Мечеть «Сулейман», построенная в Казани в 1999 году, сегодня получила вторую жизнь. На месте прежнего храма в поселке Левченко построили совершенно новый — с двумя молельными залами и медресе для осиротевших мальчиков. Главный меценат Разия Еникеева на открытии скромно заметила, что «без Аллаха на этой земле ничего не делается», а мэр Казани Ильсур Метшин, как и многие участники церемонии, не верил своим глазам. О том, какой хадис напомнил верующим муфтий Татарстана, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В поселке Левченко открылся новый комплекс мечети «Сулейман» общей площадью более тысячи квадратных метров
«Тут стояла старенькая мечеть, аварийная была»
Первый «Сулейман» был возведен еще в далеком 1999 году. Мечеть появилась на месте старого дома, который выполнял функцию молельной комнаты. До 2002-го здесь так же, как и в других мечетях Казани, совершали мусульманские обряды, но не более того. А потом имамом стал 29-летний Илдар Баязитов.
«Когда я был мухтасибом Казани, ректор медресе Исхак хазрат Лутфуллин попросил меня поставить имамом мечети „Сулейман“ своего выпускника Илдара хазрата. Я сперва отговаривал, потому что репутация у поселка Левченко была не самая лучшая. Но все же Лутфуллин уговорил меня. Мол, это будет испытанием для Баязитова. Если справится, то переведем в другое место», — вспомнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин.
И молодой имам справился. В 2007-м в мечети начали обучать основам Корана незрячих верующих, затем — слабослышащих, а потом на базе мусульманского храма появились летние лагеря для детей.
Мансур Джалялетдин (справа): «Ректор медресе Исхак хазрат Лутфуллин попросил меня поставить имамом мечети «Сулейман» своего выпускника Илдара хазрата. Репутация у поселка Левченко была не самая лучшая. Но все же ректор уговорил меня. Мол, это будет испытанием для Баязитова (второй справа)»
Фонд «Ярдам-Помощь», который возглавляет Баязитов, в 2013 году переехал из поселка Левченко в новую мечеть «Ярдэм» на улице Серова в Московском районе. А «Сулейман», ставший отправной точкой для социальных проектов фонда, потихоньку ветшал. Как показали обследования, возводили мечеть на скорую руку, причем даже без фундамента. Поэтому в какой-то момент остро встал вопрос не просто о капитальном ремонте, а фактически о строительстве нового храма.
Молитвы о помощи были услышаны Аллахом, и Он познакомил Илдара хазрата с необычной женщиной, ставшей основным меценатом, — Разией Еникеевой. Заслуженный деятель искусств Татарстана, член союза композиторов России и вдова известного мецената Рустама Латыпова пожертвовала на строительство наследство отца своего мужа, композитора и дирижера Масгута Латыпова.
Первая мечеть «Сулейман» была возведена еще в 1999 году. Она появилась на месте старого дома, который выполнял функцию молельной комнаты
«Я ходила в хадж, мы с руководителем разговорились, и я призналась, что хочу построить мечеть где-нибудь. И он меня с Илдаром хазратом познакомил, — отметила Еникеева. — В Кировском районе искала место и ничего не нашла. В Советском тоже все было застроено. А Баязитов меня из „Ярдэм“ привез сюда, показал место. Тут стояла старенькая мечеть, она такая аварийная была. Все с этого и началось».
Надо сказать, что для Разии-апы обновленный «Сулейман» — это уже третья построенная мечеть. Первую возвели в поселке Нижние Вязовые Зеленодольского района, а второй Дом Аллаха на 200 человек под названием «Рустам» Еникеева строила уже на своем земельном участке в Казани, на улице Хороводной. Автором проекта обновленного «Сулеймана» стал племянник Еникеевой архитектор Искандер Еникеев.
Камиль Самигуллин (справа) напомнил хадис пророка: тому, кто построит мечеть, Аллах построит нечто подобное в раю, и потому строить Дома Аллаха нужно красивыми. Такой и получилась новая мечеть
Меценат Еникеева: «Мечеть было легче построить, чем говорить»
Началась церемония, как и принято у мусульман, с чтения Корана. Главный казый ДУМ РТ Джалиль Фазлыев совершил дуа, а муфтий республики Камиль Самигуллин напомнил собравшимся хадис пророка: тому, кто построит мечеть, Аллах построит нечто подобное в раю, и потому строить Дома Аллаха нужно красивыми. Такой и получилась новая мечеть. Лидер татарстанской уммы отдельно отметил социальную работу, которую ведет Баязитов.
