Дарья Ленда: «О выходе фильма я обычно узнаю вместе со зрителями»Дарья Ленда: «О выходе фильма я обычно узнаю вместе со зрителями»Фото: Арина Разгильдина

«Я очень люблю Агату, это моя визитная карточка»

— Дарья, в сентябре фильм «Агата и сыск. Выгодный риск» Владимира Койфмана, где вы сыграли одну из главных ролей, получил Гран-при кинофестиваля «Амурская осень».Именно роль Агаты Керн в одноименном мини-сериале принесла вам широкую известность, а теперь первые зрители увидели полнометражную версию картины. Интересно ли было вновь погрузиться в эпоху конца XIX века и поработать с вашим партнером по фильму Константином Крюковым?

— Я рада, что мы вновь встретились всей командой, снова играем с Костей. На экране мы с ним прожили много событий, и уже не нужно искать эту связь, близость, волнение перед любимым человеком (героем). В жизни Костя очень простой, душевный, внимательный. Ему очень важно, чтобы в кадре у меня все получилось. Перед съемками мы всегда сговариваемся, что именно будем пробовать. Чудесно, когда партнеру небезразлична твоя работа, и я очень рада возможности сниматься вместе с Константином.

Дарья Федоровна Ленда — российская актриса театра и кино.

Родилась 27 декабря 1992 года в Набережных Челнах. Обучение актерскому мастерству начала в родном городе в студиях «Коктейль» при ГЦДТ и «Подмастерья» при русском драматическом театре «Мастеровые». После окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (мастерская Сергея Черкасского).

С 2016 года служит в Малом драматическом театре под руководством Льва Додина. В репертуаре артистки роли в спектаклях «Братья и сестры» (версия 2015 года, Лизавета Пряслина), «Враг народа» (Петра), «Трактир „Вечность“» (Далия), «Подросток» (Лизавета Долгорукая), «Бесплодные усилия любви» (Принцесса Французская), «Где нет зимы» (Надя). Принимает участие в спектаклях «Будь здоров, школяр» и «Страх. Любовь. Отчаяние».

Снималась в фильмах «Агата и сыск. Королева брильянтов» (Агата Керн), «Женский приговор» (Ирина Полякова), «Русские горки» (Кира), «Блондинка» (Ляля) и др. Актриса живет и работает в Санкт-Петербурге.

Конечно, мне интересно было погружаться в эпоху того времени. Но в то же время это большая ответственность. В образы современниц я могу привнести свой личный жизненный опыт, а играя в исторической ленте, информацию можно брать только из книг и взращивать ее в себе. Я очень люблю Агату, это моя визитная карточка: многие люди узнают меня именно по этой роли.


— В ноябре в прокат выходит другой фильм с вашим участием — лирическая кинокомедия Павла Мирзоева «Блондинка» с Евгением Цыгановым. Какой образ вы создавали там?

— В этом фильме у меня небольшая роль, но очень яркая, озорная, характерная. Такой образ я еще никогда не пробовала. Мою героиню зовут Ляля, и эта работа мне особенно дорога, потому что сценарий фильма написан по мотивам одноименной киноповести Александра Володина, а я очень люблю этого автора. У нас был сплоченный коллектив, и на съемках мы действительно сдружились, что бывает не всегда. Вдохновляясь текстом Володина, мы с режиссером Павлом Мирзоевым придумали яркую личность, смешную, интересную. Это картина о любви, о молодой отчаянной девушке-актрисе, пребывающей в поисках себя и своей любви. Всем рекомендую посмотреть.

— В августе вы были заняты на съемках еще одной кинокартины, какой? И когда нам ждать ее премьеры?

— К сожалению, не могу ничего рассказывать, так как подписала соглашение о неразглашении информации. Так что все узнаете чуть позже. В кино это частая практика. Я, например, удивляюсь, когда актеры говорят: «Через месяц у нас будет премьера». У меня такого никогда не было. О выходе фильма я обычно узнаю вместе со зрителями.

«Я уже в юности знала, что уеду»

— Несмотря на регулярную работу в кино, главное дело вашей жизни — театр. В родных Набережных Челнах вы обучались в двух театральных студиях — «Коктейль» и «Подмастерья» при русском драматическом театре «Мастеровые». Как складывались первые шаги в актерской профессии?

