Эшелоны с техникой и вооружением для Украины уже пошли в сторону Польши, уверены военные эксперты, хотя новый пакет помощи Киеву на $61 млрд был согласован в Вашингтоне только на этой неделе. О том, что из данной суммы достанется правительству Зеленского, как пакет американской помощи грозит Крыму, а главное, что на эти деньги можно будет купить в условиях оружейного дефицита, читайте в колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
Палата представителей конгресса США, где преобладают республиканцы, проголосовала за законопроект, согласно которому Киеву выделяется военная помощь в размере $60,84 миллиарда
Как разделятся транши
В субботу, 20 апреля, палата представителей конгресса США, где преобладают республиканцы, проголосовала за законопроект, согласно которому Киеву выделяется военная помощь в размере $60,84 миллиарда. Конгрессмены голосовали не по объединенному запросу Белого дома, где предполагаемая сумма должна была равняться $95 миллиардов. Тот вариант законопроекта, уточним, включал в себя и помощь Израилю, и союзникам в Индо-Тихоокеанском регионе, т. е. Тайваню. Вместо этого устроили три отдельных голосования по отдельным законопроектам, каждый из которых был принят.
Нас, что очевидно, интересует именно украинский вопрос. Из общей суммы $23,2 млрд сразу отписываются на «восполнение в США передаваемого военного имущества и оборонных услуг», за ними идут $13,8 млрд, они будут потрачены на закупку для Украины вооружений и оборонных услуг. Для сравнения: весной и летом 2023 года практически раз в две недели выделялся пакет военной помощи примерно в $500–600 миллионов. Например, июльский пакет военной помощи был в размере $1,3 млрд, а 42-й пакет военной помощи в том же месяце составил $800 миллионов. Получается, цифра в $13,8 млрд выглядит весьма солидно. Но достаточна ли? Большой вопрос.
Как еще выглядит структура нового пакета: транш в $11,3 млрд предназначен для «обеспечения текущих военных операций США в регионе». Эти деньги, скорее всего, будут списаны под американских военспецов, базы в Восточной Европе, работу разведывательной авиации, военные учения и прочее.
Оставшиеся $12,54 млрд пойдут непосредственно на Украину. Данные средства, скорее всего, пустят на закрытие текущих финансовых проблем киевского режима (выплаты внутренних долгов, зарплат, пенсий, социальных пособий, если таковые еще остались), а также строительство оборонительных укреплений, оплату заказов у остатков военной промышленности.
Дональд Трамп публично заявлял, что эти деньги (выделенные на помощь Украине) нужно было намертво привязать к перекрытию границы с Мексикой
Как приняли пакет
В начале недели законопроект был вынесен на голосование в сенате, после чего действующий президент Джо Байден его ожидаемо подписал. То, что США в конце концов выделят Киеву эти деньги, было понятно еще в прошлом году. Вопрос лишь в сроках.
Дональд Трамп публично заявлял, что эти деньги нужно было намертво привязать к перекрытию границы с Мексикой. Да и в целом следовало пойти на ужесточение миграционной политики. Предположительно, данной мерой Трамп планировал вырвать у Байдена часть электората, а именно — мигрантов, которые составляют одну из «ударных» сил демпартии на выборах.
Кто-то считает, что спикер палаты представителей Майк Джонсон, который позиционировал себя как сторонник Трампа, в самый ответственный момент предал своего патрона и перешел на сторону Байдена, обрушив замысел бывшего сюзерена. В сложившейся ситуации у республиканцев не осталось шансов закрыть границы и остановить поток нелегальной миграции. Формальной причиной перехода в другой лагерь Джонсон назвал некие «секретные планы России», от которых ему стало очень страшно. Но скорее всего, это обычная конъюнктура, как говорил Талейран, «вовремя предать — это значит предвидеть».
Пожалуй, самым любопытным аспектом является тот момент, что данный пакет не безвозмездное подношение режиму Владимира Зеленского. Предполагается, что в течение 60 дней после вступления законопроекта в силу Байден и Зеленский должны будут договориться о принципах возмещения «помощи». Вопрос не праздный: чем режим Зеленского станет оплачивать такой кредит, неясно. Впрочем, это формальная часть вопроса, или, как любят говорить киноманы, твист, который сыграет уже в будущем.
