Что волнует сельского учителя, в чем его можно поддержать и как повысить статус профессии? На эти объемные вопросы пытались найти ответы на I республиканском форуме сельских педагогов Татарстана «Учителями славится село», который прошел в Казани. «Когда счастливый человек заходит в класс, разговаривает с детьми, то можно и с математикой справиться, и географию освоить», — рассуждали спикеры на мероприятии и убеждали, что вопрос с зарплатами педагогов не решает проблем в сфере образования. О том, какой вопрос, согласно соцопросу, сельские учителя считают самым важным в своей работе, — в материале «БИЗНЕС Online».
Что волнует сельского учителя, в чем его можно поддержать и как повысить статус профессии? На эти объемные вопросы пытались найти ответы на I республиканском форуме сельских педагогов Татарстана «Учителями славится село», который прошел в Казани
«В нашей деревне даже русские хорошо говорят по-татарски»
Еще до начала форума, который состоялся в минувшую пятницу на площадке полилингвальной школы «Адымнар» в Казани и собрал 500 участников, минобрнауки РТ провело опрос среди педагогов сельской местности, из результатов которого следует, что 33% опрошенных волнуют материально-технические условия их работы, 15% — кадровой вопрос, 11% — финансовая составляющая, 9% — сохранение школ и их малокомплектность, 6% — статус учителя…
Кроме того, в разговоре с журналистами профильный министр Ильсур Хадиуллин обозначил, что перед учителями еще возникают такие задачи, как ведение нескольких предметов в малокомплектных учреждениях, работа с родителями, организация питания, подвоз детей и пр. По его словам, государство поддерживает их и он хотел бы, чтобы они были воодушевлены этим.
Сами учителя тоже охотно делились тем, что больше всего их сейчас беспокоит. К примеру, сразу несколько педагогов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметили, что есть непонятные моменты с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и до сих пор существует проблема с бюрократией.
В разговоре с журналистами профильный министр Ильсур Хадиуллин обозначил, что перед учителями еще возникают такие задачи, как ведение нескольких предметов в малокомплектных учреждениях, работа с родителями, организация питания, подвоз детей и пр.
По словам учительницы русского языка и литературы села Манзарас Кукморского района Альфии Иоргачевой, «учитель с большим стажем и большой социальной активностью» получает зарплату меньше, чем он того заслуживает. «Я вожу детей в Москву на международный конкурс, привозим призовые места, но за это не получаю ничего по зарплате, — сокрушается собеседница газеты. — Я там неделю живу с детьми, мы выступаем, готовимся долго, и хотелось бы что-то за это получать, к примеру, от района или школы. Очень маленькие у нас премии за олимпиады детям. У меня девочка заняла первое место в республике по литературе, она получила всего 5 тысяч рублей. Мне тоже дали 5 тысяч, но по сравнению с другими районами, мне кажется, очень мало. Мне сказали, что в других районах в прошлом году учителю дали 50 тысяч и девочке 50 тысяч за олимпиаду по биологии и химии».
Как отметил директор слободской школы Заинского района Сергей Кузнецов, у них большой дефицит учителей математики, физики, русского и иностранного языков. Кузнецов считает, что в основном молодые люди стремятся в город, следовательно, чтобы они оставались в деревнях, должны быть рабочие места, жилье и материальная поддержка. При этом результаты госпрограммы «Земский учитель», по его мнению, пока не ощущаются. Хотя на мероприятии тезис о том, что школа является гарантом сохранения и развития сельских территорий, проходил красной нитью.
Тему изучения татарского языка подняла педагог с 25-летним стажем Лейсан Валиева из старочурилинской сельской школы Арского района
«Сельские дети отличаются от городских своей наивностью, простотой. Они не избалованы всяческими развлечениями, что есть в городе, — сказал „БИЗНЕС Online“ директор школы в Заинском районе. — Многие, кто в деревне живет, даже не были в Казани. Когда проходим тему об Иване Грозном, Казани, узнаю: „Кто был в Казани? Поднимите руки“. Некоторые говорят, что не были. Я спрашиваю: „Почему?“ Ответ такой: „Уедем, а у нас вся скотина перемрет!“ Дети хозяйственные. Основная часть детей загружена вот этой работой».
Тему изучения татарского языка подняла педагог с 25-летним стажем Лейсан Валиева из старочурилинской сельской школы Арского района. По ее словам, министерством предоставлено всего 10 материалов для подготовки к ОГЭ, что очень мало. Но общий язык с ведомством найден, и поэтому, скорее всего, вопрос должен разрешиться. Помимо этого, она считает большой проблемой то, что с каждым годом все меньше 11-классников выбирает экзамен по татарскому. «Мы здесь обучаем, а после окончания школы в училищах предмет не нужен. Надо, чтобы и там обучались на татарском, хотя бы на базовом уровне, — уверена педагог. — Я считаю, что ученик любит предмет, когда он и его родители любят учителя. В нашей деревне даже русские хорошо говорят по-татарски. Не хочу сказать, что все идеально, бывает пара родителей, кто против. Мы им объясняем, говорим: раз вы живете в Татарстане, то хорошо было бы для вас изучать татарский язык. Если скажем, что должны, то это негативно будет звучать. Чем больше языков знаешь, тем лучше же».
