Илья Сафонов — один из немногих игроков «Ак Барса», которые умеют все. Надо отстоять ворота в меньшинстве — пожалуйста, закрыть вратаря в большинстве — не вопрос. Он один из сильнейших центров «Ак Барса» по игре на вбрасывании и в числе лучших снайперов команды. Корреспондент «БИЗНЕС Online» брал интервью у Сафонова в 7:00, но до этого он уже успел потренироваться и позаниматься с сыном. Вместе с Ильей мы вспомнили минувший сезон, поговорили о феномене Александра Радулова и обсудили любовь игрока к баскетболу.
«Мы понимаем, что Билялетдинов не уходит из хоккея»
— Илья, в это межсезонье жизнь в «Ак Барсе» бурлит: сменился главный тренер, ушли лидеры прошлых сезонов. Насколько пристально следите за всем этим в отпуске?
— Мимо меня ничего не проходит. У меня и родственники следят за новостями, бабушки сильно переживают. Когда с ними общаюсь, всегда спрашивают: «Что у вас по составу?» Согласен, изменений много. У нас собрался хороший тренерский штаб, Марат Фаритович [Валиуллин] здорово выполняет свою работу.
— Что-нибудь знаете об Анваре Гатиятулине?
— Пока ничего. Скажу одно: с «Трактором» я не любил играть — неудобная команда, не моя.
— Говорят, теперь «Ак Барс» будет играть в быстрый хоккей…
— Это здорово и интересно. Многие команды в КХЛ играют в подобной манере, и это дает им результат. У «Торпедо» такой стиль, у «Северстали», других команд. «Металлург» играет быстро — благодаря быстрому хоккею он выиграл Кубок Гагарина, поздравляю их. Думаю, быстрый хоккей должен понравиться болельщикам — он более голевой.
— Вы готовы много бегать?
— Вот сейчас готовлюсь к этому.
«Против «Трактора» я не любил играть»
— Успели попрощаться с Зинэтулой Хайдяровичем?
— Как такового прощания не было. Тренеры сказали пару слов на прощание. Но мы ведь понимаем, что Билялетдинов не уходит из хоккея. В любом случае будем с ним пересекаться.
— «Ак Барс» покинули Кирилл Петров, Александр Радулов, Дмитрий Кагарлицкий, Вадим Шипачев, близок к уходу Артем Лукоянов. Тяжело прощаться с людьми, с которыми долго играли?
— Конечно. Что Саня (Александр Радулов — прим. ред.), что Вадик (Вадим Шипачев — прим. ред.) — мастера с большой буквы. Приятно было поучиться у них. С Радуловым я играл в одной тройке. Да, он очень эмоциональный, но он много правильных вещей говорит, притом таких, которые обычный человек не увидит. Радулов много подсказывал, направлял. В своем любимом стиле, конечно. Понадобилось время, чтобы воспринимать его информацию. Кага (Дмитрий Кагарлицкий — прим. ред.) — большой профессионал. Вадик скоро станет лучшим бомбардиром за всю историю КХЛ, это о многом говорит. Но в команде наступает новый этап, и нам придется двигаться дальше без них. При этом все они внесли большой вклад в успех команды.
— Можно ли сказать, что у Радулова хорошие тренерские задатки?
— Это будет устрашающий тренер! Говорят же: «Чтобы стать тренером, нужно убить в себе игрока». Саня пока что горит, он хочет играть в хоккей.
— Похоже, ввиду ухода лидеров дорога будет открыта для молодых. Следили за «Нефтяником» в Кубке Петрова?
— Смотрел хайлайты или результаты их игр. Во время матча, в котором они выиграли Кубок Петрова, я сидел в аэропорту и включил трансляцию на телефоне. Переживал. Ребята — молодцы, что выиграли — поздравляю. Это значимое событие. Многих знаю — с кем-то играли в «Барсе», с кем-то — в «Ак Барсе».
Амплуа: нападающий.
Дата рождения: 30 мая 2001 года.
Место рождения: Химки.
Карьера: «Белые медведи» (Москва) — 2009–2014; юниорские команды «Витязя» (Подольск) — 2014–2018; «Ирбис» (Казань) — 2018–2020; «Барс» (Казань) — 2018–2022; «Ак Барс» (Казань) — с 2020 года.
