«Нацеливаясь на этих людей, мы усиливаем экономическое давление на Путина и будем продолжать это делать до тех пор, пока Украина не одержит верх», — говорится в объявлении правительства Великобритании, наложившем персональные санкции на гендиректоров АО «Татавтодор» Айрата Шаймиева и АО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова. В компании с основателями Evraz Александром Абрамовым и Александром Фроловым им ставится в вину то, что они «позволили мобилизовать российскую промышленность для поддержки военных усилий». О том, чем обернутся санкции для СИБУРа, — в материале «БИЗНЕС Online».
Великобритания ввела санкции в отношении четырех российских бизнесменов. Санкционный список пополнил и гендиректор АО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов
Лондон наложил санкции на Шаймиева и Шигабутдинова
Санкционный список Великобритании пополнился сегодня новыми представителями российской элиты. В документ попали VIP’ы из Татарстана — сын первого президента Татарстана, гендиректор АО «Татавтодор» Айрат Шаймиев и гендиректор АО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов. Компанию им составили основатели металлургической компании Evraz Александр Абрамов и Александр Фролов. Судя по официальному релизу правительства Британии, в вину олигархам ставится то, что они «позволили Путину мобилизовать российскую промышленность для поддержки своих военных усилий».
«[Президент России Владимир] Путин продолжает полагаться на избранный круг элиты, чтобы сохранить контроль над своим промышленным комплексом и подпитывать незаконное вторжение на Украину. Сегодня мы налагаем санкции на еще четырех олигархов, которые полагаются на Путина в своих властных позициях и, в свою очередь, финансируют его военную машину», — цитируют в сообщении министра иностранных дел Великобритании Джеймса Клеверли.
«Нацеливаясь на этих людей, мы усиливаем экономическое давление на Путина и будем продолжать это делать до тех пор, пока Украина не одержит верх», — говорится в заявлении.
Нет сведений, какие активы могут быть в Соединенном Королевстве у Шаймиевых и Шигабутдиновых, однако известно, что в Лондоне прочно обосновалась внучка первого президента РТ Камиля Шаймиева. Теперь навестить ее не получится
Ограничительные меры включают в себя запрет на поездки в Великобританию и замораживание активов в стране. Нет сведений, какие активы могут быть в Соединенном Королевстве у Шаймиевых и Шигабутдиновых, однако известно, что в Лондоне прочно обосновалась внучка первого президента РТ Камиля Шаймиева. Там она даже создала интеллектуальный клуб Academy, у которого появился «филиал» в Дубае.
Британия ранее уже ввела санкции в отношении более 1,2 тыс. россиян и 120 российских компаний. Среди них 120 олигархов, их общее состояние превышает 140 млрд фунтов стерлингов. Под ограничения, в частности, попал миллиардер Владимир Потанин, сын Михаила Гуцериева Саид, 26 российских губернаторов, патриарх Кирилл и др. Ранее под санкции США попали 10 из 15 депутатов Госдумы РФ от Татарстана.
Айрата Шаймиева под санкции подвела связь не только с ТАИФом, но и с АО «Татавтодор». «Компания, осуществляющая деятельность в секторах, имеющих стратегическое значение для правительства России», — указано в справке
Англичане все еще считают владельцев ТАИФа нефтехимическими магнатами
Немилость к Шигабутдинову-старшему связывают с его контролем АО «ТАИФ». Альберт Кашафович возглавляет компанию и входит в совет директоров. При этом у английских властей весьма экзотические представления о роли компании. В пресс-релизе говорится, что ТАИФ «контролирует около 96% химической и нефтехимической переработки в Татарстане, включая производство сырой нефти». Там же значится, что ТАИФ известен как «один из крупнейших в мире производителей синтетического каучука и крупный производитель пластмасс». Что ж, не будем разубеждать…
В графе «бэкграунд» дается более подробная оценка персоналиям, попавшим под ограничения. Отмечается, что Альберт Кашафович в должности гендиректора ТАИФа поддерживал правительство РФ и получал выгоду, работая в секторах, имеющих стратегическое значение (в энергетике, сфере финансовых услуг и секторе информации, связи и цифровых технологий). Его состояние англичане оценили в 977 млн фунтов стерлингов (69,7 млрд рублей), что почти совпадает с оценкой Forbes.
Шаймиева под санкции подвела не только связь с ТАИФом, но и его роль гендиректора и члена совета директоров в АО «Татавтодор» (в релизе указана неверная форма собственности — ОАО). «Компания, осуществляющая деятельность в секторах, имеющих стратегическое значение для правительства России, а именно — в транспортном и строительном секторе. Состояние Шаймиева оценивается в 902 миллиона фунтов стерлингов (54,1 млрд рублей — прим. ред.)», — дают оценку британские власти.