Пленарную часть форума «Учителями славится село» министр Хадиуллин начал с того, что есть много вопросов о том, чем сельский учитель отличается от городского
Ахметов: «Перемены привели к ухудшению человеческого материала»
Пленарную часть форума «Учителями славится село» министр Хадиуллин начал с того, что есть много вопросов о том, чем сельский учитель отличается от городского. «Ничем. Учитель — главная фигура что на селе, что в городе. Работать учителем никогда не было легко. Однако быть учителем всегда считалось почетным», — уверенно заявил глава республиканского минобрнауки.
Хотя до начала официальной части во время пресс-подхода он говорил, что село не только кормит нас, но и воспитывает, и сохраняет язык, и поэтому возложенная на сельского учителя миссия важнее, чем у городского. «Сельские учителя являются таким очагом, к ним прислушиваются, с ними советуются, — сказал Хадиуллин. — Мир меняется, однако, понимая важность задач, которые выполняет учитель перед молодым поколением, обществом, мы должны помочь возвысить его статус, иначе у нас нет будущего».
Его слова поддержал зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов, который пустился в рассуждения о том, что деревня — это целая философия, постичь которую можно, лишь прожив там. «Деревня — опора современного общества, оплот нравственности. А прочность этого центра поддерживает учителя», — считает он. Спикер напомнил, что сам вырос в семье учителей, и рассказал, как его в магазине за хлебом пропускали без очереди из-за статуса родителей.
Марат Ахметов: «Родители привыкли, что за ребенка ответственность должны нести школа и учитель. Это двухсторонний процесс»
«Есть даже какое-то произведение, где дети удивляются, видя, как учитель ест картошку, испеченную в печке. В те времена учитель воспринимался как чистое, неземное существо, — напомнил Марат Готович. — Я мальчик, который вырос в эту эпоху. Жизнь изменилась. Особенно те перемены, которые начались в конце 80-х годов, привели к ухудшению человеческого материала. Это не могло не отразиться на отношении к учителю, повлияло на формирование новой растущей личности».
Ахметов уверен, что вопрос повышения статуса профессии учителя волнует всех давно, но его нельзя решить только с помощью государственных мер, нужно изменить мышление каждого человека. «Сейчас ученику нельзя ничего сказать, нельзя его привлекать к труду, оценивать его поведение, — сокрушался парламентарий. — Родители привыкли, что за ребенка ответственность должны нести школа и учитель. Это двухсторонний процесс. Если мы сможем обеспечить этот баланс, то решим проблему авторитета учителя. Для нас образование в приоритете, его финансирование составляет одну треть бюджета — 130 миллиардов рублей. Республика все, что может, делает. Например, президентом поставлена задача сделать внутренний региональный продукт — 5 миллиардов рублей. Когда есть такой рост, то и сфера образования получит новые возможности».
Начальник управления института стратегии развития образования РАО Ирина Логвинова вспомнила свое недавнее участие в обсуждении в Госдуме, где на протяжении четырех часов эксперты предлагали варианты повышения статуса учителя. Там неоднократно высказывались, что это требует «другой зарплаты и различных социальных льгот». Но она не согласна с этим, поскольку считает, что невозможно все декларировать. Т. е. всем приказать уважать учителя. По мнению Логвиновой, это во многом зависит от профессионализма педагога, его отношения к делу. «Кабы я была царица, то я бы велела, чтобы все учителя были счастливыми. Когда счастливый человек заходит в класс, разговаривает с детьми, то можно и с математикой справиться, и географию освоить. Очень хочется, чтобы были эти душевные силы», — пожелала спикер.
В ходе форума вопрос о материальной составляющей профессии поднимался не раз. Напомним, что средняя зарплата учителей в республике составляет 44 тыс., а сельских учителей всего — 12 295 рублей. Был приведен перечень того, какая еще им оказывается поддержка. Например, существует ежемесячная компенсация расходов ЖКУ в размере 1,2 тыс. рублей, выплата в 1 388 рублей за работу в сельской местности, стимулирующая надбавка молодым специалистам 2 510 рублей, надбавка (5%) за обучение русскому языку в школах с нерусским языком обучения, вознаграждение в 5 тыс. рублей за классное руководство. Плюс к этому в РТ есть выплаты классным руководителям в размере 550 рублей за один класс и 80 рублей за одного обучающегося в месяц.
Впрочем, по словам Хадиуллина, даже вопрос с зарплатами не решает всех проблем отрасли, которые состоят из таких пунктов, как качество образования, поддержка молодых кадров и пр.