоре с нами допустил, что модель «Рубина», заточенная на перепродажи, поменяется. «Я думаю, что максимум случится небольшая коррекция уже имеющейся схемы, — сказал он. — Возможно, руководители просто начнут заниматься перепродажами внутри страны. Однако пока это все обсуждать бесполезно: нет понимания, на какой срок мы отстранены, на каком основании игроки могут покидать свои клубы».
Леонид Слуцкий
Скорректировать курс можно следующим образом: мы также продаем игроков, но своих. Конечно, в таком случае придется терпеть, что «сливки» будут забирать «Зениты» и «Спартаки», но зато клубу достанутся многомиллионные выплаты. Такой подход требует совершенно другого, более внимательного, отношения к клубной академии, о чем позже. Перемены должны затронуть не только селекцию клуба, но и его работу на всех уровнях. Они также должны замкнуться на «своем». Хорошим примером может послужить хоккейный «Ак Барс» с его ставкой на воспитанников, городскими мероприятиями и подчеркивающим национальный колорит маркетингом. Крепко связать себя с Казанью и Татарстаном — эффективный курс, когда ты добываешь победы не в Европе, а в России. «Рубин» уже делал шаги в этом направлении: выходил на поле в тюбетейках, делал ремейк на песню «Татарстан супергуд», снимал говорящего на татарском языке главного тренера ЛеонидаСлуцкого. Однако все это не было частью общей осознанной стратегии. А начать ее нужно с того, что Татарстан заслуживает быть футбольной республикой в той же мере, что и хоккейной. И «Рубин» — нечто большее, чем команда с сиюминутными задачами, которые сегодня одни, а завтра — другие. «Рубин» — это прежде всего бренд республики: он должен выходить в город, причем не только Казань, встречаться с детскими школами, настаивать на строительстве манежей, приглядывать за «младшими братьями» из Набережных Челнов и Нижнекамска. От всего этого клуб (может быть, неосознанно) открестился в последние годы, пытаясь сохранить прописку в РПЛ, избавиться от долгов и создать конкурентоспособный проект. За сезоны «выживания» сложилось впечатление, что «Рубин» огородил себя большим забором от всего остального, что происходит в республике. Теперь самое время этот забор снести.
Также стоит полностью пересмотреть работу со зрителями, которая в последнее время пала жертвой недопониманий между клубом и «Ак Барс Ареной». «Рубин», напомним, не владеет стадионом, но отвечает за реализацию билетов, еды и продукции. После судов, долгов, жалоб на поле и постоянных переездов на Центральный стадион клуб перестал стараться сделать атмосферу на «Ак Барс Арене» домашней. Не особо помогал в этом и сам стадион. Теперь самое время забыть все старые обиды и начать работать над общим делом. Доходы со зрителей не сравнятся с поступлениями от спонсорства, но в сложившейся ситуации нужно цепляться за каждый рубль.
Макбет Сибайя
Селекция: пока, Европа; привет, Азия и Африка
«Рубин» и раньше много работал над тем, чтобы находить качественных легионеров, а теперь работать придется еще больше. Европа окажется закрытой, так что нужно будет в максимально короткие сроки освоить для себя новые рынки. Причем новые для нынешних менеджеров, а не для «Рубина» в целом. В те времена, когда клуб был еще не таким узнаваемым в Европе, в Казань привозили Макбета Сибайю (ЮАР), Орландо Калисто (Бразилия), Алехандро Домингеса (Аргентина). Список можно продолжать дальше. До перехода в «Рубин» никто из них не считался звездой и не гремел в мировом футболе, тем не менее каждый оставил свой большой вклад в России.
Ранее в «Рубине» заявляли, что рынки Латинской Америки уже перегреты и там искать игроков тяжело — уже с детского или подросткового возраста перспективных ребят там начинают вести скауты более крупных команд. Поэтому был выбран курс на Скандинавию. Но теперь шведы и датчане не воспринимают РПЛ, так что разумнее переключить внимание на Сербию, Африку и Азию. Когда-то это уже делалось во времена Курбана Бердыева. Тогда в клубе был целый селекционный отдел, между сотрудниками которого были поделены различные чемпионаты. Так, экс-тренер молодежной команды «Рубина» Владимир Ежуров отвечал за среднеазиатское направление. «В Средней Азии можно найти футболистов хорошего качества относительно недорого, если сравнивать с европейцами, — оценил он потенциал этого рынка сейчас в интервью нашему изданию. — Я думаю, достаточно одного человека, чтобы закрыть данное направление, но он должен быть профессионалом, разбирающимся в местных реалиях футбола».
Никто не мешает собрать по такому же шаблону в клубе одного скаута по Азии, одного — по Латинской Америке, одного — по Африке. Тогда клуб будет максимально готов к новым реалиям российского футбола. Идея селекционного штаба обсуждалась в «Рубине» в последние сезоны (его даже успели доверить Цезарю Навасу), но еще ни разу не доходила до логичного конца. Сейчас для этого — отличный шанс.
