Накануне «Ак Барс» официально попрощался с главным тренером Дмитрием Квартальновым. Его контракт с клубом истекает 30 апреля, и новое соглашение ему не будет предложено. За три года работы в Казани Квартальнов оставил о себе неоднозначное впечатление. Тренер не смог повторить успех Зинэтулы Билялетдинова и выиграть для республики Кубок Гагарина, но были и положительные моменты в его работе: Квартальнов здорово раскрыл талантливую молодежь, поверил в Тимура Билялова, а самое главное — был открытым для болельщиков и медиа.
Квартальнов, работая бо́льшую часть карьеры в топ-клубах, еще ни разу не выигрывал главный трофей КХЛ
Квартальнов не вернул Кубок Гагарина в Казань
Квартальнов пришел в «Ак Барс» на место Зинэтулы Билялетдинова. Прежний главный тренер выиграл для Казани три Кубка Гагарина, и никто не скрывал, что планка для Квартальнова задрана высоко. Он и сам это понимал, когда постоянно отвечал журналистам, что знает, в каком клубе работает. «„Ак Барс“ — это бренд, мы должны соответствовать», — говорил Квартальнов в свой первый сезон в Казани. Кубок Гагарина ему нужен был не только для Татарстана или команды, а прежде всего для себя.
Квартальнов, работая бо́льшую часть карьеры в топ-клубах, еще ни разу не выигрывал главный трофей КХЛ. Парадокс в том, что по общему числу победных матчей в лиге он занимает первое место, оставляя позади себя даже Билялетдинова или Знарка. Но если у них уже по три Кубка Гагарина, то у Квартальнова — ни одного. В Казани он должен был избавиться от главного клише в своей карьере, что он «некубковый» тренер. Кто-то, сочувствуя, а не злорадствуя, называл его главным тренером-неудачником КХЛ. Он проиграл все 7-е матчи в карьере, в том числе в финале Кубка Гагарина, а также впервые в истории КХЛ уступил серию, в которой вел 3–0.
Кто-то был уверен, что «Ак Барс» — последний шанс Квартальнова выиграть Кубок Гагарина. Скорее всего, он и сам это понимал, ведь в случае провала вряд ли кто-то бы снова позвал его тренировать топ-клуб. В итоге Кубок Гагарина он не выиграл, но и провалом его трехлетнюю работу в Казани назвать нельзя. При нем «Ак Барс» дважды выигрывал регулярный чемпионат, а в плей-офф у тренера было только два шанса. В дебютный год помешала пандемия коронавируса — сезон завершился досрочно, когда «Ак Барс» уверенно разобрался с «Нефтехимиком» и вышел во второй раунд. В последующих двух сезонах на его пути оказывался «Авангард» Боба Хартли. Канадский специалист стал «черной меткой» для тренеров «Ак Барса»: сначала он переиграл Билялетдинова, затем — Квартальнова.
Год назад в интервью нашему изданию Квартальнов вспомнил о капитане «Вашингтона» Александре Овечкине, когда говорил о поражении от «Авангарда» в 7-м матче. Овечкин 10 лет шел к победе в Кубке Стэнли, много раз оступался, сталкивался с критикой, но наконец осуществил свою мечту. Хватило терпения Овечкину — должно хватить и мне, намекал Квартальнов. Сказать об этом легко, а вот прожить и сделать — не так просто, тем более когда ты главный тренер. Отсутствие значимого трофея сказывалось на психологическом состоянии Квартальнова — наставник где-то чересчур эмоционально реагировал на поражения, а в ответственных моментах слишком закручивал гайки хоккеистам. На фоне этого возникало недопонимание с хоккеистами, некоторые из которых не горели желанием играть у тренера.
В чем точно нельзя обвинить Квартальнова, так это в равнодушии и халатности. Все три года в «Ак Барсе» он горел своей работой. А сама работа настолько его вымотала, что, возможно, ему необходима пауза, которой не было последние 10 лет. Перезагрузиться и все переосмыслить. В Казани Квартальнов оставил всего себя без остатка.
