Министр культуры РТ Ирада Аюпова уверена, что сегодня у татарстанских киношников появляется особый шанс. Об этом она говорила вчера на съезде татарстанского отделения союза кинематографистов России. Главой организации уже на третий срок избрали режиссера и продюсера Ильдара Ягафарова. Он поделился с «БИЗНЕС Online» мыслями о будущем татарского кино, которому, возможно, стоит заговорить на русском языке.
Министр культуры РТ Ирада Аюпова уверена, что сегодня у татарстанских киношников появляется особый шанс. Об этом она говорила вчера на съезде татарстанского отделения союза кинематографистов России
«Приключения Электроника», которых нам не хватает
Пожалуй, на состоявшемся вчера съезде татарстанского отделения союза кинематографистов РФ, который прошел в их относительно новом офисе, куда организация переехала в 2020 году, была одна интрига. А именно: пойдет ли на свой третий срок его нынешний председатель Ильдар Ягафаров и кто может стать ему альтернативой на выборах? Кворум имелся — из 55 членов СК РТ было 40, чуть позже подошел еще один, оператор Рафаэль Гараев.
Главным гостем курултая стала министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Она была первой из выступивших, т. к. торопилась на собственную большую пресс-конференцию, которая состоялась после обеда в стенах Казанского музыкального колледжа. Выйдя на трибуну, глава минкульта напомнила кинематографистам о проделанной за четыре года работе.
«За это время пережили, наверное, самый тяжелый период — коронавирус, два года мы болели, — напомнила Аюпова. — Сейчас же все, что происходит, происходит во благо. Уход с нашего рынка западных компаний, которые являются правообладателями фильмов, дает нам беспрецедентную возможность. Мы должны максимально продвигаться в общефедеральной, а может, и мировой повестке. Необходима амбиция стать лучшими в мире». Министр культуры РТ считает, что нужно использовать этот шанс.
«Но для этого надо перестать ругаться, перестать друг друга подставлять, писать кляузы, ссориться, — сообщила она. — Вы же союз! Вы должны быть вместе и представлять интересы всего сообщества, а не себя лично».
Аюпова торжественно вручила различные награды ведомства наиболее отличившимся кинематографистам. Например, почетную грамоту минкульта получил режиссер и продюсер фильма «Микулай» Ильшат Рахимбай
Министр культуры сообщила, что сейчас появляются новые возможности, которые дает федеральный центр, к примеру, планируется создание фонда детского кино. «Детское и семейное кино будет финансироваться за счет государства. С механизмом еще не определились: грантовая или конкурсная основа — пока сказать сложно. Но предполагается некий совет при министерстве культуры России, — пояснил „БИЗНЕС Online“ зам Аюповой Дамир Натфуллин. — Будет стопроцентное финансирование именно детских фильмов, семейного игрового кино за счет федерального бюджета. Таких фильмов, как „Приключения Электроника“, сейчас нам не хватает».
Тем временем Аюпова торжественно вручила различные награды ведомства наиболее отличившимся кинематографистам. Например, почетную грамоту минкульта получил режиссер и продюсер фильма «Микулай» Ильшат Рахимбай, а еще один гость — начальник отдела по связям с регионами федерального союза кинематографистов Андрей Трещалов — вручил ему удостоверение союза кинематографистов РФ, подписанное председателем Никитой Михалковым.
Впрочем, сам Рахимбай не считает, что данный статус дает ему какие-то преференции. «Вступил, потому что есть сообщество, которому важно здесь развиваться. И для Ильдара-абыя [Ягафарова] важно, он бьется за это и понимает, если будет какой-то объем молодых людей, какое-то движение здесь, то у нас появится возможность на этой базе делать какие-то дела. Сделать грант, какой-то фонд, разговаривать уже на более серьезных тонах с президентом, с другими серьезными людьми, только так».
Ильдар Ягафаров: «Время показывает, что в прокат попадают русскоязычные картины, которые сделаны в Татарстане»
Какой язык более кинематографичен
До начала съезда «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Ягафарова итогами его второй четырехлетки во главе СК РТ и мыслями об основных задачах, которые предстоит решать в случае переизбрания.