— Тогда я еще почти ничего не знала о театре, зато занималась баскетболом. Я пришла в студию закомплексованной, несмелой, не знающей себя девочкой, и там мне помогли справиться с этими проблемами. В студии я впервые познакомилась с серьезной литературой и научилась раскрывать себя в ней, познакомилась с азами профессии, нашла близких друзей, с которыми мы, к сожалению, редко видимся. Мне сложно приводить конкретные примеры, так как все это было 15 лет назад, но «Подмастерья» — одна из сильнейших студий в Челнах и даже Татарстане. Там нам не прививали какие-то штампы или дурные представления о театре, педагоги старались раскрыть нашу индивидуальность и свободу на сцене, помочь нам понять, что мы можем.

— Почему после школы вы решили уехать в Санкт- Петербургскую академию театрального искусства (ныне РГИСИ)? Вы изначально не планировали строить карьеру на малой родине? Не видели себя, допустим, в одном из казанских театров?

— Я впервые побывала в Петербурге на школьных каникулах и сразу влюбилась в этот город. На прогулке случайно оказалась на улице Рубинштейна и познакомилась со своим будущим театром. Я уже тогда хотела там играть, но не могла даже мечтать об этом. Первый спектакль, который я увидела в МДТ, был «Повелитель мух». Он произвел на меня очень сильное впечатление. Благодаря спектаклю я впервые столкнулась с реальностью, которую не замечала, и, возможно, увидела какие-то не лучшие качества в себе, качества, которые надо исправлять. Также я впервые столкнулась с настолько серьезным, глубоким театром и поняла, к чему хочу стремиться.

Со многими актерами, которыми я так восхищалась в юности, я сейчас выхожу на одну сцену. Это огромная ответственность и огромное счастье! Наталья Валентиновна Акимова, Татьяна Борисовна Шестакова, Сергей Владимирович Курышев, Сергей Афанасьевич Власов… Я до сих пор учусь у этих потрясающих людей и перенимаю их опыт.

Если честно, я уже в юности знала, что уеду. Да, я очень люблю Татарстан и Набережные Челны: там живут мои родные, и я стараюсь чаще ездить на родину. Но мой основной дом уже в Санкт- Петербурге.

— Однако с первой попытки вы не смогли поступить в театральную академию, что это была за попытка?

— В 2011 году я действительно провалила экзамен в СПБГАТИ, слетев с третьего тура. Для меня это было трагедией, как и для многих не поступивших в театральный вуз. Но я не сдалась, потому что мечтала учиться именно в Петербургской академии театрального искусства. Я год отучилась в Санкт-Петербургском институте культуры, набралась опыта, много читала, подобрала себе более сильный репертуар для поступления, стала чуть лучше понимать и разбирать прозу, стихи и поступила.

Дарья Ленда в роли Лизки Пряслиной. Братья и сестры. Версия 2015Дарья Ленда в роли Лизки Пряслиной. «Братья и сестры». Версия 2015-гоФото: Виктор Васильев, предоставлено МДТ – Театром Европы

«Наш театр — это театр-дом»

— Сразу после выпуска из института вы были зачислены в стажерскую труппу Театра Европы. Значит, контакты с МДТ у вас появились еще во время учебы?

— На первом курсе академии мы все ходили на легендарный спектакль МДТ «Братья и сестры», это традиция нашей мастерской. Постановка произвела на меня фантастическое впечатление: именно тогда я уже серьезно задумалась о поступлении именно в Театр Европы. Моим педагогом по сценической речи был Валерий Николаевич Галендеев, профессор, заслуженный деятель искусств России и ближайший помощник Льва Абрамовича Додина. Это невероятно обаятельный человек, энциклопедически образованный, с ним всегда интересно работать, хотя иногда страшно. Валерий Николаевич был жесток, но справедлив: он не только обучал нас дыханию и голосоведению, но и показывал значимость слова, учил извлекать смыслы и настроения из текста.