Пока казанцы весь сезон искали легионеров, Хартли наигрывал состав команды после победы в Кубке Гагарина
Проиграл Хартли обе дуэли
Путь «Ак Барса» Квартальнова в плей-офф 2 раза останавливался на «Авангарде» Боба Хартли. Тренеры во многом похожи друг на друга. Оба придерживаются где-то прямолинейного и агрессивного хоккея, не отличаются гибкостью в работе с игроками и в первую очередь поддерживают на льду жесткую дисциплину. Не раз отмечали, что хоккей двух команд очень схож, а в серии минувшего сезона было заметно, насколько похожи «Ак Барс» и «Авангард» в игре. Но каждый раз мелочи складывались в пользу Хартли.
Финал Восточной конференции между этими командами вообще называют самой лучшей и зрелищной серией за всю историю Кубка Гагарина. Команды дошли до 7-го матча, ни разу не победив на своем льду. «Ак Барс» постоянно отыгрывался по ходу серии, но мог завершить ее в 7-й игре. Однако в третьем периоде 7-го матча Квартальнов дрогнул — «Ак Барс» прижался к воротам и позволил «Авангарду» сравнять счет, переведя игру в овертайм. А в дополнительное время все решило мастерство Оливера Каски. У казанцев, к слову, в тот сезон не было легионеров такого уровня. Пока Стефан да Коста сидел в запасе, а Найджел Доус мазал мимо ворот, легионеры «Авангарда» вели команду за собой и выиграли Кубок Гагарина.
В какой-то степени разница в составах сказалась и в минувшем сезоне, когда «Ак Барс» проиграл «Авангарду» уже в первом раунде. Пока казанцы весь сезон искали легионеров, Хартли наигрывал состав команды после победы в Кубке Гагарина. Не затерялись и прежние лидеры «Авангарда» — тот же Сергей Толчинский по-прежнему был хорош. У «Ак Барса» же лидеров на льду не нашлось, канадцы, пришедшие только зимой, ничем не запомнились и после поражения уехали домой. Понятно, что винить во всем только игроков нельзя ни в коем случае. За результат и атмосферу в команде всегда отвечает главный тренер. Видимо, суровый Хартли где-то в большей степени проявил гибкость в работе с игроками либо собрал вокруг себя нужный и сильный тренерский штаб. Но виноват ли кто-то другой, кроме Квартальнова? Конечно, нет. Мелочей на таком уровне не бывает. И именно подобные мелочи в дуэли двух абсолютно равных специалистов сыграли в пользу Хартли, а не Квартальнова.
Звездочки «Ак Барса» Артем Галимов и Дмитрий Воронков (на переднем плане) до Квартальнова сыграли в одном из четырех матчей за «Ак Барс». Молодые хоккеисты томились в «Барсе», откуда вылезти было почти нереально
Заиграла молодежь
Пожалуй, главная заслуга Квартальнова в Казани — его работа с молодежью. Звездочки «Ак Барса» Артем Галимов и Дмитрий Воронков до Квартальнова сыграли в одном из четырех матчей за «Ак Барс». Молодые игроки томились в «Барсе», откуда вылезти было почти нереально. Все изменилось после прихода Квартальнова, который начал давать шанс молодым. Специалист славился этим как на старте своей карьеры в «Северстали», «Сибири», так и в топ-клубах — ЦСКА, «Локомотиве» и «Ак Барсе».
Больше всего Квартальнов ценит игроков, готовых «рубиться» за своего тренера, поэтому он и готов работать с молодежью, у которой горят глаза. Он готов возиться с ними, не бояться ставить в состав и где-то доверять чуть больше, чем более опытным хоккеистам. Молодые игроки идеально подходят под систему тренера, который в первую очередь просит бороться и играть в силовой хоккей. Это подкупает и спортсменов, которые видят отношение наставника к себе, понимают, что могут рассчитывать на поддержку от него и не бояться импровизировать, за что потом можно получить похвалу.
