В Татарстане объявили об очередной беспрецедентной мере поддержки для новобранцев, подписавших контракт в республиканских военкоматах. Теперь единовременная выплата за заключение контракта составит 2 млн рублейФото: «БИЗНЕС Online»

Беспрецедентная выплата

На этой неделе раис Татарстана Рустам Минниханов объявил об очередной беспрецедентной мере поддержки для новобранцев, подписавших контракт в республиканских военкоматах. Теперь единовременная выплата за заключение контракта составит 2 млн рублей. На сегодня это одна из самых высоких выплат среди регионов. Выше только у Санкт-Петербурга, который предлагает 2,1 млн рублей. Однако РТ дает не только деньги, но и форму за 50 тыс. рублей, а также проводит подготовку на специализированных полигонах, расположенных в Казани.

По словам Минниханова, мера связана с желанием поддержать бойцов СВО, а главное — их семьи. «Все мы в неоплатном долгу перед вами, ребята. Рискуя собственной жизнью, вы защищаете Отчизну и мирное будущее нашей страны», — сказал раис Татарстана на недавней встрече с военнослужащими СВО.

Из чего складывается выплата? 1,3 млн рублей дает сама республика по линии ДОСААФ, причем из внебюджетных источников. Еще 400 тыс. выплачивает минобороны РФ, также предусмотрены выплаты от муниципалитетов (до 300 тыс. рублей).

«В целом деньги здесь людей не портят»: сколько зарабатывают и тратят на СВО?

Единовременная выплата положена всем, кто заключит контракт на территории РТ. Для этого нужно обратиться в любой ближайший военкомат или центр набора «Батыр». Но это не все. Жителям других регионов и иностранным гражданам оплатят проезд и проживание на время оформления контракта. Сегодня, к слову, в Татарстане оно, как правило, занимает не больше одного дня. Иностранцам и их семьям помогут получить гражданство РФ и ИНН.

У бойца будет возможность выбрать войсковую часть для прохождения службы, а также специальностьФото: «БИЗНЕС Online»

Что еще даст Татарстан

Кроме того, у заключившего контракт в РТ будет возможность выбрать войсковую часть для прохождения службы, а также специальность. После подписания контракта бойцу выдадут обмундирование и весь комплект необходимых вещей. Среди них — бронежилет, форма, тактические аптечки, обувь, пятиточечники, баул и спальный мешок.

Но и это не все. Перед отправкой в зону СВО новобранцы пройдут подготовку на специальных полигонах, которые расположены как в самой республике, так и в соседней Самарской области.

У заключающего контракт в Татарстане есть возможность выбрать воинскую часть и специальность. После подписания контракта бойцы сразу же получают единовременную выплату, обмундирование, весь комплект необходимых вещей и медикаментов. Перед отправкой в зону СВО военнослужащие проходят боевое слаживание. Обучение проходит на специальных полигонах в самой РТ и в Самарской области.

«Выхожу! Откат! Держу цель!»: как Татарстан готовит контрактников-новобранцев

Помимо финансовой помощи, контрактникам также гарантируются иные «бонусы». Так, предприятия, сотрудники которых подписывают контракт, сохраняют за ними место работы и выплачивают зарплату. Кроме того, из Татарстана в зону СВО еженедельно отправляются гуманитарные конвои, которые везут бойцам продукты, письма родных, транспорт, маскировочные сети, рации и другие необходимые вещи.

По словам рекрутера центра набора на контрактную службу «Батыр» Тимура Сафина, выплаты не единственное, что мотивирует кандидатов. «Многие интересуются тем, что выдается перед отправкой, и многих завлекает то, что в Татарстане есть обучение. Причем оно проводится профессионалами — людьми, которые были уже на СВО. Новобранцев обучают тактике, медицине. Те, кто выходит с обучения, получают достаточно полезную информацию. В часть они приезжают с куда более обширными знаниями, нежели из других регионов», — говорит он в беседе с нашим изданием.