На последнем курсе Валерий Николаевич поставил речевой спектакль «Двойное непостоянство» по пьесе Мариво, и мы в нем были «ничем не прикрыты» — ни декорациями, ни музыкой, ни светом. Каждый выходил на площадку, смотрел в глаза зрителю и пробовал дотянуться до планки, которую нам задавал Валерий Николаевич Галендеев. С этим багажом почти все ребята с нашего курса после выпуска пробовались в Театр Европы. Поступили четверо, и я в их числе.

— Какие первые впечатления у вас возникли от соприкосновения с одним из самых главных театров страны? И с гуру отечественного театра Львом Додиным?

— Адаптироваться было несложно, потому что наш театр — это театр-дом. С первого дня я чувствовала большой трепет и пиетет к людям, которые там работают, — к режиссерам, актерам, костюмерам, гримерам… Мы все знаем друг друга по именам, вместе отмечаем дни рождения и другие праздники. Сотрудники видели все наши спектакли.

Главный человек, создавший этот дом, конечно же, Лев Абрамович, великий режиссер и педагог. Он всегда выкладывается на 100 процентов и требует того же от всех нас. На репетициях Додин ставит задачи, для решения которых нужно себя преодолевать, находить в себе такие вещи, о которых ты и не знал. В чем именно феномен Льва Абрамовича, лучше скажут исследователи и критики. Но для меня каждая встреча с ним — это открытие.

Меня восхищает любовь Льва Абрамовича к театру, его неистовое служение своему делу, его дарование, колоссальная жизненная и творческая энергия, его способность каждый раз, каждый день, каждую репетицию, каждый новый спектакль начинать рождать заново, не оглядываясь на вчерашний день, на прежние достижения; его каждодневный самоанализ, неудовлетворенность, ежедневное исследование, изучение и, конечно, самосовершенствование.

Дарья Ленда (Гуль) и Ярослав Дяченко (Паша). Спектакль Где нет зимыДарья Ленда (Гуль) и Ярослав Дяченко (Паша). Спектакль «Где нет зимы»Фото: Виктор Васильев, предоставлено МДТ – Театром Европы

— Как сегодня выстраивается репертуарная политика Театра Европы, какие премьеры с вашим участием ожидаются в этом сезоне?

— На этот вопрос, как и на вопросы о репертуарной политике театра, может ответить только Лев Абрамович. Мне как актрисе неэтично рассказывать о репетициях и новых постановках, я могу говорить лишь о личном опыте. В прошлом сезоне мы представили премьеру «Чайки», это сильный, глубокий спектакль с изумительной сценографией, и я очень рада за своих коллег. Сейчас мы репетируем новые пьесы, но, что мне нравится, Лев Абрамович всегда допускает то, что спектакль может не случиться. Мы изучаем материал, пробуем, репетируем, но не всегда показываем зрителю. Сегодня могут репетировать одни актеры, через месяц — совсем другие, поэтому мне сложно говорить что-то конкретное (одно из самых ожидаемых событий нынешнего театрального сезона в Петербурге — это возвращение легендарного спектакля МДТ «Король Лир», Додин сейчас репетирует его новую версию, Ленда также принимает участие в репетиционном процессе, но окончательное решение об актерском составе принимает режиссер — прим. ред.).

Мне нравится эта особенность нашего театра: пусть никто не гарантирует, что ты сыграешь в спектакле, но ты можешь попробовать все, что хочется. Мне кажется, в актерской профессии очень важно работать не «по плану», а уходить вглубь, задавать себе вопросы и отвечать на них, не беречь себя и знать, что ты пробуешь, а не ждать подсказок режиссера.

Дарья Ленда в роли ГульДарья Ленда в роли ГульФото: Виктор Васильев, предоставлено МДТ – Театром Европы

— Сейчас в вашем репертуаре около десятка ролей. Вы их не играете, а, как говорят у вас в театре, «пробуете». Что это означает?

— Спасибо за то, что вы использовали слово «пробуете». Терминология очень важна и влияет на работу актера. Мы действительно выходим на сцену и проживаем путь наших героев от начала до конца. Во время работы я как бы прикасаюсь к материалу, изучаю его, пробую. Это не попытка изобразить или сыграть, а желание глубоко понять и постичь своего персонажа. Слово «играть» не слишком глубокое и может увести актера не туда.