Потому было неудивительно, что после прихода нового тренера концепция взаимодействия с молодыми хоккеистами в клубе поменялась. Их начали чаще приглашать на тренировки с первой командой, наблюдать за ними и отправлять на дополнительные тренировки по развитию навыков катания, бросков и прочего. В первый же год работы Квартальнова в составе появился защитник Даниил Журавлев, чаще получал шансы вратарь Амир Мифтахов. Шансы в первой команде давались как лидерам, так и перспективным игрокам, которые могли входить в основу через сезон-два — например, Александр Любчич, Артур Бровкин. Игроков, которые не проходили в основу, просили проявить себя в фарм-клубе — «Барсе», который наконец обрел ценность после появления Квартальнова. Но даже это не гарантировало им место в составе, потому что со многими приходилось работать дополнительно. Например, Воронков первые 3–4 месяца был 13-м нападающим и начал стабильно выходить в качестве основного игрока после молодежного чемпионата мира.
За время работы Квартальнова Воронков и Галимов вызывались в сборную России, они получили «взрослые» контракты и стали большими хоккеистами. Также тренер раскрыл Илью Сафонова, дал шансы Бровкину, Аделю Булатову, Кириллу Крутову. В «Барсе» вырос Дмитрий Кателевский, который выступал в плей-офф за «Ак Барс» и в следующем сезоне может постоянно играть за основу.
До Квартальнова в городе было популярно мнение, что «Ак Барс» играет спустя рукава в регулярном чемпионате
Не разделял регулярный чемпионат и плей-офф
Регулярный чемпионат для Квартальнова ни в ЦСКА, ни в «Локомотиве», ни в «Ак Барсе» не был проходным этапом. Специалист во всех трех клубах акцентировал внимание, что регулярный чемпионат — такой же важный отрезок сезона, как и плей-офф, в котором нужно показать себя хорошо. За три года в армейском клубе Квартальнов всегда демонстрировал максимальный результат со своей командой в регулярном чемпионате — первое место. То же было и в Казани за исключением нынешнего сезона. Тренер использовал первый отрезок сезона, чтобы наработать определенные связки и привить команде хоккей, который он желает видеть на постоянной основе. Кроме того, чемпионат был необходим и для выявления первого вратаря в команде. В «Ак Барсе» первые два года за это право боролись Билялов и Адам Рейдеборн. И только в прошедшем сезоне в дуэте Игорь Бобков – Тимур Билялов ставку сделали на последнего. Как объяснял наставник, это было необходимо, чтобы проверить, как хоккеист поведет себя на длительном отрезке.
До Квартальнова в городе было популярно мнение, что «Ак Барс» играет спустя рукава в регулярном чемпионате. Не выкладывается на 100%, выходит на пик формы, действует осторожно. В играх с аутсайдерами чемпионата участвовали резервные хоккеисты, которые не получали игровую практику в матчах с топами. Однако при Квартальнове система изменилась: на игры любого статуса выходили лидеры, в каждом матче был гарантирован упорный и интенсивный хоккей. За три года работы тренера «Ак Барс» дважды становился первой командой на Востоке в регулярке. Все это сыграло на руку разным сотрудникам клуба и «Татнефть Арены» — тем, кто продает билеты, готовит атрибутику, отвечает за сервисы на арене. Совпадение или нет, но именно при Квартальнове клуб сделал скачок в работе со зрителями. Гораздо проще зазывать болельщика на трибуны, если на льду гарантированно появятся звезды, а команда будет добиваться побед.
Был открытым
В ЦСКА и «Локомотиве» Квартальнов казался закрытым и суровым тренером. Во многом это проблема самих клубов, которые не работали с публикой. В «Ак Барсе» же тренер раскрылся с новой стороны. Стоит вспомнить, что впервые перед прессой он появился в каске и спецовке — его представили на заводе «ТАНЕКО», который входит в структуру «Татнефти». Он не был против и выходить в рабочих спецовках на предсезонных играх, надевать тюбетейки, сниматься в клипах клуба. Публике запомнятся жаркие спичи тренера («шиндр-мындр», «чуть не нюхнули чурчхелу»), а пресс-конференции с его участием и вовсе отдельный вид искусства.