Достижения: победитель европейского юношеского олимпийского фестиваля (2017); бронзовый призер Кубка Гагарина (2021), серебряный призер чемпионата России (2023).
«Фанаты написали плохие слова в комментариях…»
— Прошло три месяца с момента последней игры в сезоне. Поражение от «Автомобилиста» уже забыто?
— Пока вы не сказали, оно было забыто. Сидеть и месяцами переживать — неправильно. Нужно двигаться дальше, анализировать ситуацию. Если вылетели, значит, так было дано. Важно правильно это принять и продолжать усердно работать.
— Вы читали комментарии после вылета от «Автомобилиста»?
— Нет, а что там читать? В этом и суть спорта: побеждаешь — тебя любят, проиграешь — критикуют. Хейтеры всегда будут, та же ситуация и с «перебежчиками» среди фанатов: сегодня ты плохой, а завтра — хороший. Но в «Ак Барсе» преобладает процент настоящих болельщиков: они поддерживают нас до последнего.
Однако все же нашлись фанаты, которые отыскали мой заброшенный канал (на момент записи интервью Сафонов долго не вел аккаунт, но сейчас вернулся к этому делу — прим. ред.) и написали там плохие слова в комментариях. Настолько важно им было выразить свой гнев. Получилось прикольно.
«Если мы вылетели в первом раунде, значит, так было дано»
— После тяжелых поражений не хочется ли вам закрыться от внешнего мира?
— На поражения все реагируют по-разному. Кто-то долго переживает в себе, кому-то удается быстро отойти. Мне не совсем комфортно после поражений. В последнем сезоне мы показали не тот результат, который должны были. Он получился очень неожиданным.
— Кто вам помогает в сложные моменты?
— Близкие. Тут важно для себя осознать, что поражение уже было, время назад не вернуть. Да, неприятно, да, обидно, но все это в прошлом.
«Если Воронкова никто не смог заменить, то это вопросы к нам»
— А как оцениваете свои действия в прошедшем сезоне?
— Недоволен. Было время поразмышлять, почему, из-за чего и как. Выделил для себя причины, будем делать выводы. Но не скажу, что прошлый сезон — это жирный крест на карьере. В моей игре есть и положительные моменты. Опять же, нельзя сидеть и думать, насколько я плохой хоккеист. Это путь в никуда, нужно двигаться дальше и ценить свою работу.
— Для вас важно количество голов и передач за сезон?
— Да, ведь хочется праздновать голы, отдавать передачи. Главное, чтобы набор очков был не в ущерб команде.
«Не скажу, что прошедший сезон — это жирный крест в карьере»
— Обращаете внимание на другие статистические данные — количество блокированных бросков, силовых приемов?
— Каждый аспект игры важен. Не стоит смотреть только на очки за голы и передачи, важно обращать внимание на игроков, которые выполняют в том числе черновую работу. Не все смогут сыграть жестко и поймать шайбу на себя. Ценен тот игрок, который набирает очки и может выстоять на льду в тяжелый момент. Хоккеистов, которые выполняют большой объем работы, в лиге очень мало. В НХЛ их побольше: например, Брэд Маршанд — неприятный игрок, который лезет под кожу, борется, но вместе с тем забивает и отдает передачи.
— Впервые в вашей карьере вы закончили регулярный чемпионат с отрицательным показателем полезности. Это о чем-то говорит?
— Конечно — не должно быть такого. Это важный показатель, особенно для центрального.
— По ходу сезона вы поиграли во всех тройках, кроме четвертой. Как сказалась столь частая смена партнеров?
— Конечно, приятнее, когда у тебя есть одна тройка и ты играешь только в ней. Но важно понимать, что тренерский штаб всегда думает, как улучшить игру команды. Если никого не трогать, оптимального сочетания не найдешь.
— Вас часто используют в меньшинстве. Нравится там играть?
— Да. Это плюс к игровому времени, а я люблю побольше находиться на льду. Это держит тебя в тонусе, так ты дольше остаешься «горячим», не застаиваешься. Мне легче, когда я постоянно в игре и у меня нет простоев на скамейке. Да и в целом меньшинство — важный аспект для команды.
— Кто в «Ак Барсе» лучший по меньшинству?
