Сегодня в автограде обсудят новый генплан города — на слушания вынесен документ, который с 2019 года разрабатывает команда профессора КГАСУ Александра Дембича. Согласно документу, город прирастет территориями под 6,5 млн кв. м жилья, сюда же могут включить лесные пространства. Обновится схема транспорта. Тем не менее в Челнах до сих пор нет единства мнений, как будет развиваться город. О том, как Ильшат Фардиев отстоял «Челны-Бройлер», чем генплан не нравится местным зодчим и почему даже главный архитектор видит другие векторы развития, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня челнинцам расскажут, как в ближайшие 20 лет будет расти и развиваться автоград. На публичных слушаниях в мэрии Челнов Александр Дембич и его команда представят генеральный план города
Переезд «Челны-Бройлер» отложен как минимум до 40-х годов
Сегодня челнинцам расскажут, как в ближайшие 20 лет будет расти и развиваться автоград. На публичных слушаниях в мэрии Челнов Александр Дембич и его команда представят генеральный план города. В начале октября окончательная версия документа была вывешена для всеобщего обозрения в службе градостроительного развития. Подробно изучил его и «БИЗНЕС Online».
С тех пор, как мы рассматривали один из рабочих вариантов генплана, в него внесли целый ряд изменений. Так, если ранее он предусматривал два этапа развития города до 2037 года, то теперь документ задает векторы до 2043-го. Проектом предусмотрено три этапа реализации. Первый охватывает период с 2023 по 2029 год. Второй — с 2030 по 2036 год. Третий — с 2037 по 2043 год. Детальная проработка проектных решений предусмотрена только по первому этапу. Ожидается, что в 2029 году произойдет корректировка стратегического документа.
Важнейший вопрос градостроительного развития — поиск территорий для жилищного строительства. Расчет базировался на уровне жилищной обеспеченности в городе на перспективу. Цель — 32 кв. м общей площади жилья на человека при сегодняшних 24 кв. м на человека.
Для этого ранее планировалось развитие в рамках двух районов — Южный и Восточный, закладывался перенос производств птицефабрики «Челны-Бройлер» с застройкой ее территории жилыми домами. Кроме того, коттеджные поселки на востоке — Малая Шильна, Большая Шильна, Манхеттен, Подсолнухи и др. — должны были войти в состав города.
Но мощь «Агросилы» Ильшата Фардиева проектировщикам обуздать не удалось. В птицефабрику было вложено слишком много средств — ранее владельцы оценивали перенос предприятия в 15 млрд рублей. Так что встревоженный поползновениями градостроителей агрохолдинг отстоял свою «птичку», несмотря на то, что это производство пахнет отнюдь не ванилью. Как объяснила «БИЗНЕС Online» главный архитектор Челнов Малика Шамсиева, «Челны-Бройлер» переезжать не будет как минимум до 2039 года. Хотя с точки зрения дальнейшего развития Набережных Челнов Шамсиева в этой части солидарна с командой Дембича: «птичке» надо улетать в Тукаевский район.
«Сейчас компания наращивает мощности производства, — пояснила она. — Очистные сооружения ставятся на кадастровый учет, соответственно расширяется и санитарно-защитная зона. Но в перспективе, думаю, все производство со временем все равно необходимо перенести в район. Мы предполагаем, что их административная группа, которой не требуется санитарно-защитная зона, останется в городской черте». В будущем «Челны-Бройлер» планирует осваивать территорию в Тукаевском районе, и перенос действительно будет реален.
В первой шестилетке для строительства жилья предлагается территория нижнего бьефа ГЭС (на фото), Орловского поля, гаражного кооператива «Гараж-2000» вдоль первой автодороги, ЗЯБа, территории между «Чаллы Яр» и 35-м комплексом
Новые «человейники»: крест на гаражных массивах и застройка на берегах рек
Само собой, что те 2,5 тыс. га, что «Агросила» отгрызла от будущего развития автограда, придется как-то компенсировать. Кроме того, градостроители вообще отказались от первоначальных планов формирования двух точек роста в виде Южного (где сады и птицефабрика) и Восточного районов. А ведь их присоединение дало бы городу почти 5 тыс. гектаров… Где и как теперь предполагается строить новые «человейники»?