Отдельно стоит отметить сериал «Ак Барса» «Живем хоккеем» с его беспрецедентным объемом съемок из раздевалки команды. Квартальнов не запрещал сотрудникам клуба снимать его спичи даже после поражений, когда наверняка хотел, чтобы сказанное им оставалось только в команде. Такая степень открытости была уникальна как для Казани, так и для всей КХЛ.
Также Квартальнов всегда участвовал в благотворительных акциях клуба. Играл в следж-хоккей с детьми с особенностями физического и ментального развития. Ходил на субботник вместе с игроками команды. Проводил экскурсии по «Татнефть Арене» для ребят с ограниченными возможностями. Спокойно относился Квартальнов и к пресс-конференциям, где ему задавали неудобные вопросы после поражений. Тренер всегда умел держать удар и никогда не отказывался от общения со СМИ и от объяснения своих неудач.
У Квартальнова по приходе в «Ак Барс» была пара вратарей Эмиль Гарипов – Адам Рейдеборн (на фото)
Раскрыл Билялова
Квартальнов, помимо того что умеет работать с молодыми игроками, еще и по-своему видит работу с вратарями. В «Локомотиве» при нем в запас сел опытный Александр Салак, а основным голкипером неожиданно стал молодой Илья Коновалов. Примерно такая же ситуация случилась и в Казани. У Квартальнова по приходе в «Ак Барс» была пара вратарей Эмиль Гарипов –Рейдеборн. Билялов на тот момент вернулся из аренды в рижском «Динамо», где стал основным вратарем. На 24-летнего Тимура в Казани тогда никто не ставил, а сам он уже готов был вернуться обратно в Ригу и не хотел оставаться в Казани третьим вратарем. Билялов не видел в этом никакого смысла.
Но, как рассказывают источники нашего издания, все поменял разговор с Квартальновым. Тренер фактически уговорил Тимура остаться в Казани и попробовать побороться за место в основном составе «Ак Барса». Билялов, по нашим данным, согласился не сразу. В том сезоне через несколько месяцев команду покинул Гарипов, а Билялов выиграл конкуренцию у Рейдеборна и стал основным вратарем команды.
Более того, в том сезоне Тимур был признан лучшим вратарем КХЛ. Он установил новый рекорд чемпионатов России по продолжительности сухой серии (316 минут и 9 секунд), а также впервые в карьере принял участие в Матче звезд. В следующих двух сезонах при Квартальнове Билялов был железным первым номером команды и дорос до уровня сборной РФ. Вратарь съездил в Пекин на недавнюю Олимпиаду, хотя и не сыграл ни одного матча. Разговор с Квартальновым летом 2019 года стал судьбоносным не только для Билялова, но и для «Ак Барса», который получил основного вратаря на несколько лет вперед.
Разногласия между игроком и тренером в основном возникали на почве недовольства Зарипова своей ролью в команде
Конфликтовал с Зариповым
Последний сезон Квартальнова в «Ак Барсе» запомнится не только поражением от «Авангарда» в первом раунде, но и в большей степени конфликтами с капитаном казанцев Данисом Зариповым. По нашим данным, Зарипов передумал завершать карьеру, но готов остаться в «Ак Барсе» только при условии, что главным тренером будет не Квартальнов.
Разногласия между игроком и наставником в основном возникали на почве недовольства Зарипова своей ролью в команде. Авторитетный капитан был неудовлетворен тем, что мало играет и оказывается в запасе в некоторых важных отрезках матчей. Несколько раз, как рассказали источники нашего издания, тренер и спортсмен разговаривали на повышенных тонах. Зарипов, обладая огромным авторитетом внутри коллектива, собирал вокруг себя других опытных игроков, которые в свою очередь не боялись высказывать тренеру претензии. Самого Квартальнова при этом вряд ли можно назвать пострадавшей стороной в данном конфликте. Тренер где-то не способен был сглаживать углы и идти на уступки с опытным и возрастным Зариповым.