— Конечно, Лукоянов. Его смело можно назвать одним из лучших игроков по меньшинству во всей лиге. У него хороший опыт действий в этом компоненте. Еще Миша Глухов отлично играл в меньшинстве, но сейчас он уже тренер.
«Лукоянова можно назвать одним из лучших игроков по меньшинству во всей лиге»
— Есть мнение, что одна из причин плохого результата «Ак Барса» этого сезона — отъезд Воронкова в «Коламбус». У команды тут же распалась ударная тройка, в которой играли и вы, а новое топ-звено тренерский штаб так и не нашел. Насколько справедлива такая точка зрения?
— Если делать акцент на этом, то грош нам цена. Дима — сильный игрок, который делал большой объем работы и приносил огромную пользу, но если его никто не смог заменить, то это вопросы к нам. Ворон — молодец, игроков его плана в лиге немного.
— Даниил Журавлев в недавнем интервью сказал, что ждет Воронкова в Казани. А вы?
— Если Дима вернется, это будет большое усиление. В этом плане я его жду. Но какой вариант продолжения карьеры он выберет?
Oh, my English is bad
— Вы и сами были выбраны на драфте НХЛ, ваши права принадлежат «Чикаго». Американские тренеры с вами на связи?
— Бывает, пишут, но у меня контракт с «Ак Барсом», я полностью отдаюсь этому клубу. В первую очередь мне хочется выиграть Кубок Гагарина, это моя цель.
— Бывали ли вы в Северной Америке?
— В Канаде, когда в Эдмонтоне проходил молодежный чемпионат мира, еще ездил на юношеский турнир в Доусон-Крик и Форт-Сент-Джон. То есть дважды летал туда.
— Следите за результатами «Чикаго»?
— Конечно. Сейчас у команды перестройка, интересно наблюдать. Притом там выступает Коннор Бедард (первый номер драфта НХЛ-2023 — прим. ред.), слежу, какой он хоккеист, как он действует на льду.
«Слежу, какой Коннор Бедард хоккеист»
— Как у вас с английским?
— Oh, my English is bad! Если быть объективным, то плохо. Часто не понимаю, что говорят. Особенно сложно воспринимать речь американцев, канадцев — людей, у которых английский родной. Улавливаю только часть информации и ответить не смогу.
— Если вы выходите в одной тройке с Райли Барбером, то как общаетесь с ним?
— Это отдельное искусство. Английский хоккейный сленг я знаю, его не так сложно выучить. Другой вопрос: как американцы слышат нас, доходят ли до них наши мысли? Несколько лет назад в «Ак Барсе» было больше легионеров, играл за нас Виктор Тихонов. Он мне помогал в общении — не просто давал готовые фразы, но учил формировать целые предложения. Тогда за нас выступал Стефан Да Коста, он неплохо знал русский язык и мне помогал.
— С Брэндоном Бови можно поговорить, как и с Да Костой?
— Не сказал бы. Брэндон отлично разговаривает по-русски, хотя он и до нас пытается донести английский хоккейный сленг: рассказывает, как называется упражнение, как — снаряд.
«Брэндон Бови отлично разговаривает по-русски»
«Не могу просто лежать на диване»
— По ходу сезона вы завели свой телеграм-канал, активно его вели, но в феврале перестали. Почему?
— Я все пытаюсь возродить его, есть мысли, как начать это делать. В целом у меня нет привычки что-то брать и постить, ведь есть люди, которые только замечают что-то интересное, тут же делают пост в соцсетях. Бывает, по ходу дня нахожу что-то интересное, чтобы запостить, сажусь вечером это сделать, но понимаю, что ничего не запечатлел. Текстовый контент, наверное, не каждому интересен, сейчас мир тяготеет к быстрому получению информации: рилсы, фотографии.
— Вы в одиночку вели телеграм-канал или кто-то помогал?
— У нас в «Ак Барсе» работает эсэмэмщик Дамир: у него есть свой телеграм-канал, он отлично его ведет. Я с ним консультировался, что можно выкладывать, а что — нет, как лучше делать посты. Мне было бы легче, если бы я это дело полностью делегировал кому-нибудь. То есть я бы коротко надиктовывал, что написать, скинул бы пару фоток, а он бы все это красиво завернул. Или все бы выстраивалось наоборот. Он бы узнавал, какие у меня планы, заранее говорил, чтобы я не забыл сфотографировать ту или иную вещь… Но можно и самому. Вижу, что с каждым днем все больше и больше людей заводит каналы.