Все очереди строительства в будущих Челнах расписаны по времени. До 2029 года стройка будет вестись только в границах существующего города — на это есть 1 101 гектар. А вот после 2029 года, когда все земельные ресурсы будут исчерпаны, придется выйти за пределы городской территории, и тут нашлось всего-то 1 279 гектаров. Отказались и от идеи застраивать территорию Малошильнинского сельского поселения. «Там на 90 процентов уже сформированная застройка. Потому пока решили этот вопрос отложить, — объяснила Шамсиева. — Мы будем максимально рассматривать те земельные участки, которые имеют потенциал».
В первой шестилетке для строительства жилья предлагается территория нижнего бьефа ГЭС, Орловского поля, гаражного кооператива «Гараж-2000» вдоль первой автодороги, ЗЯБа, территории между «Чаллы Яр» и 35-м комплексом. Предусмотрено строительство и на месте гаражных кооперативов близ улицы 40 лет Победы. Совсем недавно санитарно-защитная зона КАМАЗа была сокращена, и строить жилые дома там теперь разрешено.
«Гаражи постараемся все вынести. Вообще это ненормально, когда боксовые гаражи занимают такие территории в городе» (на фото гаражный кооператив «Гараж-2000» вдоль первой автодороги)
«Гаражи постараемся все вынести. Вообще это ненормально, когда боксовые гаражи занимают такие территории в городе. Мы планируем построить несколько многоярусных гаражей, которые заместят эти боксы. В разных местах — там, где они есть. Это будет штучное размещение», — обосновал планы Дембич. Но территории будут осваиваться постепенно — очевидно, что начнут со свободных кусков земли.
Главный архитектор уверена, что проблема города в том, что перекос развития Челнов прежде всего идет в сторону восточной части города — как раз Малошильнинского сельского поселения. И мало кто хочет жить в старой части Челнов. Развитие, по словам Шамсиевой, должно происходить в сторону юга и юго-запада. Необходимо рассматривать расширение города за счет его потенциала и намывных территорий.
«Здесь потенциал лучше. Это тихая часть города, достаточное количество детских садов, которые могут обеспечить обслуживание населения, близость выхода к воде, парку на ГЭСе. В плане проживания здесь более комфортно. Плюс еще будет Московский проспект. Поэтому мы хотим развить потенциал старой части города и сделать его более привлекательным», — рассказала Шамсиева.
Дембич предлагает застроить жилыми домами часть Азьмушкинского сельского поселения, здесь генплан предполагает более 1 тыс. гектаров
Для застройки планируется использовать также заболоченные местности рядом с речным вокзалом «Альбатрос». Река Шильна при впадении в Каму имеет довольно широкое устье, и городские архитекторы намерены использовать потенциал этой территории. Дембич говорит о том, что можно расширить береговую зону и застроить ее жильем. Хотя сейчас, судя по генплану, территория пока не выделена ни под жилую застройку, ни под озеленение. Вдобавок через реку — вид на парк «Прибрежный», что придаст жилью дополнительные плюсы.
После 2029 года намерены застроить площади рядом с Молодежным кладбищем, вдоль Казанского проспекта и Азьмушкино. Дембич предлагает застроить жилыми домами часть Азьмушкинского сельского поселения, тут генплан предполагает более 1 тыс. гектаров. Но, как считает Шамсиева, от этой идеи тоже необходимо отказаться — управлением архитектуры города внесено предложение не включать эту территорию в связи с тем, что на месте уже ведется активная застройка.
