«Он полагал, что посредством участия в политической власти, при помощи тех или иных интриг сможет выстроить правильное и сильное государство», — объяснял в свое время «БИЗНЕС Online» один из основателей партии «Яблоко» Вячеслав Игрунов, как его друг Глеб Павловский из левака-бунтаря времен позднего СССР превратился в основного политконсультанта администрации президента РФ. Павловский приложил руку к первым двум президентским срокам Владимира Путина, разрабатывал концепции «суверенной демократии» и «путинского большинства». О его роли в формировании политической системы в России и развитии политических технологий — в нашем материале.
Российский политолог, бывший советский диссидент, основатель фонда эффективной политики Глеб Павловский ушел из жизни в ночь на 27 февраля после тяжелой болезни
«Тут тетя доктор меня спросила, как я хочу умереть, от рака или инфаркта?»
«Вчера, 26 февраля 2023 года на 72-м году жизни в Первом Московском хосписе имени Веры Миллионщиковой после тяжелой и продолжительной болезни скончался российский историк и политолог Глеб Олегович Павловский, — такое сообщение появилось сегодня в телеграм-канале самого основателя фонда эффективной политики, который не обновлялся с конца октября. — Родные и близкие Глеба Павловского выражают глубокую признательность всем, кто поддерживал и помогал все эти месяцы, переживал с нами, терпел, понимал и оберегал. О времени и месте прощания мы сообщим».
О том, что Глеб Павловский тяжело болен, было известно уже несколько месяцев, с тех пор как он пропал из медиа, где довольно активно комментировал происходящее в стране и мире начиная с 24 февраля 2022 года, критикуя политику президента РФ Владимира Путина. У него нашли онкологическое заболевание, ситуацию ухудшил перенесенный инсульт… «Пошли поздравления с хэлловином. Тут тетя доктор меня спросила, как я хочу умереть, от рака или инфаркта? Знаете ли, задумался!» — шутил Павловский в одном из своих последних постов минувшей осенью (орфография и пунктуация автора сохранены— прим. ред.).
Известный политолог прожил яркую и насыщенную жизнь, начав ее в качестве советского диссидента-левака в родной Одессе, а потом в Москве, был арестован за самиздат и сослан в Коми АССР, а затем, уже в разгар перестройки, заслужил себе репутацию яркого интеллектуала, занимающегося самыми различными проектами.
Поворотным в карьере Павловского стало появление в 1995 году фонда эффективной политики, директором которого он стал, со временем превратившись в главного политконсультанта администрации Путина 2000-х, непосредственно приложив руку к созданию той системы власти, которая действует в России уже два с лишним десятка лет.
Вот как объяснял в интервью «БИЗНЕС Online» такие метаморфозы в жизни Глеба Олеговича его друг, один из основателей партии «Яблоко» Вячеслав Игрунов. «Дело в том, что еще в юношеские времена в самом начале 1970-х годов Павловский сформулировал мысль, которая звучит приблизительно так: достаточно трех хорошо понимающих друг друга людей, чтобы со страной можно было сделать все что угодно, — рассказывал Игрунов. — Он полагал, что посредством участия в политической власти, при помощи тех или иных интриг сможет выстроить правильное и сильное государство». По словам нашего собеседника, Павловский «решил попробовать свой вариант перемен, ну и потерпел сокрушительное поражение».
Кремль с ним расстался еще в 2011 году при президентстве Дмитрия Медведева, когда политолог говорил, что на нынешнем этапе Россия готова к «правовой нормализации государства». Так что последние 10 лет Павловский находился в оппозиции. В своем последнем интервью «БИЗНЕС Online» в сентябре 2020-го он много говорил о постпутинском трансфере. «Мы сползаем путем расшатывания и распада управления в постпутинский трансфер. Путинская система трансформируется в нечто другое (тут тьма вариантов). Глупо думать, что мы еще постоим тут, подождем, пока Путин уйдет, режим преобразуется, и потом будем действовать, — говорил он. — Мы ведь можем оказаться в значительно худших условиях, чем сейчас. Даже за „консервативный“, так сказать, мирный трансфер еще надо побороться. Пора брать процесс в руки. Никакой транзит Путина силами Кремля неосуществим, реален только общественный. Российское общество в составе своих основных групп может организовать этот самый трансфер системы (желательно максимально мирный) в более нормальное состояние». Произошедшие вслед за этим глобальные события лишили эти слова актуальности.