«Сейчас мир тяготеет к быстрому получению информации: рилсы, фотографии»
— Как проводите отпуск?
— Три недели просто отдыхал, ничего не делал — разгружал себя после сезона. Успели с супругой слетать на море. Потом приступил к тренировкам. Где-то 20 июня начну усердно готовиться к сезону… А что точно мое — это активный отдых. Не могу просто лежать на диване — такой отдых дается мне очень тяжело.
— В последнем интервью вы говорили о планах подняться на Эльбрус. Вы имели в виду этот год?
— Было в мыслях, но в этом году уже не буду — поезд ушел. Ничего, это остается в долгосрочных планах. Я ведь каждый отпуск пытаюсь найти что-то новое. В прошлом году мы впервые слетали на Мальдивы, в этот раз мы впервые раздробили наш отпуск и дважды слетали на море.
«Подняться на Эльбрус у меня в долгосрочных планах» (на фото с Никитой Дыняком)
«Однажды увидел Рейнольдса в «Тандеме» и просто встал»
— По окончании сезона вас несколько раз замечали на матчах УНИКСа. Насколько пристально следите за командой?
— Видел, как мою фотку выложили в телеграм-канал и подписали пост: «Лицо Ильи Сафонова передает настроение всех болельщиков УНИКСа сегодня». Я когда увидел этот пост, посмеялся. Даже комментарий хотел оставить со своего канала, но там нужна была какая-то подписка, чтобы это делать. Сам по себе баскетбол мне очень интересен. Это умный и динамичный вид спорта, я кайфую, когда смотрю матчи.
— Есть ли любимый игрок из УНИКСа?
— Нравится, как играет Кулагин, Маркос Найт отлично выступает, такой крепыш из УНИКСа, коренастый игрок. Однажды видел Рейнольдса в «Тандеме». Поехали туда с супругой, ходим по магазинам, смотрю — идет Рейнольдс. Я привык себя ощущать высоким (рост Ильи Сафонова — 193 см — прим. ред.), осознаю, что я выше остальных. И тут я встречаю Рейнольдса (рост Джалена Рейнольдса — 208 см — прим. ред.), и просто в моменте у меня — бам! Для него я, наверное, такой же маленький, как и все. Но на площадке габариты особо не ощущаются.
Было однажды, что я встретил волейболистов. В парке имени Горького есть кофейня «Ураган-сарай», зашли туда с супругой чай попить. Смотрим на дверь, а туда заходят два больших дяди, им пришлось пригнуться, чтобы головой не удариться. Тоже порой задаешься вопросом, как они с такими габаритами играют. По себе понимаю, что в каких-то моментах тяжело шевелить большими «рычагами».
«Для Рейнольдса я, наверное, такой же маленький, как и все»
— За НБА следите?
— Матчи не смотрю, только хайлайты. Там какой-то запредельный уровень игры. Хочу как-нибудь сходить на матч НБА.
— Есть там любимые игроки?
— Конечно, Леброн Джеймс — икона баскетбола. Нравится Стефен Карри, его броски — это нечто. Бывает, что сам играю в баскетбол, понимаю, какие же это мастера. Кобе Брайант был зверем, когда играл. Еще я смотрел «Последний танец» о Джордане, побольше бы таких сериалов снимали. Что наиболее важно, этот сериал получил известность не только среди спортсменов, но и среди обычных людей. После просмотра подобных видео дети идут заниматься спортом.
— Кто в «Ак Барсе» лучше всех играет в баскетбол?
— Петров и Радулов хорошо бросают. К сожалению, мы не играем пять на пять, а просто бросаем по кольцу. На «Татнефть Арене» у нас низкие кольца, сверху натянута сетка, поэтому траектории броска почти нет. На базе у нас большой зал, где можно поиграть на два кольца.
«Леброн Джеймс — это икона баскетбола»
— Вы со своим ростом забивали сверху?
— До стандартного кольца я не допрыгиваю. Все-таки я не очень хорош в прыжках, такова особенность нашего спорта. Прыжковая работа в хоккее тоже важна, но не так, как в баскетболе. Однако я стараюсь.