— Развитие татарстанского кино эти четыре года шло очень плодотворно, у нас помещения, все есть, сейчас надо более фундаментальными вещами заниматься. Повторюсь, мне кажется, нам нужен фонд развития кинематографа Татарстана. Чтобы у нас существовала конкуренция, чтобы у нас не было монополии, ведь все равно есть монополии, которые не дают молодым творческим, талантливым ребятам продвигаться. Думаю, что данный вариант никто не отменял, это во всем мире так, только фонд кино может решить такие вопросы. Подобные вопросы уже решены в Якутии и в Башкортостане, там уже есть фонды, около 70 миллионов рублей в год выделяется, а мы пока топчемся на месте в районе 7 миллионов.
Второй вопрос, который уже пора решать, — в Казани нет Дома кино. Конечно, им должен стать кинотеатр «Татарстан». Как это будет решаться, не знаю, но такое желание есть.
— Как обстоят дела с созданием игрового кино?
— Я, честно говоря, растерялся, особой поддержки сверху не видно. Но, с другой стороны, я думаю, может, оно должно быть русскоязычным, чтобы попасть в прокат. Время показывает, что в прокат попадают русскоязычные картины, которые сделаны в Татарстане.
— Но можно делать синхронный перевод.
— Можно, но дело в том, что есть такой настоящий язык актерский, не переводной, его сразу слышно. Может, наши артисты должны начать говорить на русском, как раньше было, когда делали фильмы «Узбекфильм», «Азербайджанфильм». Возможно у нас такой путь, не знаю.
Русский язык смотрибельный, к нему привыкли, он более кинематографичен. Потом, люди говорят, когда идет фильм на татарском, то будто это театр. Никуда от этого не денешься, потому что татарский язык более такой классический, литературный.
— Может, тогда перейти на просторечный татарский?
— Я вообще на таком перепутье стою, а мне 52 года, думаю, какие фильмы снимать. Мой опыт показал, что татарские фильмы особо и не нужны. Ну что, по деревням покатались, посмотрели, хотя желание у людей есть смотреть. Но кто-то даже обвинял, что я против своей татарской нации! Ну что за бред! У татар есть такое, что мы не допускаем малейшей критики нашей жизни, слишком все правильно должно быть. А это очень скучно.
Нового председателя выбирали тайным голосованием
Новые Чингизы Айтматовы и Мустаи Каримы
В отчетном докладе Ягафаров рассказал о проделанной работе, которую оценил как удовлетворительную. По крайней мере, заявил, что сейчас для творцов созданы все условия, есть оборудование, возможности, свое собственное здание, государство нет-нет да помогает, например, от минкульта РТ союз получает ежегодно 910 тыс. рублей.
«Мы потихонечку движемся, потихонечку становимся действительно таким профессиональным союзом, который начинает менять мнение о кинематографе, — сообщил Ягафаров. — Наше мнение должно влиять вообще на процесс развития кинематографа в Татарстане и России в целом. Союз — это не просто социально ориентированная организация, а в первую очередь кладезь профессиональных, талантливых людей. Здесь должны быть новые Чингизы Айтматовы, новые Мустаи Каримы, здесь должны быть новые операторы…»
Председатель ревизионной комиссии Батыр Баишев отчитался о потраченных средствах и делах с членскими взносами. Оказалось, есть злостные неплательщики. Гость из Москвы Трещалов напомнил, что, согласно уставу, если человек два года не платит взнос, его исключают.
Тем временем член СК РТ Виктор Клячкин выдвинул на пост председателя Ягафарова, все согласились, но выяснилось, что, согласно тому же уставу, нужен как минимум еще один кандидат. Алексей Барыкин предложил кинопродюсера Олега Сурова. Нового председателя выбирали тайным голосованием, в результате председатель счетной комиссии Юрий Гвоздь огласил результат: «Был 41 бюллетень, из них все действительные. За кандидатуру Ягафарова — 38 голосов, за кандидатуру Сурова — три».