Бойцу выдадут обмундирование и весь комплект необходимых вещей. Среди них — бронежилет, форма, тактические аптечки, обувь, пятиточечники, баул и спальный мешокФото: «БИЗНЕС Online»

Что говорят новобранцы?

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с новобранцами, которые пришли сегодня подписывать контракт в центр «Батыр» после увеличения единовременной выплаты. «Конечно, это приятный бонус для семьи, но я иду не за этим. Дело не только в деньгах, дело в чести и личном достоинстве. Я иду освободить Родину от этого ненужного гнета. У меня все есть: дом, коттедж, мне больше ничего не надо», — говорит 50-летний Юрий Лебедев.

Еще один кандидат в новобранцы, 31-летний Сергей Солдатов, отметил, что относится к увеличению подъемных крайне позитивно. Их он решил потратить на закрытие кредитов. 40-летний Виталий Мохов также пришел подписывать контракт в центр «Батыр». По его словам, выплаты — это «не первый вопрос», который его интересует. «Дошло до того, что уже дети там страдают. По поводу выплат ничего пока не планировал. В первую очередь, наверное, куплю себе амуницию», — сказал он.

Бросить пить, научиться завязывать жгут и не оставлять бычки: 20 советов контрактнику-новичку

Джаваншир Тугушев в свои 46 лет приходит в пункт набора уже не впервые, однако решил сперва получить гражданство. На подъемные планирует взять жилье в ипотеку для своей семьи. Еще один кандидат, Булад Дашидондоков, прибыл в Казань подписывать контракт из Забайкальского края. «Мы о повышении выплат и не знали, но это большой плюс, мы очень довольны. Даже если бы они остались теми же, наше решение не поменялось бы. Полученные деньги пойдут в бюджет семьи. Я из Забайкальского края, у меня очень много земляков на СВО. Хочется им помочь. В Татарстане я решил подписать контракт из-за условий оформления. Смотрю постоянно в интернете и вижу, что здесь все организованно», — сказал он.

«Когда увеличение было до 1,7 миллиона рублей, то в день прибавилось человек 10 желающих заключить контракт. На сегодняшний день через наш центр уходят 40–45 человек ежедневно. Я думаю, что с новыми мерами поддержки число желающих заключить контракт увеличится до 50 в сутки»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Увеличение единовременной выплаты влияет на принятие решения о заключении контракта»

Послужит ли стимулом увеличение разовых выплат от правительства РТ для новобранцев? По нашим данным, после июльской региональной надбавки от Минниханова в военкоматах республики действительно увеличилось число желающих отправиться на фронт. Наши эксперты также отмечают, что новая мера поддержки привлечет тех, кто до сегодняшнего дня сомневался.

Владислав Кузнецов — руководитель центра «Батыр»:

— В любом случае какое-то влияние подъемные оказывают. Но не все люди идут за деньгами, хоть это и приятный бонус. Увеличение выплат подстегнет тех, кто еще, может быть, сомневался. Основная цель у наших новобранцев не заработок, а патриотические идеи. У кого-то брат воюет, сын, отец.

Однако все предыдущие повышения в любом случае влекли за собой увеличение количества кандидатов на военную службу по контракту. Когда увеличение было до 1,7 миллиона рублей, то в день прибавилось человек 10 желающих заключить контракт. На сегодняшний день через наш центр уходят 40–45 человек ежедневно. Я думаю, что с новыми мерами поддержки число желающих заключить контракт увеличится до 50 в сутки.

Также многих мотивирует подготовка, которая проходит в Татарстане. Очень многие из кандидатов, которые приходят на оформление, уже слышали о том, что в Казани проводится обучение и первоначальная подготовка.


Сергей Толстых — учредитель ГК ЧОО «Застава»:

— От [поднятия] суммы выплат количество населения Российской Федерации не изменилось. Люди выносят ребенка 9 месяцев, потом его растят еще 20 лет, а потом еще его нужно подготовить. Те, кто хотел воевать по патриотическим соображениям, уже давно ушли. Да, события в Курске и Белгородской области подстегивают — и до сих пор идут люди по внутренним убеждениям работать. Но те, которые хотели отправиться за деньги, уже ушли. Плюс-минус 200 тысяч рублей, да, это небольшой процент увеличения даст, не спорю. Кого-то подтолкнет жизненная ситуация: погасить кредиты, закрыть долги и еще что-то. Но кардинальных изменений не жду. Я только что с фронта приехал, знаю, какая там ситуация.