С началом перестройки и гласности Павловский начал работать журналистом (на фото: во время выступления, 1987 год)
Разрабатывал концепции «суверенной демократии» и «путинского большинства»
Павловский родился 5 марта 1951 года в Одессе. В 1973-м окончил истфак Одесского университета, затем получил работу учителя в сельской школе. В 1974-м Павловский столкнулся с КГБ за распространение книги «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, лишился работы и переехал в Москву. Здесь он вошел в круг советских диссидентов, а чтобы избежать наказания за тунеядство, подрабатывал столяром, маляром.
С 1978 по 1980 год Павловский был членом редакционной коллегии и издателем антисоветского журнала «Поиски», за что снова начал преследоваться КГБ, в апреле 1982-го его арестовали. Павловский получил 5 лет ссылки в Коми АССР, откуда он в конце 1985-го вернулся в Москву.
С началом перестройки и гласности Павловский начал работать журналистом. В 1980–1990-х годах он сотрудничал с ежемесячником «Век XX и мир», вместе с Владимиром Яковлевым выступил одним из соучредителей информационной службы «Факт», в 1989–1993-х был директором частного информационного агентства «Постфактум», параллельно являлся заместителем председателя правления издательского дома «Коммерсантъ».
В 1995 году Павловский вместе с Яковлевым и журналистом Максимом Мейером основал фонд эффективной политики (ФЭП), который занимался избирательными кампаниями и политическими технологиями. Первым проектом ФЭП в 1995-м стала подготовка парламентской избирательной кампании созданного по инициативе Дмитрия Рогозина «Конгресса русских общин», но движение не сумело преодолеть 5-процентный барьер. Уже в 1996-м ФЭП отвечал за работу со СМИ и подготовку аналитических материалов для избирательного штаба Бориса Ельцина на выборах президента РФ, а в 2000 и 2004 годах участвовал в организации выборных кампаний Путина. Кроме того, в 2004-м организация консультировала Виктора Януковича на выборах президента Украины и работала в Казахстане с партией «Асар» Дариги Назарбаевой, дочери Нурсултана Назарбаева.
Долгие годы Павловский выступал в роли консультанта администрации президента РФ, ФЭП выполнял заказы на информационные мониторинги по материалам СМИ и региональную аналитику, Кремль стал монопольным заказчиком фонда. Павловский разрабатывал концепции «суверенной демократии» и «путинского большинства», за что его стали называть одним из идеологов политического режима в России. С 2005 по 2008 год Павловский вел авторскую пропагандистскую программу «Реальная политика» на НТВ и говорил, что искренне восхищается главой государства.
В 2011-м АП расторгла контракт с ФЭП. А в 2021-м ФЭП был исключен из единого государственного реестра юрлиц из-за недостоверности предоставленных сведений.
«Велика роль Глеба Олеговича в создании той архитектуры политической системы, которая у нас сейчас есть»
«Трудно себе представить более успешную карьеру политтехнолога»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают неординарность личности Павловского и его вклад в современную российскую политическую теорию и практику.
Сергей Марков — политолог:
— Это, без сомнения, гениальный человек! Он был одним из создателей политической системы Владимира Путина. Вместе с Александром Волошиным и Владиславом Сурковым при моем скромном участии он создал систему политтехнологического экспертного информационного обеспечения администрации президента. Это была главная обязанность Павловского — принимать участие в формировании большинства ключевых событий, решений президента Путина в течение его первых двух сроков, которые были, между прочим, самыми успешными. Павловский создал фонд эффективной политики, работавший более 10 лет. Это 200 человек, которые занимались обеспечением администрации президента. Трудно себе представить более успешную карьеру политтехнолога.
Евгений Минченко — политтехнолог, президент «Минченко консалтинг»:
— Павловский был достаточно эффективен, как часть машины обрамления политических процессов. Он создал технологию информационной политики Кремля, привез из Америки технологию управления повесткой дня, «темники». Все эти вещи по-прежнему работают даже после того, как Павловский ушел с позиции советника главы администрации президента. Думаю, что победа блока «Единства» и «Союза правых сил» в 1999 году — во многом его заслуга. Но все-таки политтехнологи предлагают решения, а принимают их политики. Павловский, наверное, когда-то был рядом с президентом потому, что именно такой человек был нужен. Я бы не переоценивал его роль в принятии тех или иных политических решений.