В общем, судя по тому, какие разногласия обнаруживаются между командой разработчиков и управлением архитектуры, становится понятно: слушания вряд ли пройдут легко и приятно.
Поселок Элеваторная Гора
Зеленые зоны: «Междуреченский бульвар», террасный парк и Малошильнинский лес в границах города
Другой принципиальный вопрос генплана, который подняли разработчики, — проблема выхода зоны общественного центра к побережью Камы и увеличение доли публичных озелененных общественных пространств. Эту проблему они предложили решить прокладкой широкого озелененного бульвара, который будет носить название «Междуреченский бульвар». Он расположится от торгового центра «Мегастрой» на Набережночелнинском проспекте к побережью Камы между поселками Элеваторная Гора и Чаллы Яр.
Террасный парк между Чаллы Яр и Элеваторной Горой появится на месте карьера. Эта территория в 16 га несколько раз выставлялась на торги, но так и не нашла своего владельца. Когда-то этот карьер был определен под свалку, раньше туда свозили отходы с литейного и кузнечного заводов КАМАЗа — неудивительно, что застройщики как-то не стремятся вкладываться в маркетинг «гиблого места». А вот идея превратить его в озелененное пространство может и прокатить — природа рано или поздно поглотит остатки столь замечательной человеческой деятельности, как это происходит при рекультивации свалок.
Как отмечено в материалах по обоснованию генплана, новый бульвар предполагается застроить высотным многоквартирным жильем и крупными объектами обслуживания городского и агломерационного уровня, включая организацию террасного парка на месте заброшенного карьера.
Озелелению в целом уделяется значительное внимание. Сегодня в общем балансе городской территории доля озелененных пространств составляет 16%. «Мы стремимся, чтобы количество общественно доступных зеленых насаждений составило 25 процентов от территории города», — обозначил цель Дембич. Видимо, поэтому в границах Челнов окажется и Малошильнинский лес. Планируется, что до 2043 года он будет присоединен к территории города. Во-первых, это будет сделано для увеличения количества озеленения, а во-вторых, считает Шамсиева, у леса есть большой потенциал. «Там хороший перепад ландшафтов, хорошая транспортная доступность. Со временем лес можно использовать как зону для молодежи — создания горнолыжной трассы для занятий сноубордингом», — отметила главный архитектор.
Кроме того, предлагается также соединить в единую пространственную систему озелененную набережную Камы, начиная от майдана и Табеевской набережной с Тукаевской набережной вдоль Мелекески. В балансе городской ткани также очень мало выходов к воде. Выходы в будущем станут пробиваться максимально со всех частей города, уточняет Шамсиева. Кроме того, сейчас поселок Элеваторная Гора, грубо говоря, отрезан от мира. Соединение набережной Тукая с набережной Табеева будет организовано за счет небольших мостов. Тогда у Элеваторной Горы появится выход сразу к двум набережным.
Планируется, что уже до 2035 года из Челнов жители смогут добираться на электричке до ближайших городов — Менделеевска, Нижнекамска, Елабуги и Заинска
Дорожная инфраструктура: Западный узел, трамвайная сеть и электрички
На первом этапе планируется подготовка проекта и начало реализации системы электрифицированной железнодорожной связи внутри Камской агломерации. Планируется, что уже до 2035 года из Челнов жители смогут добираться на электричке до ближайших городов — Менделеевска, Нижнекамска, Елабуги и Заинска. Кроме того, по планам жители смогут добраться на поезде и до аэропорта Бегишево.
Об этом ранее говорил Дембич: «Дорога свяжет город с аэропортом Бегишево, для этого надо построить всего лишь 300-метровый кусочек железной дороги. В перспективе в агломерации почти 1 миллион 200 жителей. И все станут „сидеть“ на данной железной дороге, везде можно будет перемещаться очень быстро. Это нормальный европейский вариант транспортного развития».