Существенных изменений по потоку людей не будет по одной-единственной причине — их нет. Любую сейчас отрасль возьмите, начиная от услуг, заканчивая государственными службами, — везде катастрофическая нехватка кадров. Нет людей, просто нет людей. А брать мигрантов: таджиков и узбеков, которые не имеют ни специализации, ни профессионального какого-то образования, их наработать — это нецелесообразно. Например, в моей деятельности подобное просто по закону нельзя. Я считаю, что надо законодательно принять решение на уровне Совета Федерации. Все лица, получившие гражданство, которые хотят здесь жить и зарабатывать, если выбрали второй родиной Россию, пусть берут оружие в руки и защищают эту родину.


Тимур Камалетдинов — председатель комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию:

— Естественно, увеличение единовременной выплаты влияет на принятие решения о заключении контракта, потому что все люди, которые у нас сейчас подписывают контракт, при всех их патриотических взглядах в любом случае имеют хвост нерешенных бытовых вопросов. Подобное помогает закрыть все эти вопросы, кредиты, со спокойной душой подписывать контракт и уходить на защиту Родины.

Тем, кто сомневается, [поднятие выплат] позволит все-таки принять это решение. Очень многие люди, кого я, например, знаю, кто еще не подписал контракт, сомневаются именно из-за огромного количества незакрытых вопросов.

Достаточно ли 2 миллионов — вопрос субъективный. У всех разная экономическая ситуация: с долгами, кредитами и прочим. Плюс очень сильно разнится набор вещей, которые нужны бойцу там (в зоне СВОприм. ред.). Понятно, что форму и бронежилет ему выдадут, но есть всякие специальные вещи, индивидуальные снаряжения. Все зависит от того, куда человек хочет идти. То есть если он отправляется в штурмовые отряды, то это одно, если он идет, допустим, в БПЛА — это другое, если просто в какое-то подразделение, куда, условно говоря, его минобороны распределило, — это третье. Здесь индивидуально надо смотреть.

Самое главное — продолжать поддерживать наших бойцов, чтобы они видели, что не только экономически деньгами их поддерживают, но и гордятся ими здесь, в тылу, что они действительно наши герои. Нужно продолжать популяризировать службу в армии и защиту Родины для того, чтобы быть воином было не только внутренним рвением, но еще и, так скажем, модно.


Инсаф Гараев — автор благотворительного телеграм-канала «Реалист Реальный»:

— Дополнительные подъемные — где-то тысяч 350 — уйдут на шикарную амуницию. Это бронезащита класса 5 плюс, шлем, обувь, тактические перчатки, очки, определенная оптика для автомата. А если брать к тому же, допустим, тепловизор и прочее, то можно вообще 500 тысяч потратить. Это без учета еще более современного технического оснащения. Если человек хочет максимально себя подготовить, то из подъемных на такое уйдет тысяч 500.

Одно дело — поднимать размер выплат для мотивации желающих. Но все-таки уже на фронте давно растет недовольство среди мобилизованных, которые практически ушли бесплатно, без каких-либо подъемных. У них только текущие выплаты идут. Вот если бы им сделали какую-то выплату, тогда бы на линии боевого соприкосновения настроенность и мотивация в разы бы поднялись. Очень много получаю сообщений от мобилизованных, которые ушли в 2022 году, [с вопросом о том], почему их «кинули». Они все ждут, что им могут сделать какую-то разовую выплату для поднятия стимула и боевого духа. Эту тему надо поднять, она более актуальная.