В какой-то степени виноваты были обе стороны, которые ставили свои амбиции выше команды. При этом нужно понимать, что если бы Зарипов на протяжении всего сезона был хорош, то играл бы на постоянной основе. Ни один тренер не будет стрелять себе в ногу и оставлять в запасе хоккеиста, который приносит результат. Только вот Зарипов его не приносил «Ак Барсу» — ни в регулярном чемпионате, ни тем более в плей-офф. И, вместо того чтобы перестать ворчать и сплотить команду вокруг себя, он решил вместе с некоторыми остальными опытными игроками «слить» тренера.
Но опять же в конфликте двух людей редко бывает так, что виноват только один. Квартальнов допустил стратегическую ошибку в прошлом году, когда поддержал решение Зарипова продолжить карьеру. Тренер отвечал журналистам, что такой игрок ему необходим в составе. Но следующий сезон показал, что Зарипов не нужен Квартальнову. Год назад наставнику надо было отстоять свою позицию, но вместо этого он запустил в команду троянского коня.
На фоне требовательного характера и энергозатратного стиля игры не многие хоккеисты горели желанием играть у Квартальнова
Не просил сверхсильный состав
Важное качество Квартальнова, которое отличает его от многих других тренеров, — ему не нужен сильный и звездный состав. В какой-то степени специалисту даже проще работать с молодыми и средними игроками, чем со звездами и легионерами, с которыми он не всегда может найти общий язык. За три года в «Ак Барсе» Квартальнов никогда не жаловался на состав и, что еще важнее, не требовал дорогих игроков. На этом фоне был сильный диссонанс после Билялетдинова, который фактически собственноручно собирал состав в «Ак Барсе» и работал в основном с клиентами только одного агента.
Квартальнов же за три года в Казани допустил только несколько ошибок. В дебютном сезоне он не смог найти общий язык с Владимиром Ткачевым. Энергозатратный хоккей не подходил талантливому воспитаннику «Ак Барса», и он попросил обмена. В итоге Ткачева обменяли в «Локомотив», а взамен казанцы получил Степана Санникова и Николая Аверина, игроков уровня ниже среднего. Именно на этих спортсменах настоял сам Квартальнов и совершил большую ошибку. Санников после одного сезона покинул «Ак Барс», а Аверин провел за казанский клуб всего 12 матчей. Ткачев же после обмена стал капитаном «Локомотива» и самым дорогим игроком «Трактора», а также сыграл на Олимпиаде в Пекине. Тот обмен, пожалуй, можно назвать одним из самых неудачных в КХЛ.
На фоне требовательного характера и энергозатратного стиля игры не многие хоккеисты горели желанием играть у Квартальнова. В связи с этим в свое время «Ак Барс» покинули Эмиль Галимов и Станислав Галиев. Характер Квартальнова часто был преградой в переговорах с потенциальными новичками команды, которые опять же не хотели играть именно у этого тренера. В какой-то степени Квартальнов стал заложником собственного же характера. В «Ак Барсе» у него никогда не было обилия звезд, а в минувшем сезоне зарплатная ведомость команды вообще составила 700 млн рублей — на 200 млн меньше предела жесткого потолка. Т. е. «Ак Барс» мог еще усилиться и точно побороться за Кубок Гагарина, но не все потенциальные новички делали выбор в пользу команды Квартальнова.
При этом с генеральными менеджерами у тренера практически отсутствовали разногласия. Важным качеством Квартальнова было то, что он не лез в трансферные дела и практически не просил определенных игроков в состав. Понятно, что разногласия имели место, но не достигали масштаба конфликта с Зариповым. Прошлым летом, например, Квартальнов промолчал и пошел на уступки, когда вопреки его желанию в тренерском штабе оставили Павла Зубова, который отвечал за работу с защитниками. Зубов — один из лучших специалистов КХЛ по работе в обороне, но с Квартальновым у них были некоторые разногласия. Минувшей зимой главный тренер не начал возмущаться, когда в его штаб пригласили Майка Пелино, который должен был экстренно спасти ситуацию с реализацией команды и игрой в большинстве. Квартальнов, почувствовав опасность от приглашения опытного специалиста, мог встать в позу, но не сделал этого.