В будущем, считает Шамсиева, нужно осваивать территории вдоль аэропорта. «Там, конечно, будет не высотное жилье, оно ограничено по этажности в связи с тем, что рядом взлетно-посадочная полоса», — считает она. Можно подумать и о развитии вдоль коридора трассы М7 — той самой объездной части, которую строят сейчас полным ходом.
Сохранилась в новой редакции генплана идея создания второго транспортно-пересадочного узла, который получил название «Западный». Планируется, что трамвай будет сообщаться между старым и новым городом. Его планируется пустить по улицам Королева, Фоменко и Сармановскому тракту. Смысл в том, что они завязываются в единую общегородскую сеть. Структура города и ширина проспектов позволяет трамвайные линии строить практически не пересекающимися с автомобильным транспортом.
В связке с транспортно-пересадочным узлом во втором цикле реализации генплана будет осуществляться формирование «ядра культурного досуга» в Челнах. Группировка крупных по вместимости и комплексности культурных объектов на компактной локальной территории для обеспечения потребностей всей Камской агломерации.
Ринат Сафиуллин: «Есть так называемая «роза ветров». Их невозможно узаконить, они естественные, обычно это у нас северо-западные ветра. И как раз вредные выбросы с территории КАМАЗа будут идти в ту сторону, где они определяют новый жилой район»
«И так наш город держит лидерство по заболеваемости онкологией — а тут еще жилой район добавится?»
Известный архитектор Челнов, экс-глава союза архитекторов города Ринат Сафиуллин сказал «БИЗНЕС Online», что в генплане ничего нового нет. «Допустим, новые районы, которые они предлагают, — Нижний Бьеф, так там надо сносить все. Но это же коммунально-складская зона — там работают предприниматели. Там есть собственники! Я понимаю, если авторы выйдут и скажут: вот 50 предприятий, и 45 согласны выносить свое хозяйство. Но чтобы выносить, нужны деньги. Наш город не умеет зарабатывать, денег в бюджете нет. И республика в этом не будет помогать. Тогда все это не получится. Точно так же по первой дороге — от Орловского кольца до железнодорожного моста в сторону Казани. Там стоят такие объекты — денежные фирмы, работающий бизнес. С чего они должны выносить его? Опять нужно компенсировать», — отметил он.
Собеседник возмущен застройкой близ КАМАЗа, где еще недавно была санитарно-защитная зона. «Есть так называемая „роза ветров“. Их невозможно узаконить, они естественные, обычно это у нас северо-западные ветра. И как раз вредные выбросы с территории КАМАЗа будут идти в ту сторону, где они определяют новый жилой район. Можно задать вопрос жителям нашего города: вы туда поедете, станете там квартиры покупать? Вряд ли туда люди начнут вкладывать деньги. А если это будет как социальное жилье — для учителей, врачей — им что, и так сойдет? И так наш город держит лидерство по заболеваемости онкологией, и тут еще жилой район добавится? Мне кажется, это неправильно».
Вместе с тем есть и точки соприкосновения. Сафиуллин согласен с идеей подумать о застройке в пойме реки Шильны, о чем говорит и Дембич, и Шамсиева. «Там большая территория. Мы когда-то проводили исследования — там на глубину 20–25 метров чистейший песок. В 2015–2016 годах был даже заказчик из Нижнекамска, мы с ним прорабатывали идею намыва здесь. Но у нас бюрократия очень сильная, ему не дали дальше идти. Почему там [можно] намывать новый район? Рядом лес, это водная гладь, можно делать очень интересную застройку», — добавил Сафиуллин. А пока здесь идут постоянные подтопления.