Место Шигабутдинова (справа) в совете директоров «СИБУР Холдинга» может стать вакантным. Об этом говорят примеры ряда других акционеров. Из-за санкций Дмитрию Конову (слева) пришлось покинуть все посты в компании
Чего ждать СИБУРу от санкций для акционеров
Санкции, наложенные на Шигабутдинова и Шаймиева, косвенно затрагивают и интересы СИБУРа — оба получили миноритарные доли в нефтехимическом гиганте после сделки по продаже главных активов ТАИФа СИБУРу. У Шигабутдинова статус особый — в декабре 2021 года холдинг сообщал на своем сайте, что он избран в совет директоров «СИБУР Холдинга». На запрос нашего издания о том, как персональные санкции скажутся на компании, в СИБУРе не ответили.
Какими могут быть последствия английских угроз для нефтехимического гиганта? Включение в санкционные списки акционеров с минимальными долями существенного влияния на компании не оказывает, чего не скажешь о членах совета директоров. Место Шигабутдинова в совете директоров может стать вакантным. Об этом говорят примеры ряда других акционеров — Дмитрия Конова (покинул все посты в компании) и Геннадия Тимченко. Оба не замедлили выйти из совета директоров (Тимченко также вышел из СД «Новатэка») после наложения санкций Евросоюза. К слову, под санкции Великобритании попадал также миноритарий и зампредправления Кирилл Шамалов. Впрочем, гендиректор АО «ТАИФ» может и избежать этой участи — по уровню влияния в совете директоров СИБУРа он занимает более скромное место, а значит, и внимания к себе привлекает меньше.
LL.M-партнер юридической фирмы «Ялилов и партнеры» Ленара Фиеве-Климовская в беседе с нашим корреспондентом также допустила вероятность формального исключения Шигабутдинова из совета директоров СИБУРа. При этом юрист напомнила, что Конов еще в июне подал заявление на оспаривание в суде Евросоюза введение против него санкций ЕС, на данный момент дело находится в суде.
Помимо ограничений на поездки в Англию, персонально Шаймиев и Шигабутдинов столкнутся с ограничением въезда в ряд стран Европы, США и др. «Возможно, будет наложен арест на имущество, банковские счета за рубежом. Это касается и самих предпринимателей, и их ближайших родственников, соратников», — говорит эксперт
«Следы все равно останутся, все понимают, что есть бенефициарный владелец и есть лицо, формально состоящее»
Что с юридической точки зрения теперь запрещено Шаймиеву и Шигабутдинову? «Замораживание активов не позволяет любому гражданину Великобритании или любому предприятию в Великобритании иметь дело с любыми средствами или экономическими ресурсами, которые находятся в собственности, владении или под контролем указанного лица, — разъясняет Фиеве-Климовская. — Уголовным преступлением будет считаться полет или посадка любого российского самолета на территории Великобритании. Санкции дают правительству полномочия исключать самолеты, принадлежащие указанным российским физическим и юридическим лицам, из реестра воздушных судов Великобритании, даже если лицо, против которого введены санкции, не находится на борту. Российским судам также запрещено заходить в порты Великобритании».
ТАИФ и СИБУР ожидают тех же рисков, которые наступили для других компаний, чьи бенефициары попали под санкции, говорит председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин. В первую очередь будет ограничено сотрудничество с иностранным финансовыми институтами. «Санкционные люди не имеют права держать деньги, открывать счета за рубежом, существующие счета закроют, — предупредил собеседник издания. — Это касается и компаний, в которых они установленные бенефициары, и тех, где факт принадлежности будет только устанавливаться. В глазах партнеров из недружественных стран они становятся токсичными, да и в „дружественных“ странах боятся вторичных санкций со стороны США и Европы».
Все операции санкционных персон с импортом, экспортом и взаимодействием с иностранным бизнесом или финансами окажутся затрудненными, но все эти проблемы можно решить, говорит Гагарин: «Все равно каким-то окольными путями поставки можно будет организовывать. Просто станет чуть дольше и чуть дороже, чем есть. То, что стоило рубль, будет стоить рубль и пять копеек».
По мнению аудитора, Шигабутдинову уже нет смысла выходить из совета директоров СИБУРа. «Следы все равно останутся, все партнеры — и западные, и восточные — понимают, что есть бенефициарный владелец и есть лицо, формально состоящее в том или ином органе или формально владеющее какими-то долями, — говорит Гагарин. — Не нужно терять лицо и куда-то метаться. А вот подумать об альтернативных схемах работы с зарубежными партнерами стоит».
По мнению аудитора, помимо ограничений на поездки в Англию, персонально Шаймиев и Шигабутдинов столкнутся с ограничением въезда в ряд стран Европы, США и др. «Возможно, будет наложен арест на имущество, банковские счета за рубежом. Это касается и самих предпринимателей, и их ближайших родственников, соратников — тех, кто является собенефициарами и принимает активное участие в бизнесе», — заключил Гагарин.