Вашингтон собирается существенно нарастить количество РСЗО HIMARS и Mars
Оружейный поток уже идет
Отметая все непринципиальное, сконцентрируемся на основном. Чтобы воевать, Киеву нужны оружие, боеприпасы и какой-никакой, но тыл. Что сможет предложить Запад Украине? Что реально нужно Киеву? Какой перед ним комплекс проблем?
Начнем с очевидного. Как уточняет военный эксперт Владислав Шурыгин, действительно бо́льшая часть этих денег пойдет в военный бюджет США, в американский ВПК, представляя собой крайне удачную схему по обновлению американских арсеналов.
«Основной источник поставок техники уже определен, это американские арсеналы в Европе, созданные там еще в 70-е годы под переброску войск из США. Оттуда, не дожидаясь окончания процедуры утверждения помощи, уже пошли эшелоны с техникой и вооружением в сторону Польши. Конечно, особая ставка — на поставки систем ПВО. США собираются в рамках этой помощи выделить Украине не менее четырех батарей ЗРК Patriot. Еще не менее 6 предполагают выделить европейцы. Пикантность в том, что обученных украинских расчетов на Patriot хватит в лучшем случае на четыре батареи. Остальные, судя по всему, будут укомплектованы военными США и НАТО», — пишет Шурыгин в своем телеграм-канале.
Кроме того, Вашингтон собирается существенно нарастить количество РСЗО HIMARS и Mars, с помощью которых Киев пытается наносить удары по тыловой инфраструктуре российских войск на значительной глубине (до 250 км). Логично предположить, что одним из основных сражений, которое развернется во время весенне-летней кампании этого года, станет битва в воздухе за Крым. Киевские формирования при поддержке кураторов из США попытаются нанести массированные удары средствами воздушного поражения, в том числе тактическими ракетами ATACMS. Цель ударов уже читается — максимальный ущерб для военной и энергетической инфраструктуры Крыма с разрушением его военного потенциала.
ATACMS — точная и скоростная ракета
Что по ATACMS
О ракетах ATACMS вообще стоит отдельный вопрос. Это оружие, которое уже знакомо российским частям, их Киев уже видел прошлым летом, правда, тогда ракеты имели дальность удара примерно 150–160 км и кассетную боевую часть. По факту это оперативно-тактическая ракета, аналогичной по классу, пусть и достаточно устаревшей, является ОТРК «Точка», сбивать которые российские ПВО давно научились.
ATACMS в этом смысле более точная и более скоростная. Бьет она по баллистической траектории, на финальном участке производит разгон и переходит на скорость около 3 махов (около 1 тыс. км/ч). В этом случае российские системы типа «Бук», С-300 или С-400 должны справиться, как минимум потому что именно под подобный сегмент целей они и были созданы. Вместе с тем трудностью тут может являться перегрузка систем ПВО дополнительными снарядами, в том числе барражирующими боеприпасами или дронами-камикадзе.
Еще один важный аспект: Украина получит оружие с американских баз, находящихся в Европе, построенных в годы холодной войны. Как следствие, Киеву достанутся не ультрасовременные образцы техники, а то, что там хранится. Как мы видим по опыту Греции, образцы весьма неновые. Кроме того, можно быть уверенным, что будут списаны все оставшиеся боеприпасы, у которых выходит срок годности.
Что еще появится в пакете
Главной трудностью для ВСУ является тот факт, что жизнь не компьютерная игра. Деньги не могут быть мгновенно обменены на оружие, минуя производственные цепочки. И вот здесь проблема сохраняется. Как отмечает военный эксперт Андрей Клинцевич, несмотря на все денежные вливания, ВПК США остается крайне пассивным в производстве обычного вооружения прежде всего потому, что ориентируется на конъюнктуру рынка. «У американцев военно-промышленный комплекс полностью частный, там нет ни одного государственного предприятия. Модель работы частника — это всегда максимальное извлечение прибыли при минимальных затратах. Если государство может себе позволить большие траты на научно-исследовательские работы, на создание опытных образцов, порой целой серии, запуск их в серию, то частник — нет», — говорит он в интервью «БИЗНЕС Online».