Говоря о благотворительности, Самигуллин вспомнил о событиях на Ближнем Востоке. «Два дня назад мы встретились со студентами-палестинцами, обучающимися у нас в вузах. Из них 14 приехали из Газы, а четверо являются Коран-хафизами. Мне звонили, просят взять их в наши мечети. Помогаем как можем», — отметил муфтий РТ. Как оказалось, в первый день после старта сбора средств для жителей Палестины в Татарстане на счет поступило 14 млн рублей. «Первый самолет улетел, большое спасибо нашему раису. Сейчас ждем еще три самолета», — рассказал Камиль хазрат.
Разия Еникеева происходит из рода мурз — татарских дворян. На церемонии она скромно заметила: «Мечеть была построена благодаря Аллаху, без Аллаха на этой земле ничего не делается»
Приехавший на открытие мэр Казани Ильсур Метшин вспомнил, как впервые увидел мечеть в Левченко. «Ко мне пришел Рамиль хазрат (Юнусов) (тогда имам мечети Кул-Шариф — прим. ред.) и говорит: „Что-то у тебя нет в глазах нура (света, луча — прим. ред.), сидишь подавленный. Давай съездим в поселок Левченко“. И мы поехали, — рассказал градоначальник. — Там ощущалась благость. Лица слабовидящих, полностью слепых светились абсолютным счастьем. Они были счастливы, что попали сюда, отстояли многомесячную очередь. Мне стало немного не по себе. Я жив-здоров, руки-ноги есть, глаза видят, чего не хватает для того, чтобы быть радостным и счастливым? И я дал зарок построить мечеть. Хвала Аллаху, в 2013 году мы открыли мечеть (речь о „Ярдэм“ — прим. ред.)».
«Если бы мне тогда сказали, что при нашей жизни мы будем стоять на открытии новой мечети „Сулейман“, я бы ответил, наверное, что это будет не в нашей жизни», — добавил мэр Казани.
Сама Еникеева происходит из рода мурз — татарских дворян. На церемонии она скромно заметила: «Мечеть была построена благодаря Аллаху, без Аллаха на этой земле ничего не делается». А в конце своей речи заметно заволновалась и добавила: «Мечеть было легче построить, чем говорить». Создать центр заучивания Корана желал ее покойный муж.
Внутри мечети — большой молельный зал на 300 мужчин и 80 женщин на втором этаже
«Одновременно 36 учеников могут тут заниматься»
После торжественной части со словами такбира «Аллаху Акбар» все направились внутрь обновленного Дома Аллаха. «Здесь организуем курсы по заучиванию Корана для детей, основной акцент будет на это. Одновременно 36 учеников могут тут заниматься, будет своеобразное медресе для изучения Корана. Мечеть открыли, сейчас начнем набирать желающих», — проводил экскурсию Баязитов. С сентября следующего года откроется пансионат для осиротевших мальчиков, учащихся в 5–11-х классах. Сейчас проходит набор детей со всей России.
Внутри мечети с тремя куполами — большой молельный зал на 300 молящихся, еще один зал для женщин, кабинеты и комната для ритуального омовения — тахаратхана. В крыле двухэтажного здания, оборудованном учебными классами и столовой, находится исламский культурный центр. Планируется, что деятельность новой мечети и культурного центра будет нацелена на формирование морально-нравственных качеств и возрождение традиционных ценностей у молодежи.
Специально к открытию мечети привезли воду из священного колодца Замзам, расположенного в главной мечети ислама аль-Харам Благородной Мекки. Все гости останавливались в фойе возле мраморной чаши и отпивали благословенную влагу
Во время экскурсии известный среди имамов своим острословием Джалиль хазрат заметил: «Вы тут по-русски говорите, наверное, чтобы я не все понял». Намек оценили, и тут же «экскурсовод» и гости перешли на язык Тукая. Завершилась прогулка по новому комплексу аккурат к наступлению времени полуденного намаза.
Все, кто выходил из мечети, останавливались в фойе возле мраморной чаши и отпивали благословенную влагу. Оказалось, к церемонии в Казань привезли воду из священного колодца Замзам, расположенного в главной мечети ислама аль-Харам Благородной Мекки.