Для того чтобы внести идею застройки зоны возле КАМАЗа или Нижнего Бьефа, считает он, не нужно было разрабатывать 5 лет генплан и тратить 21 миллион. «На этом генплане, который предлагается, интересного нет ничего», — сказал Сафиуллин
Для того чтобы внести идею застройки зоны возле КАМАЗа или Нижнего Бьефа, считает собеседник, не нужно было разрабатывать 5 лет генплан и тратить 21 миллион. «На этом генплане, который предлагается, интересного нет ничего», — сказал он. Сафиуллин возмутился и тем, что разработчики не устраивали с городскими специалистами круглые столы, на котором бы обсуждались проектные решения, а на встрече с архитекторами показывали только «дипломные работы студентов». По словам Сафиуллина, от застройки территории Малошильнинского сельского поселения отказались, потому что там стоят нефтепроводы и газопроводы. «Там стоят скважины — может быть, студенты об этом не знали? — язвит он. — А сейчас узнали, от идеи отказались».
Впрочем, не все профессиональное сообщество воспринимает проект генплана в штыки. К примеру, челнинский архитектор Николай Сарапулов, изучив схемы, отметил, что пока того, что резало бы глаз, не просматривается. «Да, не вошла в генплан зона „Челны-Бройлер“. Я большой трагедии в этом не вижу, потому что зона была достаточно удалена от города. Я сильно сомневаюсь, что даже в ближайшие 15–20 лет город начал бы развиваться в ту сторону. Город имеет четкую, линейную структуру, и приоритетное направление развития у нас — на север. Большинство территорий для перспективного развития — это территории, которые на сегодняшний день не имеют ни инженерных сетей, ничего. Это же очень далекая перспектива! Я думаю, что город вполне может расти в данном направлении. В тех схемах, что предлагают разработчики, это хорошая перспектива в дальнейшем». — сказал он.
Сарапулов согласен с предложениями проектировщиков генплана, считает, что других направлений для развития города нет: «Наше направление — это север, это уплотнение застройки, это вынос промышленных объектов за пределы основной городской ткани».
Сарапулов согласен с предложениями проектировщиков генплана, считает, что других направлений для развития города нет: «Наше направление — это север, это уплотнение застройки, это вынос промышленных объектов за пределы основной городской ткани»
«Нужно «на берегу» определить, насколько реальны все заявленные планы»
Интересными для застройки считает предложенные направления развития и один из крупных челнинских застройщиков «Домкор». «Мы внимательно изучили территории, предлагаемые командой Александра Дембича под жилую застройку. Видно, что разработчики поменяли концепцию перспективного освоения: отказались от ряда участков, где в силу объективных причин жилищное строительство было бы практически невозможно (например территория птицефабрики). И сосредоточились на том, чтобы переосмыслить прилегающие к городу земли», — сказал коммерческий директор ООО СЗ «Домкор» Евгений Александров.
Он отметил, что в качестве участков под освоение предлагаются промплощадка вдоль первой автодороги, где необходимо провести реновацию, достаточно большая территория нижнего бьефа, район Элеваторной Горы. И еще один крупный участок — территория карьера за бывшим заводом ячеистых бетонов.
Евгений Александров отметил, что в качестве участков под освоение предлагаются промплощадка вдоль первой автодороги, где необходимо провести реновацию, достаточно большая территория нижнего бьефа, район Элеваторной Горы
Но здесь, добавил Александров, требуется ряд уточнений. «Любой участок, который необходимо осваивать с нуля, требует вложений. Где-то полностью отсутствует инфраструктура, где-то, наоборот, размещены действующие предприятия МСБ, базы и склады. Надо понимать, каким образом будет построена работа в данном направлении: как будут достигаться договоренности с этими предприятиями, будет ли организован их переезд, как эти перспективные территории будут обеспечиваться сетями. Чтобы генплан стал реально применимым документом, нужно понимать, как все это будет организовано», — считает коммерческий директор.
В целом компанию радует, что разработчики генплана нашли в черте города территории для развития жилищного строительства. «То есть перспектива есть, но сейчас ее нужно детализировать и „на берегу“ определить, насколько реальны все заявленные планы. Чтобы потом не возникло ситуации, когда их невозможно воплотить в жизнь», — резюмировал собеседник «БИЗНЕС Online».