Глеб Олегович создал целую школу политических технологий, политической аналитики. Очень многие выходцы из фонда эффективной политики по-прежнему работают на разных позициях в разных проектах. Павловский в первую очередь войдет в историю как человек, создавший определенный стиль и свою школу, в которой вырастил достаточное количество последователей. Во всех своих статусах он пытался менять реальность в ту сторону, в какую считал правильным. Менялись его роли, но не суть.
Максим Мейер — политический эксперт, один из создателей фонда эффективной политики:
— Мне кажется, что Павловский был в первую очередь ученым, а во вторую уже политтехнологом или кем-то еще. Он являлся историком и анализировал исторические закономерности развития нашей страны и общества, мира в целом. Как они применялись им потом, это другой вопрос. Но, если говорить о личности, Павловский был прежде всего ученым. И он, как ученый, специалист, эксперт, предлагал свою экспертизу и свои мнения власти. Власть иногда пользовалась ими, а иногда — нет. Поэтому его роль, его жизнь — это жизнь ученого. Если вы посмотрите на его последние книги периода, когда он уже не работал с властью, видно, что в нем проявилось историческое знание и попытки анализа, исторического прогноза с точки зрения того, что было и как должно быть в обществе и государстве.
Велика роль Глеба Олеговича в создании той архитектуры политической системы, которая у нас сейчас есть. Но он все-таки был теоретиком и ученым. Человеком власти по своему складу, но никогда не действующим человеком власти. Он не был чиновником, высокопоставленным сановником системы, не принимал решений, он только лишь советовал. На уровне его прогнозов, мыслей, предложений, которые были потом уже реализованы действующими политиками, много всего. Но когда говорят, что он был творцом системы, это, на мой взгляд, слишком. Он ее продумывал, прогнозировал, рассчитывал, но не создавал. Создавали ее действующие политики, это будет точнее. Павловский работал с ними в близкой связи, особенно в самом начале.
В последние годы Глеб Олегович не вписывался в политическую систему. Он был человеком определенной эпохи, и эта эпоха закончилась. Политическая система, в строительстве которой он принимал участие, осталась, а эпоха закончилась. Но вопрос не в том, что он был против власти, на мой взгляд, Павловский никогда не был против. Просто власть уже не нуждалась в нем.
Игорь Минтусов — политтехнолог, председатель совета директоров «Никколо М»:
— Глеб Павловский являлся выдающимся человеком в совершенно разных областях. Для него самым главным были идеи. Он посвящал свою деятельность и жизнь тем идеям, которые им двигали. Он был одним из тех, кто хотел изменить страну и свой вклад внес еще в конце 1970-х – начале 1980-х. Он был одним из самых способных, ведущих и влиятельных политических консультантов, когда работал с администрацией президента. И я думаю, здесь он проявил свои качества как политический консультант по вопросам стратегии и развитии.
Он был выдающимся политическим мыслителем. В книгах, которые он издал в середине 2010-х, об устройстве политической системы много образов, но все они необычайно точны. В них были пророческие прогнозы относительно того, куда нас приведут механизмы и технологии, которые приняты в российской политической культуре. Это выдающийся человек во всех отношениях. Он останется в истории политических консультантов России. Он один из тех, кто давал ориентиры многим молодым политехническим консультантам. Он оказал сильное влияние в конце 1990-х и начале нулевых. Он сыграл большую роль, когда помогал Владиславу Суркову — главному политическому советнику в администрации в то время.
Он испытал разочарование в начале 2010-х годов развитием политической системы России. Это было не совсем то, чего он хотел, как гражданин. Нельзя сказать, что Павловский ушел в политическую оппозицию: он двигался вместе с политическим мейнстримом нулевых — он соответствовал его личным политическим убеждениям. Вышло так, что в 2011–2012-х его путь как консультанта, политолога, публициста, мыслителя разошелся с российским политическим мейнстримом. Для него представления о добре и зле были важными. Он не являлся политическим консультантом, который обслуживал власть — он действовал в соответствии со своими убеждениями. Он мог остаться в мейнстриме, если бы захотел, но, увидев расхождения, не стал менять свои установки.