Моя позиция остается неизменной — все выплаты и подъемные дают кратковременный эффект. Но чтобы закрыть все необходимые потребности в живой силе на фронте, рано или поздно страна придет к мобилизации. Только последняя может закрыть полные потребности. Я понимаю, что государство наше пытается использовать пока всевозможные инструменты, рычаги, чтобы избежать мобилизации. Но, общаясь с окружением, вижу, что пока эти подъемы [выплат] не перекрывают всю потребность в живой силе, которая необходима не то что для удержания текущих позиций, а для того, чтобы наступать и идти вперед.


Эдуард Шарафиев — депутат Госсовета РТ VI созыва: 

— Размер единовременной выплаты повышается, потому что другие регионы увеличивают ее. Идет постоянная конкуренция за личный состав, готовый заключить контракт. Когда сумма выравнивается примерно, начинается подъем выплат. Понятно, что в Москве и Питере чуть выше, но если ехать туда чуть дальше, то возникают определенные расходные составляющие: билеты, дорога, проживание, прохождение медкомиссии и так далее. То есть если разница в сумме незначительная, она перестает играть роль. В результате бойцы решают заключить контракт здесь, в Татарстане, причем не только из республики, но и из соседних регионов. 

2 миллиона будет значительной суммой, например, для жителей сельских регионов, даже в нашей республике. Но люди могут по-разному, конечно, эти средства планировать. Многим может показаться, что это очень-очень большие деньги. Кто-то, может быть, жилищные условия улучшает, кто-то переезжает, кто-то детей куда-то устраивает и так далее. То есть для многих это могут быть очень значимые суммы. 

Кто бы что ни говорил, понятно, что мы видим увеличение желающих заключить контракт только тогда и только там, где есть подъемные. Это, к сожалению, очень плохая тенденция на самом деле, потому что нельзя все мерить деньгами. К сожалению, сейчас все больше и чаще специальная военная операция измеряется только количеством денег, именно единовременных выплат и выплат, которые осуществляются бойцам уже во время службы по контракту.

Что еще можно сделать? Помимо материальной помощи, работает много льгот и различных вещей, которыми могут воспользоваться как бойцы, так и их родные и близкие, но, к сожалению, нигде нет единого перечня или окна, куда можно обратиться. Есть фонд «Защитники Отечества», который на себя берет большую часть работы, но тоже не всю. Было бы хорошо, если бы кто-то (возможно, фонд «Защитники Отечества») взял на себя данную функцию, чтобы стать одним окном, где бойцы, которые возвращаются по ранению, демобилизации или по окончании контракта, добровольцы, родные и близкие могли получить все причитающиеся льготы в одном окне. Очень много различных льгот — и о них еще больше бы все знали, если бы они предоставлялись в одном окне. Тогда мы бы и поняли, чего не хватает, где что не работает. Потому что когда льготы разрознены и предоставляются в разных местах, то создают определенный резонанс, мы не можем понять, насколько эффективно они работают.


Марат Галиев — депутат Госсовета РТ, замкомандира по техчасти батальона «Эспаньола»: 

— Конечно же, любая помощь контрактникам и членам их семей нужна и очень важна. О разнице в суммах и мерах поддержки в разных субъектах говорят уже давно. Мое личное мнение, что выплаты и помощь должны быть централизованными и единообразными. Деньги, конечно же, немаленькие, на первое время [их хватит, чтобы] обеспечить семью и близких.

Какие еще меры поддержки могут быть для того, чтобы мотивировать людей? Я предлагал руководителю исполкома одного из районов республики строить дома и передавать их ребятам, готовым подписать контракт. Объекты по проекту арендных домов, с земельным участком, ремонтом и мебелью. Такие дома по программе строят в Татарстане уже давно. Раз уже есть в других субъектах меры поддержки, которые отличаются, то и мы можем ввести свою меру поддержки и увеличим количество контрактников от РТ. Стоимость такого дома составляет примерно 3 миллиона рублей. И деньги оставим в республике, и жилье будет новое и комфортное у ребят, и желающие из других субъектов, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, узнав об этой мере поддержки, будут заключать контракт от республики. А Первопрестольная и другие более богатые регионы не смогут себе такое позволить.