ЗАЧЕМ ВОЗНАГРАЖДАТЬ РОССИЮ ЗА ЕЕ ДЕЙСТВИЯ В СИРИИ?
США в дополнение к 21 поставленному ранее для национальных сил безопасности Афганистана вертолетов Ми-17В-5 хотели бы закупить еще 12 аналогичных машин, «однако пока эта инициатива была приостановлена республиканским крылом американского Конгресса», - рассказал в интервью ИТАР-ТАСС спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов.
Напомним, сделка на 21 вертолет была заключена 26 мая 2011 года между командованием сухопутных войск США и ОАО «Рособоронэкспорт». Контракт выполняло ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ). По условиям договора, США могли заказать еще 12 Ми-17В-5.
Сделка изначально возмутила американскую общественность и боссов североамериканского ВПК, включая такие вертолетные столпы, как Sikorsky. В итоге 8 марта на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил законодатели Джон Корнин и Ричард Блюменталь заявили, что «деньги американских налогоплательщиков идут на приобретение вертолетов у России, которая продает оружие режиму Асада». «Одно из армейских подразделений сейчас закупает по меньшей мере 21 Ми-17 для афганских военных у Рособоронэкспорта», – цитировала Корнина «Газета.ru». – Меня тревожит то, что среди клиентов Рособоронэкспорта числится армия США. Неужели США, имея столько своих альтернативных вертолетов, должны вознаграждать Россию, покупая у нее Ми-17, за ее действия в Сирии?»
Сенаторам ответил начальник штаба сухопутных войск генерал Реймонд Одьерно: «Других вариантов удовлетворения оперативных потребностей афганских сил безопасности нет». Генерал привел известные аргументы в пользу российских машин: идеальны в горных условиях, неприхотливы, надежны, дешевы, знакомы афганцам. Но доводы, видимо, не убедили сенаторов. В середине апреля 17 членов сената конгресса США, представляющие как демократическое большинство, так и республиканскую оппозицию, потребовали пересмотра контракта. Соответствующее письмо они направили министру обороны Леону Панетте. «Мы пишем, дабы выразить свою серьезную обеспокоенность бизнес-сделками министерства обороны с Рособоронэкспортом, той же самой контролируемой российским государством компанией по экспорту вооружений, которая осуществляет поставки сирийскому правительству (оружия), которое служит для продолжения широкомасштабных и систематических нападений на его собственный народ». Под посланием подписалась треть членов верхней палаты.
КОНГРЕСС ПОКАЗАЛ ХАРАКТЕР
Российские политики тогда высказались о демарше американских сенаторов иронично. А отраслевые специалисты предположили, что минобороны США не пойдет на поводу у сенаторов - реализация контракта выгодна, прежде всего, американской стороне. Более того, дальнейшее сотрудничество США с Россией по поставке вертолетной техники афганской армии будет продолжено. И правда, основной контракт разрывать не стали, и все вертолеты были поставлены к середине мая. А вот с опционом на 12 дополнительных машин, видимо, придется помучиться. Почти сразу после выступления сенаторов Пентагон направил официальное уведомление в Конгресс о решении купить у Рособоронэкспорта 12 Ми-17В-5 на $217,7 млн. и тем самым выполнить опцион по контракту от мая 2011 года. Но, видимо, основательно разогретые сирийскими событиями конгрессмены уперлись.
Генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин отмечает, что Сирия - один из традиционных российских оружейных рынков, и неадекватная шумиха вокруг поставок туда новой российской техники и ремонта старой - не более чем нечестная конкуренция. Кстати, любопытно, что по части вертолетов Сирия была «вотчиной» именно КВЗ: с конца 60-х и до развала СССР Сирия получила более 150 Ми-8, более 20 Ми-14 и боле 50 Ми-17 казанского производства. Но, как уверяют на КВЗ, после развала СССР наши вертолеты в САР не поставлялись. При этом на предприятии не исключают повторения там «афганского варианта»: «Не факт, что в Сирии у КВЗ перспектив нет - в Афганистан же мы сейчас вновь поставляем вертолеты. Но в случае чего договариваться с нами будут не сирийцы, а другие люди, или сирийцы, но под диктовку других», - считает источник «БИЗНЕС Online». Сегодня в рабочем состоянии могут находиться 100 Ми-8 и Ми-17 и 19 Ми-14.
Что касается возможного срыва реализации опциона по «афганской» сделке, то тот же Кабулов считает: «Это не наша головная боль, а головная боль нынешней администрации США. Ее задача - объяснить несговорчивым конгрессменам, что от наличия качественных вертолетов зависит очень многое». КВЗ традиционно не комментирует свои экспортные программы, генеральный директор предприятия Вадим Лигай был лаконичен: «В контракте, который мы исполнили, был оговорен опцион, если американцы захотят, мы готовы выполнить заказ».