Мне нравится выходить на сцену в любой постановке. Я уже говорила о спектакле «Братья и сестры», он идет 6 часов. Сейчас я пробую в нем одну из главных ролей — Лизавету. Мы погружаемся в мир Федора Абрамова, в его невероятный космос. Но есть и другие роли, которые я очень люблю, — роль принцессы в комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви», роль Нади в спектакле «Жизнь и судьба» по роману Гроссмана (с этой постановкой мы ездили на гастроли в Казань), роль Гуль в спектакле «Где нет зимы» (режиссер Яна Тумина прим. ред.) по повести Дины Сабитовой.

«Мне нравится выходить на сцену в любой постановке. Я уже говорила про спектакль «Братья и сестры», он идет 6 часов. Сейчас я пробую в нем одну из главных ролей — Лизавету»«Мне нравится выходить на сцену в любой постановке. Я уже говорила о спектакле «Братья и сестры», он идет 6 часов. Сейчас я пробую в нем одну из главных ролей — Лизавету»Фото: Виктор Васильев, предоставлено МДТ – Театром Европы

— Как в МДТ относятся к тому, что вы много снимаетесь в кино?

— Театр или кино — извечный конфликт для любого актера. Я рада, что в нашем театре, несмотря на сложный график, мне всегда идут навстречу и разрешают сниматься. Думаю, развиваться можно и на сцене, и на съемочной площадке. В театре ты растешь и обогащаешься с каждым спектаклем, в кинематографе учишься работать на камеру. Лев Абрамович о работе в кино мне пока ничего не говорил, но мои коллеги смотрели «Агату и сыск», благодарили меня за работу, говорили, что я профессионально выросла. Мне очень приятно, что они следят за моим творчеством и радуются моим небольшим победам. Это о многом говорит.

Дарья Ленда в роли Нади. Спектакль Жизнь и судьбаДарья Ленда в роли Нади. Спектакль «Жизнь и судьба»Фото: Виктор Васильев, предоставлено МДТ – Театром Европы

«За новинками татарского кинематографа стараюсь следить»

— Как вы пришли в кинематограф?

— Сразу после окончания академии меня утвердили на главную роль в полнометражный фильм «Чужая жизнь» Виктора Татарского. Но практики кино в студенчестве у меня не было, и я училась уже на съемочной площадке: слушала режиссера, смотрела, как работают другие артисты. Многие понимали, что я впервые оказалась в кадре, помогали и поддерживали.

Театр и кинематограф — это просто разные миры. В театре у меня нет возможности сделать дубль, зато с каждым сыгранным спектаклем я все больше расту. Поэтому артисту так важно играть и на сцене, и в кино. Он постоянно находится в живом тренинге, особенно если работает в хорошем театре с хорошим режиссером. Работа в театре, на мой взгляд, более глубокая. В малобюджетном сериале можно снять множество сцен за день, а в театре мы можем репетировать одну сцену целый день. Например, над спектаклем «Братья Карамазовы» Додин работал четыре года.


— Расскажите подробнее о триллере Татарского «Чужая жизнь», какие впечатления остались от кинодебюта?

— У меня остались двойственные впечатления. С одной стороны, съемки проходили в Карелии, практически на острове. Там потрясающая природа, всем советую приехать и посмотреть ее. С другой стороны, «Чужая жизнь» правда была моим первым серьезным киноопытом, я ответственно к нему подошла, но испытывала большой стресс. Это действительно был триллер: в данном жанре я существовала не только в кадре, но и за ним. Я очень волновалась, остро на все реагировала, внутри меня был такой бешеный ритм, что хватило бы на несколько психологических триллеров. Возможно, мне это помогло, но сегодня я уже более критично отношусь к своей работе в этом фильме. Моя героиня кажется мне несколько монотонной, наверное, сейчас я бы представила ее разнообразнее.

С другой стороны, у нас был сговор с режиссером, и, на мой взгляд, ему всегда нужно доверять, продвигать свои идеи и мысли, но всегда в диалоге с режиссером. Только так может получиться что-то хорошее. По крайней мере, сейчас я думаю так.

Дарья Ленда в роли Нади. Спектакль Жизнь и судьбаДарья Ленда в роли Нади. Спектакль «Жизнь и судьба»Фото: Виктор Васильев, предоставлено МДТ – Театром Европы

— Вы в жизни достаточно скромный и закрытый человек? Если так, то каким образом боретесь со стеснением на сцене и в кадре?