Вместе с тем «Рубину» нужно стараться усиливать свой российский состав — именно он будет определять разницу между командами в таблице уже в этом сезоне, когда клубы резко окажутся без легионеров. В последние годы «Рубин» привлек в состав российских игроков из ЦСКА, «Спартака» и «Зенита», но все они либо перешли на последний рубеж карьеры, либо успели завалить не один аванс в своих прежних клубах. Заманить реально талантливых игроков в условиях перегретого рынка было невозможно — за каждого россиянина разворачивалась борьба между клубами. Но скоро этот «пузырь», раздутый лимитом, начнет лопаться: «Зенит» уже не так интересен «Газпрому» без Лиги чемпионов, ЦСКА оказался под санкциями, «Спартак», по признанию предпринимателя Леонида Федуна, финансируется с трудом, а «Динамо» перешел от ВТБ к спортобществу «Динамо». «Зарплаты в российском футболе будут на уровне 1990-х», — уже прогнозирует нам в интервью бывший руководитель «Локо», «Москвы» и «Ростова» Юрий Белоус.
В Казани академия всегда контактировала с главным тренером
Академия — это не мертвый груз, а исторический шанс
Продолжая тему российских игроков, нельзя не вспомнить об академии «Рубина». Конечно, казанцам лучше не дожидаться, пока кто-то из клубов «выпустит» перспективных россиян, а выращивать своих. Тем более все условия для этого созданы уже давно: есть интернат, поля с подогревом, стадион и, самое главное, опытный тренерский и административный состав, прокаченный испанскими тренерами. Задайся целью сделать что-то подобное сейчас — придется потратить лет пять на строительство инфраструктуры (промолчим о цене вопроса) и еще лет 10 — на воспитание персонала. А у «Рубина» все это уже есть, чем не могут похвастаться академии многих клубов РПЛ. Складывается такое чувство, что в самом клубе этого не ценят.
В последнее время, в особенности после того как «Рубин» покинул Курбан Бердыев, который настаивал на строительстве интерната и приглашении испанцев, расстояние между академией и главной командой росло и росло. Отношение «основы» к академии прямо сейчас четко выражаются словами Слуцкого. «Это не в моей сфере компетенций. Когда тренер говорит, что выстраивает вертикаль и контролирует все, то лукавит. У меня много собственной работы, и я не имею права распыляться на деятельность академии. У нас есть много людей для этого, моя сфера ответственности — основная команда», — заявил тренер после игры с «Зенитом» в понедельник.
Слуцкий имеет право на такое мнение — в конце концов, он опытнейший тренер. В то же время он должен понимать, что «Рубин» не ЦСКА, где молодежное направление в состоянии было работать автономно от главной команды. В Казани академия всегда контактировала с главным тренером: все-таки именно от него зависело, будут ли выпускники попадать в основную команду или нет, и у него больший вес в переговорах с руководством клуба, чем у любого тренера и директора академии.
Бердыев всегда был готов принять у себя любого тренера академии и игрока молодежки, выслушать их проблемы. Руководителем академии в последний период работы Бердыева в Казани был его ближайший соратник Иван Данильянц. Ринат Билялетдинов также постоянно контактировал с академией, все-таки он сам работал в молодежном футболе и готов был дать шанс всей перспективным игрокам в Казани. В разговоре с «БИЗНЕС Online» Билялетдинов подчеркнул, что молодежный футбол везде в России за последние годы сильно сдал, — «Рубин» в этом плане не одинок. Специалист заявил, что всем академиям нужны перемены: «Я смотрю за многими командами молодежного уровня, в том числе и за „Рубином“, пусть и в меньшем числе. У нас постоянно звучат лозунги: „Давайте разработаем программу“. На 2020-е годы была, на 2030-е годы будет. Чем дальше срок, тем меньше ответственность. Но итог какой? Без слез не взглянешь! Уже выпущенные игроки академии на голову ниже тех, кто выпускался лет 15 назад».
Курбан Бердыев
Академия «Рубина» в последние четыре года сменила троих руководителей, так что говорить о каком-либо курсе и стратегии в ее работе не приходится. Сейчас академией заведует бывший главный тренер «Нефтехимика» и молодежки «Рубина» Юрий Уткульбаев. Даже такой опытный специалист вряд ли в силах разбудить персонал академии, уставший от постоянных трясок в руководстве, зарплат, которые не меняются из года в год, холодного отношения главной команды, отсутствия целей. Сейчас же возникает историческая возможность нажать на кнопку «перезагрузка» и дать молодежному проекту «Рубина» второе дыхание. В клубе уже не осталось людей, кто стоял у истоков академии в ее нынешнем виде, тем не менее никто не мешает переосмыслить её работу. В последнее время этому мешало отсутствие терпения. У академии постоянно спрашивали, готова ли она дать игроков РПЛ на отрезке в год-два, и после ответа «нет» не видели смысла плотно ей заниматься. Разумеется, в такой короткий срок академия результата не даст, но, если бы на нее по-настоящему обратили внимание пять лет назад, сейчас бы у «Рубина» уже был бы ряд интересных игроков под РПЛ. В этом плане клубу не помешает помощь города и республики, которые могли бы освободить его от ряда расходов, но инициатива должна исходить от самого «Рубина».