Более того, для простого расширения производства частному производителю нужны гарантии, что его предприятие будет обеспечено заказами еще долгие годы, как минимум для того, чтобы окупить затраты. Как следствие, ожидать того же потока вооружений, который лился на Украину зимой-весной 2023 года, не стоит. Что, впрочем и продемонстрировал первый после почти годового перерыва крупный пакет военной помощи.
В этом пакете также есть Bradley, но их количество не названо, а также уточняется, что прибудет некая легкая бронетехника. Скорее всего, связано это с тем, что запасы тяжелой бронированной техники на настоящий момент так и не восполнены. Также присутствуют мины, как противотанковые, так и противопехотные, в обоих пакетах был боекомплект к ПВО, однако к Patriot снаряды не передаются. Впрочем, передаются Javelin, что, безусловно, неприятно, хотя и некритично. В целом можно сказать, что качественно изменить ситуацию на поле боя данный пакет вооружений не позволит. Как мы отметили выше, для этого требуются существенно бо́льшие объемы, а также иное наполнение пакета.
Да, выделенные деньги почти гарантируют, что без внешнего давления Киев сможет сопротивляться как минимум до конца 2024 года. Однако стратегического решения данные средства не приносят. Резюмируя, можно сказать так: деньги действительно нашли, теперь нужно искать тех, кто сможет продать на эти деньги оружие.
Полугодовой голод
Политические дрязги, в которых погряз Вашингтон, поставили режим Зеленского в весьма затруднительное положение. Если оценивать положение украинских вооруженных формирований, то поставки оружия давно и категорически запаздывают.
Чтобы эта помощь могла изменить для Киева реальное положение на фронте, пакет необходимо было бы принимать еще прошлой осенью, чтобы в ноябре – декабре начать формировать первые потоки. Это бы позволило за относительно тихий период второй половины осени и первой половины зимы, а после с конца зимы и до начала марта сформировать некое подобие резерва, который уже можно было бы поставлять на фронт. А значит, ротировать части не по принципу выбитого личного состава, а на основании расходования материально-технического имущества.
На текущий момент потери киевского режима составляют около 1 тыс. человек в сутки, не считая раненых, дезертиров и пленных. И очевидно, что текущая тенденция продолжит обостряться, пока не выйдет на плато. Прямо сейчас Киев испытывает острейший дефицит боеприпасов, бронетехники, оружия. За его отсутствие он платит жизнями солдат, которых тоже требуется откуда-то взять. И все это происходит в условиях начинающегося российского наступления.
Сделав неверную ставку на то, что наступила «новая Первая мировая», Запад упустил время снабдить Киев должным образом, хотя бы к началу лета это уже не получится. Все, что будет поступать на Украину, тут же, не задерживаясь на складах, не откладываясь в качестве стратегического резерва, с помощью которого можно планировать контратаки, будет идти на фронт. Произошло то, что в бизнесе называется термином «кассовый разрыв», полугодовое отсутствие финансирования жизненно необходимых элементов украинской военной машины уже привело к тому, что оборонительная линия в Донбассе начала гнуться и ломаться. Враг вынужденно отходит на запад.
При этом Россия не проявила каких-то сверхусилий, все происходило в штатном режиме, войска набирались, производство оружия и боеприпасов стабильно растет, экономика находится в жизнеспособной форме. Москва встречает лето 2024-го лучше, чем лето 2023-го, в то время как Киев не может рассчитывать хотя бы на соизмеримый с самим же собой уровень. И, чтобы нивелировать разницу на текущем этапе, Западу будут требоваться не просто усилия, превосходящие усилия зимы –весны 2023 года, но и в целом покрывающие прошедшие четыре месяца, во время которых Киев оставался на полуголодном пайке.
Скорее всего, активная сторона в предстоящих боевых действиях останется за Россией. А это значит, что пассивные укрепления (минные поля, траншеи, ДОТ) будут помогать не ей, а Киеву, что несколько сгладит полученное преимущество Москвы. Но вместе с тем наспех набранные новосформированные части, не имеющие ни опыта, ни должного количества вооружений и боеприпасов, вряд ли смогут быть аналогичной по качеству грозной силой, которую Киев летом прошлого года выдвинул штурмовать два незаметных населенных пункта — Работино и Пятихатки. Боевой опыт тех частей уже вряд ли сможет хоть как-то помочь Зеленскому, а новобранцам только предстоит его получить.