— Есть очень много артистов, закрытых в жизни и очень ярких на сцене, наверное, я одна из них. Ежедневно, работая с коллегами в театре или на съемочной площадке, я «срастаюсь» с ними и раскрываюсь, потому что начинаю доверять им и уже ничего не боюсь. А вот с незнакомыми людьми я весьма закрытая. Даже могу иногда показаться грубой, хотя это не так. Это просто моя самозащита.

— Однажды вы сказали, что хотели бы оказаться на съемочной площадке в Татарстане, но пока не приходилось, почему? Следите ли за тем, как развивается татарстанское кино?

— К сожалению, сниматься в кино в Татарстане меня пока не зовут, но идея интересная. Я бы с удовольствием съездила на родину, пожила в экспедиции. Если будет предложение, с удовольствием соглашусь. За новинками татарского кинематографа стараюсь следить. Знаю, что выходил фильм о КАМАЗе, и хочу его посмотреть. Слышала, что снимают сериал об эпохе 90-х годов. Я уверена, что национальное кино может быть интересно не только в родной республике, но и за ее пределами.

Дарья Ленда в роли Лизки Пряслиной. Братья и сестры. Версия 2015Дарья Ленда в роли Лизки Пряслиной. «Братья и сестры». Версия 2015-гоФото: Виктор Васильев, предоставлено МДТ – Театром Европы

«Красота должна быть не только снаружи, но и внутри»

— Как часто сегодня бываете в Набережных Челнах? Может, приехать со спектаклем или мастер-классом?

— Последний раз я была в Челнах в июне. Летала всего на один день, но я не могла не приехать на день рождения мамы. Я считаю, что главное в жизни — это семья и любовь, именно они дают смысл всему остальному. Надеюсь, получится слетать в Набережные Челны в ближайшее время, но пока не могу загадывать. В актерской профессии есть минус: ты никогда не знаешь, что будет завтра — пробы, съемки или репетиции… К тому же я молодая актриса и не могу диктовать свои правила, а подстраиваюсь под репертуар театра и графики съемок.

Было бы здорово поехать на гастроли в Татарстан, но пока, к сожалению, ничего не планируется. По поводу мастер-классов еще не знаю, у меня не было такого опыта и не случалось приглашений. Пока я только вела кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге.


— Ваш супруг — актер и режиссер Виталий Любский, легко ли двум артистам уживаться вместе?

— Я не люблю говорить о своей личной жизни, думаю, важно сохранять какую-то тайну, когда речь идет о любви, о совместном быте. Но мне действительно повезло. Я очень люблю своего мужа. Мы вместе уже много лет, мой муж — талантливый режиссер и хороший человек. У нас всегда есть о чем поговорить, и все свободное время мы стараемся проводить вместе.

— В одном интервью вы сказали, что любите готовить. Расскажете о коронных блюдах?

— Я очень люблю готовить. Меня это успокаивает, так я проявляю свою заботу о близких. В гастрономии, как и в актерской профессии, я люблю разнообразие, постоянно пробую что-то новое, поэтому о коронных блюдах сложно говорить. Часто готовлю ризотто, пасту, азиатские блюда, могу испечь пирог. По опыту уже знаю, что любят мои близкие, но все равно стараюсь творчески подходить к процессу, пробовать рецепты из интернета.

— Вы занимались баскетболом, пару лет назад освоили скейтбординг, что пробуете сейчас? Действительно ли внешний вид для артиста сегодня важен не меньше, чем мастерство игры?

— Мне кажется, так было всегда. Актер — лицо любого спектакля (фильма) и должен соответствовать своему герою, и внутренне, и внешне. Но если у артиста только красивая внешность и больше ничего нет, он вряд ли будет кому-то интересен. Красота должна быть не только снаружи, но и внутри. Сейчас у меня сложный график, но я стараюсь держать себя в форме. Обязательно тренируюсь раз в неделю, иногда два, хожу в бассейн. Недавно в нашей семье появились лыжи и велосипеды. В целом стараюсь активно жить, любить близких, жизнь и себя.